КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ
«ПРАВА РЕБЕНКА»
Цели:
- познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других.
Оборудование: демонстрационный материал-карты «Права ребенка», игра «Права ребенка», презентация.
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал
Слово учителя:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Учащиеся: Обязанности и права, ты должен знать,Как дважды – два.В наш, бурный, XXI век, культурный,Здравый человек осмыслить должен,Для чего он на Земле живёт давно.Давай представим: ты растёшь…Учиться лет с шести пойдёшь,Окончишь, скажем, ты Лицей,Перед тобою сто путейИ право чем тебе заняться,Ты сможешь выбрать постараться.С ребятами спорили мы много раз,Ведь есть же закон в поддержку для нас.
Учащийся: Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка».«Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Учитель: Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
На доске пишется 4 варианта ответов:
до 14 лет;
до 16 лет;
до 18 лет;
до 21 года.
Учитель: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(Учащиеся отвечают) Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка
1. Мальчишки и девчонки, И мы вместе с нимиС рождения имеют право на имя.Имеем мы право сказать, как один: "Я – полноправный страны гражданин!” право на жизнь
2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята. Право на сохранение семейных связей
3.Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить. Право на досуг
4.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. Право на защиту от физического и психологического насилия
5.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Право на мед. помощь
6.Чтоб с наукой подружиться , С книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь учиться На родимом языке. Право на образование
7.Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас. Право на образование
8.Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать. Право на качественное и полезное питание
9.Будь ты слабым или сильным , Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано. Право на равные права всех детей
10.Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться.Расти в своём доме, в полной семье,А не на уличной мёрзнуть скамье. Право на заботу со стороны взрослых
11.К ребёнку нельзя относиться небрежно,А только с любовь, заботой и нежно.Ребёнка нельзя как товар продавать,И от учёбы его отрывать.
Учитель: - Можно ли выделить среди прав главные? Какие?
- В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя? - А теперь ответим на более сложные вопросы. • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? • Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? • Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. • В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
• В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?• В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)
"Скажи, о каком праве говорится в песне?”
Ничего на свете лучше нету,Чем бродить друзьям по белу свету…
Мы дошкольниками были, Мы ходили в детский сад.Мы из глины мастерилиИ лошадок и зайчат.А теперь, а теперь,Открывай нам, школа, дверь!..
На прививку, третий класс!Вы слыхали? Это нас….
Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,И съела кузнеца…
Пусть всегда будет солнце!Пусть всегда будет небо!Пусть всегда будет мама!Пусть всегда буду я!
Игра «Наши права»
Вопросы игры разделены на 5 категорий.
1 категория: Права и обязанности.
2 категория: Правовой словарь.
3 категория: Цифры и факты.
4 категория: Пословицы.
5 категория: Сказки.
Команды имеют право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.
За правильный ответ даётся 1 балл.
В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.
Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.
1 категория.
100. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
200. Законные возможности. (Права)
300. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)
400. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
500. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)
2 категория.
100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
200. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
300. Открытое столкновение. (Конфликт)
400. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
500. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
3 категория.
100. Какое право говорит о том, что ребенок не может расти без взрослых? (право на заботу со стороны взрослых)
200. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее, среднее)
300. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?(До 14 лет)
400. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет)
500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С 16 лет)
“Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.
4 категория.)
100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).
200. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).
5 категория
100. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
200. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
300. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
400. Какие преступления были совершены в сказке “Золотой ключик”?
500. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –
Дюймовочку).
учитель: – Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)
– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.
А теперь некоторые цифры нашего времени:
Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Подведение итогов, рефлексия
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вы запомнили?
В каком международном документе записаны права детей?
ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!
infourok.ru
Дети – очень уязвимы и беззащитны, они не могут противостоять взрослым. Чтобы защитить эту категорию населения, почти сто лет назад впервые начался процесс по формированию прав детей. Теперь во всем мире действует Конвенция о правах ребенка, которой придерживаются 193 страны.
В начале ХХ столетия взрослые начали задумываться над тем, чтобы создать документ, который бы защищал самых беззащитных граждан – детей. Дети полностью зависят от взрослых, у них нет права голоса на выборах, нет экономического и политического влияния. Было понятно, что нужно закрепить за ними определенные права.
Рис. 1. Дети всего мира нуждаются в защите.
Права – это правила, по которым люди живут в той или иной стране. С их помощью устанавливаются отношения людей в обществе.
В 1924 году в Женеве была создана первая в мире декларация прав ребенка. Декларация в переводе значит «объявление, заявление». Она носит рекомендательный характер и является призывом к действию во всех странах.
Первая декларация содержала 5 основных принципов, защищающих детей от торговли, рабства и насилия. Это был настоящий прорыв в мировой юриспруденции, однако женевский документ нуждался в доработке.
Декларация была доработана ООН, и в 1959 году был представлен обновленный ее вариант. В нем представлены 10 принципов, согласно которым взрослые должны воспитывать детей.
Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям, и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.
Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:
Рис. 2. Полноценное развитие ребенка – один из принципов Декларации.
Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.
Рис. 3. Под запретом любой вид насилия.
В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой – регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.
Конвенция – это договор, который должен в обязательно порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.
Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах, и, в случае их нарушения, не боялись обращаться за помощью.
При изучении темы «Права ребенка» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, когда и как был сформирован первый документ, в котором были зафиксированы права детей. Мы узнали о существовании 10 принципов декларации прав ребенка и созданной на ее основе Конвенции, которую поддерживают во многих странах мира.
obrazovaka.ru
МОУ «СОШ № 14»
ст. Новотроицкой
Изобильненского района
Ставропольского края
Учитель: Сазонова Любовь Николаевна
1 сентября – день правовых знаний
Открытый урок в 4 классе
Тема урока: Права ребёнка
Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.Форма проведения: учебно-игровой урок .
Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.Ход занятия
1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
2.Викторина «Права»
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.
«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?«Красная шапочка»
3. Игра «Разрешается - запрещается».
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)
С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)
Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это…( разрешается.)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа …(Запрещается)Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)
4.Закрепление
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)
Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)
5. Подведение итогов
Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению.
Помните правило:
www.uchportal.ru
Классный час на тему:
«Права ребенка» (4 класс)
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.
Развивать культуру общения детей и взрослых.
Воспитывать гражданские и патриотические чувства детей.
Воспитывать полноценную личность как самостоятельного субъекта права.
Ход проведения:
Вступительное слово.
слайд № 1
Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка».
Прежде всего, ваши родители и семья проявляют беспокойство о вас, пытаются уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права. Каждая страна живет по своим законам. В нашей стране, как и в других, основным законом является Конституция. Существует Декларация прав ребенка, со статьями которой вы знакомились на уроках обществознания.
Беседа о правах.
На какие группы делятся права?
слайд № 2
а) гражданские
б) политические
в) культурные
г) экономические
д) социальные
право на жизнь
право на творчество
право на труд
право на личную неприкосновенность
право избирать и быть избранным
право на образование
право на участие в культурной жизни страны
право наследовать имущество
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
20 ноября 1989 года ООН (главная задача ООН – обеспечение прав человека во всем мире) была принята Конвенция прав ребенка, в России вступила в силу 2 сентября 1990 года. В Конвенции говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье благополучии, образовании и всеобщем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
слайд № 3
– как вы понимаете названные права? объяснить некоторые из них:
право на жизнь (каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка)
право на образование
право на отдых и досуг
право свободно выражать свои взгляды
право на свободное перемещение
Викторина «Права литературных героев»
Вспомним литературные произведения, где права героев были нарушены, или они умело смогли ими воспользоваться в определенных жизненных ситуациях.
Вы можете обращаться к слайду и имеющейся выставке книг.
слайд № 4 (перечень литературных произведений)
Выставка книг.
Музыкальная пауза.
слайд № 5
Вы прослушаете музыкальные отрывки
и скажете о каких правах в них идет речь?
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)
2. «На крутом бережку» (право на отдых)
3. «Чему учат в школе» (право на образование)
4. «До чего дошел прогресс» (право на пользование благами научно-технического прогресса)
Работа в группах.
слайд № 6
Обсуждение в группах статей Конвенции (каждой группе раздаются карточки с ситуациями из литературных произведений).
Разгадывание кроссворда.
слайд № 7
Итог классного часа.
слайд № 8
О каком важном документе мы сегодня говорили?
Вы обладаете всеми правами и свободами человека.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволяет вам знакомиться с правами ребенка. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том как защитить свои права.
В заключении прослушайте стихотворение (ученик).
infourok.ru
Цели занятия: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам, акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, развитие творческого потенциала учащихся, использование различных форм проверки знаний учащихся - индивидуальных, групповых.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, детские рисунки
Ход занятия
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. Во время этих переговоров взрослые мира решили разработать документ, чтобы защитить детей на планете Земля, они решили разработать такой документ, чтобы у всех детей были одинаковые права.
-Как же называется этот документ?
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«Ежегодно 3,5 миллионов живут за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».
Работа с пословицей
-Русская народная пословица гласит «Не строй церковь- пристрой сироту». Как вы понимаете эту пословицу?
Проблема сиротства остро стоит в России. Очень много детей находятся в детских домах без попечения родителей. Можно не построить церковь, а если мы попробуем приютить сироту, дадим ему образование, любовь, заботу, то это будет самое доброе дело.
-Ребята, сейчас мы попробуем собрать волшебный цветок, который помогает людям жить в мире и согласии.
-Посмотрите на этот рисунок, скажите, что изображено на нем.
На этом рис. изображен ученик в школе.
- Так какое право изображено.
1.Право на образование. А где получают образование?
-В школе, в вузах, колледжах, институтах.
2.Право на получение медицинской помощи.
Где мы получаем медицинскую помощь? Мед помощь мы получаем в больнице.
На этом рисунке что изображено и что написано?
Как вы думаете это, что за право?
3.Право на имя.
Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Что изображено на данном рисунке. Я вижу детей за компьютером, телевизором. Как вы думаете, что за право?
4 . Право на получение информации. Это право на получении информации. А еще с каких источников вы получаете информацию?
Информацию мы получаем со страниц газет, журналов, телевизора, компьютера. Это замечательное право есть у каждого ребенка.
На этом рисунке кого вы видите?
- На рис. дети в национальной одежде. Как вы думаете, какое право изображено?
5. Право соблюдать свои традиции культуру, говорить на родном языке, проповедовать свою религию.
-Какую же религию проповедают калмыки, какие есть традиции?
-Мы проповедуем буддизм как религию, у нас есть традиционные калмыцкие праздники Цаган Сар, Зул.
-А еще на территории Калмыкии какую религию проповедают?
-Христианство, ислам.
-Кто же проповедует христианство?
-Русские, а кто ислам?
- Что изображено здесь?
-Дети отдыхают. Как вы думаете, что, это за право?
6. Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.
-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?
-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.
- Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Итак, мы собрали волшебный цветок.
-А теперь скажите, как же называется наш цветок?
-Наш цветок называется конвенция о правах ребенка.
Вывод. У ребенка есть право:
- Право на жизнь, на имя при рождении, на медицинскую помощь, на образование и т. д.
Конкурс «Песня о правах ребенка».
- Я предлагаю вам сейчас воспользоваться своим правом на отдых.
-Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) : «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.) «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию) «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) . (Право пользоваться благами, право на отдых ) . Инсценировка «Игра»
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Эрдня: - Давайте поиграем в войну! Эрдня: - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Андрей, милиционером. А ты, Бова, будешь бандитом. Бова:- А я не хочу. Эрдня: - Чего не хочешь? Бова: - Играть в войну. Эрдня: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Бова: - Я не хочу. Андрей: - Захочешь. Бова: - Что же вы меня заставите? Ведущий: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Я думаю, что Бова прав…..
А почему вы считаете , что Бова прав?
Вывод
Ребенок сам должен решать играть ему или нет. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
"Сказочная викторина"
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
« Колобок»
- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
Рус. нар. сказка "Маша и Медведь".
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?
(Не имеешь права лишать меня свободы)
«Приключение Буратино»
- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?
- "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".
«Лиса и Заяц»
- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
«Золушка» Шарль Перо
- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
-Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Обсуждение ситуации:
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
- Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
-Все рождены свободными и равные в правах.
Тренинг.
- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Итог занятия
-О чем мы с вами говорили ?
-Мы говорили о правах ребенка.
- В каком документе прописаны права ребенка?
-В Конвенции о правах ребенка. Это документ призван защищать права ребенка . На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнем с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
- Для чего их нужно знать?
-Чтобы уметь защитить себя от произвола взрослых, чтобы пользоваться своими правами. Все дети должны быть уверены, что государство всегда будет заботиться и защищать их интересы, обеспечат всем без исключения право быть полноценным гражданином своей страны.
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Цели занятия: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам, акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, развитие творческого потенциала учащихся, использование различных форм проверки знаний учащихся - индивидуальных, групповых.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, детские рисунки
Ход занятия
Вступительное слово учителя
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. Во время этих переговоров взрослые мира решили разработать документ, чтобы защитить детей на планете Земля, они решили разработать такой документ, чтобы у всех детей были одинаковые права.
-Как же называется этот документ?
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«Ежегодно 3,5 миллионов живут за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».
Работа с пословицей
-Русская народная пословица гласит «Не строй церковь- пристрой сироту». Как вы понимаете эту пословицу?
Проблема сиротства остро стоит в России. Очень много детей находятся в детских домах без попечения родителей. Можно не построить церковь, а если мы попробуем приютить сироту, дадим ему образование, любовь, заботу, то это будет самое доброе дело.
Задание «Волшебный цветок»
-Ребята, сейчас мы попробуем собрать волшебный цветок, который помогает людям жить в мире и согласии.
-Посмотрите на этот рисунок, скажите, что изображено на нем.
На этом рис. изображен ученик в школе.
- Так какое право изображено.
1.Право на образование. А где получают образование?
-В школе, в вузах, колледжах, институтах.
2.Право на получение медицинской помощи.
Где мы получаем медицинскую помощь? Мед помощь мы получаем в больнице.
На этом рисунке что изображено и что написано?
Как вы думаете это, что за право?
3.Право на имя.
Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Что изображено на данном рисунке. Я вижу детей за компьютером, телевизором. Как вы думаете, что за право?
4 . Право на получение информации. Это право на получении информации. А еще с каких источников вы получаете информацию?
Информацию мы получаем со страниц газет, журналов, телевизора, компьютера. Это замечательное право есть у каждого ребенка.
На этом рисунке кого вы видите?
- На рис. дети в национальной одежде. Как вы думаете, какое право изображено?
5. Право соблюдать свои традиции культуру, говорить на родном языке, проповедовать свою религию.
-Какую же религию проповедают калмыки, какие есть традиции?
-Мы проповедуем буддизм как религию, у нас есть традиционные калмыцкие праздники Цаган Сар, Зул.
-А еще на территории Калмыкии какую религию проповедают?
-Христианство, ислам.
-Кто же проповедует христианство?
-Русские, а кто ислам?
- Что изображено здесь?
-Дети отдыхают. Как вы думаете, что, это за право?
6. Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.
-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?
-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.
- Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Итак, мы собрали волшебный цветок.
-А теперь скажите, как же называется наш цветок?
-Наш цветок называется конвенция о правах ребенка.
Вывод. У ребенка есть право:
- Право на жизнь, на имя при рождении, на медицинскую помощь, на образование и т. д.
Конкурс «Песня о правах ребенка».
- Я предлагаю вам сейчас воспользоваться своим правом на отдых.
-Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) : «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.) «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию) «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) . (Право пользоваться благами, право на отдых ) . Инсценировка «Игра»
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.Эрдня: - Давайте поиграем в войну!Эрдня: - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Андрей, милиционером. А ты, Бова, будешь бандитом.Бова:- А я не хочу.Эрдня: - Чего не хочешь?Бова: - Играть в войну.Эрдня: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.Бова: - Я не хочу.Андрей: - Захочешь.Бова: - Что же вы меня заставите?Ведущий: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Я думаю, что Бова прав…..
А почему вы считаете , что Бова прав?
Вывод
Ребенок сам должен решать играть ему или нет. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
"Сказочная викторина"
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
« Колобок»
- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
- Как называется эта сказка? Кто её написал?
Рус. нар. сказка "Маша и Медведь".
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?
(Не имеешь права лишать меня свободы)
«Приключение Буратино»
- Назовите сказку. Кто автор? Алексей Николаевич Толстой
- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?
- "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".
«Лиса и Заяц»
- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
«Золушка» Шарль Перо
- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
-Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Обсуждение ситуации:
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
- Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
-Все рождены свободными и равные в правах.
Тренинг.
- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.
обучающиеся школы обязаны:
соблюдать Устав школы;
добросовестно учиться;
бережно относится к имуществу школы;
соблюдать Правила поведения учащихся.
Уч-ся обязаны бережно относиться к окружающей среде
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Итог занятия
-О чем мы с вами говорили ?
-Мы говорили о правах ребенка.
- В каком документе прописаны права ребенка?
-В Конвенции о правах ребенка. Это документ призван защищать права ребенка . На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнем с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
- Для чего их нужно знать?
-Чтобы уметь защитить себя от произвола взрослых, чтобы пользоваться своими правами. Все дети должны быть уверены, что государство всегда будет заботиться и защищать их интересы, обеспечат всем без исключения право быть полноценным гражданином своей страны.
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
kopilkaurokov.ru