Возрастные особенности детей 3 лет. Характеристика 4 летнего ребенка


Психологическая характеристика детей 4 5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья – это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

источник: fb.ru

first-mama.ru

Характеристика на ребенка 4 лет. Ребенку 4 года. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Ребенку 4 года

Характеристика на ребенка 4–5 лет для представления на ПМПК

Оксана СтарцеваХарактеристика на ребенка 4–5 лет для представления на ПМПК

На воспитанника «МАДОУ». г. р. проживающего по адресу.

Состав семьи: мать –. г. р. образование. место работы –. ; отец –. г. р. образование. место работы –.

посещает детский сад и данную группу с июля 2014г. Хронических заболеваний не имеет. Детский сад посещает с желанием. В коллективе с ребятами хорошие отношения.

По характеру. – скромный и вежливый ребёнок; легко вступает в контакты с детьми; помогает товарищам выполнять разные поручения взрослых, с удовольствием откликается на просьбы товарищей; добрая и внимательная. Она самостоятельно одевается, всегда следит за своим внешним видом, игрушками и книгами. Любит когда её хвалят.

С программой средней группы. справляется. Дифференцирует понятие «один-много», различает, узнает и называет основные цвета, ориентируется в пространстве и времени. Девочка знает правую и левую стороны, времена года. Части суток и дни недели правильно называть пока затрудняется.

испытывает затруднения в высказывании полными предложениями. Во время занятий девочка слушает речь воспитателя, старается запомнить новый материал. Речь состоит из простых предложений, слова не понятные.

Развитие мелкой моторики соответствует возрасту.

легко переключается с одного вида деятельности на другой.

При выполнении заданий по аппликации, конструированию, лепке и рисованию сравнивает свою работу с образцом, старается доводить начатое до конца. В случае возникновения затруднений при выполнении заданий она охотно принимает помощь взрослых, внимательно следит за действиями воспитателя.

Девочка может привлечь товарищей к игре заинтересовать, распределить роли. В игре использует предметы - заместители, ведет диалог со всеми участниками, поправляет действия товарищей, после игры собирает игрушки и привлекает тех кто играл с ней. Наибольшее внимание. уделяет сюжетно – ролевым играм, но с удовольствием играет и в настольные.

При возникновении конфликтных ситуаций в игре старается самостоятельно разрешить конфликт, в случае неудачи – обращается к взрослому.

активна на прогулке, с интересом вместе с другими детьми участвует в наблюдениях. У девочки сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастом. Она опрятна, умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, помогает товарищам. Ведущая рука правая.

Во время дневного сна засыпает сразу. Сон спокойный.

воспитывается в полной семье, где в воспитании участвуют оба родителя.

Педагогов группы беспокоит отставание в речевом развитии ребенка.

Характеристика дана для представления на ПМПК.

Заведующая МАДОУ № ___

С характеристикой родители ознакомлены ___ / ___/

Возрастные особенности ребенка 4-5 лет

Особенности развития ребенка в возрасте 4-5 лет

У детей в возрасте от 4-х лет начинает появляться представление о том, что можно делать, а что нельзя. Дети начинают убирать за собой игрушки, по просьбе взрослых помогать и главное, учатся доводить начатое дело до завершения.

Но так происходит не всегда, детям свойственно в таком возрасте отвлекаться, на более интересные вещи, чем уборка игрушек или помощи (по мере сил) взрослому. Они ведут себя хорошо, только в присутствии человека, который для них что-то значит.

В таком возрасте дети реагируют на неправильное поведение сверстников и могут переживать на эмоциональном уровне не только неправильное поведение другого ребенка, ониосознают и свое неправильное поведение. Это способствует возможности коррекции поведения малыша.

К пяти годам ребенок уже может элементарно описать свои ощущения, его начинает волновать здоровье, как свое, так и окружающих и он старается привлечь внимание матери или воспитателя, если появился дискомфорт.

В возрасте 4-5 лет начинает развиваться самостоятельность и появляться инициатива. Дети делают что-либо, ожидая похвалы и уважения от взрослого за свои поступки. Если взрослый не заметил хороших поступков, ребенок реагирует на это обидой. В отношении сверстников, появляется не просто общая игра, но и общение. дети рассказывают друг другу как провели день, что им купили, где они были. Они учатся быть общительными в социуме.

В таком возрасте уже идет разделение поведения по половым признакам. Это заключается в том, что малыш может сказать, что он мальчик, поэтому носит шортики и короткую стрижку и защищает девочек. Они уже четко знают, что девочка – это дочь или внучка, а мальчик – сын или внук, брат, отец.

Тогда же складываются минимальные представления о профессиях, которые разделяются на профессии для мальчиков и девочек. Они начинают понимать, что собой представляет отдых, как нужно вести себя с другими взрослыми людьми, что можно говорить и что нельзя, учатся делать оценки поведению взрослых.

Но все это возможно, если у ребенка нет торможения в развитии речи. В это время он не просто «болтает», он развивает свой язык творчески, учась сочетать слова и складывать словосочетания. Это помогает ему к пяти годам начинать пересказывать сказки, то есть заниматься отвлеченной речью. Малыш уже может поделиться своими переживаниями, начинать фантазировать, что иногда взрослые воспринимают неправильно, как ложь. Он может давать небольшие характеристики предметам. Восприятие окружающего мира становится не просто целенаправленным, но и анализирующим.

Если взрослые читают ему книги, то это может стать настоятельной потребностью в будущем. Дети всегда стараются даль определение поступкам героев сказок. В таком восприятии книги большую роль играют картинки. В этом возрасте ребенок запоминает не только название книги, но и автора, а запомнив обложку, понравившуюся книгу могут найти среди других.

Каждый возраст ребенка прекрасен и интересен по своему, дети 4-5 лет становятся интересными собеседниками для своих сверстников, а их анализирующие суждения о поведении другого человека иногда не просто вызывают улыбку, но и ставят в тупик своей логикой.

Поделиться в соц. сетях

Психологопедагогическая характеристика воспитанника средней группы дошкольного отделения гимназии, у которого наблюдаются трудности в усвоении программного материала.Пишется воспитателями совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом в случае направления ребёнка на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) для направления в логопедическую группу. В характеристике представлены результаты психодиагностического исследования познавательных процессов, а также сведения о личностных особенностях ребёнка,его взаимоотношениях с окружающими, но особое внимание уделено описанию уровня речевого развития ребёнка.

Мезенцева Надежда Владимировна (Публикатор)

Информация на воспитанника по адаптации в учреждении пишется воспитателем. В информации указывается, как прошел адаптационный период, успеваемость в школе, занятость в системе дополнительного образования, межличностное общение. Дополнительно в информации указывается, с кем из родственников установлена связь, делаются выводы о возможности временной передачи ребенка (гостевой режим) и под опеку. В данном случае, ребенок, благодаря усилиям администрации и педагогов группы, возвращен в кровную семью.

Чипизубова Елена Георгиевна (ElCh)

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника первой младшей группы дошкольного отделения гимназии пишется по запросу родителей (законных представителей) для предоставления в детскую поликлинику при оформлении инвалидности ребёнка. Пишется воспитателями совместно с педагогом - психологом. В характеристике представлены результаты психодиагностического исследования познавательных процессов, а также сведения о личностных особенностях ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими.

Мезенцева Надежда Владимировна (Публикатор)

Характеристика на воспитанницу детского дома для представления на первичном психолого-медико-педагогическом консилиуме по определению образовательного маршрута ребенка.

Манская Валентина Николаевна (Публикатор)

Характеристика воспитанника детского сада: для кого и как она составляется?

Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Мы разработали примерную схему характеристики воспитанника детского сада, которая поможет воспитателям в их работе.

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Шаблон характеристики воспитанника детского сада

Человек, работающий над написанием документа, руководствуется образовательно-воспитательной программой. Педагог делает выводы, учитывая выполнение ребенком ее целей и задач. В характеристике воспитанника детского сада на ПМПК он описывает особенности усвоения учебных умений и навыков.

Документ пишется по примерному плану:

Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.

На нашем сайте вы найдете образцы готовых характеристик, составленных воспитателями-практиками на основе своего опыта работы.

2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина ИвановнаКонтакты: +7-920-0-777-397, [email protected]Домен: http://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтомПубликуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-na-rebenka-4-5-let-dlja-predstavlenija-na-pmpk.html, http://stotysyhc.ru/vozrastnye-osobennosti-rebenka-4-5-let/, http://pedsovet.su/load/715-1-8

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Характеристика детей 4 5 лет. Ребенку 5 лет. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Ребенку 5 лет

Возрастные особенности ребенка 4-5 лет

Особенности развития ребенка в возрасте 4-5 лет

У детей в возрасте от 4-х лет начинает появляться представление о том, что можно делать, а что нельзя. Дети начинают убирать за собой игрушки, по просьбе взрослых помогать и главное, учатся доводить начатое дело до завершения.

Но так происходит не всегда, детям свойственно в таком возрасте отвлекаться, на более интересные вещи, чем уборка игрушек или помощи (по мере сил) взрослому. Они ведут себя хорошо, только в присутствии человека, который для них что-то значит.

В таком возрасте дети реагируют на неправильное поведение сверстников и могут переживать на эмоциональном уровне не только неправильное поведение другого ребенка, ониосознают и свое неправильное поведение. Это способствует возможности коррекции поведения малыша.

К пяти годам ребенок уже может элементарно описать свои ощущения, его начинает волновать здоровье, как свое, так и окружающих и он старается привлечь внимание матери или воспитателя, если появился дискомфорт.

В возрасте 4-5 лет начинает развиваться самостоятельность и появляться инициатива. Дети делают что-либо, ожидая похвалы и уважения от взрослого за свои поступки. Если взрослый не заметил хороших поступков, ребенок реагирует на это обидой. В отношении сверстников, появляется не просто общая игра, но и общение. дети рассказывают друг другу как провели день, что им купили, где они были. Они учатся быть общительными в социуме.

В таком возрасте уже идет разделение поведения по половым признакам. Это заключается в том, что малыш может сказать, что он мальчик, поэтому носит шортики и короткую стрижку и защищает девочек. Они уже четко знают, что девочка – это дочь или внучка, а мальчик – сын или внук, брат, отец.

Тогда же складываются минимальные представления о профессиях, которые разделяются на профессии для мальчиков и девочек. Они начинают понимать, что собой представляет отдых, как нужно вести себя с другими взрослыми людьми, что можно говорить и что нельзя, учатся делать оценки поведению взрослых.

Но все это возможно, если у ребенка нет торможения в развитии речи. В это время он не просто «болтает», он развивает свой язык творчески, учась сочетать слова и складывать словосочетания. Это помогает ему к пяти годам начинать пересказывать сказки, то есть заниматься отвлеченной речью. Малыш уже может поделиться своими переживаниями, начинать фантазировать, что иногда взрослые воспринимают неправильно, как ложь. Он может давать небольшие характеристики предметам. Восприятие окружающего мира становится не просто целенаправленным, но и анализирующим.

Если взрослые читают ему книги, то это может стать настоятельной потребностью в будущем. Дети всегда стараются даль определение поступкам героев сказок. В таком восприятии книги большую роль играют картинки. В этом возрасте ребенок запоминает не только название книги, но и автора, а запомнив обложку, понравившуюся книгу могут найти среди других.

Каждый возраст ребенка прекрасен и интересен по своему, дети 4-5 лет становятся интересными собеседниками для своих сверстников, а их анализирующие суждения о поведении другого человека иногда не просто вызывают улыбку, но и ставят в тупик своей логикой.

Поделиться в соц. сетях

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Ведущая потребность - познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно - образное мышление.

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3. Повышенная познавательная активность.

4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5. Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7. Появление осознанности собственных действий.

8. Ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время.

9. Способен к сотрудничеству со сверстниками.

10. Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

11. Может соблюдать правила очередности.

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста- временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Цели и задачи для взрослых:

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявления познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.

· Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша.

· Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил.

· Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения.

· Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называют почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка.Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.

Источники: http://stotysyhc.ru/vozrastnye-osobennosti-rebenka-4-5-let/, http://www.detsadufa.ru/roditelyam/65-vozrastnie-osobennosti-detey-4-5-let.html, http://zorenka-41.ucoz.ru/index/psikhologicheskie_osobennosti_detej_4_5_let/0-16

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Возрастные особенности детей 3 лет

Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.

В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.

психическое развитие трехлетних детейпсихическое развитие трехлетних детей

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.

Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Малыш начинает радоваться, если у него получается что-то сделать, и огорчаться, если не выходит. Он проявляет гордость за себя и за близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю».

У него вызывают эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться и радоваться.

Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.

Речевое развитие ребенка 3 лет

В данном возрасте дети уже хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет требований, то развитый трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

физическое развитие трехлетних детейфизическое развитие трехлетних детей

 Физическое развитие ребенка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.

polzavred.ru

Возрастная характеристика детей от 3-х до 4-х лет - Советуют психологи - Советы специалистов - Каталог статей

   "Развитие ребенка от трёх до четырёх лет"

Оглядываясь назад, мы, как правило, сталкиваемся с тем, что наши сознательные воспоминания начинаются где то на 4-м году жизни. Конечно, некоторые события и чувства запоминаются еще раньше, но именно с 4х лет мы в состоянии представить свою жизнь в какой-то последовательности.

Возможно, это связано с тем, что в возрасте 4-х лет у ребенка развивается ощущение самого себя и чувство независимости и самостоятельности.

Позади остался кризис 3-х лет, но с чем ребенок вышел из него? Что нового он приобрел? Ведь, чтобы приступить к освоению нового этапа жизни, необходимо усвоить задачи предыдущего, используя его накопленный потенциал и приобретенные навыки.

Сейчас ребенка уже не так беспокоит желание главенствовать и настаивать на своем. Вдруг, мама начинает замечать у него внезапно появившееся задумчивое выражение лица или мимолетную грусть. Как будто он уже нашел свое положение в семье и смирился с определенными правилами. Четырехлетка четко знает кто он и какого пола, как нужно относиться к окружающим его людям и какие у них границы. Ребенок уже не станет отнимать игрушку у малыша и закатывать истерику в магазине, с ним стало легче договориться. Он также обладает способностью ставить определенную цель и использовать различные задачи для ее выполнения.

Говоря о возрастных нормах, четырехлетние дети становятся все более ловкими и умелыми. К примеру, ребенок уже сможет бросать мяч через голову, спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу, прыгать на одной ноге и даже простоять на одной ноге в течение нескольких минут. Он также правильно держит ложку и карандаш пальцами, используя свою ведущую руку. Малыш достаточно умело манипулирует предметами: собирает и строит из 9-ти кубиков, разбирает и складывает шестисоставную матрешку, опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб, складывает разрезную картинку из 2-3-х частей.

Ребенок также конструирует из кубиков по подражанию, обводит по контурам, копирует простые фигуры на бумаге, да и сам начинает рисовать более понятные картинки, используя характерные детали.

Речь тоже развивается быстрыми темпами. Ребенок не только знает назначение основных предметов, но и начинает их сравнивать. Он определяет форму, вкус, цвет, использует прошедшее и настоящее время, считает до пяти. Заметно возрастает интерес к книжкам, сказкам и рассказам, достаточно легко запоминаются стишки, особенно вместе с яркими картинками. Все еще доминирует наглядно образное мышление.

А что же представляется важным для самого малыша в 4 года? Что его беспокоит и интересует, заставляя порой переживать родителей?

1) Прежде всего, это отношения, которые складываются между ним и значимыми взрослыми - в первую очередь, конечно мамой и папой. Ребенок начинает понимать, что мама, которая ухаживала за ним до сих пор (или, как он считает, принадлежала только ему), отныне занята не только им одним. Вокруг теснятся соперники: Может быть, для мамы важен не только я один, а еще папа или брат с сестрой? А что, если я не самый главный? К тому времени, когда девочке или мальчику исполняется четыре года, этот вопрос возникает неоднократно, ребенок задается им снова и снова, приходит к какому-то выводу и снова сомневается. Четырехлетний ребенок чрезвычайно увлечен отношениями взрослых к себе и другим, отсюда вытекают все его типичные реакции и занятия в этом возрасте.

2) Четырехлетние дети заняты обдумыванием всевозможных связей. Например, как именно, мама и папа связаны между собой? Кем является папа для мамы и наоборот? Вместе с осознанием таких связей, к ребенку вдруг приходит понимание, что мама и папа могут действовать в паре и делать что-то без участия своего ребенка. Мысль о том, что родители дружны и действуют вместе, наполняет ребенка ощущением счастья и гармонии. Но, временами, он чувствует себя брошенным, злится, ревнует или завидует. Дети в этом возрасте приходят к одному очень важному выводу - я не самый главный в мире, потому, что не все могу контролировать, ведь какие-то вещи происходят без меня и не со мной. Например, родители не всегда понимают, почему ребенку не нравится, когда они находятся вместе, обнимаясь или держась за руки. Их четырехлетний малыш может попытаться оттолкнуть родителей друг от друга, заплакать или устроить истерику.

3) Бывает и так, что ребенок выходит из себя, если в доме гости, в том числе бабушки и дедушки, которые любят его и наедине с которыми он ведет себя спокойно и дружелюбно. Создается впечатление, что ему тяжело держать себя в руках, если вокруг него находится более двух человек. Родители не должны ругать ребенка за поведение, которое кажется им странным. Нельзя также поддразнивать его, если ему не нравится, когда мама и папа обнимаются и целуются. Не стоит также всерьез воспринимать заявления вроде: "Я папу не люблю!" или "Бабушка плохая, пусть уходит!". Просто в данный момент проявляется неспособность ребенка строить отношения, в которых присутствуют больше двух человек. Все же, близкие люди часто теряются и не знают, что на это можно ответить. В данный момент важно не отвечать ребенку моционально раздраженным и обиженным тоном, а помочь ему самому отделить свои чувства от тех, кому они адресованы. Можно спросить ребенка: «Ты сейчас сердишься, обижаешься или злишься?», после дать понять, что ему не о чем беспокоиться, он также важен для близких людей, хотя его слова и не очень приятно слушать: «Мы все тебя любим и ценим - и мама и папа и бабушка, поэтому тебе незачем злиться».

4)Еще одна отличительная особенность четырехлетних детей, это чувства, которые они испытывают. Здесь можно сказать одно - его чувства, это гремучая смесь. Дело в том, что ребенку трудно соединить в сознании, что к одним и тем же людям можно испытывать и любовь и обиду и гнев. К примеру, с одной стороны, родители представляются сильными, добрыми, надежными людьми, которые объединяются и дружат, чтобы сделать своего ребенка счастливым. В то же время, эти большие и вредные люди сговариваются и делают не так, как я хочу. Поэтому, основная задача данного возраста в том, чтобы в душе ребенка могли ужиться два глубоко противоположных чувства.

5)Четырехлетние дети заняты обдумыванием всевозможных связей, поэтому это хороший возраст для расширения горизонтов его общения с миром. В детском саду ребенок все больше тянется к общению со сверстниками, заводит себе друзей по интересам. В этом возрасте ему необходимо усвоить соблюдение правил игры, для лучшего взаимодействия с детьми. Игры с правилами помогают детям играть вместе. Однако, задача взрослых, объяснить ребенку, что с правилами игра становится интереснее, не акцентируя внимание на победе. Для распределения ролей между детьми, также необходимо вводить считалочки, либо соблюдать очередность. В этом возрасте ребенок часто связывает выбор в игре с отношением к его личности. Часто дети не хотят играть роль волка или воспринимают проигрыш, как серьезную личную неудачу. Настольные или подвижные игры в кругу семьи могут помочь четырехлетке придерживаться правил, правда, если родители на личном примере покажут, что это всего лишь веселое и интересное время провождение, а не стремление во что бы то ни стало победить.

6) Говоря о правилах, мы не должны забывать и о таких вещах, как распорядок и режим. Определенная последовательность в жизни, все так же нужна ребенку, потому, что создает для него ощущение безопасности и уверенности в дальнейшем. Это также формирует у ребенка определенные алгоритмы в деятельности, а также восприятие жизненных циклов: дни, недели, времена года, выходные, праздники. Всему должно быть свое время и место.

7) Ребенок начинает понимать такие понятия, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Все это необходимо поддерживать с помощью личных примеров или сказок и историй. Старайтесь допускать до восприятия ребенка добрые, справедливые, поучительные мультфильмы и уберегать от ненужной и лишней информации, помните, что все увиденное и услышанное в этом возрасте обязательно формирует определенные связи и понятия в сознании ребенка.

8) С осторожностью относитесь к раннему обучению четырехлетних детей. Игра для них в этом возрасте гораздо полезней и привлекательней. В сознании ребенка этого возраста учеба и игра могут превратиться в противоположности. Если учение происходит не через игру, то скоро оно станет для ребенка чем- то нудным и утомительным, где он не будет ощущать себя на высоте, столкнувшись с неудачами.

Но вы вполне можете организовать ребенку интересные игровые занятия, обеспечить его яркими книжками, развивающими игрушками, интерес к которым будет увлекать, а успехи подкреплять дальнейшую деятельность.

Однако, нужно помнить, все это свойственно четырехлетнему ребенку только если, он достиг своего возрастного эмоционального развития. К сожалению, это бывает не всегда. Важно знать, что желание делать все по- своему, отсутствие норм и правил поведения, частые капризы и неспособность подождать определенное время - есть верные признаки застревания в более раннем периоде, что будет создавать трудности для дальнейшего развития ребенка, даже если он преуспевает в интеллектуальной сфере.

Разобраться в этом вопросе, уточнить уровень эмоционального развития, а также дать рекомендации, соответствующие вашему ребенку вам помогут детские психологи. Шуляк Анастасия - детский психолог Информационно-психологического центра «Белый слон».

aflower135.ucoz.ru

Характеристика детей 3 4 лет | Ребенку 3 года

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

Психологические особенности ребенка 3-4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет. потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Поделиться в соц. сетях

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Задачи развития и воспитания:

1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры. которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .

Игры

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Творчество

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации .

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада. а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить одновременно 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Взаимоотношения детей

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Материал к занятию:

Источники: http://stotysyhc.ru/vozrastnye-osobennosti-rebenka-3-4-let/, http://psyvsem.at.ua/publ/detskaja_psikhologija/osobennosti_razvitija_detej_3_4_let/5-1-0-1, http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/750/

Комментариев пока нет!

vyrastitrebenka.ru


Смотрите также