Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.
Физиология ребенка четырех лет
В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.
Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной. Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.
Психология четырехлетнего ребенка
Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.
Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.
Навыки и умения в четыре года
Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.
Четыре года – самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.
Советы родителям ребенка четырех лет
Четыре года – отличный возраст для того, чтобы научить ребенка читать, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.
Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.
Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.
Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет
Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны лепка и рисование: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.
Как играет ребенок в четыре года
В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.
Чему учится ребенок в четыре года
Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.
Как ведет себя ребенок четырех лет
Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.
Как развивается речь ребенка четырех лет
Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.
В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет
Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.
Источник
www.podelkidetkam.ru
Четыре года – это интересный возраст. Ведь в это время ребенок еще недостаточно повзрослел, но при этом и маленьким его уже не назовешь. Сразу нужно заметить, что в этот период родители должны непременно проявлять деликатность по отношению к своему чаду, ведь только так его характер можно будет корректировать мягко и незаметно.
Специалисты отмечают, что многие мамы именно в 4 года впервые отводят своего ребенка к детскому психологу. Ведь в детском характере в это время впервые появляется нечто такое, что непременно становится причиной родительских тревог. Так, у одних могут появиться пессимистичные настроения, когда ребенок ощущает себя не нужным, думает, что его никто не любит. Это своеобразное проявление детского переходного возраста, ведь как раз в 4 года происходит переход от раннего детства к более осознанному.
Причем в подавляющем большинстве случаев на подобные мысли ребенка косвенно наталкивают его родители, а вот решение проблемы взрослые стремятся переложить на психолога. Детская психика в четырехлетнем возрасте особенно уязвима. Примерно в этом возрасте детские эмоции пополняются разочарованием, грустью и стыдом, то есть всем тем, что ранее ребенку было незнакомо, так как ранее он развивался под действием не сознания, а инстинктов. Также очень остро будет воспринят и недостаток похвалы.
Именно по этой причине, разбираясь в тонкостях воспитания ребенка в 4 года и психологии этого периода, родителям просто необходимо понаблюдать и за собой. Ведь нередко они незаметно для себя начинают пользоваться тем, что подросший малыш уже не нуждается в повышенном внимании и стремятся занять его, занимаясь своими делами. Дежурное «молодец» при этом уже не будет искренней похвалой. При этом как раз в это время детское поведение начинает строиться на подражании взрослым. Поэтому совместные занятия имеют исключительную важность для обеих сторон.
Непременно, в общем деле у ребенка должна появиться своя часть ответственности. При этом родители, при хорошем выполнении им своих обязанностей, должны не скупиться на похвалу. Но случается и так, что ребенок не сумел справиться с поставленной перед ним задачей. Здесь действия должны быть в зависимости от конкретной ситуации. Ведь с одной стороны, ребенок мог очень стараться, но у него ничего не вышло. В таком случае, его непременно нужно похвалить, подсказать как правильно или даже помочь. Но в том случае, когда сам ребенок явно схалтурил и поленился, его нужно строго пожурить, но не кричать. Главное, ни в той, ни в другой ситуации не оставаться равнодушным.
Четыре года – это прекрасный возраст, чтобы начать обучение чтению своего ребенка. Также это хорошее время для преподавания основ математики, а также формирования навыков для выражения собственных мыслей. В этом возрасте дети уже могут хорошо произносить почти все звуки, поэтому настает время работы над грамотностью и связностью предложений, развернутостью детской речи.
Кроем того, этот период развития ребенка некоторые специалисты условно именуют «сто тысяч почему», ведь малыш начинает постоянно задавать вопросы, а родители вспоминают давно забытые вещи, а иногда и обращаются за поиском ответов к книгам и Интернету. Главное здесь, при необходимости не постесняться честно сказать своему ребенку, что вы чего-то не знаете. При этом можно наглядно показать малышу, где можно найти ответы на интересующие вопросы.
Внешне ребенок 4 лет вполне может вытянуться и стать худым. Но это не значит, что нужно немедленно начинать усиленно кормить свое чадо, ведь это лишь характерные возрастные изменения, поэтому в увеличении числа приемов пищи совершенно нет необходимости. Зато в 4 года вполне можно начать заниматься спортом. Это может быть гимнастика, лыжи или плавание, которое полезно не только для общего иммунитета, но и для развития мускулатуры.
Когда ребенку исполняется четыре года, его развитие уже некорректно оценивать по тем навыкам, которые были приобретены им на протяжении года. Ведь ребенок умеет все то, чему его успели научить его родители.
Зато четыре года – это прекрасное время для приобщения малыша к культурной жизни. В этом возрасте будут очень полезны детские спектакли и концерты, елки и мультики – все это малыша непременно порадует. После увиденного с ребенком нужно обсудить показанные события или прочитанную книгу. Именно это научит ребенка анализировать и делать выводы, а также просто выражать свои мысли.
mamairebenok.com
25 сентября 2015
Просмотров: 1631
Оглавление: [скрыть]
Истерики, скандалы, непослушание и слезы — так малыш 3-4 лет показывает характер. Все чаще родителей интересует воспитание ребенка 3 4 года, психология, советы, как справиться с бурными проявлениями его характера. Как справится с проблемами в воспитании самостоятельно? Фраза «кризис трех лет» вселяет в родителей страх еще задолго до того, как ребенку исполнится три года.
Очень важно разобраться в причинах поведения ребенка, и тогда его можно будет понять и помочь.
Чтобы понять особенности поведения ребенка в этом возрасте, надо разобраться, в чем причина таких его реакций. Психологи выделяют такой термин, как фрустрация — это когда человек (ребенок в нашем случае) не получает всего, чего он хочет в полной мере. Таким образом, когда дети понимают, что им не все разрешается, что есть объективные ситуации, когда приходится подчиняться, они взрослеют. И у них происходит внутренний конфликт — это и называют кризисом трех лет.
Психология ребенка для любящего и внимательного родителя очень важная составляющая его развития.
Такой родитель знает, чем вызваны капризы малыша — желанием привлечь к себе внимание, недомоганием или расстройством из-за какой-то отдельной ситуации в детском саду.
Иногда это желание привлечь внимание родителей, которые заняты домашними делами или просто не уделяют малышу времени, в котором он так нуждается. По-другому ребенок в этом возрасте не может показать свои желания и эмоции.
В 3-4 года идет закладывание основных черт характера, и уже сейчас ребенок хочет стать более самостоятельным. Начиная с двух лет он все активнее защищает свою самостоятельность. Он стремится все делать сам, а если ему мешают, начинает капризничать.
В этом возрасте начинают проявляться негативные качества. Часто малыш капризничает и кричит, потому что хочет отомстить. Например за то, что его заставили доедать утром завтрак или отказались давать любимую игрушку. Кроме того, ребенок может быть просто чем-то расстроен — не получилось собрать паззл или мозаику, порвалась любимая картинка. Малыши только учатся справляться со своим разочарованием и делают это не всегда адекватно.
Вернуться к оглавлению
В процессе истерики очень часто все упирается в родительские запреты. Малыш хочет что-то сделать или пойти куда-то, а родители запрещают. Да, это может быть нелегко, но внедрять психологически запреты в воспитание ребенка необходимо. Важно понимать, что родители запрещают что-то, потому что хотят уберечь ребенка. Они позволяют малышу ощутить заботу о себе, успокоиться и развивать дисциплину.
Правда, сегодня очень часто происходит следующее — родители, которые росли в строгости, и у них в детстве была масса запретов, отказываются от этой практики. Ребенку разрешается абсолютно все. Дескать, таким образом можно воспитать личность свободную и ни от кого не зависящую. Такие взрослые просто не понимают, что так детская психика травмируется, и в будущем им придется перевоспитывать избалованное чадо.
Детям важны четкие рамки и правила в этом возрасте — так они чувствуют себя в безопасности. А воспитание без запретов может сделать детей дошкольного возраста капризными и инфантильными: они будут прибегать к манипуляциям и провокациям и вряд ли смогут адекватно общаться с другими детьми в детском саду или школе.
Есть и другая крайность — родные перегибают палку и запрещают ребенку очень многое. Гулять ходить только за руку, бегать нельзя — упадешь, прыгать нельзя — ногу сломаешь, на песке не сиди — простудишься, игрушки не будем брать — чужие дети заберут и так далее. Такие детки растут скромными, нерешительными, тихими; им будет сложно постоять за себя и они будут нуждаться в постоянном одобрении родителей перед каждым поступком.
Необходимо все-таки стремиться к золотой середине. Прежде чем что-то запрещать, четко объясните малышу, почему вы так делаете, и к каким последствиям может привести его непослушание. Если с ребенком разговаривать в этом возрасте, то в 5 лет он уже будет сам знать, что ему следует делать в той или иной ситуации. А в 6 лет он даже будет учить одноклассников поступать так, как ему объяснили родители. Ребенок перенимает вашу модель поведения, поэтому учитесь быть идеальным примером для подражания.
Вернуться к оглавлению
Если договориться с ребенком не получается и он устраивает истерику, как быть и что делать?
Главное, как советуют психологи — не стесняться в этот момент своего ребенка перед посторонними. Это ваше чадо и оно проходит через такой этап взросления. Ваша задача ему помочь, а не делать виноватым или стыдить.
Какие действия предпринять:
Вернуться к оглавлению
Важно научиться замечать реакцию ребенка на ваши действия — зачастую ответ на истерику и капризы кроется именно в этом. Считается, что родителям мальчика повезло меньше, чем родителям девочек — дескать, мальчишки более эмоциональны, крикливы и капризны. Эти факты не имеют под собой научного подтверждения. Психологи до 7 лет не разделяют детей по половым признакам. В основном детки в 3-4 года ведут себя практически одинаково. В большей степени все зависит от типа характера ребенка.
В этом возрасте они стремятся отвоевать свою территорию, узнают границы дозволенного и из-за несогласия с этими границами впадают в истерику или капризничают. Задача родителей — быть последовательными. Запрещать только вещи действительно важные, которые уберегут ребенка от опасности или положительно скажутся на его воспитании. Если мама что-то запрещает, папа должен придерживаться такого же правила. Ребенок привыкнет к правилам и будет вести себя спокойнее.
Следующий непростой этап воспитания наступит, когда родители будут готовить свое чадо к школе. Отлично это воспринимает и готов к работе ребенок 5 лет, психология определяет таких детей как гиперактивных. Родным будет тяжело справиться с ними и удержать внимание, но чем раньше вы начнете эту работу, тем больше положительных результатов она вам принесет.
Автор:
Иван Иванов
Поделись статьей:
Оцените статью:
Загрузка...Похожие статьи
1popsihologii.ru
С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.
Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.
Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется признать окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.
Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.
Психологическое равновесие малыша иногда пошатывается в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.
Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.
Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!
Акт второй. Кроха открывает существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.
Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.
Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: Папа ждет меня смотреть фильм или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.
Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: А может быть, я им не нужен?
И такое открытие может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет Моё! Моё!
Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт. акт развязки.
Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - лишний .
В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.
В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.
Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.
Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.
Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: Гадкий мальчишка! , Ты очень плохой ребенок! и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение. Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!
Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.
Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: Поцелуй маму, она накормила нас завтраком , Как мама, хорошо это делает , Мама у нас самая хорошая .А мама должна обратить внимание крохи на отца: Поиграйте вместе с папой , Это папа придумал сегодня поехать на речку и т.п.
Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.
Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя. Об этом поговорим в следующей статье Как подготовить ребенка к детскому саду (статья на оформлении).
Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.
Ребенок 3 года -психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?
Ребенок 3 года живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.
Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.
Что умею, что могуТрехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.
Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».
При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.
При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.
Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.
К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.
На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.
Если ребенок 3 года своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.
К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.
Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.
На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.
Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.
Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.
Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.
Совершенству тела нет пределаЕсли ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:
Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.
Для Вашего ребенка:
Опубликовано 17.11 | Автор: admin
Воспитание ребенка в 3-4 года – дело непростое, ведь это тот самый возраст, когда ребенок уже несколько повзрослел, но при этом остается маленьким. В это время родители должны быть особенно деликатными – только так можно незаметно для ребенка и в мягкой форме корректировать его характер.
Обычно маленькие дети проявляют свой характер путем скандалов и истерик. Поэтому воспитание ребенка 3, 4 лет идет сложно, психология и советы на этот счет актуальными для всех родителей. Когда дети топают ногами, плачут, разбрасывают игрушки, родители просто не знают, как успокоить свое чадо. Так что же предпринять в таком случае и что будет более эффективным: запреты и наказания или специальное воспитание?
Для того чтобы понять воспитание ребенка, нужно понять первопричины его плохого поведения. Причем в этом возрасте для детей разных полов они будут одинаковыми. То есть, малыши пребывают в состоянии фрустрации, когда желания их просто не могут быть удовлетворены в полном объеме. То есть, малыш понимает, что дозволено ему не все, что он вынужден подчиняться определенным правилам – это и есть процесс взросления. Любой наблюдательный и чуткий родитель прекрасно понимает, когда капризы начинаются для того, чтобы чего-то добиться. Но ведь иногда причины такого непослушания могут скрываться и в другом, к примеру, в недомогании, проблемах в детском саду и пр.
В таком возрасте для детей характерно наиболее явное и активное подражание взрослым. Они вроде губки перенимают манеры поведения и новые слова. Поэтому родители непременно должны контролировать свои поступки и речь, а также предлагать ребенку такие игры, которые бы наилучшим образом способствовали познанию окружающего мира. Также будет полезно регулярное чтение сказок, которые помогут сформировать у малыша ценности.
Приблизительно с трех лет сам ребенок тренируется в общении со сверстниками, поэтому ему необходимо предоставить такую возможность – пусть он на детской площадке и во всевозможных кружках общается с детьми, близкими ему по возрасту. Правда, в этот же период родителям приходится столкнуться и с проблемами адаптации ребенка в детском саду.
Зачастую к трем годам дети становятся агрессивными и просто упрямыми, стремятся к независимости. Поэтому взрослым необходимо со своей стороны максимально поощрять проявления детской самостоятельности, но при этом не поддаваться на манипуляции своего чада и своевременно проявлять строгость. Поэтому знание психологии воспитания ребенка 3, 4 лет очень важно.
Причин плохого поведения детей такого возраста может быть несколько. Самыми распространенными из них психологи называют следующие:
1. Борьба за родительское внимание. Нередко причина непослушания – это лишь желание ребенка привлечь к себе родительское внимание. Особенно остро оно проявляется в тех случаях, когда родители не просто постоянно занимаются своими делами, но и не уделяют своему ребенку столь необходимого ему внимания. Ведь сам малыш пока не имеет представления о конструктивном взаимодействии со взрослыми, а также о том, как с ними нужно строить диалог, нормальные взаимоотношения. Поэтому он выбирает самый простой и доступный для себя способ.
2. Самоутверждение ребенка, идущее в разрез с гиперопекой родителей. После двухлетнего возраста дети начинают все активнее заявлять о своем стремлении к самостоятельности. А родители, хоть и из самых лучших побуждений, постоянно навязывают им свою точку зрения, контролируя, упрекая и поучая. Неудивительно, что ребенок борется с такой критикой своим непослушанием.
3. Желание отомстить. Нередко по тем или иным причинам родители доставляют ребенку «неприятности». Это может быть невкусная каша или убранная любимая игрушка и пр.
4. Неуверенность в собственных силах. В том случае, когда малыш в чем-то разочаровывается или даже отчаивается, то его поведение вполне может стать неадекватным. Причем корни этой причины сводятся к заниженной самооценке ребенка, его неуверенности, что и выражается в своеобразном протесте.
На каждом из этапов взросления малыша у него идет формирование тех или иных эмоционально-волевых качеств. Психологи сформулировали целый ряд советов, следование которым способствует созданию условий для развития в ребенке определенных личностных черт. Поэтому:
1. С самого раннего детства родители должны демонстрировать ребенку позитивные эмоции. Делается это путем простых прикосновений и обращений к ребенку с определенной интонацией. Так как на первом году жизни у малышей идет формирование базального доверия к миру. Именно оно является фундаментом для формирования будущей зрелой и здоровой личности. То самое базальное доверие – это основная черта личности, которая определяет положительное отношение к окружающему миру.
2. Также важно поощрять любые проявления самостоятельности. Так, ребенка нужно обязательно хвалить за самостоятельное расстегивание и застегивание пуговиц, а также убранные в ящик игрушки и пр. До трех лет у детей формируются такие качества личности, как самостоятельность и целеустремленность.
3. С трех до шести лет важно поддерживать проактивность и изобретательность в ребенке. Пусть он самостоятельно решает, как ему поступить и чем заняться. Коррекция нежелательного поведения должна осуществляться путем наказания и поощрения.
Важно помнить, что от воспитания малыша будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Ведь именно родители должны сформировать способность любить, находить свое место в мире и добиваться поставленной цели.
Источники: http://zaykapobegayka.ru/na-vtoroe/161.html, http://montessoriself.ru/rebenok-3-goda-psihologiya-i-osobennosti-povedeniya/, http://mamairebenok.com/psihologiya-vospitaniya-detey/vospitanie-rebenka-v-3-4-goda-psihologiya-sovetyi.html
Комментариев пока нет!kakvospitat-rebenka.ru