Мнения о том, когда и как нужно развивать свое чадо, у родителей различаются. Некоторые считают, что необходимы только занятия с ребенком 4-5 лет, а другие предполагают, что проводить подобные мероприятия с малышом следует намного раньше, чуть ли не с рождения.
Первые аргументируют свое мнение тем, что должно быть детство у маленького ребенка: в советское же время не было никаких специальных систем развития, при этом детки вырастали и умные, и талантливые.
Но есть также тот факт, что многие люди того времени так и не открыли в себе уникальные возможности, выбрав профессию не по своему желанию, а по выбору родителей либо же по принципу куда удалось поступить .
У каждого ребенка есть свои таланты, которые родители должны выявить и помочь их развить. Поэтому стоит проводить развивающие занятия с ребенком 4-5 лет дома.
Необходимо правильно составить план этих мероприятий, чтобы всесторонне развить малыша (то есть и физически, и умственно). К тому же если вы будете проводить занятия с ребенком 4-5 лет по всевозможным направлениям, то гораздо проще тогда будет определить, что ему больше нравится, что получается. Только помните, все ваши обучающие уроки должны быть легкими, ненавязчивыми. В противном случае подобные занятия негативно скажутся на психологическом и физическом здоровье малыша.
Чтобы ничего не забыть и не запутаться, необходимо составить план занятий. Безусловно, что каждый родитель сам определяет, как обучать малыша. Но мы все же приведем план, который можно взять за основу, проводя занятия с ребенком четырех-пяти лет:
Некоторые родители дополняют занятия с ребенком 4-5 лет базовым изучением различным наук, к примеру, знакомят малышей с космосом, разными странами, морями и океанами. Можно также в это время начать учить единицы времени и измерения.
Теперь вы знаете, как правильно проводить занятия с ребенком 4-5 лет. Мы рассмотрели особенности подобных мероприятий. Надеемся, что у вас получится весело и интересно позаниматься со своим малышом.
Каждый ребенок - уникальная личность, которая развивается по собственному плану. Однако, во всех таких планах есть общие закономерности. Давай рассмотрим, как должен развиваться ребенок в 4-5 лет.
Судить о развитии ребенка нужно «комплексно», не сравнивая его с другими детьми, а сравнивая только с ним самим, только на предыдущих этапах его развития. Также бывает, что некоторые сферы у ребенка развиты не по годам, но как компенсация, другие способности – немного отстают. И это нормально, если отклонения от нормы не велики.
На 4-5 году жизни ребенок уже отличается хорошим развитием психомоторики. Он может выносить достаточно длительные прогулки, в то же время, растрачивая силы на познание мира сего. Ребенок прекрасно овладевает речью, некоторым умением анализировать, творчески мыслить и выражать свои фантазии словами.
Ребенок подтягивает свою ловкость телодвижений и умелость рук, координируя даже мелкие движения, имеет хороший зрительный контроль. Это открывает ему возможности совершенствовать способности и технику выполнения рисунка, лепки. Большое количество детей в этом возрасте рисует и начинает рисовать с большим удовольствием. На первый план выходит сам процесс рисования, поэтому, часто бывает, что дети выбрасывают результат. А вот уже через год-два, результат рисования будет иметь для него куда большее значение.
Детские психологи также отмечают огромную роль художественной деятельности в развитии, подчеркивая, что рисование не только формирует навыки, знания, а еще и развивает, углубляет эмоциональную сферу ребенка. Рисование даже является терапией от стрессов. Рисунок можно рассматривать как детскую речь, а также как подготовительную стадию к письменности. Ребенок выражает в рисунке отношение к внешнему миру, по нему можно диагностировать и судить разного рода проблемах, которые населяют детскую голову.
Ребенок 4-5 лет не только занимается рисованием, а еще и играет. Сама игра становится уже сложнее: имеет сюжет, разбита на роли, определена правилами. Дети играют самостоятельно, им уже взрослые не нужны. Могут играть все роли в одиночку или же со сверстниками. Таким образом, ребенок учится коллективному общению, развивает свой интеллект, коммуникабельность. Это дисциплинирует, учит некоторой ответственности и сообразительности.
Всячески пытайся поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее! Ты и не заметишь, как вырастишь вундеркинда.
Развитие речи ребенка 4-5 лет
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Правильно произносить все звуки.
-Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.
-Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.
-Продолжать рассказ, начатый взрослым.
-Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.
-Подбирать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова.
-Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, форма, цвет).
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Считать в пределах десяти.
-Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
-Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, высоте.
-Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. -Находить похожие предметы в окружающей обстановке.
-Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади).
-Знать последовательность дней недели, части суток.
Знания математики у детей 4-5 лет
Развитие мышления у детей 4-5 лет
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Складывать разрезанную картинку из девяти частей.
-Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
-Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
-Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.
-Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее. Например, в группе слов: кукла, мячик, книга, неваляшка.
-Определять последовательность событий.
Память у детей 4-5 лет.
-Запоминать шесть-восемь картинок в течении одной-двух минут.
-Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз. Например, «Коля встал, умылся, оделся, взял портфель и пошел в школу».
-Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз. Например, «Руки вверх», «Руки вперед», «Руки на пояс».
-Рассказывать наизусть несколько стихотворений.
-Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.
-Сравнивать два изображения по памяти.
-Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.
Ребенок 4-5 лет должен знать об окружающем мире:
-Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.
-Имена и фамилию своих родителей; где родители работают.
-Все явления природы, и в какое время года они бывают.
-Элементарные правила дорожного движения (улицу переходить только в определенных местах и только на зеленый свет светофора).
-Как различить деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различить травянистые растения.
-Как различить по внешнему виду зимующих птиц.
-Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома?», «Кто рисует картины?».
-Съедобные и несъедобные грибы.
-Где и как выращивают овощи и фрукты.
-Для чего нужны: аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.
Внимание детей 4-5 лет.
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут.
-Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.
-Находить 5-6 отличий между предметами.
-Выполнять самостоятельно задания по образцу.
-Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
-Повторить скороговорку сразу после того, как услышал: «Наш Полкан попал в капкан».
-Простучать ладошкой по столу любой простой ритм, повторив его за взрослым.
-Повторить за взрослым ряд слогов (например, ка-га-ха) и ряд чисел (семь, три, два, девять, четыре, шесть).
-Ответить на вопрос после какого-нибудь текста. Например, «Девочки шли в школу. Первой шла Аня, за ней – Юля, за Юлей – Ксюша, за Ксюшей – Таня. Назови имя девочки, которая шла первой. Какая девочка шла последней?».
Мелкая моторика детей 4-5 лет.
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
-Рисовать в воздухе.
-Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
-Воспроизводить простые движения, показанные взрослыми.
-Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, различные предметы.
-Повторять движения пальчиковой гимнастики. Сложить пальцы в «замочек»: затем стучать «замочком» о стол; затем делать круговые движения «замочком»; затем разомкнуть «замочек» и показать ладошки. Выполняя эти движения, нужно говорить: «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, мы замочек повертели, мы замочек покрутили и открыли!».
Основы грамоты ребенка 4-5 лет.
Ребенок 4-5 лет должен уметь:
-Правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.
-Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.
-Употреблять в речи простые и сложные предложения.
-Пользоваться прямой и косвенной речью.
-Составлять небольшой рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.
-Разбивать слова на буквы, называть из каких букв состоят простые слова.
-Образовывать из слогов слова. Например, на первый слог «те-»: тело, тема, тень, теленок.
-Поддерживать непринужденную беседу.
-Быстро и правильно играть в следующую игру: взрослый называет любую букву, а ребенок называет слова, которые начинаются на эту букву.
Источники: http://fb.ru/article/188529/kak-provodit-zanyatiya-s-rebenkom---let, http://mama.ua/7689-priznaki-vernogo-razvitiya-4-5-let-21960/, http://uznavaka.ru/razvitie-rebenka-4-5-let/
Комментариев пока нет!kakvospitat-rebenka.ru
Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту.
Как правило, это:
Что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?
Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:
Бесплатные материалы на нашем сайте помогут Вам развить способности в области математики у детей данного возраста:
Кроме того, советую также дополнить игры занятиями по книгам Петерон Людмилы Георгиевны.
Более подробно о ее книгах можете прочитать, нажав на картинки ниже:
Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:
Различные бесплатные тематические занятия, карточки и игры помогут расширить словарных запас Вашего ребенка:
Развитие речи ребенка в 4-5 лет жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Учить чтению в этот период можно в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:
Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.
Для детей 4-5 лет важно знать и правильно называет звуки и буквы, знает алфавит. Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:
Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением (алфавит).
Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.
На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом (вспоминаем алфавит).
На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут
И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово. Раздел на нашем сайте, в котором присутствует алфавит, поможет учить Вашего ребенка быстро читать:
Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:
Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности. Формировать этот навык помогут развивающие занятия.
Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь. Для детей важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.
Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.
Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.
Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.
Бесплатные игры на развитие логики и мышления:
Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков: Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши). Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать. Бесплатные материалы на нашем сайте на развитие мелкой моторики у ребенка:
Уровень развития ребенка 4-5 года жизни предусматривает и определенные навыки обихода. Их определяют во многом психология родителей, воспитание, поведение взрослых в быту: малыша нужно учить ухаживать за собой. Наиболее важными навыками являются:
Ребенок знает основное различие между ягодами и овощами, может рассказать, когда они растут. Определяет основные виды животных, знает их различия.
Важную роль в развитии ребенка играют не только психология, поведение и воспитание, но и физическое развитие. Без этого программа формирования личности малыша будет неполноценной. Особенности, с которыми связано физическое воспитание, можно определить следующим образом:
Данные навыки являются показателем силы мышц ребенка. Поведение родителей в отношении ребенка 4-5 года жизни должно стимулировать его физическое развитие. В конце концов, можно посещать специальную спортивную секцию, где программа предусматривает развитие определенных групп мышц.
Психологические проблемы, возникающие у ребенка в этом возрасте
Загрузка...steshka.ru
Поделиться "Развитие ребенка от 4 до 5 лет"
Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.
Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.
Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.
Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.
В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.
К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.
Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».
Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.
Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.
Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.
Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.
Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.
Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.
В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):
На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.
Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.
К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.
Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.
В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.
Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.
Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.
К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.
Пятый год жизни ребенка — середина дошкольного периода. Он характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием, все более тонким совершенствованием физических умений и эмоциональной окраски реакций ребенка на изменение окружающей среды. На пятом году жизни дети вырастают еще на 6—7 см, масса тела их увеличивается на 2,5 кг. К пяти годам длина тела мальчиков равна 107—115 см, девочек: 105—115 см, а масса соответственно: 18—22 кг и 17—22 кг.
К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. Движения их уже более координированные, они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, могут ловить мяч. Но сохранять длительно одну и ту же позу им еще трудно, развивается утомление.
В этом возрасте окончательно формируются основные черты характера. Если ребенка не приучить к опрятности, то и в дальнейшем он останется неряшливым. Если малыш не усвоил важность точного соблюдения режима дня, не привык складывать как следует одежду и поддерживать порядок в своем уголке, он и потом будет несобранным и неаккуратным. Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным, эмоционально расторможенным человеком, т. е. капризным самовлюбленным эгоистом. Тщательное соблюдение чистоты явится залогом чистоплотности.
Часто приходится слышать, что дети наследуют плохие черты от родителей. Однако это не совсем так. Такое утверждение скорее звучит как оправдание в случае, когда за воспитание ребенка взялись слишком поздно. Как указывал А. С. Макаренко, 80 % положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения.
У 5-летних детей нередко отмечаются проявления нежных чувств к другим лицам, чаще всего взрослым. Они сами ласкаются и испытывают удовольствие, когда их ласкают. Малыш нуждается в ласке. Однако следует иметь в виду, что чрезмерная ласка может стимулировать преждевременное сексуальное развитие ребенка.
Нервная система современного малыша страдает от обилия слов, мелодий и шума. Немалую роль в психической перегрузке играют телевизоры, компьютеры. Очень часто дети смотрят мультфильмы, по содержанию подходящие скорее подросткам, чем малышам, а многие уже в 4-5 лет играют в простенькие компьютерные игры. Однако родителям стоит помнить, что в этом возрасте по мнению врачей ребенку можно лишь 30 минут в день смотреть телевизор или играть на компьютере. Сюда же входит и вечерняя сказка. Да и эти разрешенные полчаса лучше поделить на два раза в день. В противном случае нервная система ребенка начинает испытывать перегрузку. Да и на зрение подобное напряжение может сказаться негативно.
Это же относится и к запоминанию стихов. Память у детей цепкая. Они без особого труда запоминают даже длинные стихи. Иногда удивляешься: двухлетний ребенок читает явно «взрослые» стихи. И это никого не беспокоит, а наоборот, даже нравится отдельным родителям — вот, мол, какой он у нас талантливый! Родительский эгоизм приносит вред малышу. Память — богатство человека, и расходовать это сокровище нужно разумно, не тратя его преждевременно, бессмысленно. И еще одно. Мы очень много читаем детям, но не учим их рассказывать прочитанное. В таких случаях задерживаются развитие речи и умение высказывать свое желание.
Поэтому после прочитанной сказки очень полезно расспросить малыша, что ему понравилось и почему. Нужно развивать речь ребенка, его способность правильно выражать мысль, бороться с примитивной и засоренной речью.
В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизоров, при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Есть и ряд объективных причин: взрослые не всегда имеют достаточно свободного времени, чтобы вывести ребенка на прогулку, а отпустить малыша 4-5 лет играть во дворе одного без взрослых мало кто рискнет.
А снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития ребенка. Нужно помнить, что все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма.
Утренняя зарядка — самый эффективный способ разогнать ночную дрему и вялость, подготовить организм к дневному бодрствованию. Длительность утренней зарядки 5-7 минут.
В комплекс утренней зарядки пятилетнего ребенка должны входить: дыхательные упражнения (чередовать с другими), разные виды ходьбы, бег трусцой, упражнения для мышц верхних конечностей (имитация движения крыльями, бросание мяча из различных положений, упор и отжимание туловища), упражнения для туловища (наклоны вперед, «насос», круговые движения, борьба), упражнения для нижних конечностей (прыжки в длину, со скамейки, «пружинка», приседание, подъем ног в положении лежа, ножницы и т. п.).
Часть упражнений может выполняться из положения сидя или лежа на полу, для чего следует приготовить небольшой коврик (примерно 60 на 150 см).
Очень полезны подвижные игры на внимание и координацию движений, например, игра «Бабочка, журавль и лягушка». Ребенок идет по кругу. По сигналу «бабочка» машет руками вверх и вниз, по сигналу «журавль» переступает с высоким подниманием прямой ноги, по сигналу «лягушка» приседает, касаясь пальцами пола. При игре «Кто летает?» по сигналу «воробей, ворона, грач» ребенок взмахивает руками, изображая птицу, по сигналу «кошка, собачка, заяц» должен сохранять покой. Такие игры развивают внимание и собранность.
Вырастить сына или дочь красивыми, крепкими, физически сильными — кому из родителей не хочется? И нередко многие из них, следуя духу времени, пытаются приобщить своих детей к физической культуре с раннего возраста. Это очень похвально, особенно если родители сами не остаются в стороне. Совместная общая зарядка, прогулка, семейные подвижные игры сделают это занятие для детей радостным, желанным, сблизят между собой маленьких и взрослых членов семьи.
Чтобы малыш сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого надо стараться использовать при занятиях любимые детьми игровые движения. Дошкольники любят повиснуть на двери, дереве, охотно кружатся на вытянутых руках, качаются на качелях, стремятся побалансировать на рельсе, узкой дощечке, попрыгать через скакалку, залезть на дерево. Все это нужно учитывать при организации занятий.
Для детей особенно приятны совместные с родителями походы за город, в лес, на речку, даже в соседний парк или сквер. Поэтому желательно в выходной день отправляться в поход с детьми любого возраста.
На пятом году жизни ребенок может начинать систематические занятия не только физкультурой, но и спортом (коньки, лыжи, плавание и т. п.). Хотя лыжи можно надевать детям начиная с 3 лет, обучать их лыжному спорту раньше 4—5 лет не следует. Лишь с этого возраста можно приступить к обучению ходьбе на лыжах.
Покупая лыжи, необходимо подбирать их строго по росту ребенка: пальцы его вытянутой вверх руки должны без усилия доставать до носка лыжи, а лыжные палки достигать подмышечных впадин. На многих выпускаемых сейчас лыжах для детей проставляется рост, на который они рассчитаны. В таких случаях примерка необязательна. Для катания на лыжах ребенок должен одеваться тепло, но легко. Наиболее удобен комбинезон, не стесняющий движений, на руки —варежки.
Ребенка учат делать шаг левой ногой с одновременным выносом вперед правой руки с палкой. Тяжесть тела при этом переносится на левую ногу, скользит левая лыжа. Затем также производится шаг правой ногой и перенос на нее тяжести тела, вперед выдвигается левая рука с палкой. Палка ставится в снег на уровне носка противоположного ботинка. Туловище лыжника слегка наклонено вперед, ноги полусогнуты.
Когда ребенок освоит ходьбу по ровной местности, можно начинать обучать его спуску с невысоких пологих возвышенностей. В тихую погоду при морозе не выше 12—15° 5—6-летние дети могут ходить на лыжах 20—30 минут.
Огромное воспитательное и оздоровительное значение имеет обучение танцам, фигурному катанию, художественной гимнастике. Ритм и пластика укрепляют волю и выносливость, координацию движений, совершенствуют красоту человеческого тела. Но все эти занятия проводятся вне дома. А дома каждый день с утра необходима усиленная зарядка. Дети способны переносить значительные физические нагрузки в ходьбе, беге, играх и др.
Источник nicemama.com
lastvision.ru
После четырех лет все умения крохи становятся еще более совершенными. У него большой словарный запас, а его речь становится более сложной и эмоционально окрашенной. Как всегда, любознательный малыш обожает задавать вопросы. Это хорошее время, чтобы ставить акценты на развитии и воспитании ребенка.
Ребенок в 4 года может не только сидеть, стоять, ходить, но и умеет:
Многие детки в этом возрасте уже осваивают трехколесный велосипед. Но при этом в движениях малыша еще иногда может встречаться неточность или медлительность. Ближайшие годы все действия вашего чада (подвижные игры, физические упражнения) будут направлены на совершенствование движений.
К концу пятого года жизни:
Уровень развития логического мышления ребенка на пятом году жизни дает малышу возможность совершать много интересных действий с предметами и решать легкие задачи:
информацияНо пока кроха может заниматься, не отвлекаясь, не более 5 минут.
Малыш начинает правильно обобщать предметы:
На пятом году жизни увеличивается объем памяти. Особенностью развития ребенка 4-5 лет является то, что у него появляется осмысленное запоминание:
Продолжается развитие воображения. Теперь для маленького сказочника не будет сложной задачей сочинить сказку на предложенную тему.
дополнительноМалыш имеет достаточно большой пассивный словарный запас, но активно использует около тысячи слов. Он использует фразы, состоящие из 6-8 слов.
Сейчас речь ребенка могут понять не только близкие родственники, которые постоянно общаются с ним, но и посторонние люди. Также в этом возрасте:
Деткам очень интересно вести беседы на разные темы. Они умеют задавать вопросы и правильно отвечают на вопросы, касающихся событий недавнего прошлого. Также малыши:
В возрасте четырех лет ребенок:
В возрасте 4-5 лет дети:
советПомогайте крохе совершенствовать свои физические навыки. Можно отдать ваше чадо в спортивную секцию. Выбирая, чем занять ребенка, обратите внимание на его интересы, на то, какие способности он проявляет, посоветуйтесь со специалистами о том, какую пользу или вред несут занятия тем или иным видом спорта.
Если вы решили не отдавать малыша в спортивную секцию, то обязательно проводите дома занятия физкультурой. Систематические упражнения в комплексе с закаливанием помогут улучшить стойкость юного организма к простудным заболеваниям.
Приучайте карапуза каждое утро делать зарядку. Пусть это будут элементарные упражнения, но главное, чтобы они были регулярными:
Позволяйте крохе помогать вам в выполнении работы по дому. Придумайте ему обязанности, которые он будет выполнять, и не забывайте хвалить его за успех и, конечно, благодарить за помощь. Давайте малышу проявлять свою инициативу, пусть он пробует делать что-то самостоятельно.
Для любого ребенка большое значение имеет ощущение значимости. Поощряйте его достижения добрыми словами и лаской. Если же ребенок что-то неправильно сделал – помогите ему исправить ситуацию, но не делайте замечания в грубой форме и не одергивайте его.
Давайте ребенку свободу действий. Не стоит постоянно направлять его и говорить, что и как делать. Пускай учится самостоятельно принимать решения, даже если они будут неправильными. Главное, чтобы он учился и не боялся что-то делать самостоятельно.
deti.baby-calendar.ru