Главная задача родителей в первый месяц жизни ребенка – помочь ему приспособиться к жизни вне материнской утробы, как физически, так и психологически. В первые недели малыш еще не умеет самостоятельно регулировать степень своей активности так, как нужно, он не приспособлен плавно переходить из состояния сна к состоянию бодрствования. Мама и папа должны помочь ему в этом, выбирая подходящие занятия с малышом.
Чем занять ребенка в месяц, какими способами успокаивать его, когда пора спать, и как налаживать с ним контакт, родителям придется искать опытным путем. Некоторые дети затихают, когда их заворачивают в одеяло и берут на руки, прижимая к плечу, а другим не нравятся подобные ограничения, и они быстрее успокаиваются, если их просто положить в кроватку, не укрывая и ничем не сковывая их движений.
В первые недели жизни многие детки очень хорошо реагируют, если их носить на руках или качать. Выбирая, чем занять ребенка в месяц, чтобы помочь ему успокоиться и уснуть, маме и папе рекомендуется пробоваться разные способы: брать малыша на руки и ходить с ним по комнате, ритмично раскачиваться, сидя с ним на руках, качать ребенка в коляске.
В последующие полгода родителям нужно постепенно усложнять игры и занятия с малышом, стараясь, чтобы они соответствовали уровню его физического и психического развития.
К третьей–четвертой неделе ребенок уже достаточно осознанно реагирует на голоса родителей и умеет улыбаться. В этот период он способен общаться с ними, хоть и без слов, поэтому в период бодрствования малыша, когда он настроен на восприятие звуков и движений внешнего мира, с ним нужно разговаривать. Конечно, при этом родителям нужно делать упор не на смысл слов, а на интонацию.
В месяц ребенок умеет различать яркие предметы и фокусировать взгляд на них, а также очень хорошо реагирует на звуки. Над кроваткой можно повесить движущуюся игрушку с колокольчиками: малыш будет наблюдать за движением и постепенно научится связывать его со звуком. Подобное занятие для ребенка в месяц достаточно интересно, но в то же время оно отвлекает его и успокаивает, помогая уснуть. В первый месяц жизни у ребенка уже довольно хорошо развито осязание: если положить ему в ручку игрушку или погремушку, он обхватит ее пальчиками.
В 2 месяца ребенок способен узнавать родителей и распознавать их голоса. Чаще улыбайтесь малышу и показывайте ему свою радость – большинство деток в этом возрасте приучаются улыбаться в ответ. При общении с мамой и папой малыш начинает оживляться – двигать ручками, глубоко дышать или улыбаться. Обычно двухмесячные детки начинают активно пользоваться голосом, издавая различные звуки – «гулить». Разговаривайте с малышом и показывайте свою радость, когда он «отвечает» вам, это будет подталкивать его к более активному развитию речевых навыков.
Хорошим занятием для ребенка в 2 месяца будут игры с предметами, которые издают звуки. Малышу можно дать игрушку-пищалку, звук которой поможет ему лучше чувствовать движения своей руки. Также в это время рекомендуется развивать зрительные навыки ребенка. Делать это можно с помощью кукол, надеваемых на пальцы или на руку. Двигайте куклу в разных направлениях, показывайте малышу, как она танцует, а он будет следить за ней взглядом.
На третьем месяце жизни у ребенка продолжает развиваться двигательная активность. Он уже может не только поднимать головку, но и поворачивать ее, способен самостоятельно переворачиваться, а также активно размахивать ручками и ножками, наблюдая при этом за своими движениями, и самостоятельно тянуться за игрушками. Малыш уже умеет привлекать к себе внимание: видя маму, он начинает улыбаться и «гулить».
Занятия с ребенком в 3 месяца должны быть направлены на то, чтобы помочь ему с освоением новых умений. Легкие покачивания и подталкивания помогут ему быстрее научиться переворачиваниям. Также малыша нужно мотивировать на разговорное общение: пойте ему веселые песенки, обучая новым звукам.
Первая речь четырехлетнего малыша становится разнообразнее: кроме простых гласных звуков он учится произносить и некоторые согласные. Ребенок в этом возрасте уже оживляется не только от голоса матери, его может обрадовать и новая яркая игрушка. В 4 месяца занятия для ребенка усложняются, так как он уже умеет переворачиваться и держать голову, начинает хватать игрушки и даже размахивать погремушкой, чтобы услышать звук.
Отличными занятиями с ребенком в 4 месяца могут быть «прятки» (поочередно закрывайте глаза себе и ему и «прячьтесь» от него, или прячьте игрушку), игры с погремушками и различными движущимися предметами. Продолжайте разговаривать с малышом и поощряйте его попытки произносить незнакомые звуки. В этот период для него очень важны новые впечатления, поэтому старайтесь в течение дня время от времени перемещать ребенка, перекладывая его из кроватки на диван или в манеж, а также носите на руках по комнате.
Пятимесячный ребенок уже умеет довольно хорошо выражать свои эмоции. Он способен подолгу держать в руках игрушки и рассматривать их, любит хватать висящие над ним предметы, а также с удовольствием разглядывает яркие картинки. Малыш еще не умеет самостоятельно принимать сидячее положение, но может делать это с помощью взрослых.
В этом возрасте для малыша очень важно внимание родителей, поэтому при занятиях с ребенком в 5 месяцев старайтесь больше с ним разговаривать. Дайте малышу посмотреться в зеркало и покажите ему в отражении себя. На пятом месяце жизни он активно изучает окружающий мир, и ему интересны самые разные вещи, так что занять ребенка можно практически любыми новыми игрушками и предметами.
На шестом месяце жизни малыш достаточно хорошо развит физически, многие детки к этому возрасту уже умеют сидеть. Но если этого еще не произошло, не следует усаживать ребенка: если он не садится сам, его мышцы еще недостаточно окрепли для этого. Занятия с ребенком в 6 месяцев для развития мышц должны быть максимально простыми: потихоньку двигайте его ручки и ножки, а также подкладывайте под малыша маленькую подушку, когда он лежит на животе.
В 6 месяцев занятия с ребенком должны быть направлены на активное развитие речи. Читайте ему стихи и пойте песенки, разговаривайте с малышом, обучая его новым звукам. В этом возрасте детки начинают составлять из звуков слоги. Шестимесячный малыш очень любит общаться с взрослыми и начинает подражать тому, что видит и слышит, поэтому родителям можно усложнить игры и занятия с малышом, развивая одновременно и речь, и двигательную активность, и навыки понимания.
Напевая ребенку веселую песенку, одновременно показывайте ему простые движения, и пусть он будет только пытаться повторять их, это все равно очень хорошо скажется на его развитии. У малыша можно спрашивать, где находится та или иная игрушка простыми предложениями («Где мишка?»), и он будет искать ее глазами.
В этом возрасте у ребенка должны появиться первые развивающие игрушки: предметы, которые можно растянуть или сжать, игрушки, издающие звуки при нажатии на определенную кнопку, емкости с крышками, которые ребенок сможет открывать и закрывать.
Оцените статью:mezhdunami.net
Полезные советы
Прошло 5 месяцев и просто наблюдать за всем малышу стало не так интересно, поэтому опустите к нему висящие игрушки. Пусть ребенок попробует их, потрясет. Если вы видите, что к какой-то из игрушек малыш тянется, но она не опускается, то лучше ее убрать совсем.
Рюкзачки для деток: Это очень удобное приспособление, с помощью которого вам будет легче брать с собой малыша на прогулку. Лучше, чтобы рюкзачок крепился спереди. Так ребенок будет видеть ваше лицо, а вы меньше переживать.
Смена обстановки должна сопровождаться разговорами. Не задумывайтесь о том, что с ваших слов малыш понимает. Разговоры при смене места, переодевании, купании, кормлении помогут подготовиться к предстоящим событиям.
Подавайте сигналы: Протянутые к малышу руки говорят о том, что вы собрались его брать. Со временем ребенок начинает реагировать и сам тянется к вам.
Время на игры
Не перестаем удивляться: Ваш ребенок с радостью сменит дорогую игрушку на простую кастрюлю. Детки очень уж любят постучать со всех сторон, тем более крутить такую посуду можно очень долго.
И девочки, и мальчики любят зеркало: Большое зеркало в вашем доме станет для малыша одним из любимых предметов. Станьте с ребенком так, чтобы его было видно во весь рост. Рассматривайте изображение вместе, проговаривая, кто где.
Оставляйте возле ребенка несколько игрушек. Он научится их отличать друг от друга и определит любимую.
Матрешки или неваляшки? Куклы-неваляшки представляют для маленьких деток особый интерес, ведь после падения они возвращаются в исходное положение без помощи посторонних.
Качели: Посадите ребенка в домашние качели, убедитесь, что он сидит надежно. Когда качели отдаляются от вас, скажите: «Пока», а когда возвращаются – «Привет». Сейчас ваше чадо еще не понимает значения этих слов, однако уже слышит, что они разные и догадывается, что и обозначают разные действия.
Прислушайтесь. Детки в пять месяцев уже некоторые звуки произносят весьма отчетливо. Повторите то, что говорит ваш ребенок, и дайте почувствовать вибрацию вашего голоса. Для этого возьмите крохотные пальчики и положите на свои губы.
Погремушки – не модно? Некоторые родители твердят, что погремушки уже отходят в прошлый век. Это величайшая ошибка. Детки, играя с погремушками, учатся понимать, что действия, которые они совершают, приводят к результату. Потрясли погремушкой – появился звук. Такие игры не просто приносят радость, но и положительно влияют на двигательные навыки малыша.
Работаем над координацией без остановки
«Какие мы большие». Сядьте напротив ребенка, поднимите руки и скажите малышу «Ты такой большой!». Затем покажите, какой он был маленький. Если во время таких ваших действий ребенок будет смеяться, значит, игра ему точно пришлась по вкусу.
Прыгаем все вместе: Веселые песенки, мелодии или просто стихотворенья – повод для движения. Особенно нравиться бодрствовать малышу на коленях у мамы или папы. Можете использовать для этих развлечений песенки с сюрпризом. Найти слова таких песенок в интернете – проще простого.
«А я уже встаю». Интересно, но даже в таком возрасте детки уже пытаются встать. Задание это сложное, поэтому со стороны выглядит нелепо и мило. Сначала малыш пытается распрямить коленки. Если вы видите, что он хочет встать, то возьмите его под мышки и помогите. Мышцы ребенка сейчас еще совсем слабые и без сторонней помощи он быстро устанет.
Яркие «висюльки». Это могут быть пластмассовые кольца или похожие предметы. Малыш непременно попытается потянуться к этим предметам, если вы повесите их у кроватки.
Отдыхаем на природе. Вероятнее всего, ваш ребенок уже покорил перевороты со спинки на живот и обратно. Возьмите одеяло и в хорошую погоду пойдите на природу. Постелитесь на травке, на участке с небольшим уклоном. Положите малыша на край одеяла и немного помогите ему, показывая направление, в котором нужно перевернуться.
Сажайте ребенка в спасательный круг. Интересное решение, правда? Такой круг поможет уберечь ваше маленькое чудо от нелепых падений и ушибов.
Учимся принимать решения
Старайтесь давать малышу в две руки разные игрушки. Меняйте предметы. Через некоторое время вы заметите, что малыш сам пытается перекладывать игрушки с одной руки в другую.
Бросайте мячик: Пусть ребенок следит за вашими движениями. Можете закинуть мяч под стул так, чтобы он ударился и появился обратно. Следит ли малыш за мячом?
Рисуйте лица. Вам не обязательно быть художником, достаточно уметь изобразить рожицы с разными эмоциями. Рисуйте на картоне, к нему прицепите ткань, которая будет закрывать «лицо». Поднимайте ткань, показывая малышу разные эмоции. Понаблюдайте, одинаково или по-разному ребенок реагирует на печальную и веселую рожицу. Возможно, «кто-то» ему нравится больше?
Повседневные задания
Кормление
Чтобы отвлечь малыша от ложечки, которой кормите его вы, дайте ему в руки другую. Конечно, кушать самостоятельно ребенок еще не начнет, но если крохотные ручки уверенно держат предмет, то это уже большое достижение. Удивительно, но вашему маленькому сокровищу может понравиться пить из стакана или чашки.
Озвучивайте части тела. Любые действия сопровождайте разговором. Можете поэкспериментировать. Говорите-говорите, а потом остановитесь и пусть на вашем лице совсем не будет эмоций. Возможно, ребенок, наблюдая за этим, попытается сам «заговорить».
Корабли в гавани. Берите с собой кораблики, когда будете купать ребенка. Пустите их в ванночку, это предоставит малышу большое удовольствие. (Самодельные корабли из пластмассовых коробочек тоже подходят).
Время на отдых
Нежные хлопки. По поведению малыша можно заметить, что он устал. Если так, то возьмите ребенка на руки, прижмите к себе и легонько похлопайте по спинке. Такое действие поможет ему расслабиться. Прошепчите малышу на ушко стишок или просто поговорите с ним. Это поможет наладить более близкий контакт.
Лучший подарок для ребенка сейчас – мама, готовая его колыхать, петь песенки и просто быть рядышком.
aababy.ru
Развивающие занятия для детей 5 месяцев не потребуют от родителей много времени и сил. В этом возрасте активные крохи уже способны занимать себя самостоятельно. Ваше дело – обеспечить их безопасность и направлять усилия в нужное русло.
Говоря о развивающих занятиях для детей 5 месяцев, мы говорим о совершенно спокойном и естественном общении с ребёнком. Скорее всего, материнский инстинкт уже подсказал вам, что именно нужно делать. Проверьте себя, сопоставив ваше времяпровождение с тем, что советуют другие мамочки.
Как видите, всё довольно просто! Любознательные и активные 5-месячные дети развивающими занятиями делают буквально каждое свое движение. И что самое приятное – это реально работает и даёт отличный результат!
Всё, чем упорно занимается 5-месячный ребёнок, обязательно даёт положительные результаты, но не стоит дотошно сравнивать его новые умения с нормами развития. Помните о том, что все дети разные и у каждого свой собственный график. Всё, что перечислено ниже – всё лишь ориентиры.
Не стоит ждать от своего ребёнка слишком многого. Развивающие занятия для детей 5 месяцев – это обучение в игровой форме, нацеленное на плавное, не слишком форсированное развитие ребёнка.
www.rebenokdogoda.ru
Ребеночку пошел вот уже 5-ый месяц – еще немного, и родители будут отмечать целых пол года малышу! Кроха чем дальше, тем все больше вытягивается и «тяжелеет», уже совсем скоро мамочке будет уже не так легко носить малыша на руках в течение длительного времени. За предыдущее время ребенок многому научился, приобрел немало полезных навыков, и продолжает стремительно развиваться. На 5-ом месяце он с увлечением общается со взрослыми, играет с игрушками, пытается произносить первые слова. Так, гуление постепенно уступает место все более выразительному лепету: не исключено, что в 5-ть месяцев родители впервые услышат от малыша что-то похожее на слово «мама», пусть еще не очень четкое и растянутое, но какое радостное! Итак, чем знаменателен пятый месяц жизни ребенка?
Режим дня ребенка в 5 месяцев практически не отличается от предыдущего месяца, коррективы вносятся разве что совсем незначительные. Кроха все так же трижды в день по 2 часа спит (один раз утром и два раза днем), дольше всего «посвящая» времени ночному сну. Так, ночью малыш может спать и все 10-11 часов, правда, при условии грудного вскармливания, с перерывом на одноразовое кормление. К концу же 5-го месяца, скорее всего, необходимость в ночном кормлении пройдет, и ребенок будет спать всю ночь, не просыпаясь.
Количество кормлений остается тем же, что и в предыдущий месяц: за день малыш кушает 6 раз. Однако, к концу месяца количество кормлений обычно сокращают до 5, а перерыв между ними достигает 4-х часов.
Утром и вечером для крохи предусмотрены гигиенические процедуры. После пробуждения мама все так же бережно умывает малышу личико, глазки, чистит ушки и носик по необходимости. Вечером перед сном – купает в ванночке, температура воды в которой должна достигать 36-37 градусов. Длительность купаний составляет приблизительно 7-10 минут, вечерняя ванная должна предшествовать крепкому ночному сну.
В течение дня с ребеночком следует гулять на свежем воздухе, не менее двух раз в день. Летом на улице с малышом допустимо гулять по 2,5 часа, зимой – до 2 часов, если температура воздуха не понижается ниже 10 градусов мороза. Не стоит выходить на улицу разве что в случае, когда погода откровенно плохая: льет сильный дождь или неистовствует сильный ветер. Во всех остальных случаях не следует пренебрегать свежим воздухом, но вот от ветра, как и от солнца, ребенка необходимо беречь.
Свежий воздух малышу следует обеспечить и в помещении: комнату нужно проветривать ежедневно по несколько раз в день посредством сквозняка. А в летнее время и вовсе можно форточку держать открытой, предварительно перетянув ее москитной сеткой (для защиты от комаров и мух).
Массаж и легкая гимнастика для малыша 5-го месяца жизни должны стать уже привычным делом. «Массажные» сеансы можно проводить дважды в день – утром и вечером, а вот занятия гимнастикой должны приходиться на утреннее время.
Если говорить приблизительно, то режим дня ребенка в 5 месяцев предполагает его пробуждение и первое кормление приблизительно к 6-7 часам утра. В то же время, засыпает 5-месячный младенец к часам 21-22 вечера, но может пробуждаться ближе к полночи на кормление. А, покушав – снова засыпает, чтобы проснуться уже только утром.
Безусловно, лучшим продуктом питания, а вместе с тем, и залогом крепкого здоровья малыша, является грудное молоко. То есть, если есть возможность кормить ребенка грудью, лучше не прекращать этого делать и по исполнению крохе 5-ти месяцев. При этом, никакого прикорма, если ребенок находится на грудном вскармливании, не требуется. Ест он все по той же схеме – не менее 6 раз в день и не более 1000 мл в сутки.
Одни из главных занятий и развивающих игр для 5-месячного ребенка – те, которые направлены на дальнейшее снижение врожденного физиологического гипертонуса. Они необходимы для стимуляции двигательной активности малыша, развития ловкости его ручек и ножек, обеспечат крохе наиболее благоприятный «фон» для обучения навыкам ползания и сидения, а в перспективе – и вставания на ножки, и хождения.
Укреплять мышцы ребеночка можно, применяя помимо уже привычных упражнений, еще некоторые, например:
Помните, как в прошлый месяц ребенок с интересом знакомился с предметами самых разных форм и из самых разных материалов, которые ему предлагали родители? В этом месяце можно несколько «расширить» арсенал подручных средств для знакомства ребенка с миром во всем его многообразии. Можно, к примеру, дать малышу потрогать кусочек льда или теплую кружку от чая.
Все так же с ребенком следует как можно чаще и больше общаться, напевать ему разнообразные песенки, рассказывать сказки и декламировать стишки, вместе с малышом слушать музыку, подпевая исполнителю.
Очень полезны для крохи 5-ти месяцев самые простые развлекательные, но, в то же время развивающие игры. «Классической» игрой такого характера, известной, пожалуй, повсеместно, является игра «Ку-Ку». Играть в нее можно, используя самые разные вариации: пряча лицо в ладошки, прикладывая покрывало к лицу и выглядывая из-за него, прячась за дверью или створкой шкафа, а затем показываться из-за нее, пряча игрушку под покрывалом. Специалисты говорят, что такая игра не только станет для ребенка захватывающим времяпровождением, но и полезны для развития мозга.
Еще одна игра, которая наверняка придется малышу по вкусу, называется «Каравай». Она предусматривает тактильный контакт родителя с малышом, а детка, как известно, очень любит, когда с ним общаются посредством прикосновений в том числе. Итак, играя в «Каравай», нужно, приговаривая определенный стишок, параллельно совершать некоторые движения: «Мешу-мешу тесто (разминаются, поднимаются и опускаются ручки и ножки ребенка, гладится его головка). Есть в печи место. Пеку-пеку я каравай (легко нужно похлопать по тельцу крохи). Головушку валяй-валяй (голову ребенка следует осторожно и медленно покачать из стороны в сторону)!»
Можно поиграть с 5-ти месячным младенцем в «Футболиста», для чего понадобится большой легкий мяч. Игра заключается в следующем: положив малыша спинкой на кровать, ножки его нужно поднять и положить на них мяч. Удерживать мяч следует все время, пока кроха по нему бьет ногами, при попадании ножками мяч можно поворачивать. А затем можно попробовать бросить мяч ребенку на ноги, стимулируя кроху его отбить. Даже если у ребенка не получилось это действие, можно повторять движение, пока младенец мяч не отобьет или не устанет от игры.
Ребенок постепенно готовиться к ползанью – в следующем месяце он уже будет самостоятельно садиться, а может даже, и поползет. Посему, важны дальнейшие занятия гимнастикой и массаж для малыша для устранения физиологического гипертонуса. Гимнастику следует проводить в первой половине дня, занятия очень простые, а длительность их не превышает 10 минут. Маленькие ручки нужно развести в стороны, а затем скрестить их на груди. Приподнимать ребенка за локти, предлагая подняться сначала на коленки, а потом – и на ножки. Переворачивать малыша с боку на бок. Приподнять кроху подмышки и дать ему упереться ножками в ноги взрослого – некоторое время он словно стоит, а затем начинает сгибать и разгибать колени.
После гимнастики полезно устроить малышу сеанс массажа длительностью в 3-5 минут. Повторно массаж можно проводить ближе к вечеру: перед купанием или, если ребенок легко возбудим, за 4-5 часов до ночного сна.
Следует помнить, что в 5 месяцев еще очень нежной и чувствительной остается кожа ребенка – опрелости, аллергические высыпания могут появляться в местах повышенного потоотделения и в местах повышенного трения. И поэтому тоже регулярные гигиенические процедуры очень важны, а воздушные ванны – полезны. Несколько раз в день малыша по нескольку минут следует оставлять без подгузника, а наиболее чувствительные и подверженные раздражению места после купания обрабатывать специальными кремами и детской присыпкой. Поскольку же 5-месячный малыш получает уже самое настоящее удовольствие от купания, можно разнообразить этот процесс разными подходящими игрушками: резиновыми пищалками, механическими заводными игрушками, пластиковыми стаканчиками для переливания воды.
Часто 5-ый месяц знаменуется прорезыванием у крохи первого зубчика. В этой связи отекают десны, что доставляет малышу определенный дискомфорт, ребенок становится капризным и раздражительным, может отказываться от пищи. Следует посоветоваться с педиатром о возможности обезболивания и выбрать подходящие методы снижения неприятных и болезненных ощущений.
www.babyblog.ru