Эффективные и простые методики обучения чтению. Обучение ребенка чтению 4 летнего ребенка
Методики обучения чтению. Как научить читать.
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!
Признаки готовности ребенка к обучающему процессу
Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:
У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!
Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.
Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.
Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.
В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.
Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.
Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.
Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.
Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.
Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.
Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.
Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.
Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.
Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.
Несколько советов родителям по методике слогового чтения
Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.
После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.
Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.
Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.
Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.
Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.
Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.
По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.
Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.
Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!
С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.
После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.
Метод обучения чтению по Глену Доману
Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.
Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.
Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.
Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...
Приятного обучения и игр!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Загрузка...
tsvetyzhizni.ru
Обучение грамоте и чтению по слогам
IQsha Регистрация Забыли пароль? Тренировки Упражнения Награды Отчеты Оплата
Главная
Упражнения
Чтение и грамота
Изучаем гласные буквы
Изучаем алфавит
Различаем буквы
Изучаем гласные буквы
Изучаем алфавит
Различаем буквы
Узнай букву по звуку
Читаем слоги
Изучаем гласные буквы
Изучаем алфавит
Различаем буквы
Узнай букву по звуку
Читаем слоги
Перевёрнутые буквы
Узнай звук в слове
Угадай звук по букве
Читаем слова
От буквы к слогу
iqsha.ru
Обучение чтению детей 4 5 лет
В 4-5 лет ребенок становится более внимательным и усидчивым. У него формируются новые познавательные навыки, развивается воображение, улучшается память и наглядно-образное мышление.
Этот возраст очень благоприятен для начала обучения чтению.
Как выучить буквы с ребенком 4-5 лет
Лучше всего ребёнок запоминает новую информацию, когда ему интересно её учить. Для того чтобы сделать обучение интересным, нужно проводить его в игровой форме. Есть несколько нескучных способов выучить буквы:
Можно нарисовать буквы на картонных карточках, разрезать их на две или три части и дать ребёнку. Он будет собирать эти буквенные пазлы и потихоньку знакомиться с алфавитом.
Магнитная азбука тоже будет интересна малышу. Он сможет переклеивать магниты с одной стороны холодильника на другую, цеплять их к разным поверхностям в доме.
Кубики с буквами. В дальнейшем они пригодятся для изучения более сложных конструкций. Хорошо, когда на кубиках кроме букв есть картинки, например животных. Тогда к обучению будут подключаться и ассоциации.
Можно предложить ребёнку сделать буквы из подручных материалов: слепить из пластилина, выложить из спичек или пуговиц, связать из верёвочек. Это подключит мелкую моторику и улучшит запоминание.
Азбука. Желательно купить красивую яркую книгу, чтобы малышу было интересно её рассматривать. Перед покупкой нужно проверить, чтобы слова в книге были простые, понятные, известные ребёнку, а буквы большие и напечатанные чётким шрифтом.
Продолжительность занятий
Чтобы занятия хорошо воспринимались, продолжительность нужно наращивать постепенно.
Ребёнок должен привыкнуть к ним.
Можно начать с 3 минут, каждый день увеличивая это время на 2-3 минуты.
Максимальная длина занятий — 45 минут, при условии хорошего настроения и ребёнка и родителя.
Обучение должно проходить в позитивной и естественной обстановке. Ничего страшного, если занятия будут короткими. Главное — системность обучения. Даже 10-15 минут в день дадут хороший результат после нескольких месяцев занятий.
Как выучить слоги с ребёнком
После того как алфавит освоен, можно переходить к изучению буквосочетаний. Это задача посложнее, поэтому её можно разделить на несколько этапов.
Слоги с определённой гласной
Начинать следует с освоения слогов с сонорными согласными (М, Н, Р, Л) и простой гласной, например А.
То есть сочетания: МА, НА, РА, ЛА.
В это время важно чтобы ребёнок понял, что такое слог. Буквы как будто притягиваются друг к другу.
Их можно произнести нараспев: “ннннаааа”, показав, как один звук переходит в другой.
Слоги со сложными гласными
После того как малыш понял, как буквы соединяются друг с другом, можно переходить к добавлению остальных гласных.
Пока что следует использовать те же сонорные согласные, но уже с новыми гласными: МО, НИ, РУ, ЛЫ.
Когда ребёнок поймет, что таким образом можно соединять разные буквы, можно добавлять и новые согласные.
Гласные Я, Ю, Е, Ё – более сложные. Их стоит изучать после того, как ребёнок будет без проблем составлять сочетания с простыми гласными.
Некоторые методики рекомендуют уже на этом этапе попробовать складывать первые слова из сочетаний, знакомых ребёнку. Например: ма-ма или ко-са. Если складывать слова пока не получается, можно отложить и попробовать позднее — после изучения трёхбуквенных конструкций.
Гласная в начале слога
Буквосочетания, которые начинаются с гласной и заканчиваются на согласную (закрытые), считаются более трудными: АН, ОМ, ЭХ.
Ребёнку будет проще выучить их, сравнивая с уже знакомыми открытыми слогами: НА — АН, МО — ОМ.
Малыш поймёт, что одинаковые буквы можно соединять друг с другом в разном порядке, получая в результате разные звуки.
Если ребёнок произносит слог с ошибкой, нужно обязательно исправлять его, чтобы избежать запоминания неправильных вариантов.
Чтение слова из 3 букв
После освоения слогов с гласными в начале можно переходить к изучению трёхбуквенных сочетаний.
Более легкими являются конструкции типа «согласная — гласная — согласная», например: РОТ, КОТ, ТОМ.
В начале изучения стоит ограничиться более простыми буквами и звуками, а когда у ребёнка начнёт получаться, можно добавлять сложные гласные и шипящие согласные.
Дальше можно изучать сочетания вида «согласная — согласная — гласная». Например: ГЛА, ТРИ, КЛЕ. Они уже более сложные и хороши в подготовке к чтению длинных слов.
Лучше понимать и запоминать трёхбуквенные конструкции поможет следующая схема:
взрослый много раз называет слог или слово;
ребёнок ищет его в книжке по заданию взрослого;
ребёнок самостоятельно читает и называет слог несколько раз.
Можно купить или скачать карточки с простыми словами из 3 букв и картинками. Карточки разрезаются на 3 части, ребёнок складывает их, видит буквы, называет их и таким образом узнаёт слово. После того, как ребёнок назвал слово по буквам, следует попросить его произнести слово целиком.
А картинка на карточке поможет малышу не потерять интерес и запоминать лучше, так как будет возникать ассоциация прочитанного с изображением.
Чтение слов из 4 букв и больше
При переходе к изучению длинных конструкций из 4 букв и больше начинать нужно с самых простых и понятных сочетаний.
Лучше использовать слова с простыми гласными и повторяющимися слогами: ма-ма, па-па, ба-ба.
Затем давать более сложные, с разными гласными и согласными, например: де-да, ре-ка.
Малышу будет просто прочитать их, потому что они уже состоят из знакомых для него коротких слогов.
И дальше читать более сложные слова будет легче. Поэтому можно переходить к изучению длинных конструкций, таких как: мо-ло-ко, ко-ло-кол, ко-ро-ва.
Методик для обучения чтению очень много, но у них есть одна общая черта — обучение всегда проходит в игровой форме. Отлично работают кубики с буквами, звуковое лото, скороговорки и шуточные стихотворения.
Можно учиться находить в словах знакомые слоги. Постепенно ребёнок сможет прочитать всё слово целиком, потому что не будет испуган его длиной, и оно будет полностью состоять из знакомых слогов.
Когда малыш только переходит к чтению слов, у него могут быть паузы между слогами. На первом этапе это нормально, однако они не должны быть слишком большими, потому что слово должно восприниматься как одна смысловая конструкция. Для этого следует обязательно произносить его целиком после прочтения по слогам.
При первом прочтении слова у ребёнка может возникнуть проблема с постановкой ударения. Он только начинает узнавать это слово. Поэтому очень важно исправлять малыша, и контролировать понимание смысла слова.
Обучение чтению предложений
Чтение предложений требует более длительной концентрации внимания. Для ребёнка 4-5 лет это может быть непростой задачей. Можно развивать его концентрацию разными способами: собирать пазлы и конструкторы, разрисовывать картинки.
Читая ребёнку книгу, можно вызвать у него дополнительный интерес к самому процессу. А если вовлекать малыша во взаимодействие с букварём, показывая картинки, прося называть, что на них изображено, обучение будет двигаться быстрее. Хорошая идея — сделать чтение на ночь приятной семейной традицией.
Мама занимается с ребенком
Начинать обучение чтению следует с коротких предложений, состоящих из двух слов, например: “собака гуляет”. Нужно объяснить ребёнку, что предложение — это законченная мысль. После этого можно рассказать о самых простых знаках препинания, объяснить, что они означают. Видя точку, восклицательный или вопросительный знак, ребёнок должен понимать, что в этом месте предложение заканчивается. Нужно показать, что после каждого предложения следует делать паузу.
Часто у малышей возникают сложности с запоминанием предыдущих слов при прочтении следующих. Чтобы преодолеть это, можно читать короткие предложения по словам. То есть ребёнок читает первое слово, повторяет его столько раз, сколько нужно для запоминания. Затем читает второе слово и делает то же самое. И так с каждым последующим словом.
Когда малыш познакомился со всеми словами и запомнил их, можно попросить его прочитать всё предложение целиком.
Таким образом ребёнок составляет предложение самостоятельно и понимает его общий смысл.
Все дети разные, и обучение у них проходит с разной скоростью.
Главная задача родителя — проследить, чтобы на каждом этапе ребёнок хорошо усвоил информацию, и не переходить слишком быстро от изучения букв к слогам и т. д.
Нужно дать малышу время и постараться сделать период обучения максимально интересным, познавательным и комфортным.
momjournal.ru
Как дома обучать ребенка чтению, и когда лучше начинать
Разучивание стихов
Вначале необходимо вызвать интерес у малыша.
Попробуйте рассказать ему о том, какие существуют письменности, как люди научились писать. Здесь можно продемонстрировать несколько иероглифов, других способов начертания букв. Припомните ваш собственный опыт обучения чтению (но ваше повествование должно стимулировать желание учиться, а не отбивать его). И почаще зачитывайте тексты вслух.
Можно осваивать звуки.
Прививайте ребенку желание прислушиваться к окружающим звукам. Настаивайте на том, чтобы он показал жужжание пчелы, шорох листьев и прочее. Придумайте игры с использованием звукоподражательных слов. Малыш должен научиться на слух отличать согласные звуки от гласных. Задайте вопрос, можно ли этот звук пропеть, какие звуки стоят в начале слова и в его конце, какое слово начинается этим же звуком. Если малыш легко отвечает на такие вопросы, можно продвигаться вперед.
Переходим к буквам.
Довольно часто родители с самого рождения вешают рядом с кроваткой малыша красочный алфавит с картинками. Таким образом у него выстраивается прочный ассоциативный ряд, что буква “г”, к примеру, это гусь. На вопрос, что он слышит в начале слова “газета”, ребенок может ответить – “гусь”. Откажитесь от таких приемов, позволяйте ассоциативному ряду расширяться.
Человек слышит звуки, а в письменном виде они принимают образ букв. Поэтому малыша нужно спрашивать, какой звук он слышит в слове, а не какую букву.
Помните, что ребенок контактирует с миром посредством движения. Как же тогда запоминать буквы? Нарисуйте большие буквы на песке или асфальте и вместе с малышом пройдитесь по ним. Смастерите изображение букв из пластилина, проволоки, теста, любого другого материала. Вовлекайте по максимуму умение малыша впитывать окружающий мир посредством органов чувств. Поиграйте в забаву, когда вы пальцем на спине ребенка пишите букву, а он ее отгадывает.
Можно переходить к слогам.
Начинать следует с простого – слогов, состоящих из двух гласных. Затем переходим к открытым слогам и закрытым.Можно изготовить несколько табличек (к примеру, изображающие домик), где из левого окошка выглядывает согласная буква, а в соседнее правое подставляется гласная. И оборотное задание, когда в гости к гласной букве приходят согласные, создавая слоги.
Рекомендуется предлагать ребенку составлять простые слова, а не просто слоги, даже если в них будет только две буквы.
Базисные задания для малышей:
Присоединить отсутствующий слог в слове, которым подписана картинка.
Поменять одну букву так, чтобы вышло другое слово.
Скомплектовать все вариации слогов из некоторого количества букв.
Отыскать ненужную в слове букву и убрать ее.
Вставить в слово необходимую букву.
Разобрать перемешанные слоги.
Собрать слова из ассортимента слогов.
Сделать задания на расширение внимательности во время написания.
Напишите целую строчку одинакового слога, в которую вкралась ошибка. Малыш должен отыскать неправильный слог. К примеру: бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бб.
На завершающем этапе переходим к предложениям.
Если малыш свободно читает короткие слова, можно начать составление простых предложений сначала из двух слов. Далее задания нужно усложнять, добавляя слова.
В составлении первых предложений должны быть задействованы простые, знакомые ребенку слова. Не придумывайте длинные предложения, чтобы дочитав до конца, ребенок мог помнить его начало. От чтения стихов пока нужно отказаться. Малышу еще сложно соблюдать ритм стихотворения и при неудачных попытках он может отказаться продолжать занятия.
Очень продуктивно чтение потешек и коротеньких песенок. Но, так как это ритмичные произведения, нужно к ним приступать только тогда, когда ребенок сможет прочесть хотя бы два слова подряд.
evrikak.ru
Как научить ребенка 4 лет читать
Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.
Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.
Раннее чтение развивает интеллект малыша
Когда можно начинать обучение
Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.
Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.
Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение
Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.
Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.
Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
Отсутствие серьезных проблем с произношением.
Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.
4 года — оптимальный возраст для начала обучения
Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.
Учиться и играть одновременно
Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.
Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка
В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.
Простой способ научить малыша читать
Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква — то, что пишется, звук — то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.
Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.
Выучить гласные звуки
Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.
Учим буквы по кубикам
Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.
Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.
Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.
Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.
Научиться читать слоги
После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.
Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».
Учим слоги с сказочными героями
Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.
Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.
Чтение слов
Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.
Совместные чтения развивают интерес ребенка
Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.
Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.
Тест
Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.
Любит ли ваш ребенок книги?
Малыш просит рассказать сказку?
Он сам может их пересказывать?
Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
Что вызывает в книге больший интерес у малыша — картинки или содержание?
Просит ребенок научить его читать?
Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
Пытается ребенок сам «писать» книгу?
Внимательно он слушает чтение других?
Бережет малыш свои книги?
Богатый ли у него словарный запас?
Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
Пытается соединять знакомые буквы?
У малыша нет серьезных проблем с произношением?
Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
Говорит предложениями или отдельными словами?
Ребенок учится читать с удовольствием?
Он знает много песен и стихов?
Подведение итогов
0—5 очков
Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.
6—12 очков
Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.
У вашего ребенка есть свои книги?
13—18 очков
Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.