К моменту достижения ребенком четырехлетнего возраста, он успевает несколько повзрослеть. Тем не менее, он все еще остается маленьким, поэтому воспитание ребенка в 4 года как психология, так и советы актуальны для всех родителей. Ведь именно в это время им необходимо демонстрировать максимальную деликатность, которая необходима для мягкой и незаметной для самого ребенка корректировки его формирующегося характера.
К четырем годам наблюдается некоторое угасание физической активности у детей. Она начинает постепенно сменяться первыми проявлениями усидчивости, а также способности к сосредоточению на некотором занятии. В этом возрасте специалисты рекомендуют, как можно больше гулять с ребенком.
Кроме того, именно ребенка в 4 года самое время определить в какую-либо секцию. Это может быть, как развивающий класс, так и некие спортивные занятия. Дело в том, что именно с этого возраста при недостатке двигательной активности у ребенка начинается формирование так называемой двигательной лени.
Нередко именно в четырехлетнем возрасте мамы впервые приводят малышей на консультацию к детскому психологу. Причиной становится появление настораживающих черт в формирующемся характере. Речь идет о различных проявлениях переходного возраста, которые нередко находят выражение в пессимистичных настроениях ребенка.
Поэтому родителям важно не забывать о том, что сама по себе детская психика очень уязвима. Более того, ребенок 4 лет уже начинает испытывать такие эмоции, как разочарование, обида и даже грусть. Так же остро малыши реагируют и на недостаток похвалы.
Воспитание ребенка в 4 года предполагает и самоконтроль со стороны родителей. Ведь по мере взросления многие начинают уделять малышу все меньше внимания. Но это не верно. Более того, поведение ребенка в этот период основывается на подражании взрослым. Поэтому любые совместные занятия в это время приобретают исключительную важность.
Пусть у ребенка в 4 года уже будет некоторая часть ответственности в семье. При этом родители не должны скупиться на похвалу для него, даже если что-то не получилось, но малыш очень старался, его просто необходимо похвалить. Если же явно была заметна лень и халтура – нужно строго пожурить, но не кричать. Главное не оставаться равнодушными.
С того времени, как ребенку исполняется 4 года, становится неуместным оценивать его развитие по тем навыкам, которые он успел приобрести, ведь с этого времени он умеет ровно то, чему его научили. Поэтому 4 года – это оптимальное время приобщения детей к культурной жизни, то есть, посещения детских спектаклей и концертов. Главное после увиденного общаться с ребенком, обсуждая то, что он прочитал или увидел. Так он научится не только выражать свои мысли, но и делать выводы, анализировать.
Более того, именно с этого возраста можно учить малыша чтению и основам математики. Ведь к этому времени он достаточно хорошо умеет произносить все звуки, поэтому можно начинать работу с грамотностью, развернутостью и даже связностью его речи.
Кстати, возраст 4 лет не зря называется «периодом почемучки», так как дети начинают постоянно задавать вопросы, а взрослым в свою очередь нужно давать на них развернутые ответы и нередко отыскивать информацию в доступных источниках.
Постепенно четырехлетние дети начинают все активнее играть и общаться со сверстниками, что приводит к формированию у них своего мира и секретов. Но это не означает, что общаться со взрослыми они будут меньше. Напротив, с появлением повышенного интереса к себе, дети только активнее задают вопросы взрослым.
Речь ребенка уже достаточно развита – ребенка 4 лет могут понять не только близкие, но и не знакомые люди. Но в том случае, когда ребенок слишком много звуков произносит не правильно, необходимо проконсультироваться с логопедом.
Все чаще в детской речи начинают появляться услышанные от взрослых слова. Причем смысл большей их части сам ребенок не знает. Поэтому взрослые в присутствии четырехлетнего ребенка должны особое внимание уделять именно своей речи – ее красоте и правильности. Тем не менее, произношение таких слов не должно вызывать ни восхищения, ни ругани, так как они определяются исключительно окружением ребенка в таком возрасте.
Таким образом, воспитание ребенка 4 лет предполагает развитие у него стремления к познанию окружающего мира. Пусть малыш узнает и об основных правилах этикета. Для развития артистических навыков, а также речи, стоит учить с ребенком сценки и стихи. А вот в выступлениях перед окружающими, родители должны быть внимательными – если малышу не нравится, заставлять его не нужно.
mamairebenok.com
В возрасте 3-4 лет у детей активно развивается образное мышление, появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию и другой подобной. Когда малыш занимается воспроизведением своего видения на окружающий мир, он обязательно объясняет то, что хочет изобразить. В этом возрасте активно развивается чувство собственных успехов. Когда малыш выполнить поставленную задачу, то обязательно покажет вам и будет радоваться, что у него получилось. Он может расстроиться, если что-то не вышло. В более раннем возрасте дети не особо огорчаются по поводу неудач, либо быстро забывают о них. Сейчас малыш более чувствителен, поэтому будет стараться сделать задуманное, чтобы не допустить состояния собственного неудовлетворения. Именно в 3-4 года у детей активно проявляется чувство гордости за себя. На этом фоне развивается и чувство соперничества. Это не сложно заметить, потому как ребенок рассказывает о том, что он стал первым в садике по определенному виду деятельности или опередил всех сверстников в игре «догонялки». Первое вранье Нередко дети начинают гордиться не только собой, но и своими родителями. Порой можно услышать фразы «Моя мама самая красивая» или «Мой папа самый сильный». В этом возрасте чувство неполноценности может породить желание к вранью. Если ребенок не получает достаточного внимания, то начинает врать, что родители выполняют все его прихоти и тому подобное. Главное, вовремя заметить, что малыш начал обманывать, потому как в дальнейшем исправить данную проблему будет намного сложнее. Реакция ребенка становится более личностной, потому как активно развивается чувство «Я». Если раньше ребенок мог стесняться, реагировать, ориентируясь на выражение лица родителей, то сейчас все происходит крайне искренне. Т.е. ребенок может засмеяться над ситуацией, когда выражение лица мамы или папы крайне строгое. Будь малыш на год младше, он бы еще подумал перед выражением своих эмоций. Дело в том, что все происходит на подсознательном уровне, где контролировать данные процессы может только психологическое развитие. Сейчас малыш стал более внимательным и равнодушие к миру постепенно «затупляется». Ребенок замечает и различает что-то, оценивает обстановку и предметы по определенным критериям. Как было сказано выше, малыш становится более чувствительным. Если кто-то спит, то он не будет выпускать всю энергию в игре, пытаясь не тревожить спящего человека. Он может сопереживать, если кому-то грустно, больно. Замечает огорчение, недовольство, радость, усталость, злость и другие эмоциональные проявление и старается помочь. Реакция распространяется при просмотре фильмов и мультфильмов. Если любимый герой погибает, то малыш может заплакать. Чувство вины Активно развивается чувство вины. Если малыш нечаянно разбил мамину вазу или пролил воду, то не ждет от родителей «мягкой» реакции. Раньше ребенок мог через час забыть о том, что родители его поругали и продолжать жить в соответствии со своими ценностями. Сейчас он может длительное время переживать по поводу наказаний, огорчений родителей, смены настроения по его вине и.т.д. Если ребенок не согласен с наказанием, то может затаить обиду и, «надувшись», не разговаривать ни с кем либо игнорировать возможные контакты. Ребенок может давать свою оценку происходящему. Если мама говорит, что нельзя брать папины вещи, а сама нарушает сказанное, то малыш может напомнить о ее запрете либо сделать «маленькое» замечание. Что такое хорошо, и что такое плохо? Различает хорошее и плохое без указаний родителей. Если папа сломал что-то, то малыш скажет о том, что это нехорошо. Также малыш высказывает свое мнение относительно действий своих сверстников. Если в детском саду кто-то разобьет или сломает что-то, то ребенок может оценить это и высказать виновникам. В таком возрасте ребенок склонен к ревности. Он может замолчать и игнорировать указания воспитателя, если ему покажется, что к нему относятся чуть хуже. То же самое распространяется в семье, на улице и других обстановках. Может обижаться, если кто-то несправедлив к нему. Малыш способен заступиться за сверстника, особенно это часто проявляется в отношении противоположного пола. Если его что-то не устраивает, то кроха может сердиться, делать что-то специально неправильно, выражая свое недовольство. Раньше ребенок ничего не стеснялся, потому как была рядом мама. Сейчас малыш может выражать свое стеснение путем опускания глаз, перетирания ладоней или пальцев. Также малыш выражает свое стеснение, водя ногой по земле. Чаще всего возникает стеснение, при пребывании в незнакомой обстановке, обращении незнакомых людей и постыдных ситуаций. Первые страхи Развивается настороженность, потому как формируется чувство безопасности. Малыш не будет тянуться к собакам на улице, потому как неизвестная реакция его слегка пугает. Ребенок настороженно относится к незнакомцам, животным, новым обстановкам, порой родителям, которые слишком строго с ним обращаются. В этом возрасте у детей появляется много страхов относительно темноты и страшных персонажей фильмов и мультфильмов. Чтобы не «подливать масла в огонь», рекомендуется отказаться от запугиваний, иначе это негативно отразиться на психике малыша. Нередко родители, в целях приучения, пугают детей различными выдуманными существами. Например, если не будешь кушать, то тебя заберет баба яга. Нельзя пугать детей отказом от него. Например, если ты сейчас не пойдешь, то мы с папой отдадим тебя серому волку. Именно с 2.5 до 4 лет, дети активно познают такие понятия, как безопасность, вред, опасность, польза. Раньше ребенок мог заниматься чем-либо только потому, что ему это нравится. Сейчас же он больше выбирает общение со сверстниками. Сейчас довольно сложный период, поэтому вам необходимо активно объяснять ребенку что такое хорошо, плохо, полезно, безопасно, опасно, вредно и.т.д. Когда малыш интересуется подобными «вещами», то нужно помогать ему в этом. Интерес так и останется интересом, если не подключатся родители. Малыш может знать, что собака способна укусить, но все равно полезть к ней, чтобы погладить ее. Ребенок все пробует применять на практике, а ваше слово поможет избавиться от многих проблем. В возрасте 3-4 лет, ребенок чувствует себя менее зависимым от мамы и папы, поэтому может отказываться от их опеки. Это вполне нормально, потому как в 3-4 года прогрессирует возрастной кризис. Малыш может специально отказываться от ваших предложений, демонстрируя свою самостоятельность и личность. Ребенок выполняет просьбы, которые были поручены близкими людьми. На этот фактор влияет темперамент, поэтому просьбы могут выполняться в зависимости от воспитания. У ребенка активно развивается речь, поэтому ему нравится запоминать новые слова, демонстрировать свои навыки, пытаться заводить новых друзей, и набираться опыта у других детишек. Нередко множено заметить картину, когда у одного ребенка получилась песочная башенка, а второй сидит и не может понять, почему у него не выходит. После чего второй ребенок спросит у первого, как у него это получилось. Услуга за услугу Развивается чувство «услуга за услугу». Вы можете попросить ребенка принести тарелки, а он вам выдаст «а тогда я дольше буду смотреть мультики» или что-то подобное. Если ребенку помогли, то он может выполнить услугу того человека, в знак благодарности. Ребенок все больше осознает разницу между прошлым и будущем. Он не станет требовать немедленного похода в зоопарк, если это возможно только с папой, который освободится через несколько дней. Нередко дети начинают задумываться, что же будет дальше в их жизни. Активно развивается настойчивость, поэтому ребенок может подолгу требовать от родителей новой игрушки. Порой дело может доходить до целых сцен в отношении несправедливости мамы и папы. Если родители уделяют внимание малышу, а именно его воспитанию, то ребенок становится менее вспыльчивым. Несмотря на кризис 3 лет, можно снизить эмоциональные реакции ребенка. Главное, показать ребенку, что можно делать, а чего нет. Вам необходимо завоевать авторитет в глазах крохи, тогда он будет послушным. Нужно проявлять строгость, настойчивость, но в то же время комбинировать с пониманием. Когда ребенок видит, что его ценят, заботятся, то чаще прислушивается к родителям.
www.baby.ru
Приветствую моих друзей, и всех, кто хочет стать лучшим родителем для своего карапуза! Согласитесь, было бы здорово, если бы была подобная формула: «Сделай это или это и превратишься в идеального папу или маму!». Но пока такой формулы нет, будем знакомиться с принципами, которые помогут понять особенности своих детей, и воспитывать их не просто правильно, а так чтобы и карапузам было интересно. Для начала посмотрим, что такое психология ребенка 4 5 лет советы родителям будут исходить из того, что ваши малышата уникальные, и они заслуживают ваше внимание и должное отношение.
Никогда не задумывались, почему у детей в голове сплошные вопросы? Откуда они там берутся? И как они их только запоминают?
Скажу сразу, если ваши малютки растут любопытными и без конца щебечут, то это характеризует вас, как очень внимательных и мудрых родителей. Вы позволяете им развиваться, выслушиваете их и стараетесь ответить на их вопросы.
То, что интересует малыша в 5 лет, обычно очень простое, все то, что он видит, слышит, о чем ему прочитали и рассказали. В отличии от 2-3-летнего крохи, ваш детеныш уже может поделиться чувствами, ощущениями и даже воспоминаниями. Представляете! И всем этим он с вами делится! Это уникальное время!
Конечно, какие-то ваши слова и ответы ему будут не совсем понятны. И он снова и снова вернется к этому вопросу, пока все не уяснит. Я была любознательная девочка. И сейчас я уже понимаю, какое огромное терпение проявляли мои папа и мама, отвечая на все мои вопросы. Я знаю, что благодаря этому, я не получала «воспитания» в классическом понимании этого вопроса, когда взрослые доминируют над ребенком. Мы с родителями стали настоящими друзьями, когда я подросла это стало поводом для нашего откровенного общения. А вы хотите стать другом своему карапузу?
Все мы имеем потребность высказаться. Но и услышанным тоже хотим быть. Вот так же и наши малыши. Они много говорят, а когда им кажется, что их не слышат, начинают баловаться. Ваш карапуз не слушается? Тогда остановитесь на мгновение и подумайте. Вы услышали, что малыш вам хотел сказать? Постарайтесь понять и помочь, ответив на его просьбу.
Значит ли это, что нужно потворствовать всем крикам и баловству только из-за того, что каприза неуправляемый? Конечно же, нет! Но реагировать надо!
В рамках этого проекта вы можете узнать из следующих статей, как вести себя с детьми, когда они капризничают, когда наступает кризис в общении. А сейчас давайте смоделируем ситуацию, когда ребенок что-то требует от вас.
И снова намекну! Буду рада, если в комментариях вы поделитесь, как выходите из положения в подобных ситуациях.
День рождения друга вашего карапуза удался! Настолько малышу понравилось, что он не хочет уходить. Что делать? Обычно, папа готов выйти из положения, добросовестно приложив ладошку к мягкому месту крикуна. Уговоры мамы для малыша звучат несерьезно. Конфликт назревает.
Какие факторы влияют на родителей:
Но есть еще один момент, который нужно учитывать, принимая окончательное решение. Знали ли вы, что эта возрастная категория – отличные психологи. Крохи ищут способы влияния на родителей. И делают это разными методами: просьбой и лаской, бунтами, отстаивая свое мнение и свои желания в подобных ситуациях.
Что делать? Настоять на своем решении и подавить маленького? Но ведь это может повлиять на его развитие, характер и чувство собственного достоинства, которое формируется именно в возрасте 4-5 лет.
Поговорите, спросите, почему он упрямится. И поверьте, вы лучше узнаете своего ребенка, а он больше вас будет уважать, если вы сможете его услышать, и донести на его языке простую мысль, что пора домой. Детская логика простая: стоит ему уйти и праздник закончился. Так объясните ему, что самый большой праздник ждет дома. И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕРЖИТЕ СЛОВО!
В возрасте 4-5 лет малышата учатся не со слов, а с вашего поведения, с вашего обращения к другим людям, умение держать слово. Ваш пример для него – это лучший урок, потому что он наглядный.
Что есть у малышей, чего нет у большинства взрослых? Простоты! Если маленькому мальчику что-то надо, интересно или хочется, он так и скажет. А потому, общаясь со своим сынишкой (или дочуркой), разговаривайте просто и понятно. Это и есть отличительная характеристика хороших родителей – быть открытым и доступным для своих крох.
Почему это важно? Именно в возрасте 5-ти лет малыш интеллектуально развивается. Расширяется его восприятие, как первичный этап познавательного процесса. Ребенок учится сопоставлять и анализировать, делать выводы. И, если ему нужна помощь, то она должна исходить от вас. И должна быть простой и понятной, чтобы ему легко было ею воспользоваться и научиться чему-то хорошему и важному.
Друзья, как вы понимаете, эта тема особая и увлекательная. И она будет расширяться по мере обсуждения с вами в комментариях, и в других статьях. А потому, вы можете подписаться на обновления блога. Предложите своим друзьям прочитать ее в социальных сетях и высказать свое мнение.
таланту наших «говорунов» болтать по делу и просто так.
Возможно, вы слышали, что где-то в научном мире об особенности наших крох без умолку разговаривать, говорят, как об коммуникативном развитии. Ведь именно в 4-5 лет формируется основание этого базового процесса, который больше всего влияет на жизнь каждого человека. Только представьте, что «речь» исчезнет из нашей жизни в любом ее проявлении:
Представили? Страшно, правда? Напрашивается вывод: без возможности делиться мыслями и чувствами развитие тормозит за ненадобностью.
Но есть еще один момент. Предлагаю провести опыт. Понаблюдайте, как ваш болтунишка общается с товарищами-одногодками и со взрослыми.
Цель теста – улучшить социально-коммуникативную связь с обществом. Не забывайте, что детская коммуникация – это не только речь, но и умение «находить общий язык» в любых обстоятельствах. Возможно, карапуз не станет кричать на взрослых, не стенет драться с ними за игрушку. А со сверстниками?..
Потом поделимся результатами в коментах, чтобы разработать стратегию помощи крохе, если это понадобится.
Так, общаться мы научили, что еще нужно дать ребенку с собою в школу? Давайте ему поможем собрать «портфель» со всем необходимым. Вы уже догадались, что речь пойдет о качествах, которые помогут хорошо учиться, найти друзей и иметь прекрасную репутацию?
Учтем и тот факт, что мальчику с первых лет в школе важно проявить свои лидерские качества. Девочка не нуждается в признании, она сама себя давно назначила на роль руководителя. Вопрос в том, а хотите ли вы, чтобы ваши дети были лидерами?
Чтобы больше усваивать на уроках, ребенку нужно быть усидчивым, любознательными, жаждать знать больше, чем дают учителя.
Чтобы найти качественных друзей, хорошо бы проявлять дружелюбие, уметь не затаивать обиду, знать, как работать над своими ошибками, исправляя их.
Репутация нужна, как со стороны одноклассников, так и у учителей. Не впадайте в крайности, хороший ребенок не может нравиться всем сразу. Нельзя из него делать забияку и клоуна, чтобы понравиться ученикам; и ботана, чтобы уважали преподы. Уважают того, чьи шутки редкие, но меткие, а в остальном – старательный и целеустремленный.
Если какое-то качество или возрастная характеристика не по силам ребенку, заходите на сайт, ищите статьи по теме, пишите. Мы вместе поговорим, что делать.
Вы хотите заниматься с ребенком, но он не слушается? Тогда воспользуйтесь козырем в рукаве, игрой! Игры – самое важное, они выполняют сразу несколько функций:
Лучше всего учить своих детей, играя с ними. Крохам интересны легкий стиль подачи, понятное изложение. Вот те моменты, которые помогут маленькому не забыть преподанные ему уроки.
Нервный ребенок? Это не приговор, а всего лишь особенность возраста. В жизни малютки есть периоды, когда ему нужно чуть больше внимания и заботы. 5 лет – возраст, когда наше Чудо хочет проверить свои силы, убедиться, что может быть самостоятельным. Для некоторых родителей непонятно, как заставить слушаться крепыша в этом возрасте, и в то же время не подавить его.
Малыш легко перенесет кризис, если поддерживать его ВО ВСЕМ! Если постоянно говорить ему ласковые слова, уверять в любви. И не бойтесь его разбаловать. Просто «по-взрослому» и по-доброму поговорите. Объясните, что есть пределы. Они для его же блага.
Должны ли быть «нет» и «нельзя», если карапуз неуправляемый? Да! Ради вашего и его блага. Вы же не разрешите своему ребенку касаться горячей плиты! Вот вопрос, как сказать это «нельзя»? В 5 лет маленький уже достоин услышать обоснованное объяснение. Только не забывайте разговаривать на «его языке», понятно.
В начале статьи я упомянула, что у детей огромный потенциал. Сравним это с пустой комнатой. Кому эту комнату заставлять «мебелью»? Вам! Кому пользоваться удобством расстановки и наличием всего необходимого? Вашим крохам.
Давайте вспомним, как вы внимательно подбирали по каталогам свою мебель. Учтена была вся важная характеристика: цвет, стиль, форма. Расставляя, вы думали о вашем привычном образе жизни, чему отдаете предпочтение: общением с друзьями или же предпочитаете в одиночестве смотреть телепередачи. Не забыли, что в комнате вам придется находиться утром и днем. А потому прикупили светильники, шторки.
Вот точно также нужно внимательно отнестись к тому, что будет в сердце и голове вашего малыша. Не тратьте свое время (словно деньги на необдуманную, неподходящую обстановку), не впускайте в жизнь малыша пустые слова и поступки (как площадь комнаты заполняется чем попало, после чего нет порядка). Помните о цели воспитания: взвешивайте, а нужны ли конкретно эти знания, ребенку, к чему они их приведут. Как он будет их применять, и для какого стиля жизни вы его подготавливаете. То же касается выбранных книг и мультиков. Чтобы узнать как я выбираю книги и фильмы и как они влияют на жизнь и поведение человека переходите сюда.
Друзья, подписывайтесь на новости, заходите в блог сами, приглашайте друзей. Помните, что вы здесь не гости, а полноправные сотрудники. Ваши комментарии и ваше внимание очень важны для развития этого нужного всем мамам и папам блога.
daynotes.ru
Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша. Немного о физиологии За счет интенсивного развития мышц и скелета, ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек - таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого, организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в 3 раза. В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому, к пяти годам ребенок: хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках. Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость). Особенности речи С 4-х до 5-и лет словарный запас ребенка уже превышает 2000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых. В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом, помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос: «Почему?» Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку, говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию ребенок часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение - способность к подражанию. Быть на кого-то похожим В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервые учатся строить партнерские отношения! Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с родителями, но и желание знать об их дальнейших планах - главное принимать в любом деле равноправное участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты - все это становится планами маленького партнера. Формированию такой особенности пятилетнего ребенка прежде всего способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение. Развитие высших эмоций Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений. К пяти годам впервые начинают формироваться нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно появляется новое ценное приобретение - это чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость - все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы. Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном, это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также, страх потерять любовь этих значимых людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки - это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины. О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители: дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что - то исследовать) вырабатывают предприимчивость. Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем. Если же, взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь. Развитие игровой деятельности Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение. Т.о., в игре, ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Жить можно дружно и втроем Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития. Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле, часто можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки - нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне. Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим, у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же, как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже, если отец любим и обожаем, рано или поздно, все равно, возникает борьба за то, кому же все -таки принадлежит мама. Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже, если в своих фантазиях он супер-герой), понимая это «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу. Учитывая эти особенности, родители, даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе, ребенок должен научиться формировать отношения в триаде - т.е. мама, папа и я. Важно научиться ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения. Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими, ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят, так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства. Как же развивать ребенка, учитывая его возрастные особенности? Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности, например игры: познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению должно быть интересным и преподноситься по обоюдному согласию. Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще много времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку. Помните, что приобщить пятилетку будет гораздо проще, если вы займетесь общим с ним делом и будете вместе заняты его исследованием, ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы - партнеры!
Шуляк Анастасия - детский психолог центра «Белый слон»
aflower135.ucoz.ru
Воспитанием детей занимаются родители. Многим взрослым кажется, что они воспитывают своих детей, пока те не пошли в детский садик или школу. На самом деле воспитание происходит до переходного возраста ребенка, когда он уже будет отделяться от своих мамы и папы. До этого возраста самыми важными периодами его воспитания являются 2, 3, 4 и 5 лет, когда родителям нужно четко понимать, что они вкладывают в своего малыша. В этом помогут знания психологии.
Каждый взрослый читатель интернет-журнала psytheater.com, который желает иметь детей или уже готовится стать родителем, мечтает воспитать из своего малыша успешного, счастливого и здорового человека. Из мальчика хочется вырастить настоящего мужчину, отличного мужа и отца, целеустремленного и богатого человека. Из девочки хочется вырастить настоящую женщину, хорошую жену и мать, хозяюшку, красавицу и вдохновительницу. И вот, когда у человека появляется ребенок, он его воспитывает-воспитывает и по истечении 20 лет получает то же, что и все остальные люди: вроде хорошего человека, но непослушного, неуспешного, закомплексованного или боязливого.
Как же воспитать человека с большой буквы? Ответ на этот вопрос можно прочитать во многих книжках или услышать мнение от других людей. Но почему все всё знают, но воспитать достойных членов общества не могут?
Воспитывайте в своем ребенке не то, что принято воспитывать в детях, а те качества, которые помогут лично вашему ребенку стать успешным, счастливым, богатым, любимым и здоровым человеком. Пусть в книжках будут писать, какие качества развивать в своем ребенке, пусть другие люди тоже будут указывать, как воспитывать детей. Но вы вправе развивать в своем малыше те качества, принципы и убеждения, которые, по вашему мнению, должны в нем быть, чтобы стать человеком с большой буквы.
Воспитанием занимаются в первую очередь родители. Воспитатели и учителя имеют лишь косвенное влияние, как и дети-сверстники. Несомненно, другие люди тоже будут сказываться на воспитании малыша. Однако основу всех принципов и стремлений в ребенке закладывают его родители. А что вы хотите видеть в своем чаде, когда он вырастет?
Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.
Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.
Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.
Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.
Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.
Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.
То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.
Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.
Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.
Родители воспитывают детей на собственном примере:
Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).
Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».
«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!
В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.
перейти наверх2-летний ребенок становится впервые непослушным, капризным, даже истеричным. Он начинает возражать, что не нравится родителям, которые до этого не сталкивались с противостоянием своего малыша. Поскольку 2-летний ребенок уже физически развитый, активный, хорошо владеет своей речью и может познавать мир, к нему следует применять следующие меры воспитания:
В 3-летнем возрасте появляется первый кризис, который знаменуется отделением ребенка от родителей. Он впервые начинает осознавать собственную самость, из-за чего часто говорит: «Я сам». Здесь родителям нужно уважать желание ребенка отделиться от них, проявить терпение.
Если малыш совершает плохие поступки, тогда нужно объяснить, что вас огорчило. Не нужно его ругать, после объяснения можно перейти к совершению каких-то интересных действий. Будьте строгими, но при этом нетребовательными. Ребенка не нужно постоянно ограничивать и говорить «нельзя». Позвольте малышу быть свободным, при этом придерживаться каких-то правил, которые вы ему установили.
Поскольку ребенок становится самостоятельным, родители должны научить его правильно проявлять свои желания, высказывать недовольство, решать проблемы и пр.
перейти наверхВ 4-летнем возрасте малыша следует образовывать. Он постепенно должен переходить из физической активности к умственному труду. Здесь помогут различные секции, упражнения, игры на логику и прочие увлечения, которыми ребенок может заниматься в том числе с родителями.
В этом возрасте малыш часто задается вопросом «почему?», которым может сильно надоесть своим родителям. Здесь следует понять, что малыш таким образом познает мир. Нужно проявить терпение и ответить на все его вопросы. А если вы чего-то не знаете, то пообещайте ему сообщить ответ в ближайшее время.
Если у малыша имеются проблемы с адаптацией к новому коллективу детей, то нужно ему помочь. Сначала выясните и устраните причины проблемы. Затем научите ребенка взаимодействовать с другими детками, подружиться с ними, чтобы адаптация прошла успешно.
Малыш в 4 годика начинает ощущать эмоции, о которых с ним нужно говорить. Родители должны рассказать о смысле его переживаний и как с ними справляться.
Поскольку уже в этом возрасте дети отчетливо понимают свою половую принадлежность, девочкам и мальчикам нужно давать разное воспитание:
В 5 лет кроха начинает осознавать, что в социуме существуют различные правила, а также все общество его оценивает. Здесь родители должны научить ребенка правильному поведению, которое будет вписываться в те рамки и правила, которые существуют в обществе, а также тем качествам характера, которые положительно оцениваются окружающими.
Родителям не следует прекращать обучение детей, поскольку вскоре они пойдут в школу. Здесь необходимо укрепить все навыки по установлению контактов с другими детьми, чтобы малыш быстро влился в новый коллектив, когда он пойдет в первый класс.
5 лет – возраст, когда ребенок начинает становиться социальной личностью. Он понимает, что должен соответствовать определенным требованиям. Вот почему родители должны выдвигать такие требования, которые посильны ребенку.
перейти наверхУ воспитания нет четких шаблонов и целей, которых все должны придерживаться. Принцип воспитания заключается в том, чтобы готовить малыша к его будущему, где он будет взрослым и самостоятельным. Все, что родители ему дадут, должно ему помогать. А как это будет сделано и что будет дано, родители решают единолично.
psytheater.com
Возраст 4-5 лет считается не только самым интерактивным периодом в жизни ребенка. Период среднего детства отмечен рядом негативных проявлений:
Именно в возрасте 4-5 лет формируется процесс самоутверждения, перерастающий зачастую из позиции «Я сам знаю» и «Я сам» в классический нарциссизм — восхваление себя самого, что приводит к конфликтам с родителями, в которых ребенок может обозвать старшего и проявить достаточную степень агрессии.
Но этот же период характеризуется стремительным интеллектуальным развитием. Ребенку свойственно самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.
Содержание:
Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.
Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.
Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.
Копируя людей из внешнего круга: продавца соседней булочной, воспитателя из детского сада, охранника из офиса напротив, ребенок пытается вписать себя в окружающий мир. На данном этапе просыпается естественное стремление к общению со своими сверстниками, и ребенок начинает окружать себя стремительно растущей ватагой таких же детей, как и он сам. Это период, когда «мышиная возня» в песочнице с бесконечной чередой ссор и обид, связанных с отобранными игрушками, заканчивается и наступает всеобщее перемирие, с общими играми в большой компании.
Ближе к пяти годам ребенок перестает путать понятия «вчера» и «завтра». Его память стремительно развивается и становится в достаточной мере цепкой. Он легко вычленяет лишний предмет из приведенной линейки аналогов. Пятилетнему ребенку не составляет труда выучить песенку, прочитать на память стихотворение. Ребенок с легкостью запоминает несколько иностранных слов и начинает применять их по смыслу.
Пятилетний возраст ребенка – особенный. В этот период проявляются зачатки лидера. В этом возрасте свои правила и роли, на которые каждого ребенка определяют сами дети его окружающие.
С четырех до пяти лет происходит значительный скачок в осознании окружающего мира ребенком. За 365 дней мышление преодолевает массу метаморфоз.
От превалирующего эгоцентризма – восприятия окружающего пространства только со своей точки зрения и полного отсутствия восприятия чужого понимания. Как правило, ребенок в возрасте 4-х лет не улавливает связи между предметами.
Через синкретизм мышления, способности вычленять отдельные детали из общей массы факторов, но пока не способен связать их воедино. Этот период считается переходным к завершающей стадии формирования мышления к стадии анимизма – проецирования собственного «Я» на окружающие предметы: реки, облака, машины.
Завершается этот отрезок фактически полной гармонизацией отношений ребенка и родителей. К пятилетнему возрасту ребенок ощущает привязанность к родителям, их любовь и нежность. Пытается сам платить той же монетой.
Пятилетний возраст ребенка считается критическим моментом для окончательного формирования чувств любви не только к родителям, но и распространение этого чувства на чужого человека.
Как заключение можно отметить, что в период с 4-х до 5-ти лет формируется основной аспект психики человека – совесть, как цензора морального суждения.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
18 Мар 2012 Светлана Мамочкина 223 Поделитесь записью Рекомендуем прочитать вместе с этой статьейmamyideti.com
Родителей малыша в первые 3 года его жизни ждет немало сюрпризов.Такие события как первые шаги, первое слово, первая улыбка или первый зуб остаются в памяти навсегда.
Психологическое развитие детей до трех лет проходит очень интенсивно. На первом году жизни дети накапливают информацию об окружающем мире, а потом начинают уже сознательно ее использовать.
В возрасте до 3 лет кроха активно изучает мир вокруг себя. Его привлекают абсолютно все окружающие предметы, которые он непременно хочет попробовать на ощупь и на вкус.
Для того что бы детская любознательность не привела к неприятным последствиям примените следующую методику:
По достижению трехлетнего возраста дети уже начинают формироваться как личность. Они чутко реагируют на отношение старших членов семьи, поэтому любая ошибка в воспитании впоследствии может привести к серьезным проблемам.
Особенностью поведения в з года является то, что малышу сложно мгновенно переключаться с одного действия на другое. Поэтому не нужно детей в этом возрасте торопить и добиваться немедленного исполнения всех просьб и указаний.
1. Оказывайте малышу помощь в познании мира, который его окружает. Детям интересно практически все, поэтому основная задача родителей активно поощрять все проявления детской любознательности.
2. Формируйте у маленького человечка ощущение безопасности. Научите его справляться с эмоциями, не забывайте о проблемах детского страха. Родители должны помочь выработать у малыша конструктивное отношение к нему.
3. Правильная самооценка. Процесс формирования личности активно идет до достижения ими 2,5 — 3 лет. Все ошибки объясняйте спокойно, ни в коем случае не надо малыша ни с кем сравнивать и вырабатывать у него чувство вины.
4. Развивайте сильные стороны детского характера и работайте над слабыми.
5. Побуждение к самостоятельности. Покажите малышу все преимущества взросления.
Формирование личности и характера происходит с появления маленького человечка на свет. Родители иногда находятся в замешательстве во время конфликтов со своим чадом. Избежать их может и не получиться, а вот сгладить — вполне возможно.
В возрасте 3-4 года маленький человек — это уже вполне сформировавшаяся личность со своими желаниями и эмоциями.
Иногда бывает, что эти желания абсолютно не совпадают с правилами взрослых и малыш начинает проявлять характер. Попросту говоря капризничать. Воспитание в этот период времени требует от родителей невероятного терпения.
В формировании личности самым важным является нравственное воспитание. Именно оно должно выработать у детей такие качества как чуткость и честность, отзывчивость и готовность к взаимопомощи, вежливость и дисциплинированность.
1. Терпение. Малыш пытается быть самостоятельным, а родители постоянно его поучают. Маме и папе следует запастись терпением и вести себя как можно мягче.
2. Запреты. Они должны быть четко обоснованы. Кроха должен понимать почему нельзя делать так или иначе.
3. Личный пример. Дети подражают поведению взрослых и все в себя впитывают. Если в семье общаются спокойно, то и поведение малыша будет соответствующим.
Дети после года уже способны самостоятельно есть и одеваться. Главное терпеливо обучать маленького человечка этим процессам, не забывая хвалить за проявление инициативы.
Трехлетке уже можно давать несложные поручения по дому, такие как убрать за собой игрушки или полить цветы.
Воспитание детей в первые годы их жизни процесс и трудный и увлекательный одновременно. Любите своих малышей, постарайтесь находить для них больше времени, проявляйте внимание и заботу, ведь именно от родителей зависит будущее их отпрыска.
mentallab.ru