Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика.
В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.
В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.
В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.
Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладение намеренными действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
woman.zp.ua
Именно в этом возрасте малыш начинает впитывать полученную информацию, как губка. Он непрерывно пополняет свой словарь, наделяя известные ему слова новыми значениями и признаками. Некоторые дети уже пробуют читать книжку по буквам, другие же — по слогам.
На четвертом году жизни словарный запас вашего ребенка уже достигает 1500-2000 слов, в речи появляются наречия, числительные, местоимения, служебные слова. Не беда, если малыш еще путает окончания или неправильно ставит ударения.
Подражая взрослым, хорошо выговаривает свистящие звуки («с», «з»), почти четко — шипящие и сонорные. Правда, пока ничего страшного нет в том, что он не выговаривает звук «р».
Если у ребенка что-то не получается «по норме» или он пытается произносить «р» на так называемый «французский манер» (горлом), обратитесь за консультацией к логопеду.
С поступлением в детский сад для родителей начинается новая эпоха — борьба с грубыми или нецензурными словами и выражениями.
Если вас беспокоят не очень грамотные выражения у ребенка, то часто бывает достаточно объяснить, что так разговаривают только люди, которые плохо учились в школе и не читают книжек.
Понаблюдайте, в каких именно случаях ребенок начинает употреблять ненормативную лексику. Происходит это случайно или же он пытается просто вывести вас из себя? Тогда стоит задуматься, зачем ему это нужно.
И помните, что ребенок моделирует свое поведение, копируя во всем старших. Очень часто он стремится походить на того взрослого, который является для него авторитетом, и при этом абсолютно неважно, как часто они общаются.
У трехлетнего ребенка буйная фантазия. Когда он рассказывает выдуманную историю, он не лжет в том смысле, в каком мы воспринимаем и понимаем ложь. Малыш ярко представляет себе все то, о чем говорит, и верит, что это существует в действительности. Он еще не совсем может отличить, где кончается реальное и начинается выдуманное. Вот почему ему так нравятся сказки и разные истории. По этой причине такому ребенку не рекомендуется смотреть по телевизору «ужастики», будь-то кинофильмы или даже мультфильмы со страшными персонажами — Кощеем, Бабой Ягой, вампирами и тому подобными, — так как они могут очень напугать его. Не браните кроху за его фантазии.
Но, с другой стороны, если малыш целыми днями «достает» вас историями о вымышленных друзьях и приключениях, стараясь убедить, что все это «всамделишнее», возникает вопрос: счастлив ли он в настоящей жизни? Может, ему не хватает общества детей его возраста? Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Ведь еще долго он будет испытывать острую потребность в ваших ласках, совместных играх, шутках, занятиях и просто дружеских беседах.
После трех лет жизнь малыша становится более трудной. Он все больше хочет действовать автономно. Во всем. Он все более настойчив, решителен и самоуверен. Правда, все его поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, из-за чего многие ваши требования ребенку выполнять еще довольно-таки трудно. Кроме того, конфликт ребенка с окружающим миром еще продолжается, он все острее осознает, что существует отдельно от других людей. Это вам надо учитывать в первую очередь.
Так как не все малыш может сделать самостоятельно, и, естественно, не все у него хорошо получается, он может стать дерзким, вести себя вызывающе, а то и чересчур самоуверенно. Это первые попытки доказать, что он — все-таки самостоятельная личность.
Не ругайте и не наказывайте ребенка, если он раскапризничался. Ведь ему самому порой бывает трудно справиться со своими эмоциями. Помогите малышу. Если он плачет очень долго и настойчиво — значит, не может найти способ, как остановиться и помириться с вами. Успокойте его, а еще лучше — отвлеките на что-нибудь интересное, не имеющее никакого отношения к причине, вызвавшей его капризы.
Дети очень любят наблюдать за тем, что и как делают взрослые, помогать им. При этом самое сильное желание трехлетнего ребенка — делать все вместе. Типичная фраза для него в этом возрасте — «давай играть». Так почему бы не приучить его к самостоятельности и трудолюбию, не поддержать его интерес, привлекая к домашнему труду в игровой форме?
Малыш очень любит делать все сам, хотя многого еще не умеет. Очень важно не отбить у него к этому охоту. Поэтому никогда не надо делать что-нибудь за малыша под предлогом, что он еще ничего не умеет, а у вас часто нет ни времени, ни терпения ждать. Если так поступать, то он так ничему и не научится, а самое главное — у него пропадет желание учиться. Предоставьте ему максимум самостоятельности и обязательно хвалите за любое достижение. Только так ваш ребенок обретет уверенность в себе.
Никогда не относитесь к результатам «работы» малыша пренебрежительно. Чаще хвалите его, чтобы он чувствовал удовлетворение от выполненного поручения.
Во время купания трехлетнему ребенку уже можно предложить самому намылить мочалкой животик, ручки, ножки. Так вы не только укрепите его в желании быть самостоятельным, но и приучите к чистоте тела. Ему наверняка понравится такая самостоятельность. Можно позволить самому даже помыть голову. Правда, намыливать ее пока лучше маме.
К слову, детскую ванночку уже можно сменить на ванну для взрослых. Чтобы поначалу не испугать ребенка, не набирайте в нее много воды, на дно постелите нескользкий чисто вымытый коврик.
Каким должен быть режим трехлетнего ребенка? Практически таким же, как и в два года. Единственная разница в том, что у него сокращается ночной сон: он просыпается раньше, и спать его укладывают немного позже — в 21 час. Таким образом, теперь он бодрствует до и после обеденного сна по 6—6,5 часов.
Купание перенесите на более позднее время — непосредственно перед ночным сном. Это более удобно в том плане, что перед ужином малыш может больше гулять, а после ужина — заняться спокойными играми.
В 3 года дети отличаются большей впечатлительностью, подвижностью. Поэтому многие из них неохотно ложатся спать днем. На это надо обращать особое внимание, так как систематическое недосыпание может отрицательно отразиться на их самочувствии и состоянии здоровья, в первую очередь — на центральной нервной системе.
Все-таки постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок днем спал достаточно. Если он позже стал засыпать вечером или раньше просыпаться утром, измените его режим так, чтобы днем уложить его на 1—1,5 часа раньше.
С 3-х лет водить ребенка к стоматологу необходимо каждые полгода, поскольку именно в этом возрасте зубы начинают интенсивно разрушаться.
Первое посещение дантиста определяет отношение малыша к доктору и проблеме больных зубов. И лучше всего, если первый визит состоится, когда малыш еще не успел «познакомиться» с зубной болью. Только в этом случае «кабинет ужасов» станет для него достаточно интересным и занимательным местом.
Кариес у детей прогрессирует очень быстро. И недавно появившаяся кариозная полость, в скором времени приведет к гнойно-воспалительным осложнениям. Поэтому зубы надо пломбировать, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, дольше и лучше сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли.
Трехлетний мальчик уже яснее осознает свою принадлежность к мужскому полу, поэтому не перестает восхищаться своим отцом. Ребенок внимательно наблюдает за ним и изо всех сил стремится походить на него в своем поведении, увлечениях, а также внешне и даже перенимает его жесты, мимику. В играх он представляет себя именно шофером, летчиком, машинистом, милиционером, пожарником, а не продавщицей или няней. Свой трехколесный велосипед (и даже обыкновенный стульчик) сын превращает в машину, строит дома и мосты.
Соответственно, девочка начинает интересоваться чисто женскими «делами»: приготовлением еды, украшениями, косметикой, вязанием и вышивкой, нарядами, ухаживает за младшим братиком, сестричкой или «баюкает» кукол. Разговаривая с игрушками, она употребляет те же выражения и интонации, что и ее мама. Девочка начинает перенимать и отношение матери к окружающим.
Чувства мальчика к матери могут приобретать романтический оттенок. Он, например, может заявить, что обязательно на ней женится, когда вырастет, так как абсолютно уверен, что его мама самая красивая и прекрасная женщина на свете. То же может испытывать и девочка к своему отцу.
Но это чувство имеет и обратную сторону. Когда ребенок любит, он стремится безраздельно владеть предметом своего обожания. А это порождает ревность. Ни с того ни с сего девочка может заявить, что отныне будет спать только вместе с отцом. Осознавая свою любовь к матери, мальчик испытывает желание ни с кем не делить ее любовь, хотя одновременно подозревает, что это невозможно. Это его раздражает и, рассуждая по-своему, по-детски, он думает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения к нему.
Жизнь мальчика значительно усложняется, если мать, как бы в шутку, начинает относиться к нему с большей любовью и заботой, чем к его отцу. В результате, негативное отношение сына к отцу лишь окрепнет; ребенок может просто отдалиться от отца. То же происходит, когда отец подыгрывает дочери, ведет себя так, будто ее общество для него более приятно, чем общество жены.
Кстати, именно с ревностью к родителям может быть связана и проблема засыпа! 1ия у трехлеток. Часто ребенок просыпается ночью и настойчиво просит родителей взять его к ним в кровать, потому что подсознательно не хочет, чтобы те были вместе. В этой ситуации лучше немедленно и твердо, но без раздражения, вернуть его в собственную кроватку.
wume.ru
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКАВаш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях окружающими.Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Развивается сюжетно-ролевая игра.
Скачать конспект
В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.На четвертом году жизни, так же как и на третьем дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра — это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение.Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.Характерной особенностью детей четырёхлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций. В этом возрасте продолжает формироваться культура поведения детей.Не смотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни ещё значительна.
Предыдущее: Логопедическое занятие для подготовительной группы детского сада «Аукцион. Учим сложные слова»Следующее: Урок по ПДД: Сочиняем сказку. 5 класс
Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Июль, 2015Вы находитесь:
www.inksystem-az.com
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКАВаш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития . На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях окружающими.Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Развивается сюжетно-ролевая игра.
Скачать конспект
В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.На четвертом году жизни , так же как и на третьем дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра — это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение.Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.Характерной особенностью детей четырёхлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций. В этом возрасте продолжает формироваться культура поведения детей.Не смотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни ещё значительна.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Именно в этом возрасте малыш начинает впитывать полученную информацию, как губка. Он непрерывно пополняет свой словарь, наделяя известные ему слова новыми значениями и признаками. Некоторые дети уже пробуют читать книжку по буквам, другие же — по слогам.
На четвертом году жизни словарный запас вашего ребенка уже достигает 1500-2000 слов, в речи появляются наречия, числительные, местоимения, служебные слова. Не беда, если малыш еще путает окончания или неправильно ставит ударения.
Подражая взрослым, хорошо выговаривает свистящие звуки («с», «з»), почти четко — шипящие и сонорные. Правда, пока ничего страшного нет в том, что он не выговаривает звук «р».
Если у ребенка что-то не получается «по норме» или он пытается произносить «р» на так называемый «французский манер» (горлом), обратитесь за консультацией к логопеду.
С поступлением в детский сад для родителей начинается новая эпоха — борьба с грубыми или нецензурными словами и выражениями.
Если вас беспокоят не очень грамотные выражения у ребенка, то часто бывает достаточно объяснить, что так разговаривают только люди, которые плохо учились в школе и не читают книжек.
Понаблюдайте, в каких именно случаях ребенок начинает употреблять ненормативную лексику. Происходит это случайно или же он пытается просто вывести вас из себя? Тогда стоит задуматься, зачем ему это нужно.
И помните, что ребенок моделирует свое поведение, копируя во всем старших. Очень часто он стремится походить на того взрослого, который является для него авторитетом, и при этом абсолютно неважно, как часто они общаются.
У трехлетнего ребенка буйная фантазия. Когда он рассказывает выдуманную историю, он не лжет в том смысле, в каком мы воспринимаем и понимаем ложь. Малыш ярко представляет себе все то, о чем говорит, и верит, что это существует в действительности. Он еще не совсем может отличить, где кончается реальное и начинается выдуманное. Вот почему ему так нравятся сказки и разные истории. По этой причине такому ребенку не рекомендуется смотреть по телевизору «ужастики», будь-то кинофильмы или даже мультфильмы со страшными персонажами — Кощеем, Бабой Ягой, вампирами и тому подобными, — так как они могут очень напугать его. Не браните кроху за его фантазии.
Но, с другой стороны, если малыш целыми днями «достает» вас историями о вымышленных друзьях и приключениях, стараясь убедить, что все это «всамделишнее», возникает вопрос: счастлив ли он в настоящей жизни? Может, ему не хватает общества детей его возраста? Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Ведь еще долго он будет испытывать острую потребность в ваших ласках, совместных играх, шутках, занятиях и просто дружеских беседах.
После трех лет жизнь малыша становится более трудной. Он все больше хочет действовать автономно. Во всем. Он все более настойчив, решителен и самоуверен. Правда, все его поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, из-за чего многие ваши требования ребенку выполнять еще довольно-таки трудно. Кроме того, конфликт ребенка с окружающим миром еще продолжается, он все острее осознает, что существует отдельно от других людей. Это вам надо учитывать в первую очередь.
Так как не все малыш может сделать самостоятельно, и, естественно, не все у него хорошо получается, он может стать дерзким, вести себя вызывающе, а то и чересчур самоуверенно. Это первые попытки доказать, что он — все-таки самостоятельная личность.
Не ругайте и не наказывайте ребенка, если он раскапризничался. Ведь ему самому порой бывает трудно справиться со своими эмоциями. Помогите малышу. Если он плачет очень долго и настойчиво — значит, не может найти способ, как остановиться и помириться с вами. Успокойте его, а еще лучше — отвлеките на что-нибудь интересное, не имеющее никакого отношения к причине, вызвавшей его капризы.
Дети очень любят наблюдать за тем, что и как делают взрослые, помогать им. При этом самое сильное желание трехлетнего ребенка — делать все вместе. Типичная фраза для него в этом возрасте — «давай играть». Так почему бы не приучить его к самостоятельности и трудолюбию, не поддержать его интерес, привлекая к домашнему труду в игровой форме?
Малыш очень любит делать все сам, хотя многого еще не умеет. Очень важно не отбить у него к этому охоту. Поэтому никогда не надо делать что-нибудь за малыша под предлогом, что он еще ничего не умеет, а у вас часто нет ни времени, ни терпения ждать. Если так поступать, то он так ничему и не научится, а самое главное — у него пропадет желание учиться. Предоставьте ему максимум самостоятельности и обязательно хвалите за любое достижение. Только так ваш ребенок обретет уверенность в себе.
Никогда не относитесь к результатам «работы» малыша пренебрежительно. Чаще хвалите его, чтобы он чувствовал удовлетворение от выполненного поручения.
Во время купания трехлетнему ребенку уже можно предложить самому намылить мочалкой животик, ручки, ножки. Так вы не только укрепите его в желании быть самостоятельным, но и приучите к чистоте тела. Ему наверняка понравится такая самостоятельность. Можно позволить самому даже помыть голову. Правда, намыливать ее пока лучше маме.
К слову, детскую ванночку уже можно сменить на ванну для взрослых. Чтобы поначалу не испугать ребенка, не набирайте в нее много воды, на дно постелите нескользкий чисто вымытый коврик.
Каким должен быть режим трехлетнего ребенка? Практически таким же, как и в два года. Единственная разница в том, что у него сокращается ночной сон: он просыпается раньше, и спать его укладывают немного позже — в 21 час. Таким образом, теперь он бодрствует до и после обеденного сна по 6—6,5 часов.
Купание перенесите на более позднее время — непосредственно перед ночным сном. Это более удобно в том плане, что перед ужином малыш может больше гулять, а после ужина — заняться спокойными играми.
В 3 года дети отличаются большей впечатлительностью, подвижностью. Поэтому многие из них неохотно ложатся спать днем. На это надо обращать особое внимание, так как систематическое недосыпание может отрицательно отразиться на их самочувствии и состоянии здоровья, в первую очередь — на центральной нервной системе.
Все-таки постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок днем спал достаточно. Если он позже стал засыпать вечером или раньше просыпаться утром, измените его режим так, чтобы днем уложить его на 1—1,5 часа раньше.
С 3-х лет водить ребенка к стоматологу необходимо каждые полгода, поскольку именно в этом возрасте зубы начинают интенсивно разрушаться.
Первое посещение дантиста определяет отношение малыша к доктору и проблеме больных зубов. И лучше всего, если первый визит состоится, когда малыш еще не успел «познакомиться» с зубной болью. Только в этом случае «кабинет ужасов» станет для него достаточно интересным и занимательным местом.
Кариес у детей прогрессирует очень быстро. И недавно появившаяся кариозная полость, в скором времени приведет к гнойно-воспалительным осложнениям. Поэтому зубы надо пломбировать, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, дольше и лучше сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли.
Трехлетний мальчик уже яснее осознает свою принадлежность к мужскому полу, поэтому не перестает восхищаться своим отцом. Ребенок внимательно наблюдает за ним и изо всех сил стремится походить на него в своем поведении, увлечениях, а также внешне и даже перенимает его жесты, мимику. В играх он представляет себя именно шофером, летчиком, машинистом, милиционером, пожарником, а не продавщицей или няней. Свой трехколесный велосипед (и даже обыкновенный стульчик) сын превращает в машину, строит дома и мосты.
Соответственно, девочка начинает интересоваться чисто женскими «делами»: приготовлением еды, украшениями, косметикой, вязанием и вышивкой, нарядами, ухаживает за младшим братиком, сестричкой или «баюкает» кукол. Разговаривая с игрушками, она употребляет те же выражения и интонации, что и ее мама. Девочка начинает перенимать и отношение матери к окружающим.
Чувства мальчика к матери могут приобретать романтический оттенок. Он, например, может заявить, что обязательно на ней женится, когда вырастет, так как абсолютно уверен, что его мама самая красивая и прекрасная женщина на свете. То же может испытывать и девочка к своему отцу.
Но это чувство имеет и обратную сторону. Когда ребенок любит, он стремится безраздельно владеть предметом своего обожания. А это порождает ревность. Ни с того ни с сего девочка может заявить, что отныне будет спать только вместе с отцом. Осознавая свою любовь к матери, мальчик испытывает желание ни с кем не делить ее любовь, хотя одновременно подозревает, что это невозможно. Это его раздражает и, рассуждая по-своему, по-детски, он думает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения к нему.
Жизнь мальчика значительно усложняется, если мать, как бы в шутку, начинает относиться к нему с большей любовью и заботой, чем к его отцу. В результате, негативное отношение сына к отцу лишь окрепнет; ребенок может просто отдалиться от отца. То же происходит, когда отец подыгрывает дочери, ведет себя так, будто ее общество для него более приятно, чем общество жены.
Кстати, именно с ревностью к родителям может быть связана и проблема засыпа! 1ия у трехлеток. Часто ребенок просыпается ночью и настойчиво просит родителей взять его к ним в кровать, потому что подсознательно не хочет, чтобы те были вместе. В этой ситуации лучше немедленно и твердо, но без раздражения, вернуть его в собственную кроватку.
wume.ru
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддерживать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2 000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро, и т.д. трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный стишок, так как соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, то есть начнут осознанно пользоваться этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т.д. Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребенок не знает название конкретного предмета: «Это птичка»; «Сорвал цветок»; «Видел дерево». Дело в том, что слова второй степени обобщения дети сначала усваивают, как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов. По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушки – это все предметы для игры, посуда – это предметы, в которых готовят еду и из которых едят), ему все легче и легче становится правильно употреблять данные слова.
Психологической особенностью восприятия трехлетних детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов – названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети еще и словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая. Таким образом, цвет становится одним из опознавательных признаков знакомо ребенку предмета.
После трех лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Вначале дети допускают ошибки при употреблении тех или иных приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Такое словотворчество характерно для дошкольного детства и к 6-7 годам должно исчезать, когда закончится усвоение морфемной системы. Собственные слова детей с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствует о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть они не усвоили речевой нормы. И настораживать должно не наличие таких ошибок (это как раз говорит о том, что идет процесс усвоения морфемной системы), а их отсутствие при малом словарном запасе.
Примеры детских «Неологизмов»:
По аналогии с «бег» - «прыг»: «У кузнечика хороший прыг».
По аналогии с «певун» - «чистун»: «Ваня наш – чистун».
Нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы своих слов. Собственно, смысловых ошибок тут нет.
Ошибки в том, что дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы.
Если словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, то словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, что дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы, есть, ехать, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».
Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»).
Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье, «зеленое трава»). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.
Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка»), тем более что их в речи детей еще очень мало, как и причастий с деепричастиями.
В этот период малыши вводят в свою речь звуки так называемого позднего онтогенеза: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Те из детей, кто не справился с произношением свистящих С, З, Ц, будут активно практиковаться в правильном произнесении этих звуков, а также начнут осваивать «поздние» звуки. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука») и замена звука Л («лак») на мягкий Л' («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком Й «рука» - «йука», «лак» - «йак», «река» - «ека», «лес» - «ес»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы.
Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдиференцированы; наблюдается смешение С-Ш, З-Ж, С'-Щ. Так, в словах, требующих свистящего звука, вдруг может произнестись шипящий («шанки» вместо «санки», «жонтик» вместо «зонтик»).
Такое явление носит название гиперкоррекции, и оно свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха. Требуется научить детей различать на слух пары смешиваемых звуков сначала в чужой речи, затем в собственной.
Совершенствуется работа органов артикуляции, что дает возможность детям начинать справляться с произношением многосложных слов и слов со стечением согласных, но, конечно, еще встречаются ошибки в выговаривании таких громоздких слов, как, например, «температура» («темпеТУра»), и т.п.
Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – мышка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.
Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 405 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связанной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. Часто он пользуется местоимениями он, она в самом начале рассказа, так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать.
Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух (особенно высокохудожественных текстов, стихов классиков) помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху-цокотоху» или «Айболита» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.
Мы рады помочь Вам и Вашим детям!
www.bestlogoped.com
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4 ГОДА ЖИЗНИ
Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам
Активно участвует в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Любознателен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы
Отношение к труду. Предметный мир. 4-й год жизни, II младшая группа
Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет, с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения
Дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и установить связь между ними (по вопросам взрослого). Бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу
Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно осваивает самостоятельные трудовые навыки, обнаруживает устойчивые стремления к оказанию помощи взрослому и сверстнику
Развитие речи. 4-й год жизни, II младшая группа
Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Ребенок пользуется в общении простыми и сложными предложениями. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.
Игра. 4-й год жизни, II младшая группа
Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Называет игровые действия. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем быстро входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, включается в игровой диалог.
Творческо-продуктивная деятельность. 4-й год жизни, II младшая группа
Ребенок легко включается в процесс восприятия, выслушивает произведение до конца и с удовольствием возвращается к прочитанному. Охотно вступает в обсуждение произведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет игровые действия, песенки, читает стихи. Ребенок активно интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениях природы, произведениях искусства. Эмоционально откликается на них, радуется красивому, доброму. Видит некоторые средства выразительности (яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки), чувствует эмоциональную выразительность формы, линии. При активной позиции взрослого может лаконично высказать свою оценку. Знает виды искусства, их назначение.
Мир социальных отношений. 4-й год жизни, II младшая группа
Ребенок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Понимает правила поведения в группе и придерживается этих правил. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния близких. Сохраняет устойчивое, жизнерадостное, активное настроение. Любознателен, задает много вопросов, проявляет настойчивость в освоении новых действий, знает стихи, песенки, охотно исполняет их.
Математика. 4-й год жизни, II младшая группа
Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает свойства предметов. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем…, короче чем…Видит неизменность количества на группах в 3–4 предмета, сам раскладывает их по- иному (в другом порядке), обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами «сначала», «потом», поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
svetlya4ok.do.am