Эхолалия у детей – определенное речевое поведение, которое может быть этапом развития или серьезной патологией. Оно характеризуется тем, что ребенок повторяет услышанные слова и звуки. Зачастую это только определенный этап, который проходит каждый ребенок. У детей с аутизмом очень хорошо развита память, поэтому они все запоминают очень быстро. У них речевое становление проходит более сложно.
Эхолалия у детей – автоматическое повторение ребенком чужих слов, фраз или даже целых предложений. Достаточно часто этот период речевого развития принимают за признаки аутизма, что также не исключено. Однако это может быть и нормой речи ребенка.
Существует несколько стадий развития навыков речи у ребенка, а именно от 6 месяцев и до года, а также с 3 до 4 лет. В этом возрасте каждый ребенок начинает активно повторять все услышанные слова, и это вполне нормально. Это позволяет усовершенствовать произношение отдельных слов и звуков, а также заложить основы взаимодействия с другими людьми.
Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука. Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время. Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.
Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.
Отсроченная эхолалия подразумевает под собой повторение отдельных слов или предложений через некоторое время. Причем эти фразы могут произноситься детьми в любое время и в любом месте. Это наиболее характерно для малышей с аутизмом.
Сенсорная эхолалия у детей подразумевает под собой то, что ребенок повторяет фразы, которые он когда-то слышал и с которыми у него ассоциируются определенные эмоции. Создается впечатление, что они воспроизводят эти фрагменты в голове, передавая их через речь сугубо для себя. Эта особенность ребенка становится самостоятельным развлечением для него, и это может очень сильно мешать общению с другими людьми. В таком случае взрослый должен постараться переключить внимание ребенка на другое занятие или тему.
Отстроченная эхолалия у детей является своеобразным способом выражения своего настроения. Фразы или слова в таком случае ассоциируются с определенными эмоциями у малышей. Правильным в таком случае будет признание его чувств.
Кроме того, такой тип эхолалии может быть своеобразным способом обработки информации, полученной за день. Он может проговаривать услышанное на протяжении всего дня, упорядочивая это в голове, и одновременно делиться переживаниями со своими родителями.
Многие считают, что у детей отсутствует понимание того, о чем они говорят, однако это совершенно не так. Зачастую эхолаличность является только своеобразным средством изучения и применения речи. Зачастую встречается эхолалия у ребенка 3 лет, а затем, приобретя требуемые навыки, он начинает строить предложения самостоятельно. Обычно никакой дополнительной коррекции не требуется.
Дети с аутизмом не могут полностью избавиться от эхолалии, но обычно она нисколько не мешает ребенку. Напротив, повторение чужих фраз свидетельствует о способности малыша обрабатывать полученную информацию. В таком случае эхолалия служит для связи ребенка с окружающим миром.
Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:
В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.
Симптомы эхолалии у детей достаточно выраженные, так как проявляются в виде неконтролируемого повторения слов или целых фраз, исходящих от любого источника звука. Иногда источником цитирования может быть даже книжный текст.
Стоит помнить, что симптомы эхолалии у детей во многом зависят от ее вида. Немедленная эхолалия не должна вызывать никакого беспокойства, так как это говорит о способности малыша воспринимать информацию, понимать и воспроизводить речь. Отсроченная эхолалия считается тревожным признаком, и возникает она у детей с аутизмом или другими серьезными нарушениями нервной системы.
Эта патология имеет множество функций, которые, независимо от ее вида, очень часто пересекаются. Причины и симптомы эхолалии у детей могут быть самыми различными, все зависит от конкретного ребенка.
Одной из функций может быть простое заполнение паузы. Дети хорошо понимают, что диалог строится из реплик, однако у них недостаточно словарного запаса для поддержания разговора. В таком случае ребенок просто хочет обратить на себя внимание и использует услышанные фразы в надежде поразить и удивить взрослого.
Некоторые дети таким образом выражают согласие. Они повторяют услышанную фразу, чтобы подтвердить то, что хорошо поняли сказанное. При развитии речи дети изначально учатся распознавать звуки, затем слова и только после этого понимать речь. Именно поэтому они стараются называть предметы, комбинируют между собой различные слова и учатся строить предложения. Повторение услышанных слов и фраз может быть по причине того, что у ребенка недостаточно богатый словарный запас.
Дети могут повторять одни и те же слова или фразу, чтобы успокоиться и устранить чувство тревоги. В основном это характерно для детей с аутизмом, которые монотонно повторяют одну и ту же фразу, имеющую для них важное эмоциональное значение.
Также повторение монотонных фраз помогает ребенку стимулировать себя. Зачастую бывает достаточно сложно определить, какое именно психологическое состояние пытается вызвать малыш у себя путем повторения одинаковых заученных фраз.
Когда ребенок только начинает осваивать речь, он может произносить отдельные слова или целые фразы в одиночестве, чтобы усовершенствовать их произношение. Очень многим детям от 6 и до 12 месяцев нравится такая речевая игра. Это считается нормой и не требует совершенно никакой коррекции. Дети могут повторять различные услышанные слова ради веселья, особенно если они новые или, на их взгляд, смешные.
Вслушавшись в произнесенные слова своего ребенка, каждый родитель сможет найти в них определенный смысл. Это только несколько наиболее важных факторов для малыша, могут быть и другие, а также зачастую они объединяются.
Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.
После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.
Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:
Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.
Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.
Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.
Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога. Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы. Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.
Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.
Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.
Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками. В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно. Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.
Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.
Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.
Родители могут помочь ребенку нормализовать процесс коммуникации со сверстниками. Специалисты рекомендуют родителям никогда не останавливать малыша с таким дефектом и не прерывать его речь. Постоянно проговаривая определенные слова, ребенок старается таким образом обратить на себя внимание и самовыразиться. Также это помогает устранить проблемы с речью. С таким ребенком нужно постоянно разговаривать и поддерживать его, так как это поможет ему побороть чувство тревоги, и он гораздо быстрее научится поддерживать разговор.
Всегда нужно обращать внимание на произнесенные ребенком фразы и слова, даже если кажется, что они не имеют совершенно никакого смысла. Это дает возможность определить наличие отклонения и установить контакт с малышом. Нужно обязательно учитывать мимику, эмоциональное состояние и интонацию ребенка. Родителям важно всегда поддерживать разговор, формировать новые фразы, расширять словарный запас своего малыша. Занятия должны быть ежедневными, проводить их нужно в спокойной, благоприятной обстановке. Учитывая и соблюдая все требования специалистов, можно добиться очень хорошего результата и быстро научить ребенка самостоятельной речи.
fb.ru
Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов — немедленная и отсроченная.
Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей — от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное «как попугай». Это абсолютно нормально.
Такая имитация собственной речи — единственный способ «потренироваться» в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.
Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.
Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений — а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.
Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: «Что ты хочешь, грушу или апельсин?» И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: «Апельсин». Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.
Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени — несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.
Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.
Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.
Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: «Фруктового мороженого в магазине нет», и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: «да, ты тогда был очень расстроен, то чувство — такое же, какое ты испытываешь сейчас».
Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, — всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.
Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.
Очень многие родители задаются вопросом: «Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально»? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.
Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот — повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть «отклонением от нормы» и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.
Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.
Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен — только «да» или «нет». Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.
И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.
lecheniedetej.ru
Детские психические расстройства
Эхолалия считается нормой в период становления коммуникативных навыков у ребенка, но также выступает одним из специфических симптомов расстройств аутистического характера у детей. Она проявляется как бесконтрольное повторение или выкрикивание чужих слов ребенком. У взрослых нарушение встречается очень редко и только на фоне психоневрологических заболеваний. Диагностировать нарушение может детский психолог или психиатр.
1
Когда эхолалия считается нормой?Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год. В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла. В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.
Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.
Читать далее ►
Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.
Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова. Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать. Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.
У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.
Что такое логоневроз, причины и лечение у детей и взрослых
2
Патологические причиныПоводом для беспокойства выступает бессвязное повторение чужих фраз у детей в возрасте старше четырех лет. В психиатрии и психологии эхолалия ассоциируется с аутизмом, так как выступает специфическим симптомом различных расстройств аутистического спектра. Нарушение может сопровождать неврологические заболевания.
Эхолалия выступает симптомом следующих патологий:
Синдром Туретта сопровождается тиками, в том числе и вокальными. Ими нередко выступает эхолалия. Такое расстройство сопровождает умственную отсталость различных типов и расстройства аутистического спектра. Эхолалия наблюдается при органических поражениях или аномалиях развития лобных долей мозга.
Причины эхолалии позволяют сделать прогноз на нормализацию речи в будущем.
Дислексия у взрослых и детей: виды и способы коррекции
3
Симптомы и видыСимптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.
Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:
Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.
Суть такой эхолалии объясняется просто - малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного. Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков. При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.
При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии. Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет. Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.
Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка. Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету. Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.
Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».
Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.
Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков
4
Можно ли вылечить нарушение?Диагностика заболевания осуществляется детским психиатром. Необходимо посетить логопеда, невролога и психолога.
Немедленная эхолалия у здоровых детей проходит без лечения в 3-4 года.
Проявление нарушения в старшем возрасте свидетельствует о болезнях нервной системы или психических расстройствах.
Лечение нарушения в этом случае — это длительный процесс, который требует внимательного отношения родителей к малышу. С помощью медикаментов эхолалия не лечится.
Несмотря на то что повторение чужих фраз является типичным симптомом аутизма, необходимо пройти комплексное обследование для исключения прочих патологий нервной системы.
Даже если эхолалия выступает признаком болезней и аутистического расстройства, со временем ее проявления уменьшаются, но только при условии, что адаптацией ребенка занимаются и родители, и специалисты.
neurofob.com
Эхолалия – автоматическое повторение слов, услышанных в речи другого человека.
Эхолалия у детей может возникнуть на одном из этапов речевого развития – с 6 до 12 месяцев или с 3 до 4 лет. В этих возрастных промежутках многие малыши повторяют слова окружающих. Таким образом они изучают основы речи и пытаются вступить в диалог.
Причины эхолалии в старшем возрасте:
Признаки эхолалии в детской речи представляют собой неконтролируемое повторение целых предложений или отдельных слов из монолога собеседника. Источником цитирования может быть не только человек, находящийся рядом, но и телевизионная или радиопередача, книжный текст и так далее.
Эхолалия бывает двух видов:
Немедленная эхолалия необходима для поддержания разговора. Поскольку ребенок с аутизмом или другими проблемами не может быстро отреагировать на слова собеседника, он повторяет их, заполоняя паузы в разговоре и пытаясь осознать сказанное.
Отсроченная эхолалия у взрослых и детей с различными психическими отклонениями выполняет три функции, среди которых:
Самостимуляция при эхолалии заключается в том, что человек повторяет те фразы из прошлых диалогов, видеосюжетов или печатных изданий, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями. Благодаря этому он погружает себя в желаемую атмосферу. Чаще всего эти фразы не имеют никакого отношения к текущим событиям, поэтому вызывают у окружающих удивление.
Функция передачи настроения базируется на том, что некие слова связаны у ребенка с отрицательными или положительными переживаниями. Например, когда-то он услышал фразу: «Мороженое закончилось». И она вызвала у него негативные эмоции. В другой неприятной ситуации (не связанной с мороженым) он может ее повторить.
Систематизация информации при эхолалии выглядит так. Вечером человек проговаривает услышанное в течение дня, чтобы упорядочить информацию и поделиться с близкими эмоциями. Его речь выглядит не как цельный рассказ, а как набор отдельных фраз.
Заметив у ребенка симптомы эхолалии, необходимо проконсультироваться с психологом или психоневрологом. Врач сможет дать ответ, является ли повторение слов нормальным этапом речевого развития либо оно связано с отклонениями в психическом развитии. Во втором случае проводится дополнительная диагностика, включающая различные тестирования.
У детей без задержки развития лечение эхолалии не производится. Но от родителей требуется соблюдать определенные правила:
При наличии дефектов речи у детей коррекция эхолалии должна проводиться логопедом или дефектологом с помощью специальных упражнений.
Если диагностирован аутизм или другое психическое заболевание, лечение эхолалии у детей осуществляется только в комплексе с другими мероприятиями, назначенными врачом. Родители ребят с подобными проблемами должны проявлять терпение и учиться правильному общению:
Если у человека наблюдается эхолалия, для лучшего его понимания важно обращать внимание не только на суть слов, но и на ситуации, в которых он их повторяет, интонацию, выражение лица и другие нюансы.
Эхолалия не болезнь, поэтому для ее терапии медикаменты не применяются. Но они могут быть использованы для лечения состояний ее вызвавших – шизофрении, поражения лобных долей мозга и так далее.
Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.
liqmed.ru
Эхолалия – редкая патология, которая встречается чаще всего у детей, бывают такие случаи, когда заболевание диагностируется у взрослых и на то есть свои причины. Данное отклонение можно распознать и самостоятельно.
Эхолалия – расстройство речи неврологического характера, при котором человек бесконтрольно постоянно повторяет услышанные слова и фразы.
В большинстве случаев диагностируется именно у детей младшего возраста и иногда такое состояние считается нормой в том случае, когда у малыша формируется речь.
Данное состояние считается нормой в раннем детском возрасте – до 4 лет и непродолжительное время, если эхолалия наблюдается постоянно и на протяжении длительного времени, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией.
При данном отклонении создается впечатление, что малыш просто не понимает, о чем говорит и что за фразы он повторяет, но это не так. В какой-то степени это попытка вступить в диалог.
При нормальном состоянии такое речевое поведение длится не долго, но если отклонение прогрессирует и у ребенка постоянно присутствует данное состояние, то это может свидетельствовать об аутизме, задержке развития или о каком-нибудь ином неврологическом нарушении или же о заболевании зрения.
Первые признаки нарушения в любом случае должны насторожить. Заболевание поддается терапии и корректировке, но только специалистами, не стоит заниматься самостоятельным лечением.
В современной медицине выделяют два вида эхолалии:
Каждый вид эхолалии требует лечения и обязательной коррекции. Поэтому при первых признаках отклонения стоит обратиться за квалифицированной помощью, чтобы не усугубить ситуацию.
Эхолалия – патология, которая имеет определенные причины возникновения, данное отклонение возникает иногда у детей и почти всегда у взрослых не только в результате обучения речевой деятельности, но и по другим причинам:
Отсроченная эхолалия может возникать в результате таких провоцирующих факторов:
Если у ребенка присутствует хоть один из перечисленных провоцирующих факторов развития патологии, то необходимо постоянно находиться под наблюдением специалиста, а при первых проявлениях пройти обследование и начать лечение и корректировку состояния.
В первые годы жизни, когда ребенок пытается повторять фразу или слова взрослых, это вполне нормальное состояние, ведь он только учится. В основном это считается нормой с полугодовалого возраста до трех лет.
Если данное отклонение наблюдается у ребенка в возрасте от 4 лет, то необходимо на это обратить внимание, так как оно может свидетельствовать о нарушениях развития, которые связаны с развитием речи, также эхолалия часто является типичным симптомом при аутизме.
При немедленной эхолалии ребенок может впадать в истерику, если ответив на вопрос, получил не то, что хотел, так как осознание вопроса пришло только спустя некоторое время.
Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.
Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.
При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:
Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:
Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.
Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:
Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.
Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение.
Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.
Родители могут нормализовать процесс коммуникации ребенка со сверстниками, превратить данное расстройство в инструмент взаимодействия с окружающим миром. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций, которые помогут ребенку адаптироваться:
neurodoc.ru
Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.
Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.
Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:
Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.
Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.
Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.
Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.
На что обратить внимание дома:
Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.
karkusha.su
Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.
Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:
Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.
Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.
В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.
Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.
Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.
Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.
Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.
Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.
Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.
ilive.com.ua