Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.
Содержание статьи
Итак, внимательность очень важна для будущего ученика. Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:
Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.
Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Медлительный ребенок: причины и советы родителям медлительных детей
Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.
Очень часто можно увидеть детей, которые на занятиях постоянно отвлекаются, делают множество ошибок, не могут довести дело до конца. Учителя жалуются, что ребенок рассеянный и невнимательный. Ситуацию усугубляет то, что такие дети зачастую проявляют недюжинные интеллектуальные способности, но не могут долго удерживать информацию в голове или выполнять одно задание в течении длительного времени. Если родители не знают, что делать, если ребенок рассеянный и невнимательный, уже в средних классах он может стать неуспевающим.
Родители, не знакомые с проблемой, наказывают малыша. И получают результат, противоположный ожидаемому.
Поэтому единственный способ исправить ситуацию – помочь ребенку развить недостающие качества. Но перед тем как развивать, нужно знать, что именно развивать и как это делать.
ВНИМАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА
Внимание – способность сосредотачиваться на каких-либо предметах или явлениях. При этом человеку не нужно усваивать всю информацию, поступающую в мозг в определенный момент. Гораздо важнее умение выделять главное, то, что будет влиять на правильные решения. Это и делает человеческое внимание.Оно имеет несколько свойств:
Каждое из них может быть развито совершенно в разной мере у одного и того же человека. Поэтому приступая к занятиям, разберитесь, что нужно корректировать прежде всего.
Концентрация – умение сосредотачиваться на предмете или его части
Состояние всех этих качеств можно определить, если в течении некоторого времени понаблюдать за своим чадом. Только после этого можно приступать к занятиям по «исправлению недочетов».
Меры для улучшения внимания
Разработано множество игр и приемов, эффективных в этом плане. Вот только некоторые из них.
И, наконец, несколько эффективных игр, цель которых – развития внимания и памяти
Кроме того, отличными помощниками станут периодические издания со всевозможными заданиями, рисунками, ребусами, лабиринтами, головоломками. Не забывайте о подвижных играх. Их вклад в развитие внимание довольно весомый.
Применяя эти нехитрые приемы, вы не только поможете ребенку хорошо учиться в школе, а поможете ему стать развитой и богатой личностью.Источник
Поддержите нас! Нажмите:
Загрузка...
www.podelkidetkam.ru
Многим родителям приходится наблюдать, как их ребенок как будто не слышит, что ему говорят, или по несколько раз переспрашивает заданный вопрос, не отвечает на него и снова спрашивает. Он словно попадает в другую реальность, о чем-то задумывается, но если спросить о чем-то, даже сам себе не сможет ответить. Если же слышит задание, вроде бы готов выполнить, но переключается на что-то другое, не может собраться, сосредоточиться. Родители недоумевают: какой рассеянный! Почему?
Прежде всего стоит понаблюдать за собой и подумать, к какому типу нервной системы относятся родители. Не многие счастливчики имеют с рождения сильный тип нервной системы. Хотя, неблагоприятные условия могут расшатать и крепкие нервы. Нелегко приходится малышам, унаследовавшим слабый тип нервной системы. Это нервные, впечатлительные дети, которым необходим продолжительный, полноценный отдых, здоровый образ жизни, укрепление иммунитета. Ведь частые простуды, различные инфекции ослабляют организм; и даже незначительные раздражители негативно влияют на нервную систему ребенка. Он быстро устает, плохо концентрирует внимание, отвлекается. Такому ребенку необходимы активные прогулки на свежем воздухе, иначе дома он будет слишком импульсивен и непоседлив.
Рассеянное внимание у ребенка. Почему?
Если ребенка перегружают различными занятиями в ущерб прогулки и отдыху, его мозг отказывается воспринимать информацию.
Двухлетний малыш удерживает внимание всего минут 10. Родителям не следует раздражаться, если малыш их не слышит, увлеченный игрой. Если оторвать его от занятия, он вряд ли сможет вернуться к нему снова.
Трех-четырехлетний ребенок может удерживать внимание не более двадцати минут. Но если оторвать его от интересного занятия, он уже сможет к нему вернуться и продолжит с тем же увлечением. Тем не менее, пока он не может играть и слушать вас одновременно. Ребенку трех-четырех лет выдавать какие-либо инструкции следует пошагово: помой руки (ребенок помыл), почисть зубы (ребенок почистил), иди в кровать.
К пяти годам ребенок концентрирует внимание уже около тридцати минут и одновременно может воспринимать указания. И только не раньше шести лет он сможет быстро переключаться с игры или интересного занятия на необходимые действия: одеться, умыться и т.д.
До семи лет ребенка очень увлекает что-то красочное, яркое, блестящее, шумное. И он забывает обо всем. Это непроизвольное внимание, поэтому в помещении, где ребенок занимается, не должно быть ничего отвлекающего — телевизора, животных и т.д. Если вы, например, собрались почитать с ребенком, а потом поиграть, доставайте игры постепенно; а после сразу убирайте игру.
Если ребенок невнимательный и рассеянный. Что делать?
Если рассеянный ребенок не может просидеть за занятием и пятнадцати минут, занимайтесь по 5-7 минут с отдыхом. Значит для него эффективнее заниматься по пять минут с перерывами, чем 15 минут сразу. Полезно комментировать все, что малыш делает: берем кисточку, макаем в краску, проводим кисточкой по бумаге. Или: берем кусок пластилина, делим на маленькие кусочки, из каждого кусочка катаем ладошкой шарик, колбаску. Так ребенок постепенно учится удерживать внимание и сам контролирует свои действия, проговаривая их вместе с вами. Вообще, проговаривать свои действия при манипуляциях даже с младенцем, очень полезно: расстегиваем липучки, снимаем подгузник, моем попу, надеваем новый подгузник, застегиваем липучки и т.д. У таких «проговаривающих» родителей дети редко бывают рассеянными. Ребенок приучается разбивать одно сложное дело на много простых, следующих в определенном порядке.
Не стоит хотеть от ребенка слишком многого, ведь способность концентрировать внимание развивается постепенно и по своим законам. Следует соблюдать возрастную подачу информации. Малыши хорошо воспринимают простые стихотворные сказки. Если вы читаете сказку посложнее и видите, что малыш плохо слушает, отвлекается, вернитесь к тексту попроще. Для рассеянного ребенка предпочтительны тонкие книжки с одной сказкой, чем толстый красочный сборник сказок.
Чтобы помочь рассеянному ребенку тренируйте его способность концентрировать внимание, прибегая к несложным играм. Например, выложите на стол три предмета и, когда он отвернется, уберите один. Пусть он скажет, что исчезло. Постепенно увеличивайте количество предметов. Главное – каждодневные короткие занятия. Измените что-то в своем облике, и, когда малыш повернется, пусть скажет – что. Сначала пусть это будет что-то смешное. Например, наденьте на ноги варежки, а на руки – носки. Постепенно вносите незаметные изменения: повяжите на шею шарф, приколите брошку. Для детей постарше можно приготовить картинки «найди 10 отличий». Полезны игры: «съедобное-несъедобное», «холодно-горячо». Очень полезны разные игры с мячами, скакалками, обручами, игры, связанные с сортировкой по размеру, цвету.
Чаще привлекайте ребенка к чистке крутых яиц от скорлупы, сваренной картошки от кожуры. Просите рассортировать макароны и фасоль по цветам, орехи — грецкие, фундук, земляные — по размеру. Такие занятия, помимо того, что учат организовывать окружающее пространство, избавляют от рассеянности.
Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания?
Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?
Что это такое?
Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.
Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.
Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.
Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?
До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:
Диагностика
Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.
Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.
Как избавиться от проблемы?
Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.
Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:
Здоровья и успехов вашему ребёнку!
faqstorage.ru
Любые ответственные и любящие свое чадо родители желают, чтобы их ребенок рос аккуратным, хорошим, добрым человеком. Поэтому им хочется, чтобы он внимательно слушал все, чему они пытаются его научить и тренировал эти знания на практике. Но порой мама и папа сталкиваются с тем, что малыш где-то «отсутствует», когда они с ним разговаривают, или когда он осуществляет какое-то важное, по мнению родителей, действие. «Невнимательный и рассеянный ребенок», — сетуют они. Но всегда ли это так на самом деле и всегда ли рассеянное внимание у ребенка требует вмешательства родителей?Вполне возможно, что он внимательный. Просто одни и те же явления имеют разную важность у детей и родителей. И в данный момент он вполне сосредоточен – но на чем-то другом.
Например, мальчик неправильно застегнул пуговицы на своей одежде. Мама расстраивается – ребенок рассеянный, не вникал, когда они вместе осваивали процесс застегивания пуговиц. На самом деле он прекрасно умеет это делать и все помнит! Просто задумался о машинке, которую ему обещал подарить папа на день рождения. Или дочка сидит над полупустой тарелкой с ложкой в руке и прекратила есть: она увидела птичку за окном, которая показалась ей более интересной, чем обед, и наблюдает за ней. А если уж рядом находятся родители, которые могут контролировать происходящее, благодаря чему ребенку не нужно делать это самостоятельно, сам бог велел отвлечься! Так бывает, например, в людном торговом центре: дочка засмотрелась на новую раскраску, только что полученную в подарок, а мама требует, чтобы девочка была внимательнее и старалась избежать столкновения с людьми. Но зачем ребенку это делать, если его ведут за руку и помогут, в случае чего, ни с кем не столкнуться?
Окружающий мир настолько огромен и многогранен! Охватить его весь сразу невозможно – вот ребенок и фиксирует свое внимание на том, что кажется ему наиболее интересным, он полностью погружается в изучение этого явления. Он невероятно сосредоточен на нем!
Таким образом, рассеянность (по мнению родителей) на самом деле может быть обусловлена вниманием, которое делится на следующие типы:
Оно проявляется даже у грудных детей. Новоиспеченные мамочки замечают, что малыш поворачивает голову в сторону предмета, явления, аромата или звука, который вызывает у него любопытство, или пытается поймать его взглядом.
Проявляется, как правило, у деток дошкольного возраста. Ребенок полностью «уходит в себя», замирает на одном месте и выглядит полностью отрешенным от мира: это значит, что он занят какой-то очень важной мыслью или фантазией. Взрослым же кажется, что чадо на редкость рассеянное. Наоборот! Он максимально сосредоточен на чем-то особенно значимом для него.
Нечто, новое для ребенка, привлекает его внимание внезапно. Например, вы разговариваете с ним, а от соседей доносятся крики. Он переключается на них. Это тоже свойственно дошкольникам. В таких случаях необходимо снова «переключить» внимание ребенка, предложив ему что-то более интересное, чем то, что отвлекло его от вашего совместного занятия.
Формируется к школьным годам. Теперь ребенок может контролировать свое внимание и сосредоточивать его на том, что является на данный момент наиболее значимым. Для этого ему приходится прилагать усилия, ведь далеко не всегда что-то важное можно назвать наиболее интересным. Чем больше вы его поощряете за это, тем он лучше учится концентрироваться.
Таким образом, если вы видите рассеянное внимание у ребенка, необходимо выяснить, на чем он сосредоточился, и вызвать у него интерес, чтобы переключить на то, что считаете важным вы. Это можно сделать в игровой форме или, проявив фантазию, как-то иначе. Если чаду необходимо заниматься чем-то важным, лучше всего заранее позаботиться о ликвидации факторов, которые могут его отвлечь (выключить телевизор, постараться не шуметь и т.д).
Впрочем, рассеянность, заключающаяся в неумении долго сосредоточиваться на чем-то одном, тоже имеет место быть. Она может быть обусловлена:
Ребенка нужно учить быть внимательным с детства. Идеальным средством в данном случае является режим дня. Так малыш будет прекрасно помнить, что он должен сделать, если это происходит каждый день. Также можно играть с ним в игры, тренирующие память: интересно и полезно одновременно.
Не пытайтесь восполнить их пробел самостоятельно (а, может, дело и не в них вовсе?) Обязательно сходите с ребенком к врачу, который выяснит, каких элементов не хватает вашему чаду, и назначит их.
Если ребенок устает в процессе занятия чем-либо, то ему очень сложно сконцентрироваться. Чтобы избежать этого, постарайтесь организовать ему полноценный отдых. Некоторые родители записывают чадо сразу в несколько секций или предлагают слишком насыщенный впечатлениями досуг. В результате малыш просто вымотан, поэтому и рассеян.
Некоторые родители путают два термина: рассеянное внимание и рассеянный склероз у детей. На самом деле между этими двумя явлениями нет никакой связи. Рассеянный склероз – серьезное аутоимунное заболевание, не связанное с концентрацией внимания.
bambinostory.com