Календарь развития ребенка: 4 года. Ребенок 4 года
Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические особенности развития
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.
Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.
Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Обучение детей 4–5 лет
Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.
При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Воспитание
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Роль дошкольных учреждений
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.
Семья – это главное
По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.
Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
fb.ru
10 Заповедей эффективного воспитания: развитие ребенка 4 лет
10 Заповедей эффективного воспитания развитие ребенка 4 лет
Это особенныйвозраст, развитие ребенка 4 лет становится оченьбыстрым и идет совсемпо другому пути, чемэто было раньше.С точки зрения психологов этот этапразвития ознаменованскорым ростом воображения, совестью, коммуникативными навыками, а также бурным желанием знать все.
1. Развивайте детскую личность.
Вы можете сделать этотолько в течениепервых 5лет жизни.Тогда у вас осталсятолько год или околотого чтобы привить понимание того, чтоправильно ичто не правильно. Стремитесьвнести свой вклад в психологию и развитие ребенка 4 лет.
2. Научите их сочувствию.
Это означаетпониманиеэмоций и чувствдругих людей, иреакция на них.Развитие ребенка 4 лет, чувств происходитстремительно. Дело в том,что они не знают, что делатьсо своими новымичувствами.Вот почему4-летний Ваня может ударитьсвоегоприятеля Темув живот, когда тотговорит: "У меняболит живот".Этопросто потому, что Ванясочувствует,расстроен- он знает, как плохо может быть, когдаболит живот и реагируетагрессивно.Он бьетболь, а неТему.Ваша задачанаучитьВаню реагироватьдолжным образом.
3. Будьте последовательны.
Ваше"нет"должно быть"нет".Даже в присутствии посторонних людей иликогда у васхорошее настроение, не меняйтеправил поведениядля вашего малыша.В противном случае,вы рискуетеостаться под влиянием ребенка в ближайшие 14лет.С другойстороны, выникогда не должнынаказыватьребенкатак, как этоунижает его, особеннов общественных местах.Дети должны знать, что выуважаете их достоинство это помогает сделать гармоничнымразвитие ребенка 4 лет.
4. Повторяйте свои наставления.
Не думайте, что4-летниймалыш всегдаслушаетвзрослыхвнимательнотолько потому, чтоони говорятчто-то важноеему.Онне имеетни малейшего представления о том, чтодля него лучше изабываетсказанные вами вещи за несколько секунд.Иногдамалышунужны тысячи повторений.Будьте терпеливы,и говорите, что вы хотите, чтобыребенок(не)сделал твердым,спокойным голосом.
5. Не ограничивайте воображение ребенка.
4-летнийвозраст является одним изнаиболееактивных стадий развития ребенка-ваш ребенок будетпридумыватьновые истории(иногдаочень глупые),новые игры.Не говорите ему, чтоэтоавтомобиль, а нежираф", есливаш ребенокимеет свою собственнуюточку зрения. 6. Слушайте.
Это важнаясоставляющаяэмоциональногоразвития детей. 4-летнийребенок начинает внезапно говорить,и ужасно хочет ответной реакции от вас.Иногдаречь можетбыть неприятной, и если взрослыйего игнорирует, то результаты могутиметь катастрофические последствия, этому нас учит детская психология.
7. Смейтесь с детьми чаще.
Расскажите илипрочитать импростыешутки, загадкии т.д.Экспериментируйте сзабавными историями-чувство юмораначинается именнона этом этаперазвития ребенка.
8. Научите их быть общительными.
4-летние малыши должны игратьс детьми их возраста.Таким образом, онимогут учитьсясотрудничествуи, удовлетворить свою жажду познания новых вещей. Дети могут такжеосвоитьхорошо коммуникативные навыкис теми, ктоихочень понимает -своими сверстниками.
9. Не заставляйтедетейделать что-либоболее10-15 минут.
Дети четырехлетне могут сосредоточитьсяни на чемдольше.Так что не думайте, что вашамаленькая девочкавас не любит, только лишь потому, что онабросила радикошки удивительную куклу, которую ва только что ей купили.Это всего лишьэтап вразвитии детей.
10. Реагируйте правильно на истерики.
Это можетбыть оченьтрудным,но имейте ввиду, чтодети в возрасте от2 и болеевсе времяэкспериментируют, чтобыувидеть, какдалеко они могутзайти за пределы нормального поведения.Это не имеет ничегообщего среальными потребностямималышей.Так что, невпадать в крайности,такие какфизические наказанияребенканаоборот выполнения каждой прихоти. Простоподождите, пока малышуспокоится, а затемпоговорите с ним спокойнои серьезно. Вооруженные знаниями детскойпсихологии, вы будетезамечательно справляться с истериками.
На самом деле, вашареакция наразвитие ребенка единственное, что имеет значение. Существуетмножество вещей, что должны делать хорошие родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок. Как правило, дети следуют примеру родителей, по крайней мере, пока им 4 года. Поведение родителей определяетразвитие ребенка 4 лет.
В заключении перечень всех 10-ти заповедей воспитания детей 4-х лет:
- Развивайте детскую личность.
- Научите их сочувствию.
- Будьте последовательны.
- Повторяйте свои наставления.
- Не ограничивайте воображение ребенка.
- Слушайте.
- Смейтесь с детьми чаще.
- Научите их быть общительными.
- Не заставляйте детей делать что-либо более 10-15 минут.
- Реагируйте правильно на истерики.
Также прочитайте статью про воспитание 5 летнего ребенка
xn--80adkkb3aeirm.net
Особенности детей 4 лет | Все о детях и их родителях
Ребенок растет, и с каждым годом изменяются его физические и нервно-психологические показатели развития. Малыш, который достиг четырехлетнего возраста, стал подвижнее, активнее, его речь стала красноречивее и осмысленнее, а тяга к знаниям и стремление получше узнать мир заметно радует и удивляет заботливых родителей.Если ребенок посещает садик, то он регулярно обследуется специалистами, которые следят за его показателями развития, измеряя рост, массу тела, делая своевременное прививание. Если карапуз не посещает дошкольное заведение, то за его развитием должны следить сами родители.
Физическое развитие ребенка в 4 года
Для начала остановимся на показателях физического развития ребенка, а именно: какие размеры ребенка в 4 года.
- Если рост малыша: 1м 6см…1м 14см или (и) его вес 15.6кг…19.7кг, то ребенок считается крупного телосложения.
- Если рост малыша: 1м 2см…1м 6см или (и) его вес 15.3кг…18.5кг, то ребенок считается среднего телосложения.
- Если рост малыша: 96см…1м 1см или (и) его вес 11.5кг…15.0кг, то ребенок считается маленького телосложения.
Если вышеприведенные показатели значительно отличаются от нормы, то карапуза нужно показать педиатру и эндокринологу. Возможно, понадобится консультация хирурга, кардиолога, гастроэнтеролога и т.д. Они назначат обследование и дадут необходимые рекомендации.
Причины отклонения от нормы могут быть следующие:
- нарушение гормонального фона
- неправильный обмен веществ
- недостаточная физическая активность
- несбалансированный рацион питания.
К четырем годам у ребенка выросли все молочные зубы (двадцать) и начинают прорезаться первые коренные зубы.
Чтобы развитие ребенка 4-5 лет было в норме, нужно, прежде всего, обратить внимание на рацион его питания. Организм малыша должен в полной мере подпитываться белками, жирами и углеводами. Причем диетологи рекомендуют в первой половине дня принимать белки, которые находятся в говядине, бобовых и злаках, а во второй половине дня желательно принимать углеводы, которыми богаты овощи, фрукты и каши. Для пополнения запаса жидкости малышу можете предложить очищенную негазированную воду, компот, сок или чай. Прием пищи должен быть 4-6 раз в день.
«Что умеет ребенок в 4 года?»
Малыш должен показывать следующие физические способности:
- ходит без поддержки, шагая, хорошо поднимая ноги.
- бегает в заданном направлении, меняя скорость и траекторию движения, если это необходимо
- перешагивает через невысокие препятствия
- ползает на четвереньках
- лазает по лестнице на игровой площадке или по шведской стенке
- прыгает, отталкиваясь двумя ногами от исходного места нахождения. Длина прыжка может составлять более 40 см
- катает и бросает мяч, держа руки на уровне груди или над головой. Ловит мяч несколько раз подряд.
- метает одной (правой или левой) рукой маленькие подушечки с песком или подобные предметы на расстояние около 5 метров.
Речевое развитие ребенка в четыре года:
- владеет словарным запасом родного языка в количестве 4000-4500 слов
- правильно произносит практически все звуки. Исключением может быть буквы «Р» и «Ш», так как эти звуки малыши до 5 лет произносят с искажением
- пересказывает сюжет сказки, мультфильма, рассказа или какой-либо истории. Дети с удовольствием рассказывают об игрушках, картинках, о том, как они провели день.
- разучивает стихи и читает их наизусть
- связно, монотонно и правильно излагает свои мысли вслух
- ориентируется в понятиях: «буква», «звук», «слово»
- умеет делить простые слова на слоги: ма-ма,са-ни, ма-ши-на…
- манипулирует голосом, увеличивая и понижая интонацию, регулируя темп, ритм и дыхание.
Если малыш не проявляет вышеперечисленные способности, то следует показать ребенка логопеду.
Режим ребенка в 4 года
Режим ребенка особо не меняется по сравнению с предыдущим годом. Вам так же, как и прежде нужно будет уделять время его физическому, умственному и психологическому развитию. Единственной рекомендацией будет увеличить время развивающихся занятий на 10-15 минут. Таким образом,импровизированный урок будет длиться 20-25 минут. Если вашему малышу нравятся занятия, то можете проводить их два раза в день: до обеда и после. Приучайте карапуза к тому, что нужно поддерживать порядок на своем рабочем месте (на письменном столе), бережно относиться к обучающему материалу: книгам, карточкам, развивающим играм и т.д.
Очень важно, если ребенок каждый день занимается спортом, а именно посещает спортивные секции, участвует в спортивных мероприятиях, катается на самокате, велосипеде, прыгает на скакалке, играет в спортивные игры с мячом.
И еще один немаловажный момент режима дня ребенка – это его каждодневные прогулки на свежем воздухе. Желательно посетить с ребенком парк, сквер, лес, где можно полюбоваться красотой природы, собрать природный материал для рукоделия, поиграть в подвижные игры, акцентировать его внимание на красоту и разновидность деревьев, цветов, птиц, насекомых, на особенности времен года и природных явлений. Таким образом, маленький гений будет лучше познавать окружающий мир, впитывая всю изложенную вами информацию, а так же весело и с пользой проведет время.
Читайте еще:
mamapapadetki.ru
физическое, психологическое, умственное. Межличностное общение, навыки, интересы детей в возрасте 4 лет.
Воспитание
Можете ли вы поверить, что прошло целых четыре года с момента, когда родился ваш малыш? Теперь вы понимаете, почему ваши родители всегда удивлялись, что вы растете слишком быстро. Четырехлетний ребенок постепенно отпускает вашу юбку и во многом готов к самостоятельности и уверенности в собственных силах. Если вы еще не знакомили ребенка с детским садом, вскоре вам предстоит это начать.
В прошедшие времена родители учились тому, как обращаться с детьми, у своих предков, поскольку семьи были большими, и передача опыта происходила сама собою. Сейчас, когда семья зачастую состоит из пары мужчина – женщина и их одного – двух детей, у родителей может не быть постоянного советчика. А если он и есть, сплошь и рядом возникают ситуации, когда родители не желают перенимать опыт бабушек, предпочитая самостоятельно искать пути взаимодействия с детьми. К счастью, с упадком института большой дружной семьи появился институт психологов, которые, опираясь на исследования, способны помочь родителям справиться с любой сложной ситуацией в воспитании ребенка. Мы предлагаем вам не стесняться и не бояться просить советов и помощи у тех, кого вы считаете авторитетом. Нет ничего постыдного в том, что вы не знаете, как договориться с собственными детьми, не применяя насилие. Как и любое умение, родительство совершенствуется со временем и опытом.
Нюансы воспитания
- Четырехлетний ребенок с удовольствием играет с другими детьми. В этом возрасте малыш начинает договариваться, и игра из индивидуальной переходит в совместную.
- Для ребенка четырех лет совершенно нормально иметь воображаемых друзей. Поскольку основная деятельность четырехлетки – игра, можно использовать этих друзей, чтобы донести до ребенка некоторые правила поведения. Например, когда малыш приглашает вас в свою «компанию», не отказывайтесь, а придумайте, что будет говорить воображаемый друг (возможно, вам на ухо?), например, просить вашего ребенка чистить зубы дважды в день, потому что он переживает, что без надлежащего ухода зубы могут испортиться.
- Ограничьте просмотр телепередач получасом в день. Ни в коем случае не используйте телевизор и мультфильмы в качестве няни или как замену живому общению с вами и другими людьми. Если есть возможность, смотрите мультфильмы и детские передачи вместе с ребенком: ему наверняка потребуется ваша помощь в разъяснении многих сложных моментов.
- Не переживайте, если ребенок проявляет повышенный интерес к своему телу. В четыре года это более чем нормально. Всегда называйте части тела своими именами. Именно сейчас начинает формироваться естественная стыдливость и скромность. Ребенок наблюдает за поведением родителей и соотносит его со своим, наблюдая за тем, что принято в обществе, а что нет. Если ребенок дает вам понять, что ему нужно личное пространство, прячется от вас, не препятствуйте ему в этом. Продемонстрируйте, что вы уважаете его право на приватность.
- У многих четырехлетних детей по-прежнему имеются любимые предметы, с которыми они не хотят расставаться ни при каких условиях, особенно в отсутствие мамы. Пусть это младенческое одеяльце или потрепанный мягкий заяц не вызывают вашего беспокойства, для этого возраста совершенно нормально избавляться от тревоги в обнимку с хорошо знакомым предметом. Когда ребенок будет готов к самостоятельности, он постепенно забросит свою привычку.
- Если вы ожидаете нового малыша, рассказывайте старшему ребенку о том, с чем ему придется столкнуться. Готовьте его к новому событию, расскажите, что вашей любви всегда хватит на любое количество детей. Только остерегитесь соблазнять ребенка возможностью появления нового товарища для игр. Пройдет не меньше полутора лет после рождения второго малыша, прежде чем оба ребенка смогут проводить время вместе.
- Включайте ребенка в работу по дому. Давайте ему несложные поручения: вытереть пыль, накрыть на стол, подмести, пропылесосить, помыть фрукты и овощи, разобрать сумки с покупками. Не настаивайте, если ребенок быстро теряет интерес к наведению порядка. Гораздо лучше и эффективнее предложить ребенку сделать что-то вместе, чем угрозами заставлять его самому убирать все разбросанные вещи. Всегда поощряйте ребенка похвалой, если он вам помог или проявил инициативу в домашних делах. Если ребенок сделал что-то неправильно, сначала отметьте его порыв совершить полезное дело, а затем мягко поправляйте: «Смотри, если сложить вещи аккуратно, они занимают меньше места и не мнутся».
- Поддерживайте интерес ребенка к физиологии человека, к законам природы и физики. Объясняйте обычные явления научно, но так, чтобы они были понятны малышу. Не стоит рассказывать сказки о том, что еще сложно для восприятия ребенка. Если вы не можете сразу объяснить какое-то явление так, чтобы ребенок понял, скажите, что вы разберетесь в этом и расскажете позже. Всегда выполняйте свои обещания. Помните, что наглядность – лучшее объяснение. Четырехлетний ребенок обычно владеет начальными навыками абстрактного мышления, и взять два шарика разного размера, чтобы показать, как Земля крутится вокруг Солнца, – хорошее решение.
- Водите ребенка в театры, на выставки и концерты классической музыки, проводящиеся специально для детей.
Дисциплина
- Все ваши решения (особенно запреты) должны быть твердыми и последовательными, однако основанными на любви и уважении. Хвалите ребенка за все, что он делает хорошо и правильно, но воздержитесь от слишком частого одергивания в случае нарушения порядка. Помните, что лучший способ добиться от ребенка соблюдения правил, – положительное подкрепление успехов, а не отрицательное – неудач. В обоих случаях ребенок получает внимание, и то, что станет для него нормой на всю жизнь – позитив или негатив – зависит от вашего теперешнего поведения.
- Продолжайте предлагать ребенку выбор везде, где это возможно. Никаких открытых вопросов, если вы не готовы принять отказ ребенка купаться, идти на улицу или ложиться спать. Предлагайте компромиссы: зеленая футболка или синяя, сейчас в ванную или после чтения книжки, рис с брокколи или с цветной капустой.
- Во всех вопросах, касающихся воспитания, всегда отдавайте предпочтение таким мерам воздействия как игнорирование нежелательного поведения и наказание в виде лишения удовольствий. Эти ограничительные меры гораздо лучше, чем крик или, тем более, физическое воздействие. Всегда разделяйте личность ребенка и его поведение. Ребенок по определению хороший, родители его любят независимо от того, что он делает, однако его поступки могут вызывать у вас недовольство, и любые меры пресечения плохого поведения никак не должны сказываться на уверенности ребенка в том, что его любят. Манипуляция вашей любовью недопустима.
- Ставьте ребенку четкие и понятные рамки поведения и параллельно объясняйте, какими последствиями чревато несоблюдение правил. Многим родителям приходится применять крайние меры в качестве наказания: ставить ребенка в угол, чтобы он успокоился и был готов к конструктивному разговору. Но помните, что далеко не все дети, стоя в углу, думают о своем поведении. Большинство отчаянно скучает, не понимая смысла наказания, и мечтает о той минуте, когда можно будет вернуться к играм.
- Бессмысленные угрозы, которые никогда не приводятся в исполнение, неэффективны. Выполняйте свои обещания, заодно у вас будет возможность тщательнее продумывать то, как вы собираетесь предостеречь ребенка. Если ребенок нарушил правила, а вы заранее предупреждали, чем это обернется, будьте последовательны – приведите угрозу в исполнение.
- Если вы вынуждены отчитывать ребенка за недопустимое поведение, делайте это в приватной обстановке, не допуская публичности.
- Всегда помните об эффективности поощрения и похвалы.
Развитие
Ребенок в четыре года:
- Говорит почти всегда четко и разборчиво.
- Умеет считать до десяти.
- Умеет ходить на цыпочках, лазить по лестнице вверх и вниз (по приставной, веревочной и т.п.), кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.
- Различает и называет все основные цвета и многие оттенки.
- Твердо знает свои имя и фамилию и имена ближайших родственников.
- Правильно употребляет местоимения.
- Четко различает пол окружающих.
- Умеет одеваться и раздеваться самостоятельно, затруднения испытывает со шнурками и некоторыми мелкими пуговицами. Учится застегивать молнию. Требует свободы в выборе себе одежды. Имеет представление о том, какая одежда красивая, а какая нет.
- Может правильно держать карандаш. Умеет рисовать крест, круг и, возможно, квадрат.
- Рисуя человека, наделяет его головой с лицом и конечностями.
- Может предлагать компромиссные решения в ходе дискуссии.
- Поет песни.
- С удовольствием рассказывает о том, чем занимался днем.
- Умеет различать основные эмоции: радость, грусть, злость, беспокойство, страх.
- С удовольствием играет с другими детьми; играет в совместные игры и интересуется телом и обликом других людей.
Стоматология
- Поощряйте чистку зубов дважды в день с использованием небольшого количества зубной пасты.
- Отведите ребенка на профилактический прием к стоматологу.
- Ограничивайте употребление соков и сахара.
- Поинтересуйтесь у стоматолога, что делать, если начнут выпадать молочные зубы.
Еда
- Продолжается период относительно спокойного роста, без резких скачков. Средняя прибавка веса – 1,5–2 килограмма в год. Однако многим родителям по-прежнему может казаться, что ребенок ест недостаточно. Помните, что все проблемы с аппетитом (если они не вызваны серьезными болезнями) возникают, если ребенка заставляют есть тогда, когда он не хочет, или уделяют повышенное внимание тому, чем питается ребенок.
- Обеспечьте ребенку легкие перекусы в течение дня. Пусть это будут продукты, богатые углеводами, но в которых мало жира. Фрукты, сухофрукты, свежие овощи, цельнозерновое печенье, немного орехов.
- Четырехлетний ребенок обычно настаивает на том, чтобы самому выбрать, что, когда и как он будет есть. Не препятствуйте ему. Уберите с глаз долой конфеты и другие десерты. Пусть ребенок ест то, что ему нравится, а ваша задача – предлагать только здоровую и питательную пищу.
- Процесс еды должен вызывать только положительные эмоции. Устраивайте семейные обеды и ужины, подавайте еду красиво сервированной. Не стоит ставить перед ребенком большие порции, пусть лучше он съест немножко и попросит добавки. Многие дети пугаются, когда видят полную тарелку еды, даже если по объему это обычная порция, им кажется, что они столько не съедят, в итоге они вовсе отказываются от еды.
- Ребенок четырех лет склонен копировать пищевые предпочтения родителей, особенно если про них говорится вслух. Если вы не будете акцентировать внимание на том, что терпеть не можете вареную морковь, у ребенка не возникнет мысли, что она может быть невкусной, и вам не придется вылавливать ее из супа или готовить суп без моркови.
- Не давайте ребенку пробовать еду из Макдональдса, чупа-чупсы, чипсы, кока-колу и другие крайне вредные вещи. К сожалению, чаще всего они нам кажутся очень вкусными, особенно в том возрасте, когда пищевые пристрастия находятся в стадии формирования. Пройдет немного времени, и ребенок, выросший на простой здоровой еде, не захочет пробовать гамбургеры и картошку-фри, а разноцветные конфеты с ненатуральными вкусами будут казаться ему омерзительными.
- Прививайте этикет поведения за столом. Пользуйтесь во время обеда ножом и вилкой – это будет хорошим примером ребенку.
- Никакого телевизора во время еды! Помните, что большая часть тучных людей имеет лишний вес из-за того, что во время еды следит за происходящим на экране. В итоге человек съедает вдвое больше, чем ему требуется для утоления голода.
Сон
- Ребенок может все еще нуждаться в дневном сне, хотя многие четырехлетние дети отказываются спать днем, предпочитая вечером ложиться раньше.
- Нормальны страхи: темноты, грома, молний, громких звуков, незнакомцев и т.д.
- Обязателен жесткий режим сна. Укладывайте ребенка в одно и то же время, проводите длительный вечерний ритуал (последовательность событий ни при каких условиях не должна нарушаться). Возможно, для снижения ночной тревожности потребуется ночник и любимая мягкая игрушка под боком.
- Постарайтесь всегда читать ребенку перед сном. Чтение успокаивает нервную систему, готовя малыша к отдыху.
- Если ребенок просыпается от кошмаров, проверьте, не было ли недавно сильных стрессов или значительных изменений привычного образа жизни. Возможно, в период, когда ребенок просыпается ночами, вам лучше спать в одной с ним комнате. Если малыш проснулся, успокойте его, подержите на руках, скажите, что все в порядке (возможно, потребуется вывести ребенка из сна и показать, что реальность по-прежнему безопасна). Ребенок может просить вас посидеть рядом с ним, пока он не уснет.
Туалет
- К четырем годам 95% детей прекрасно ходят на горшок и не пользуются подгузниками.
- 90% детей умеют контролировать себя в течение дня. 75% спят сухими всю ночь или просыпаются, идут на горшок, потом возвращаются в постель, не будя родителей.
Безопасность
- Вашему ребенку по-прежнему нужен постоянный присмотр. Большая часть смертей детей возраста четырех лет приходится на несчастные случаи.
- Постоянно присматривайте за ребенком, даже если вы знаете, что он делает. В четыре года еще слишком рано оставлять ребенка дома одного.
- Если в вашей квартире газовая плита, установите датчик угарного газа.
- По-прежнему не рекомендуется разрешать ребенку прыгать на батуте из-за высокого риска повреждений ног и спины.
- Убедитесь в том, что ребенок не является пассивным курильщиком.
- Покупайте ребенку только безопасные игрушки, сделанные из натуральных материалов, покрашенные нетоксичной краской.
- Все потенциально опасные вещества и предметы (бытовая химия, косметика, инструменты, спички и т.п.) должны быть убраны в недоступное ребенку место и закрыты на замок.
- Не позволяйте ребенку одному играть или кататься на велосипеде возле проезжей части.
- Некоторые четырехлетние дети могут выучить наизусть свое полное имя, адрес и телефон родителей. Научите ребенка обращаться за помощью к окружающим, если он потерялся. Прекрасный вариант – просить позвонить маме, продиктовав ее номер телефона.
- Учите ребенка правилам дорожного движения. Никогда не нарушайте правила при ребенке.
- Настаивайте на использовании шлема во время езды на велосипеде.
- Переходя дорогу, берите ребенка за руку.
- Обязательно используйте автокресло, когда перевозите ребенка в машине. Помните, что в случае аварии вы не сможете удержать ребенка, даже если вы сами пристегнуты, а ребенок находится у вас на руках. Всегда подавайте ребенку пример, пристегиваясь сразу же, как только садитесь в машину.
- Даже если ребенок умеет держаться на воде, не спускайте с него глаз, когда он играет или «плавает» в бассейне, озере или море. Для того, чтобы начать тонуть, подчас достаточно нескольких секунд родительского невнимания.
- Не покупайте игрушек, которые в сломанном состоянии могут быть опасными: имеют слишком маленькие детали (которые ребенок может случайно вдохнуть или проглотить) или острые края, о которые можно порезаться.
- В летнее время обязательно мажьте открытые участки тела ребенка солнцезащитным кремом. На пляже не выпускайте ребенка на открытое солнце с 10–11 до 15–16 часов, когда ультрафиолетовое излучение особенно агрессивно.
- Объясните ребенку, что не стоит подходить близко к уличным собакам, особенно к тем, которые что-то едят.
- Учите ребенка не разговаривать на улице с незнакомцами и не брать у них конфеты и другие угощения без вашего разрешения. Лучше всего, если любое угощение от добрых людей ребенок будет получать через ваши руки.
Здоровье
- В норме четырехлетний ребенок реже заболевает инфекционными болезнями, чем в предыдущие годы. Учите ребенка соблюдать простую гигиену: мыть руки после туалета, по приходе с улицы, перед едой; чихать и кашлять, прикрываясь; мыть руки после чихания и кашля.
- Помните, что любые медикаменты должен назначать врач. Самовольное лечение ребенка может привести к серьезным осложнениям.
www.medkrug.ru