Все родители хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хотел их слушаться. Но далеко не все знают, как пережить этот сложный период без ущерба собственной психике и психике ребенка.
Обычно своим непослушанием дети хотят выразить протест либо пытаются показать, что они уже взрослые и могут сами решать, что им делать. Не нужно наказывать ребенка или чем-то ему угрожать, поскольку такой метод воспитания может повлечь за собой неприятные последствия в будущем.
Чтобы определиться с тем, какие действия нужно совершать при непослушании ребенка, нужно попытаться понять причины такого поведения и найти разумный способ выхода с этой ситуации.
Он может проявляться при переходе ребенка с одной возрастной ступени на другую. В этот период ребенок развивается, приобретает новые навыки, знания, способности и умения.
В период возрастного кризиса ребенку бывает самому трудно понять, чего он на самом деле хочет. Даже если он прекрасно понимает, чего ему хочется, родители по определенным причинам не всегда могут удовлетворить его желания. Такие ситуации приводят к проявлению недовольства по отношению к себе самому и окружающим, ребенок становится раздраженным, перестает слушать своих родителей, пытается выразить протест.
В период возрастного кризиса все сложные жизненные ситуации ребенок должен преодолевать совместно со своими родителями. Не нужно оставлять ребенка наедине с его проблемами, поскольку преодолевать их в одиночку ему будет очень тяжело.
Родители могут выдвигать слишком много требований к своему ребенку, причем иногда эти требования бывают противоречивыми. Но такой подход к воспитанию ребенка неправильный. Выдвигая большое количество требований, можно добиться лишь усугубления ситуации, а именно – появления у ребенка дополнительных страхов, стресса и чувства отчаяния. Если ребенок в 4 года не слушается вас, значит он перестает доверять своим родителям, начинает врать.
Ребенок – это личность, он имеет свое собственное мнение, которое нужно учитывать. Не нужно ребенку навязывать свои взгляды, устанавливать запреты, потому что рано или поздно он захочет сбежать. Применяя такой метод воспитания, можно не только причинить вред психике ребенка, но и подтолкнуть его к совершению плохих поступков. Он будет делать именно то, что ранее ему запрещалось, причем безо всякого интереса к тому, почему родители запрещали это делать.
Если вы чувствуете, что не способны сами разобраться с проблемой, обратитесь за помощью к специалисту. Он даст ценные советы, касающиеся воспитания ребенка, и вы сможете понять свои ошибки.
Если родители давали полную свободу действиям ребенка, а потом неожиданно начали проявлять к нему строгость и агрессию, не нужно ожидать внезапного изменения его поведения. Таким образом, можно добиться лишь нарушения психики ребенка. На ребенка нельзя кричать, также запрещено ему угрожать. И ни в коем случае его нельзя бить! Ведь в сложившейся ситуации виноваты только родители.
Существует много причин непослушания ребенка, но всегда можно сделать один вывод: чтобы в семье царила гармония и отсутствовали конфликты, нужно научиться понимать ребенка и правильно себя с ним вести.
ВАЖНО! НЕ ПРОПУСТИТЕ! Эффективным дополнением к вашему рациону питания может стать замечательная натуральная биодобавка для похудения, обладающая невероятными жиросжигающими свойствами. Ольга Бузова рекомендует новый метод быстрого похудения без диет на основе экстракта Жидкий Каштан Night+. Этот экстракт разрабатывался специально для лечения ожирения в частных клиниках Москвы и не содержит никакой химии и гормонов!
Ольга Бузова о невероятных свойствах экстракта... »
А ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО НЕ ЗАРАЖЕНЫ ПАРАЗИТАМИ?
По статистике, в той или иной степени паразитами заражены 7 из 10 Россиян и даже не подозревают об этом.
Такие обыденные симптомы, как головные боли, боли в суставах и мышцах, нервозность, нарушение сна и аппетита, иммунные нарушения, дисбактериоз кишечника - всё это возможные признаки наличия паразитов в вашем организме. Паразиты опасны - они долго живут и активно размножаются в теле человека, поэтому заболевания, вызванные ими, принимают хроническое, постоянно рецидивирующее течение.
Но возможно правильнее лечить не следствие, а причину? Рекомендуем прочитать о новой методике в очищении организма от Елены Малышевой. Читать статью >>
Понравилась статья? Поделитесь ей:
happyvisit.ru
Что делать, если ребенок не слушается? Животрепещущий вопрос, который мамы (и некоторые папы) обычно набирают в поисковик трясущимися руками, параллельно пытаясь унять дергающийся глаз.
Потому, что дети иногда не слушаются, а родителям бывает очень важно, чтобы слушались. Так важно, что гнев и безысходность просто переполняют. И тогда наступает время для поиска ответа.
Прежде чем начать решать проблему, стоит разобраться, в чем проблема заключается. Типичные проблемы с послушанием могут быть, например, такими:
Это четыре разных примера того, как дети не слушаются родителей, каждый из которых имеет свои психологические причины, и каждый из которых нормален для детей определенного возраста. Это далеко не полный список ситуаций, в которых могут возникнуть проблемы с послушанием, но основные тенденции таковы.
Для каждого из случаев можно подобрать свои воспитательные приемы, более или менее гуманные, которые сделают чадо более послушным. Но до того, как воспитывать непослушного ребенка, важно понять, почему ребенок не слушается.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Быть родителем послушной детки очень удобно. А вот быть родителем несносного маленького чертенка – неудобно, трудно и утомительно. Но по большому счету это психологическая проблема родителей (и других взрослых), а не самого чертенка. С научной точки зрения непослушание в большинстве случаев не является патологией или сколь-нибудь тревожным отклонением от нормальной линии развития.
Родителям нужно соблюдать интересы ребенка при попытках добиться от него послушания. Слишком строгие наказания могут психологически травмировать малыша, и на выходе получится послушный, затравленный, пугливый человек, не способный к активному и адаптивному включению в социальную жизнь.
Но это вовсе не означает, что когда ребенок не слушается – делать ничего не надо. Маме, папе, бабушке и всем остальным все еще неприятно и тяжело справляться с непослушным отроком, даже если у самого отрока при этом все нормально. Кроме того, воспитанный малыш нравится окружающим, а это приятно как для родителей, так и для него самого.
Но имея в виду нормальность происходящего, мы можем более сознательно задавать вопрос «что делать». В любой ситуации с непослушанием есть как минимум двое участников, а значит можно что-то делать с каждым из них. То есть маме (и другим взрослым) стоит в первую очередь решить, хочет ли она изменить поведение ребенка, или достаточно просто снизить градус собственного напряжения по этому поводу.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Иногда «не слушается» — это слишком мягкое выражение для проблемы с поведением. Некоторые дети отказываются подчиняться вообще каким-либо требованиям взрослых, могут вести себя неадекватно своему возрасту. Например, в 2 года малыш не отзывается на свое имя, нападает на других детей, дерется со всеми и по любому поводу и тому подобное. В таком случае родителям рекомендуется обратиться к детскому или семейному психологу за очной консультацией, так как серьезные проблемы с поведением нуждаются в профессиональной коррекции и могут быть признаками психологических нарушений.
Ниже приведены советы психолога родителям тех детей, поведение которых остается в рамках нормы, но по какой-то причине не устраивает родителей. Давайте разберемся, какие же воспитательные меры можно применять в разных случаях непослушания.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Как заставить ребенка слушаться, если его поведение опасно для него или для других? Речь идет о системе жестких правил и границ, которые нельзя пересекать ни в коем случае. Большинство детей, которые бегут на дорогу или тянут руки в костер, просто не понимают, насколько это опасно. Такое поведение характерно для многих детей до трех лет, когда они только начинают активно исследовать мир и узнавать о том, как работает все вокруг.
Человек, только начавший жить, который никогда не сталкивался с реальными угрозами, не в состоянии понять некую абстрактную опасность. Поэтому система абсолютных запретов, которые касаются безопасности, строится на условных рефлексах. То есть, услышав слово «нельзя», «опасно» или «стоп» малыш должен останавливаться рефлекторно и очень быстро – это требует намного меньше времени, чем объяснение конкретной ситуации и возможных последствий, и намного меньше эмоциональных ресурсов.
Для того, чтобы такая система работала, необходимо:
Яркий пример того, как не следует реагировать, описан в книге «Малыш и Карлсон»:
— Подумай только! — сказала она. — А если бы ты упал с крыши? Если бы мы тебя потеряли?
— Вы бы тогда огорчились?
— А как ты думаешь? — ответила мама. — Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой».
Малыш чувствует, что когда он лезет на крышу, то становится сразу очень ценным и любимым. И вполне закономерно повторит этот опыт, когда снова почувствует себя одиноким и брошенным. Поэтому — никаких «ах, как ты всех нас напугал», объятий и восклицаний, только сухое и холодное объяснение, почему никогда ни в коему случае нельзя так делать.
В остальных ситуациях, которые не угрожают здоровью и жизни, вопрос непослушания оказывается довольно сложным, так как невоспитанное чадо взрослым не нравится, но и забитого тихоню вырастить они обычно не хотят. Если разобраться в причинах непослушания, то станет понятнее, как справиться с непослушным ребенком.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Для детей характерны периоды протеста, как правило совпадающие с кризисами развития. Кризис – это переломный момент, некая резкая смена внутренней картины личности. У детей в эти моменты (и в 1,5, и в 3, и в 7, и в 10-12 лет) остро проявляется потребность стать более самостоятельными и автономными.
Поэтому и возникает импульс протеста против давления – взрослые контролируют каждый шаг, говорят, что и когда есть, надевать, когда и куда справлять нужду, и когда спать. Для каждого взрослеющего малыша пережить осознание этого тотального контроля – задача непростая.
Важная роль родителя в этом кризисе автономности – предоставить малышу пространство, в котором он может принимать решения и действовать самостоятельно. Позволить решать, что он будет на завтрак и что надеть на праздник, доверить самому помыть посуду (да, возможно рискуя парой чашек и смирившись с необходимостью вытирать всю кухню от воды), заплатить за покупки в магазине, сделать заказ в кафе или развесить свои штанишки.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Эти вещи кажутся неважными мелочами, осложняющими жизнь взрослым, но для развивающейся личности человека возможность что-то делать самому в мире взрослых (а не только в играх) – это знак того, что он может действовать и быть полезным, что он важен и полноценен.
В те моменты, когда всплеск автономности оказывается ну совсем не к месту и конфликт неизбежен – не обязательно отвлекать или уговаривать. Встреча с жестокой реальностью – необходимая фрустрация для развития, поэтому нет ничего ужасного в том, чтобы иногда все равно делать то, чего ребенок не хочет. Важно при этом, чтобы он не переживал это как акт насилия и не чувствовал себя сломленным.
Сомнительная стратегия, например — орать на орущего ребенка. Ребенок себя контролировать не может, и от страха и чувства вины истерика только усиливается. А взрослый – может себя контролировать (ну, иногда), и когда истерика у ребенка – собственную истерику лучше отложить. Хватая в охапку сопротивляющийся комок ненависти, вопящий «не хочу домой», можно комментировать свои действия в духе «я понимаю, что ты хочешь еще поиграть на площадке, и сочувствую тебе, но мы идем домой». Вопли от этого вряд ли прекратятся, но чувствуя поддержку ребенок сможет быстрее и легче пережить период кризиса.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Важно дать понять, что существуют правила поведения, которые соблюдают все. Для маленького ребенка понять это представляется почти невозможным, поэтому если ребенок не слушается в 4 года, когда мама просит его не кричать так громко в автобусе – это обычная ситуация.
Тем не менее, выражать свое недовольство можно, и можно делать все новые и новые попытки объяснить положение вещей: «здесь много людей, и твоя песенка может кому-то мешать», «человеку впереди неприятно, когда ты пинаешь его кресло». По мере взросления дети легко усваивают общие правила, которых придерживаются родители – особенно, если эти правила доброжелательно и доступно объяснить.
Это бывает в двух вариантах:
Первый вариант – типичное поведение для аутичных и автономных детей до 7 лет, а также для всех самостоятельных школьников. Бороться с таким игнорированием можно с помощью завлекательных прибауток, историй и присказок (от «ложечку за маму» до «внедряем систему поощрений за работу по дому»).
Важно помнить, кто здесь взрослый.
Обидно, когда детка не признает авторитет взрослых и делает, что вздумается, дерется и кричит. Но, ругая детку за автономность, взрослый не нарабатывает авторитет, а только увеличивает дистанцию и стремительно теряет доступ к «рычагам управления», что особенно актуально, если речь идет о школьниках старше 10 лет. Взрослый человек в состоянии справиться со своей обидой и одновременно оставаться родителем – с уверенностью в том, что надо делать и с пониманием того, как ребенку этого не хочется.
Второй вариант – проявление бунта, который чаще бывает у подростков, и по глубинным механизмам похож на тот самый «кризис трех лет» — подросток хочет быть автономным, сам принимать решения, он злится на родителей, когда чувствует давление, и сопротивляется требованиям. Как ни странно, система оптимального поведения для родителей тоже похожа – дать максимум самостоятельности там, где это безопасно, поддержку и любовь там, где она уместна, и не орать в ответ. Кстати, если в три года и позже у ребенка кризисы проходят продуктивно, то формируется устойчивое чувство автономности, самостоятельности и при этом надежной поддержки взрослого (обычно мамы), которое сохраняется и развивается, создавая «подушку безопасности» к подростковому кризису.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Итак, когда ребенок не слушается — его можно услышать, понять и помочь пережить запрет, при этом не отступая и не «балуя» его отсутствием ограничений.
Пожалуй, каждая мама знает, как сложно услышать и понять ребенка, когда сил едва хватает на то, чтобы сдерживать собственный гнев.
Поэтому основная проблема, оказывается, в том, как себя чувствует мама, когда не может справиться с непослушным ребенком. А для мамы вполне нормально при этом чувствовать гнев, беспомощность, страх, ненависть и бессилие. Потому, что это сложно. Потому, что материнство полно конфликтов и трудностей. Потому, что никто не может быть эмпатичным и принимающим постоянно.
Злиться – нормально. То, что многие мамы не могут сдержать гнев – тоже нормально. Ребенок не сломается от того, что мама на него кричит. Детям важно видеть разные эмоции и понимать, какую реакцию у других вызывает их поведение. Выражение гнева – совершенно здоровое поведение даже для самой доброй и понимающей мамы.
Но потом, когда мама выразит свой гнев (любым способом, который для нее возможен), важно объяснить ребенку, что он не виноват. В силу детского эгоцентризма малышам очень сложно понять, что мама может злиться не потому, что он плохой, а потому что она устала, потому что не может понять его бессмысленную истерику, потому что разочарована и расстроена нарушенными планами. Вернее, наверное, важнее всего объяснить это себе, а уже потом – ребенку.
То, что ребенок не слушается – не делает его плохим. Это выражение его внутренней реальности, которая заслуживает внимания и уважения.
Никому не нужна идеальная мама, которая никогда не злится и всегда все понимает. Но очень здорово быть ребенком живой, эмоциональной и чувствительной мамы. Мамы, которая может разозлиться, но может и поддержать в трудный момент. Здорово быть ребенком надежной и взрослой мамы, которая в состоянии выдержать любой бунт и не отвернуться от своего малыша.
Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта
Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова
opsihike.ru
Если малыш в 4 года капризничает и не слушается взрослых вообще, нужно выяснить причину такого поведения. Разговаривать рекомендуется спокойным тоном, не повышая голоса. Что делать, чтобы заставить ребенка быть послушным:
Наиболее частые причины непослушания ребенка в 4 года:
Ошибочно считать кроху четырех лет совсем несмышленым. В этом возрасте ребенок активно учится, запоминает, наблюдает за реакцией взрослых, в первую очередь родителей. Заплакал – и дали любимую игрушку? В следующий раз плач будет громче и требовательней.
Основоположник современной психотерапии немецкий ученый Фриц Перлз взаимоотношение характеров людей образно назвал «собака сверху» и «собака снизу». Первая олицетворяет жесткий прессинг – давление авторитетом, власть, приказ, угрозы. Вторая действует обходным путем, используя лесть, шантаж, слезы, саботаж, различные манипуляции, ложь. Если обладатели характеристик вступают в конфликт, то побеждает более хитрый и гибкий противник – «собака снизу». Этот закон необходимо учитывать родителям при взаимоотношении со своим ребенком. Не всегда категоричный приказ достигает цели, надо найти другой подход к малышу, чтобы приучить его к послушанию.
Совет: Родители в своих требованиях к ребенку должны соблюдать твердость и последовательность: нельзя разрешать сегодня то, что вчера было запрещено. Малейшее попустительство маленький человечек обязательно запомнит и обернет в свою пользу в дальнейшем. Требования матери и отца должны быть одинаковыми, иначе малыш будет искусно лавировать между родителями, добиваясь своего. Со временем справиться с его воспитанием будет достаточно сложно.
Также родители должны четко понимать и представлять, что можно или нельзя требовать от крохи четырех лет. Для этого надо изучить возрастные изменения ребенка 4 лет в психологическом и физическом плане.
Воспитанная с детства вседозволенность становится труднопреодолимым препятствием при общении со сверстниками, во взрослой жизни.
Поэтому надо делать все возможное, чтобы крошка четырех лет понимал и адекватно воспринимал запреты.
Детский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер предложила систематизировать запреты, разделив их на четыре цветовые зоны:
Запреты из красной зоны должны выполняться неукоснительно. Здесь нет места поблажкам и договоренностям. Единожды сделанное отступление от правил сведет на нет все предыдущие усилия.
Если ребенок нарушает запреты и не слушается, его необходимо подвергать наказанию, соразмерному сделанному проступку.
Физически наказывать ребенка четырех лет не рекомендуется, особенно шлепать рукой или давать подзатыльник.
Взрослый человек не может рассчитать силу своего удара, особенно если находится в гневе. В лучшем случае ребенок может отделаться сотрясением, в худшем — остаться инвалидом или умереть. Дети, воспитанные насилием, переносят в дальнейшем такие отношения на сверстников, а во взрослом состоянии – на семью, считая физическое решение проблемы нормальным.
Выбирая наказание, необходимо учитывать:
Заключение: Не бывает абсолютно послушных детей возрастом 4- 5 лет.
Методом проб и ошибок маленький человек познает окружающий мир. Когда малыш не слушается, он старается привлечь к себе внимание близких людей, поэтому родителям надо уделять достаточно времени для занятий с крошкой.
Источник:
ekran-stroka.ru