Первый переходный возраст, формирование характера, осознание себя и развитие логического мышления – это признаки ребёнка переступившего 3-летний рубеж. Много провокационных моментов со стороны малыша ждёт родителей. Формирование личности во многом зависит от реакции взрослых на его поведение в этот период.
Так же как и у детей от 1 года, познание мира 3-х летних малышей происходит методом разбора вещей. Только на вопрос, кто это сделал, услышать можно много версий совершенно не соответствующих действительности.
Тематический материал:
Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания эти хитрости нельзя. Необходимо объяснять, что наказания не последует, только понадобится привести всё в порядок. При условии, что ремонту вещь уже не подлежит, ребёнок должен выкинуть её в ведро самостоятельно. Такие меры могут привести к слезам, но они заставят мастера-ломастера задуматься.
Реакция родителей может быть разной, но лучше избегать крика, а физическое наказание вообще бессмысленно. Подобные методы приведут к тому, что ребёнок будет чувствовать себя обиженным. Его обида может затянуться очень надолго, проще сдержать свой гнев и желание наказать, а выяснить, что ребёнок хотел узнать, разбирая очередную вещь.
Необходимо дать ребёнку понять, что ему можно всё, только действия его могут оставить семью без необходимых вещей. Следующий раз, когда он соберётся что-нибудь узнать практическим путём, стоит взять кого-то из взрослых в союзники или просто спросить, как это устроено.
Чаще всего разбираются и ломаются агрегаты, назначение которых ребёнку не понятно. Чтобы сделать предмет понятным и полезным, научите малыша им пользоваться. Для электрических приборов необходимо сделать оговорку, что пользоваться можно только, когда мама или папа рядом.
Запоминают дети очень хорошо, если показать им как включается музыка, или как поставить правильно диск в видеоплеер и какие кнопки, в каком порядке нажимать, необходимо. Потому что, повторяя действия взрослых, он может сделать ошибку. Воспитание детей от 3 до 4 лет – это помощь самоутвердиться и почувствовать себя самостоятельным. Для закрепления полученных знаний, несколько раз просите ребёнка под присмотром включить музыку или поставить диск с любимым мультфильмом.
Плач и капризы первого переходного возраста уже не относятся к тому, что у ребёнка проблемы со здоровьем или физиологическими потребностями. Слёзы в этом возрасте чаще появляются от обиды и недопонимания со стороны взрослых. Таким образом, ребёнок даёт понять, что его необходимо обнять, похвалить, занять чем-то новым, познавательным.
Психология воспитания детей 3-4 лет заключается в том, чтобы постоянно подтверждать статус взрослого, способного на поступки человека. В ответ на отношение к ребёнку как к равному себе, он проявляет заботу обо всех членах семьи. При попытке поделиться лакомством, нельзя отказываться. Постоянные отказы могут сформировать у малыша мнение, что всё вкусное в доме только для него. Этикет также лучше прививать с этого возраста.
Никаких дополнительных занятий не потребуется, если родители сами придерживаются определённых правил поведения в отношении к старшему поколению, поведению за столом, в отношениях друг к другу.
Не обязательно быть гуру в воспитании, чтобы не допустить ошибок. Главные критерии для отличных родителей – это:
Самый лучший выход из затруднительных положений – это чувство юмора. Начав смеяться над чем-то вместе с ребёнком, можно считать, что половина проблемы уже отпала. Остаётся объяснить к чему может привести необдуманный поступок. У детей ещё не сформировавшаяся психика, чтобы не спровоцировать его на продолжение опытов, нельзя говорить о самом худшем. Следует ограничиться тем, что ему будет очень больно и плакать будет не только он, но и мама с папой.Тематический материал:
Дети делятся на две основные категории, одним нравится познавать всё через контакт с материалом, другим нравится знать процесс в теории. Нередко можно встретить ребёнка, который предпочитает смотреть познавательные программы, повторяя за диктором слова и цифры. Другим счёт и изучение слов легче даётся с непосредственным контактом с материалом, фотографиями, животными. Объяснить тягу к одному из вариантов познания можно различными видами памяти:
Развивать все виды памяти необходимо. Зрительная память развивается при просмотре видеоряда. Мышечная память не только отвечает за определённые навыки в проведении работ с пластилином, карандашами, отвёрткой. Рисуя определённую букву или цифру, ребёнок запоминает не только порядок начертания, но и сам символ, и его название. Для практиков подобным способом легче запомнить животных и научиться их различать.
Дети с хорошо развитой фотографической и зрительной памятью научатся этому более простым способом. Им достаточно сравнить картинки. Чтобы помочь ребёнку развить все виды памяти, стоит заниматься с ним по нескольким методикам. Обязательно уделять внимание урокам лепки, рисования. Просматривать развивающие программы вместе, чтобы вовремя подправить неточности в произношении окончаний или числительных.
Проблема у детей не точно воспроизводящих звуки не в том, что они не слышат, им необходимо видеть артикуляцию. Они отлично копируют мимику, повторяя слова, постараются скопировать движение губ и позицию языка при воспроизведении слова – это поможет многим из детей избежать занятий с логопедом.
Психология воспитания ребенка от 3 до 4 лет разная, потому и советы для каждой ситуации разные.
Основным отличием этого возраста является проявление самостоятельности. Часто дети к 4 годам не нуждаются в дневном сне. Но всё же отдых маленьким генераторам энергии необходим. Это может быть чтение книги или вырезание из бумаги. Главный отдых – это занятие, не допускающее излишнего перевозбуждения и негативных эмоций.
Переутомление детей сказывается по-разному. Одни начинают хныкать по каждому незначительному поводу. Другие проявляют бурную деятельность, разбрасывая игрушки, вещи. Третьи начинают перебирать карандаши, фломастеры, пуговицы. Двум первым категориям необходима помощь, чтобы они успокоились. Детей из третьей категории лучше не трогать, они угомонятся сами. Нередко они засыпают где угодно, главное, чтобы просыпались всегда в своей кроватке.
Осознав, что сон – это потребность их собственного организма, а не прихоть взрослых, ребёнок сам станет ложиться отдыхать в определённое время. Многие мамы стараются удержать ребёнка на руках, укачать его. В 3-летнем возрасте это приводит к обратной реакции.
Некоторым детям достаточно отдохнуть в объятиях матери, другим необходим сон. Успокоившись, дети часто просят отпустить. Необходимо так и сделать, чтобы избежать очередной дозы плача. Скорее всего, ребёнок попросится в кроватку или сам устроится на одном из диванов. Если этого не произошло, плакать он уже не будет.
Труднее уложить спать ребёнка днём летом, но и переутомление его тем выше, чем больше он находится на свежем воздухе, и чем больше эмоций он получает от новых знакомств или впечатлений от открытия новых мест.
rearchildren.ru
В этой статье:
Для каждого родителя важно знать, насколько правильным является развитие его ребенка на каждом этапе. Это нужно прежде всего
В 3-4 года главная фраза в жизни малыша — это «я сам!». Кроха очень хочет быть похожим на родителей, на окружающих его взрослых, поэтому проявляет повышенное желание быть самостоятельным. Это основная черта характера ребенка в этом возрасте.
В отношении эмоционального развития малыша в 3-4 года можно отметить проявление таких чувств, как любовь, забота, сострадание, доброжелательность, порой даже по отношению к чужим людям. Кроха уже умеет сопереживать и стремится всеми силами помочь тем, кто в этом нуждается. Не раз от малыша можно услышать печальные замечания о том, как мерзнут кошки и собаки во время
Впрочем, стоит отметить, что все перечисленные выше чувства по-прежнему нестабильны и могут меняться в зависимости от происходящего. Поступки младшего дошкольника пока еще преимущественно ситуативны, поэтому ребенок не всегда отдает себе отчет о том, какие могут быть последствия.
Малыши в 3-4 года доверчивы и отзывчивы, они уверены, что мир безопасен и настроен по отношению к ним так же, как и они к нему — доброжелательно. Вместе с тем отчаянное желание быть взрослым может привести к не всегда безопасному поведению.
В 3-4 года малыши уже способны мириться с определенными нормами поведения, реагируют на запреты и разрешения. Очень часто младшие дошкольники в стремлении быть хорошими замечают, что другие дети или взрослые не соблюдают нормы поведения, и это вызывает у них непонимание и даже осуждение.
Интересно, что дети в этом возрасте, вместо того чтобы указать ребенку, который, по их мнению, ведет себя неправильно, на ошибку, пытаются получить поддержку у взрослого, подталкивая его к воздействию на «нарушителя». При этом сами порой, нарушая запреты, если им на это не указать, не испытывают никакого дискомфорта.
Чаше всего смущение, страх и обиду у детей в этом возрасте вызывает результат собственной неосторожности. Малыш может горько плакать, разбив чашку или порвав новые штаны, и не потому, что ему будет жалко вещь, а потому, что будет считать себя нарушителем таких важных для него взрослых правил.
В 3-4 года ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой и четко понимает, что вырастит взрослым мужчиной или женщиной. Именно поэтому он или она пробует проявить себя в гендерных ролях, играя в папу или маму, пользуясь при этом атрибутами, которые характеризуют половую принадлежность.
В этом же возрасте малыши способны различать людей не только по полу, но и по возрасту, четко определяя разницу между молодыми, пожилыми людьми и глубокими старцами, причем как в окружающем мире, так и на картинках в книжках. Трех- и четырехлетки интересуются детьми противоположного пола, часто проявляя по отношению к ним внимание и заботу.
В три года младший дошкольник уже владеет основными навыками самообслуживания. Кроха с удовольствием:
К концу младшего дошкольного возраста ребенок не только владеет основными навыками самообслуживания, но и соблюдает правила поведения за столом и в обществе. Главным толчком для развития этих навыков становится новый уровень развития моторной координации дошкольника.
В 3-4 года дети отчаянно нуждаются в активном движении, которое занимает большую часть их времени в период бодрствования. Кроха уже пробует делать примитивные физическое упражнения, ему нравится соревноваться со сверстниками.
Именно в этом возрасте можно подыскать для малыша подходящую спортивную секцию, где он бы получил возможность развивать силовые, скоростные качества, а также совершенствовать выносливость, координацию и гибкость. Нелишним будет дома установить спортивный уголок для самых маленьких с гимнастический стенкой, матом или батутом.
К 3-4 годам у детей уже сформированы определенные представления о том, какие свойства имеют предметы, и развиваются сенсорные эталоны. Это означает, что кроха отлично ориентируется в цветах и даже оттенках, различает геометрические формы, понимает, что такое «больше» и «меньше», знает о понятиях высоты, толщины.
Можно заниматься с малышом, подготовив для него специальные карточки для работы с цветами, геометрическими фигурами, а также палочки, мячи и кубики, которые ребенок сможет описывать, использовать для создания конструкций в соответствии с полученным заданием. Придумывая задачку для малыша, старайтесь начинать с самого простого и используйте сначала не более трех, а позже не более пяти предметов.
В 3-4 года малыши уже понимают, что такое пространство, и начинают знакомство с этим понятием с собственного дома. Они четко отдают себе отчет в том, что кроватка находится рядом с тумбочкой, стул – рядом с кроваткой, а мяч лежит под диваном. Также малыши способны рассуждать о том, что видят перед собой на прогулке, делая вывод, что дерево растет за домом, а кошка сидит на дереве.
Процесс освоения пространства происходит синхронно с процессом развития речи. Малыш использует предлоги, включает в речь наречия.
В этом же возрасте малыши начинают задумываться о времени. Они понимают, что наступило утро, после которого придет обед, а затем и вечер. Дети знают, что время невидимо и неосязаемо, но ориентируются в нем, прислушиваясь к потребностям собственного организма. Утром пора завтракать и гулять, в обед — отдыхать, вечером — готовиться ко сну. Также у малышей возникают ассоциации с определенным временем года. Они могут рассказать о том, что лето — это когда море и солнце, зима — подарки и елка.
Представления крохи о явлениях действительности строятся прежде всего на основании личного опыта. Малыш знает, что каждый предмет имеет свое назначение, так же как и объекты или средства передвижения на улице. Для него очевидно, что кровать нужна для того, чтобы на ней спать, автобус — чтобы ездить, а магазин для того, чтобы в нем покупать продукты или игрушки.
Детки также уже знают об определенных профессиях, имея опыт общения с врачом, водителем автобуса или такси, дворником, который каждое утро подметает двор, и так далее. Кроха прекрасно ориентируется в некоторых свойствах воды, песка, земли, понимая, что они могут быть холодными, теплыми или даже покрытыми льдом. Дети наблюдают за погодой, делая выводы о том, холодно на улице или жарко, идет снег или дождь.
Нормальное развитие малыша в 3-4 года позволяет ему различать овощи и фрукты не только по вкусу, но и по цвету и форме, знать несколько видов птиц, животных и насекомых.
Речь идет о таких составляющих, как память, внимание, мышление и воображение, которые в этом возрасте активно развиваются и совершенствуются.
Внимание у ребенка в 3-4 года по-прежнему непроизвольное. Так, например, если малышу интересно занятие, он может посвятить ему более получаса, не отвлекаясь на посторонние вещи. Но если нет, то внимание быстро переключается на что-то более стоящее.
Память в 3-4 года также непроизвольная и имеет четкую зависимость от эмоций. Как правило, в голове у ребенка удерживается та информация, которая произвела на него впечатление. Кроха не прилагает специальных усилий, чтобы что-то запомнить. Даже песни и стихи, услышанные от взрослых, откладываются у него в голове непроизвольно. Дольше всего в памяти сохраняются яркие положительные моменты.
Мышление в 3-4 года имеет наглядно-действенную форму. Кроха пробует найти ответ на интересующий его вопрос, используя подручные предметы. Особенно полезно для развития ребенка на этом этапе играть с ним матрешками, конструкторами с крупными деталями и пазлами, пирамидками и кубиками, чтобы он собирал конструкции по образцу для освоения навыка соотносить условия и цель.
И, наконец, воображение. В этом возрасте оно лучше всего развивается во время игровой деятельности. Ребенок может использовать одни предметы, воображая их совершенно другими. Например, малыш может слепить пирожное из пластилина и предложить родителям его съесть, пить из пустых пластмассовых чашечек воображаемый чай, ехать на перевернутом стуле – машине.
В 3-4 года большую часть жизни малыша занимает именно игра. Малыш осваивает навыки использования игрушек, замещает ими разные предметы, распределяет роли. Очень часто малыши на этом этапе развития во время игры подражают действиям взрослых, воображая себя летчиками, милиционерами или докторами.
В этом возрасте дети все еще неспособны играть вместе с другими детьми, хотя стремятся быть в их обществе. Все придуманные игры в первую очередь отражают навыки ребенка, привитые ему во время совместных игр с родителями. Как правило, у таких игр примитивный сюжет и минимум ролей.
Нежелание ребенка играть вместе с партнером своего возраста вызвано в первую очередь неумением объяснить правила и сюжет, а также неспособностью прийти к согласию. Малыши часто не могут разобраться, кому какая игрушка достанется, на почве чего возникают конфликты со сверстниками.
К концу младшего дошкольного возраста дети постепенно научатся договариваться, используя вежливые слова. Мальчики в 3-4 года во время игры любят быть активными, с удовольствием выбирают для себя большие компании детей. Девочки отдают предпочтение спокойным и тихим играм с одним или двумя партнерами.
К концу младшего дошкольного возраста дети начинают проявлять все больше желания общаться со сверстниками. При этом, если в три года кроха чувствует свое превосходство перед другими малышами, о чем спешит напомнить фразами типа «ты не знаешь» или «ты не умеешь», требуя подтверждения своих слов от взрослых в качестве поддержки, то к 4 годам желание дружить становится преобладающим.
Малыши общаются друг с другом и со взрослыми с помощью речи. В их словаре уже достаточно слов для того, чтобы выражать эмоции и желания. Дети способны правильно употреблять числа, роды, падежи, умеют строить сложные предложения, пользуются интонациями, регулируют силу голоса. Девочки на этом этапе развития превосходят мальчиков по целому списку показателей развития. Их речь отличается:
Кроме того, девочки лучше запоминают все, что видели и слышали, могут без труда по требованию воспроизводить усвоенную информацию.
Чтобы развитие малыша в 3-4 года происходило правильно и оптимально, специалисты рекомендуют придерживаться основных рекомендаций для родителей:
В заключение отметим, что 3-4 года — это один из самых важных этапов в развитии дошкольника. Будьте рядом и направляйте, поддерживайте его, помогайте малышу развиваться, находить контакт с окружающими его людьми и миром, ведь он в этом очень нуждается, даже если и не может этого показать.
rebenkoved.ru
Вы наконец дождались, что Вашему ребенку уже 3 года. Причем не просто три, пошел четвертый годик. А это много или мало — не понять. В нем что-то сохранилось от младенца, и что-то появилось вдруг такое, что он порою кажется мудрее Вас. К тому же он — в разгаре кризиса трехлеток. И день и ночь твердит: "Я сам! Я сам!" А это значит то, что он осознает себя уже как личность. ( Кризис 3-х лет) Вчерашний несмышленыш — и вдруг... осознает. И Вы становитесь свидетелем того, как будет разгораться еще недавно безымянная звезда. Да, да, мы с Вами все земные звезды. Нам надо загореться, чтобы сгореть. Но прежде чем сгореть, мы все искримся, искримся всю свою сознательную жизнь. Поэтому в три года Ваш ребенок — искрящийся бенгальский огонек.
Так что же означают эти искры? Что нового умеет Ваш малыш? Чему он может уже научиться? Каков он в возрасте от трех до четырех? Такой же, как и прежде, несмышленыш, или таящий в себе грандиозные возможности, которые скрывает как секреты и прячет за семью замками, довольно мудрый маленький лукавец.Итак, каков же он на самом деле? Что может, что умеет, наконец?
Прежде всего он в возрасте, когда уже возможно Вам предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками, когда он учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в то же время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Он не всегда наивно искренен и знает, как надо выглядеть и перед кем, умея говорить не то, что думает. А в нужных случаях — хранить и тайну, используя ее потом в своих же интересах.Его эмоции ярки, но неустойчивы. Все чувства безграничны, и он в них — целиком, единственное утешение, что не надолго.Когда он радуется, то обычно с головы до пят, когда печалится, то... безутешно, когда боится... так каждой клеточкой своего тела. Ему неведомо, что есть не только крайность, ему неведомо понятие о золотой середине. Он, если чувствует, то ощущает все до мозга костей.Одной из самых негативных и травмирующих малыша эмоций в этом возрасте является обыкновенно страх — страх перед сказочными персонажами. Бабой Ягой. Кощеем, Бармалеем. Затем усиливается страх темноты и появляется страх одиночества, чуть позже — замкнутого пространства. Все эти страхи объединяются в триаду страхов, обуревающих малыша, обычно когда ему необходимо лечь в постель, где в одиночестве и темноте, в гнетущем замкнутом пространстве комнаты ему мерещатся преследующие его персонажи.Помимо этого уже с трех лет малыш боится также боли, уколов, крови, визитов к доктору. Обычно в этом возрасте ребенок начинает стыдиться нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть. А раз есть совесть — значит, есть сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие, как зависть, агрессивность и конфликтность.Короче говоря, малыш от трех до четырех — довольно колоритная фигура, и у него — своя осознанная внутренняя жизнь.Он начинает понимать оттенки и нюансы окружающего мира, способен уловить насмешку над собой и не прощает унижения себя. И в то же время сам ведет себя таким же образом, подчеркивая свое превосходство над ровесниками. Он может жаловаться, может ябедничать на детей из самых благих побуждений, чтобы уточнить усвоенные нормы поведения, и не из самых благих побуждений, чтобы показать, какой он правильный. Ему не чуждо даже чувство хвастовства. Он может оценить, кто в доме — главный, кто — второстепенный и кто какую выполняет роль. И если надо, то подыгрывает этой роли. Он знает, кому надо жаловаться на кого, кого третировать, кого проигнорировать.Наивность в нем сплетается с лукавством, и он уже умеет выйти сухим из воды. Малыш обычно подражает сильному, не понимая то, что сильный — не всегда самый достойный.Как правило, ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола. И, подражая взрослым, мальчики ведут себя как настоящие "мужчины", а девочки как "дамы". После трех лет обычно начинается период романтической любви к своим родителям. И мальчики с восторгом обожают своих мам, а девочки — отцов, испытывая часто ревность к родителям своего пола.Ребенку все труднее и труднее обходиться без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет, и появляется потребность в сверстниках. Со сверстниками можно поиграть в сюжетно-ролевые игры, побаловаться и немного пошалить. Однако к мнению своих ровесников обычно дети в этом возрасте почти что не прислушиваются. Они, как правило, играют рядом, но не вместе. Давая волю нарастающей фантазии, ребенок часто "заменяет" сверстников каким-то воображаемым партнером, партнером-другом, другом-невидимкой. Таким партнером можно заменить сестер и братьев, особенно тогда, когда они в ребенке вызывают ревность.С трех лет обычно видоизменяется привязанность ребенка к матери. Она становится уже не той, когда малыш при всех цепляется за юбку, а скрытой от всех посторонних глаз, хотя ребенок еше связан с матерью невидимой паутинкой отношений. Теперь он учится справляться с зависимостью от нее, воспринимая себя часто уже отдельно от родителей. Привязанность его к родителям напоминает нам партнерство, где Ваш малыш из трех партнеров самый-самый уязвимый и поэтому требует к себе внимания. И, чтобы завоевать его, идет на маленькие хитрости и детские уловки, невольно вызывая этим Ваш интерес.Подсчитано, что с трех до четырех лет частота общения детей с родителями и со сверстниками примерно одинакова.В связи с тем, что уже с трех лет у малыша обычно развивается так называемое символическое или, иначе, образное мышление, ребенок может ощущать присутствие родителей даже тогда, когда их рядом нет. Этот эффект отсутствующего присутствия поддерживается лишь теми образами, которые малыш воспроизводит.Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90%). Активный словарь малыша от трех до четырех лет увеличивается буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. И если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в четыре — эта цифра почти достигает полторы тысячи и больше. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения используется в среднем даже взрослыми от трех до пяти тысяч слов.Ребенок в этом возрасте способен постичь смысл лишь конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически, как стих.Учитывая возрастную норму, почаще разговаривайте с ним о тех предметах и вещах, которые ему знакомы и которые он знает, и не затрагивайте в речи непонятные для малыша абстрактные понятия, хотя бы типа "счастье".Как правило, все предложения (простые, распространенные) он произносит в настоящем времени. Его понятие о прошлом или будущем еще в известной мере ограничено.
Речь большинства трехлеток однотипна. Все предложения похожи друг на друга незыблемым порядком слов: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение, короче говоря, простые назывные предложения, легко воспринимаемые малышом. Однако если вместо этих предложений имеется какая-то пассивная конструкция, ребенок не улавливает смысл того, что слышит, так как обычно заостряет все свое внимание лишь на порядке слов. К примеру, предложение: "Кошку взяла на руки Надя" — ребенок понимает, будто "Кошка взяла на руки Надю".С трех лет малыш уже использует довольно часто и одновременно часть вспомогательных глаголов и частицы "ни" и "не", а чтобы усилить отрицание, он даже пользуется сразу несколькими грамматическими формами.Обычно в этом возрасте впервые начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект ребенка. Благодаря стремительно растущему запасу слов малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы. Он может Вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда Вы зададите ему наводящие вопросы. Малыш способен по картинке сочинить рассказ, используя фантазию и вымысел. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки, блюдца и тарелки называются посудой, столы, кровати, кресла — это мебель, и знают, что имеется в виду, когда мы произносим слова "овоши" и "фрукты".С трех лет ребенок уже может мыслить вслух, вступнв в период "открытого мышления". О чем-то думая, он сам себе вслух задает вопросы и отвечает сам себе на них. Вопросы: где? когда? откуда? — сменяются в три года: почему? День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребенка.Речь малыша обогащается в игре, особенно в игре с детьми-ровесниками, с которыми он в состоянии играть уже в сю-жетно-ролевые игры. Но к четырем годам ребенок созревает также и для конструктивных игр с элементами планирования.В четыре года малыш может заниматься одним делом до 40 или 50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключая все свое внимание обычно с одного объекта на другой. Ему по силам концентрировать внимание лишь на одном предмете. Но, прерывая начатое дело, малыш берется снова за него, если оно еще не надоело. Когда ребенок увлечен игрой, он концентрируется на ней полностью.
С трех лет обычно у ребенка совершенствуются навыки движений и параллельно улучшается их координация (тонкая и грубая моторика). Малыш не только ходит, но и бегает, причем удерживая равновесие. Он балансирует или подпрыгивает неуклюже на одной ноге, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки. Он в состоянии одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притопывать), в четыре года марширует в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему другими мяч. Способен подниматься с корточек и ездить на велосипеде.До четырех лет малышу обычно все равно, какую руку он использует, но с четырех предпочитает правую и реже — левую.Он одевается и обувается самостоятельно, но не умеет зашнуровывать ботинки. Малыш сам забивает гвозди молотком и начинает резать ножницами. Рисует круг без образца перед глазами, пытается нарисовать квадрат, который получается с неровными краями. Срисовывает треугольник, но неверно. В три года он рисует человека — символ "головонога". В четыре — человека с шестью частями тела.В три года дети в основном считают, что нарисованное мало чем отличается от реального, оно имеет качества и свойства настоящего предмета. Поэтому когда Вы спросите ребенка о выражении лица кого-нибудь, кто нарисован на картинке стоящим к Вам спиной, малыш, не долго думая, перевернет картинку, рассчитывая рассмотреть лицо на оборотной стороне бумаги. И в то же время Ваш ребенок в этом возрасте уже способен разгадать элементарную загадку.Малыш уже нередко знает самые простые буквы и даже может написать их. Ест аккуратно.. Чистит зубы и полощет рот. Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Он помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и игрушки. Он может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.Он может...Вы уже, наверное, заметили, что он и в самом деле многое умеет. Вчерашний несмышленыш скоро станет равным Вам.
Источник: А.И. Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка"
www.vseodetishkax.ru
День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?
В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.
Особенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики. Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.
Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей - найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.
Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:
Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.
Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому роду занятий происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики. Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.
Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.
Техники лепки и рисования усложняются. Чадо можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом. Помимо пластилина используется глина, из которой создаются композиции на разные темы. Для аппликации малыш может уже сам вырезать нужные фигуры.
Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями – сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.
Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:
Остановимся на каждом пункте подробнее.
В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.
Упражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года. Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить. Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на правила дорожного движения. Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами. Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.
В возрасте трех лет ребенок успешно осваивает геометрические фигуры и разные формы. К 4 годам занятия усложняются, чадо способно группировать предметы по разным внешним признакам (по цвету, величине). Ребенок усваивает понятия "меньше", "больше", "равно" на подручных средствах. Хорошо считает до трех. Математическое развитие ребенка в 4 года проявляется в способности совершать элементарные действия счета. Основным пространственным направлениям легко обучить в игре, например, пряча игрушку и давая определенные подсказки («Иди вперед, повернись налево…»). К четырем годам ребенок может определить, что начинается раньше, что позже. Например, сначала идет утро, после него день, дальше вечер и ночь.
Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.
Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.
К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов. Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок. С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.
Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.
Существуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:
Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.
fb.ru
Воспитание ребенка в 3-4 года – дело непростое, ведь это тот самый возраст, когда ребенок уже несколько повзрослел, но при этом остается маленьким. В это время родители должны быть особенно деликатными – только так можно незаметно для ребенка и в мягкой форме корректировать его характер.
Обычно маленькие дети проявляют свой характер путем скандалов и истерик. Поэтому воспитание ребенка 3, 4 лет идет сложно, психология и советы на этот счет актуальными для всех родителей. Когда дети топают ногами, плачут, разбрасывают игрушки, родители просто не знают, как успокоить свое чадо. Так что же предпринять в таком случае и что будет более эффективным: запреты и наказания или специальное воспитание?
Для того чтобы понять воспитание ребенка, нужно понять первопричины его плохого поведения. Причем в этом возрасте для детей разных полов они будут одинаковыми. То есть, малыши пребывают в состоянии фрустрации, когда желания их просто не могут быть удовлетворены в полном объеме. То есть, малыш понимает, что дозволено ему не все, что он вынужден подчиняться определенным правилам – это и есть процесс взросления. Любой наблюдательный и чуткий родитель прекрасно понимает, когда капризы начинаются для того, чтобы чего-то добиться. Но ведь иногда причины такого непослушания могут скрываться и в другом, к примеру, в недомогании, проблемах в детском саду и пр.
В таком возрасте для детей характерно наиболее явное и активное подражание взрослым. Они вроде губки перенимают манеры поведения и новые слова. Поэтому родители непременно должны контролировать свои поступки и речь, а также предлагать ребенку такие игры, которые бы наилучшим образом способствовали познанию окружающего мира. Также будет полезно регулярное чтение сказок, которые помогут сформировать у малыша ценности.
Приблизительно с трех лет сам ребенок тренируется в общении со сверстниками, поэтому ему необходимо предоставить такую возможность – пусть он на детской площадке и во всевозможных кружках общается с детьми, близкими ему по возрасту. Правда, в этот же период родителям приходится столкнуться и с проблемами адаптации ребенка в детском саду.
Зачастую к трем годам дети становятся агрессивными и просто упрямыми, стремятся к независимости. Поэтому взрослым необходимо со своей стороны максимально поощрять проявления детской самостоятельности, но при этом не поддаваться на манипуляции своего чада и своевременно проявлять строгость. Поэтому знание психологии воспитания ребенка 3, 4 лет очень важно.
Причин плохого поведения детей такого возраста может быть несколько. Самыми распространенными из них психологи называют следующие:
1. Борьба за родительское внимание. Нередко причина непослушания – это лишь желание ребенка привлечь к себе родительское внимание. Особенно остро оно проявляется в тех случаях, когда родители не просто постоянно занимаются своими делами, но и не уделяют своему ребенку столь необходимого ему внимания. Ведь сам малыш пока не имеет представления о конструктивном взаимодействии со взрослыми, а также о том, как с ними нужно строить диалог, нормальные взаимоотношения. Поэтому он выбирает самый простой и доступный для себя способ.
2. Самоутверждение ребенка, идущее в разрез с гиперопекой родителей. После двухлетнего возраста дети начинают все активнее заявлять о своем стремлении к самостоятельности. А родители, хоть и из самых лучших побуждений, постоянно навязывают им свою точку зрения, контролируя, упрекая и поучая. Неудивительно, что ребенок борется с такой критикой своим непослушанием.
3. Желание отомстить. Нередко по тем или иным причинам родители доставляют ребенку «неприятности». Это может быть невкусная каша или убранная любимая игрушка и пр.
4. Неуверенность в собственных силах. В том случае, когда малыш в чем-то разочаровывается или даже отчаивается, то его поведение вполне может стать неадекватным. Причем корни этой причины сводятся к заниженной самооценке ребенка, его неуверенности, что и выражается в своеобразном протесте.
На каждом из этапов взросления малыша у него идет формирование тех или иных эмоционально-волевых качеств. Психологи сформулировали целый ряд советов, следование которым способствует созданию условий для развития в ребенке определенных личностных черт. Поэтому:
1. С самого раннего детства родители должны демонстрировать ребенку позитивные эмоции. Делается это путем простых прикосновений и обращений к ребенку с определенной интонацией. Так как на первом году жизни у малышей идет формирование базального доверия к миру. Именно оно является фундаментом для формирования будущей зрелой и здоровой личности. То самое базальное доверие – это основная черта личности, которая определяет положительное отношение к окружающему миру.
2. Также важно поощрять любые проявления самостоятельности. Так, ребенка нужно обязательно хвалить за самостоятельное расстегивание и застегивание пуговиц, а также убранные в ящик игрушки и пр. До трех лет у детей формируются такие качества личности, как самостоятельность и целеустремленность.
3. С трех до шести лет важно поддерживать проактивность и изобретательность в ребенке. Пусть он самостоятельно решает, как ему поступить и чем заняться. Коррекция нежелательного поведения должна осуществляться путем наказания и поощрения.
Важно помнить, что от воспитания малыша будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Ведь именно родители должны сформировать способность любить, находить свое место в мире и добиваться поставленной цели.
mamairebenok.com
Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами.
Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении. Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет будет приведена в статье.
Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности.
Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время.
Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.
Многие родители начинают водить своих детей на занятия по музыке и танцам в дошкольном возрасте, желая с ранних лет развивать у ребенка творческие способности. Важно учитывать, что в таком возрасте дети непосредственны и очень эмоциональны. Как правило, малышам нравится двигаться под музыку, но движения несколько несуразны, неточны. Любые занятия, связанные с танцами, обязательно должны проводиться в игровой форме, так как в возрасте трех лет это наиболее приемлемый вариант.
На занятиях танцами дети учатся передавать музыкальное настроение, двигаться под музыку, соблюдая ритм, при этом они достаточно внимательно относятся к ритму. В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении. Малыши часто реализуют эту необходимость в виде движений под музыку. У детей развивается воображение, которое позволяет создавать свои движения и даже небольшие композиции.
Музыка для детей 3-4 лет очень актуальна, так как именно это время считается наиболее благоприятным для закладывания этих способностей. Если упустить этот период, то в дальнейшем привить ребенку такие наклонности будет довольно сложно. Желательно, чтобы музыка для детей 3-4 лет была классической. От популярной ребенка лучше оградить, так как она оказывает негативное воздействие на нервную систему и эмоциональное состояние детей.
3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители.
В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр.
Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время.
В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам.
Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов.
Помимо всего прочего, необходимы ребенку и специальные занятия по развитию речи. Важно, чтобы в возрасте 3–4 лет дети могли самостоятельно формулировать простые предложения и описывать предметы или события. При этом малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.
Занятия для детей 3-4 лет могут быть направлены на изучение отличий домашних и диких животных. Также можно показать им основные виды насекомых, птиц и рыб. Также в это время у малыша закладываются понятия о фруктах, овощах, ягодах и грибах. Кроме того, ребенок должен различать природные явления, такие как снег, дождь, ветер.
Какие возрастные психологические особенности детей 3-4 лет? У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так называемый кризис 3 лет. Именно в это время появляются изменения в поведении ребенка. Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно выполнять действия.
На родителей в столь сложный, но в то же время интересный период возлагается важная задача – помогать ребенку во всем. Здесь важно ни в коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его и помогать правильно делать что-то. Это поможет малышу научиться верить в собственные силы. Также родителям или воспитателям в детском саду нужно подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет ощущал свою уверенность и успешность.
В такой период очень важно, чтобы ребенок ощущал заботу и поддержку не только родителей, но и воспитателя. Для успешного развития малыш должен доверять находящимся рядом с ним взрослым и быть привязанным к ним. Данное условие является обязательным для сотрудничества ребенка и взрослого, чтобы малыш под руководством своего родителя мог выполнять действия, учиться и развиваться.
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольных учреждений. Данные стандарты используются в дошкольных учреждениях. Своего рода это специальные карты, содержащие направления для развития детей. Все воспитатели следуют этим стандартам и отмечают развитие ребенка 3-4 года в разных областях в специальных картах индивидуального развития.
Программа ФГОС содержит в себе следующие пункты и направления формирования малыша трёх–четырёх лет:
При этом воспитатель не только проводит занятия, но и контролирует возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС. В карте отмечается уровень речевого, познавательного, физического и других видов развития малыша. В случае отставания ребенка от программы воспитатель может организовать дополнительные занятия либо попросить родителей заниматься с малышом дома и помогать ему усваивать необходимый материал.
«От рождения до школы» – это специальная программа, которая содержит определенные положения, помогающие ребенку нормально развиваться в дошкольном возрасте.
Программа преследует следующие цели:
Данная программа включает в себя различные мероприятия, занятия и виды деятельности, помогающие ребенку развивать свои способности, навыки и качества.
Основной особенностью программы «От рождения до школы» является создание благоприятной атмосферы в группе и доброжелательного отношения абсолютно ко всем детям в одинаковой степени. Это помогает малышам вырасти общительными и добрыми.
Речевое развитие очень важно для детей 3–4 лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития.
Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет:
Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте. Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает. Главное, чтобы малыш стремился к развитию и пытался произносить новые слова и новые для него звуки.
Какие возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет? Три года – это своеобразный рубеж в развитии ребенка. Малыш претерпевает серьезные изменения как в физическом развитии, так и значительно меняет свое поведение и отношение к окружающему миру, родителям, сверстникам и взрослым.
В этот период у ребенка может наблюдаться нестабильность эмоционального фона. Часто возникают неожиданные вспышки, крик и истерики по незначительным причинам. При этом малыш пока что не умеет контролировать свои эмоции, у ребенка можно наблюдать смены настроения и разные реакции. Самооценка в этом возрасте у него завышена, и это нормально, так как высокая самооценка позволяет малышу выполнять какие-то новые действия. Ребенок не задумывается о последствиях и не переживает о результате своих действий. Это также помогает достигать успеха в развитии.
Внутреннее психологическое состояние ребенка в возрасте трех лет также изменяется. У него появляются характерные противоречия. К примеру, он стремится все делать самостоятельно, но при этом не может выполнить многих действий без помощи родителей, и это вызывает злость. Кроме того, малыш знает, что любит родителей и близких людей, но при этом злится на них, если они пытаются ограничивать его свободу.
Также из-за кризиса трех лет ребенок может проявлять такие качества, как деспотизм, упрямство и строптивость. Выражается это, как правило, в том, что ребенок ругается, обзывает взрослых, передразнивает их, иногда даже использует довольно скверные слова. В этой ситуации важно показать малышу, что это плохо. Если родители будут игнорировать такое поведение либо смеяться над плохими словами из уст ребенка, для него это станет нормой.
Взрослые люди для ребенка трех-четырех лет становятся не просто членами семьи, но и объектами, которые несут определенную функцию и помогают ему познавать мир. Что же касается сверстников, то они для ребенка в таком возрасте не особо интересны и рассматриваются им просто как предметы обстановки.
Мы рассмотрели возрастные особенности детей 3-4 лет, консультация для родителей, представленная ниже, поможет правильно определить свое взаимодействие с малышом на этом этапе его развития.
Родители детей 3–4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка. Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов.
Чтобы направить ребенка в правильное русло, нужно учесть все возрастные особенности детей 3-4 лет. Советы родителям:
3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.
www.syl.ru
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
Чувства непроизвольны - легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.
Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:
- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого
- ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.
В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.
СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ
- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
- Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.
- Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.
- Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:
Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания
Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.
Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.
Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.
В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.
Родителям в данный период не стоит:• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?- Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.- Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.- Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».
- Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.- Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.- Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.
Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.
СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.
Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.
АДАПТАЦИЯ
Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.
В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.
При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».
Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:
«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» - разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?
Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.
Педагог-психолог
МДОБУ «ДСКВ № 10»
dskv10.vsevobr.ru