Как заведенный: гиперактивный ребенок и его воспитание. Ребенок гиперактивный 4 года


Гиперактивный ребёнок - признаки, активный ребенок в 3 года

Гиперактивность

новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.

home-alone

Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.

Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.

Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.

СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.

Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.

Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.

Мальчик с шарикамиОсновные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.

В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.

Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.

Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.

Признаки гиперактивности:

Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:

Недостаток внимания:

Двигательная расторможенность.

Импульсивность.

Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.

Мальчик прыгает на кровати

В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:

Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.

Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.

Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.

Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.

Отличие активного ребенка от гиперактивного.

Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.

Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.

Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.

Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.

Гиперактивные дети в школе.

Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:

Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.

Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.

detki.guru

Гиперактивный ребенок — что делать? Признаки гиперактивности, советы родителям

Вася не секунды не сидит на месте? Рассеянный пятилетка Никита уже замучил воспитателей? А вспыльчивая школьница Маша никак не может завести друзей? Вы начинаете подозревать неладное? Гиперактивный ребенок (80% из них — дошкольного возраста) нуждается в вашем понимании. Объясняем, что скрывается за такой бурной деятельностью.

гиперактивный ребенок
ФОТОGettyImages

Короткий ликбез. Гиперактивность у детей — расстройство неврологического происхождения, которое в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. При адекватном интеллектуальном развитии и непрерывном движении, главная характеристика — это «дефицит внимания». По данным российского психологического центра коррекции поведенческих реакций почти 20% детей в России в разной степени подвержены этому синдрому.

Основные признаки:

— моментально отвлекается и не слушает, когда ему говорят;— болтун;— умудряется производить шум даже в тихом действии;— не придает значения деталям и подробностям;— неорганизованный;— теряет или забывает вещи; — не заканчивает начатое; — сложно дождаться своей очереди;— не может долго играть в одно и то же; — не подчиняется указаниям, бывает тяжело выполнить то, о чем его просят;— испытывает трудности с усвоением информации, низкая успеваемость;— не любит писать и рисовать;— немедленно принимает решения, не задумываясь о последствиях;— часто ведет себя высокомерно по отношению к сверстникам.

До 3—4 лет все эти пункты — лишь примета взросления. Но если эти приметы продолжают ярко проявляться и после четырех лет, то скорее всего речь идет о гиперактивности. Кроме того, не путайте это понятие с избалованностью и капризами.

гиперактивный ребенокФОТОGettyImages

В каждый период жизни симптомы гиперактивности проявляются совершенно по-разному. Сверяемся с тревожными «звоночками».0 — 2 года. Нарушение ритмов сна и приема пищи. Неожиданно просыпается и сопротивляется «ритуалам» по регулярному уходу. 2 — 3 года. Демонстрирует незрелость в отношении языка, речевых формулировок и выражении эмоций, попадает в передряги, весь в синяках, болячках и ушибах.4 — 5 лет. Игнорирует социальную адаптацию, не считает, что нужным следовать каким-либо правилам.От 6 лет и старше. Чересчур импульсивный, «троечник», асоциальный.

Причины, вызывающие гиперактивность

Некоторые эксперты утверждают, что это явление вызвано задержкой в развитии мозга. Другие указывают на наследственные факторы. И, наконец, существуют и те, кто склоняется к микро-ущербам в структуре ГМ, которые непросто обнаружить, применяя актуальные диагностические методы.

гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок Что делать?

В настоящее время, чтобы справиться с суперподвижным и неусидчивым юным созданием специалисты предлагают три формы лечения: * Фармакология: специальные лекарства являются хорошей поддержкой, если сочетаются с процессами обучения, регулирующих поведение.* Психология: вся ответственность на папе и маме, которым необходимо создать дома стабильную среду с установленными четкими правилами. * Образование: вознаграждения и наказания в изучении нового.

гиперактивный ребенокФОТОGettyImages

Советы родителям гиперактивного ребенка

— важный момент — гиперактивный ребенок в детском саду или школе. Залог успеха — сотрудничество преподавателей, родителей, психологов, логопедов и т. д. Командная работа!— нельзя ожидать, что наш непоседа будет вести себя идеально в ситуациях, созданных для взрослых, таких как шопинг, длительный перелет, ужин в ресторане.— никаких поблажек, если старшие устанавливают стандарты, то и сами их соблюдают.— постарайтесь сохранять спокойствие — отмечайте промежуточные достижения. Куда более разумно поощрять любой прогресс.— хвалите и подбадривайте любую неугомонность. Большинство из нас привыкли концентрироваться на проступках и непослушании, но это в корне не верно. Культивируйте правильные ценности и радуйтесь даже крошечным достижениям. — при наличии большего числа братьев и сестер члены семьи чувствуют себя виноватыми за то, что уделяли меньше времени более спокойным и зажатым детям. Находите силы для каждого!

www.elle.ru

Гиперактивный ребенок. Что делать? | Detki.today

Гиперактивный ребенок. Что делать? Любить, растить, воспитывать, принимать его целиком как есть – характер, поведение, эмоции и т.д.

Содержание:

Гиперактивность: определение, признаки, причины

Гиперактивностью у детей считается состояние, при котором они чрезмерно активны, возбуждены и эмоциональны. Ребёнок ни секунды не может посидеть на месте, сосредоточиться на одном занятии, энергия бьёт ключом и кажется, что такого заряда может хватить на нескольких нормальных взрослых людей. Среди толпы детей малыш выделяется своей активностью и непоседливостью, как белая ворона, и это может создавать неудобства окружающим: родителям, воспитателям, сверстникам. Так внешне выглядит гиперактивный ребёнок. И очень ярко становиться видна симптоматика в возрасте 3-4 лет. В более ранних годах сложно говорить о повышенной возбудимости и активности, так как этому могут быть другие причины: колики, зубы и пр.

Врачи выделяют три вида гиперактивности с разными симптомами.

1. Дефицит внимания без гиперактивности

Проявляется следующими признаками:

2. Гиперактивность/импульсивность без дефицита внимания

Симптомы:

3.Гиперактивность с дефицитом внимания, т.е. смешанный тип

К причинам чрезмерной активности медики относят нарушения внутриутробного развития (в том числе обусловленные наркотиками, курением, стрессами, инфекциями во время беременности), генетическую предрасположенность, недоношенность, травмы во время родов, индивидуальные особенности психики и развития головного мозга.

Альтернативные мнения

Нужно понимать, что, хотя состояние гиперактивности и было официально признано врачами и учителями по всему миру, оно не изучено полностью. Нередко такое поведение объясняется особенностями характера, психики, реакцией на окружающую действительность (семейные неурядицы, в частности). Интересно, что, по данным последних исследований, в школьном возрасте дети с таким диагнозом отстают от своих сверстников в учёбе из-за неусидчивости, но при этом интеллектуально и творчески более развиты. Часто оказывается, что при всей своей подвижности они способны значительно быстрее других учеников усваивать новую информацию. Скажем, за 10-15 минут ребёнок может выучить поэму, но высидеть целый урок ему тяжело.

Существует немало психологов, считающих гиперактивность не болезнью или расстройством нервной системы, а особенностью темперамента. И то, что детей с таким качеством становится всё больше, относят к нормальной закономерности всё ускоряющихся темпов жизни, связанных с развитием техники и увеличением поступающей к человеку информации. Американский психолог и эксперт по семейным отношениям Джон Грей вводит понятие реактивного темперамента, описывая симптомы гиперактивности. Таким детям, по его мнению, не стоит мешать в подвижности, неусидчивости и склонности менять занятия на полпути, но их нужно направлять к той или иной деятельность, т.е. подсказывать и демонстрировать новые дела и задачи.

Бывают ли гиперактивные дети успешными?

Как мы уже писали, гиперактивные дети имеют высокий интеллектуальный и творческий уровень. Однако это вовсе не значит, что все они априори талантливы и успешны или наоборот. Тем не менее дети с повышенной возбуждаемостью и эмоциональностью способны ярко и убедительно выражать чувства (свои и чужие) посредством игры и движения. У многих из них проявляется актёрский, музыкальный дар, некоторые становятся успешными спортсменами, танцорами и др. Так, гиперактивность приписывали многим известным личностям: Моцарт, Шоу, Пушкин, Македонский, Линкольн, Достоевский, Ньютон, Эйнштейн, Эдисон, Пикассо, Дали, Уолт Дисней, Генри Форд, Дэвид Нилман.

Итак, гиперактивный ребёнок. Что делать?

Сделать из сверхактивного малыша спокойного, конечно, не удастся, но скорректировать его поведение и погасить возбудимость можно

Сделать из сверхактивного малыша спокойного, конечно, не удастся, но скорректировать его поведение и погасить возбудимость можно

Воспитание гиперактивного и спокойного ребёнка в общем основываются на одних принципах. С той только разницей, что в первом случае всего должно быть в разы больше: внимания, заботы, занятий и т.д. Родителям таких детей в большинстве случаев приходится также много работать над собой: над своими привычками, характером, дисциплинированностью, терпимостью и пр. При этом сделать из сверхактивного малыша спокойного, конечно, не удастся, но скорректировать его поведение и погасить возбудимость можно.

1. «Главней всего – погода в доме»

Любой малыш, даже самый спокойный, ощущает и реагирует на окружающую его эмоциональную атмосферу. У гиперактивного ребёнка чувствительность повышена в разы. Если в доме всё легко и спокойно, таким будет и его маленький обитатель. А когда отношения между родителями напряжены, имеют место скандалы и непонимание, малыш с тонкой психикой всё это будет перенимать. Возбудимость, нервность, отрицательные эмоции его захлестнут с намного большей силой, чем взрослых.

2. Хорошее отношение к малышу и общение с ним

Доброжелательство к ребёнку, внимательность, понимание и отношение как к равному – это кажется простым. Но с гиперактивным малышом не всегда родителям легко сохранить внутреннее равновесие, не выйти из себя и не отругать его. И всё же это необходимо. Когда взрослые выходят из себя, кричат или применяют силовые методы воздействия, ребёнок теряет уважение, начинает бояться, делать назло. Это относится к детям с любым темпераментом, а к сверхактивным в особенности, так как всё у них проявляется намного более утрированно.

Гиперактивному ребёнку необходимо дать достаточно свободы для его неусидчивости, подвижности и деятельности, одновременно установив чёткие границы, которые переступать нельзя. Сделать это можно только доброжелательно и твёрдо разговаривая с малышом, просто и чётко объясняя, почему нужно делать так или эдак. При этом в общении со сверхактивным ребёнком следует избегать длинных тирад – он их не в состоянии дослушать.

3. Запреты

Запретов не должно быть слишком много – это ограничивает свободу и значительно усложняет развитие. Когда в доме всего нельзя, малыш чувствует себя, как в клетке, не зная чем заняться. Выход своему бурному темпераменту он находит в преодолении запретов всеми возможными способами. К примеру, «нельзя трогать розетки» и «нельзя играть посудой». Первый запрет нужно внушить ребёнку в самом маленьком возрасте, объяснив причину. Но почему бы не позволить ему играть с кастрюлями – вреда от этого не будет ни для самой утвари, ни для родителей, а у малыша будет «взрослое» занятие. Не стоит употреблять категоричные «нет» и приказные интонации. Это вызовет протест. А самым лучшим способом решить проблему запретов – это занять малыша, о чём расскажем дальше.

4. Коррекция поведения

Ребёнок может быть невнимательным, а то и агрессивным, по отношению к окружающим. В этом случае родителям нужно разговаривать с ним и показывать на собственном примере, как себя нужно вести себя. К примеру, малыш вдруг начал толкать сверстников. Чтобы пресечь такую агрессию, для начала необходимо объяснить ему, что другому мальчику или девочке так можно сделать больно. Делать это лучше эмоционально, жалея обижаемого. Если такие уговоры не подействуют, то маме (или папе) нужно твёрдо предупредить ребёнка, что они будут поступать с ним точно так же, как и он с другими детьми. Бывает, что достаточно одного такого обещания. Если предупреждение не помогает, то придётся хотя бы один раз толкнуть ребёнка (чтобы ему было неприятно, но без травм). Такой способ коррекции (т. е. поступить с ребёнком так же, как это делает он сам по отношению к другим) может не сработать в 3 года, а вот в 4 и позже действует хорошо.

5. Занять ребёнка и помочь ему реализовать потенциал

Гиперактивный ребёнок – это сгусток неуёмной энергии. Лучший способ дать ей выход – занять малыша. Такие дети прекрасно себя чувствуют и проявляют в творчестве, спорте, музыке, танцах. Очень хорошо с раннего возраста развивать мелкую моторику, занимать руки – ведь они у них постоянно в движении. Тут очень помогают занятия по методике Монтессори (цилиндры, башни, сыпучие материалы, застёжки, завязки и пр.), рисование (в т. ч. руками), лепка, плетение, аппликации, вырезание фигурок, складывание конструкторов, мозаик и пр. Очень интересно наблюдать, когда ребёнку 2-3 лет, неспособному полминуты посидеть спокойно, дают в руки коробочку с пуговицами, камешками или другими мелкими предметами. Ими малыш может преспокойно заниматься 10-15-20 минут, словно завороженный.

После 3-х лет детей можно пробовать водить на танцы и в спортивные секции. Здесь сверхактивный малыш задействует все мышцы, эффективно расходуя тот избыток энергии, что не даёт ему покоя. Также хорошо предложить ребёнку позаниматься в студии актёрского мастерства. Здесь он сможет оставить свою излишнюю эмоциональность, а, возможно, это поможет открыть талант.

Так занимаясь малышом, родители помогут ему стать более спокойным, собранным и уравновешенным, развить и реализовать творческие способности. Пожалуй, основная прелесть гиперактивного ребёнка состоит в том, что он может двигаться в нескольких направлениях одновременно, успевая везде. Если правильно организовать его.

6. Подходящая среда дома

Хорошо создать для ребёнка дома удобную ему среду, т.е. все его игрушки, книжки, предметы для занятий творчеством расположить в доступных местах. Например, можно приобрести специальную низкую детскую мебель. Так малышу не придётся постоянно обращаться за помощью к родителям (а это порой раздражает детей и взрослых) и поможет становиться самостоятельней.

7. Режим

Для гиперактивного ребёнка очень важен чёткий режим дня. Его нужно приучить спать и есть в одно и то же время. День за днём повторяющийся ритм придаёт спокойствия и уверенности. Малыш должен высыпаться, иначе он будет неуправляем – активности не уменьшится, а вот возбудимость возрастёт сильно. На ночь хорошо почитать добрую сказку, спеть колыбельную. Если ребёнок спит плохо, перед сном можно дать несколько капель валерианы. Что касается дневного сна, то в большинстве случаев после 3-лет гиперактивного малыша уложить спать в светлое время суток почти невозможно. Да пожалуй, и не стоит.

Когда стоит обратиться к медикаментозному лечению

К лекарственным препаратам стоит прибегать, когда:

В этих случаях следует обратиться к своему врачу и пройти обследование у невролога, психолога, психиатра, на основании которого будет прописано лечение. Назначать препараты самостоятельно ни в коем случае нельзя.

Гиперактивный ребёнок может стать, как тяжелым испытанием для родителей, так и большой наградой. И зависит это в большей степени от взрослых.

Видео

Гиперактивный ребенок — Школа доктора Комаровского

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский

detki.today

Что делать когда 4 месячный ребенок гиперактивный. Ребенку 4 месяца. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Ребенку 4 месяца

Что делать, если 4-летний ребенок проявляет гиперактивность

Статья расскажет, какие отличительные характеристики имеет гиперактивный ребенок 4 года. Воспитание гиперактивного ребенка задача трудная. Родители узнают методы, направленные на решение задачи, как справиться с гиперактивным ребенком.

В современном обществе детей, которых раньше называли трудными, называют гиперактивными. На самом деле гиперактивность не всегда означает наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Симптомами гиперактивности являются нескоординированные движения, расторможенность речи, очень быстрая переключаемость внимания, а так же отсутствие страха перед препятствиями. Все эти симптомы легко принять за невоспитанность.

Невоспитанность или гиперактивность

Гиперактивный ребенок в 4 года не обязательно нуждается в медикаментозном лечении. Неврологи обычно не ставят таких диагнозов до того, как ребенку не исполнится 5-6 лет. Основными признаками гиперактивности в 4 года является то, что ребенок не понимает слово «нельзя», при повторении обоснованных замечаний, ребенок продолжает поступать по-своему, в течении десяти – пятнадцати минут ребенок не может сидеть спокойно.

Движения ребенка носят хаотический характер. Прежде, чем ставить диагноз, невролог должен учитывать не только наличие симптомов гиперактивности, но и их длительность и то, различается ли поведение ребенка в разной обстановке.

Если все-таки гиперактивность

Воспитание гиперактивного ребенка задача трудная. Главное – не впадать в панику. Неправильная реакция на поступки ребенка может усугубить состояние малыша. Обычно родители ребенка впадают в две крайности. Это или чрезмерная опека малыша, в связи с чем ребенок не может научиться себя контролировать, либо слишком негативная оценка его поведения. Второй вариант вызывает у ребенка не желательный стереотип восприятия себя как личности, и так же не развивает самоконтроль у ребенка. Сейчас гиперактивность у детей настолько распространена, что выработаны методы, направленные на решение задачи, как справиться с гиперактивным ребенком.

В первую очередь нужно ввести распорядок дня. Четкое расписание помогает отрегулировать биоритмы. Если ребенок проявляет творческую деятельность, необходимо хвалить его, чтобы у ребенка выработалась усидчивость, и он смог в будущем лучше концентрировать внимание.

Замечания ребенку нужно делать конкретные. Многословность тут ни к чему. Нужно учить ребенка доводить дело до конца, завершать поставленные задачи. Ребенка с СДВГ стоит отдать в спортивную секцию.

Что делать, если у вас растет гиперактивный ребенок: подарите ему больше двигательной активности

Моему сыну 5 лет, ходим в садик. В самом начале, когда проходил адаптацию, всем и нам и воспитателям пришлось зарядиться терпением из-за его гиперативности. При это были проблемы с речью, вместе с садом мы дополнительно ходили к логопеду. Но для быстрой адаптации наш педиатр выписывала нам успокаивающее средство зайчонок. В аптеке нашла сироп и мармелад, мармелад понравился сыну больше, он воспринимал его как конфеты. На время приема препарата мальчик стал спокойнее, внимательнее, лучше слушался воспитателей.

Моей дочке тоже ставили гиперактивность. Очень мало спала с самого рождения, ее ни на секунду нельзя было оставить одну, забиралась в такие места, куда, казалось бы не возможно залезть. Уматывались с нею всей семьей. В пять лет начали 3 раза в неделю водить ее на танцы. Ей безумно нравилось. И эти нагрузки в какой-то мере утомляли дочку и утихомиривали. Но не на долго. С ужасом ждем: в следующем году ей в школу.

У нас старшему ребенку ставили гиперактивность. Это был ураган. Я выматывалась с ним так, что вечером падала с ног. На улице носился, убегал, в магазине устраивал концерты с криками. Обижало непонимание окружающих. Начинали ругаться, что ребенок распущенный и все в этом духе. А ребенок просто гиперактивен. Мне его не унять было. Делали ванны с травами, обливания, как указано выше в статье. Квартира наша мала, поэтому даже самый скромный игровой комплекс тут не установишь -ведь детей несколько. Но я нашла способ -мы начали вместе ходить на пробежкис самого маленького возраста) Это частично решило нашу проблему.

Ой, у нас старший тоже был не подарок. Крученый, подвижный как ртуть, ни одной секунды на месте. Терпели, осаживали постоянно. В 6 лет отдали на плавание. Сейчас он в спортивной группе. Участвует в соревнованиях. Занят каждый день. Школа-бассеин-дом-уроки-сон. Времени на побеситься практически нет. Он, правда стал намного спокойнее.

Таких детей обязательно показывают специалистам (хотя иногда родители даже не понимают, что это отклонение), которые сами назначат успокоительное и комплекс упражнений для ребёнка.

физические упражнения успокаивающе воздействуют нам и они не помогают. я стала водить свой маленький ураганчик в секцию художественной гимнастики, думала, что хоть после тренировки будет поспокойнее. ничего подобного! после тренировки у нее как будто еще в два раза больше энергии появляется. ей безумно нравятся занятия, но успокоить дочку хоть как-то, они не в силах

Вот,у меня старший сын гиперактивный!Никакого покоя никому не давал никогда.Таким детям нужно уделять очень много внимания,они могут познавать новое круглосуточно.Спорт,действительно помогает.Всё же,с возрастом такие люди практически не меняются,по крайней мере,мой.Мне кажется,это очень сложные дети,родителям надо иметь огромное количество терпения.

Наш проект посвящен вопросам здоровья, развития, ухода и воспитания детей. В наших статьях мы затрагиваем вопросы физического и психологического развития малышей от самого рождения. Мы расскажем в чем заключаются особенности каждого периода в жизни ребенка. Также вы найдете раздел про детские болезни: как вовремя распознать симптомы, правильно диагностировать заболевание и наиболее действенные и безопасные методы лечения.Внимание! Информация предоставлена для ознакомления и не может являться руководством для самостоятельной диагностики и лечения

Copyright 2016 Наши пупсики: online журнал для родителей Копирование материалов с сайта разрешено только при указании активной ссылки на источник

Гиперактивный ребенок - что делать? 6 советов психолога!

«Ребенок гиперактивен» - что это значит? Что ребенок активен, много двигается, суетлив, вертится, много говорит, часто и быстро переключает свое внимание, не усидчив, неудобен, непослушен, импульсивен, ему трудно контролировать себя и свое поведение. И что вам (родителям, воспитателям, педагогам) рядом с ним сложно.

«Ребенок гиперактивен» - когда вы слышите или подозреваете это о своем ребенке, что вы как родитель можете сделать?

Для начала, конечно, отвести ребенка в игровую группу или на индивидуальные занятия с психологом.

Затем хорошо бы самому немного разобраться в теме, почитать о гиперактивности, получить консультацию специалиста. Консультация нужна родителю не только для того, чтобы получить информацию. Нужны также советы, как быть с ребенком, а часто – еще и немного психотерапии, поскольку, как я написала выше, родителям бывает сложно и трудно рядом с «неудобным» ребенком. Также семейная терапия полезна тем, что на ней можно обнаружить, какое ваше родительское поведение стимулирует гиперактивность ребенка, какое – улучшает ситуацию.

Что можно сделать еще:

1) Помогайте ребенку останавливаться.

Гиперактивному ребенку сложно сосредоточиться. Когда его внимание скачет с одного раздражителя ну другой, он не успевает по-настоящему вступить в контакт ни с одним из них. Помогите ему с этим. Каждый раз, когда ребенок берет что-то в руки, слышит что-то или на чем-то останавливает свой взгляд, задайте ему несколько вопросов. Например: «Что это ты слышишь? Как тебе кажется, кто издает этот звук? Он громкий или тихий?», «Ты замечаешь, какой легкий этот предмет у тебя в руках? Он мокрый или сухой? Гладкий или шершавый?», «Что ты увидел? Какого цвета этот предмет? Что тебе в нем понравилось?».

Не стимулируйте ребенка останавливать свое внимание искусственно. Если ребенок «бросает» очередной раздражитель, просто «идите» вслед за ним. Ваша задача – не задержать ребенка подольше, а помочь вступить в более глубокий контакт там, где малыш задержался хоть на секунду.

2) Помогайте ребенку слушать себя.

Поскольку гиперактивные дети часто отвлекаются на внешние раздражители, они не успевают прислушаться к себе и не очень умеют это делать. Вы можете помочь ребенку слушать себя, задавая ему вопросы о его ощущениях: «Тебе сейчас жарко или холодно? Что чувствуют твои ручки в этих варежках? Ты хочешь пить? Тебе нравится играть в эту игру?» и т.д.

3) Играйте в тактильные игры.

Тактильные ощущения помогают гиперактивным деткам вернуться к своим ощущениям. Обычно эти дети любят массаж (вспомните знакомое всем из детства «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»), игры с водой, песком, пластилином, глиной, рисование пальчиками и даже ногами.

Игр с песком, пластилином, глиной – великое множество. На наших игровых занятиях с родителями и детьми мы каждый раз придумываем и открываем новые способы игры с этим материалом. И что поразительно – даже самые нетерпеливые детки обычно усаживаются играть с песком или глиной.

4) Играйте в подвижные игры.

Гиперактивные дети много двигаются, но при этом плохо умеют управлять своим телом. Важно играть с ними в игры, помогающие им развить способность контролировать свои движения, владеть своим телом, лучше чувствовать границы своего тела и помещения, в котором находится малыш. Это поможет ребенку вовремя остановиться, быть более ловким (гиперактивные дети часто неуклюжи, то и дело что-то разбивают и проливают).

Как играть в подвижные игры? Во-первых, никто не отменял банальных и вечных пряток, жмурок и догонялок.

Также можно играть в различных животных, изображая их. Одни животные прыгают, другие бегают, третьи косолапят, четвертые носят своих детенышей в сумки, у пятых – огромные уши. На моих занятиях дети очень охотно изображают животных, мы по очереди угадываем, кого они загадали.

Моя дочь очень любит совмещать животный театр с догонялками. Мы догоняем убегаем как зайцы, затем как лошадки, затем как медведи и т.д. В конце, когда устала, дочь обычно говорит: «Теперь давай как мы».

Можно играть в перешагивание через преграды, перепрыгивания луж. Можно останавливаться в момент, когда останавливается музыка. Все это здОрово помогает деткам развить контроль над своим телом.

Много таких упражнений и игр присутствует и на наших танцевальных занятиях, которые, несомненно, также очень полезны для гиперактивных детей.

5) Учите ребенка выбирать.

Всемирно известный детский психотерапевт Вайолет Оклендер пишет: «У всех детей есть потребность в ощущениях, возникающих в процессе выбора; гиперактивные дети особенно нуждаются в возможности упражнять свою волю и суждения».

Предоставляйте ребенку выбор. Когда вы рисуете, спросите его, каким цветом он хочет рисовать. Когда одеваетесь – какие колготки? Когда едите фрукты – яблоко или грушу? Такими вопросами вы снова помогаете ребенку вернуться к себе, внутрь себя от всех этих бесконечных внешних раздражителей.

6) Уважайте ребенка.

Этот совет банален, но, на мой взгляд, бесконечно важен. Вайолет Оклендер замечает, что когда гиперактивный ребенок видит, что его уважают, воспринимают всерьез, контактируют именно с ним, а не с ярлыком «гиперактивность», то он расслабляется и становится куда более усидчивым и спокойным.

Ребенок, которого наделяют этим ярлыком, неудобен, с ним, повторюсь, тяжело. Но не легче и ему самому. Есть много подводных камней, которые невозможно озвучить в такой маленькой статье. Но, как психолог, я знаю, что этим детям живется непросто. У них низкая самооценка и им сложно доверять миру, который обычно довольно критичен по отношению к ним.

Уважайте ребенка. Уважайте его чувства, его способы предъявить их. Помните, что его поведение (пусть даже такое неудобное для вас) – это просто его способ справиться со своими трудностями и приспособиться к этому трудному для него миру.

Читайте на эту тему:

Новые материалы с главной страницы:

Источники: http://www.webkarapuz.ru/article/chto-delat-esli-4-letniy-rebenok-proyavlyaet-giperaktivnost, http://www.pupsek.com/razvitie-detej/rannee-razvitie/chto-delat-esli-u-vas-rastet-giperaktivnyj-rebenok.html, http://slovomame.ru/article/2025

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Что делать с гиперактивным ребенком?

Подвижного и жизнерадостного малыша легко перепутать с гиперактивным ребенком. Во многих ситуациях они ведут себя похоже, только  последний все и всегда делает «слишком» и «чересчур»... 

Почему ребенок становится гиперактивным?

Точное название диагноза – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Причина недуга – поражение головного мозга, причем повлиять может вторжение любой интенсивности, даже незначительное. Например, после кесарева сечения: когда кроха слишком быстро попадает в другие условия, сосуды его мозга не успевают адаптироваться к перепадам давления и дают сбой. 

Аналогичный результат провоцируют травмы головы и высокая температура во время болезни до 3 лет. В этот период быстро увеличиваются объем головного мозга и площадь его коры, которым для правильного развития нужен щадящий режим.  

ФАКТ. В больших промышленных городах и особенно в  йододефицитных регионах дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности рождаются чаще. 

Гиперактивен ли ваш малыш? 

Главная характеристика гиперактивного ребенка − неспособность к самоконтролю. Но поскольку и здоровый малыш начинает осознавать свои поступки не раньше 3−5 лет, то окончательный диагноз  можно поставить только ближе к 6 годам. До этого момента врач будет предполагать, что кроха находится в группе риска, и контролировать его состояние. Гиперактивность легко спутать с невоспитанностью или сменой поведения на фоне стресса (переезд, развод родителей). 

В последнем случае нетипичными поступками малыш в течение некоторого времени попытается сообщить родителям о том, что его беспокоит. А гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно постоянно. 

Процедура опознания: три главных симптома СДВГ

1. Невозможность сконцентрировать внимание

У всех маленьких детей есть трудности с концентрацией внимания: чем меньше кроха, тем больше размыты границы между нормой и отклонением. Поэтому правильно оценить состояние ребенка может только специалист − невролог или психиатр. Но есть ориентиры и для родителей гиперактивных детей. 

Здоровый ребенок будет иногда «останавливаться» и делать то, что ему предлагают − рисовать, лепить, строить замок из песка. Без помощи взрослых он вряд ли доведет начатое дело до конца, но наверняка успеет нарисовать одно дерево или соорудить из кубиков пару этажей башни. Гиперактивный с подобной миссией не справится: достав кубики из коробки или отняв у приятеля, он разбросает их по комнате и переключится на другое занятие. 

2. Неконтролируемая смена настроения и интересов (импульсивное поведение)

Импульсивность предполагает несдержанность и отказ от принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом удается договориться, рано или поздно он понимает, что старшим надо говорить «вы», нельзя отбирать игрушки у других детей и бросаться песком в глаза. Гиперактивный ребенок прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями и всегда делает только то, что хочется. Если после 4 лет ребенок все еще «не помещается» в рамки, стоит задуматься.

3. Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность означает, что малыш не может и минуты посидеть спокойно: он вертится как юла, то и дело вскакивает, куда-то срывается и убегает. Особенно заметно такое поведение в коллективе – гиперактивный ребенок в саду или на игровой площадке резко отличается от сверстников.

Куда обратиться? 

Заподозрить неладное могут педиатр или психолог, но поставить диагноз СДВГ должны невролог или психиатр. Обследование обычно  проводится в несколько этапов. Сначала врач подробно расспрашивает родителей гиперактивного ребенка о поведении крохи в разных ситуациях. Если специалисту не хватает информации, то он попросит маму или папу уточнить детали и прийти на прием еще раз. Затем доктор пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий на определение уровня развития психических и двигательных функций. Иногда требуются консультации отоларинголога и окулиста: не исключено, что кроха не выполняет требования потому, что плохо слышит или видит. 

Есть и инструментальный скрининг − энцефалография головного мозга, безопасное и быстрое обследование, доступное в любой поликлинике, которое показывает, насколько согласованно работают мозговые структуры. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если подтверждены два из свойственных ей симптомов. 

Работа с гиперактивными детьми: не все сразу

Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек. При нарушениях, вызывающих гиперактивность, некоторые из звеньев ослабевают, из-за чего те или иные функции развиваются хуже. Но катастрофы нет, поскольку восполнить пробелы помогают «запасные игроки» − звенья, которые у здоровых детей чаще всего и вовсе не задействованы. 

Вряд ли гиперактивный ребенок сразу сумеет выстроить и осуществить сложную программу действий. Но постепенно он научится справляться со всеми задачами. Работа с гиперактивным ребенком должна вестись с помощью родителей и врачей. Для начала ему  надо показать, как планировать и реализовывать простую схему в 1−2  хода. Постепенно наращивая сложность, удастся добиться большого прогресса. Нейропсихологи разработали особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на ряд простых с контрольными вопросами на каждом этапе. Эти упражнения малыш должен выполнять дома со взрослыми, регулярно контролируя успехи на консультациях у специалиста. 

Тяжелая артиллерия: медикаментозное лечение гиперактивного ребенка

Есть ситуации, когда без медикаментозного лечения гиперактивного ребенка не обходится. Часто врачи назначают витамины группы В,  способствующие правильному формированию мозговых структур, и ноотропы − средства, укрепляющие связи между нейронами и улучшающие умственную деятельность. Такое сочетание дает результат уже через полгода. Это не значит, что мгновенно исчезнут все проявления гиперактивности. Но некоторые ее симптомы сгладятся, например, импульсивность и избыточная подвижность сменятся большей усидчивостью и стабильностью. 

Гиперактивный ребенок в саду

Специализированных детских садов для детей с СДВГ в России нет, но их с успехом заменяют частные учреждения с группами в 4–5 человек. После курса лечения ребенка можно отдать в обычную группу и продолжить терапию. Останавливать лечение нельзя – прогресс сменится стойким регрессом, для прерывания которого потребуется больше времени и усилий. Но и в том случае, если родители гиперактивного ребенка будут действовать по правилам, малышу предстоит пережить еще несколько критических моментов. Трудности возникнут при подготовке к школе − обучение чтению и письму требует серьезной усидчивости и умения концентрироваться. Первый класс и период полового созревания гиперактивные дети переносят сложнее. В периоды «обострений» необходимо снова посетить врача, возобновить упражнения, а иногда и пропить курс лекарств. Постепенно приступы гиперактивности станут слабее и короче, и рано или поздно сойдут на нет. Без вмешательства специалистов лишь 25% гиперактивных детей перерастают СДВГ к 12–15 годам, упустив многие возможности для индивидуального роста.  К тому же нарушения внимания и плохая память остаются на всю жизнь. Если родители будут бдительными и упорными, ребенку удастся избежать таких  проблем. 

10 советов родителям гиперактивного ребенка

  1. Относитесь к гиперактивному малышу как к обычному ребенку. 
  2. Четкие правила поведения и строгое расписание дня должны стать главным условием реабилитации. Необходимо прописать алгоритм каждого дела. 
  3. Строгое соблюдение всех пунктов − непростое испытание для родителей. 
  4. Несдержанные обещания, нарушения режима дезориентируют и возбудят и без того слишком активного кроху. 
  5. Занятия спортом помогут лечению. Ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 5−6 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхэквондо и другие виды борьбы, обучающие управлению своим телом и мыслями.
  6. Перед каждым походом в публичное место нужно объяснить ребенку его поведение, не один раз пройти все шаги и хорошенько их закрепить.
  7. Во время занятий необходимо каждые 15–20 минут делать паузы, давая ребенку возможность побегать. 
  8. Делегируйте свои обязанности малышу, чтобы он научился самостоятельности.
  9. Тщательно выбирайте место отдыха. Гиперактивным детям не всегда подходят жаркий и влажный климат.
  10. Некоторые дети с СДВГ не умеют контролировать чувство голода, им сложно понять, сыты они или нет. В этом случае родители должны контролировать рацион, особенно количество сладостей. 

Из писем читателей

Ольга, мама 5-летней Маши:

«Спокойные игры не для нашей девочки. Ее  стихия – салочки и прятки. Дома сидеть не может. Вопрос «А когда мы пойдем гулять!»  раздается каждые 5 минут. Не могу сказать, что она бегает без дела. Маша все время придумывает какие-то игры, «заводит» других детей. Но меня все-таки настораживает ее активность,  энергия льется через край с утра до ночи. Свекровь убеждена, что Маша – гиперактивный ребенок, поскольку здоровый не может так крутиться целый день. К  вечеру все члены нашей семьи буквально падают без сил.  Обращались к невропатологу,  говорит, что такая активность постепенно уляжется, но я не верю. Уж слишком отличается моя девочка от своих сверстников,  даже мальчики ведут себя спокойнее».

Марина, мама 5-летнего Вити:

«С самого рождения сын был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок быстро теряет интерес к игрушкам. Несколько секунд повертит в руках одну и бросает, хватает новую. Сейчас Вите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, все вокруг крушит, топтать и бросать вещи – его любимое занятие. Слушать сказку, собирать конструктор ему неинтересно. Даже мультики смотрит на ходу, а ведь нам через два года в школу».

Андрей, папа 5-летнего Саши:

«Александр – добрый и щедрый мальчик, он со всеми охотно делится игрушками, никогда не обижается, ни к кому первым не пристает, но почему-то ни в садике, ни во дворе не может ни с кем подружиться. Он не может играть по правилам, постоянно придумывает свои и требует, чтобы все их выполняли, потом меняет правила, и так бесконечно».

Светлана, мама 6-летнего Славика:

«Гиперактивнось у нас заподозрили уже в 3 года. Невропатолог назначил курс лечения, прошли, ребенок стал спокойнее, но внимание концентрировать не научился. На занятиях по подготовке к школе  сильно утомляется, отвлекается, на вопросы отвечает плохо. У меня есть старший сын. Как же они непохожи с младшим!  Первый в 4 года уже умел читать, любил играть в кубики и конструктор, постоянно что-то рисовал  или лепил из пластилина.  А младший – неугомонный сорванец, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься.  Постоянно что-то ломает и бьет, синяки и шишки у нас не проходят.  Бабушка не справляется, особенно на прогулке, взяли няню.  Но и двоим не всегда  удается угнаться.  Кормим всей семьей: один – развлекает, другой – ложку в рот сует, третий – следит, чтобы не сбросил посуду со стола, четвертый –на подхвате у остальных».

www.2mm.ru


Смотрите также