Занятия с 4 месячным ребенком. Как занять ребенка в 4 месяца
Развитие ребенка в 4 месяца
В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.
Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца
В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.
На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро — вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.
Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:
Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
В руках исчезает гипертонус.
Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
Отсутствие этих умений и навыков — знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.
Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.
В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.
С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.
Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.
Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького
Слух ребенка в 4 месяца — еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.
В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.
Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры
В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.
Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.
С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий — их безопасность.
Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.
Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры — шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.
Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:
Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры — накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
«Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
«Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу — сердце, указательному — желудок, безымянному — ЦНС, среднему — печень, большому — головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».
Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж, заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.
Питание ребенка в 4 месяца
Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.
В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.
Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.
Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.
Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net
Занятия с 4 месячным ребенком. Ребенку 4 месяца. rozhdenie-rebenka.ru
» Ребенку 4 месяца
Растем и играем в 4 месяца
Занятия с 4-х месячным ребенком
Практические советы
Любим смотреть сидяРебенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.Плоская поверхностьПоложите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.Учимся дотягиватьсяПосадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.Учимся хвататьРебенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобыпомочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.Качели на дверяхДля детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.
Время игр
Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув Ау-у-у! Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша
Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться
Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню
Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и-хорошо знакомые песни.
Две игрушки В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.
Популярные новости
Развивающие занятия для детей 4 месяцев
Развивающие занятия для детей 4 месяцев это незатейливые весёлые игры, которые всегда нравятся малышам. Казалось бы, всё это – просто развлечения, но значение игр в развитии ребёнка. на самом деле, трудно переоценить.
Развивающие занятия для детей 4 месяцев: примеры и подсказки
Развивающие занятия для детей 4 месяцев – сущий полёт фантазии, совместное творчество малыша и его родителей. Вот несколько примеров, которые помогут вам составить представление о том, как нужно играть с 4-месячным ребёнком. Широкий ассортимент полезных и интересных игрушек можно найти в детском интернет-магазине http://kids.kiwi-market.ru/mozaika/
Для развития координации ребёнка не забывайте заниматься с малышом гимнастикой и побуждать его двигаться или принимать новые позы. Например, когда ребёнок лежит на животе на предварительно расстеленном одеяльце, помогайте ему перевернуться, осторожно приподнимая одеяло за концы. Или раскладывайте игрушки так, чтобы ребёнок вынужден был за ними тянуться. Возможно, у малыша получится не сразу, но торжествующий блеск в его глазах, зажёгшийся тогда, когда цель будет достигнута, вы забудете не скоро!
Побуждайте ребёнка к самостоятельному принятию решений. Этого можно достичь, предлагая ему несколько игрушек на выбор или затевая игру с не очень чётко установленными правилами. Подойдёт любое занятие, когда малыш будет получать результат от самостоятельно предпринятого действия. Например: привяжите к ручке малыша яркий шарф или ленту и наблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить «нового друга» двигаться. Побуждайте извлекать звуки из предметов – подарите ребёнку барабан или разрешите стучать ложкой по гулкой кастрюле. Это же так весело!
Продолжайте комплексно развивать зрение, слух и тактильные ощущения вашего ребёнка, предлагая ему всё новые и новые развлечения. Например, устройте домашнее импровизированное шоу мыльных пузырей, играйте в традиционное ку-ку, время от времени меняясь с ребёнком ролями прячущегося, разрешайте трогать всё, что вызывает интерес, если это, конечно, безопасно. При помощи этих нехитрых развивающих занятий 4-месячные дети познают мир – разве это не чудесно?!
Развитие речи ребёнка происходит тогда, когда с ребёнком много общаются. Мы уже писали о том, насколько важно «разговаривать» с малышом, делать вид, что отвечаете и понимаете его ответы, держать визуальный контакт во время разговора и копировать его интонации и рулады. Здесь развитие речи тесно связано с социализацией ребёнка – он учится общаться, с удовольствием улыбается близкими и знакомым и даже находит повод для того, чтобы заливисто посмеяться над тем, что кажется ему смешным.
Результат развивающих занятия для детей 4 месяцев
Несмотря на то, что сам процесс проведения развивающих занятий с 4-месячными детьми уже сам по себе награда, конечно, хотелось бы понимать, на какой результат вы работаете. Для того чтобы составить представление об этом, нужно знать, что должен уметь 4-месячный ребёнок .
Правильное физическое развитие малыша приводит к тому, что в этом возрасте ребёнок уже проявляет достаточную активность. К концу 4-го месяца многие дети умеют переворачиваться с бока на бок, на ручках приподнимать плечи лёжа на животе, уверенно держат голову и вертят нею, почти все сидят с опорой, некоторые – даже без неё.
Действуя в направлении развития самостоятельности малыша, вы «отвоёвываете» себе немного «лишнего» свободного времени. Если 4-месячный ребёнок способен некоторое время играть без мамы – это отличная возможность для того, чтобы успевать чуть больше. Правда, нужно заранее позаботиться о безопасности ребёнка в квартире .
Развивая зрение ребёнка при помощи игр, вы стимулируете формирование бинокулярного зрения. Обратите внимание – в концу 4-го месяца взгляд малыша становится более осознанным, он уже умеет быстро фокусировать его на интересующих его предметах. Также и со слухом – малыш уже целенаправленно реагирует на его источник.
Здоровые дети в этом возрасте, как правило, очень общительны. Если ребёнок пребывает в хорошем настроении, он непрерывно щебечет, словно птичка. Ему доставляет удовольствие общаться с близкими и теми, кто ему кажется симпатичными.
Воспитывая ребёнка, не стоит загонять себя в строгие рамки. Конечно, существуют определённые нормы развития, но они, как известно весьма приблизительны. Если вы всё время будете стараться подогнать своего ребёнка под эти нормы, как же вам удастся воспитать из него индивидуальность?
Забавы и игры с 4-месячными детьми
Схвати и тряси . Предложите малышу для этой игры погремушку, 4-дюймовые (10 см) кольца, тряпичных кукол, небольшие свернутые салфетки. Он с удовольствием трясет их, зажав в руке.
Постучи . Можно использовать подходящую игрушку, чтобы она послужила барабаном . Малыш радостно будет бить по ней кулачком или стараться схватить ее.
Игрушки, которые можно пинать. Мячи, воздушные шары на короткой веревочке, погремушки, пищащие игрушки можно привязать к лодыжке малыша, чтобы он попинал их. Такие игры, конечно же, должны проходить под вашим наблюдением.
Забавы для пальцев. Когда вы рядом, позвольте малышу поиграть с не- большим мотком пряжи, чтобы поработали его пальцы; лучше использовать разные виды пряжи. Намотайте нетуго кусочки пряжи длиной около 6 дюймов на пальцы малыша, чтобы помочь ему осознать, что он может шевелить каждым из них в отдельности. Позже к кусочкам пряжи можно привязать легкие картонные фигурки.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Никогда не оставляйте малыша без присмотра с кусочками веревочек, пряжи иди воздушными шарами. Длина веревочек не должна превышать 8 дюймов (12 см). Сделайте безопасный клубочек , связав по центру с дюжину 6-дюймовых веревочек.
Новая поза. Посадите малыша вплотную к спинке дивана. В таком положении он может провести 5-10 минут, оглядываясь вокруг и наслаждаясь новой позой и новой точкой обзора.
Игры с мячом. Положите малыша на большой пляжный мяч и медленно перекатывайте его. Это поможет развить у ребенка чувство равновесия. Прятки. Это старая, но любимая игра. Поочередно прячьте свое лицо от малыша и вновь открывайте, приговаривая: Где же мама? Вот она я!
Тяни-таскай . Возьмите палочку (наподобие клюшки) и держите ее перед грудью ребенка. Схватившись за нее и сжав поплотнее кулачок, он начнет подтягиваться.
Малыш и зеркало. Малыши обожают разглядывать свое отражение в зеркале и смотреть, как кто-то там шевелится. При этом они могут сидеть перед зеркалом или быть на руках у вас, когда вы подходите к зеркалу.
Идет коза рогатая . Ребенок будет весело заливаться смехом всякий раз, когда вы немножко повозитесь с ним, потормошите, слегка пощекочете. Такие игры доставят много радости и вам.
К четырем месяцам малыш приобретает много новых навыков. Малыш реже кричит, чаще гулит и смеется.
Психомоторное развитие ребенка в возрасте 4 месяца
• Малыш учится переворачиваться на бочок,• начинает смеяться, • Продолжает активно знакомиться с ручками, может рассматривать их по несколько минут подряд, тянуть в рот,• Узнает свое имя и лица родных,• проявляется «комплекс оживления» – ребенок активно двигает ручками и ножками, улыбается или смеется, когда чем-то доволен.
Развитие ребенка в возрасте 4 месяца
Чем занять кроху в 4 месяца:• В этом возрасте уже можно показать крохе его отражение в зеркале. Если малыш не проявил интереса или захныкал – подождите еще несколько недель, а если потянулся к отражению – позвольте ему понаблюдать, потрогать поверхность зеркала пальчиками. Расскажите, что за «ляля» там в зеркале, покажите свое отражение, скажите, что «это мама», улыбнитесь.
• Предлагайте игрушки разных цветов, блестящие, яркие предметы. Показывайте игрушку, поводя её из стороны в сторону, чтобы малыш поворачивал голову.
• Пора запасаться прорезывателями – скоро у малыша начнут резаться зубки. Многие прорезыватели сделаны в форме игрушек, но, выбирая, ориентируйтесь не на красоту игрушки, а на форму, чтобы малышу было удобно тянуть его в ротик и грызть.
• Следите, чтобы в поле зрения ребенка была 1 – 2 игрушки, а не куча погремушек сразу. Иначе малыш просто теряется, вместо того, чтобы делать попытку взять какую-то игрушку в ручку. В этом возрасте может появиться любимая погремушка – малыш может отдавать предпочтение какой-то одной игрушке, например, которую ему уже удалось схватить пальчиками, или которая привлекает его внешне больше прочих.
• Не обязательно покупать дорогие игрушки, вполне можно смастерить погремушки самостоятельно. Возьмите небольшие пластиковые бутылочки, из-под йогурта, напитков, лекарств (главное, вымойте хорошенько), объемом от 100 до 300 мл. Желательно, чтобы бутылочки были яркими. Насыпьте в них крупу или бобовые, плотно закройте крышку. Такие бутылочки удобно брать в ручку, а гремят они ничуть не хуже заводской погремушки. Если найдете прозрачные бутылочки, то можно налить в них подкрашенную красками воду. Малыши с удовольствием рассматривают, как переливается внутри бутылочки жидкость.
Смотрите также таблицу Развитие ребенка до года и старше
По прежнему актуальны развлечения для ребенка в 3 месяцаРазвитие ребенка в 2 месяца