Психологический портрет ребенка первого года жизни. Психологический портрет ребенка 3 4 лет
Психологический портрет ребенка 3 года жизни
class="eliadunit">Средством преодоления кризиса, возникшего на пороге первого и второго года жизни, является построение новой социальной ситуации развития ребенка, а именно - совместной деятельности ребенка со взрослым. Главная задача совместной деятельности - усвоение способов использования предметов, которые создало общество.
Ведущая деятельность ребенка в этот период
Ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Наряду с этим интенсивно развивается общения, без которого было бы невозможно усвоение того, как надо правильно пользоваться ложкой, пользоваться карандашом, мыть ручки, садиться на стул. Общение, как и в раннем возрасте, имеет две формы: эмоциональное и речевое. Сейчас эти формы существуют параллельно в жизни ребенка, и основное значение приобретает именно развитие речи.
Без преувеличения можно сказать, что именно в этот период ребенок овладевает системой орудийного действия с предметами (получить удаленную игрушку можно, потянув за веревку, копать нужно лопаткой, есть с помощью ложки, носить воду ведерком). Ребенок использует предметы как орудия своей деятельности, как средство воздействия одного предмета на другой, как способ познания одних предметов и их свойств (не только поверхностных, но и скрытых) через другие предметы, и такое открытие назначения предмета и способа его использования происходит постепенно. Еще в конце первого года жизни ребенок начал узнавать о физических, динамических, пространственных свойствах предметов: игрушка имеет постоянную величину, цвет, определенную форму, она может двигаться, находиться над, под, за, близко или далеко от ребенка. Игрушку можно разобрать на части, а потом собрать (формирование элементарных представлений о целом и часть). Однако новым для ребенка к концу 1-го – в начале 2-го года является то, что в процессе манипулирования игрушкой, предметом и общения со взрослым у него складываются представления о постоянном функциональном назначении предметов (ложкой едят, из чашки пьют воду).
Однако ребенок еще несовершенно владеет способами действия с этими предметами, так как возникают реакции сравнения своих действий с действиями взрослого, познания его действий в собственных. С психологической точки зрения, то, что ребенок несовершенно владеет способами действий с предметом, не так уж и важно, главное, что он усвоил принцип действия с предметом.
В целом процесс овладения детей действиями с предметами охватывает следующие три фазы: с предметом выполняются любые действия; предмет применяется только по назначению; предмет применяется свободно; ослабляется жесткая связь определенного действия с определенным предметом, действия могут переноситься с одного предмета на другой, но ребенок знает основные функции этого предмета.
В процессе развития предметной деятельности усложняются действия ребенка. Особое значение приобретают действия, которые возникли еще в раннем возрасте. Так, теперь ребенок может расположить предметы в достаточно сложные пространственные отношения: сложить пирамидку, построить башню.
Появление нового предмета в жизни ребенка вызывает желание узнать, как его можно применить. С предметной деятельности незаметно вырастает игровая, а вернее, в предметной деятельности формируются предпосылки возникновения игры. Так, ребенок постепенно не только подражает отдельным действиям взрослого с предметами, но и воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни: строит домик, кормит ребенка и тому подобное. Желание делать все самому, познавать мир взрослых, копировать их, развитие предметной деятельности ведут к возникновению сюжетно-отражательной игры. Большое значение в возникновении и развитии этого вида игры имеет знакомство ребенка с предметами-заменителями: палочка используется как ложка, деревянные брусочки - как строительные материалы, школьный пенал старшего брата может стать автомобилем. Игрушка, по сравнению с предметом-заменителем, имеет конкретное сходство с реальным предметом,
В течение преддошкольного возраста развиваются и другие виды игры. Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных учебных и двигательных играх. Дети отражают в игре не просто действия взрослых, а действия конкретных взрослых. Впервые проявляется инициатива ребенка в выдвижении игрового задания, что является признаком творческого развития ребенка.
Другие виды продуктивной деятельности
Под влиянием ведущей деятельности формируются другие виды деятельности: сюжетное конструирование, художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая). Характерными особенностями художественной деятельности в этот период является ее синкретичность и импровизация. Так, ребенок одновременно рисует, составляет сюжет того, что он изображает, и поет. Собираясь что-то нарисовать, ребенок сначала не знает, что именно он конкретно будет рисовать, и замысел, и название того, что он нарисовал, может изменяться несколько раз: «Это котик ... Это мячик ... Нет - это окно. ..».
Возникновению деятельности рисования предшествует простое манипулирование карандашом и бумагой (1-2 года). Ребенок подражает взрослому и водит карандашом по листу бумаги. Он замечает, что карандаш оставляет следы на бумаге. Сначала - это просто неуклюжие линии, затем каракули, которые ничего не значат. Это изобразительная стадия художественного развития ребенка. В 2-3 года у ребенка появляется интерес к процессу рисования. В этот период и возникает собственно изобразительная стадия, которая генетически включает: опознание предмета в случайном сочетании линий; умышленное отражение в рисунке предметов, людей, окружающей среды, часто сопровождается словесной формулировкой замысла.
Рисование и словесное оформление того, что ребенок изображает, происходит почти одновременно у двухлетнего ребенка, поэтому этот феномен можно назвать собственно замыслом.
Необходимо отметить, что запас графических образов, то есть изображений, которые действительно отражают сходство предмета на рисунке, у ребенка в этот возраст очень мал. Поэтому иногда ребенок, особенно в конце раннего возраста, может отказываться нарисовать по просьбе взрослого нечто такое, что он не знает, как рисовать. Такие отказы свидетельствуют о том, что ребенок от импульсивного отражения предметов и явлений окружающей среды переходит к более сознательному. Однако индивидуальные различия в количестве графических образов у детей уже в этот период их возрастного развития весьма значительны.
Для детей этого периода характерна высокая эмоциональная отзывчивость, что и проявляется в том, что они уже в 1-2 года внимательно слушают музыку, ведут себя тихо, а некоторые даже пытаются танцевать. В 2-3 года дети различают звуки по высоте и тембру, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Эмоциональная отзывчивость влияет также на то, что дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки. Они любят многократно слушать сказки, с радостью узнают героев, снова и снова переживают счастливый конец.
Развитие познавательной сферы ребенка
В указанный период продолжают развиваться сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и тому подобное.
Наиболее интенсивно в этот период развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и вместе с тем тесно связано с развитием практических действий, речью и мышлением. Так, примерно до 1 г. 9 м. Ребенок многократно повторяет одни и те же действия с предметом и путем проб и ошибок постепенно достигает цели своих действий. Он может бесконечно сравнивать величину, форму, цвет предметов, подбирать части предмета. Однако вследствие развития зрительного восприятия и мышления в такой его функции, как оценка отношений между предметами, с 1 г. 9 м. Резко уменьшается количество предыдущих действий по «апробации». Развитие предметной деятельности, речи создает условия возникновения слов-названий предметов, что также способствует становлению восприятия, обобщению чувственной информации.
В период от 2-х до 3-х лет возникают оценочные действия восприятия. Свойства одного предмета становятся эталоном, образцом, меркой, с помощью которых измеряются, оцениваются свойства других предметов.
Мышление в этот период имеет все признаки наглядно-действенного мышления. В результате практического экспериментирования с предметами ребенок открывает для себя не только новые свойства предметов, новые формы передвижения, но и новые средства достижения цели. Так, достать мячик из-под стола можно не скользя животом по полу, а с помощью палки, папиной удочки, дедушкиной трости. К концу 3-го года жизни в процессе мышления дети перестают опираться только на внешние воздействия, а могут опираться на внутренние образы, представления, фантазии. Зарождаются элементы внутреннего плана действий, окончательное формирование которого заканчивается на пороге вступления ребенка в школу. Этому также способствует формирование широкого спектра средств определения предметов и явлений мира, а именно: действий, имитирующих действий взрослого, игрушек, предметов-заместителей, картинок из книг, собственных рисунков. Однако главную роль как средства определения начинает играть слово. Предметы-заместители и языковые знаки (слова) является «строительным материалом», на основе которого формируется символическая функция мышления, то есть замещение реальных предметов окружающей среды и действий человека символами, абстракциями. Символическая функция не открывается самостоятельно ребенком, а усваивается под руководством взрослого в игре и других продуктивных видах деятельности. Таким образом, возникновение внутреннего плана действий, средств определения, в том числе и символических, способствуют появлению наглядно-образного мышления.
На 2 года приходится появление вопросов ребенка: «Что это?», «Как это называется?». При этом ребенка интересует не название, а сам предмет. К концу 3-го года жизни происходит расширение познавательной активности, десятки детских вопросов («Что это?», «Почему так?») Способствуют построению собственных представлений об окружающей среде. Ознакомление с миром приобретает познавательный характер.
В структуре мышления 1-2-летнего ребенка также появляются обобщения - сочетание с предметами и действиями, имеющими общие признаки. Сначала дети сочетают между собой достаточно удаленные предметы. Так, ребенок может называть словом «Джек» и лохматую собаку по имени Джек, который имеет густую шерсть; и мягкую игрушку из синтетического меха; и мамину шубу; и шерстяное одеяло, так как все они имеют ворс и дают одинаковые тактильные ощущения. Постепенно ребенок переходит от единичных, ситуативных обобщений к более широким, точным, существенным.
Речь ребенка
Со второй половины второго года жизни резко возрастает словарный запас ребенка. В 2 года он оперирует 200-300 словам, в 3 года - около 1500. Сначала слова достаточно несовершенны в фонетическом отношении и означают достаточно широкий спектр значений. В начале первого года жизни у детей отсутствуют предложения. Часто одно слово означает по смыслу целое предложение, поэтому эту стадию развития речи называют стадией «слов-предложений». Необходимость быть понятным взрослому заставляет ребенка говорить правильно. Другая движущая сила развития речи - желание познать мир, а это невозможно без общения со взрослым.
Понимание речи взрослого в начале 2-го года жизни зависит от ситуации, в которой общается взрослый и малыш, но к концу этого периода оно все меньше зависит от контекста, а ориентируется на содержание сказанного взрослым. Этому также способствует формирование фонематического слуха.
Параллельно формируется активная речь ребенка. Во второй половине 2-го года жизни ребенок сам инициирует общение. Происходит переход к фразовой речи, усвоение грамматического строя родного языка, появляются формы множественного числа, ряд падежей существительных, уменьшительные суффиксы, повелительное наклонение, прошедшее и настоящее время глаголов. В 2-2,5 года этот перечень дополняется прилагательными, причастиями, местоимениями, новыми падежам, временам глагола, но здесь еще отсутствует согласование прилагательного с существительным. Значительное достижение - появление сложных предложений с союзами. В 3 года предложения состоят из главных и подчиненных частей предложения (языковые суждения), в которых оказываются причинные, целевые, условные и т.д. связи (с помощью союзов «потому что», «чтобы», «если бы» и т.д.).
Для детей конца 3-го года жизни характерна творческая направленность речи. Появление новых слов имеет достаточно случайный характер. Так, под влиянием радостных чувств возникает игра со звуками, что дает начало элементарному словообразованию. Развитие языка и речи в этот период происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Так, ребенок в 3 года может рассказать о своих отдельных впечатлениях, не опираясь на наглядную ситуацию, что свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.
Воображение ребенка.
Появляется среди других психических процессов в конце 2-го - начале 3-го года жизни ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром, обогащение жизненного опыта, усвоения языка открывает возможность для анализа и синтеза предыдущих впечатлений преддошкольника. Сначала воображение опирается на восприятие. Так, лепестки цветка напоминают ребенку яркую бабочку, и он называет ее «летающим цветком». В 3 года ребенок может слушать сказки об отдаленных и незнакомых для него событиях и явлениях. Это свидетельствует о развитии воображения.
Эмоциональное развитие ребенка
Эмоции с началом овладения ребенком речью могут возникать не только под влиянием реальных объектов, но и их словесных описаний. Эмоциональные процессы все больше дифференцируются. Так, появляется симпатия, сопереживание, стыд, вина, удовлетворение от достигнутого, огорчение от неудачи, формируется приверженность к другим людям. Однако преимущественно эти эмоции неустойчивы и возникают под влиянием общения со взрослым. В целом для детей 1-3 лет характерна высокая эмоциональная чувствительность.
Развитие волевой сферы ребенка
Характерно импульсивное возникновение целей под непосредственным влиянием эмоционально окрашенных желаний, недостаточная осознанность поведения. В связи с развитием самостоятельности возникает акт постановки собственных целей, но ее достижение возможно только с помощью взрослого. Ребенок не в состоянии намеренно длительное время контролировать свои действия. Однако начинает вырабатываться умение сдерживать свои желания, задерживать действия. Ребенок приучается сопровождать свои действия словесной формулировкой их цели. Под влиянием развития словесного мышления и активной речи начинают формироваться осознанные произвольные действия.
Психологический портрет ребенка 4 лет
Ребенок не осознает общеобязательности правил поведения, а требования взрослого относит только к себе.
Развитие личности
В 2-3 года происходит развитие самосознания. Ребенок без устали исследует себя. После полутора лет он узнает себя в зеркале, в 2 года выделяет свое тело из физического мира, на 3-м году жизни хорошо знает свое имя, узнает себя на фотографии, осознает себя как источник различных желаний и действий. Растет стремление к самостоятельности. Желание ребенка и взрослого могут не совпадать, и это может вызвать протест со стороны ребенка. В этот период происходит переход от обозначения себя в третьем роде к собственному местоимению «Я». Проявляется инициативность. Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. Любое недовольство взрослого болезненно переживается. Дети этого возраста выделяют свою половую принадлежность по внешним признакам. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с другими. Общение охватывает не только систему «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстник», хотя отношения в первой системе ведущие. В период с 2-х до 3-х лет появляются реакции подражания детьми друг друга, а также первые речевые диалоги между ними.
Переход от семейного воспитания, узкого круга общения с близкими людьми к воспитанию в детском саду может происходить очень болезненно. Наступает перелом обычного образа жизни. Его психологическими причинами являются: восприятие мира в его конкретике, ситуативности, статике и высокая эмоциональная чувствительность детей. Они могут чувствовать себя брошенными навсегда родителями и горько это переживать.
Возможны кризисные периоды
Кризис этого возраста возникает в результате противоречивых тенденций развития личности ребенка. Желание быть самостоятельным, вести себя как взрослый сталкивается с опекой родителей. Негативизм, упрямство, протест, повышенная уязвимость, деспотизм - вот симптомы нарастания кризиса. Выходом из этого кризиса служит расширение свободы ребенка, чувствительность к оценке со стороны взрослого и дальнейшее развитие игры – «игры во взрослого». Этот комплекс детского поведения получил название «гордость за достижения» (М. И. Лисина). Результатом преодоления кризиса 3-х лет выступают новообразования: отделение ребенком себя от других, сравнение с людьми, которые его окружают.
Новообразования преддошкольного возраста
Возникновение речи и наглядно-действенного мышления (переход от манипулятивной к предметной деятельности). Овладение элементарными формами поведения. Возникновение начальных форм самосознания (формирование системы «Я»).
Создано: 13 Ноябрь 2017 Автор: Елена Просмотров: 1732
psichologvsadu.ru
Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 до 3 лет
Было бы ошибкой считать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Кажется, что такие потребности должны быть у взрослого человека, но ведь речь идет о малыше?! В том-то и дело, что эти высокие потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на З-м году имеет свои неповторимые особенности. Родителям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни их малютки. В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» - спросят озадаченные родители. Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать вce за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.
Психологический портрет ребенка 3-го года
Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на 2-м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный свет, а взрослый - как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком. В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка. И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в этот возрастной период. Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 - 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п. С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др. Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
Развитие речи
На третьем году жизни внимание малыша все еще очень неустойчиво, особенно в начале года, когда малыш еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же он способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 минут. Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, как «ходил с мамой и папой в зоосад (в гости, в парк, в цирк и т.п.)». Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. В этой связи следует заметить, что на третьем году интенсивно нарастает активный словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 1200-1500 слов и более. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из 3-4 слов. Формируется грамматический строй речи. В 3 года, помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень «чувствителен» к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и умозаключения. Что происходит? Малыш как бы постигает (на своем уровне) логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот, почему в присутствии ребенка 2-3 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша - высший образец для подражания по-прежнему, как и раньше, и даже больше, потому что теперь ребенок имеет хоть и не большой, но уже достаточный социальный опыт. Именно поэтому, в отличие от более ранних периодов детства, когда безотказно действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, теперь вы должны все чаще использовать метод убеждения. Ведь ребенок, если воспитание построено правильно, откликается на ваши «уговоры», становится управляемым со слова взрослого.
«Кризис» трехлетнего возраста
Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. И это не случайно, потому что сюжетно-ролевая игра требует участия партнера, малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста. Сюжетная игра в первой половине третьего года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), малыш пока не берет на себя роли. Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и может брать на себя определенную роль - мамы, доктора и др. Кажется, все в воспитании хорошо продумано и поэтому просто. «А как же кризис в поведении ребенка 3-х лет?», - спросят нас озадаченные родители. - «Разве можно его избежать?» Растить малютку и ожидать неизбежного кризиса, скажем прямо, занятие не благодатное ни для ребенка, ни для его родителей. Что же такое «кризис» с точки зрения педагога? И действительно ли он возможен и так неизбежен? «Кризис» в любом детском возрасте возникает тогда, когда взрослые не могут и, стало быть, не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с ребенком. Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим - более прогрессивным и адекватным (соответствующим) его возросшим потребностям. Например, в 6 месяцев малыш научился брать в руки предметы из любых положений. Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь малышу стал «тесен» мир его кроватки, манежа и ему недостаточно только ласки мамы, он «требует» от нее «деловой» формы общения. Ребенку стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками. Boвремя перевести малыша с эмоционального на «деловое» общение - необходимое условие его дальнейшего развития. Возникающий кризис - сигнал взрослому: что-то не так в их общении. Так в чем же заключается «кризис» ребенка 3-х лет? Какие потребности малыша могут не находить удовлетворения в отношениях со взрослым? Начинается новая эпоха в его жизни: дитя может понимать, как отмечалось выше, свое личное «Я», он уже прекрасно «отделяет» себя от мамы и требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Это - период формирования не только основных черт характера, но и начала личности. Отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» является первой причиной возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. И, наконец, самое главное: такой кризис вовсе не обязателен, он пройдет настолько гладко, что может быть не замечен, если взрослые правильно реализуют все задачи на этом возрастном этапе.
Важные советы
Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году его жизни?
-
С начала 3-го года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого.
-
Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
-
Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (давать время на его отработку).
-
Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
-
Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
-
В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
-
Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он хотя бы частично выполнил что-то сам.
-
Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
-
По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
-
Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
-
Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
-
Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например, завтра все получится).
-
Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, драматизациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
-
Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребёнка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
-
Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у ребенка навыков, знаний.
-
Формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений.
-
Не предваряйте действия малыша внезапным вторжением в его дела, прерывая его игру (занятие) назойливым указаниями.
-
Относитесь к ребенку как формирующейся личности!
Продолжение статьи
www.2mm.ru
Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст) - Педагог- психолог - Педагоги - Каталог файлов
Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)
Основная цель данного возраста:
* Осознание своего «Я», своей активности, своей деятельности.
* Переживание своей самостоятельности, личностной автономии.
Находясь на границе между ранним и дошкольным возрастом дети пребывают в кризисной ситуации, когда пересматриваются устои старой системы социальных \семейных отношений и устанавливаются требования личностной автономии ребенка.
Основные черты, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляют так называемое семизвездие:
1. Негативизм
Ребенок научился поступать вопреки своему собственному желанию. Он противится не самому действию, а требованию или просьбе взрослого. Строгие приказы лишь провоцируют приступы негативизма. Негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы одного взрослого. В сложных ситуациях негативизм доходит до абсурда: ребенок все делает наоборот.
Негативизм отличается от непослушания.
Непослушание адресовано содержанию действия – делать что-то не хочется, другое действие сделаю с удовольствием.
Негативизм адресован человеку – даже если хочется что-то сделать, откажусь из-за принципа.
2. Упрямство
Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок может не хотеть или уже расхотеть чего – либо.
Упрямство отличается от непослушания.
Если ребенок не хочет отступать от своего слова – это упрямство.
Если ребенок продолжает делать что-то свое, настаиваю и не соглашаясь со взрослым – это непослушание.
3. Строптивость
Направлена не на отдельного человека, а против сложившейся системы взаимоотношений, норм поведения в семье. Ребенок хочет стать полноправным членом семьи со своим выбором норм и правил поведения.
4. Своеволие
Проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам - тенденция к самостоятельности.
5. Протест – бунт
Поведение ребенка носит протестующий характер, он находится в состоянии войны: конфликты, частые ссоры с родителями.
6. Обесценивание
Обесценивается то, что было привычно, интересно раньше начинает грубить, ругаться, ломать любимую игрушку, портить знакомые вещи, сопротивляться правилам поведения, которые легко выполнял и т.д.
7. Деспотизм
Характерен для семей с одним ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться полного исполнения всех своих желаний. В семьях с несколькими детьми данная черта может быть заменена на ревность, т.е. борьбу за власть.
В этот период жизни ребенка взрослые могут испытывать трудности взаимодействия с ним, т.к. маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Учитывая протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего нормы и формы опеки, сложившиеся в раннем возрасте, взрослые также должны пересмотреть свои требования к воспитанию: заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеку на партнерские отношения, предоставляя ребенку разумную самостоятельность.
Общие психологические черты возраста:
Психические процессы
* Все процессы: внимание, память носят непроизвольный характер.
* Ребенку необходима постоянная наглядность, действия по образцу: наглядно- действенное мышление плавно переходит в наглядно- образное.
* Процесс восприятие должен получать подпитку через все органы чувств: тактильные, мышечные, зрительные, обонятельные, слуховые ощущения.
* Воображение в данном возрасте больше воссоздающее - опирающееся на имеющийся опыт, творческого еще нет.
* Память тоже непроизвольная: запоминается что-то яркое, ритмичное, новое.
* Чем больше взаимодействий с разными предметами, тем лучше интеллект.
Общение
* От общения с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками - новые социальные условия, идет в детский сад, меняется привычный образ жизни, меняется стиль общения.
* Общение происходит в процессе совместной деятельности, практических действий.
Речь
* Носит предметный характер - название предметов, описание их свойств, действий с ними.
* Диалогическая речь еще бедна, ребенок слышит только себя.
Игра
* Дети эгоцентричны, играют пока рядом. Не понимают желаний другого, могут быть агрессивны – ударить, толкнуть.
* Сверстника воспринимают как игрушку или как объект для наблюдения и подражания.
* Предметно - манипулятивная деятельность переходит в сюжетную игру, предметы, роли, правили игры, реальные действия реальных людей.
* Длительность игры 10-15 минут.
* Появление предметов – заместителей.
Эмоциональное развитие
* Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи. Он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только поощрения или наказания взрослых.
* Зарождается фон сопереживания.
* При трудной ситуации могут возникать эмоциональные вспышки гнева или плача.
* Легко отвлекается на что-либо интересное или новое
* Зарождается самосознание 2 года – узнавание себя в зеркале, разговор о себя не по имени, а от третьего лица.
* Самооценка завышена.
* Переживания становятся глубже и сложнее.
* Сильной мотивации в действиях и поступках нет.
Что важно учитывать при воспитании в период кризиса:
* Единодушие среди взрослых в воспитании.
* Авторитет и положительный пример со стороны взрослых – «Делай как я».
* Спокойствие и терпение.
* Последовательность и требовательность в своих словах и поступках.
* Уверенность в себе и своих воспитательских силах - Держите обещания, стойте на своем, умейте сказать «нет».
И помните, – «Личность может воспитать только личность».
gdoudskvtsrr.acentr.gov.spb.ru
Ребенок 3 лет: психологический портрет и особенности
x
Check Also
Ребенок идет в детский сад. Топ-6 советов родителям Что нужно знать родителями, прежде чем определиться и записать ребенка в детский сад. Далее шесть полезных ...
Ребенок и телевизор: главные правила Для того, чтобы снизить негативное телевлияние, полезно будет узнать главные правила, которым важно следовать на всех этапах взросления ребенка. ...
Ребенок и отчим: как наладить отношения? Вы приняли решение выйти замуж? Чтобы ребенок не воспринял в штыки вашего избранника, а вы сами не оказались ...
Ребенок и кошка в одном доме. Правила безопасности Ребенок и кошка – это не запрещенный союз для одной семьи. Кошки – одни из самых ...
Ребенок и котенок. Что важно учитывать, приобретая домашнего питомца Малыш давно просит подарить ему котенка? Перед тем, как заводить домашнего питомца, важно учесть некоторые ...
Ребенок и компьютер: соблюдаем меры безопасности! Информатика дополнила список обязательных школьных предметов, а компьютер стал привычен ребенку, как пылесос маме. Пора признать суровую правду ...
Ребенок и гены: 15 особенностей, которые передаются малышу от отца Генетика — очень непредсказуемая вещь, но в то же время безумно интересная! Хотя гены ...
Ребенок и гены: 5 главных мифов о наследственности Боязнь плохой наследственности, попытки вычислить пол малыша и сроки, в которые удастся покормить грудью – это ...
Ребенок и врач: 7 способов победить страх Способ первый. Ищите СВОЕГО врача. Он должен быть не только компетентным специалистом, но и психологом — располагать ...
Ребенок закатывает истерики в магазине.Что делать родителям? 1. Не брать с собой в магазин Конечно, идеально оставить карапуза с папой, няней или бабушкой. Но ...
Ребенок заикается: что можно и нельзя делать? Заикание у ребенка – довольно частая проблема, с которой родители обращаются к логопеду. Иногда это особенность речи ...
Ребенок заикается: что делать? Советы психолога Первые признаки заикания у ребенка обычно обнаруживаются у ребенка в возрасте от двух до пяти лет. В этом ...
Ребенок жадничает: как бороться с проблемой? Подавайте пример! «Пик жадности» обычно приходится на возраст в два-три года, когда кроха начинает осознавать свой пол и ...
Как понять, что ребенок вот-вот заговорит: основные признаки Если вы будете правильно заниматься с ребенком развитием речи с рождения, то вам не придется в ...
Ребенок грызет ногти: как избавиться от вредной привычки У любой вредной и неприятной привычки есть свои истоки и причины. Важно их понять и помочь ...
Что делать, если ребенок все ломает. Советы психологов Ребенок и игрушки (фото: Л.Журавлева /ЦФА «Бурда») Вашему малышу примерно 2 годика, и он превратился в ...
Ребенок в реанимации. Проект приказа МОЗ о допуске родителей в палату выставлен для обсуждения Ребенок может оказаться реанимации в случае, если его жизни угрожает ...
Развитие ребенка в 6 месяцев: ползком марш! Что делать, если время ползать пришло, а ребенок не спешит радовать маму и папу? «Боится! Ты его ...
Ребенок боится: откуда берется страх Даже самые смелые малыши могут чего-то очень сильно бояться. Страхи индивидуальны, даже если вписываются в общую типологию. Они имеют ...
Ребенок боится темноты: что делать? Австралийский клинический психолог, писательница Дорис БРЕТТ в своей книге «Жила была девочка, похожая на тебя…» рассказывает замечательную историю про ...
Ребенок боится стоматолога: как наладить контакт с врачом Боязнь стоматологов начинается уже в детстве после неудачного посещения стоматолога и нередко длится и во взрослом ...
Ребенок боится спать на новом месте: советы психолога Отправляясь в поездку с ребенком, так хочется, чтобы все получили удовольствие, начиная с первых минут путешествия. ...
Ребенок боится собак. 15 способов избавиться от страха Ребенок боится собаки? Такая боязнь у него может возникнуть даже при встрече с самым небольшим и ...
Ребенок боится оставаться один: что делать? Если ранее подобного поведения не наблюдалось, то этот страх, скорее всего, связан с конкретной ситуацией. 4 причины страха ...
vrusha.info
Психологический портрет ребенка первого года жизни
Поиск Лекций
Глава 1. Младенческий возраст
Вот наконец-то, свершилось то, что целых девять волнительных месяцев так ждала вся семья – родился маленький человечек. Все сомнения, тревоги, казалось, остались позади. Оно, это чудо, такое маленькое, такое беззащитное, что молодой маме становится страшновато: «А вдруг я что-то важное не пойму, не смогу сделать для него?». И она вдруг испытывает радость вперемежку с тревогой, такой неожиданной и непонятной, которая не отпускает ни на минуту. В роддоме это тоже появлялось, но не так остро ощущалось под крылом опытных специалистов. А вот только переступила порог родного дома, куда мечтала быстрее добраться с крохой, сразу навалилось такое непонятное состояние! Это и напряжение, и усталость от стольких событий и перемен, и тревога за это маленькое существо, что просто опускаются руки и хочется расплакаться. Не радуют ни внимание мужа, ни многочисленные звонки родственников и знакомых. Ей хочется одного – быть рядом с собственным сокровищем. И оно как будто тоже этого желает, беспокойно ведёт себя в детской, кряхтит, ворочается, плачет. Жалко оставлять любимого мужа одного за праздничным столом, но ничего с собой не поделаешь. С виноватой улыбкой, сославшись на усталость, молодая мама ложится в постель, рядом кладёт это крохотное существо и, наконец-то, оба успокаиваются. Вот что нужно было сделать сразу!
А на кухне за нетронутым праздничным столом с зажженной свечкой, букетом и неоткрытым шампанским сидит обескураженный молодой папа. Что происходит? Совсем не то и не так, как оба ожидали, готовились, много читали, посещали курсы, учились пеленать, купать малыша. А теперь все не то! Милая, чуткая, внимательная жена не заметила ни косметического ремонта, который он только вчера успел закончить в детской, ни воздушные шарики над входной дверью, ни с любовью накрытого праздничного стола. Она встревожена, напряжена, вся устремлена в детскую. И зачем он подарил ей радионяню! Закряхтит это маленькое существо, и она уже бежит в детскую, затихнет оно – опять беспокойство!
В кроватку он посадил куклу Надюшку, которую на курсах сам пеленал, купал, а она доверчиво моргала, беспрекословно давала одеть себя, всё время улыбалась. А теперь в той же кроватке лежит его сын, маленький красный комочек с крохотным недовольным личиком. Он как-то потерялся в неожиданно огромной для него кроватке, лежит, морщится, вскрикивает. Может вдруг заплакать без причины. Глаза его закрыты, тоненькие ручки и ножки прижаты к животу. Кулачки сжаты. Страшно такого на руки взять, не знаешь, как и переодеть, а предстоит ещё и купать. Надюшка рядом с ним кажется гренадершей и такой симпатичной, такой понятной. Так непривычно, из-за крохотного существа резко меняется весь устоявшийся уклад жизни, отношения между супругами и даже запахи в доме и что-то не видно особой радости.
Приуныли молодые родители, и невдомёк им, что это лишь адаптация, привыкание каждого члена семьи к новым условиям совместной жизни с младенцем, к новым обязанностям по отношению к нему, к ответственности за него. Пройдёт совсем немного времени, острота момента первого знакомства сгладится, и восстановятся прежние тёплые отношения любящих друг друга людей, их взаимопонимание. Оба будут испытывать умиление, радость при виде этого быстро растущего существа, восхищающего всех окружающих своими успехами в развитии.
Одно дело – острые впечатления взрослых. А что происходит с самим виновником этого переполоха? Оказывается, то, что пережила эта кроха с появлением на свет, вряд ли с таким стоицизмом смог бы перенести любой из взрослых.
С первых минут его появления на свет происходит интенсивная перестройка всех его жизнеобеспечивающих систем и органов на активную деятельность в новых условиях жизни вне материнского организма. Ребенок из водной стихии попадает в воздушную. С первым вздохом моментально начинают функционировать его легкие, перестраивается кровообращение. В связи с новым видом вскармливания по-новому функционирует пищеварительный тракт. В воздушном пространстве новорожденный испытывает дискомфорт от резкого перепада температуры окружающей среды, тело продолжает интенсивно выделять жидкость, что приводит к обильному потоотделению. В воздушной среде новорожденный не может изменить позу и только криком способен известить о своем состоянии.
Но мудрая природа заранее позаботилась о нём, снабдив необходимым набором умений, которые успешно развивались в период внутриутробной жизни. Одни из этих умений сразу же активно включаются в восприятие внешнего мира, другие пока ещё постепенно дозревают и будут плавно подключаться в этот сложный процесс. С момента появления на свет новорожденный интенсивно приспосабливается к новой жизни, пытается понять, принять её. И.П.Павлов, знаменитый русский физиолог, назвал эту активность младенца рефлекс «Что такое?», которая со временем преобразуется под воздействием взрослого в любопытство, любознательность, творчество.
Младенец видит близко расположенные предметы, воспринимает окраску, форму, правда, пока размыто, нечетко. Глаз только начинает приспосабливаться к яркому и довольно изменчивому по интенсивности свету, к цветовым пятнам вокруг. Младенец слышит громкие звуки, резко реагирует на них. Во время кормления, услышав звонок телефона, он прерывает кормление и даже готов вовсе отказаться от него, лишь бы понять, что произошло. Вот оно, какое любопытное и даже настырное маленькое существо. Вскоре из всего обилия звуковой гаммы он начнет выделять человеческий голос, успокаиваться под нежным воздействием воркования мамы, её пения.
Младенец обладает достаточно развитым обонянием, остро реагирует на запахи вокруг и довольно быстро начинает отдавать предпочтения запахам, исходящим от кормящей его мамы. Из обилия тактильных ощущений (это и разница температур среды обитания, и гладкая поверхность стола, и мягкие прикосновения тканей пелёнок-распашонок и др.) он быстро выделяет и успокаивается при нежных прикосновениях рук мамы, её ласковых поглаживаниях, обнимании, поцелуях. Новорожденный наделён и вестибулярной чувствительностью. Сначала настороженно, а вскоре положительно он реагирует на все манипуляции мамы, когда она его переодевает в сухое, держит вертикально перед своим лицом, носит на руках, выкладывает на животик. Не в силах изменить самостоятельно положения собственного тела в непонятном пока пространстве, новорожденный обладает достаточно развитыми мышцами и способен удерживать собственный вес на вытянутой руке. Все эти способности оказывают ему добрую услугу в период адаптации к новым условиям жизни, а вскоре начнут помогать активно включаться в эту жизнь.
С момента появления на свет младенец почти всё время спит, восстанавливает растраченные силы и энергию и просыпается, почувствовав дискомфорт, т.е. потребность в пище, тепле, сухой одежде, перемене места положения собственного тела. Но, ни одну из своих насущных потребностей он не в состоянии удовлетворить самостоятельно, полностью зависит от взрослых. Естественное состояние – материнская любовь, которую впервые испытывает молодая женщина, став матерью, подскажет ей правильный путь выстраивания взаимоотношений, взаимопонимания с собственным ребёнком. Чем быстрее реагирует и тоньше чувствует его состояние молодая мама, тем быстрее научается она распознавать его сигналы и тем спокойнее, увереннее начинает чувствовать себя её малыш. Все дело в том, что не только обслуживает мама его, не только заботится о его физическом благополучии, но и незаметно для себя окружает его любовью, ласково тормошит, прижимает к себе, целует, разговаривает с ним, напевает, смеется, глядя в любимые глаза. Младенец всем телом воспринимает это море любви, настраивается на любовь, успокаивается, прикладываясь к груди, вдыхая такие желанные запахи, прислушиваясь к знакомому по предыдущему жизненному опыту звуку её сердцебиения. Так устанавливается в паре младенец – мама тесный эмоциональный контакт. Более того, у младенца начинает формироваться чувство защищённости, которое он пронесёт по жизни. К тому же он начинает понимать, что он нужен, любим, желанен. На основе этого первого опыта появляется первичное доверие к миру, открытость, доброжелательность, активность. С этими качествами личности он уверенно вступает в жизнь.
Следует отметить, что заводя серьёзный разговор о детях раннего возраста, необходимо настраиваться на то, что мы будем вести разговор о полноценном проживании малыша каждый день, и в то же время будем подчёркивать его устремление в будущее. Все его успехи и достижения каждого дня – это плацдарм его будущей полноценной жизни.
Перед неопытной молодой мамой неизменно встанет вопрос: как правильно выстраивать свои отношения с младенцем, чтобы достойно растить и правильно воспитывать его. Материнская любовь – не простое чувство, оно несёт в себе столько ответственности за будущее этого дорогого существа.
Поддавшись этому новому чувству, неопытная мама может легко оказаться заложницей собственных эмоций. Забыв обо всем на свете, она без остатка растворяется в слепой любви к своему малышу, трепетно ловит каждый его вздох, предупреждает любое его желание, потакает во всем, не спускает с него влюбленного взгляда ни на минуту. Слепая материнская любовь играет с этой поры в злую шутку. Малыш лишен активности, самостоятельности, инициативности в выражениях собственных потребностей. И в то же время он быстро начинает осознавать свою власть над взрослыми, беззастенчиво пользуется этим, вырастая безжалостным черствым эгоистом. Мать очень поздно, к сожалению, начинает осознавать свои ошибки, раскаивается, отчаивается, т.к. время безвозвратно ушло, исправить прошлое невозможно.
Бывает, что неопытная мать поддается увещеваниям досужих тётушек, которые с умным видом поучают: не бери ребёнка часто на руки – избалуешь, не спеши сразу к плачущему ребёнку – пусть привыкает к самостоятельности. И разрывается сердце молодой женщины от жалости и любви, но приходится перебарывать себя, воспитывая «в строгости» и малыша, и себя, от чего страдают безмерно оба, оба теряют много ценного, окрашенного любовью и нежностью материнского чувства. И растет малыш, лишенный всего этого, такого прекрасного, щедрого, нежного, растет в холодной рациональной обстановке тихим, неприметным, забитым. Таким он и пойдет по жизни. Так жаль!
Все эти ошибки неопытной матери происходят в основном от неосведомленности ее о путях психического развития малыша. Давно уже известно, что новорожденный, несмотря на свою беспомощность, беззащитность, располагает таким набором возможностей, которые свидетельствуют о напряженной внутренней жизни младенца, о его активности, устремленности как можно быстрее понять и принять этот незнакомый мир и даже по-своему взаимодействовать на него. В этих его законных устремлениях неоценимую помощь оказывают любящие и понимающие его люди. Все важные приобретения и в физическом, и в психическом развитии малыша совершаются лишь в условиях тесного эмоционального контакта его с взрослым.
Мы уже отмечали, что большую часть суток новорожденный проводит во сне. Сон его неустойчив, беспорядочен, бодрствование проходит хаотично. Молодой маме не стоит опускать руки после тревожной череды бессонных ночей и тревожных будней. Первоочередная её задача – ввести младенца в четкий режим сна и бодрствования. Чуть задержись она с решением этой проблемы и тут же попадает в сложную ситуацию – младенец умудряется перепутать день и ночь, приводя в отчаяние все семейство. Следует поспешить ободрить перепуганную молодую маму – сон структурируется довольно легко, если на время, положенное для сна, кто-либо из домочадцев будет выкатывать коляску с малышом на свежий воздух, предоставив самой маме занять освободившееся время по собственному усмотрению, отдохнуть душой и телом, зная, что малышу без нее комфортно и спокойно.
Сложнее обстоят дела в организации активного бодрствования ребенка. Было бы наивно уповать на то, что его развитие будет идти естественным путем, в то же время как все его успехи, достижения будут определяться той мерой ответственности и искренней заинтересованности в первую очередь самой мамы, степенью её активного включения в жизнь своего драгоценного дитяти. Понимая всю серьезность этого положения, мама стоит перед насущным вопросом: как в короткие островки бодрствования новорожденного умудриться успеть сделать многое. В этом случае следует опираться в своих начинаниях на показатели физического и психического развития малыша на каждый месяц, не забывать оставлять время и для развития его самостоятельности, ежедневно по несколько раз в каждое бодрствование заниматься с ним. Нередко молодой маме приходится выслушивать скептические высказывания взрослых по поводу занятий с ребенком: «С вашими модными начинаниями вы готовы открывать школу на дому для младенцев с пеленок!» Будьте снисходительны к этим заблуждениям людей старшего поколения. Оказывается, и они порой бывают не правы. Это ваш ребенок, вы в ответе за него. Стойко отстаивайте конкретным делом свои позиции, не тратьте силы и время на бесполезные диспуты.
Каждый короткий отрезок бодрствования малыша как можно эффективнее используйте для его всестороннего развития. Для вас это – напряженная, четкая работа по осуществлению запланированных задач, для малыша – это увлекательное времяпровождение.
Проснулся младенец. В каком бы он ни был настроении, включайтесь в работу, используя каждую минуту ему на пользу. Переодевая младенца после сна во все сухое, разговаривайте с ним, пойте, тормошите, улыбайтесь, старайтесь «зацепить» его взгляд. Пусть ребёнок купается в вашей любви. Вы уже знаете, что любовью его не испортишь. Налаживая тесный эмоциональный контакт с ним, вы закладываете основы будущего дружеского, открытого, тонкого взаимопонимания со своим растущим ребенком. К вам он привыкнет приходить со своими проблемами, задачами и радостями. Очень скоро вы увидите положительные результаты собственных усилий – малыш начинает останавливать свой взор на вашем лице, взгляд его становится все осмысленнее, он уже по собственной инициативе отдаем предпочтение лицу человека, выделяя его среди других объектов ближайшего окружения. Затем он начинает глядеть глаза в глаза, а это первый признак зарождающегося общения. Более того, к концу первого месяца в ответ на ваше ласковое обращение младенец одарит вас первой улыбкой.
Переодев и накормив его, можно спокойно оставить младенца на некоторое время в одиночестве. Ему необходимо отдохнуть после трудов, ведь сосать грудь очень трудное, но такое нужное занятие. У младенца даже пот выступает на лобике, носике от усилий. К тому же необходимо набраться сил для активного бодрствования. Но лежать бесцельно, устремив взгляд на пустой потолок, младенцу совсем не хочется. Чуткая мать тонко реагирует на любые признаки недовольства малыша, тем самым развивая его инициативу. Создайте условия для его активного самостоятельного бодрствования. Повесьте на высоте 50-70см над кроваткой две яркие игрушки, лучше два контрастного цвета воздушных шарика средних размеров, от движения воздуха они будут медленно покачиваться. Блуждающий взор младенца все чаще и чаще будет останавливаться на них. Ребенок учится занимать себя сам, пусть пока еще на очень короткое время. В таких условиях начинают прорастать первые робкие ростки его познавательной активности к окружающему миру. Эти не хитрые упражнения глаз приводят к тому, что с двух-трех недель жизни младенец уже может «цепляться» взглядом за медленно передвигающийся предмет, терять его и находить вновь.
И все же приходится констатировать, что природа не торопится открывать нам свои тайны. Ученые заметили, что младенец отдает предпочтение медленно передвигающемуся по горизонтали предмету. Но вот этот предмет вдруг исчезает за небольшим экраном. Что предпримет младенец? А он, оказывается, переводит взгляд на другой конец экрана, ожидая появления исчезнувшего предмета. Что это? Предвидение? Тогда скажите, когда оно сформировалось? Или младенец уже родился с таким серьезным багажом знаний? Вопросов множество, но ученые пока не торопятся давать заключительный ответ. Все не так просто в жизни, как, порой, кажется.
Как только младенец устал от одиночества, от лежания на спине, не испытывайте его терпения. Пусть он знает, что вы всегда придете на помощь. Теперь самое время на 1-2 минуты выложить его на животик (а иногда стоит начинать бодрствование с этого, пока малыш не поел). Кстати, не стоит пеленать ребенка. Чем свободнее он будет чувствовать себя, тем скорее научится управлять своими движениями. Положив его на животик, чуть продвиньте его согнутые в локтях ручки вперед. Младенец тут же проявляет свою активность, демонстрируя рефлекс «Что такое?» пытается оглядеться. Но тяжелую голову пока не удержать и через 2-3 попытки младенец лежит на собственных кулачках, повернув головку набок. Не смущайтесь такими кратковременными упражнениями. Терпение и труд все перетрут. Постепенно спадает физиологическое напряжение мышц, начиная с мышц шеи, рук и плечевого пояса и далее спускается к ногам. К 3 месяцам малыша не узнать. Он лежит, опираясь на вытянутые руки, оглядывается по сторонам. Ежедневные физические упражнения укрепили мышцы его шеи, рук, плечевого пояса, мышцы спины и живота. Укрепляется его зрительная ось, что дает возможность и далее развиваться успешно. Перед взором ребенка в новом ракурсе предстают разные предметы, что дает толчок его познавательной активности, умственному развитию.
Постепенно нарастает длительность отрезков бодрствования, нарастает время активности малыша в разных видах деятельности, предлагаемых взрослым.
После выкладывания смените позу младенца, подержите его горизонтально, укрепляя мышцы шеи, формируя взгляд глаза в глаза, затем устройте его удобнее на руках. Можно держать перед собой, лицом вперед. Можно уложить, склонив головку на ваше плечо. В таком положении отправляйтесь путешествовать по квартире. Пусть младенец знакомится с окружающим его миром, вдыхает запахи кухни, прихожей, останавливает взор на зеркале, на картине, на окне. Не оставляйте эти краткие минуты без участия. Расскажите ему, что он видит, закладывая основы понимания речи, развития интереса к ближайшему окружению.
Время бодрствования на исходе, теперь можно походить или посидеть, баюкая малыша, напевая колыбельную, тихо поглаживая, нежно целуя. Непосредственная близость взрослого, стимуляция всех органов малыша, ощущение им комфорта, тепла и уюта настраивают на предстоящий сон. После такой разносторонней активности младенец будет спать крепко и длительно.
И это только описание одного из отрезков бодрствования. Не правда ли, вот она – настоящая школа всестороннего развития младенца, которая вскоре перерастает в настоящий университет.
Увидев все это на практике, исчезают скептические высказывания, язвительные улыбки все ведающих кумушек.
Каждый день теперь несет что-то новое в развитии малыша. Папа фотографирует, мама пытается вести дневник.
К 2,5-3 месяцам карапуз уже демонстрирует возможности проявлять собственную активность по отношению к взрослому человеку. Увидев его, ребенок радостно вскидывает навстречу ручки и ножки, пытается выдавить из себя гортанные звуки, улыбается, смотрит в глаза. Такое яркое поведение свидетельствует о том, что ребенок теперь выступает инициатором общения с взрослым, демонстрируя собственные разнообразные умения. Это ценное приобретение малыша называют «комплексом оживления». Он по праву становится трамплином для дальнейшего разностороннего развития физических и психических возможностей малыша под руководством умного взрослого. В активном поведении детей, нацеленных на тесное эмоциональное взаимодействие с взрослым, следует видеть не посягательство ребёнка на личную жизнь взрослого, а проявление его инициативности, самостоятельности, развития любознательности, стремление по праву занять достойное место в социуме.
У ребенка развивающееся зрение позволяет различать форму, цвет, величину предметов. Если предложить малышу в синей бутылочке молоко, а в красной – воду, то после 3-4 предъявлений он заранее начнет бурно выражать свой протест, завидев красную бутылочку. То же происходит при предъявлении бутылочек резко контрастных форм (например, круглой и четырехугольной). Теперь он с удовольствием рассматривает близко висящие над грудью разноцветные погремушки, прислушиваясь к их разнообразному звучанию. Он уже отыскивает маму глазами, голосом пытается обратить ее внимание на себя и искренне радуется, увидев положительный результат собственных усилий. Поддерживая его активность, вы закрепляете возрастающую инициативность, самостоятельность маленького человечка, формируете его такие необходимые личностные качества. Некогда нежная улыбка теперь заканчивается радостным смехом довольного карапуза, приводя в восторг всю семью.
Зрительные и слуховые впечатления настолько захватывают малыша, что он невольно тянется рукою к увиденному предмету. Наталкиваясь неожиданно на висящую погремушку, прислушиваясь к ее звучанию и к своим тактильным ощущениям, ребенок со временем осваивает хватательную функцию, начинает ощупывать, обследовать предметы, что дает дополнительный толчок для его познавательной деятельности. Наталкиваясь на свою руку, ногу, ребенок начинает познавать собственное тело. В детальное обследование активно включается и рот малыша, как один из ведущих органов познания. Теперь уже в рот идут и пеленки, и любые предметы, подвернувшиеся под руку.
Увидев стоящую рядом игрушку, малыш упорно изворачивается, пытаясь ухватить ее, энергично устремляется и неожиданно для себя переворачивается со спины на живот. Такое резкое изменение положения несколько обескураживает этого неутомимого деятеля, но ничуть не пугает, не отбивает охоту к подобным упражнениям. Так малыш самостоятельно и успешно осваивает общие движения, переворачиваясь со спины на живот и обратно по собственному усмотрению без помощи взрослого.
Произносимые совсем недавно гортанные звуки быстро преобразуются теперь в яркие, продолжительные вокализы, вызывая умиление у родителей. Более того, с ним уже можно на расстоянии устраивать переклички. Для карапуза это – забава, для взрослых закладывание основ развития его активной речи.
Под благотворным влиянием любви взрослого между ним и малышом устанавливаются невидимые связи, возникает синхронизация их движений, где лидирующее положение занимает сама кроха, а взрослый невольно, не отдавая отчета собственным действиям, подстраивается под его движения. Иллюстрацией этого может служить любая игра этих двух увлеченных людей. Взрослый произносит и показывает : «Идет коза рогатая», а малыш то смеется, поощряя его действия, то отводит глаза в сторону – и взрослый замирает. Более того, не замечая за собой ничего предосудительного, любящий взрослый в порыве нежных чувств вдруг переходит на явное сюсюкание, вызывая неописуемый восторг любимца. Так на основе взаимной любви складываются первые и достаточно прочные привязанности ребёнка. Например, карапуз безумно желает действовать именно с тем предметом, который увидел в руках взрослого. В этом он видит осуществление собственных устремлений во всем походить на взрослых. Он требует, чтобы ему отдали в пользование папин мобильный телефон, пытается дотянуться до маминых духов. В ответ на запреты он раздражается, кричит, негодующе размахивает руками. Лучший выход из положения – убрать запрещенные вещи заранее с его поля зрения. В таком поведении малыша один взрослый склонен видеть посягательство на собственность, другой потакает, с умилением отмечая возросшую активность своего любимца, проявление его упорства в достижении результата. Третий спокойно реагирует, отмечая первые ростки его собственного Я. Под влиянием тесного эмоционального общения у ребенка постепенно складывается положительный образ взрослого. Малыш положительно реагирует на активность любого взрослого установить с ним положительные взаимоотношения, всем своим видом выражает готовность к интересному общению. Ближе к полугоду у него накапливается собственный опыт общения с разными людьми, отчетливо начинает проявляться избирательное отношение к окружающим людям. Вот таких высот достигает малыш всего за шесть месяцев жизни.
На протяжении первых месяцев жизни каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее крохе исполнится полгода. В ее мечтах это довольно солидный возраст: малыш окрепнет, начнет ползать, а там и ходить, и говорить. Не нужно будет постоянно быть с ним, носить на руках, пытаться понять, что ему надо. Можно будет, наконец-то, расслабиться, облегченно вздохнуть.
Что ж, отчасти мама и права. Действительно, следующие полгода - время интенсивного физического развития. Каждый месяц приносит новые радости. Малыш начинает ползать, садиться, разными способами путешествовать по квартире. Все это требует от него и физических усилий, и непрерывных тренировок, причем сопровождается бесчисленными падениями и ушибами, которые эта кроха переносит стоически. Врожденное стремление к результату поддерживает его стойкое желание продолжать попытки, успех способствует формированию независимости. Возрастают его коммуникационные возможности, активно развивается психика. Это хотя и маленький, но уже настоящий человек со своим отношением к миру, со своими потребностями, с собственными способами самовыражения. Карапуз начинает чрезмерно активно пользоваться своими достижениями: свободно передвигается в пространстве, действует с предметами по собственному разумению, а главное, он, оказывается, намерен считаться только со своими желаниями, пристрастиями, интересами и отстаивать их вопреки всему. В случае несовпадения интересов демонстрирует неповиновение и упрямство. Бывает затруднительно мирно сосуществовать с этим отчаянно деятельным существом. Ведь в силу собственного возраста ему еще не понятны ни запреты, ни уговоры, ни угрозы, ему неведомо чувство опасности. Из года в год не убывает число несчастных случаев с перевернутыми кипящими чайниками и горячими утюгами, многочисленными выпадениями из колясок и т.п. Второе полугодие первого года жизни характеризуется, как период наибольшего риска для здоровья и жизни ребенка.
Ребенок 6-12 месяцев находится в постоянном движении. Его уже не удержать в кроватке. Манеж - лишь кратковременный выход из положения, к тому же за его решеткой малышу никогда не научиться тому, чему он может и должен научиться. Не стоит тратиться на такую покупку, загромождать ею квартиру. На диване ему тоже тесно, эта егоза все же умудрится свалиться. Выход одни - спустить его на пол, и пусть Ваш малыш с упоением осваивает территорию всей квартиры (кроме ванной и туалета). Чем внушительней будет поле его деятельности, тем быстрее и энергичнее он будет развиваться.
Одевать ребенка необходимо так, чтоб он смог активно двигаться, не перегреваясь и не замерзая. Парадную форму берегите для торжественных случаев. Повседневная одежда - это майка, кофточка, трусики, колготки и шерстяные носки. Ноги должны быть в тепле, т.к. при незначительном похолодании в первую очередь замерзают стопы. Как только ребенок делает первые шаги, ему необходима обувь. Первая обувь должна идеально подходить малышу, она влияет на форму стопы и правильную походку. Лучше всего подходят высокие ботинки с жестким задником, с супинаторами, маленьким каблучком и нескользящей подошвой. Размер обуви необходимо ежемесячно корректировать по ширине, длине стопы и подьему. В жаркую погоду можно пускать ребенка и босиком. Тут и закаливание, и положительное решение проблем устойчивости и равновесия, и новые тактильные ощущения.
Ваша задача - сделать свой дом безопасным для ребенка. Пол должен быть теплым (ковер, ковролин, специальный подогрев). Температура воздуха на уровне пола +20-21 градус. Займитесь основательной перестановкой мебели. Главное - не красота и уют, а рациональность. Угрозу жизни могут представлять непрочные и неустойчивые предметы. Придется отказаться от скатерти на столе, переставить повыше настольную лампу и телевизор, книги и видеокассеты, укоротить электрические шнуры и поставить на розетки заглушки, выдвижные ящики столов и створки шкафов закрывать на ключ. Постарайтесь на эти преобразования посмотреть с некоторой долей юмора: наконец-то старшие дети будут убирать по местам свои вещи и учебники, дедушка - не оставлять, где придется, газеты и очки, муж - пачки сигарет.
Если в доме есть лестница, установите решетку безопасности. Серьезное внимание уделите кухне. Моющие средства, электроприборы, острые предметы, сыпучие продукты придется переставлять на верхние полки. А готовить еду - на дальних конфорках, не забывать перекрывать общий газ.
В ванной комнате обратите внимание на шампуни, стиральные порошки и т.д. При купании используйте резиновый коврик, не оставляйте ребенка ни на мгновение одного. И вообще, будьте предельно внимательны к собственным действиям: когда держите этого пострела на руках, не пейте горячий чай, не берите иголку, нож. Разогревая еду, пробуйте ее, особенно после микроволновой печи.
В каком бы месте квартиры ни находился ребенок, каждый взрослый, кто поблизости, должен следить за ним. Малыш то умудряется отыскать в укромном уголке пуговицу, то пожевать откуда-то извлеченный кусок бумаги. Приходится частенько устраивать ревизию во рту этого “первопроходца”. И не стоит расслабляться, если Ваше вездесущее создание вдруг затихнет. Глядь, а карапуз с аппетитом уплетает кусочки сыра из кошачьей миски, а изрядно помятая кошка сердито следит за этим с высокого шкафа. Можно понять и реакцию домочадцев, обнаруживших утром свою обувь без единого шнурка. Предвидеть и предотвратить стрессовые ситуации, в которые ввергает всю семью это неугомонное создание, - не хватит фантазии.
Ребенок демонстрирует поразительное умение легко и свободно ориентироваться в пространстве. Как только спустили на пол, тут же направляется на кухню, где всегда есть взрослые, где масса интересных предметов, разнообразные звуки и запахи. У него обнаруживается удивительная память: помнит, что не разрешали, от чего убирали вчера, сегодня устремляется туда же. Он легко запоминает места хранения предметов, которые его заинтересовали. Порой малыш не в меру настойчив и даже упрям. Его поворачивают от телевизора в другую сторону, он тут же разворачивается и ползет к цели, может перелезать через попавшиеся на пути чемоданы, раздвигать и переворачивать стулья. Удивляет его терпение, когда он пытается открывать створки шкафа. Любознательный карапуз постоянно попадает в критические ситуации, на него сыплются с полок книги, он застревает между стульев, но ничто не останавливает эту деятельную натуру. То, что порой радует малыша, отнюдь не вызывает радостных чувств у взрослых.
Со второй половины первого года жизни стремительно развивается и углубляется эмоциональная сфера малыша. Теперь по всей квартире только и слышен переливчатый смех крохи, а совсем недавно мы радовались первой робкой его улыбке. Некоторые взрослые считают смех высшей степенью улыбки. Но это не так. По своей сути смех отличается от улыбки. Улыбка вызывается социальными контактами и несет общественные функции (проявление радости от общения), в то время как смех выражает сугубо личное положительное переживание веселья, радости. Смех можно вызвать и щекотанием, и похлопываниями, и шалостями, воздействием на ребенка звуковыми и зрительными образами. Взрослея, ребенок начинает адекватно реагировать на шутки, юмористические ситуации.
Он способен на радость и грусть, на обиды, разочарования, возмущение. У него появляется агрессия, что настораживает взрослых (по свидетельству психологов агрессия необходима ребенку для преодоления зависимости от взрослых, при адаптации к внешнему миру.) В присутствии близких малыш радостен и открыт, при посторонних робок и смущен. К одному году у него появляются адекватные реакции на собственный успех и похвалу - неуспех и порицание. Ребятишки безошибочно используют разнообразные способы выражения чувств. Вам теперь не приходится ломать голову в догадках, что ему нравится, правильно ли Вы отреагировали на его просьбу и т.п. Задействованы в этом голосовые реакции, мимика, жесты, позы, действия. В радостном порыве он победоносно кричит, вскидывает руки вверх и может даже укусить. Когда сердится, издает возмущенные звуки, появляется характерная мимика, отталкивающие жесты. Мимика малыша настолько выразительна, что не составляет труда понять все оттенки его переживаний, прочитать, какие чувства его одолевают.
Именно в этом возрастном периоде, не владея достаточным словарным запасом и испытывая настоятельную потребность в общении со взрослым, ребятишки открывают для себя жестовую речь и широко пользуются ею. Малыш выразительно смотрит на взрослого, сжимая и разжимая кулаки (Дай!), поднимает руки вверх, издавая требовательные звуки (Возьми!) и т.д.
Настроение детворы крайне неустойчиво, зависит от малейших нюансов (не дотянулся до предмета - и тут же плачет), весьма изменчиво (только что горько плакал - и вот уже хохочет). Малыш эмоционально подвижен, настроение окружающих тут же передается ему: заплакал чей-то ребенок, Ваш тут же подхватит; у бабушки болит голова - рядом затихает и внучок.
Одно из глубочайших чувств, потрясающих душу маленького человечка, является любовь к матери. Привязанность к Вам, возникшая тогда, когда он стал отличать своих от чужих, перерастает в любовь. Сейчас эта кроха любит Вас больше, чем кто бы то ни был. У него появляется настойчивая потребность постоянно видеть Вас. Ему необходимо Ваше внимание, он не намерен делить его ни с кем, страстно желает ощущать Вашу любовь и обожание, щедро отвечать тем же. Он хочет ощущать Вас физически: сидеть на руках, играть с Вами, принимать ласки, поцелуи. Ваше кратковременное отсутствие теперь вызывает бурю негативных эмоций. Ребенок чувствует себя брошенным. Тревожность нарастает, если Вы попытаетесь не замечать такое состояние малыша. Выход один - щадить его чувства, быть нежной, ласковой, чуткой, собственным примером учить настоящей, преданной любви. Умение любить распространяется и на тех взрослых, что живут с ним рядом. Чем больше близких сможет любить ребенок и чувствовать их ответную любовь, тем более щедрым и открытым для любви он станет в своей взрослой жизни.
Внимательные взрослые отмечают, что во втором полугодии дети вдруг начинают много плакать. Если разобраться, поводов для этого у них предостаточно. Поверьте, просто так эта неугомонная компания плакать не станет.
Причины плача могут быть и внутренние и внешние. К внутренним причинам следует отнести болезнь, боль (режутся зубы, беспокоит живот), голод, жажда. Внешних причин намного больше.
Дефицит внимания и любви. Если малыша окружают люди, которые считают, что лишний раз проиграть с ребенком, подержать его на руках, приласкать - значит избаловать, то в такой унылой, эмоционально обедненной обстановке подрастает потенциальный нытик. Плач его вызван бессознательным стремлением привлечь внимание родителей. Про такого будут говорить: “Его в детстве мало любили”. Повышенная агрессия таких детей свидетельствует об отсутствии у них чувства защищенности.
Дефицит новых впечатлений.
Если в семье на первом месте уют, красота квартиры, а ребенок все время проводит в своей комнате, такому малышу живется плохо, он эмоционально угнетен, удручен, подавлен. Обилие небрежно разбросанных игрушек, набор которых не обновляется, раздражает его.
Не обедняйте и прогулку с малышом. Это не только оздоровительное мероприятие. Это смена места бодрствования, новые впечатления, события, встречи.
|
|
poisk-ru.ru