16 ноября 2013 просмотров: 8414
4 года - это один из важных периодов в развитии ребенка. Вроде бы малыш уже и взрослый, но в действительности он еще очень маленький. Именно в этот период в организме ребенка развивается психика, он начинает чувствовать и понимать больше эмоций. Поэтому родители должны быть внимательные, должны уметь мягко скорректировать характер малыша.
Во время развития ребенка в 4 года изменяется его физическая активность. Он становится спокойнее, усидчивым, начинает сосредоточиваться на определенном каком-то занятии. Раньше вы пытались успокоить своего малыша, а теперь, напротив, должны побуждать его больше двигаться. Психологи вместе с врачами советуют родителям больше гулять с ребенком на улице. Поскольку именно в этом возрасте у вашего чада появляются друзья и играть ему становится намного интереснее. Ребенка в возрасте четырех лет необходимо записать в какой-то хороший кружок или секцию. Отдайте преимущество спортивным занятиям и кружкам с развивающими играми. Поскольку во время спортивных занятий ребенок направляет энергию в правильное русло, к тому же такие занятие дисциплинируют характер малыша. Именно в этот период в развитии вашего малыша формируется привычка активно двигаться, а посещения таких секций помогут ускорить этот процесс.
Если ваш ребенок не посещает никакие спортивные занятия, то для развития моторики необходимо заниматься гимнастикой дома, играть на улице в разнообразные подвижные игры. Для развития мелкой моторики - продолжайте с ним заниматься рисованием, лепкой, но немного усложните задачу. Ведь ребенок в этом возрасте должен уже рисовать человека с одеждой и различными элементами.
Многие из родителей, которые имеют малыша в возрасте 4 года, часто начинают беспокоиться за его психологическое состояние. Поэтому начинают обращатся за помощью психолога. Поскольку замечают в ребенке необычные действия, пессимистическое настроение, иногда слышат от ребенка, что он никому не нужен. Психологи отмечают, что основной причиной такого поведения является переходный возраст. В этот период психика ребенка очень уязвима, начинает чувствовать разнообразные эмоции, обиду, стыд или печаль. А раньше такие ощущения ему не были известны. Родители детей, которым исполнилось четыре года, часто допускают ошибку - стали меньше уделять внимание малышу. А ребенок наоборот в этом возрасте нуждается в большом внимании и похвалы. Поэтому советуем больше уделять времени своему чуду. Когда у ребенка что-то не вышло, не нужно сразу его ругать, ведь он старался, поэтому лучше похвалить его.
Вы наверное наблюдали, что некоторые деть в возрасте четырех лет очень говорливые, другие все время молчат. Поведение и навыки детей одногодок очень отличаются. А это говорит о том что с ребенком нужно все время заниматься. Когда вашему малышу исполнится четыре года, то его нужно начинать привлекать к культурной жизни. Это могут быть разнообразные концерты, представления, елки. Психологи также рекомендуют всегда общаться с ребенком, обсуждать с ним все то, что услышали, увидели. Таким образом вы развиваете в нем способность самостоятельно делать выводы, выражать свое мнение. В возрасте четырех лет ребенок уже должен более понятно общается. Если вашему чуду не удается произносить правильно несколько звуков, то необходимо обратиться к логопеду. Особенное внимание обращайте на слова, какие вы сами произносите, ведь ребенок в этом возрасте часто повторяет слова, которые он услышал. Конечно он не понимает их значения, потому ругать его не нужно. Просто не повторяйте больше таких слов в присутствии ребенка. В 4 года ребенок многое осознает и понимает. Среди педагогов бытует мнение, что все, заложенное от двух до пяти лет, в последствии определяет личность человека. Практика показывает, что эта формула действительно работает. Это вам подтвердит любой практикующий психолог. Часто проблемы, вовремя не устраненные в детстве, в последствии сказываются во взрослом возрасте. Следовательно, для развития ребенка в 4 года необходимо уделятьть как можно больше времени и внимания, ведь до окончания действия волшебной формулы от двух до пяти остался лишь один год. Не упустите время!
Статья расскажет, каким должно быть психическое развитие ребенка 4 лет. Родители узнают, какие особенности имеет психология ребенка 4 лет, и какие существуют возрастные особенности детей 4 лет.
В возрасте трех-четырех лет ребенок еще не может полностью управлять основными психическими процессами, такими как память, внимание и мышление. Для ребенка взрослый человек привлекателен именно как партнер по интересующей совместной деятельности.
Ровесники пока малопривлекательны в этом плане, так как речь еще не слишком развита и достаточно трудно строить план совместной игры. В этот период у детей происходит и становление самостоятельности.
Психическое развитие ребенка 4 лет основывается на познавательной деятельности реальных предметов. Ребенок познает именно то, что видит перед собой в настоящее время. Речь у ребенка так же остается на стадии становления.
Не стоит требовать от ребенка слишком развернутых ответов, так как ребенку сложно переключаться с мыслей на формирование речи.
К четырем – пяти годам у ребенка активная речь завершает формирование. Сознание выходит за пределы того, что ребенок видит непосредственно перед собой. Малыш уже может представлять себе явления по рассказам. Теперь взрослый человек – это источник информации. Кризис трех лет остается позади.
Психология ребенка 4 лет меняется и в том, что сверстники уже воспринимаются как партнеры по играм. Так как в этом возрасте мнение сверстника имеет большое значение, нужно стараться организовывать общение детей не как соревновательные действия, а как сотрудничество. Если дети в возрасте 3-4 лет часто играют в одиночку, присматриваясь к действиям сверстников, то к 4-5 годам дети уже образуют небольшие группы.
Если возникает спор из-за игрушек или другой конфликт, дети еще не пытаются прийти к согласию, а начинают отбирать игрушки, толкать или прогонять других детей словами.
Существуют и другие возрастные особенности детей 4 лет. Это возраст, когда ребенок с наибольшим удовольствием слушает сказки. В этот период активно развивается воображение. Познавательное воображение отвечает за достраивание целостной картины реальности и за получение новых ощущений. Аффективное воображение – это утверждение и защита своего «Я» ребенка. Ребенок много раз проигрывает травмирующие ситуации и создает воображаемые моменты, когда он чувствует себя всесильным и смелым. К 4 годам своего пика достигает именно аффективное воображение
Многие родители жалуются на то, что их ребенок 4 лет не слушается, а именно, стал неуправляемым, раздражительным и устраивает истерики по любому поводу. После каждого конфликта остается неприятный осадок на душе и обида, которая влечет за собой потерю гармоничных, доверительных отношений между четырехлетним карапузом и родителями.
Многие психологи безапелляционно утверждают, что главной причиной является неправильное поведение родителей со своим чадом еще в возрасте 2-3 лет. Специалисты считают, что дети 4 лет, психология которых очень неоднозначна, могут устраивать скандалы по следующим причинам:
- вот что волнует родителей. Предложу вам ряд наказаний, которые психологи считают наиболее эффективными и лояльными. А какой уж из них выбрать – это решать Вам, уважаемые родители! Помните, что Ваш малыш – это индивидуальность с определенным уровнем психологического развития.
Кстати, перед применением того или другого вида наказания сначала попробуйте спокойно поговорить с малышом, выяснить причину, почему он капризничает, кричит или устраивает истерику. Причиной того, что ребенок в 4 года нервный -может быть его плохое состояние здоровья. Возможно, его мучают боли в животе, в ухе, горле, слабость от высокой температуры или усталости, потребность во сне и многое другое. Еще одной рекомендацией будет то, что если ребенок в 4 года писается, тон икогда не наказывайте его. Ищите причину, консультируйтесь со специалистами, помогите ребенку справиться с этой возрастной проблемой. Будьте внимательны к своим малышам, почаще хвалите их и тогда ваши отношения с карапузом будут дружескими и доверительными.
Источники: http://kidstopics.com/content/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-4-goda.html, http://www.webkarapuz.ru/article/osobennosti-psihologii-4-letnego-rebenka, http://mamapapadetki.ru/vospitanie-rebenka-4-let/
Комментариев пока нет!rastitrebenka.ru
1. Детский мозг
Этап активного формирования всех отделов, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться.
Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.
2. Познавательные процессы
Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.
Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.
Память и внимание по-прежнему непроизвольны.
Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.
Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».
3. Детская игра
Сюжетно-ролевая игра усложняется и становится ведущим видом деятельности. Появляются игры с правилами, усложняется структура игрового пространства: есть главный сюжетный план и вторичный, к примеру, кабинет врача и комната ожидания. Все основные качества: воображение, способность к символизации, мышление, нравственное самосознание, саморегуляция – развиваются именно в ней.
4. Личность: Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.
Ольга Сергеевна Исаенко,детский психолог, кандидат психологических наук
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь: Об авторских правах.
Еще можно прочитать:
1. Зачем нужны страшные сказки.
2. Читать или не читать.
3. «Личность или «пограничность».
4. Сорока-ворона… о психологии детской речи.
ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 265 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице ниже. Или присоединиться к нашим интернет-группам «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей».
Нравится Загрузка...
psychologyofchildren.wordpress.com
С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.
Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.
Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.
Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.
Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.
Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.
Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!
Акт второй. Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.
Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.
Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.
Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"
И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"
Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт, акт развязки.
Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".
В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.
В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.
Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.
Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.
Еще одна интересная статья : "Характер ребенка: Особенности и черты"
Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение. Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!
Познавательная статья: "Сколько раз в день обнимать ребенка?"
Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.
Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.
Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.
Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя. Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).
Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.
Просмотров: 42594zaykapobegayka.ru