Что вы знаете о своем ребенке, о его индивидуальных особенностях в этом возрасте. Знание психологии ребенка очень важно, так как оно помогает не совершать определенных ошибок в воспитании. Важно знать и понимать, что ребенку доступно в этом возрасте, а что нет. С помощью психологии, вы можете корректировать поведение вашего малыша. Также давать ему ту информацию, и тот объем материала который он способен усвоить в 4 года.
Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.
Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.
В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью».
В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.
Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому.
Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.
Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.
Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых.
Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.
Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.
Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.
Память и внимание по-прежнему непроизвольны.
Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.
Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Ведущая потребность - познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно - образное мышление.
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
8. Ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время.
9. Способен к сотрудничеству со сверстниками.
10. Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.
11. Может соблюдать правила очередности.
Напоминает поведение ребенка более младшего возраста- временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.
· Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша.
· Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил.
· Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения.
· Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.
ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ
Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называют почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка.Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.
В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.
Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.
Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
16 ноября 2013 просмотров: 8421
4 года - это один из важных периодов в развитии ребенка. Вроде бы малыш уже и взрослый, но в действительности он еще очень маленький. Именно в этот период в организме ребенка развивается психика, он начинает чувствовать и понимать больше эмоций. Поэтому родители должны быть внимательные, должны уметь мягко скорректировать характер малыша.
Во время развития ребенка в 4 года изменяется его физическая активность. Он становится спокойнее, усидчивым, начинает сосредоточиваться на определенном каком-то занятии. Раньше вы пытались успокоить своего малыша, а теперь, напротив, должны побуждать его больше двигаться. Психологи вместе с врачами советуют родителям больше гулять с ребенком на улице. Поскольку именно в этом возрасте у вашего чада появляются друзья и играть ему становится намного интереснее. Ребенка в возрасте четырех лет необходимо записать в какой-то хороший кружок или секцию. Отдайте преимущество спортивным занятиям и кружкам с развивающими играми. Поскольку во время спортивных занятий ребенок направляет энергию в правильное русло, к тому же такие занятие дисциплинируют характер малыша. Именно в этот период в развитии вашего малыша формируется привычка активно двигаться, а посещения таких секций помогут ускорить этот процесс.
Если ваш ребенок не посещает никакие спортивные занятия, то для развития моторики необходимо заниматься гимнастикой дома, играть на улице в разнообразные подвижные игры. Для развития мелкой моторики - продолжайте с ним заниматься рисованием, лепкой, но немного усложните задачу. Ведь ребенок в этом возрасте должен уже рисовать человека с одеждой и различными элементами.
Многие из родителей, которые имеют малыша в возрасте 4 года, часто начинают беспокоиться за его психологическое состояние. Поэтому начинают обращатся за помощью психолога. Поскольку замечают в ребенке необычные действия, пессимистическое настроение, иногда слышат от ребенка, что он никому не нужен. Психологи отмечают, что основной причиной такого поведения является переходный возраст. В этот период психика ребенка очень уязвима, начинает чувствовать разнообразные эмоции, обиду, стыд или печаль. А раньше такие ощущения ему не были известны. Родители детей, которым исполнилось четыре года, часто допускают ошибку - стали меньше уделять внимание малышу. А ребенок наоборот в этом возрасте нуждается в большом внимании и похвалы. Поэтому советуем больше уделять времени своему чуду. Когда у ребенка что-то не вышло, не нужно сразу его ругать, ведь он старался, поэтому лучше похвалить его.
Вы наверное наблюдали, что некоторые деть в возрасте четырех лет очень говорливые, другие все время молчат. Поведение и навыки детей одногодок очень отличаются. А это говорит о том что с ребенком нужно все время заниматься. Когда вашему малышу исполнится четыре года, то его нужно начинать привлекать к культурной жизни. Это могут быть разнообразные концерты, представления, елки. Психологи также рекомендуют всегда общаться с ребенком, обсуждать с ним все то, что услышали, увидели. Таким образом вы развиваете в нем способность самостоятельно делать выводы, выражать свое мнение. В возрасте четырех лет ребенок уже должен более понятно общается. Если вашему чуду не удается произносить правильно несколько звуков, то необходимо обратиться к логопеду. Особенное внимание обращайте на слова, какие вы сами произносите, ведь ребенок в этом возрасте часто повторяет слова, которые он услышал. Конечно он не понимает их значения, потому ругать его не нужно. Просто не повторяйте больше таких слов в присутствии ребенка. В 4 года ребенок многое осознает и понимает. Среди педагогов бытует мнение, что все, заложенное от двух до пяти лет, в последствии определяет личность человека. Практика показывает, что эта формула действительно работает. Это вам подтвердит любой практикующий психолог. Часто проблемы, вовремя не устраненные в детстве, в последствии сказываются во взрослом возрасте. Следовательно, для развития ребенка в 4 года необходимо уделятьть как можно больше времени и внимания, ведь до окончания действия волшебной формулы от двух до пяти остался лишь один год. Не упустите время!
Источники: http://poskladam.ru/psy/psy_001.html, http://zorenka-41.ucoz.ru/index/psikhologicheskie_osobennosti_detej_4_5_let/0-16, http://kidstopics.com/content/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-4-goda.html
kakvospitat-rebenka.ru
Памятка для родителей.
«Возрастные особенности психического развития детей 4 – 5 лет»
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка. открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх. ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях. впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4 – 5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст Почемучек ).
Возрастные особенности и развитие детей 4-5 лет
В этой статье содержится краткая информация о психологическом ,физическо и умственном развитии ребёнка 4-5 лет в норме.
Психологические особенности детей 4-5 лет.
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет.
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет.
Возрастные особенности психического развития детей 4 - 5 лет
Развитие личности и особенности психического развития детей 4-5 лет.
Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.
Психическое развитие четырехлетнего ребенка характеризуется также тем, что он может играть один, придумывая себе игры, но как только ему это надоедает, начинается поиск подходящей компании. При игре с другими ровесниками, четырехлетние дети не ссорятся с ними, так как уже умеют идти на уступки, относиться критически к себе и уступать. Характерно в это время и отсутствие лени, ведь каждое из поручений, которое дали взрослые, малыш старается выполнить.
В случае если поведение ребенка отличается от перечисленных признаков, то лучше обратиться к психоневрологу или психологу. Специалист после осмотра даст рекомендации, как откорректировать существующие нарушения, назначит лечение или занятия.
У ребенка в четыре года наблюдается очень хорошее психомоторное развитие. Он очень вынослив и может длительное время гулять. Именно во время этих прогулок, получая новые эмоции и впечатления, малыш расширяет круг своих знаний об окружающем мире.
Ручная умелость, которая становится все совершеннее, оказывает прямое влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. А именно ребенок начинает овладевать координацией зрительного контроля и мелких движений ручками. Многие дети рисуют с огромным энтузиазмом, так как координация между моторным и зрительным развитием составляет наибольшее достижение именно в возрасте 4 лет.
Как уже говорилось, дети после 4 лет не только самозабвенно рисуют, но и играют. Игры становятся все сложнее, они уже становятся сюжетно-ролевыми, групповыми и моделирующими. Ребенок в этом возрасте легко может играть один, придумывая самостоятельно сюжет, распределяя роли, подчиняясь определенным правилам и жестко контролируя выполнение тех самых правил.
Так дети учатся общаться со сверстниками при помощи игр и контролировать поведение, подчиняясь игровым правилам. Однако то, что у ребенка просто замечательно получается в игре, намного хуже выходит при аналогичных требованиях взрослых. Во время игры у детей наблюдаются необычайная терпеливость, дисциплинированность и настойчивость. При этом у них развивается сообразительность, творческое воображение, нравственные установки и волевые качества.
Для психического развития ребенка 4 лет очень важно, чтобы взрослые относились к его игре очень серьезно и всячески поддерживали любые стремления к играм.
У ребенка этого возраста должна быть возможность развивать свои игровые фантазии. Ему нужно разрешать использовать в играх, казалось бы, ненужные для этого вещи: бруски, палки, железяки и прочее. Все это может понадобиться в игре, ведь детскую фантазию предугадать просто невозможно.
Именно игры оказывают сильнейшее влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. При их помощи дети реализуют свое стремление быть самостоятельными, моделируя жизнь взрослых. В это время они открывают для себя мир человеческих отношений, общественных людских функций и различных видов деятельности.
Стоит отметить, что такие скачки в развитии ребенка возможны только благодаря его развивающейся речи. Поэтому на этот момент также необходимо обратить внимание, так как речь является неким фундаментом для психического развития ребенка.
Что вы знаете о своем ребенке, о его индивидуальных особенностях в этом возрасте. Знание психологии ребенка очень важно, так как оно помогает не совершать определенных ошибок в воспитании. Важно знать и понимать, что ребенку доступно в этом возрасте, а что нет. С помощью психологии, вы можете корректировать поведение вашего малыша. Также давать ему ту информацию, и тот объем материала который он способен усвоить в 4 года.
Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.
Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.
В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью».
В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.
Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому.
Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.
Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.
Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых.
Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.
Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.
Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.
Память и внимание по-прежнему непроизвольны.
Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.
Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».
Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/08/pamyatka-dlya-roditeley-vozrastnye-osobennosti, http://kurszdorovia.ru/deti/trening/psihicheskoe-razvitie-rebenka-4-let, http://poskladam.ru/psy/psy_001.html
Комментариев пока нет!vyrastitrebenka.ru
Психикой называется свойство нашего мозга воспринимать и давать оценку окружающему; создавать свой внутренний образ мира; формировать свое мировоззрение; определять на основе этого свое поведение. Развитие детской психики происходит под влиянием социальных и наследственно-биологических факторов. Психика ребенка непрерывно развивается. Но происходит это скачкообразно, неравномерно, с периодами медленного созревания и новообразованиями в определенном возрасте. Узнаем об этом подробно.
Врожденные рефлексы проявившегося на свет малыша регулируются нервными центрами. Кора его больших полушарий не сформирована полностью, нервные волокна не покрыты оболочками. Следствием этого является быстрое возбуждение новорожденных.
Особенность психического развития новорожденных состоит в том, что их анализаторы формируются быстрее, нежели движения тела. В частности, очень быстро развивается и зрение, и слух малыша, на основе чего формируется его ориентировочный рефлекс, условно-рефлекторные связи.
В первые две недели у грудничка формируется первый условный рефлекс. Это положение при кормлении, вызывающее сосательный рефлекс.
В 2-3 месяца появляются эмоционально-двигательные реакции. Дитя концентрирует взгляд на близких, которые к нему склоняются. Оно радостно машет ногами и руками. Это так называемый комплекс оживления. Его появление является переходом из периода новорожденности к младенчеству.
В младенчестве формируются преднамеренные действия ребенка. Он тянется к игрушкам. У него формируются подражательные способности. Это и есть первые этапы развития интеллекта малыша. Так, в 10 дней дитя удерживает движущийся предмет в поле своего зрения; в месяц может проследить за предметом, который движется; в 6 месяцев рассматривает интересные ему предметы; в год знакомое лицо может узнать на фотографии.
В младенчестве жизнь малыша полностью зависит от взрослых. Именно их задача состоит в том, чтобы удовлетворять потребности ребенка. Младенец, являясь социальным существом, полностью копирует взрослых, и для этого необходимо постоянное общение, эмоциональные контакты родителей и малыша. Взрослые стимулируют активность ребенка, развивают его речь посредством личного примера, повторений и стимуляции первых успехов.
К 12 месяцам дитя обычно произносит с десяток простых слов, а если родители уделяют общению много внимания, то значительно больше. При этом не все слова понятны чужим людям, а вот мама прекрасно понимает, о чем говорит ребенок. То есть речь его пока своеобразная. У него формируются связи между предметом и его названием, что проявляется в возможностях показать, где находится кошка, сказать, кто пришел. Это и есть начальный этап понимания речи..
В возрасте до четырех лет психика формируется очень активно. По этой причине родителям необходимо серьезно и ответственно отнестись к малышу, помнить, что каждый ребенок — индивидуален, а его личность формируют взрослые.
Необходимо относиться к ребенку, как взрослому человеку, и не забывать, что ведущим видом деятельности у него в это время является игра, а важной основой развития психики служит подражание. Малыши перенимают и копируют поведение взрослых людей. У них проявляется интерес к окружающему, большая любознательность, которая зачастую прерывается отговорками или запретами нерадивых родителей. Не надо бесконечно повторять ребенку, что он маленький, думать, что он еще глупый. Ведь некоторые дети бывают смышленее своих родителей. И если дитя постоянно останавливать, не отвечать на его вопросы, ругать, то связи между родителями и детьми, а главное доверие легко утрачиваются. От дефицита внимания родителей у ребенка развивается замкнутость. Такому ребенку будет сложно адаптироваться в среде одногодок, будет „хромать” его социальное развитие.
Следует отметить важность периода трех лет в развитии психики ребенка. Это так называемый психологический кризис „я сам”. Проявляется он в том, что ребенок стремится даже непосильные ему действия выполнять самостоятельно, проявлять себя как личность, действуя наперекор взрослым или просто игнорируя их требования, обычные правила поведения. В этот период родителям важно не пресекать самостоятельность малыша постоянными табу, руганью, а постараться быть спокойными и проявить уважение к его личности. Ведь кризис трехлетнего ребенка как раз и является важным этапом становления психики маленькой личности. Ребенок в этом возрасте самоутверждается и доказывает, что и он личность со своими взглядами, возможностями, характером. Результатом успешного преодоления кризиса должно быть то, что дитя воспринимают равноценно. Это придает ребенку уверенность, делает отношения с взрослыми более доверительными и помогает далее правильно формироваться его психике.
Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельны. У них сформирован определенный тип поведения и интересы. В 7 лет уже точно можно определить тип темперамента малыша. По его поведению видно, холерик он или меланхолик, флегматик или сангвиник. Главенствующую роль в поведении старших детей играет любознательность. Дети этого возраста отличаются откровенностью, могут задавать взрослым (и не только родителям) любые вопросы.
Важным фактором развития психики, формирования норм поведения является общение со сверстниками. И родители должны обеспечить своему малышу достаточную возможность совместного времяпровождения с его одногодками. Дети, посещающие дошкольное учреждение, и те, которые воспитываются дома, совершенно разные. А к школе легче адаптируются первые. Чтобы избежать коммуникативных проблем в школе, ребенок должен владеть навыками поведения в детском коллективе.
До 7-летнего возраста родители должны определиться с наклонностями своего ребенка. Спорт, художественная школа, танцы, конструирование — это источники положительных эмоций, уверенности в себе, занятости малыша. А еще это та же возможность общения со сверстниками и накопление личного опыта. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки учатся мыслить независимо от взрослых, у них формируются моральные представления и нормы поведения, база ценностей.
В это время дефицит внимания со стороны родителей способствует формированию у ребенка духа соперничества, причем нездорового. Это проявляется в привлечении к себе внимания любым образом, особенно негативным. Возможно и обратное — замкнутость и формирование закомплексованности, чувства собственной ущербности. Недолюбленный в детстве ребенок будет в дальнейшем, как минимум, не уметь сочувствовать и проявлять искренность в отношении к другим людям.
Семейные разрывы неизбежно влияют на психику детей. Для них это эмоциональная травма, стресс. И чем взрослее ребенок, тем сильнее переживания, связанные с разводом родителей. Проявляется это приступами агрессии в общении со сверстниками и учителями. Дитя, что называется, отбивается от рук. А некоторым приходится испытывать чувство стыда за семью. Главная проблема заключается в том, что развод воспринимается как нечто личное, как собственное чувство вины за это. Ребенок может проявлять озлобленность на маму. Ведь чаще всего дети остаются после развода именно с ней. Надломленная психика — это и ухудшение общего здоровья ребенка. Проявляется это в том, что он чаще болеет.
Нередко дети чувствуют себя никому не нужными, убегают из дома. Именно поэтому очень важно поговорить с ребенком о разводе по-взрослому. Объяснить, что папа, который ушел из семьи (а чаще всего случается именно так), продолжает его любить и будет дальше общаться с ним, навещать, проводить выходные. Приведите ребенку пример (если такой имеется) семьи, где папа не живет с семьей, но, тем не менее, не забывает о своих детях и тепло к ним относится.
Самым лучшим вариантом после ухода отца из семьи для ребенка является регулярное общение с ним. Особенно это важно для мальчиков. В этом случае говорить об отклонениях в психике малыша не придется. Когда же отец совсем прекращает общение с детьми, то компенсировать это помогает наличие нескольких детей в неполной семье. Если же ребенок один, ему гораздо тяжелее пережить уход из семьи папы. Неоценимой в этом плане будет помощь бабушек и дедушек. Но главное в процессе компенсации госпитальной роли папы — не перегибать палку со вниманием к ребенку, не баловать и основное — не формировать у малыша образ плохого папы. Не нужно делать переоценку детских ценностей и вешать ярлыки на ушедшего из семьи отца.
Другая крайность заключается в том, что мама начинает брать на себя роль строгого отца. Но дети по-разному воспринимают авторитарность родителей. И материнская критика ребенком подсознательно воспринимается как отказ в любви. Ребенок может бороться за эту любовь и при этом использовать арсенал своего упрямства и капризов. А может быть и наоборот: дитя растет инфантильным, доминирование женщины для него становиться нормой, что в перспективе чревато деформацией половой идентификации. Если же после ухода из семьи папы все проникаются жалостью к сиротинке, то это создает условия для проявления эгоизма и нарушений психики ребенка в виде агрессивности, жестокости и чрезмерной самоуверенности.
Во всех дошкольных учреждениях есть дети, психика которых значительно отклоняется от нормы. Это могут быть агрессивные и неуправляемые дети (холерики), вялые и плаксивые. Коррекцией поведения таких детей занимается психолог.
Следует отметить, что к 3 годам у детей может быть выражена конфликтность, заикание, онанизм, нервные тики, энурез.
В 4 года это пугливость, медлительность, тики. В 5 лет мальчики склонны к реакциям торможения, а девочки, наоборот, к возбудимости.
Психологи отмечают, что самым трудным в воспитательном плане и в плане формирования отклонений в психике является и для мальчиков, и для девочек возраст 3 лет. Далее мальчики становятся в психическом плане более уязвимыми в 6 лет, девочки — в 5. Поэтому родителям не надо стесняться, бояться обращаться за помощью к психологам, психиатрам, семейным врачам, если замечаются первые звоночки в отклонении психики, например, тот же энурез. Важно помнить, что главный источник формирования здоровой психики ребенка — семья, отношения в ней и атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net