В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.
Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.
На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.
На текущий момент специалисты различают разные формы, цели и виды агрессии. Поведение может принимать различные формы:
• физическую;
• словесную;
• психическую;
• эмоциональную.
Она может провоцироваться для достижения различных целей:
• выражать гнев или враждебность;
• для утверждения превосходства;
• для запугивания окружающих;
• чтобы достичь поставленной цели;
• быть ответом на страх;
• быть реакцией на боль.
Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:
• Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.
• Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.
Было замечено, что дети с более низким уровнем развития больше склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети демонстрирующие хищную агрессию - умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию.
В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети - более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.
У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.
• Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца - это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.
• Малышовый возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.
• Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев - агрессию.
Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.
Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.
Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.
Факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения
Родители и учителя должны быть крайне внимательными если:
• ребенок стал жертвой физического и полового насилия;
• имело место насилие в семье;
• если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству;
• если родители употребляют наркотики и алкоголь;
• если в доме присутствует огнестрельное оружие;
• если семья малообеспечена, переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака;
• если воспитанием занимается мать одиночка, родители потерявшие работу;
• если присутствовала мозговая травма.
Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.
Психологи утверждают, что когда дети теряют диалог со сверстниками, они чувствуют напряжение, напуганность и изолированность. Это тот случай, когда может непреднамеренно проявляться агрессия к сверстникам, даже незнакомым. Родители должны проявить внимание к поведению ребенку и вовремя пресекать любые попытки агрессивного поведения. Когда дети преодолевают чувство изоляции они становятся дружелюбными и не проявляют агрессии.
Агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию.
У многих детей агрессивное поведение является симптомом маниакальной стадии биполярного расстройства. Оно может проявляться раздражительностью, развившейся на фоне депрессии.
Иногда дети агрессивны к сверстникам из-за страха или подозрительности. Это расстройство встречается в случае присутствия шизофрении, паранойи или других психотических состояний.
Агрессия так же может быть побочным продуктом неспособности справиться с эмоциями, особенно разочарованием. Расстройство встречается у аутичных и умственно отсталых детей. Такие дети если в чем то разочаровываются, не могут исправить с эмоциями, эффективно рассказать о сложившейся ситуации, следовательно, проявляют агрессию.
Дети с синдромом СДВГ или другими деструктивными расстройствами могут на фоне непонимания и импульсивности так же проявлять агрессивное поведение, особенно тогда, когда нарушены социальные принципы.
Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы - стимуляторы агрессии.
Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.
В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.
Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:
• не умеют контролировать свое поведение;
• испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;
• имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;
• становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;
• теряют качество отношений с родителями.
Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел - это свойство делает их уникальными.
Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.
В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.
zhenskoe-mnenie.ru
Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.
Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:
Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.
Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.
Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.
В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.
Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.
Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.
Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.
Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.
Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.
Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»
www.prelest.com
С моим активным и темпераментным младшеньким я очень рано столкнулась с проблемой детской агрессивности. Когда Глеб выходит во двор, дети разбегаются, и их мамы тоже не слишком-то рады. Пережив непростое «дворовое» лето и трудности привыкания к детсадовскому коллективу по осени, мы вместе пришли к важным выводам, которые, надеюсь, помогут другим родителям.
1. Агрессивное поведение ребенка – это не свойство личности
Агрессия в три года – это не совсем агрессия. Малыши только учатся общаться, контролировать себя, различать добро и зло. Обиженный малыш может крикнуть: «Я тебя убью!», не понимая до конца смысла сказанных слов. Это не значит, что он плохой, просто он где-то успел услышать эти слова и пока не умеет контролировать свои импульсы. Более темпераментные дети громче кричат и сильнее толкаются, в то время как более тихие терпят, плачут или бегут жаловаться. Все дети разные, но все они хорошие и достойны любви.
2. Терпение – главное оружие мамы «кошмарного» ребенка
Если мы кричим, ребенок мотает на ус. Если мы бьем ребенка, он понимает, что ТАК МОЖНО. Криками и насилием нельзя добиться от малыша НИЧЕГО, кроме хорошего усвоения им этого нашего поведения. В самые тяжелые времена мы с мужем вообще перестали повышать голос и шлепать ребенка. Если дерется, просто молча отнимаем оружие и идем дальше по своим делам. Если распускает руки, слегка хлопаем ему по рукам в ответ и напоминаем, что бить других нельзя. Если скандалист уже охрип и устал от плача, предлагаем ему «помириться и пожалеть сыночка». Иногда приходится делать так по двадцать раз кряду. Рано или поздно (иногда через 10 минут, иногда через полтора часа) он идет на мировую.
3. Четкие правила
Вообще у нас в семье очень мало запретов для детей, но есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах (обижать других, например), иначе наступят конкретные негативные последствия. Если ребенок устроил драку во дворе, немедленно уходим домой. Если вздумал расшвырять товар в магазине, уходим. Упирается и орет – закидываем на плечо и уходим. Укусил маму – игра в Лего отменяется. Швырнул чашку с чаем – знаешь, где тряпка. Снять в песочнице сандалии и закопать ножки в песок – можно. Бросаться песком в других - нельзя, иначе – домой.
4.Энергию – в мирное русло
Этот совет требует только одного – внимания родителей и готовности тратить, тратить, тратить время и силы на свое чадо. Уже понятно, что посидеть и поболтать с другими мамочками на скамейке, пока твое дитя выдирает игрушку у годовасика и пытается дать ему ведерком по голове, все равно не получится. Значит, садимся с детьми в песочницу и начинаем играть все вместе, организовывая взаимодействие и попутно гася начинающиеся конфликты. Вовремя разводим детей по разные стороны двора, отвлекаем, ищем жучков, собираем листочки, устраиваем игры и соревнования. Дома разрешаем малышу, к примеру, рисовать акварелью в ванне, готовить собственный омлет или катать пластилин на паркете (все отмоем). Ребенку, энергия которого перехлестывает через край, это очень нужно. Каждая копейка времени и сил, вложенная в него сейчас, в будущем превратится в рубль.
5. Утверждаем ценность добра и бесперспективность зла
Доказывать две эти вещи ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно постоянно, много раз в день, но без скучных нотаций. Читаем добрые сказки, моделируем игровые ситуации, где добро побеждает зло, спасаем и лечим игрушки, учимся говорить вежливые и добрые слова, жалеть, просить прощения. Злых персонажей ругаем, а потом прощаем, мы же добрые. Много разговариваем «за жизнь», про дела в детском садике, про хорошие и плохие поступки. Я пытаюсь анализировать его поведение, подсказывать, как поступить. Очень хорошо на сына влияют разговоры о том, что он уже большой и сильный, а сила нужна для того, чтобы помогать слабым.
6. Ситуация когда-нибудь изменится
Это чистая правда. Ребенок развивается, и в один прекрасный момент он становится немножко другим. Лучше или хуже – во многом зависит от того, как мы решали проблемы предыдущего периода. Если в два года сын в силу возрастных особенностей плохо понимал, что от него хотят, то сейчас, в три года, намного легче соглашается принять правила общества, а случаи драк, укусов и прочих ЧП постепенно сходят на нет. На радость родителям, воспитателям и всем окружающим.
mamere.ru
Проявление эмоций свойственно человеку разного возраста и считается вполне нормальным. Еще в утробе матери ребенок способен проявлять свой характер: капризничать, хмурить брови, кривиться, радоваться и улыбаться. Первые годы рождения — также довольно эмоциональный период. Дети малого возраста еще не могут словесно выразить свои мысли и желания, и поэтому пытаются донести информацию с помощью эмоций, зачастую не всегда позитивных. Ребенок двух лет вполне может сочетать слова в фразы, а фразы в предложения, поэтому вдобавок к эмоциям прибавляются и словесные аргументации его поведения. Малыш легко может выражать свою радость или недовольство, объяснив вам причину его реакции на какой-либо раздражитель. Но бывает так, что ребенок ведет себя слишком агрессивно и порой, как кажется родителям, неадекватно. Агрессивный ребенок постепенно увеличивает свою агрессию, а взрослые теряют контроль над малышом. В чем же причина такого поведения?
Ребенок до 2 лет, не имея четкой способности к вербальным коммуникациям, часто проявляет свое недовольство истериками, толчками, кусанием или щипанием. Среди ученых бытует мнение, что пока не наступит второй год жизни ребенка, его поведение не стоит расценивать как проявление открытой агрессии. Скорее всего, ваш малыш нервничает из-за того, что не может сказать то, что чувствует, и поэтому думает, что все его просьбы вы выполняете неверно специально, таким образом раздражая малыша. Такое поведение ребенка 2 лет можно считать нормальным, без каких-либо психических отклонений. Более того, любое проявление эмоций в этом возрасте закаляет характер малыша и делает его решительным и стойким.
Ошибкой родителей в этот период может быть как чрезмерное сюсюканье с ребенком, чтобы его успокоить, так и жесткие меры наказания и рукоприкладства. Так он будет еще более агрессивным и раздражительным. Дайте волю эмоциям малыша, и через некоторое время он сам успокоится и забудет, из-за чего он так переживал. Только в спокойном состоянии можно попытаться поговорить с малышом, разъяснить в игровой форме, что так вести себя нельзя, обнять и сказать малышу что-то приятное. В таком случае дети быстро успокаиваются, и уже с 2 лет они становятся способными оценить свое поведение и прислушаться к советам. Что же делать, если малышу уже исполнилось два года, а агрессия у ребенка только усиливается? Здесь, возможно, потребуется вмешательство специалиста.
Причины проявления агрессии у малыша имеют довольно разный характер. Такое поведение может проявляться вследствие какого-либо психоэмоционального напряжения. Так, если в семье, где живет малыш, имеют место частые, необоснованные скандалы или даже драки, малыш может реагировать на такие раздражители нервозностью, плаксивостью и агрессией. Более того, ребенок в возрасте четырех лет склонен моделировать ситуацию и подражать поведению взрослых. Таким образом, в общении со сверстниками он может, выражаясь фразами родителей, обижать других детей, толкать их, пинать, драться, царапаться, делать что-либо назло, считая свое поведение нормальным. Кроме того, агрессивный малыш может быть чрезвычайно капризным и вредным: отказываться есть, мыть руки, складывать игрушки. Как правило, он это делает не просто со словами «не хочу», «не буду», а с истериками и сопротивлениями.
В неблагополучных семьях, где родители попросту не оказывают должного внимания, малыш с помощью такого поведения пытается заслужить хоть какую-то реакцию и внимание на него со стороны взрослых. Даже если это внимание будет сопровождаться повышением голоса на него со стороны родителей или шлепком, малыш со временем успокоится, так как своеобразное внимание он все-таки заслужил, добился своей цели, психоэмоциональная разрядка произошла, и все встало на свои места. Здесь следует вовремя «очнуться» родителям, чтобы не упустить момент и не сделать так, чтобы агрессивный ребенок превратился в агрессивного взрослого, что в разы страшнее. Разумный ход родителей в этой ситуации — наладить отношение в семье, уделять малышу больше времени и внимания, интересоваться его увлечениями и слушать внимательно все, что он хочет вам рассказать. Если такая методика «умиротворения» в семье не помогает — следует обратиться к специалистам.
Признаками патологического поведения и чрезмерного проявления агрессии можно считать:
Если вы заметили стойкие проявления агрессии у вашего ребенка и хотите изменить состояние малыша самостоятельно — приготовьтесь к длительной, ответственной работе и максимально посвятите себя ребенку. Станьте одним сплошным ухом, глазом для него, внимайте все, что он вам рассказывает, и смотрите на то, что он вам показывает. Поверьте, ваше внимание для малыша в возрасте 3- 4 лет является необходимым, как воздух. Именно родители закладывают правильный фундамент в поведение ребенка, поэтому помните, что дети — отражение взрослых.
Ребенок, испытывающий агрессию, может по-разному вести себя с окружающими, но тем временем испытывать одни и те же эмоции. Просто еще в малом возрасте у малыша вырабатывается чувство уважения к одним людям и неуважения к другим. Попытайтесь стать для своего малыша авторитетом, чтобы он вами гордился и подражал лучшим вашим эмоциям, а не делал вам назло и ни во что вас не ставил. Ученые выделяют несколько типов проявления агрессии у детей, которые наиболее распространены в наше время. Первым типом является гиперактивно-агрессивное поведение. Такие дети, как правило, растут в чрезмерной любви, заботе и необоснованной похвале. Попадая в общество сверстников, дети начинают превозносить себя выше других, проявляя агрессию по отношению к слабым детям. Агрессивно-обидчивое поведение может проявляться вследствие некоторых физических недостатков ребенка: маленький рост, плохое зрение, картавость и т.д. Таким образом, агрессия является проявлением защитной реакции организма на обиду. Агрессивно-боязливое поведение может проявляться в связи с настороженностью и готовностью к мнимой угрозе нападения.
Если ребенок в возрасте от 3 до 5 лет ведет себя в меру агрессивно, то такое поведение не является опасным для него самого и для окружающих. Все, что нужно сделать родителям, как только они заметили раздражительное поведение — переключить внимание малыша на другой объект или ситуацию. Также может помочь игнорирование поведения или выражение понимания к чувствам ребенка. Если агрессивный ребенок не поддается уговорам и контролю родителей, то следует перейти к следующей ступени помощи со стороны близких. Прежде всего, родителям агрессивного малыша следует самим научиться сдерживать негативные эмоции, чтобы он брал с вас пример. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, он подражает эмоциям и поведению тех, кто его окружает, в особенности родных. Контролируя свои негативные эмоции, родители показывают яркий пример совладения с собой и не подкрепляют своим негативом агрессию ребенка. Главная задача взрослых — уменьшить напряжение детской психики, но часто родители теряют над собой контроль и в ответ на раздражительность сами начинают проявлять агрессию. К неправильным действиям родителей относятся:
Такое поведение лишь усилит агрессию малыша и расшатает вашу нервную систему. Поэтому следует научиться анализировать поведение вместе с ребенком, но делать это только тогда, когда малыш выйдет из негативного состояния и успокоится. Ребенок — очень ранимое существо, поэтому подход к серьезному разговору нужно совершать крайне осторожно и потихоньку смягчать ситуацию. Важную роль в завершении конфликта играет ваша реакция на поведение малыша, ваши слова, позы, жесты, тон и громкость голоса. Все это способно либо улучшить психологическую ситуацию, либо разжечь конфликт еще сильнее. Контролируйте свои эмоции, чтобы ваш малыш рос и воспитывался только на позитивных примерах.
moyasna.ru
Казалось бы, вот она, спокойная жизнь – кризис трехлеток пошел на убыль, отношения с малышом налаживаются. И вдруг – что такое? Чадо как будто подменили! Он бросается на родителей с кулаками, изводит мать истерикой, требует невозможного и не хочет слышать аргументов. Почему в семье появляется агрессивный ребенок? Как реагировать на выходки маленького бунтаря? Есть ли возможность предупредить детский негативизм?
Маленький ребенок – это зеркало. В нем папы и мамы без труда узнают себя. Буквально все: словечки, гримасы, привычки позаимствованы у взрослых. Слишком часто «раздражительность» чада – подражание воспитательным мерам родителей. Возможно, он даже не знает, что можно быть дружелюбным, приветливым, ласковым.
Как правило, агрессивное поведение детей дошкольного возраста наблюдается в семьях, где родственники общаются на повышенных тонах, постоянно ссорятся, нетерпимы друг к другу. Такая модель поведения поневоле переносится и на ребенка, который в силу непосредственности своего возраста, оказывается эпицентром домашних раздражителей.
Тоже касается и событий окружающего мира. Особенность человеческой психики такова, что враждебные эскапады в свой адрес вызывают ответную агрессию. Разница лишь в том, что взрослые способны контролировать свои эмоции, а трехлетние малыши – нет. Агрессивные дети сами страдают от своей возбудимости.
Вот девочка замахнулась на малыша совком, а в ответ получила горсть песка в лицо. Реакция родителей – отругать и нашлепать. Ребенок горько плачет, нисколько от боли, сколько от унижения и несправедливости. В непростой ситуации назревающего конфликта важно не допустить удар, остановить агрессора вовремя. Унять душевную боль разбушевавшегося ребенка можно с помощью психологического приема активного слушания, о котором мы поговорим немного позже.
Агрессивное поведение трехлетки – это не просто агрессия. Карапуз протестует против родителей. И если, исчерпав все аргументы, взрослые наказывают чадо, истерика выходит на новый виток, конфликт затягивается.
Причина появления проблемы агрессивного ребенка – реакция протеста, обусловленная возрастными изменениями в детской психике. Начиная с 2,5 – 3 лет малыш страстно желает быть самостоятельным. Он жаждет признания и уважения, расценивает свой статус равным с родительским. Малыш считает, что он может справиться сам, а родители имеют противоположное мнение. Как быть, если в Вашего карапуза вселилась «дикая кошка»?
Что делать с агрессивным ребенком? Найдите золотую середину, некий баланс между «нельзя» и «можно»: прислушивайтесь к мнению чада, разговаривайте с ним уважительно, советуйтесь, но не позволяйте лишнего. Придумайте для малыша посильные обязанности: протирать пыль, мыть чашки, расставлять обувь. Получив «взрослое» поручение, Ваш сын или дочь почувствуют себя нужными и уважаемыми.
Уступив в принципиальном вопросе хоть однажды, родители будут подвергаться новым экзаменам на прочность еще интенсивнее. Используйте эмоциональную гибкость, характерную для трехлеток. Ребенок еще не способен добиваться своего любыми средствами. Он легко отвлекается и меняет цели. Для этого достаточно вовремя переключить внимание на что-то интересное.
Активное слушание – замечательный психологический прием, который способен унять эмоциональный шторм в десять баллов. Он действует безотказно и на детей, и на взрослых. Суть приема состоит в том, чтобы озвучить переживания человека, показав тем самым, что его понимают.
Рассмотрим ситуацию. Внезапно ребенок стал агрессивным. Он закатил концерт в детском магазине (знакомая ситуация, не так ли?), потому что не может отойти от чудной машинки, которая поразила его воображение. Возможно, проще купить игрушку? Нет, не проще. Вы не сможете приобрести весь ассортимент супермаркета, да это и не понадобится, если просто поговорить с малышом:
— Тебе нравится эта машинка? (Конечно нравится! – думает он)— Она красивая, правда? (Ну да, иначе, зачем реветь?)— Ты хочешь, что бы мы ее купили? (ДА!!)— Ты плачешь из-за этого?..
В знак сочувствия можно поцеловать и обнять расстроенного ребенка. Разговаривая, потихоньку уводите чадо, аккуратно переводите беседу в приятное русло.
Как видите, понять чувства человека несложно. Достаточно озвучить их, и он отдаст Вам душу и сердце. Применяя прием активного слушания, избегайте нравоучений. Ваша цель — показать, как Вы понимаете и сопереживаете бунтарю.
Проблемы агрессивных детей волнуют всех без исключения родителей. С однократными попытками агрессии со стороны трехлеток сталкиваются в каждой семье. И только родительская мудрость способна погасить привычку добиваться своего криком в самом ее зародыше.
Агрессивное поведение детей трех лет отличается полной непосредственностью. Малыш реагирует внезапно, неожиданно даже для самого себя.
Ребенок 4-5 лет имеет некоторый опыт в решении конфликтов. Ему знакомы и понятны моральные нормы поведения. Прежде, чем перейти к крайностям, четырех-пятилетка пытается решить конфликт словами. Он может объяснить свои чувства, выразить недовольство. Теперь карапуз понимает, что его капризы, истерики и избиение близких огорчает родителей. Малыш уже неплохо владеет эмоциями. Поэтому отрицательное отношение к происходящему нередко трансформируется в игровую форму: игру в солдатиков, в погони и перестрелки, войны с пришельцами…
Агрессивные дети дошкольного возраста, достигшие 5-6 лет, — признак внутреннего или социального конфликта. Психика детишек, готовых перешагнуть школьный порог, уже достаточно зрелая. Агрессивное поведение пяти-шестилетнего малыша требует анализа: почему его способность к социальной адаптации понижена? Возможно, ребенок стал изгоем в детской компании? — Тогда у него два пути: либо смириться и превратиться в бессменного «клоуна», этакого мальчика для битья, или же отстаивать свое достоинство кулаками.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми – выяснить, почему коллектив ополчился против этого ребенка? Слишком часто предметом насмешек служат физические недостатки: лишний вес, косоглазие, хромота, маленький или большой рост, заикание, шепелявость. В других случаях травле подвергаются ребятишки со специфическим поведением – заучки или недоучки, мальчики, увлеченные танцами или музыкой.
Если родители не позаботились о возмещении изъянов чем-то стоящим (профессиональный спорт, те же танцы или вокал, но на высоком уровне), ребенку не такому как все будет сложно добиться признания коллектива. Реже причиной того, почему ребенок агрессивный, служит такая особенность психики, как гиперактивность.
Гиперативность – это диагноз, который требует как медикаментозной, так и педагогической коррекции. Агрессия, эмоциональная возбудимость и повышенная (по мнению родителей) физическая активность, не подкрепленные другими симптомами, не могут служить основанием для подобного вывода.
Иногда родительская привязанность способна приносить боль и разочарования. Любовь оценочного характера раскачивает сердце человечка как маятник: сегодня он вел себя хорошо, а, значит, его любят. Послезавтра малыш совершит проступок, и мама оттолкнет его, назовет плохим, откажет в любви и ласке. Агрессия ребенка, которого любят «за что-то», – способ обратить на себя внимание, жалкие попытки повлиять на отношение к нему родителей. Лишенный законной порции родительской нежности и безусловного обожания, человечек превращается в отчаявшегося зверька, настроенного против враждебного к нему мира.
Прекрасные события в жизни семьи тоже становятся причиной того, почему ребенок ведет себя агрессивно. Например, рождение брата или сестры. Отчаянно ревнуя, малыш сравнивает родительское внимание к новорожденному и к себе. Грудничок требует особого ухода. Старший ребенок не понимает этого и решает, что его разлюбили. Ревность, зависть, тоска по прежним отношениям в семье порождают агрессию.
Романтическая привязанность ребенка к одному из родителей выливается в соперничество. Обожая мать, мальчик ревнует ее к отцу. Девочка злится на мать, которая «крадет» у нее частицу внимания отца. В сердце маленького Отелло бушую настоящие бури!
Детская агрессия не возникает без причины. Если родители уверены, что малыш здоров, а семейная атмосфера напоминает ласковый бриз, обратите внимание на перемены, имевшие место в жизни чада. Почему ребенок стал агрессивен? Вполне возможно, что это связано с поступлением в детский сад. Пик негативизма приходится на период привыкания. Но если возбудимость, смешанная с вспышками гнева, затягивается, задумайтесь, в какой коллектив попал малыш? Профессиональны ли педагоги? Возможно, есть смысл сменить садик?
www.vse-dlya-detey.ru