Шаг 7 Особенности психофизического развития детей 4-6 лет. Ребенок 4 6 развитие


Развитие ребенка 4–6 месяцев

Основными задачами воспитания детей этого возрастного периода являются:

Зрительное и слуховое восприятие ребенка этого возраста более совершенно, чем раньше. Он следит за окружающим, различает и узнает знакомые предметы, проявляет к ним интерес, стремится их достать. Поэтому детям следует давать более разнообразные игрушки (различной формы, окраски и величины). В возрасте 3,5 месяцев ребенок поворачивает головку в сторону источника звука, узнает знакомые голоса и радуется им. А к 5–6 месяцам малыш под звуки ритмичных мелодий уже оживленно двигается, похлопывает ладошками, двигает ножками.

Совершенствуется и эмоциональное восприятие. 4–5 месячные дети улыбаются. На 6 месяце жизни они уже громко смеются, избирательно относятся к окружающим — при виде знакомых радуются, незнакомых пугаются. При появлении родителей дети сосредотачиваются, улыбаются и смеются, энергично двигаются. Они начинают реагировать на речь. Ее понимание развивается благодаря «беседам» взрослых с ребенком. Эти «беседы» очень важны. Причем ваша речь должна быть богата интонациями. Старайтесь разговаривать с малышом при любой возможности. Например, перед едой: «Маша, сейчас будем есть», во время переодевания: «Маша, дай ручку, наденем маечку» и т.п. Речь желательно строить короткими фразами, выделяя интонацией наиболее важные по содержанию слова.

У детей 6–7 месячного возраста положительные эмоции чаще возникают во время игр. Поэтому старайтесь всячески их поощрять — выделить место, подобрать соответствующие игрушки, самим активно принимать участие.

С 3 месяца жизни развиваются голосовые реакции, которые способствуют формированию речи. В 3–4 месячном возрасте дети произносят гортанные звуки, в 4–5 месяцев — гулят. В возрасте 6 месяцев начинают произносить отдельные слоги: «ба», «ма», «да», которые в будущем станут основой первых слов. Это происходит в результате развития способности к подражанию. Малыш прислушивается к собственным звукам, часто и подолгу повторяет их. Но легче он повторяет те звуки, которым его обучают взрослые.

В это же время идет «отработка» основных движений. Ребенок учится направлять руки точно к понравившемуся предмету, брать и ощупывать его. Взять игрушку из рук взрослого у малыша получается в возрасте 4–4,5 месяцев. Поначалу бывают неудачи: ручонки смыкаются, а игрушка «не берется». Но постепенно, к 5 месяцу жизни, дети начинают уверенно направлять руки к игрушкам и брать их сначала обеими руками, а затем одной. Полугодовалые дети уже удерживают по игрушке в каждой руке. Все это имеет большое значение. Научившись играть, дети тянутся к игрушкам, чтобы взять их, меняют позу, положение, овладевают новыми движениями.

Совершенствуется и умение ребенка лежать на животе. К 5 месяцу он может высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на выпрямленные руки. Из такого положения ему намного легче и интереснее наблюдать за окружающим. В 6 месяцев дети становятся на четвереньки, опираясь при этом на ладони и колени. Эта поза подготавливает их к ползанию. Тренирует их перед ползанием и переворачивание, которым ребенок полностью овладевает к 6 месяцу жизни (он переворачивается со спины на живот и обратно). Первые попытки перевернуться на живот возникают у ребенка к 4 месяцам. Поначалу он поворачивается на бок, а затем — на живот. Наибольшего эффекта это движение достигает в том случае, если дети уже научились удерживать игрушки. Именно любопытство и желание схватить игрушку побуждает малыша перевернуться и взять ее. Все это хорошо укрепляет мускулатуру ног и рук, грудной клетки, брюшного пресса.

Первые попытки доползти до предмета бывают неудачными, вместо продвижения вперед «почему-то ползется» назад. Но постепенно, к 7 месяцу жизни, дети начинают свободно ползать. Многие родители ошибаются, думая, что ребенок сначала должен научиться самостоятельно сидеть, а затем уже ползать. Наблюдения показывают, что дети, научившиеся сидеть раньше, чем ползать, бывают беспомощными. В положении на животе они плачут либо лежат совсем безучастно, с опущенной головкой и без стремления к движению.

Не следует обкладывать подушками ни тех детей, которые уже научились сидеть, ни тех, которые сидеть еще не умеют. В таком положении ребенок вынужденно пребывает в пассивном состоянии, без движений. Это отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом развитии.

ourmums.ru

Особенности развития детей 4 6 лет. Ребенку 4 года. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Ребенку 4 года

Статья по психологии на тему Особенности эмоционального развития детей 4-6,5 лет

Особенности эмоционального развития детей 4-6,5 лет

Период дошкольного детства- один из значимых в развитии ребёнка. Это последний этап перед кардинальными переменами в его жизни, на котором он должен не только научиться общаться с другими людьми, находя пути выхода из различных ситуаций, но и фантазировать, проявлять творческие способности. Всё это в дальнейшем послужит основой для адаптации, социализации и, как результат, успешного обучения в школе. Поэтому важно рассказать родителям, какие условия необходимо создать ребёнку в этот период. Отечественные психологи называют период с 4 до 6,5 лет дошкольным детством. Ведущая деятельность в этом возрасте, по Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву,- общение и ролевая игра. Основные функции дошкольного детства. 1. Освоение различных ролей, в том числе гендерных. 2.Совершенствование навыков коммуникации. 3. Развитие творческих способностей. 4. Первые проявления любви и сексуальности.

«Бури» и конфликты предыдущего возрастного этапа постепенно утихают. Ребёнок начинает понимать, что значит вести себя хорошо и плохо. Конечно, раздражение и недовольства случаются, но выражаются уже словами или в игре. Ролевая игра занимает всё большее время. И если приглядеться к действиям детей, то можно заметить, что они играют во всё, что происходит вокруг. В норме ребёнок в возрасте 4- 6,5 лет любое событие повторяет в игре. просмотренные мультики, поездку на машине, конфликт с другом, отношения в семье. Игра- это своеобразный, вынесенный вовне процесс осмысления ребёнком окружающего мира. Её значение огромно. Это ни в коем случае не «пустое времяпрепровождение», как, к сожалению, думают многие взрослые. В игре ребёнок примеряет на себя различные роли, которые люди используют в своей жизни: командир, ведомый, мама, папа, капризная принцесса, храбрый принц, злодей, мудрец.

Основатель психотерапевтического направления «психодрама» Я.Морено часто бывал в парке и наблюдал за играющими детьми. Он заметил, что в основном дети каждый день проигрывают одни и те же роли. Более активные неизменно становились королями, главными пиратами, самыми красивыми принцессами. Пассивным доставались роли «второго плана»: служанки, рядовые солдаты, подруги главных принцесс. А явные аутсайдеры и непризнанные лидеры часто становились или назначались злодеями и монстрами. Тогда он решил вмешаться и предложил всем поменяться ролями: принцы стали слугами, монстры-героями. Иногда они разыгрывали сюжеты сказок, порой просто придуманные истории. Через некоторое время к Морено стали подходить родители этих детей и рассказывать, что происходят интересные события. Их дети начали меняться: робкие явно стали смелее, любители покомандовать научились лучше договариваться; кроме того, сократилось количество конфликтов между детьми.

Выводы:1. Ролевая игра в возрасте 4-6.5 лет необходима для здоровой личности ребёнка. 2. Для родителей, воспитателей игра ребёнка может стать диагностическим материалом или инструментом коррекции.

Общение с другими детьми - важная потребность этого возраста. Они начинают играть вместе, придумывать сюжеты, учатся договариваться. Дружеские связи в большинстве своём не очень стойкие. За день ребёнок может несколько раз поссориться и помириться. И вмешательство взрослых в этот процесс хорошо только тогда, когда примирения не происходит или если у ребёнка слабо развиты навыки вербального установления контакта. В этом случае вместо «Привет, давай дружить» или «Давай играть» ребёнок начинает толкаться, разрушать то, что другие строят- т.е. привлекать к себе внимание невербально. Тогда с помощью игры можно потренировать разные способы установления контакта, варианты поведения в случае, если с ребёнком не хотят играть в предложенную им игру, т.е. помочь ему освоить важные навыки общения. Если ребёнок прибегает с жалобой на несправедливое поведение друга, важно, чтобы взрослый помог ребёнку разобраться в ситуации. Алгоритм в этом случае такой: 1. Посочувствовать и подтвердить, как неприятно, когда отнимают игрушку и\ или не хотят брать в игру, но не предлагать тут же уходить домой или больше никогда не общаться с этим мальчиком\ девочкой\. 2. Дать ребёнку возможность успокоиться. Он вполне может некоторое время посидеть около взрослого и подуться. 3. Предложить варианты выхода из ситуации: поиграть сначала в игру другого ребёнка, потом в его; поиграть с другими детьми; сказать обидчику, что не нравится в его поведении, и т.д. предоставив ребёнку возможность самому выбрать вариант поведения и осуществить его. Чем меньше взрослые вмешиваются в конфликты детей, тем лучше. В противном случае, пресекая сложные ситуации или уводя от них ребёнка, родители не смогут обучить его способам выхода из конфликта. И ему будет трудно поддерживать дружеские отношения, т.к. он усваивает стиль поведения «все играют в то, что я говорю, а если не так- то это плохие дети, и с ними не надо дружить». Но контакт со сверстниками в этом возрасте необходим, как воздух. И ребёнок снова будет пытаться его с кем-нибудь установить, и опять- до первого конфликта.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.Адрес редакции: 214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.Контакты: [email protected]

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Особенности развития памяти и невербального интеллекта у детей 4-6 лет, изучающих английский язык

В настоящее время считается, что дети дошкольного возраста, в достаточной степени, усвоившие свой родной язык и не обладающие серьезными речевыми нарушениями, способны начать изучать иностранный язык уже в возрасте 4 лет. Однако вопрос о влиянии процесса овладения начальным уровнем английского языка на развитие памяти и невербального интеллекта детей 4-6 лет остается не достаточно изученным, что и явилось целью нашего исследования.

Эксперимент проводился с 60 детьми 4-6 лет, представленных экспериментальной и контрольной выборками. В экспериментальной выборке процесс изучения английского языка начинался с 4 лет 2 раза в неделю по программе Pebbles .

Для решения поставленной цели, нами были определены следующие методы исследования: Проба на запоминание 10 слов (А.Р. Лурия), Память на образы (Л.В.Томанов, Е.И.Шапиро) и тест прогрессивных цветных матриц Дж.Равена.

Результаты методики Проба на запоминание 10 слов выявили преимущество в развитии слухоречевой памяти в экспериментальных группах, так объем слухоречевой памяти 4-5 и 5-6 лет, изучающих английский язык (4П 1;5П 1), выше по сравнению с дошкольниками, его не изучающими (2D 1;3? 1). Это может объясняться тем, что в процессе изучения иностранного языка дети усваивают большее количество новой вербальной информации, за счет чего осуществляется тренировка их слухо-речевой памяти. При этом результаты детей 5-6 лет экспериментальной группы превышают показатели детей 4-5 лет, также изучающих английский язык, что свидетельствует о возрастной динамике развития слухо-речевой памяти на основе совершенствующихся процессов мышления и речи.

При сравнении особенностей развития зрительно-пространственной памяти у детей, изучающих и не изучающих английский язык, было выявлено, что в возрасте 4-5 лет параметр объема (7П1) зрительно-пространственной памяти у детей экспериментальной группы несколько превышает данный показатель (6П1) у детей контрольной группы. При этом параметр устойчивости не отличается в обеих группах в данном возрасте (6П1). Следует отметить, что в 5-6 лет у детей не только сохраняется высокий показатель (8П1) объема зрительно-пространственной памяти у детей экспериментальной группы по сравнению с данными объема (7П1) зрительно-пространственной памяти у детей контрольной группы, но и наблюдается увеличение параметра устойчивости (7П1;6П1).

Результаты диагностики развития невербального интеллекта показали, что уровень развития мыслительных операций анализа и синтеза и умения выявлять связи между явлениями практически не отличается у детей контрольной и экспериментальной выборки. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте влияние окружающей среды, в том числе и обучения иностранному языку, на развитие невербального интеллекта минимально. Общие выводы по материалам экспериментальной работы:

1. Дети 4-6 лет, изучающие английский язык, имеют более высокие показатели объема слухоречевой памяти по сравнению с дошкольниками, не изучающими английский язык.

2. Разница между показателями развития слухоречевой памяти у 5-6 лет, изучающих английский язык, превышает подобную разницу значений дошкольников, изучающих и не изучающих английский язык, в возрасте 4-5 лет.

3. Развитие невербального интеллекта, и показатели объема и устойчивости зрительно-пространственной памяти практически не отличаются у дошкольников контрольной и экспериментальной выборки.

Морозова Анна Викторовна

Пешкова Мария Алексеевна

Источники: http://infourok.ru/statya-po-psihologii-na-temu-osobennosti-emocionalnogo-razvitiya-detey-let-930324.html, http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4465, http://kidstopics.com/content/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-4-goda.html

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет?

Вас интересует вопрос: «Как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет?», - давайте рассмотрим его вместе. Этот период обычно наиболее интересен и запоминающийся.

В этом возрасте можно услышать массу интересных рассуждений от маленького «почемучки».

А как насчет оригинальных вопросов? А проявления характера и ответы такого рода: «не хочу» и «не буду»? В 4-6 лет ребенок начинает проявлять свою индивидуальность. Прислушивайтесь к нему, считайтесь с его мнением,  и вы станете наилучшим другом.

Как развивается ребенок в физическом плане?

Средние показатели роста для четырехлетних детей составляют  100-104 см, притом, что в 3 года ребенок обычно достигает 92-94 см. Рост ребенка в 5 лет должен быть около 110 см, а в 6 – 115 см.

Средняя масса тела детей в четырехлетнем возрасте составляет 15,5-16,5 кг, в пятилетнем - 16,5-18 кг и в шестилетнем - 19-20 кг.

Но помните, что ваш малыш индивидуален во всем: как в разговоре, так и в характере, манерах, поведении, улыбке и физических данных.

Главный принцип жизни дошкольника – непрерывное движение.

как развивается ребенок

У 4-5 летнего ребенка масса энергии: он постоянно бегает, прыгает, влезает на возвышенности, задавая при этом огромное количество вопросов.

С другой стороны, малыш может подолгу рассматривать книжки, раскрашивать картинки, внимательно слушать сказку или лепить из пластилина.

В возрасте 4-5 лет кроха способен научиться самостоятельно ездить на трехколесном велосипеде, умело пользоваться зубной щеткой, карандашами, расческой и другими предметами.

Сон ребенка

Сон – это важная составляющая распорядка дня карапуза. Во время сна он отдыхает и набирается сил для дальнейших достижений.

Зачастую, ребенок в этом возрасте плохо засыпает, если рядом нет родителей (хотя бы одного). Все дело в том, что малыш уже понимает, что сон – это разлука, хотя и недолгая. Поговорите с ребенком на эту тему. Договоритесь, например, что не будете закрывать дверь в его комнату, и он привыкнет засыпать самостоятельно.

С трех лет ребенка нужно укладывать спать около девяти часов вечера. Малыш в этом возрасте обычно спит спокойно. Длительность сна в среднем должна составлять 11-12 часов.

Иногда подвижные дети во сне могут двигаться, смеяться – это связано с длительностью и характером периода бодрствования. Также беспокойный сон ребенка может быть вызван определенным дискомфортом, например, тем, что ему жарко, тесно, неудобно.

как развивается ребенок

Многие детки во сне «скрипят» зубами. Некоторые родители считают, что это признак наличия у малыша глистов. Это не всегда так. Такое явление может передаваться по наследству от одного из родителей. «Скрип» может наблюдаться до 17-20 лет, а потом резко исчезнуть. Также причиной появления этого звука могут стать особенности развития зубов и челюсти ребенка, или же аскаридоз.

Утром дети в возрасте 4-6 лет, как правило, просыпаются легко. Но если вам нужно разбудить ребенка пораньше, делайте это постепенно, не раздражая его.

Начиная с четырех лет, обеденный сон уже не обязателен, но если ребенок очень подвижен или устает после прогулок, предлагайте ему, хотя бы, просто полежать в кроватке, листая книжку.

Достижения ребенка в возрасте 4-5 лет:

1. Малыш уже может сам застегивать пуговицы.2. Активно принимает участие в разговоре, умеет рассказывать сказки.3. Кроха понимает назначение предметов, их размер, цвет, форму, свойства и из чего они сделаны.4. Ребенок ориентируется в пространстве и частично во времени.5. Знает числа в пределах 5.6. Хорошо лазит по гимнастической стенке и лесенке.7. Малыш любит лепить из пластилина или глины, соленого теста.8. Рисует окружающие предметы: деревья, цветы, солнце, дом.9. Попадает мячом в цель.10. Довольно таки ровно режет ножницами.11. Умеет складывать и клеить аппликацию из 5-6 частей.12. Хорошо запоминает слова.13. Постоянно увеличивает свой словарный запас.14. Легко учит небольшие стихи и песенки.15. Умеет складывать несложные конструкции из детского игрушечного материала.

как развивается ребенок

Достижения ребенка в возрасте 5-6 лет:

1. Малыш хорошо ориентируется в пространстве, понимает высказывания «налево – направо», «вверху - внизу».2. Знает названия домашних и диких животных, рыб.3. Знает названия многих профессий.4. Различает, из чего сделаны предметы и может назвать материал.5. Знает цифры, умеет считать до 10.6. Умеет выполнять различные физические упражнения по памяти.7. Четко выражает свои желания и мысли.8. Умеет самостоятельно складывать конструктор, мозаику, пазлы.9. Любит играть в игры.10. Знает буквы.

Дети в таком возрасте любят контактировать с другими детьми. У них уже сформирована потребность быть в коллективе.

Мы с вами рассмотрели вопрос о том, как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет, и теперь главная задача родителей всячески ему помогать и поддерживать его.

Не пропустите интересные статьи:

karapysik.ru

нарушения у детей в возрасте 4-6 лет |

Когда следует показать ребенка детскому психиатру: поведение и симптомы, которые должны вас насторожить

Задержка психоречевого развития

Часто бывает так, что с задержкой психоречевого развития родители обращаются за помощью уже в 4 года и позже, когда, например, детский сад сообщает, что ребенок не справляется с массовой дошкольной программой. Он до сих пор путает цвета и геометрические фигуры, а вопрос о временах года вызывает у него затруднения.

В этом возрасте ребенок уже чувствует свою «неуспешность» и развивает вторичные невротические черты: замкнутость, отказ от речи, тревожность, ожидание неудачи. Ему надо помочь, это сделают детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог. Иногда родители уверены, что ребенок хорошо говорит, так как он воспроизводит наизусть длинные стихи Чуковского, но если при этом собственная активная речь недоразвита — это повод обратиться за помощью.

Трудности адаптации в социальной сфере

После 3-х лет ребенок уже соотносит себя с социальной средой. В этом возрасте могут проявиться излишняя застенчивость, избегание социальных ситуаций (выступлений на утренниках или просто необходимости начать общение). Иногда ребенок полностью отказывается говорить в любой ситуации вне дома — так называемый элективный мутизм. Скорее всего, речь идёт о повышенном уровне тревоги, и помогут ребенку специалисты — психологи и психиатры.

Страхи

Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит.

У детей старшего возраста бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада или на развивающие занятия без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. В этом возрасте симбиоз явно затянулся и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.

Ревность между братьями и сестрами

Рождение брата или сестры — тяжелое испытание для любого ребенка. Если Вы замечаете, что после прибавления в Вашей семье старший ребенок стал капризным, раздражительным, проявляет агрессию к малышу или сам регрессирует до младенческого состояния: просит надеть на него памперс и кормить из соски, — это свидетельствует о сильном душевном дискомфорте ребенка. Обратитесь к психологу.

Заикание и тики

Наиболее частые расстройства данного детского периода — психомоторные, к которым относятся тики и заикание. Тики — это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть.

В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля-де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью. Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить. Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Энурез и энкопрез

Недержание мочи — энурез — бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез также бывает психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза, решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез — особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Агрессия

Агрессивность и конфликтность в дошкольном возрасте обычно являются продолжением тех же проблем более раннего периода. Реже они возникают впервые в 4 — 6 лет, могут быть реакцией на неблагоприятную ситуацию в семье, детском саду, а могут отражать устойчивые характерологические черты. Иногда могут свидетельствовать о начале душевного расстройства. Во избежании социальной дезадаптации ребенка требуют коррекции со стороны специалистов.

Гиперактивность

Нередкое явление у детей — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От воспитателей постоянно поступают жалобы на невнимательность и нарушения дисциплины. Расстройство будет крайне мешать ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

Замкнутость

Наряду с активными, шумными детьми всегда есть и противоположные случаи: стремящиеся к одиночеству дети, погруженные в свой внутренний мир. Такая погруженность может отражать излишнюю склонность к фантазированию; иногда ребёнка приходится окликать несколько раз, чтобы он вынырнул из мира фантазий. А бывает, что ребёнок настаивает на своей фантазийной игре: требует называть его Бобиком и кормить из миски на полу. Если переключить ребёнка не получается, — это повод обратиться за помощью.

Фантазирование бывает нормальным и патологическим, какое оно в каждом конкретном случае — решает психиатр. В других случаях отгороженность ребенка свидетельствует о нарушении коммуникативных функций, в таком случае она сопровождается необычной речью или её отсутствием, странными движениями, недостаточным интересом к живым объектам. Интенсивная коррекционная работа и лечение позволяют таким детям проделывать большую положительную динамику, учиться пользоваться речью и другими средствами общения и достигать хороших уровней адаптации.

medaboutme.ru

Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев

Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedAboutMe.

Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев

Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев

Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.

Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.

В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.

С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми. 

Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка

Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка

К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.

Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.

К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.

На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.

В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого  ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?

Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?

Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!

medaboutme.ru

Шаг 7 Особенности психофизического развития детей 4-6 лет

Шаг 7

Особенности психофизического развития детей 4-6 лет

Особенности психофизического развития детей 4-6 лет

Возраст ребенка 4-6 лет – очень важный период для его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются привычки здорового образа жизни, формируются взаимоотношения с родителями и со сверстниками. Кроме того в этом возрасте дети готовятся к школе, их впереди ожидает серьезная нагрузка. И нужно потрудиться над физическим и психическим здоровьем наших дошкольников. Конечно, необходимо учитывать особенности их психофизического развития.

В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны. Возраст 4-6 лет характеризуется снижением темпов роста, но не развития.

Многие особенности строения и функционирования органов и систем организма приближаются к таковым у взрослых людей. 

Сердце:

Например, в этот период значительно увеличивается масса и объем сердца. К 7-8 годам оно становится похоже на сердце взрослого человека. Уменьшается количество сердечных сокращений (младший дошкольник имеет более высокую частоту сердцебиения, чем старший), но увеличивается эффективность его работы. Растет жизненная емкость легких (в 3 раза), начинается смена зубов, завершается созревание клеток головного мозга.

Часто родителей волнует, что их ребенок "плохо растет", "стал каким-то худым". Не стоит забывать, что дошкольный возраст - период неравномерного роста и прибавки в весе

Костно-мышечная система:

В течении двух летфизическое развитие происходит так: в промежутке от 4 до 6 лет ребенок вырастает на 15 см, в то время как прибавка в весе совсем невелика, до 5 кг. На первый взгляд, кажется, что ребенок похудел и вытянулся, но именно в эти годы он становится более подвижным и выносливым, а его движения более скоординированными. Дети становятся сильнее, увеличивается мышечная масса. Особенно развивается мускулатура на ногах. Дети, прыгая, уже могут отрывать от земли обе ноги, приземляться на полусогнутые ноги, прыгать с разбега, но не всегда используют правильно взмах рук. Малыши становятся очень ловкими и гибкими. Не случайно этот возраст называют возрастом граций. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют под музыку и старательно выделывают танцевальные па. В возрастном периоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно также уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, неменее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности придлительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

Органы зрения: 

После 4-х лет органы зрения развиваются на столько, что ребенок уже может начинать читать и писать.

Головной мозг:

Головной мозг к 6 годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого человека. Процесс развития извилин и борозд головного мозга идет очень интенсивно. Однако, следует учесть: у ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие, эмоциональную сферу и т.д., тогда как левое, отвечающее за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Малыш находится во власти эмоций, у него пока не уравновешены основные нервные процессы. Возбуждение преобладает над торможением, которое обычно дается струдом. Это проявляется в том, что дети этого возраста очень непосредственные и искренние, легко возбудимые, им не удается долго удерживать свое внимание на чем-либо. Правда, ближе к шести годам дети становятся более усидчивыми – могут удерживать внимание на интересующем предмете до 20 мин.

Дети 5-6 лет очень любят общаться. У них обнаруживается чувство юмора, они сами придумывают незамысловатые шутки и с удовольствием повторяют их вновь и вновь. Любят поиграть словами и не упускают возможности сделать это. В этом возрасте дети уже способны соотносить часовое время с распорядком дня. Их восприятие времени теперь включает прошлое, настоящее и будущее. Им нравится рассказывать истории из того времени, «Когда я был маленьким».

Ребенок 4-6 лет осознает себя как уникальную личность, он способен давать положительную оценку своим способностям и поступкам. Иногда он демонстрирует уступчивость и великодушие, но порой может выражать явное и категоричное неприятие чего-либо.

Меры предосторожности

Многие количественные показатели организма становятся схожими со"взрослыми", но при этом и родители и педагоги, должны понимать, что и младший, и старший дошкольник – это все еще дети. И они имеют характерные особенности анатомии, и ограниченные функциональные возможности. Поэтому "взросление" организма совсем не повод давать организму ребенка интенсивные нагрузки.

Дошкольный возраст требует от родителей особой заботы: обмен веществ у дошкольников высокий, поэтому ни в коем случае нельзя забывать о правильном питании и достаточном времени пребывания на воздухе, следить за осанкой, оберегать неокрепшую нервную систему малыша, создавая дружественную благоприятную атмосферу в семье.

Признаки отставания в психомотрном развитии:

1. Комплекс«Сгорбленность – приниженность - подавленность»

2. Напряженность: втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты вкулаки.

3. Походка: нацыпочках, вялая, спотыкающаяся. Или как у маникена.

4. Позы застывшие, скованные и однообразные.

5. Движения бесцельные, непродуктивные, при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность.

6. Жестикуляция и мимика вялые, бедные, маловыразительные. Возможно гримасничанье или неподвижное лицо.

7. Речь невнятная, невыразительная, монотонная, возможно заикание.

Если налицо хотя бы полвина описанных признаков, есть повод бить тревогу. Вашемуребенку явно тяжело. Побольше играйте с ним в подвижные игры. Подарите ему заботу, внимание и любовь, он ждет их от вас. Прекрасный способ раскрепостить ребенка и сблизиться с ним – совместные занятия йогой. Мы надеемся, что современем вашего ребенка станут отличать:

1. Естественность,непринужденность.

2. Правильная,прямая осанка: не напряженная, расправленные плечи, прямой корпус, втянутыйживот.

3. Походкаупругая, жесты и позы разнообразные

4. Взглядоткрытый, прямой, заинтересованный.

5. Выражение лицаосмысленное и радостное.

6. Мимикаестественная, живая, выразительная.

7. Речьвыразительная и мелодичная.

На что следует обращать внимание, формируязанятие по йоге для детей 4-6:

1. В дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и не боятся отрываться от родителей. Но по-прежнему, важна физическая близость с мамой и папой. Поэтому очень полезно использовать элементы парной йоги.

2. Дети лучше координируют движения и очень подвижны. Но все же довольно быстро утомляются. Поэтому формируя занятие по йоге для детей 4-6 лет, нужно чередовать актив и пассив (метод сознания и энергии)

3. Статические позы детки еще не могут выдерживать долго. Только если обосновать при помощи игры («Ночь-день», «море волнуется раз», «магический лес» и др.)

4. Для детей 4-6 лет хорошо использовать фантазийные программы, т.к. дети такого возраста легко и с удовольствием погружаются в предлагаемые обстоятельства и искренне верят в них. Например, путешествие в мир знакомой сказки или мультика.

Пример:

1. Злойволшебник сделал что-то гадкое. И, чтобы развеялись злые чары, нам нужно увеличить количество добра: радости, сообразительности, ловкости и т.д.

2. Волшебный паровозик. Путешествуем по волшебному лесу. На каждой станции встречаем зверей,бабочек, фантастических существ. И играем в йога игры.

Темы, которые интересуют деток сейчас: вулканы, жуки, космос, устройство организма, механизмы, химические эксперименты, рисование, музицирование, перевоплощение…

Пример занятия йогой для детей 4-6 лет.

Прежде, чем начать занятия с детьми дома, лучше всего, обозначить условия игры: кто мама(или папа), а кто дети. К примеру, мама – учительница, дети – ученики; мама – волшебница и превращает детей то в одних зверушек и явления, то в других. И так далее. Все зависит от вашего общего настроения и фантазии. Не нужно заставлять ребенка заниматься, так можно надолго отбить желание заниматься йогой. Самое главное сейчас привить ему интерес и любовь к йоге. 

Проводя занятие для детей 3-4 лет помните, что они еще малыши и не вполне осознанно выполняют упражнения. Они вообще могут «зависнуть» и рассматривать какую-нибудь картинку на стене. Детки также, как и взрослые имеют свои предпочтения, какие-то асаны они выполняют с большим удовольствием, а какие-то с меньшим. Упражнения, во время которых можно попрыгать, покричать, побегать любят все, поэтому почаще делайте такие «активные паузы». Они, как раз и помогают переключить внимание тех, кто отвлекся, а также встряхнуться, передохнуть тем, кто немного устал. Ведь для малышей возможность свободно выплескивать энергию, как раз и является отдыхом. А контролировать свои руки, ноги и вообще проявления — тяжкий труд.

Они на вас смотрят, повторяют за вами, и стоит вам остановиться, как детки поступят также. Особенно ярко это проявляется во время Крия йоги. Даже если вы предупредите, что упражнения нужно выполнять в любом приятном для себя ритме и совсем не обязательно также быстро или медленно как преподаватель, тем не менее, ребята склонны повторять за вами. Поэтому основной ритм должен быть подходящим для них: и не слишком быстрым, и не слишком медленным. И хотя, некоторым деткам больше нравится Крия йога именно из-за наличия повторяющихся движений, крий, которые можно выполнять под музыку, довольно быстро, но опыт показывает, что и в хатха йогу они постепенно втягиваются и начинают чувствовать к ней вкус, если проводить занятия регулярно.

Вот пример занятия. Вы можете пробовать проводить йога игры в предложенном порядке или формировать занятие, исходя из предпочтения ваших детей. Занятие состоит из трех блоков и дополнительный после мантра йоги, которые можно комбинировать и использовать независимо друг от друга.

РАЗМИНКА

1 ЧАСИКИ

2 ПЛЕЧИ поднять-опустить

3 КОЛОБОК

4 ВЕНТИЛЯТОР

5 МУХА          

6 САМОЛЕТ

7 ОГЛЯДКА

8 НАКЛОН ВПЕРЕД

9 ВОЛНА РУКАМИ

10 УШИ ЗАЙЦА

11 РИСУЕМ ОКОШКА

12 ВЫГЛЯДЫВАЕМ ИЗ ОКОШКА

13 ПОЦЕЛУЙ КОЛЕНКИ

14 ПОЗДОРОВАЕМСЯ С НОСОЧКАМИ   (ноги соединить)

15 БАБОЧКИ

16 ЦВЕТКИ

17 ТРЕМ ЛАДОШКИ, ПРОХЛОПЫВАЕМ ТЕЛО

ЖИВОТНЫЕ

18 КОШКА

19 СОБАКА

20 ЛЯГУШКА

21 ЛЕВ

22 ДЕРЕВО

23 ПЕСНЯ ПЧЕЛЫ

24 ЧАЙНИК

25 СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ

26 ЕДЕМ К МОРЮ

27 СМОТРИМ НА СОЛНЦЕ

28 ГРЕБЕМ ВЕСЛАМИ

29 ЛОДКА

30 ЧЕМОДАНЧИК

ПОЕЗДКА К МОРЮ 

31 КРАБ

32 РАКУШКА

33 ВЕЛОСИПЕД ЛЕЖА НА СПИНЕ

34 ЧАЙКА

35 ЧЕРЕПАХА

36 ЗМЕЯ

37 МОРОЖЕНОЕ

38 МЯЧИКИ

39 ОТДЫХ

40 ПЕСНЯ ПЧЕЛЫ-2

41 ЦВЕТОК

42 ЛОДКА

43 ПАРОВОЗИК

Ну что, ребята! Как ваше настроение? Вы готовы? Тогда давайте выпрямим ножки, затем скрестим их. Почувствуйте себя как в кресле. Наши ладошки на коленях, а спина прямая. Начнем с веселой разминки

1. Наклоняйте голову вправо и влево, произнося «Тик-так, тик-так», как веселые часики,           а теперь вперед и назад «Бом ку-ку, бом ку-ку»

2. А ваши плечики умеют смеяться? Произносим «хихи-хаха»          

Плечи поднимаем-опускаем  

3. Наша голова, как колобок, весело бегает по плечикам, перекатывается по кругу

Вращение головы по кругу вправо/влево

4. А сейчас руки в плечиках и наши локти работают как вентиляторы, вперед и назад, по кругу

Можно добавить попременное вращение локтями (как в крия йоге) Детям нравится, когда предлагаешь им начинать вращение сначала медленно, а затем увеличить скорость. Можно пошутить, что поднялся такой сильный ветер, что аж опрокидывает (и упасть на спину, либо завалиться на бок)

5. Мы веселая муха, которая разминает свои лапки. Выпрямляем пальчики и сгибаем пальчики в кулочки

6. Садимся в самолет и отправляемся в полет, заводим моторчики и взлетаем, наклоняемся вправо и влево, летим высоко-высоко

Заводим моторчики: со звуком р-р-р вращаем предплечьями относительно друг друга

7. Давайте оглянемся назад и посмотрим, что же за нашей спиной и в другую сторону

Положить ладони рук на колени и скрутить корпус вправо-влево

8. Поднимаем руки и потянемся вверх, соединяем ладошки вместе, пальчики складываем в замок и потянемся далеко за руками вместе с корпусом

9. Теперь сделаем волну и встряхнем пальчиками

Пальцы рук сложить в замок, локти развести, делать волнообразное движение     

10. Выпрямляем ножки, носочки превращаются в ушки зайчика. Зайка двигает ушами вперед и назад, вперед и назад

Здесь я добавила такое упражнение: ноги выпрямить перед собой, потянуть носочки вперед    — расслабить, свободно помотать ступнями вправо-влево; потянуть носочки к себе, а пяточки вперед — снова расслабить, свободно помотать ступнями вправо-влево; пятки соединить, а носочки развести в             стороны, стараясь мизинчиками коснуться пола — опять расслабить, свободно помотать ступнями вправо-влево; упражнение подобно предыдущему, только стопы нужно развернуть внутрь так, чтобы большими пальчиками коснуться пола и друг друга — расслабить, свободно помотать ступнями вправо-влево. А теперь самая любимая часть упражнения: вытянутые перед собой ноги слегка сгибать в коленях попеременно, - то правую, то левую. Постепенно увеличивая скорость, подключаем голос, кричим что есть мочи, колотим руками по полу и мотаем головой. Повторить 2-3 раза. Мощный антистресс, дети выполняют его с огромным удовольствием!

11.  Давайте нарисуем окошко, и второе.                       

Сидя, опираясь на вытянутые руки, вытянуть ногу, оторвать от пола и приподнять, носочек вытягиваем. Ножка стала карандашом (кисточкой, фломастером и т.д.) Рисуем то солнышко с личиком и лучиками, то автобус с водителем и пассажирами и т.д.

12. Окошко круглое-круглое и выглядывем из окошка «ку-ку», еще раз «ку-ку», и последний «ку-ку»

Развести ноги в стороны, корпус подать вперед и одновременно развести обе руки в стороны, произнести приветствие, например по-английски. Можно наклонить корпус вперед и опираясь на локти подбородок положить на ладони (как Вика на фото)

13. Давайте обнимем ножку и наклонимся к ней, поцелуем коленку. Ноги пошире, и наклон к другой ножке, и еще раз

14. Давайте соединим ноги и сделаем наклон. Поздороваемся с носочками «здравствуйте, носочки; до свидания, носочки»

Дотянуться до пальчиков ног и постараться лбом коснуться коленей

15. А сейчас мы разноцветные бабочки, мы порхаем с цветка на цветок и поем песенки, а когда мы устаем, мы засыпаем. Еще раз помахали крыльями и заснули.

Ступни соединить перед собой, махать крыльями (бедрами). Можно сделать наклоны вправо-влево, отрывая одно из бедер от пола — бабочка полетела к розе, а теперь к тюльпану, и наконец приземлилась на фиалке. Бабочка решила поразмяться — опираясь на ступни, отрываем таз от пола (как в крия йоге). Теперь бабочка решила вздремнуть — наклоняемся к ступням. Можно для варианта предложить понюхать цветочек и спросить вкусно ли пахнет. У меня один мальчик каждый раз говорит, что у него ноги воняют, это смешит детей. Еще можно предложить поцеловать свои пальчики.       

16. А теперь мы растем, словно цветки на лугу, тянемся вверх к солнцу и опускаем руки вниз

Сначала садимся на корточки, а затем постепенно начинаем вставать, поднимаемся в полный рост, встаем на цыпочки, тянемся-тянемся        ручками вверх, все также, стоя на цыпочках, через стороны опускаем руки,   затем встаем на всю ступню.

17. А теперь давайте потрем ладошки, чтобы они стали теплыми-теплыми и похлопаем себя. Похлопаем себя по щечкам, по грудке, по животику и по ножкам и поприветствуем все свое тело «привет!»

Приветствуя свое тело, высоко подпрыгиваем, одновременно поднимая руки над головой. (Детям нравится)

Я предлагаю вам поиграть в животных.

18. Мы будем с вами пушистыми кошками, кошки спят свернувшись клубочком. Разминаем      лапки, точим когти. Давайте покажем добрую и сердитую кошку. У доброй кошки спинка вниз, она улыбается. А у сердитой шерсть дыбом и спинка вверх. Опускаем спинку и поднимаем ее.

Кошки очень любят сметану, лижем сметанку. «мяу»-прогнули спинку и сели на пятки.

Давайте еще раз.

Здесь я обыгрывю так: сидя на пяточках — кошечка проснулась, она сладко спала и теперь начинает тянуться. Тянется лапками вверх и точит коготочки, затем встает на коленки и опираясь на передние лапки, поднимает, вытягивая назад и вверх то правую, то левую лапку, при этом она смотрит на ту лапку, которую вытягивает. Теперь кошечка начинает разминать спинку — то выгибает колесом, смотрит вниз, то прогибая, поднимает мордочку к солнышку и жмурится. Кошечки очень любят потягушечки. Вволю потянувшись, кошечка садится на пяточки, руки вытягивает перед собой и лбом опирается в пол, отдыхает. Проголодавшись, кошечка решила позавтракать молоком. Подаем корпус вперед, грудью касаемся пола, затем вытягиваем спинку, отрываем грудь от пола, опираясь на вытянутые руки, лицо поднимаем вверх.

19. В гости к кошкам приходят веселые собачки, они забавно виляют хвостиком и ходят вот так: ножки ровные, коленки не сгибаем, вперед и назад. А теперь можно повилять хвостиком и громко полаять. Молодцы.

Обычная поза собаки лицом вниз. Здесь предлагается походить в этой позе вперед, а затем назад, при этом не разворачиваясь, пятимся назад

20. А теперь изобразим лягушек: надуем щеки, выпучим глаза и прыгнем высоко вверх, как настоящие лягушки. Произносим «ква»

Присаживаемся на корточки, колени разводим в стороны. Подпрыгиваем высоко вверх, стараемся пяточками коснуться ягодиц. Веселое упражнение, дети его любят.

21. А сейчас сядьте на коленки, колени разведите в стороны и положите ладошки на пол. Мы львы-цари зверей. Повыше поднимем голову, ведь на наших головах корона. Широко откройте рот, сильно высуньте язык и порычите «х-ха». Повторить 3 раза

22. А сейчас мы маленькое семечко, оно растет вверх и вырастает в красивое высокое дерево. Наши корни крепко в земле, а ветки тянутся к солнышку. Изображаем дерево и стараемся не качаться.

Поза дерева, ступня упирается в бедро, либо лежит на бедре. Когда дети освоят, можно предложить им выполнить это асану с ногой, лежащей на бедре, руки в намасте и осторожно наклонить корпус вперед, замем также осторожно вернуться в исходное положение. Трудно. Мало у кого получается, но дети любят упражнения на равновесие, с удовольствием стараются удержать его, падают, встают, хохочут, прыгают на одной ноге. В общем, весело  Для разнообразия можно попытаться выполнить позу Короля танца. Когда я показала им впервые, то сказала, что поза сложная     и дети были не уверены. Тогда для другой группы я сказала наоборот, что поза очень легкая. Они с воодушевлением взялись за ее выполнение. Потом сказали, что она трудная. Тогда я предложила им, приняв позу произнести волшебное слово «легко-о-о-о» Теперь мы говорим это слово, когда выполняем особенно сложные асаны

23. На дереве живут пчелки и делают вкусный мед. Давайте споем песенку пчелы: вдох носиком и выдох со звуком «з-з-з»

Выполняется во время позы дерева для концентрации.

24. Вкусный мед у наших пчел. Я приглашаю вас выпить чаю с медом. Закипятим воду в чайнике и нальем чай в чашку. Наклоняемся вниз и наливаем чай. И в другую чашку. Вкусный чай, но горячий.

Поза треугольника, наклоны вправо-влево.

Давайте подуем на чай и остудим его. Вдох носом и выдох через рот.

Соединить две ладони перед собой, имитируя блюдце, подуть на него три раза, а затем, втягивая воздух сквозь полусомкнутые губы, издать звук, как будто мы воду втягиваем, после чего выдохнуть             расслабленно через рот «ха». Типа, вкуснотища, этот чаек...

Давайте еще раз повторим: дерево, чайник, в другую   сторону (чайник). Молодцы ребята.

Повтор «дерева» можно заменить другим упражнением. Расставить ноги как можно шире, потянуться руками вверх, затем все также продолжая тянуться, опустить руки и вслед за руками наклонить корпус, постараться, опираясь на руки и ноги, поставить голову на пол между ног. Выходим из позы аккуратно: сначала, опираясь на пятки, стопы разворачиваем навстечу друг другу, внутрь. Затем, наоборот, внутрь устремляются пятки — такие полушажочки, когда одна часть стопы остается на месте. Таким образом доводим до положения, когда ноги на ширине плеч, а корпус по-прежнему наклонен вниз.

Следующее    упражнение можно выполнять, плавно перетекая в него.

25. Поиграли мы и немного устали. Давайте выполним упражнение «сбрось усталость». Поставьте ножки пошире, собираем    усталость снизу вверх, с ног, с животика, с грудки, с головы в большущий мешок и сбрасываем всю усталость вниз со звуком «хха». Руки и тело свободно свисают, вот и сбросили усталость. Давайте еще раз повторим. Собираем усталость снизу вверх и сбрасываем ее «хха». Вот и сбросили всю усталость.

В предыдущем упражнении мы закончили на том, что ноги у нас на ширине плеч, туловище наклонено, а руки упираются в пол. Теперь, ведя руками вдоль тела снизу вверх, поднимаем корпус, руки поднимаем над головой, затем корпус и руки устремляются вниз, произносим (кричим) ХХА! (Как будто рубим топором). Это тоже любимое упражнение. Повторяем три раза.

26. Ребята, а вы любите море? Давайте сядем в машину и поедем к теплому морю, будем плавать и загорать. Имитируем  езду на машине, можно сделать паровозик.        

27. Садимся на мягкий песочек, посмотрите, какое теплое солнышко.

Ноги вытянуты вперед, опираемся на локти, отведенные назад, голову запрокидываем вверх — смотрим на солнышко, жмуримся.

28. Давайте поплаваем в лодочке и погребем веслами. Наклоняемся вперед и разводим руки в стороны, старайтесь сидеть ровно и не переваливаться.

29. Поднимем ноги вверх — это лодочка, стараемся удержать равновесие.

30. А вот и наш чемоданчик с вещами и игрушками, откроем его, а затем закроем.           

То же самое, что и «поздороваться с носочками», более простой вариант — лбом до коленок можно не дотрагиваться.

31. Давайте посмотрим по?сторонам, кого же мы увидим? Наверное, морских крабиков. Передвигайтесь вперед и назад, животиками вверх. Старайтесь не опускать животик.

Опираясь на выпрямленные руки и ноги, согнутые в коленях, выталкиваем таз вверх, лицо смотрит вверх. Пройтись вперед, а затем, пятясь, назад.

32. Теперь покатаемся на катамаране.

Лежа на спине, ноги поднять вверх и имитировать езду на велосипеде.

33. Ехали мы ехали и встретили ракушку. Когда подплывает акула, наша ракушка быстро-быстро сворачивается, а когда не грозит опасность, она лежит на песочке, греет свой животик.

Лежа на спине, ноги и руги разведены в стороны. Когда акула подплывает, ракушка сворачивается — поднимаем корпус, ноги согнуты в коленях, руки обнимают колени. Здесь тоже есть игровой момент, который нравится детям. Это упражнение можно выполнить пять-шесть раз, каждый раз сокращая время в позе отдыха. Ракушка раскрылась-закрылась и сразу же опять раскрылась-закрылась. Дети почти не успевают, но веселятся.

34. Везде летают чайки. Ложитесь на спинку и разводите ножки в стороны, как будто чайка машет своими крыльями. Коленки ровные, носочки вытянуты.

35. Теперь мы морские черепашки. Широко расставьте свои ножки и наклонитесь вперед, ручки просуньте под коленки, опустите головки вниз. А сейчас черепашки выглядывают из своего крепкого панциря и говорят «привет».

36. Лягте на животик и мы позагораем, подвигаем ножками на желтом песочке. Жарко стало, пора поплавать. А кого-же мы сейчас встретим? Морскую змею. Поднимайте грудку вверх и шипите как змея «ш-ш-ш».

37. Мы веселые мячики, мы прыгаем и играем. Когда я    произнесу слово «иголка» мячики расслабленно опускаются на пол и сдуваются, руки и ноги свободно-расслаблены. Мы отдыхаем. Давайте еще раз. Выпрыгиваем высоко-высоко, как настоящие мячики - «иголка»! - молодцы, ребята. И еще раз... «иголка»

38. А давайте купим мороженого. Стаканчик наполняется и горка мороженого становится большой. Но слишком жарко, и наше мороженое быстро тает. Опускаются кисти, локти, спина, подтаивают ножки и наше мороженое   совсем растаяло. Лежим неподвижно, все тело расслаблено, глаза закрыты. Давайте поиграем еще раз.            

39. Руки и ноги полностью расслаблены, глаза закрыты, мы отдыхаем.

В летнее время можно говорить детям, чтобы они представляли себя мороженым, которое тает на солнце. Инструктор йоги говорит, что он Солнце, и когда он приближается (или прикасается, делая ньясу), мороженое тает и растекается.

В холодное  время года тоже вполне можно быть Солнышком, которое пригревает кошечку, спящую под его лучами.

40. Сейчас представьте себя пчелкой, закройте глаза, уши, сделайте вдох и мычим «м-м-м».

Садимся, ноги скрещиваем перед собой и поем анусвару «м».

41. Давайте ляжем на пол и возьмемся за руки. Представьте себе красивый цветок, а вы в нем лепестки. Цветок открывает и закрывает свои лепесточки. Поднимаемся вверх и опускаемся на спину.

Все садятся в круг, ноги направив в центр, затем ложимся на спину.

42. Давайте поднимем ноги вверх и изобразим лодку, держите друг друга за руки и старайтесь не переваливаться назад, удерживайте равновесие. А теперь можно пощикотать друг друга и весело посмеяться и подняться без помощи рук и попрыгать.            

43. А теперь повернемся друг за другом и сделаем веселый паровозик. Похлопаем друг друга по спинке, вот такой приятный массаж. И паровозик едет в другую сторону.

Наше занятие подошло к концу, вы были молодцы.

Автор текста: Анна Хосоя

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Особенности развития организма детей 4, 5 и 6 года жизни - Рост и развитие - В помощь родителям

Растить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка, нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем.

Особенности развития организма детей четвертого, пятого и шестого года жизни

Физическое развитие. В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.

В период первого детства (3—7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4—5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.

При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела — до 1,5—2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.

Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс:

I = P/L2

(т.е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).

Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 — ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.

Костно-мышечная система. В возрастном периоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения — 1—2 минуты.

2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3—4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.

3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5—1 минута.

4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.

5. Груз на голове (книга или мешочек с песком, солью, размером 13x8 см, 500 г) — еще один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ — кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.

Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения.

В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5—6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков — в 5,8—6,0 лет, у девочек несколько раньше — в 5,5—5,7 лет.

Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.

В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

С четырехлетнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39,0—40,5 см, а темп уменьшается. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30,0 м длина шагов достигает 59—62 см при их частоте 248,0—258,0 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4—5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявляются. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, мы приводим в этой таблице.

К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30—35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5—2 м, влезать на гимнастическую стенку.

К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5—10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5—6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2—2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3—4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега — не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3—4 м и вдаль на 5—9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.

Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.

На 6—7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5—6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия («расширение и сжатие») грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Сердечно-сосудистая система. С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни — 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту. На 6—7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4—6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.При рождении у ребенка из-за небольшого размера глазного яблока в норме определяется дальнозоркое зрение (+2,0 диоптрии). Степень дальнозоркости по мере роста глазного яблока постепенно снижается. У детей 3—6 лет все еще (в 81,9%) преобладает дальнозоркость. Для ясного различения предметов, находящихся на близком или дальнем расстоянии, необходимо особым образом приспособить глаз. Эта способность глаза видеть на близком или дальнем расстоянии — аккомодация — легко осуществляется у детей благодаря изменению формы высокоэластичного хрусталика. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов.

В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется специальная гимнастика — офтальмотренаж.

1. «Бегунки» — во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети «бегают» глазами, может быть в виде овала, «восьмерки», зигзага, спирали. Толщина линии — 1 см.

2. «Перевод взгляда» — на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок с поворотом головы попеременно рассматривает рисунки.

3. Упражнения для мышц глаза:

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5—6 лет с компьютером (ПЭВМ) и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.

Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3—4 раз в неделю по 15—20 минут.

При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.

(Подробные рекомендации описаны в соответствующей брошюре этой серии.)

Нервная система. В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны.На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам.Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.Миндалины — это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, т.е. шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин — у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).

www.mamapapa-arh.ru


Смотрите также