Практически каждый родитель в определённый момент задаётся вопросом – куда, на какую спортивную секцию отдать своего ребёнка? Со скольких лет отдавать? С чего лучше всего начать? Вопросы с одной стороны частные и в каждом конкретном случае нужно смотреть на индивидуальные особенности, но всегда есть общие принципы и рекомендации на основе которых можно принимать хорошие решения. В данной статье мы поговорим именно о плавании, о его пользе и особенностях, которые всегда нужно учитывать.
Начну с того, что скажу немного о себе. Я очень благодарен своему отцу, которые отдал меня на плавание в 4 года, в 4,5 года я уже самостоятельно переплывал бассейн длиной 25 метров кролем без пенопластовой доски. С плавания начался мой путь в спорте. Занимаясь больше года плаванием в самом раннем возрасте я быстро окреп, закалился, научился хорошо плавать всеми стилями и перестал бояться воды. Плавание дало мне отличную базовую подготовку, выносливость, правильное дыхание, силу мышц, благодаря которым, далее я достаточно легко добивался успеха и в других видах спорта. Но хватит о себе, продолжим нашу тему.
Ещё небольшая история о моих сыновьях. С 4 и 5 лет я отдал своих детей (2 сына) на спортивную гимнастику и вначале был доволен. В первый год я видел хороший прогресс и результаты меня радовали. Но потом, по истечению 2 лет занятий, динамика их развития начала падать. Конечно, многое и от тренера зависит, но не только. В общем, появился рад причин, которые заставили меня искать для моих гиперактивных детей другую спортивную секцию. Я попробовал плавание, а точнее водное поло, которое включает в себя гимнастику, общую физическую подготовку, работу с мячом и непосредственно плавание. Сейчас, занимаясь плаванием и водным поло, невероятно довольны мои дети, и я вместе с ними.
Как бывшему профессиональному спортсмену мне не сложно ясно увидеть и перечислить все преимущества занятий плаванием. Также, я расскажу о некоторых особенностях занятий в воде и предостережениях.
Занимаясь лично плаванием с детства и наблюдая как растут и развиваются мои дети посещая бассейн я сделал определённые выводы о неоспоримой пользе плавания. Кстати, общую подробную статью о пользе плавания для взрослых вы можете прочитать здесь.
1. Максимальное включение и тренировка всего ОДА (опорно-двигательного аппарата). Плавание – даёт универсальную и максимально полную нагрузку для развития всех групп мышц, эффективно развиваются: плечевой пояс, руки, ноги, мышца тела, пресс живота и спины, другие. Для растущего организма ребёнка это очень важно.
2. Вытягивающий эффект ускоряет рост ребёнка. Как известно, в воде ребёнок быстрее растёт. Вес тела в воде на много меньше, полностью снимается компрессионная нагрузка на позвоночник и суставы, и позвоночник и все конечности здорово вытягиваются во время занятий плаванием, что ускоряет рост и одновременно умеренно закачивает, укрепляет мышцы. Это идеальное сочетание для растущего организма. И если спортивная гимнастика или акробатика садит рост ребёнка, то плавание наоборот способствует ему.
3. Плавание отлично развивает начальную, необходимую для жизни координацию всего тела. Известно, что координация развивается и тренируется в процессе взросления человека, у детей она на похуже будет, чем у взрослых, хотя по-разному бывает:) Плавание и в целом освоение скоординированных движений в воде, как в особой среде, развивает правильное ощущение всего тела, координацию и умение управлять собой (своим телом). Дальше, конечно, в развитии координации не помешаю и другие виды искусства и спорт (боевые искусства, танцы, др.).
4. Освоение правильного глубокого дыхания. Многие болезни уже во взрослой жизни появляются из-за того, что человек с детства привык неправильно дышать и его лёгкие полностью никогда не прокачиваются, не вентилируются, а соответственно и не очищаются. О том, как правильно дышать – читайте здесь. Общеизвестно, что у пловцов прекрасно развит плечевой пояс и грудная клетка, большие и раскрытые лёгкие, благодаря этому пловцы люди здоровые, энергетичные и у них практически не бывает заболеваний связанных с лёгкими (астма, др.).
5. Естественная закалка, оздоровление и укрепление иммунитета ребёнка. Вода обладает уникальными целебными свойствами, об этом знали наши предки и 1000 лет назад. Вода исцеляет и закаляет. Круглогодичные занятия плаванием будут способствовать закаливанию вашего ребёнка, укреплению иммунной системы, что защищает его от различного рода вирусных и других заболеваний.
6. Эмоциональная зарядка и разрядка. Очень важно для ребёнка, чтобы на тренировке он выкладывался полностью, эмоционально разряжался и при этом без физических перегрузок. Плавание, как раз даёт именно такие нагрузки. Если ребёнок выходит после тренировки не реализовав себя, не выплеснув свою энергию, это не очень хорошо, такие тренировки не будут давать ребёнку полного удовлетворения и наилучшего результата. После хорошей тренировки по плаванию ребёнок должен выходить удовлетворённый, эмоционально спокойных (приятная усталость), должно быть ощущение, что он во время тренировки выложился. Только такие тренировки будут давать качественный рост, а если ребёнок даже не устал, хотя бы немного, это не тренировки, а максимум развлечение.
7. Снятие негатива, напряжения, раздражения и целебные свойство воды. Дети бывают разные, бывают спокойные и позитивно настроенные, а бывает и так, что ребёнок приходит на тренировку с негативными эмоциями, в состоянии раздражения или эмоционального расстройства. Так вот, вода обладает уникальными успокаивающими и снимающими негативную энергию свойствами. Вода смывает негативный заряд, убирает эмоциональное и физическое напряжение, расслабляет и успокаивает. После занятий плаванием, как правило дети выходят позитивно настроенные и спокойные, без негативных эмоций. Поэтому особо рекомендую плавание для детей не спокойных и эмоциональных.
8. Усиление других тренировок. Плавание и занятия в воде усиливают эффект и результаты тренировок в других видах спорта. Плавание рекомендовано добавлять как дополнительный вид нагрузок. Занятия в воде быстро восстанавливают мышцы, расслабляют и убирают крепатуру (последствия физических перегрузок), увеличивают выносливость, дыхалку и общую силу спортсменов.
Отдавать ребёнка на спортивное плавание нужно чем раньше, тем лучше, с 4-5 лет.
1. Если ребёнок не умеет плавать, не стоит его обучать этому самому, лучше отдать его в руки хорошего специалиста. Детям плаванию нужно обучаться только с тренером.
2. Когда ребёнок начинает ходить в бассейн, могут активизироваться вопросы по здоровью: горло, кашель, сопли, др. Не стоит этого пугаться и сразу бросать плавание. Должна пройти адаптация. Часто такие воспалительные процессы это реакция слизистой на воду и на хлорку в том числе. И должно пройти время пока организм подстроится под водную среду. Кроме того, с началом занятий в воде начинается закалка организма и это тоже может вызвать лёгкие воспалительные процессы. Ничего страшного, не пугайтесь, позвольте организму ребёнка адаптироваться, если нужно пролечите ребёнка и сразу возвращайте его в воду.
3. Вода и химические очистительные добавления типа хлорки и других могут вызывать аллергические реакции на коже. Проконсультируйтесь с врачом, в любом бассейне есть медперсонал.
4. Уши могут быть слабым местом и начать воспаляться из-за попадания в них воды. Не пугайтесь, после тренировки сразу вымакивайте всю попавшую в уши воду ушными палочками.
5. После занятий плаванием ребёнок должен находиться в тепле, особенно в холодное время года. Поэтому следите за тем, чтобы дети выходили на улицу из помещения бассейна с полностью сухой головой, согревшимися и нормально одетыми. В жаркое время года эта проблема отпадает.
Успехов вам и вашим деткам, и огромных результатов в спорте!
Другие статьи по теме:
С уважением, автор
www.psychology-faq.com
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток и витаминов. Чтобы быть по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет, заниматься физкультурой. Плавание для детей поможет вашему ребенку.
Чем полезно плавание для детей?
Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни.
Водные занятия закаливают ребенка помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.
Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения.
Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы эти навыки были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания.
В оздоровительном центре «Аквабебипузики» с вашим ребенком индивидуально занимается квалифицированный опытный тренер. Большинство упражнений выполняется в форме игр, которые помогают привить малышу любовь к водной среде. Тренер учит ребенка ныряниям, прыжкам в воду, отрабатывает с ребенком элементы плавательных движений и готовит к самостоятельному плаванию. Во время занятий ребенок получает водный массаж и оздоровительную гимнастику направленную на укрепление всего организма.
Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье.
Тренера по плаванию в бассейнах "Аквабебипузики" осуществляют подбор индивидуальных комплексов упражнений для каждого малыша в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.
Если вы решили приобщить ребенка к воде в этом возрасте, будьте готовы к тому, что возможно, на первых занятиях ребенок не захочет заходить в воду, будет напряжен и скован, очень беспокоен или будет плакать - это боязнь воды. Чем позже ребенок начинает осваивать водную среду, тем дольше длится период водной адаптации ребенка. Здесь не стоит торопить малыша не нужно его заставлять. Ребенок должен войти в воду добровольно. Игра - самый лучший способ познания нового и преодоления страхов. На первых занятиях тренер и родители играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне. Но на это может уйти не одно и не два занятия.
Занятия нужно проводить регулярно и не реже 2-3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде.
Малышей не обучают кролю на спине или на груди, в таком возрасте невозможно научить согласованию дыхания с движениями рук или ног. Про обучение спортивным стилям плавания можно говорить только в 5-7- лет, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению.Главное в возрасте до 3-х лет это: контакт с водой, положительные эмоции, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.
Если малыш не знаком с «грудничковым» плаванием, то с 1,5 - 3 лет ребенок обучается самому простому:
Если же к полутора годам малыш уже опытный «грудничковый пловец» то он может свободно нырять и плыть ПОД водой, учится держаться в воде, учиться скользить на воде.
Ближе к 2,5 - 3-м годам можно приучать к плавательным очкам, маске с трубкой.К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Во время занятий тренер по плаванию:
Все эти занятия подготавливают малыша к спортивным и прикладным способам плавания.
В 4-5 лет дети начинают осваивать более сложные координационные действия, способны лучше концентрировать свое внимание на выполняемых ими движениях и хорошо усваивают указания взрослых. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать.
С детьми 4-5 лет тренер проводит занятия и игры помогающие ребенку обрести определенную степень свободы в водном пространстве:
Ближе к 5 годам дети способны тренироваться любыми стилями, однако развитие техники плавания ребенка находится в начальной стадии и его движения будут лишь напоминать правильные.
Только начиная с 5-6 летнего возраста ребенок становится способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде. Если хотите чтобы он стал отличным пловцом, в 5-6 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию. Учтите, что для достижения результатов, ему придется несколько раз в неделю (в начале - 3 дня, позже - 5-6 дней) заниматься, причем это будут целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения - всё это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания будет достигнута только в том случае, когда ребёнку будет нравиться его занятие. А если так... Возможно, он станет чемпионом.
aquapuziki38.ru
Авторы: Березовская Е.П.
Интервью проведено Инной СаблинскойЯ совсем недавно рассказывала Вам, о том что мы начали ходить в бассейн с малышом. Но чем дольше мы его посещали, тем больше у меня возникало вопросов. Вот и решила я все эти вопросы задать специалисту. Адресовала я свои вопросы врачу и лектору Елене Березовской. И она, к счастью, согласилась ответить на мои вопросы, на тему: "Плавание для детей". Если Вы посещаете бассейн с малышом, или еще собираетесь, то вы непременно должны прочитать это интервью, ведь специалист дает ценные советы специально для Вас.
С какого возраста можно начинать заниматься плаваньем?Заниматься плаваньем можно с первых недель жизни, фактически сразу после заживления пупочной ранки, если малыш здоровый и не требует специального ухода, или не находится в госпитальных условиях. Моя дочь начала плавать с трех недель.Дело в том, что у новорожденных вплоть до шести месяцев имеется плавательный рефлекс: если их положить в воду, они задерживают автоматически дыхание и начинают двигать ручками и ножками. Конечно, я не рекомендую проверять этот рефлекс в домашних условиях без присмотра инструктора.Когда-то в советские времена при каждой детской поликлинике были кабинеты с ваннами и бассейнами, где деток обучали плавать с первых недель после рождения. Первые занятия проводил инструктор – медсестра или врач, обученные проведению таких занятий. Большая ванна наполнялась теплой водой, инструктор учил как правильно погружать ребенка в воду, как поддерживать головку, как обучать командам и т.д. Обычно занятия проводились 2-3 раза в неделю, а в остальные дни мы занимались плаваньем в домашних условиях.Приблизительно в 3-4 месяца начинаются занятия в бассейне, обычно с группой других родителей. К этому времени ребенок отлично держится на воде и по команде ныряет. Занятия в бассейне – это уже общение (интеракция) с другими детьми и более самостоятельные движения, конечно же, не без поддержки мамы или папы, которые всегда находятся рядом в воде.
Интересный случай произошел, когда моей дочери было где-то 3-4 года. Она случайно упала в глубокий, почти двухметровый родник-колодезь с холодной водой. Муж вовремя ухватил ее за конец платья и вытащил из воды. Каково же было наше удивление, что девочка не только не поперхнулась и не закашлялась, а даже не испугалась того, что оказалась под водой. Все ее недовольство было по поводу мокрого платья, которое перестало быть нарядным.С сыном заниматься плаваньем сразу после его рождения не удалось – в стране была настоящая разруха, бассейны закрылись, а в доме не было ни воды, ни электричества. Но как только появилась возможность ходить на реку или озеро, мы учили ребенка плавать. Настоящее обучение в бассейне началось в 6 лет, и первым серьезным инструктором плаванья стала моя дочь, которой к тому времени шел восьмой год. Она учила брата как правильно погружаться в воду, как нырять, и задерживать дыхание, и вскоре дети игрались в воде непринужденно и без боязни.Наблюдая за собственными детьми, я была удивлена, что отдыхали они чаще не на поверхности воды, а погружаясь на дно бассейна. То есть, под водой они чувствовали себя намного безопаснее, когда им нужен был отдых. Любимой игрой у детей была игра в акулу – они имитировали акулу, прикладывая руку к голове (словно плавник) и плавали по бассейну, фактически полностью упрятаны под водой, за исключением «плавника». Ни один взрослый не был в состоянии продержаться так долго под водой.Чуть позже я отдала детей на плаванье при культурно-спортивном центре, но для того, чтобы они научились другим, спортивным, стилям плаванья. В течение нескольких лет дети дошли до самого высокого уровня классов и могли уже быть инструкторами по плаванью, хотя по возрасту они все еще были подростками. Я никогда не ставила целью сделать из детей чемпионов – все спортивные занятия они выбирали по собственному желанию и, если им не нравились какие-то занятия, они не ходили по принуждению. Всегда нужно думать о пользе для здоровья, в том числе и психического, а не только телесного. Ведь, если заставлять ребенка заниматься спортивными занятиями насильно, то у него может возникнуть пожизненная неприязнь к физкультуре и занятиям спортом.
Какой должна быть вода в домашних условиях?Во-первых, начните с хорошей чистки ванны. Ванна должна быть чистой, но старайтесь пользоваться натуральными жидкостями для чистки или обыкновенной пищевой содой. Во-вторых, в ванной комнате не должно быть сквозняков, поэтому дверь держите закрытой, когда там находится ребенок. В-третьих, желательно, чтобы у вас был помощник, потому что, если понадобится полотенце или еще что-то, вам не придется поворачиваться к ребенку спиной и оставлять его в воде одного. Но если у вас нет помощников, приготовьте все заранее - полотенце должно быть в таком месте, чтобы вы могли легко протянуть одну руку и взять его быстро.
Теперь о воде. Она должна быть не горячей, и не холодной. Хотя предлагают пользоваться градусниками, я нередко определяла температуру воды (ее комфортную зону) по старому обычаю - погружением локтя в воду. Локтевой нерв находится в области локтя на поверхности (поэтому при ударе локтем мы испытывает почти адскую боль). Это значит, что чувствительность этой части тела к температурному фактору очень высокая. Если вы испытываете комфорт при погружении руки (локтевой части) в воду, значит это комфортная температура для плаванья. Учтите, что вы не купаете ребенка, а учите его плавать, а это не одно и тоже. Чуть позже можно температуру воды медленно понижать, но не слишком сильно.Так как я не доверяла чистоте воды наших водопроводов, я добавляла в воду раствор марганцовки (вода была настолько ржавой и грязной, что погружать ребенка в нее без перестраховки как-то не хотелось). Сейчас такой надобности нет.
Чем не пользоваться в домашних условиях? Ни в коем случаи не мылами и не мыльными пенками. Ребенок будет плавать, а не купаться! Я не советую пользоваться химическими препаратами и растворами. Лучше обрести фильтр, чем дезинфицировать воду химическими веществами.
Перед плаванием необходимо разогреть мышцы ребенка, поэтому проводится небольшой массаж тела, которому обычно обучает инструктор плавания. Движения рук должны быть аккуратными, чтобы не вызвать у ребенка неприятных ощущений. После 5-7 минут "разминки" начинают занятия в ванне.
Когда можно начинать посещать школьный бассейн (с хлоркой)?О хлорке создано столько слухов! Она вполне безопасна, хотя у некоторых людей может вызывать сухость и раздражение кожи. Поэтому существуют определенные правила при посещении бассейна.Во-первых, необходимо принять быстрый теплый душ перед входом в бассейн. Вода смывает грязь и пот, увлажняет кожу. Использовать мыло не обязательно (я не рекомендую хотя бы потому, что кожа покрыта жировой защитной смазкой, поэтому удалять ее мылом перед вхождением в хлорированную воду все же не рационально). После бассейна всегда необходимо принять душ с использованием нейтральных мыл и шампуней (детских), потом хорошо вытереть кожу, высушить волосы, и одеть чистое белье. При необходимости можно пользоваться вазелином и другими кремами для предотвращения сухости кожи. Желательно иметь несколько полотенец для бассейна и всегда пользоваться чистым. После занятий в бассейне всегда необходимо побыть в помещении от 20 до 30 минут – «остыть», а не выходить на улицу, даже в летнее время. Это время можно использовать на чтение книг, например.В бассейне невозможно заразиться инфекцией, так как хлорирование воды предотвращает рост многих микроорганизмов и грибков, но вполне безопасно для организма человека. Конечно, ребенка необходимо учить не глотать воду. Важно учить правилам гигиены – никогда не пользоваться чужими полотенцем и бельем, не садиться обнаженными наружными половыми органами на лавочки и стульчики, особенно влажные, не пользоваться в душе чужими мочалками. Также, при погружении в воду у детей и взрослых нередко возникает позыв на мочеиспускание. Научите ребенка не мочиться в воду (даже тайно от родителей) - лучше перед этим поведите ребенка в туалет. Очень многим навыкам детей можно научить в раннем возрасте.А занятия в бассейне можно начать в любом возрасте – было бы желание у родителей и детей. Я хожу в спортивный комплекс по соседству с домом и всегда вижу детей от 2 до 16 лет, плавающих в бассейне. Конечно, занятия есть разные – как с инструкторами, так и без них. Есть семейные дни, когда все члены семьи могут плавать вместе.
Можно ли совмещать плаванье с другими видами спорта?Можно совмещать любые занятия спортом, но всегда важно помнить, что в сумме эти занятия не должны быть изнурительными, когда ребенок переутомляется. Важно также, чтобы самому ребенку нравились занятия спортом. Не каждый мальчик может стать хоккеистом, а не каждая девочка – гимнасткой.
Нигде не учат родителей важным элементам физической подготовки ребенка. Все виды физической активности можно разделить на динамические, статические и смешанные. Динамические виды спортивных занятий подразумевают быструю интенсивную потерю энергии – движение, динамику. Обычно в такие занятия вовлечена скорость, большое количество движений: бег, прыжки, футбол, баскетбол, гимнастика и др. Статические виды спорта связаны с нагрузками на мышцы в медленном темпе – здесь энергии теряется меньше, однако нарастает мышечная масса: бодибилдинг, поднятие штанг. Сюда относят йогу, ряд восточных видов спорта. Карате может быть как динамичным, так и статичным. Игра в шахматы, например, тоже считается определенным видом спорта, но в данном случае это разминка для мозга.Плаванье обладает уникальной способностью быть как динамичным, так и статичным видом спорта, потому что плавать можно на скорость, а можно заниматься синхронным плаваньем, которое также требует элементы танцев и гимнастики. Беременным женщинам рекомендуются занятия плаваньем, потому что в воде и на воде женщины могут учиться расслабляться, что важно для родов, правильно дышать и задерживать дыхание, делать упражнения, без большой нагрузки за живот и позвоночник. Дети тоже могут заниматься разными видами плаванья. И особенно полезно плаванье тем, кто страдает какими-то заболеваниями скелетно-мышечной системы, после травм и переломов костей.Если ребенок переутомляется, занятия спортом желательно ограничить. Ведь прогулки в парке или лесу ничем не хуже занятий спортом. Мы с детьми по выходным могли пройти от 10 до 20 км в день по лесным тропинкам, и это было настоящим семейным праздником, когда дети и родители могли провести вместе несколько часов. Поэтому я всегда советую родителям следующее: если у вашего ребенка нет возможности ходить в спортзал, гуляйте с ним хотя бы 30 минут каждые вечер после ужина или перед сном. Это принесет пользу и ребенку, и вам.
Через сколько дней после болезни можно возобновлять плаванье для детей?Все зависит от вида болезни и степени ее влияния на ребенка, или другими словами, насколько болезнь была изнурительной. Обычно сами дети являются прекрасными индикаторами улучшения их состояния – как только ребенок идет на поправку, он начинает больше двигаться. Конечно, родители должны быть на страже здоровья.
Меня шокировал случай смерти одного канадского 13-летнего мальчика от свиного гриппа в октябре 2009 года. От свиного гриппа умерло людей намного меньше, чем от сезонного гриппа. Проблема не в модном диагнозе, а в том, что родители, зная, что у ребенка грипп, вынудили его участвовать в престижных соревнованиях по хоккею, которые проходили весь день. Конечно, смерть мальчика была шокирующей, потому что она была быстрой, и родители, и пресса старались обвинить медицину, потому что врач поставил обычный грипп, а не свиной. Но мало кто из пишущих в газетах и кричащих по телевизору упоминали другие факты этой истории: родители знали, что у мальчика простуда, что у него была повышенная температура тела и общая слабость, тем не менее, "напичкав" обезболивающими и жаропонижающими лекарствами, вынудили ребенка участвовать в трех играх турнира по хоккею. Когда мальчик вернулся домой, он не только был больным, но и полностью истощенным энергетически – исход был ужасным. Смерть наступила в течение нескольких часов. Я привела этот пример потому, что часто сами родители недооценивают серьезность ситуации, а дети нередко боятся перечить своим родителям, чтобы не слышать упреки и унижения.
Старайтесь общаться с ребенком и спрашивать его о самочувствии. Здоровый ребенок радуется окружающему миру. Больной ребенок подавлен, слаб. Учителя физкультуры, тренеры, инструкторы должны быть предупреждены о перенесенной ребенком болезни, поэтому нагрузки должны быть меньшими с медленным увеличением продолжительности занятий и величины нагрузок. Иногда этот период восстановления длится несколько недель и даже месяцев.
Это все вопросы на сегодня. Я получила очень обширные и вразумительные ответы на свои вопросы. Надеюсь, что Вы тоже получили массу полезной информации.
Консультации Елены Березовской в КлубКоме
опубликовано 24/05/2013 16:25обновлено 11/12/2017— Уход за ребенком, гигиена, Купание и плаванье
lib.komarovskiy.net
Приучение детей к воде с самого раннего возраста самым положительным образом сказывается на физическом развитии. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливая. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки.
Начинать обучать ребенка плаванию можно практически с момента появления на свет. Уже с самого рождения у ребенка заложен природой безусловный рефлекс, который позволяет ребенку задерживать дыхание, в случае попадания на лицо воды. Однако, навыки плавания, приобретенные в самом нежном возрасте, недостаточны для того чтобы ребенок сумел впоследствии быстро и технично плавать.
Общепринятым возрастом, с которого считается, что малыша уже можно учить плаванию осознанно, считается возраст после 3 лет. С этого возраста закладывается фундамент, который станет основой для дальнейшего постижения искусства плавания. Стоит отметить, что затягивать с этим тоже не стоит. Обучение с возрастом дается труднее, а научиться плавать взрослому человеку будет еще сложнее, чем это дается детстве.
Чтобы процесс обучения проходил наиболее эффективно, важно чтобы занятия приносили удовольствие всем участникам. Освоение азов плавания лучше всего познавать последовательно. В первую очередь будущему маленькому пловцу необходимо научиться лежать на воде. Инструктора, обучающие детей плаванию, рекомендуют объяснять теоретические основы. Расскажите малышу о том, что вода затрудняет движение рук и ног, что в горизонтальном положении человеку удержаться на воде значительно проще, чем в вертикальном.
После того как ребенок усвоил теорию, можно предложить ребенку погрузиться в воду, сделать глубокий вдох и лечь на воду животом вниз. На первых порах важно, чтобы малыш не нахлебался воды, полученные негативные эмоции могут отбить у него дальнейшее желание обучаться, поэтому ребенка необходимо поддерживать руками под живот и грудь, постепенно, незаметно убирая опору. Спустя пару занятий, ребенок уже сможет самостоятельно какое-то время держаться на поверхности воды.
Как только ребенок начинает держаться на воде можно начинать осваивать простейшие элементы плавания. Предложите ребенку выполнить такие элементы, как «Звездочка», «Поплавок», пусть малыш попробует скользить в воде, работая ногами.
Внимание! При обучении ребенка плаванию следует ограничить использование приспособлений, которые вынуждают ребенка находиться в воде в вертикальном положении.Используя надувной круг, ребенок привыкнет занимать такое положение, при плавании, и будет машинально стараться вернуться именно в вертикальное положение, в котором, естественно, будет не в состоянии удерживаться на поверхности воды. Это будет существенным препятствием для обучения, а возможно и вообще отобьет у ребенка все желание заниматься плаванием.
На первых этапах обучения можно использовать такие вспомогательные приспособления, как надувные воротники, нарукавники и пояса. Использование этих приспособлений позволит ребенку приложить меньше усилий, чтобы удерживать свое тело в горизонтальном положении, и значительно упростят процесс освоения плавания.
В возрасте 6-7 лет ребенок уже способен понимать причинно-следственные связи, понимать логику того, что ему объясняют, и самое главное способность внимательно слушать и стараться выполнить правильно то, что ему говорят. Поэтому обучение в таком возрасте считается наиболее благоприятным и эффективным. Именно сейчас у малыша появляется так называемое «чувство воды» — возможность понимать, как перемещение какой-либо части тела может повлиять на движение тела, находящегося под водой. Обучение в младшем школьном возрасте достаточно эффективно проводить в специальных секциях, где ребенок будет обучаться у тренера. Набор детей в различные секции происходит как раз в этом возрасте, именно по этой причине.
Многие родители ошибочно стараются воспитать в своем ребенке великого пловца, зачастую слишком много требуя от своего маленького спортсмена. В первую очередь водные процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие. Слишком частые тренировки могут послужить причиной отказа юного пловца от посещения занятий, и привить неприязнь к плаванию. Наилучший график для занятий по плаванию в этом возрасте составляет 2-3 посещения в неделю, и, желательно, чтобы в процесс тренировок были включены различные игровые элементы.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок сделал глубокий вдох, погрузил голову под воду, и начал неторопливо делать выдох через рот, пуская, таким образом, пузыри. Необходимо чтобы ребенок научился находиться под водой более 10 секунд, и при этом не глотал воду.
После освоения этой части упражнения можно научить ребенка делать вдох, который позволит ему в дальнейшем освоить способ дыхания, используемый в кроле. Делается вдох, голова погружается в воду, делается выдох ртом, голова поворачивается в сторону, таким образом, чтобы рот находился над поверхностью воды, делается следующий вдох, продолжая движения в этом же ключе.
Как только ребенок научился правильно выполнять это упражнение, научиться его полноценно плавать уже не составит большого труда. Основная задача скольжения – научить ребенка полноценно использовать ноги при плавании.
Если обучение проходит в бассейне, можно использовать специальную доску из пластика, если в естественном водоеме, вполне подойдет любой предмет, за который может держаться ребенок, и при этом не будет уходить под воду: надувной матрац или кусок пенопласта вполне сгодятся. На первых занятиях кто-то из родителей должен тянуть матрац по воде. После того как элемент освоен, необходимо чтобы ребенок самостоятельно скользил по воде, работая при этом ногами.
Для посещения бассейна ребенку необходимо купить шапочку для плавания. Варианты очков и шапочек для детей можно посмотреть по ссылкам - Очки, ШапочкиПоплавок поможет ребенку в тренировке по задержке дыхания. Ребенок делает глубокий вдох, погружается под воду с головой, обхватывает руками колени. После чего всплывает спиной вверх, разворачиваясь таким образом, что лицо все еще находится под водой.
Это упражнение позволит наглядно показать ребенку один из главных принципов плавания. Если ребенок уже уверенно выполняет поплавок, задерживая дыхание более чем на 20 секунд, предлагается выполнить поплавок без воздуха. Разумеется, «поплавок» не начнет всплывать.
«Поплавок» поможет уяснить ребенку, что при вдохе не нужно предпринимать никаких активных действий, а при выдохе необходимо приложить усилия, которые позволят держаться на воде.
Звездочку необходимо выполнять на такой глубине, чтобы вода была на уровне пояса малыша, руки вытянуты наверх. Делается отталкивающее движение от дна, в направлении вперед и вверх. В момент входа в воду, тело прямое, руки вытянуты, а голова должна быть под водой.
Упражнение звездочка позволит малышу понять, что можно опираться о воду, ничуть не хуже чем об землю. После того как звездочка освоена достаточно хорошо, упражнение выполняется с головой поднятой над водой. Плавучесть при этом станет заметно хуже, это наглядно покажет малышу, что плавать с головой, опущенной под воду, можно намного эффективнее.
sportotip.ru
Некоторых детей родители начинают водить в бассейн еще с грудничкового возраста. В таком раннем возрасте малыши еще помнят, как находились в животе у матери, и, как правило, им очень нравится находиться в воде. Занятия с такими детками должны происходить в оборудованном для грудничков бассейне, с хорошим опытным тренером, и с обязательным присутствием одного из родителей в бассейне с малышом.
Если в вашем городе нет таких специальных «малышовых» групп и бассейнов, то тогда с плаванием придется подождать. Обычно детей отдают на плавание в возрасте 4-5 лет. В этом возрасте они уже имеют достаточный рост, чтобы находиться в лягушатнике без помощи взрослого, а также способны слушать и выполнять команды детского тренера. Портал chudo-dieta.com считает этот возраст оптимальным для начала обучения плаванию.
Но вы можете и не спешить. В начальных классах школы многие дети также получают возможность научиться плавать в государственном бассейне.
Не в каждом городе есть большой выбор бассейнов, поэтому обычно родители ведут в обычный городской бассейн. В них, как правило, предусмотрены не только взрослые бассейны, но и детские. Узнайте, какова глубина бассейна – рост ребенка должен позволять ему уверенно стоять на ногах, а уровень воды желательно не должен превышать уровня груди ребенка. Абонемент в городском бассейне будет стоить дешевле, чем в коммерческих бассейнах.
Постарайтесь заранее выяснить квалификацию будущего тренера – это должен быть обязательно дипломированный специалист, имеющий опыт работы с маленькими детьми.
Записываться в бассейн нужно заранее, группы начинают формироваться примерно за 2 месяца до начала предполагаемых занятий. Отдавая своего ребенка на плавание в обычный городской бассейн, мы выяснили, что он не работает в летний период, и занятия начинаются только с октября. Следовательно, записаться нужно примерно в августе, чтобы в вашей возрастной группе хватило мест.
Иногда через месяц от начала занятий может быть произведен добор в некоторые группы. Например, за месяц обучения некоторые дети отказались от занятий. Кому-то не понравилось, кто-то стал часто болеть, и родители решили забрать ребенка из этого вида спорта. Поэтому если вы пропустили основное время записи, обратитесь непосредственно к тренеру. Он вам и подскажет, возможен ли добор в его группу.
Вам дадут целый список того, что понадобится для тренировок.
1 2 справки. Первая – анализ кала на яйца глистов. Вторую нужно получить от вашего участкового педиатра, предоставив ему при осмотре результат первого анализа. По результатам анализа и осмотра, педиатр выдаст вам справку о том, что ребенку разрешается посещать бассейн.
2 Резиновые шлепки для ребенка и для себя. Чтобы войти в раздевалки и душевые, родителям также нужны шлепки. В возрасте 4-5 лет детям еще нужна помощь родителей при приеме душа, одевании купальника и т.д.
3 Мочалка и мыло. До и после тренировки ребенку нужно принять душ.
4 Полотенце.
5 Резиновая шапочка. Резиновую шапочку следует покупать не только девочкам, у которых длинные волосы, но и мальчикам. Считается, что хлорированная вода плохо воздействует на детские волосы: они могут стать более тусклыми и ломкими. К тому же шапочка сохраняет волосы практически сухими, а это значит, что вам не придется долго сушить голову после тренировки. Подробнее о том, как выбрать шапочку для плавания, читайте здесь.
6 Купальник или плавки. Мальчикам для занятий подойдут обычные плавки-шорты, которые вы берете с собой на море. Девочки также могут быть в одних плавках, но можно купить для дочки и красивый спортивный купальник для плавания. В таком купальнике ребенку удобнее прыгать с бортика в воду, так как обычные плавки могут слететь.
7 Фен. Можно носить с собой на тренировки маленький фен, чтобы сушить волосы ребенку после занятия. На территории бассейна имеются, как правило, обычные сушилки с горячим воздухом. Поэтому наличие фена необязательно.
На следующей странице читайте, какая температура в бассейне и какие упражнения проводят с детьми.
За температурой воды в бассейне очень строго следят. Для самых маленьких деток это 34 градуса, для деток постарше (4-5 лет) – это уже 32 градуса. Температура воздуха составляет около 26-27 градусов. В раздевалке температура чуть ниже – 23-24 градуса. Именно из-за того, что ребенок постоянно переходит из одной температуры в другую, происходит закаливание организма. Организм учится адекватно воспринимать частую смену температуры.
С первого же занятия дети начинают выполнять упражнения в воде. Это самые простые упражнения для детей, которые позволяют ребенку преодолеть страх перед глубокой водой, позволяют научить ребенка правильно дышать, не бояться брызг. Все эти упражнения подготавливают ребенка, и он впоследствии сможет быстро научиться плавать и нырять.
Примерно такие упражнения проводят с детьми 4-6 лет на воде:
На первых занятиях дети учатся вести себя на воде. Они выполняют простые упражнения, например, тренер бросает в бассейн множество игрушек (кубиков, мячей, резиновых игрушек), а затем просит приносить их к бортику. Все упражнения проходят в игровой форме, поэтому детям очень весело, и редко можно увидеть плачущего в бассейне ребенка.
Обычно на всех занятиях с маленькими детьми в бассейне присутствует и медсестра.
Плюсов у данного вида спорта огромное множество:
1. Закаливание и профилактика простудных заболеваний
2. Умение вести себя на воде, умение плавать
3. Тренировка для всех групп мышц
4. Формирование правильной осанки
5. Улучшение сна, аппетита
6. Укрепление нервной и сердечно-сосудистой системы
7. Предупреждение плоскостопия
8. Отличный способ для выхода детской энергии
9. Ваше спокойствие за ребенка, когда он один в воде.
Поэтому отдавая ребенка на плавание, не сомневайтесь в своем выборе. Это отличный вид спорта для любого малыша. Не пугайтесь, если во время адаптации к бассейну ребенок внезапно заболел. Не стоит сразу бросать занятия. Вылечивайтесь, и приходите в бассейн снова. Считается, что дети, регулярно посещающие бассейн, имеют отличный иммунитет!
chudo-dieta.com
Много видов спорта на этом свете. И каждый год появляются всё новые и новые виды спортивных преодолений физических возможностей. Но, на мой взгляд, особняком стоит самый чудесный и полезный вид спорта - ПЛАВАНИЕ. Уж простите меня за такое дерзкое и самоуверенное заявление.
Пишу, безусловно, субъективно, не желая обидеть или задеть представителей и поклонников других, не менее ярких видов спорта. Но лично моё сердце навсегда отдано плаванию. Так как активным занятием этим прекрасным видом спорта я посвятил почти десять лет своей жизни. Удалось получить даже педагогический опыт в данной области. Некоторое время преподавал плавание детям от 7 до 12 лет. Точнее его азы, его основы. А если проще: учил ребят не бояться воды, уметь управлять своим телом на воде, быть на равных с водной стихией. Поэтому прошу понять меня правильно при прочтении данного материала.
Я не говорю, что плавание самый лучший вид спорта, я просто агитирую и пропагандирую его и рекомендую родителям как можно скорее отдать туда своих детей, если они ещё не занимаются этим чудесным, интересным и в тоже время таким тяжёлым, но очень полезным видом спорта. Да-да вы не ошиблись, плавание, при всей своей внешней лёгкости и доступности для занятий им, является одним из самых тяжёлых (физически и не только) видов спорта. Но в этом есть своя прелесть и красота, свой необыкновенный шарм, своя неповторимость и самобытность.
Плавание – это философия, целый мир, соприкоснувшись с которым хоть чуть-чуть, навсегда остаёшься заложником магии водной глади, шума воды и, одновременно, тишины и спокойствия, которое испытаешь в момент нахождения на дистанции. Вводную часть, посвящение в мир плавания - можно считать состоявшейся :).
Уважаемые родители! Хочу посоветовать вам – отдавайте своих ребятишек в секцию плавания и, если переживаете за своего ребёнка, сами ходите с ними в бассейн. Но это будет лишним, уверяю вас. Общеизвестный факт, что организм человека почти на 80% состоит из воды, водная стихия наиболее близка для рода человеческого. Каждый из нас должен уметь плавать, даже, несмотря на внутренние фобии и страхи, относящиеся к водному пространству. В этом, со мной многие из вас согласятся. Осталось дело за малым, сделать шаг на пути в мир плавания.
Мой первый совет всем родителям – не отдавайте в плавание ребёнка в надежде на какой-то спортивный результат в будущем, на великие победы и рекорды. Изначально, вашей целью должно быть одно: чтобы ваше чадо сроднилось с водой, полюбило воду, научилось не бояться воды, а самое главное уважать её. А уж потом, держаться на воде. Именно держаться, ибо плавать начинают после третьего-четвёртого года активных занятий плаванием. В первую очередь я имею в виду умение спортсмена плавать всеми четырьмя видами плавания (баттерфляй или, как его ещё называют – дельфин, кроль на спине, брасс и кроль на груди или вольный стиль). Исходя из личного опыта, могу сказать, что сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Этот вопрос каждый родитель решает сам, посоветовавшись с самим ребёнком, конечно. Но это только при полном отсутствии каких либо медицинских противопоказаний для занятий плаванием, да и спортом вообще. Но и то, это применимо только в тех случаях, если вы и ваш ребёнок решили заниматься спортивным плаванием, которое подразумевает под собой большие физические нагрузки. В остальных случаях, даже при наличии противопоказаний, ваш ребёнок должен посещать оздоровительные занятия плаванием. Более того, вы можете делать это вместе, что пойдёт только на пользу вашему ребёнку, и значительно укрепит его здоровье.
Оздоровительным, укрепляющим плаванием можно заниматься с ребёнком с момента его рождения. Для этого есть специализированные центры, где мамы и папы, под руководством опытных специалистов занимаются закаливанием детишек. Этот вид занятий плаванием, самый экзотический, если можно так сказать. Ибо наблюдать, как барахтается грудничок-кроха, зрелище не для слабонервных. Но, самое удивительное, он плывёт!
Вот вам и лишнее доказательство того, что человек и водная стихия, как ничто и никто близки друг другу. На свете нет больше ни одного вида спорта с такими волшебными способностями для столь ранних занятий. Это лишнее подтверждение моих слов в исключительности плавания и его избранности из всех существующих видов спорта.
Если вы пропустили или не решились на занятия на первых месяцах жизни вашего ребёнка оздоровительным плаванием, то вы спокойно можете начать ходить со своим ребёнком в лягушатник – маленький бассейн, начиная с 3 - 4 лет. Занятия одного раза в неделю или даже в две недели – будет вполне достаточно, чтобы вашему малышу начать привыкать к воде, перестать её бояться, если такие страхи были, а главное укрепить здоровье ребёнка. Под руководством инструктора вы научитесь правильно вести себя с ребёнком на воде. От этого очень много зависит, родители играют большую роль в данном вопросе, и вы должны быть первыми помощниками для своих детей. Ведь главное – не нанести вред и не напугать маленького человечка при его знакомстве с водной стихией. От этого зависит, как в дальнейшем будет вести себя на воде ваше чадо.
Но самый распространенный, и, на мой взгляд, самый правильный подход в вопросе занятий плаванием, это начинать занятия с 7-8 летнего возраста. Объясню почему. В это время ребёнок начинает ходить в школу и учиться воспринимать любую информацию, что он получает от учителя на занятиях. Плавание - это тоже школа, причём учиться в ней совсем не проще, чем в общеобразовательной школе. Вот именно поэтому, вашему ребёнку будет проще, а главное с пользой для общего успешного дела, начать занятия плаванием с этого возраста.
К 7-8 годам, ребёнок, уже может воспринимать информацию и быть в достаточной мере сосредоточенным и прилежным под руководством тренера-педагога. Это облегчает процесс обучения плавательным азам. Да и с точки зрения плавательной физиологии, этот возраст самый подходящий, чтобы начинать серьёзные занятия спортом. Есть многие виды спорта, такие как: акробатика, спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание и т.д., где занятия начинаются с 5-6 лет, а порою и с 4 лет. Но это уже специфика данных видов спорта. Для спортивного плавания в таких ранних занятиях нет никакой необходимости. Всё хорошо в меру и должно быть своевременно, как говорится. Серьёзными занятиями плаванием в более раннем возрасте, можно просто элементарно оттолкнуть ребёнка от желания в дальнейшем заниматься этим видом спорта. В любом случае, решать только вам, уважаемые родители и вашим детям. Я, со своей стороны, могу только дать скромный совет в данном вопросе, а вы уже решайте сами. Главное в любом деле – желание заниматься, и оно у вас, я надеюсь, появиться, после прочтения моей статьи. Так что в добрый путь! В мир интересных и захватывающих приключений в мире спортивного плавания!
В качестве эпилога, мне бы хотелось привести небольшое сравнение, где я постараюсь указать на плюсы и минусы занятий спортивным плаванием.
Плюсы:
К минусам, можно отнести одно: в силу индивидуальности данного вида спорта, не всем суждено стать чемпионами. Это обидно, досадно, и, пожалуй, не справедливо. Ведь многие командные виды спорта, позволяют достичь успехов при аналогичном подходе и усердии, но в составе команды, коллектива. В этом смысле, плавание не справедливо к своим верным поклонникам - спортсменам. Но, возможно этот факт и относит его к разряду элитных, избранных видов спорта, в котором победитель всегда один - кто первым коснулся бортика на финише своего заплыва. Но такова наша жизнь, принимать этот факт или нет – решать каждому индивидуально. Но очевидно одно, плавание закладывает основу на всю жизнь. Превращая вашего ребёнка со временем в уверенного, целеустремлённого, самостоятельного человека, в личность, которая преодолевает любые трудности этой жизни, несмотря ни на что. А это, уже не так мало, не так ли? Отдавайте ваших детей в плавание, вы не пожалеете. И ваши дети, вам скажут потом спасибо за это.
В подтверждение своей позиции, хочу представить вам, два небольших ролика. На которых вы можете увидеть группу детей, которые занимались плаванием всего три месяца (2 -3 раз в неделю).
И эту же группу детей через год, на показательной тренировке, для родителей.
Почувствуйте разницу, как говорится. Это авторские ролики, которые снимались лично мной и моей женой. И в каждом из них плывёт моя старшая дочь, которая приятно удивила меня в своих успехах на плавательном поприще. А это говорит о многом…. Ибо в спорте нет мамы, папы, сына, дочки…там есть только объективный взгляд специалиста. И как человек, который немного понимает в плавании, могу сказать, что я не зря отдал своего ребёнка в плавание. А самое главное откровение: это не я заставляю и вожу её на тренировки, а она – просит сопроводить её на занятия плаванием, по своей воле и инициативе, а не под моим напором и убеждениями. А это, дорогого стоит, смею вас заверить.
Удачи и успехов вам! Всего доброго!
Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.
kid-info.ru
Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку. Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача. Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.
Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:
|
Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели. Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически. Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек. Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.
Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.
Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком. Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи. В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут. Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые. Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды. Массаж и гимнастика перед плаванием Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук – это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур. Упражнения для ног 1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты. 2. Исходное положение – то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом». Упражнения для рук 1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки - кролем». 2. Исходное положение – то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки - брассом». 3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».
Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается. Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла. По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния – 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине. Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. Переходим ко второй половине цикла – плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд. Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться. Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца – 5 и так далее. Погружение и ныряние Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица. Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача. Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца. В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами. Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).
Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания . В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.). Первый месяц занятий: - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится. Второй месяц занятий:
Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопластаПо периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду. Главное правило – нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты – шапочку снимают, она уже не нужна. |
Третий месяц занятий: - освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году – одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается. После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:
С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания – дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь. С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше – в 9-10 месяцев.
Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку. Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды. В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка - ранним плаванием.
www.2mm.ru