Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста. Психолого педагогическая характеристика ребенка 3 4 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Годы дошкольного детства это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход к ролевой игре.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание .
Ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.
Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое) .
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «при бормотании». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Способность детей 3-4 лет управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. Сухомлинский говорил: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось наконец поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником»
Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности .
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
В дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Изобразительная деятельность ребенка младшего возраста зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. В возрасте 3-4 лет мы можем знакомить детей с доступными для их понимания произведениями изобразительного искусства. Это прежде всего картинки с отображениями явлений природы в разное время года, иллюстрации русских народных сказок. Дети с удовольствием рассматривают изображения зайчишек, медвежат, лисят и других животных.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети узнают разные материалы - бумага, краски, глина, пластилин, мелки и др. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети получают, в процессе обучения опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, что способствует умственному развитию детей. С помощью этих занятий ребёнок научится правильно держать кисть или карандаш. Это взрослому кажется просто, а ребенку 3 лет этому надо еще научиться. Тренируется координация кисти и пальчиков при разукрашивании и штриховки - не выходить за рамки контура, научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу-вверх, проводить линии в различных направлениях, изогнутые и волнистые линии.
Таким образом, особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами являются центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.
Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданными людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
multiurok.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "Лельчицкий ясли-сад №3"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила:
педагог-психолог первой квалификационной категории
Н.И.Журавлёва
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности, с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему, с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте он очень чувствителен к словам и действиям окружающих людей: с интересом вслушивается в диалог взрослых, пытается постичь логику их рассуждений и действий.
Ребенок стремится быть относительно независимым, хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают потребности ребенка, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу ребенка, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.
На третьем году жизни у ребенка зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым к глазам взрослого. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность ребенка, помогают гармоничному формированию его личности.
У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем – игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других, сравнивает свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. К трем годам ребенок начинает выделять свое «Я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной «Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза.
В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для формирования игровой деятельности. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя роль, отображая действия близких взрослых (мамы, бабушки). В игре обычно доминирует предметное содержание – воспитанник осуществляет определенное действие с куклой – одевает, кормит, укладывает ее спать. В течение года игровые действия, объединенные общим сюжетом, усложняются. Ребенок начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, берет на себя новую роль (продавца, доктора). В сюжетно-отобразительной игре по подражанию действиям взрослых он замещает реальные предметы игрушками и другими предметами-заместителями (кормит куклу палочкой). Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, которые вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки, хотя возможности его здесь пока что очень ограничены. На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа. Ребенок начинает отличать красивое от некрасивого, добро от зла. Таким образом, в этом возрасте завершается первый этап развития представлений ребенка о себе, первый этап развития личности.
Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируются умения сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи. Внимание воспитанников еще не устойчиво. Постепенно сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и может рассказать (к концу третьего года жизни) о ярких событиях в жизни (посещение кукольного театра, детского кафе и др.).
Третий год жизни – период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2,5 – 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т.д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт – рисование), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение).
Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка – появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице («Катя спать») к первому, использование личного местоимения «Я» знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка – зарождении самосознания.
Формируется умение строить фразу из 3-4 слов: ребенок пользуется как простым, так и сложным предложением. Он понимает смысл не только отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов об объектах, которые не находятся в данный момент в поле его зрения. Воспитанник начинает задавать вопросы «что это?», «зачем?» и др., действия сопровождает словами, репликами.
Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Он начинает проявлять интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимает значение некоторых наиболее употребительных слов.
Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Социально-нравственное и социальное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания ребенка становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям – восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как они, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, переживает их неприятные жизненные моменты, способен проявить чуткость и внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное «Я»; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает каждому воспитаннику увидеть и проявить свои достоинства, инициативу, наладить дружеские отношения, действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником, при этом использовать как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.
У воспитанника развивается не только «Я — актуальное», но и динамическое «Я»: он способен представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем «Я» путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется сначала общая самооценка дошкольника, позже проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности («хорошо рисую», «хорошо пою и танцую»). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь он гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством («хорошо рисую машинку», «быстро бегаю» и т. д.). Чувство стыда, неловкости ребенок переживает, если его показатели в освоенных видах деятельности хуже, чем у ровесников, или если замечает свои недостатки (сосет палец, плаксив и т. п.).
Развивается игровая деятельность. Появляется ролевая игра, в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений и деятельности взрослых. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, действует в воображаемом плане от имени другого лица, подчиняет им свое поведение.
Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители, позицию «Я» заменяет игровой ролью. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее не велика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.
Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребенок четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности ребенка в овладении навыками самообслуживания, он включается в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивает способы действий с предметами-орудиями (начинает пользоваться лопаткой, молоточком и т. д.), приобретает элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность, роль и помощь взрослого в жизни ребенка очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.
Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития. От опредмечивания и предэталона (овал — как огурец) осуществляется переход к овладению сенсорными эталонами, количество которых возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление сенсорного опыта ребенка является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно применяются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?», «Почему он такой?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (часть-целое, причинные, родо-видовые и др.). Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
Воспитанника данного возраста отличает проявление фантазии, он способен создать наглядные образы на основе описания и в игровых ситуациях. Он начинает выделять фантастическое, вымышленное и отличать его от реального, активно использовать вымышленные ситуации в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Показателем развития творческих способностей может быть освоение простейших приемов создания образов воображения, таких как смещение признаков, комбинирование, преувеличение, преуменьшение и т.п.
В деятельности воспитанника возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет его поведение. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припоминать правила и изменять в соответствии с ними свое поведение. Ребенок способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.
Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается названиями предметов, их качеств, свойств и отношений, словами обобщающего характера, глаголами, прилагательными. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи, однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).
Появляются различные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в развернутых предложениях. Ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями, что находит отражение в сложноподчиненных предложениях со словами «потому что», «поэтому» и др. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки, посещения театра и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи – в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает много вопросов. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия.
Новообразования, возникшие в психике ребенка, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я - позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п.
Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.
Гармонизируются отношения со взрослыми. У ребенка отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.
На пятом году жизни ребенок постепенно начинает управлять эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).
Воспитанник охотно выполняет трудовые поручения, помогает взрослым. При этом особую привлекательность для него имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения результатов в труде.
Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.
Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанника. Наиболее ярко его развитие характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой ребенок уже может различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанник осваивает представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Он воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд по возрастанию или убыванию, однако может испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкивается с несоответствием формы и их пространственного расположения. Однако в ситуации восприятия нескольких различных признаков воспитанник может испытывать определенные сложности.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 минут. При выполнении каких-либо действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.
В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Начинает складываться произвольное запоминание: воспитанник запоминает до 7 - 8 названий предметов, способен принять задачу на запоминание, выучить небольшое стихотворение и т.д.
Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанник начинает выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Он может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Начинает развиваться образное мышление. Ребенок уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Он может сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане, совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Он способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п., сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Ребенок может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речевое развитие. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанник выражает законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывает знакомые сказки, небольшие рассказы, составляет рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте у ребенка существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах его развития. Развивается волевая сфера: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижений этих целей, правильная оценка результатов собственных действий. Формируется соподчинение мотивов – отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляется стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Ребенок шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной взрослым (воспитателем, родителем и др.), самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания.
Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанник отображает события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки его опыта. Он начинает осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся более привлекательными, чем другие. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия» (в игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между ними, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Существенную роль начинают выполнять элементы трудовой деятельности. Ребенок способен систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.
Познавательное развитие. Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов (внимание, память, речь, мышление, воображение). Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Внимание становится более устойчивым. Заучивая стихи, тексты, считалки, ребенок намеренно их повторяет. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого). Продолжают развиваться распределение, переключаемость внимания.
Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Ребенок оценивает не только свойства предметов, но и их разновидности: чувствует характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различает их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).
Интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Ребенок не только выделяет общие свойства предметов и явлений, но и устанавливает простые зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Рассуждает о наблюдаемых фактах, строит элементарные умозаключения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если он применяет адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить:
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления о системе признаков, которыми могут обладать объекты;
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж.Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, воспитанник шестого года жизни при группировании объектов может учитывать два признака, способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.
Развивается воображение – от репродуктивных форм к творчески продуктивному, что позволяет ребенку сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний и негативных эмоций благодаря воображаемой ситуации). Развитие воображения находится в определенной зависимости от проведения специальной работы по его активизации.
Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Воспитанник уверенно определяет направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»).
Речевое развитие. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Ребенок использует практически все части речи, активно занимается словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания постепенно приобретают более связный характер. Ребенок может пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно произносят все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.
Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у ребенка происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и морально-эстетических качеств.
Источник: Учебная программа дошкольного образования Минск -2012
lel-sad3.schools.by
"Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»
Психолого-педагогическая характеристика
На Данила З.
01.05.2009 года рождения
На территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию ребенок направлен психолого-медико-педагогическим консилиумом МДОУ.
Заключение консилиума: «Недостаточно сформированы умения и навыки, состояние здоровья ребенка соответствует основной группе. По данным медицинской карты зрение, слух, обоняние в норме.
Ребенок воспитывается в полной семье. Социально-бытовые условия удовлетворительные, материальное положение хорошее.
Режим дня ребенка в основном соблюдается. Детский сад посещает регулярно. Вопросам воспитания и развития ребёнка в семье уделяется мало времени.
Внешний вид у Данила опрятный, ухоженный. Со сверстниками малообщителен, предпочитает спокойные игры с теми детьми, которые его не обижают. Малоконтактен с взрослыми, относится к ним уважительно; спокойно и внимательно воспринимает замечания учителя. Общая мотивация социальная, основанная на понимании общественной необходимости учения, «внешняя», по отношению к учёбе, - подчинение требованиям взрослых, учебно-познавательная мотивация развита недостаточно. В меру переживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагирует адекватно, старается исправиться.
Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны. Ведущая рука правая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо.
У Данила недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. В игровой деятельности нарушений нет, ребёнок умеет подчиняться общим правилам игры. Данил не в полном объеме знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при овладении программным материалом.
У Данила преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито ещё не в полной мере. Ребёнок испытывает трудности в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации. При назывании четвёртого лишнего предмета ученик не может правильно определить признак обобщения (например, «Лишняя на картинке «лошадь», потому что остальное – это всё паровоз, истребитель, корабль»), долго размышляет. У ребенка замедленное восприятие и осмысление нового материала. Ему требуется постоянная организующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Данил не может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Ребёнок не понимает смысл загадок. Например, «Зимой и летом одним цветом. Что это?» - «Снег»; «Висит груша, нельзя скушать. Что это?» – «Груша, нет люстра».
infourok.ru
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.
Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.
Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».
Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.
Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.).
У трехлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.
Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще недостаточно совершенны. Произошел только перцы й шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Так, например, при складывании матрешки трехлетний ребенок уже заранее выбирает те ее элементы, которые кажутся ему подходящими. Но этот выбор еще часто неточен, поэтому ребенок проверяет его правильность, примеривая выбранные части друг к другу, и при необходимости заменяя их. Здесь мы имеем дело с развернутой перцептивной ориентировкой. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно.
В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нем, возникающая на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов.
Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.
Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, — наглядно-действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание.
Наглядно-действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно- действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.
У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.
У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.
У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.
В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т. д. В младшем дошкольном возрасте все эти действия постепенно перестают быть самоцелью — их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определенной цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последо- вательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребенка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.
В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.
К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Пятилетние дети могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего — началу четвертого года жизни.
Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного оперирование образами-представлениями. В старшем дошкольном возрасте продуктивная деятельность продолжает активно развиваться на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений. К концу дошкольного возраста дети могут создавать и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции.
Появление элементов трудовой деятельности у трехлетних детей выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребенок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть.
Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должен овладеть ребенок. Здесь могут возникнуть два типа затруднений: в определении и усвоении последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них — с другой. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно-исследовательской фазы овладения навыками, непосредственно связанной с восприятием.
В младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи ребенку новых знаний, которые формируются у дошкольников только благодаря наглядности (А. В. Запорожец).
Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. И младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.
В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.
Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определенного содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Включение слова не просто ускоряет, качественно меняет, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, способствует овладению новой деятельностью. Полученные с помощью словесной инструкции умения ребенок легче переносит на незнакомую ситуацию, на новый объект. Изменяется и роль собственной речи дошкольника, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровож- дающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, к нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.
Таким образом, язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.
В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.
Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.
Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.
У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными.
Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.
При обследовании детей седьмого года жизни необходимо обратить внимание не только на уровень развития познавательной деятельности, но и на предпосылки к учебной деятельности. В настоящее время параллельно существует трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Поэтому обследование должно быть ориентировано на обоснованное определение условий школьного обучения.
Готовность к школьному обучению включает в себя не- обходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире.
На сегодняшний день сложилось в целом общепризнанное понимание феномена психологической готовности к школьному обучению как сложного структурного образования, состоящего из ряда компонентов.
Под психологической готовностью к школе многие исследователи понимают наличие комплекса определенных психологических качеств, которые уже сформировались к моменту поступления в школу и могут быть диагностированы с помощью специальных методик. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее. Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.
Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения — осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками.
Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности. Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка :ш рождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития итого поведения. Произвольностьповедения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.
Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.
Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.
Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).
psyera.ru
Как характеризуются дети младшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей в младшем дошкольном возрасте
Содержание статьи
Ведущая деятельность: ее характеристика
Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно через СР игру ребятишки младшего дошкольного возраста осваивают систему взаимоотношений между людьми (разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей, которые она наблюдает в повседневной жизни).
Именно через игру можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит, прежде всего, как носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли). Усвоение социального опыта взаимоотношений людей в 3-4 года идет на эмоциональном уровне.
Это – именно преимущественно усвоение, а не моделирование отношений взрослого мира, поэтому и сюжеты в этот период достаточно однообразны: «дочки-матери», «детский сад», «больница».
Содержание ролей, которые выполняют малыши младшего дошкольного возраста, небогатый: роль врача ограничивается выслушиванием больного, роль матери – качание ребенка.
Сама роль довольно неустойчива и может меняться в процессе игры. «воспитательница» может со временем превратиться в «медсестру», «мать» на ребенка».
Неустойчивость выбранных в начале игры ролей свидетельствует о том, что детям этого возраста еще трудно поддерживать мысленный внутренний план событий.
Соединившись в небольшой коллектив и распределив роли, ребятишки младшего дошкольного возраста уже не интересуются поведением друг друга и играют сами по себе, но эпизодически они могут обменяться игрушками, показать что-то друг другу, а потом снова играют наедине.
Игра такая может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться с собственного желания, замысла ребенка. Именно в последнем виде ребенок младшего дошкольного возраста больше всего развивается умственно и как личность, потому что именно эта игра строится на материале значимых для ребенка младшего дошкольного периода жизни чувств и впечатлений.
Другие виды деятельности
С 3-х до 4-х лет у детей формируется элементарное самообслуживание и труд. Так, ребенок может помогать матери тереть морковку, когда та готовит еду. Возникая на основе простого любопытства, эти действия постепенно вплетаются в более сложные отношения взаимопомощи, координации, распределения обязанностей между взрослыми и ребенком. Это, в свою очередь, порождает осознание значения своих действий для других, их важности.
Основным здесь является то, что ребенок готов себя элементарно обслуживать и усвоить простые правила культуры быта.
В дальнейшем развиваются другие виды художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста: музыкальная, художественно-речевая. Младший дошкольник может сравнить тихую и громкую мелодию, различить веселое или грустное настроение музыки, дети уже пытаются передать в движении ее ритм.
Вообще, общая высокая подвижность в этом возрасте, яркая эмоциональная отзывчивость приводит к тому, что движение под музыку является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности трехлетнего ребенка.
Однако, слуховое внимание еще неустойчиво, голос только начинает формироваться, поэтому способности к пению слабые. В 3-4 года появляются первые признаки музыкальной одаренности.
Дети этого дошкольного возраста могут различать поэтический и прозаический тексты, у них повышается интерес к слушанию сказок, стихов.
В процессе конструирования формируется универсальная способность построения любой детской деятельности и развивается креативность. На наглядном уровне оттачивается умение создания целостности из различных единиц и разными способами.
Постепенно это умение переходит во внутренний план действий деятельности ребенка. В трехлетних детей конструированию имеет ярко выраженный характер сюжетного конструирования, которое слито с сюжетно-ролевой игрой: строится дом, который является жилищем для зайчика.
Речь
Социальная ситуация развития, растущие потребности ребенка становятся факторами развития новых форм речи. Оно все более приобретает характеристика диалогичности.
Речь ребенка понятна не только лишь в определенной ситуации, но и становится понятным вообще, адекватно употребляются слова за их содержанием и контекстом.
Дети в этот период не только комментируют свои действия и с помощью слова регулируют их выполнение, но и корректируют поведение другого, планируют ближайшие цели, распределяют роли в игре. Однако речь все еще имеет внешнюю форму устной речи.
В этот период чрезвычайно высокая творческая направленность вещания. Так, дети конструируют слова, отсутствующие в словаре взрослого, комбинируют разные части слов между собой. Ребенок может образовать глагол от существительного и наоборот.
Так «копатка» образовано от слова «копать», а по форме напоминает существительное «лопатка».
Расширяется употребление детьми различных частей предложения. Новым является появление антонимов, обобщающих слов (одежда, обувь, посуда).
Наблюдаются значимые индивидуальные различия в развитии речевых способностей детей.
Воображение
Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и называть их. Так, в белом круге, что изображено на сером кругу, одна и также ребенок может «увидеть» миску, мяч, глаз человека, часы, яблоко, др.
Воображение продолжает быть все такой же неустойчивой, как и раньше, образы быстро меняются под влиянием внешних впечатлений.
Внимание – непроизвольное.
Эмоциональное развитие
Чувства ярко выражены и ситуативные. Дети легко проникаются эмоциями других. Они не только бессознательно проникаются чувствами других, но и могут их заметить, особенно у близких людей, обратить на них внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроению и отношение к себе окружающих.
Формируются моральные и интеллектуальные эмоции детей. Дети испытывают гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряются взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.
Характерным является то, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает только в конкретной реальной ситуации.
В целом дети достаточно импульсивные, эмоции легко возникают и быстро проходят.
Развитие волевой сферы
Вещание начинает играть значительную роль в регуляции деятельности ребенка. Однако детям этого возраста присущ ситуативный неумышленный характер деятельности. Им недоступно длительное намеренное осознанное контролирование своих движений.
Дети еще не умеют соотносить результат и условия деятельности, контролировать процесс достижения цели. Легко теряют основную цель деятельности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети! Просто нажмите кнопку соцсети
podrastu.ru
Образец психолого-педагогической и логопедической характеристики на ребёнка с моторной алалией
Пономарева Елена Витальевна
учитель-логопед МБДОУ Д/с №31
г. Камышин
Общие сведения о ребенке: Леша К., ….. года рождения, посещает МБДОУ Д/с №…, детский сад посещает третий год.
Изучение анамнеза: Ребенок от 4 беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия, ишемия. Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес., сидит с 7 мес., ходит с 1 года 2 мес. Особенностей раннего речевого развития мама вспомнить не смогла. Первые слова в 4 года (ма, па, ба). Наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей нет. Заболевания первого года жизни: частые ОРВИ. Состояние слуха и зрения в норме.
Условия семейного воспитания: Воспитывается в полной семье, но папа работает в другом городе. Мама работает на фабрике, мало уделяет внимания ребенку. Есть старший брат (15 лет) с речевым развитием, соответствующим возрастной норме. В семье проживает бабушка, которая больше остальных членов семьи проводит времени с ребенком. Она искренне любит ребенка, но из-за малограмотности не может обеспечить Леше необходимую развивающую речевую среду. Все члены семьи русскоязычные.
Навыки самообслуживания на высоком уровне: сам моет руки и вытирается полотенцем. Без помощи одевается и раздевается. Одежду складывает. Ест самостоятельно. Столовые приборы держит правильно.
Игровая деятельность: В игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей, иногда забирает у них игрушки. Иногда просит: «Дай би-би». Часто играет один.
Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита: Леша выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Завязывает веревочки на шапке самостоятельно, но с трудом, движения при этом медленные, неловкие.
Предпосылки к учебной деятельности: Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо.
Познавательные процессы:
-внимание: иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью.
-восприятие: знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей (в том числе и по диагонали). Соотносит предметы относительно величины путем проб и ошибок и при помощи взрослого.
- память: преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание.
-мышление: может выполнять основные логические операции, иногда в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи. Чаще всего, у Леши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагающих ответов.
- воображение: репродуктивное.
Характеристика личности:
- мотивационно-потребностная сфера: Часто инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены.
- эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение –нейтральное. Отсутствует яркое выражение каких-либо эмоций. Не капризничает. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Дети его не обижают, но если случайно это происходит, то Леша просто самоустраняется от игры.
- коммуникативная деятельность: в группе сверстников Леша «принятый». Не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, замыкается в себе.
-индивидуальные особенности, черты характера: ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, но деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.
Особенности речевого развития:
-словарь: Пассивный словарь значительно шире активного. Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и специально организованных занятиях. Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на), двусложные (мама, тетя, пока, осень). Очень редко пользуется простыми нераспространенными предложениями (Тетя, пока. Где дядя? Дай биби.) Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет, форму, величину предметов.
-грамматический строй речи: Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Согласование слов в предложении отсутствует. Не образует существительные мн.ч. И.п.. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и многие другие.
- звукопроизношение: нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.
- слоговая структура: грубо нарушена. Речь непонятна
-просодическая сторона речи: голос тихий, неэмоциональный. Речь смазана.
-строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы.
- фонематическое восприятие, анализ и синтез: фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.
- сформированность связной речи: не сформирована.
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня. Моторная алалия.
Перспективный план коррекционной работы с ребенком:
I этап. Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря доступного пониманию и восприятию. Используется диалог, небольшой рассказ, простое нераспространенное и распространенное предложение. II этап. Формирование фразовой речи: — распространить предложение по конкретным вопросам, по дидактическим элементам фразы, представленным наглядно; — интонационно и грамматически оформлять предложение; — работать по усложнению структуры фразы; — усложнение словаря за счет абстрактных слов; — диалог, рассказы описательного характера (описание одного предмета, группы однородных предметов, сравнить описание разных предметов). III этап. Формирование связной речи как особо трудной коммуникативной деятельности. — используется метод разбивки на части, доступных для восприятия и повторения; — работа над связностью и целостностью текста; — творческое рассказывание по подобию; — тексты и картинки с усложнением содержания; — при работе над текстом со скрытым смыслом тренируется речевая и смысловая активность. Речевые упражнения: — восприятие готового образца, — аналитические виды работ (выделить определенное слово), — конструирование слов (вставить определенное! к слову), = ребенок учится рассуждать, обобщать, делать выводы. Используется а) практический, б) наглядный и в) словесный методы: а) игры, упражнения, моделирование (игровые методы + показ, вопрос, указание, пояснение). б) рисунки, наблюдение, в) рассказ, беседа, пояснение педагогическая оценка.
vashlogoped-online.ru
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
У ребенка бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи.
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем годам в его активном словаре насчитывается уже более 400 слов.
Возникновении речи тесно связано с деятельностью общения. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.
В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.
У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4-5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок.
Появляются новые виды деятельности: игра – первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.
В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т.д.
В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. В центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще в сего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.
К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом.
В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые способствуют формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника – требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.
Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность. В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться – слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.
В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы. У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.
Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.
Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.
xn--j1ahfl.xn--p1ai