Родители иногда сразу не понимают, что происходит с их спокойным малышом. Ведь его поведение резко изменяется в худшую сторону. Все наслышаны о кризисе 2–3 лет. Но вашему малышу уже 4 года и этот период должен был пройти. На самом деле нет, кризис может продолжаться до 5–6 лет и периоды взросления у всех разные. Поэтому запаситесь терпением и прочитайте полезную для себя статью.
Как проявляется кризис у ребенка
Как вести себя лучше родителям:
Не думайте, что вы в чем-то виноваты. Просто сейчас у вашего ребенка такой период, когда он не готов во всем с вами соглашаться. У него формируется свое мнение и оценка своих действий.
Вам нужно научить ребенка согласовывать желания со своими правилами и нормами принятыми в обществе.
Вы должны что-то объяснять ребенку спокойно, но решительно. Чтобы он понимал, что пререкания будут бесполезными.
Помните, он редко капризничает просто так, поэтому попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша, может, произошла ссора в семьи или папа уехал в командировку? Будьте рядом, успокойте, обнимите и помогите ребенку справиться со своими чувствами.
o-krasote.com
Многие родители не понаслышке знают о том, что такое кризис 4 лет и с ужасом ждут этого периода в жизни крохи. Но, не стоит так реагировать на естественное поведение ребенка в этом возрасте.
Вместо этого, родителям стоит приложить максимуму усилий для того, чтобы помочь ему в этот сложный для него период и приблизить его завершение.
По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.
Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.
Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:
Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:
Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.
Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.
В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно. Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.
Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.
Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.
Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.
В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.
Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.
Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.
Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.
Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».
razvitie-vospitanie.ru
Уважаемые родители! Познакомьтесь с важнейшими особенностями и противоречиями психического развития трехлетнего ребёнка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит эму развиваться более полноценно.
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам».
Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?
Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.
Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.
Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.
Как реагировать родителям?
Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.
Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».
Помогите ребенку справиться с кризисом
Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.
Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому наш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!
nsportal.ru
Нередко кризис трех лет застает родителей врасплох. Ребенок меняется на глазах, пытается делать все по-своему, не выполняет простые просьбы, по малейшему поводу готов закатить истерику, все чаще можно услышать от ребенка: «Я сам!».
Для родителя, который уже привык «играть по определенным правилам», наработал определенную модель поведения и уже имеет свой собственный арсенал маленьких хитростей, чтоб успешно справляться с малышом, может быть сложно понять, как вести себя с изменившимся ребенком.
Психология может дать ответ на вопрос, почему происходит кризис. Обычно он дает о себе знать в 2,5-3 года, хотя возможно и более раннее или позднее проявление. Основная причина — становление личности ребенка. Именно к этому возрасту у детей приходит осознание того, что они отдельные существа. Они хотят чувствовать независимость, но при этом еще не могут обойтись без взрослых. Им необходимо признание их самостоятельности и в то же время поддержка и любовь. Организм ребенка в три года достаточно развит, чтобы он многое мог делать сам. Например, исследовать мир вокруг. Попытки старших помочь или запретить вызывают протест.
Кроме того, родителям стоит проанализировать свое поведение. Возможно, они не придали значения тому факту, что кроха подрос, значит, необходимо менять обращение с ним. Нельзя общаться с ребенком 3 лет так же, как с годовалым.
Детский кризис может проходить с разной интенсивностью. У одних детей проявления почти незаметны, другие доставляют немало неприятных минут родителям. Зависит это от темперамента самого карапуза и от отношений в семье.
Но основные симптомы схожи. Психология выделяет следующие признаки.
Родителям может быть непросто пережить возрастной кризис, проявления которого они заметили. Но стоит помнить, что для детей этот период проходит еще сложнее. Поэтому им нужна поддержка и помощь. Психология не только объясняет причины происходящего в три года, но и дает рекомендации о том, как это преодолеть.
Психология напоминает, как важно, чтобы взрослые сохраняли спокойствие. Это не так просто, ведь детский гнев, капризы, истерики и другие проявления легко выводят из равновесия. Наверняка моменты непослушания наблюдались у детей и до возраста трех лет, только реже и проходили они с меньшим размахом. Но вести себя нужно, как и раньше в подобных ситуациях, терпеливо искать подход к малышу. Вы в этой ситуации взрослый, а не ребенок, только вы обладаете жизненным опытом и знаниями, чтобы пройти этот непростой период с наименьшими потерями.
Ребенок исследует мир таким образом, проверяет границы нормы, учиться взаимодействию с вами, пробует работать с новыми для себя эмоциями. Он это все делает не со зла, так он развивается и формируется.
Главное — это не ругать ребенка. Если вы поставите себя на его место и попробуете посмотреть на ситуацию его глазами, то может оказаться, что ваша ругань или наказание не выглядят адекватно. В самом плохом развитии событий ребенок может подумать, что его не любят, не принимают, что с ним что-то не в порядке, что он какой-то неправильный, может начать формироваться комплекс вины и будут заложены первые проблемы в формировании самооценки малыша.
Кто-то быстрее успокоится, если очень деликатно игнорировать происходящее, как-будто все, что происходит — это нормально и естественно. Ребенок высвободит свои эмоции и успокоится. Уходить и оставлять ребенка в такие моменты одного не стоит, он должен чувствовать, что родители рядом.
Другому карапузу поможет остановить рыдания, если его обнять и пожалеть. Но этим способом нельзя злоупотреблять, так как кроха может привыкнуть, что за капризы он получает ласку. И в дальнейшем будет пользоваться такой возможностью.
Хороший вариант — прекратить начинающуюся истерику, переключив внимание на что-то другое, но в этом возрасте такой фокус может уже не пройти. Лучшим вариантом будет выполнить просьбу ребенка, дав его на выбор несколько вариантов развития событий, которые изначально устраивают вас. Дать ребенку сделать выбор и проявить самостоятельность.
Наверняка родители хотят вырастить уверенного в себе человека с нормальной самооценкой. Но вряд ли это получится, если постоянно ребенку все запрещать, все делать за него, ограничивать его, даже из лучших побуждений. В три года у детей начинает проявляться самостоятельность. Малыш имеет право совершать собственные ошибки, так же как и личные достижения. Ни в коем случае его нельзя высмеивать!
Границы, конечно, должны быть, но только разумные: не играть на дороге, не пропускать сон, не гулять зимой без шапки. В других вещах стоит предоставить свободу ребенку, который хоть пока и маленький, но все же уже не младенец.
Ребенок в этом возрасте все еще может относительно легко переключаться с одного на другое. Этим стоит пользоваться, если малыш непременно хочет заняться делом не для его возраста. Например, малыш хочет поработать дрелью. Чтобы избежать истерик, можно попросить его подавать папе другие предметы или предложить игрушечный инструмент. То есть вовлечь в игру. При этом желательно вести разговор о том, что еще немного — и кроха обязательно сможет это сделать сам. Если такой подход не сработал, то можно предложить на выбор несколько вариантов немного в другом контексте: «Что ты будешь делать? Подавать гвозди, играть с коробкой или раскладывать шайбы?».
Если ребенок не хочет выполнять просьбу, стоит попробовать сформулировать ее другими словами, предложить компромисс, несколько вариантов на выбор или оставить на некоторое время малыша в покое.
Как уже говорилось, главная рекомендация специалистов заключается в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора. Для малыша важно иметь возможность принимать решения. Например, не говорить «Мы идем гулять», а спрашивать «Куда мы идем гулять, в парк или на площадку?». Если на улице малыш хочет идти другой дорогой и время позволяет изменить маршрут, то стоит это делать. Тогда у крохи появится уверенность в своих силах, ведь ему удалось отстоять свое мнение.
Иногда родители прибегают к приему «сделай наоборот». То есть просят ребенка не идти гулять или не ложиться спать. В знак протеста он бросается делать противоположное. Но злоупотреблять подобным методом не стоит. Все же это обман маленького человечка. Кроме того, кризис ведет к развитию личности, а такое поведение взрослых не принесет никакой пользы.
Бывает, что кризис трех лет проходит практически незаметно. Беспокоиться и искать симптомы не стоит, но если кризис проявляется во всех красе, то помните, что перед вами ребенок, который формируется, меняется, взрослеет. Будьте аккуратны, чтобы не нанести детских травм или потом не сожалеть о том, что накричали или наказали ребенка.
Поделитесь в социальных сетях!
Материалы: http://agushkin.ru/vospitanie/psixologiya/krizis-3-let-u-rebenka.html
razvitielife.ru
В этой статье:
Развитие детей в возрасте 3-4 лет, как физическое, так и психологическое, имеет свои особенности. В это время малыш осознает себя как самостоятельную личность, учится налаживать связи со сверстниками и взрослыми не из круга семьи. Малыши с энтузиазмом продолжают изучать окружающий мир, вместе с тем борются с первым серьезным кризисом этого возраста, связанным с переходом на новый этап развития.
Кризис в 3-4 года у детей проявляется по-разному. Чаще всего у малыша отмечаются перепады настроения, нежелание прислушиваться к старшим, острая потребность отстоять свое мнение и добиться цели. Говоря о психологических особенностях, можно отметить, что главная черта малышей на этом этапе развития — это отделение себя от родителей.
Чтобы помочь малышу 3-4 лет справиться с новыми испытаниями и стимулировать его общее психологическое развитие, родители должны отнестись с пониманием к его поведению и позаботиться о том, чтобы ребенку были предоставлены все условия для развития личности. Нужно дать ему возможность стать более самостоятельным. Очень важно, чтобы ребенок 3-4 лет ощущал доверие старших.
Желание малыша сделать все самому не должно поддаваться бесконечной критике или вызывать запреты. С такого раннего возраста нужно помогать ребенку поверить в себя, в свои возможности, не пресекая инициативы, поддерживая и помогая в сложных для него ситуациях.
Родители, как взрослые люди, должны усвоить, что «я сам» у ребенка этого возраста — это желание быть независимым от старших, но никоим образом не прямой показатель его физических возможностей.
Развитие детей 3-4 лет позволяет обслуживать себя самостоятельно, следить за гигиеной. Малыши получают удовольствие от того, что у них получается добиться результатов.
Взрослые должны подталкивать нерешительных или ленивых малышей 3-4 лет к освоению основных навыков. Это важно еще и потому, что в этом возрасте многие малыши поступают в младшую группу детского сада, где просто необходимо уметь стандартный минимум:
Не стоит лишать малыша возможности научиться этим важным вещам до того, как он поступит в детский сад, все выполняя за него. Пусть кроха пробует свои силы, оттачивая навыки, даже если у него не все получается с первого раза.
Родители детей младшего дошкольного возраста должны позаботиться о том, чтобы малыши имели достаточно времени и возможностей для активного отдыха на свежем воздухе, подвижных игр. Адекватное возрасту физическое развитие благоприятно отразится и на психологическом развитии малыша, поэтому запрещать или каким-то образом ограничивать его двигательную активность в этом возрасте крайне не рекомендуется.
Стоит обратить внимание, что у малышей 3-4 лет активно развивается правое полушарие, совершенствуются все виды восприятия, что, в свою очередь, позволяет им составить целостную картину окружающего мира. Родители должны находить время для того, чтобы обогатить внутренний мир малыша, развивая его сенсорные навыки.
Развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте не позволяет ему целенаправленно удерживать внимание продолжительное время на чем-то одном. Обычно малыши переключают его с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую каждые 5-8 минут.
Память младших дошкольников непроизвольная, то есть дети запоминают в первую очередь то, что вызвало у них яркие эмоции. В этом возрасте узнавание преобладает на фоне запоминания. Особенно хорошо дети запоминают все, что было связано с их деятельностью.
В возрасте 3-4 лет мышление носит наглядно-действенный характер. Ребенок находит решения для возникающих задач, манипулируя с предметами. Отлично такой вид мышления развивается во время игр с пирамидками, матрешками, игрушками-вкладышами.
Развитие воображения в этот период пока не позволяет малышам рисовать индивидуальные образы и картины. Основная их часть — это образы, которые ассоциируются у малышей со сказками и прочитанными родителями книжками.
Для малышей является абсолютно нормальным путать сказочные явления с реальностью – по большей мере из-за того, что возникающие в голове образы настолько насыщенны, что являются для него полностью реальными. Дети в этом возрасте продолжают активно знакомиться с окружающим миром, пополняя запас знаний.
Чтобы стимулировать развитие ребенка в этом направлении, родители должны часто читать ему, рассказывать сказки, бывать в интересных для него местах. Малыши в этом возрасте достаточно хорошо разговаривают, могут заучивать наизусть стихи и куплеты – опять же не специально, а потому, что им нравиться повторять за родителями.
Развитие ребенка 3-4 лет позволяет ему играть в простые сюжетно-ролевые игры с использованием предметов-заместителей. С большим удовольствием малыши играют с более старшими детьми. В этом возрасте у них уже имеются игрушки и игры, которым они отдают предпочтение.
Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры с замещением предметов, достаточно будет подать ему пример, показав, что песок в песочнице — это словно тесто для куличей, а камушки — машинки на трассе, и т.д.
Как уже было отмечено выше, настроение у детей в возрасте 3-4 лет нестабильное в первую очередь из-за переживаемого в этом возрасте кризиса. Огромное влияние на настроение оказывает физический комфорт.
Дети в этом возрасте изменяют свое отношение к окружающим. Они учатся сочувствовать, помогать, способны оценить поступки как посторонних, так и свои собственные. Все эти чувства для ребенка младшего дошкольного возраста непостоянны и во многом будут зависеть от ситуации.
Острое желание ребенка проявить свою самостоятельность может стать основной причиной опасного для него поведения. Предвидя это, родители должны проводить разъяснительную работу относительно того, что можно, чего нельзя и какие последствия могут быть.
Обычно дети, даже нарушая правила, без акцентирования на этом внимания взрослых не испытывают сожаления. А вот последствия действий действительно их пугают, но чаще в тех случаях, когда в семье практикуется наказание.
В этом возрасте малыши идентифицируют себя по половым признаками, различают по гендерной принадлежности других детей, способны отличать пожилых от молодых, причем как на картинках, так и в жизни.
В общем можно сказать, что ребенок в 3-4 года активный, умеет радоваться жизни, любознательный и искренний, хотя и со своими особенностями, свойственными возрасту.
rebenkoved.ru
Все родители сталкиваются с таким явлением как возрастной кризис у ребенка. У одних малышей он проходит быстро и без особых эксцессов, у других же затягивается на длительный период, и сопровождается бурными эмоциональными переживаниями. Многие папы и мамы не знают, как себя вести с ребенком, переживающим возрастной кризис, как правильно реагировать на его неадекватное поведение. В этой статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Большинство психологов считают, что детские возрастные кризисы – это нормально. Они необходимы для полноценного развития психики маленького человека, так как в этот период происходит изменение модели его поведения. В большинстве случаев кризис длится 2-3 месяца. Но иногда, под влиянием неблагоприятного стечения обстоятельств, продолжительность этого периода может увеличиваться до года или двух.
Довольно сложно точно определить, когда возрастной кризис начинается и когда заканчивается. В большинстве случаев дети в этот период становятся неуправляемыми: они не соблюдают договоренности, которые ранее успешно существовали между ними и родителями, на них не действуют никакие уговоры. Малыши бурно и неадекватно реагируют на разные ситуации, их поведение становится необъяснимым. В период возрастного кризиса дети часто плачут и капризничают, у них бывают истерики и вспышки гнева. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, и у каждого возрастной кризис может протекать по-своему.
Психологи различают несколько возрастных кризисов:
Лактационный кризис – это ситуация, когда на фоне установленной лактации происходит уменьшение продуцирования молока грудными железами женщины. Обычно бывает в первый и третий месяц жизни ребенка, в 7, 11 и 12 месяцев. Возникает он из-за того, что в этот период происходит интенсивный рост малыша и ему необходимо больше молока, чем вырабатывается у мамы. В таких случаях после кормления грудничок становится беспокойным, он плачет после еды, давая понять, что не наелся. Лактационный кризис легко преодолеть. Для этого маме надо не нервничать и как можно чаще прикладывать ребенка к груди.
В конце первого года жизни многие малыши начинают пробовать самостоятельно ходить, кушать и одеваться без помощи взрослых, произносить первые слова. Поэтому они отвечают криком и раздражением на стремление родителей все делать за них, ведь так они не смогут почувствовать себя самостоятельными. Также в это время у ребенка появляется страх, что он может потерять маму, который выражается в чрезмерной капризности, стремлении привлечь к себе ее внимание.
Чтобы помочь малышу преодолеть этот кризис, маме необходимо уделять ему максимум внимания. Когда маленький человек удовлетворит свою потребность в общении, он захочет самостоятельно поиграть, а у мамы появится свободное время. Часто в этот период родители сталкиваются с упрямством малыша: не хочет кушать или одеваться на прогулку, так он показывает свою самостоятельность. Постарайтесь в игровой форме убедить ребенка сделать то, что необходимо, например, возьмите любимую игрушку и скажите, что мишка идет гулять на улицу и приглашает его с собой.
По достижении двухлетнего возраста малыш развивает бурную исследовательскую деятельность. Он начинает опытным путем определять границы дозволенного, при этом ему необходимо чувствовать себя в безопасности. Поэтому то, что ему можно, а что нельзя он будет определять по реакции родителей.
Психологи рекомендуют в это время четко и однозначно дать понять ребенку, что ему разрешено, а что категорически запрещено. И никогда не отступать от этих принципов. Если в порыве жалости мама или папа поддадутся на уговоры или нытье малыша и разрешат ему что-то запретное, то в дальнейшем он будет пытаться добиться своего с помощью манипуляций.
В трехлетнем возрасте ребенок начинает проявлять свою волю, пытается ощутить себя независимой личностью. К сожалению, это выражается в повышенной капризности и изменении поведения, причем не в лучшую сторону: агрессия, вспышки гнева, протест, истерики, упрямство.
В этот период родители должны дать малышу возможность самостоятельно делать выбор, например, он может сам решить, из какой тарелки есть кашу, или какую из предложенных ему кофточек одеть на прогулку. Если у ребенка случаются истерики, то ни в коем случае нельзя «идти у него на поводу».
В этом возрасте у ребенка заканчивается формирование речи, он учится связно и логично излагать свои мысли. Поэтому в этот период он испытывает необходимость в постоянном общении со сверстниками и родителями. Недостаточный интерес к ребенку со стороны окружающих, невозможность поделиться своими предположениями, эмоциями, мыслями, приводит к тому, что он пытается всеми возможными способами привлечь к себе внимание: устраивает истерики, капризничает.
Дети, регулярно посещающие детские дошкольные учреждения, редко переживают кризис в этом возрасте. Поэтому если родители заметили, что малыш стал замкнутым или наоборот чрезмерно капризным, то в большинстве случаев достаточно просто расширить круг его общения.
Часто поведение семилетнего ребенка кардинально меняется: он начинает пререкаться, кривляться, не обращает внимания на замечания и просьбы, становится раздражительным, чересчур активным или замкнутым. Такое поведение вызвано тем, что маленький человек переоценивает себя как личность, учится понимать, почему у него возникают те или иные эмоции. Часто в этот период дети ассоциируют себя с любимыми героями сказок или мультфильмов, и подражают им во всем, копируя как хорошие черты, так и плохие. Родители должны помочь ребенку научиться реально и адекватно оценивать свои поступки и возможности.
Для ребенка возрастной кризис – это испытание, у него происходит внутренний эмоциональный конфликт, он заново учится находить общий язык с окружающими. Задача родителей в этот период – помочь малышу пережить это тяжелое для него время. Мама и папа должны запастись терпением и постараться уделять максимум внимания ребенку.
Оцените статью
Возрастные кризисы у детей: что делать? 4.17 из 5 (Голосов:6)
www.wjtoday.ru
Этот термин нельзя воспринимать как негатив, беду или патологию. Психологи термином «кризис» называют переход ребенка к новому этапу взросления, развития, восприятия мира. Касается это и кризиса пяти лет. Детально узнаем о важном периоде жизни деток и о том, как должны себя правильно вести в такое время их родители.
В это время девочки и мальчики пытаются, как никогда, подражать взрослым. Они уже могут управлять эмоциональностью своего поведения, то есть сдерживать радость от приятных событий и проявлять возмущение от неприятностей. У детей появляется интерес к определенным видам деятельности и увлечения, они стремятся больше общаться со сверстниками, быстрее формируется их характер. Мозг развивается активно, дети начинают фантазировать и придумывают себе воображаемых товарищей, сочиняют истории, которых на самом деле с ними не происходило. Пятилетние дети отлично копируют манеру поведения родителей, могут даже перекривлять их. Любопытство и интерес к окружающему миру заставляет их подслушивать, подглядывать.
Замыкание в себе — один из них. Мальчик и девочка, которые донедавна были откровенными с родителями, не хотят делиться своими переживаниями, неудачами, успехами. У деток появляются страхи, например, страх смерти близких и боязнь темноты. Ребята становятся неуверенными в себе, стесняются чужих людей. Они боятся не понравиться взрослым. Ребенок, который всегда отличался покладистостью, может вдруг стать агрессивным, злым и неуправляемым. А порой пятилекти превращаются в нытиков, требуют что-то у родителей, закатывая истерики.
Признаком кризиса является то, что у детей вмиг может поменяться хорошее настроение на истерику, недовольство и уныние. Дети начинают сильно уставать, потому что эмоциональное перенапряжение отнимает много сил.
Конечно же, ни папе, ни маме не понравятся негативные изменения, которые происходят с их до недавних пор послушным и добрым малышом, поведение которого можно было всегда предугадать. В период кризиса от ребенка можно ждать, что угодно. Многие родители думают, что дитя просто ними манипулирует…
Читайте такжеИтак, первое, о чем должны помнить взрослые в период пятилетнего кризиса их чада, это необходимость обеспечения спокойной обстановки в доме. Так малышу будет легче пережить сложный возрастной этап. Надо попытаться вывести ребенка на разговор и понять, что его тревожит. Может быть, не с первой попытки, но все же удастся узнать страхи и тайны чада. Надо подумать, чем и как успокоить дитя. Например, многие девочки уже в пять лет переживают по поводу своей внешней непривлекательности. Любая мама должна уметь успокоить дочь в этой ситуации. Конечно, в 5 лет девочке не стоит объяснять, что красота — далеко не главное в жизни (хотя некоторые вполне адекватно воспринимаю этот аргумент). Подчеркните возле зеркала все достоинства внешности ребенка и скажите, что для папы с мамой никого на свете красивее и милее нет. Педиатр Евгений Комаровский советует всегда интересоваться печалями и успехами ребенка, привлекать его к помощи по дому, подчеркивая его значимость. Отлично действует на детей рассказ о страхах самого папы, например, в детстве, о его удачах. Надо дать пятилетнему ребенку определенную свободу действий, показать, что ему доверяют, что он может быть самостоятельным. Да и общаться с ним, по мнению Евгения Олеговича, нужно как со взрослым, не ругая за промахи и ошибки.
Некоторые родители, столкнувшись с симптомами кризиса у дочери или сына, сразу же вводят массу ограничений, кричат и наказывают. Да, в определенных случаях очень трудно брать себя в руки и не давать воли нервам. Но перекрикивать кричащего ребенка — означает подавлять его, демонстрировать не свою силу, а слабость. Спокойная реакция на истерику, выжидание, выход из комнаты — более мудрое поведение, ведь, потеряв зрителя, дети быстро заканчивают свой спектакль. Вот после этого можно и разобраться в причинах. Тем более нельзя физически наказывать ребенка, прекращая таким образом его истерику. Это только озлобит дитя.
Чтобы подчеркнуть взрослость сына или дочери, его значимость в семье, необходимо уже в пятилетнем возрасте возложить на него определенные обязанности. Например, девочке можно поручить поливать цветы через день, мальчикам — чистить обувь всем членам семьи.
Если мама и папа сами не могут справиться с чадом в период кризиса, то стоит проконсультироваться у психолога.
mirmam.info