Психология ребенка 3 лет (часть первая). Психология 4 лет ребенка


Развитие ребенка 4 лет психология | Ребенок 4 года

Особенности развития ребенка в 4 года

16 ноября 2013 просмотров: 8414

4 года - это один из важных периодов в развитии ребенка. Вроде бы малыш уже и взрослый, но в действительности он еще очень маленький. Именно в этот период в организме ребенка развивается психика, он начинает чувствовать и понимать больше эмоций. Поэтому родители должны быть внимательные, должны уметь мягко скорректировать характер малыша.

Физиология ребенка в возрасте 4 лет

Во время развития ребенка в 4 года изменяется его физическая активность. Он становится спокойнее, усидчивым, начинает сосредоточиваться на определенном каком-то занятии. Раньше вы пытались успокоить своего малыша, а теперь, напротив, должны побуждать его больше двигаться. Психологи вместе с врачами советуют родителям больше гулять с ребенком на улице. Поскольку именно в этом возрасте у вашего чада появляются друзья и играть ему становится намного интереснее. Ребенка в возрасте четырех лет необходимо записать в какой-то хороший кружок или секцию. Отдайте преимущество спортивным занятиям и кружкам с развивающими играми. Поскольку во время спортивных занятий ребенок направляет энергию в правильное русло, к тому же такие занятие дисциплинируют характер малыша. Именно в этот период в развитии вашего малыша формируется привычка активно двигаться, а посещения таких секций помогут ускорить этот процесс.

Как развивать моторику ребенка

Если ваш ребенок не посещает никакие спортивные занятия, то для развития моторики необходимо заниматься гимнастикой дома, играть на улице в разнообразные подвижные игры. Для развития мелкой моторики - продолжайте с ним заниматься рисованием, лепкой, но немного усложните задачу. Ведь ребенок в этом возрасте должен уже рисовать человека с одеждой и различными элементами.

Психология четырехлетнего ребенка

Многие из родителей, которые имеют малыша в возрасте 4 года, часто начинают беспокоиться за его психологическое состояние. Поэтому начинают обращатся за помощью психолога. Поскольку замечают в ребенке необычные действия, пессимистическое настроение, иногда слышат от ребенка, что он никому не нужен. Психологи отмечают, что основной причиной такого поведения является переходный возраст. В этот период психика ребенка очень уязвима, начинает чувствовать разнообразные эмоции, обиду, стыд или печаль. А раньше такие ощущения ему не были известны. Родители детей, которым исполнилось четыре года, часто допускают ошибку - стали меньше уделять внимание малышу. А ребенок наоборот в этом возрасте нуждается в большом внимании и похвалы. Поэтому советуем больше уделять времени своему чуду. Когда у ребенка что-то не вышло, не нужно сразу его ругать, ведь он старался, поэтому лучше похвалить его.

Навыки и умения ребенка в 4 года

Вы наверное наблюдали, что некоторые деть в возрасте четырех лет очень говорливые, другие все время молчат. Поведение и навыки детей одногодок очень отличаются. А это говорит о том что с ребенком нужно все время заниматься. Когда вашему малышу исполнится четыре года, то его нужно начинать привлекать к культурной жизни. Это могут быть разнообразные концерты, представления, елки. Психологи также рекомендуют всегда общаться с ребенком, обсуждать с ним все то, что услышали, увидели. Таким образом вы развиваете в нем способность самостоятельно делать выводы, выражать свое мнение. В возрасте четырех лет ребенок уже должен более понятно общается. Если вашему чуду не удается произносить правильно несколько звуков, то необходимо обратиться к логопеду. Особенное внимание обращайте на слова, какие вы сами произносите, ведь ребенок в этом возрасте часто повторяет слова, которые он услышал. Конечно он не понимает их значения, потому ругать его не нужно. Просто не повторяйте больше таких слов в присутствии ребенка. В 4 года ребенок многое осознает и понимает. Среди педагогов бытует мнение, что все, заложенное от двух до пяти лет, в последствии определяет личность человека. Практика показывает, что эта формула действительно работает. Это вам подтвердит любой практикующий психолог. Часто проблемы, вовремя не устраненные в детстве, в последствии сказываются во взрослом возрасте. Следовательно, для развития ребенка в 4 года необходимо уделятьть как можно больше времени и внимания, ведь до окончания действия волшебной формулы от двух до пяти остался лишь один год. Не упустите время!

Видеоролик: Оригами- игровая методика развития детей 4 лет

Особенности психологии 4-летнего ребенка

Статья расскажет, каким должно быть психическое развитие ребенка 4 лет. Родители узнают, какие особенности имеет психология ребенка 4 лет, и какие существуют возрастные особенности детей 4 лет.

В возрасте трех-четырех лет ребенок еще не может полностью управлять основными психическими процессами, такими как память, внимание и мышление. Для ребенка взрослый человек привлекателен именно как партнер по интересующей совместной деятельности.

Ровесники пока малопривлекательны в этом плане, так как речь еще не слишком развита и достаточно трудно строить план совместной игры. В этот период у детей происходит и становление самостоятельности.

Психическое развитие ребенка 4 лет основывается на познавательной деятельности реальных предметов. Ребенок познает именно то, что видит перед собой в настоящее время. Речь у ребенка так же остается на стадии становления.

Не стоит требовать от ребенка слишком развернутых ответов, так как ребенку сложно переключаться с мыслей на формирование речи.

Дети в возрасте 4-5 лет

К четырем – пяти годам у ребенка активная речь завершает формирование. Сознание выходит за пределы того, что ребенок видит непосредственно перед собой. Малыш уже может представлять себе явления по рассказам. Теперь взрослый человек – это источник информации. Кризис трех лет остается позади.

Психология ребенка 4 лет меняется и в том, что сверстники уже воспринимаются как партнеры по играм. Так как в этом возрасте мнение сверстника имеет большое значение, нужно стараться организовывать общение детей не как соревновательные действия, а как сотрудничество. Если дети в возрасте 3-4 лет часто играют в одиночку, присматриваясь к действиям сверстников, то к 4-5 годам дети уже образуют небольшие группы.

Если возникает спор из-за игрушек или другой конфликт, дети еще не пытаются прийти к согласию, а начинают отбирать игрушки, толкать или прогонять других детей словами.

Существуют и другие возрастные особенности детей 4 лет. Это возраст, когда ребенок с наибольшим удовольствием слушает сказки. В этот период активно развивается воображение. Познавательное воображение отвечает за достраивание целостной картины реальности и за получение новых ощущений. Аффективное воображение – это утверждение и защита своего «Я» ребенка. Ребенок много раз проигрывает травмирующие ситуации и создает воображаемые моменты, когда он чувствует себя всесильным и смелым. К 4 годам своего пика достигает именно аффективное воображение

Воспитание ребенка 4 лет: как бороться с истериками и капризами

Многие родители жалуются на то, что их ребенок 4 лет не слушается, а именно, стал неуправляемым, раздражительным и устраивает истерики по любому поводу. После каждого конфликта остается неприятный осадок на душе и обида, которая влечет за собой потерю гармоничных, доверительных отношений между четырехлетним карапузом и родителями.

В чем же причина того, что ребенок не слушается в 4 года?

Многие психологи безапелляционно утверждают, что главной причиной является неправильное поведение родителей со своим чадом еще в возрасте 2-3 лет. Специалисты считают, что дети 4 лет, психология которых очень неоднозначна, могут устраивать скандалы по следующим причинам:

  1. Отсутствие достаточного внимания к ребенку со стороны родителей. Карапуз начинает кричать и устраивать истерики, на которые родители моментально реагируют, бросая все свои домашние дела, разговоры по телефону, просмотры телепередач и т.д.
  2. Выражение своего «Я», своего рода самоутверждение. Как правило, такие истерики устраивают дети благополучных семей с чересчур заботливыми родителями, излишне опекающими карапуза дедушками и бабушками. В этом случае непослушание – это протест ребенка против тщательного отслеживания взрослыми каждого его шага.
  3. Месть ребенка за обиду. Карапуз 4 лет истериками пытается отомстить за несправедливое наказание, за рассказанный его секрет, за невыполненное родителями обещание и за многое другое. Малыш считает: «Если плохо мне, то пусть будет плохо и родителям».
  4. Потеря веры в себя и в свои силы. Если глупые родители, которые регулярно ругают малыша за то, что он что-то неправильно сказал или сделал, обзывают его плохими словами: «дурная голова», «дебил», «дырявые руки» и т.д. Малыш теряет веру в свой успех и ведет себя так, как утверждают взрослые, даже не пытаясь что-то поменять.
«Как победить истерики у детей 4 лет? Что выбрать: кнут или пряник?»

- вот что волнует родителей. Предложу вам ряд наказаний, которые психологи считают наиболее эффективными и лояльными. А какой уж из них выбрать – это решать Вам, уважаемые родители! Помните, что Ваш малыш – это индивидуальность с определенным уровнем психологического развития.

Итак, виды наказаний:

Кстати, перед применением того или другого вида наказания сначала попробуйте спокойно поговорить с малышом, выяснить причину, почему он капризничает, кричит или устраивает истерику. Причиной того, что ребенок в 4 года нервный -может быть его плохое состояние здоровья. Возможно, его мучают боли в животе, в ухе, горле, слабость от высокой температуры или усталости, потребность во сне и многое другое. Еще одной рекомендацией будет то, что если ребенок в 4 года писается, тон икогда не наказывайте его. Ищите причину, консультируйтесь со специалистами, помогите ребенку справиться с этой возрастной проблемой. Будьте внимательны к своим малышам, почаще хвалите их и тогда ваши отношения с карапузом будут дружескими и доверительными.

Читайте еще:

Источники: http://kidstopics.com/content/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-4-goda.html, http://www.webkarapuz.ru/article/osobennosti-psihologii-4-letnego-rebenka, http://mamapapadetki.ru/vospitanie-rebenka-4-let/

Комментариев пока нет!

rastitrebenka.ru

Психологические особенности детей 4-5 лет — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.      Детский мозг

Этап активного формирования всех отделов, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться.

Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.

Психологические особенности детей 3-4 лет
Психологические особенности детей 3-4 лет

 2.      Познавательные процессы

Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.

Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.

Память и внимание по-прежнему непроизвольны.

Мышление наглядно-образное  –  может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.

Воображение – начинает  активно развиваться:  предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

3. Детская игра

Сюжетно-ролевая игра усложняется и становится ведущим видом деятельности. Появляются игры с правилами, усложняется структура игрового пространства: есть главный сюжетный план и вторичный, к примеру, кабинет врача и комната ожидания. Все основные качества: воображение, способность к символизации, мышление, нравственное самосознание, саморегуляция – развиваются именно в ней.

Консультация по скайпу - Детский психолог

4. Личность: Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.

Ольга Сергеевна Исаенко,детский психолог, кандидат психологических наук

[email protected]

Виджет ВК НР - шир2

Детский психолог в ФБ

 

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь:  Об авторских правах.

 

Еще можно прочитать:

1. Зачем нужны страшные сказки.

2. Читать или не читать.

3. «Личность или «пограничность».

4. Сорока-ворона… о психологии детской речи.

Вопрос детскому психологу

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 265 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице ниже. Или присоединиться к нашим интернет-группам «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей».

Понравилось? - Поделитесь...

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

psychologyofchildren.wordpress.com

Психология ребенка 3 лет (часть первая).

психология ребенкаПсихология ребенка 3-4-5 лет - очень важная информация для родителей о правильном поведении в этот период развития, обязательно прочтите до конца!

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни,  теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия  и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или "кризис" трехлетнего возраста.психология ребенка 3 года

Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый.  Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй.  Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.

Акт третий.  Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"

И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему!  А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт, акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит  свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок  начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Еще одна интересная статья : "Характер ребенка: Особенности и черты"

кризис трех летПсихология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение. Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Познавательная статья: "Сколько раз в день обнимать ребенка?"

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя. Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).

Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.

Просмотров: 42594
Добавить комментарий

zaykapobegayka.ru


Смотрите также