Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.
Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом. Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.
Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.
При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:
Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.
В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления. Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное. Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.
Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.
Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени). При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная. В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.
Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей. Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п. С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.
Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.
При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.
Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента. В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция. Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.
Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты. Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.
В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.
Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.
Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.
Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.
elaxsir.ru
Дизартрия – это патологическое состояние, которое встречается у 5% детей и характеризуется нарушением произношения слов из-за поражения отдельных отделов нервной системы. При данном явлении нарушается работа нервов, подходящих к органам речевого аппарата (мягкое небо, губы, язык). В результате чего проблемы отмечаются не с отдельными звуками, речь страдает в целом.
У ребенка может быть внушительный словарный запас и способности в области грамотного построения фраз, но понять его очень сложно из-за того, что звуки смазаны и неразборчивы. Если выявить проблему на ранней стадии и вовремя начать профильное лечение, можно рассчитывать на благоприятный прогноз и полное восстановление речи у малыша. Но и в данном случае все зависит от формы заболевания, степени его тяжести и готовности ребенка к интенсивной работе со специалистами.
Нарушение работы нервных окончаний зачастую наблюдается в результате воздействия на детский организм следующих факторов:
Совет: Единственная возможная профилактика дизартрии у детей состоит именно в осторожном обращении беременной женщины со своим будущим малышом, отказе от вредных привычек, осложняющих беременность, осторожном ведении родов и отслеживании врачом всех изменений по ходу родовой деятельности.
Дизартрия характеризуется довольно специфическими симптомами и особенностями поведения детей, поэтому регулярные диагностические осмотры у педиатра и диспансеризации, рекомендованные для определенных возрастных групп, позволяют вовремя заподозрить проблему. Не стоит отказываться от плановых посещений врачей, даже если кажется, что ребенка ничего не беспокоит и развитие идет по плану.
Дизартрия у детей может проявляться в виде одной из форм, которые разделяются по типу расположения очага заболевания:
Чтобы определить тип заболевания недостаточно оценить его внешние проявления, только специалист может поставить окончательный диагноз, приняв во внимание клиническую картину и дополнительные методы исследования.
Независимо от того, стала ли дизартрия последствием нарушения внутриутробного развития или влияния патологических факторов в первые недели и месяцы жизни, ее первые симптомы проявятся довольно быстро. Задача родителей вовремя отреагировать на подобные проявления и обратить на них внимание специалиста. Чем раньше будет организовано лечение, тем больше шансов на успех.
Дизартрия представлена четырьмя степенями заболевания, которые разделяются по степени поражения речевой функции:
По статистике чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия, которая представлена рядом дополнительных симптомов. Это может быть нарушение мышечного тонуса, выраженная моторная неловкость (особенно в работе с мелкими предметами), тревожность и эмоциональные всплески. У такого ребенка знакомство со всем новым вызывает трудности и дискомфорт, даже если ему уже исполнилось 6-7 лет.
Окончательный диагноз «дизартрия» ставится только после осмотра малыша неврологом, логопедом, проведения МРТ головного мозга, транскранильной магнитной стимуляции и электроэнцефалографии. Осмотр у логопеда состоит из нескольких обязательных этапов:
После получения результатов всех перечисленных исследований ставится форма и степень дизартрии, что позволяет выбрать оптимальный вариант терапии.
Независимо от степени тяжести состояния, его лечение в обязательном порядке включает наблюдение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом. В ходе терапии проводится отработка у ребенка следующих навыков:
При желании дизартрия может лечиться в индивидуальном порядке или в составе группы. Нередко на занятия допускаются родители с целью их обучения и продолжения терапии в домашних условиях. Медикаментозное лечение проводится только в том случае, если патология развивается на фоне неврологических заболеваний, а состояние характеризуется выраженными сенсорными и двигательными расстройствами.
В этом случае сначала проводится терапия, направленная на устранение основной проблемы, и только после этого подключается логопед, проводящий необходимую коррекцию. На одном из этапов терапии вводятся физиотерапевтические процедуры, нередко применяется иглоукалывание и другие варианты воздействия на рефлексогенные точки.
Родителям необходимо подготовиться к тому, что лечение может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок должен чувствовать поддержку со стороны близких. Потеря контакта и отношение к малышу, как к инвалиду, может свести к нулю все старания врачей. Только те дети, которых постоянно поощряют и поддерживают родственники, постепенно восстанавливаются и избавляются от мешающего нормальной жизни дефекта.
therebenok.ru
Этот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание?
Так называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение.
Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:
Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры.
Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:
Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится. Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту. Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения.
Виды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют такие разновидности дизартрии:
Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе. Например, бульбарная или псевдобульбарная дизартрия даже при интенсивной и адекватной терапии может остаться на всю жизнь.
Чаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая. Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий. Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации.
Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы.
Чаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро.
Родители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:
Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения.
Его цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции. Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит, инфекционные вирусные недуги, герпес, рвотный рефлекс.
Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа.
Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе. Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка. Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.
Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.
Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.
Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.
nashidetki.net
В подавляющем большинстве случаев, нарушение является одним из симптомов, сопутствующих детскому церебральному параличу. Таким образом, ответ на вопрос как проявляется заболевание, и от чего может быть дизартрия, звучит также, как и при ДЦП. Соответственно, дизартрию может вызвать:
В период от 1 месяца до двух лет, заболевание может стать следствием:
Болезнь проявляется неспособностью детей говорить четко и внятно. Это обуславливается неправильно иннервацией органов речевого аппарата. Возможны отклонения и не относящиеся к речи. Так, ребенку с дизартрией сложно принимать пищу, он часто поперхивается, не может правильно сглатывать или сосать бутылочку. Свои первые слова дети с этим заболеванием произносят гораздо позже сверстников, примерно к 2,5-3-м годам. До этого возраста типичный младенческий лепет отсутствует, звуки получаются глухими и гнусавыми.
Когда речь идёт о проявлении дизартрии, то в качестве первых признаков можно рассматривать:
В виду отсутствия постоянного общения, этот список признаков может дополняться неправильным построением предложений, ограниченным словарным запасом.
Определить заболевание может логопед и врач невролог. Диагностировать дизартрию позволяет комплекс традиционных аппаратных методик, а именно:
Дополнительные лабораторные анализы в обычных случаях не требуются. Что касается логопедического обследования, то здесь врач оценивает:
Среди потенциальных рисков, которые описывают собой, чем опасна дизартрия, указаны:
Вылечить заболевание полностью практически невозможно. Однако, своевременное начало терапии дизартрии позволяет получить большой прогресс в рамках развития речевой функции. В большей степени результаты зависят от эффективности лечения основного заболевания, желания самого пациента соблюдать рекомендации врача и получать результат, поддержки со стороны близких. Если речь идет о тяжелом нарушении, то можно только частично улучшить текущее состояние.
Родители должны точно знать, что делать, чтобы сделать терапию еще эффективнее в домашних условиях. Например, отличные результаты дает регулярная речевая гимнастика. Важно освоить полный комплекс упражнения и посвящать занятиям не менее одного часа в день. Задача родителей – исключить развитие комплексов у ребенка, который чувствует свое отличие от сверстников.
Лечить дизартрию можно и логопедическими, и медикаментозными методами. Логопед занимается развитием речевого аппарата, моторики – в том числе артикуляционной, – дыхания, произношения. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Первая помощь в рамках медикаментозной терапии заключается в лечении первичного заболевания нервной системы.
Избегание травм, интоксикации и нейроинфекций в раннем возрасте позволяет предотвратить дизартрию. В остальных случаях, когда заболевание является врожденным, предупредить можно только его прогрессирование.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Статьи на тему
Показать всёТакже смотрят
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании дизартрия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как дизартрия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга дизартрия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить дизартрия у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания дизартрия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание дизартрия у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
detstrana.ru
Речь для любого человека – это важный элемент не только общения и получения информации, но и в целом объективное отражение его высшей нервной деятельности. Именно благодаря речи, по убеждению ученых, предки человека шагнули вперед в процессе эволюции, а также возникла современная цивилизация. Любые формы речевого нарушения у детей почти всегда связаны с тяжелыми патологиями и расстройствами деятельности центральной нервной системы. По имеющейся форме отклонения в способности говорить у пациента, врач (или логопед) может дать прогноз относительно возможности дальнейшей коммуникации в обществе. Дизартрия у детей – это форма нарушения речи, которая возникает из-за патологической иннервации мышц лица и гортани, участвующих в формировании звуков. Дизартрия проявляется в виде неправильного произношения.
Такую патологию принято относить к формам общего недоразвития речи (ОНР), которые наблюдаются у детей с нормальным слухом и интеллектом.
Содержание статьи
Основные причины развития дизартрии у детей любого возраста следующие:
Детализирующая беседа с врачом, выявляющая особенности внутриутробного развития плода, протекания беременности и грудного периода жизни ребенка, способна указать на возможную причину развития дизартрии.
Часто такие формы нарушения речи обнаруживаются педагогами в детских садах в возрасте 4-5 лет, а также при начале обучения в школе при достижении ребенком 6 лет.
По месту локализации повреждения в нервной системе, обуславливающего дизартрию, принято выделять следующие формы такого нарушения речи у ребенка:
Врач или логопед составляет план индивидуальной работы по лечению и коррекции рассматриваемой формы нарушения речи. Он базируется на определении уровня неврологического поражения и степени тяжести дизартрии.
Для практической работы с ребенком, применяется следующая классификация, учитывающая степень речевых отклонений:
Часто детским врачам или логопедам приходится сталкиваться с вопросом родителей, что это у ребенка с речью и как быстро это вылечить. Важно отметить, что при наличии подобных явлений требуется произвести не только обследование различных отделов нервной системы, но и выяснить все обстоятельства развития такого нарушения речи. Для дизартрии характерны следующие признаки:
Психолого-педагогическая характеристика таких детей характеризуется тем, что они понимают собственные речевые проблемы. Однако, к сожалению, желание их преодолеть снижено. Такие дети не хотят обучаться в школе и познавать новую информацию.
Схема обследования пациента с дизартрией всегда включает консультацию детского невропатолога, проведение МРТ и КТ головного мозга, осмотр отоларинголога и оценку остроты слуха.
Стертая форма дизартрии считается легкой степенью указанной патологии. Она является самой часто встречаемой разновидностью данной патологии. Параллельно с речевыми проблемами наблюдается нарушение действий, требующих участия развитой мелкой моторики (она страдает у таких детей). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у ребенка с дизартрией даже легкой степени требует помощи логопеда и грамотно составленной педагогической программы обучения. Именно от того, насколько правильно будет развиваться такой малыш, зависит его последующая адаптация в обществе.
Стертая дизартрия, к сожалению, довольно часто становится причиной обучения на дому и, соответственно, ограниченности малыша в контактах с ровесниками. Нередко именно это и не мотивирует таких детей тренировать собственную речь – они останавливаются на том этапе обучения, который позволяет им получать желаемое от родителей и знакомых.
Прогноз и лечение стертой дизартрии у детей относительно благоприятный, но при условии адекватной, своевременно начатой логопедической и педагогической помощи.
Коррекция и лечение дизартрии требуют проведения следующих мероприятий:
Дизартрия у детей, лечение которой начато в 5 лет и старше, часто не позволяет добиться желаемых результатов, т.к. драгоценное время упущено.
zdorovyedetei.ru
Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?
Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.
Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.
Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.
При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.
Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года. Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка. Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.
Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.
Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.
Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.
Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.
Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.
Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:
Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.
На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:
Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.
При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.
Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.
Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.
В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.
Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.
При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно. Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы. Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.
Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.
Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.
Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:
Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.
Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.
Диагностика дизартрии включает в себя
Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение, логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.
Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.
Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.
Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.
Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.
Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.
Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.
Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.
Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.
Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.
Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка. На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.
Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.
vseorechi.ru
Ну какими милыми кажутся малыши, когда они смешно коверкают и перекручивают слова! Однако если с течением времени речь у малыша не исправляется, то у родителей возникает беспокойство, а затем и настоящая тревога. В этой статье мы рассмотрим нарушение речи, которое требует вмешательства специалистов, так как самостоятельно родителям с этим не справиться. Речь пойдет о дизартрии.
Это не что иное, как речевое нарушение, которое возникает в следствии органичного поражения центральной нервной системы. Проявляется в виде расстройства артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения ритма речи и темпа, интонации. При этом заболевании у малышей отмечаются трудности не с произношением отдельных звуков. Страдает артикуляция речи в целом. Запомните: дизартрия никогда не приходит одна! У детей с дизартрией также наблюдаются сложности с жеванием и глотанием пищи, отмечаются нарушения мелкой и крупной моторики. Таким малышам очень сложно, а иногда и вовсе невозможно, застегивать пуговички, прыгать на одной ножке, вырезать ножницами что-либо. Если у крохи дизартрия, то ему достаточно сложно научиться писать. Чаще всего дети-дизартрики пропускают звуки или заменяют их, искажая слова до неузнаваемости. «Стал, бека, кинга, шапа, мака» - вот так примерно будет выглядеть письменный диктант малыша, страдающего дизартрией даже после необходимого обучения. Хотя на самом деле, малыш пытался написать такие простые слова как стол, белка, книга, шапка, молоко. Кроме того, такие дети часто не правильно используют предлоги, в предложении употребляют неверные синтаксические связи слов. Как правило, дети с подобными сложными нарушениями речи посещают специализированные детские сады и школы.
Выделяются несколько форм дизартрии. При бульбарной дизартрии снижается тонус мышц, а также наблюдается атрофия мышц глотки и языка, слабая мимика. Речь детей с дизартрией этого типа нечеткая, невнятная и замедленная. Подкорковая дизартрия проявляется в нарушении мышечного тонуса, непроизвольных движениях, которые малыш контролировать не способен. В отдельных ситуациях кроха может правильно выговаривать звуки, слова и коротенькие фразы. Например, когда он находится в спокойной обстановке, с близкими людьми. Но часто так бывает, что за считанные минуты ситуация может измениться. И ребенок будет не в состоянии что-то произнести. При подкорковой дизартрии малыш может медленно или, наоборот, очень быстро, с долгими паузами между словами, произносить фразы. То есть страдают интонация, ритм и темп речи. Существует еще мозжечковая дизартрии. В чистом виде встречается довольно редко. Малыши выговаривают слова, как будто скандируя, иногда даже выкрикивают отдельные звуки. А при подкорковой дизартрии малыш испытывает сложности в том, чтобы произнести звуки в словах и фразах вместе, когда речь идет одним потоком. Но изолированное, отдельное произношение не представляет для него сложности. К тому же речь в быстром темпе приводит не только к искажению звуков, это создает паузы между слогами и словами, сродни тем, какие образуются при заикании. Еще один вид дизартрии – стертая, называемая также легкой формой дизартрии. При ней нарушения обнаруживаются не сразу, точный диагноз можно поставить только после обследования у специалистов. Стертая дизартрия может быть вызвана различными заболеваниями или токсикозом во время беременности, хронической гипоксией плода, легкой асфиксией, родовыми травмами, острыми инфекционными заболеваниями малышей в младенческом возрасте. У малышей наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Причиной этой формы дизартрии считается перенесенные в раннем детстве (или во внутриутробном периоде, во время родов) поражения мозга, вызванные энцефалитом, интоксикацией, родовыми травмами и т.д. При псевдобульбарной дизартрии отмечается:
В зависимости от стадии заболевания в лечении дизартрии используются не только логопедические занятия, но и медикаментозное лечение. Внимание: лекарственные препараты назначаются врачом - психоневрологом. При лечении дизартрии применяют лечебную физкультуру, закаливание. Иногда используют иглоукалывание (рефлексотерапию) и физиопроцедуры. В последнее время стала популярна гирудотерапия - применение лечебных пиявок. При лечении дизартрии полезен также логопедический массаж. Пользуется успехом при лечении дизартрии дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, которая позволяет регулировать речевое дыхание, устанавливать плавность речи. Основа этого метода – резкие, словно «шмыгающие», вдохи носом. Именно на них акцентируется внимание детей. При этом выдохи совершаются естественно, «как получится». Полный курс лечения длится приблизительно около 4-5 месяцев, вначале в стационаре, а затем - амбулаторно. Важно: ни один логопед, ни один специалист не сможет вылечить дизартрию у ребенка без помощи его родителей! Мама и папа должны также заниматься с малышом, выполнять логопедические упражнения. К примеру, можно играть с крохой в различные игры, попросить его петь с Вами: «ааааааооооааааааоооооуууу» или представить, как гудит паровозик. И пусть ребенок несколько раз воспроизведет это звучание. А если для него это сложно сделать самостоятельно, то произнесите звук сами, а он пусть повторит. С малышом полезно учить пословицы и поговорки, на которые так богат русский и белорусский языки. Проявляйте свою фантазию, придумывайте игры самостоятельно. Ведь можно сделать два кораблика из бумаги и опустить его в ванну с водой. Пусть ребенок сложит губки трубочкой и подует, чтобы они поплыли, а Вы сделайте то же самое со вторым. Чей кораблик достигнет противоположного края ванны первым? Рассказывая вслух стихи, запишите их на диктофон или магнитофон. Вашему малышу наверняка понравиться прослушивать запись. Можно попробовать даже устроить концерт: усадите на диван игрушки, пригласите домашних – вот и аудитория. Торжественным тоном объявите о выступлении на «сцене» самого лучшего артиста города. А после того, как ребенок расскажет стихотворение или исполнит песню, пусть он насладиться бурными овациями. И никогда не стоит ругать малыша за неудачи. Лучшим решением будет подбадривать его и чаще хвалить. Дизартрия – сложное заболевание, но если не бездействовать, а начать лечение, то очень скоро Вы сможете заметить первые успехи.
logopedplus.by