Развивающие занятия для детей 4 месяцев это незатейливые весёлые игры, которые всегда нравятся малышам. Казалось бы, всё это – просто развлечения, но значение игр в развитии ребёнка, на самом деле, трудно переоценить.
Развивающие занятия для детей 4 месяцев – сущий полёт фантазии, совместное творчество малыша и его родителей. Вот несколько примеров, которые помогут вам составить представление о том, как нужно играть с 4-месячным ребёнком. Широкий ассортимент полезных и интересных игрушек можно найти в детском интернет-магазине http://kids.kiwi-market.ru/mozaika/
Несмотря на то, что сам процесс проведения развивающих занятий с 4-месячными детьми уже сам по себе награда, конечно, хотелось бы понимать, на какой результат вы работаете. Для того чтобы составить представление об этом, нужно знать, что должен уметь 4-месячный ребёнок.
Воспитывая ребёнка, не стоит загонять себя в строгие рамки. Конечно, существуют определённые нормы развития, но они, как известно весьма приблизительны. Если вы всё время будете стараться подогнать своего ребёнка под эти нормы, как же вам удастся воспитать из него индивидуальность?
www.rebenokdogoda.ru
Младенцы до года буквально каждый день овладевают новыми навыками. Поэтому перед молодыми мамами становится вопрос: как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы максимально ускорить процесс освоения новых навыков? Мы приведем вам несколько примеров игр и занятий для малыша этого возраста.
Многие мамы считают, что пока ребенок не сидит, с ним рано заниматься развитием речи и других навыков. На самом деле это не совсем правильный подход, в 4 месяца малышам нужно нечто большее, чем обычный легкий массаж и зарядка. В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию тактильных ощущений и укреплению позвоночника.
Кроха в этом возрасте уже отлично держит голову и поднимается на предплечья, поэтому часть развивающих уроков можно провести в положении лежа на животе. Доктор Комаровский отмечает, что к четырем месяцам жизни ребенок бодрствует достаточно длительное время. Это действительно так. Хорошо развитый малыш к этому возрасту может провести без сна около двух-трех часов, и в это время с ним необходимо играть и проводить занятия, направленные на закрепление различных навыков. В этот период малыш начинает активно познавать мир, и важно помочь ему в этом.
В первой половине дня, перед длительным дневным сном, уделите внимание физическому развитию ребенка. Для того чтобы малыш быстрее начал садиться и ползать, вам нужно укрепить ручки и позвоночник. Массаж проводите после завершения гимнастического комплекса, а второй его сеанс можно сделать после купания.
Читайте также: Что в 4 года должен уметь мальчик
Гимнастика должна включать в себя:
В дни, когда малыш не расположен к длительным играм, выполняйте базовый комплекс упражнений:
Каждое упражнение из базового комплекса необходимо повторять от шести до восьми раз. Исключение составляет лишь «Парение», которое достаточно повторить до трех раз. Младенцам очень нравится дополнительное упражнение «Подтягивание». Для его выполнения уложите ребенка на ровной поверхности. Под голову хорошо подложить маленькую мягкую подушечку. Дайте крохе ухватиться за ваши указательные пальцы, и слегка потяните его за ручки вверх.
В первые дни тренировок достаточно, чтобы ребенок лишь немного отрывал голову и плечи от поверхности. Если вы будете делать это упражнение регулярно и правильно, то уже через 2 недели младенец сядет, после чего можно будет усложнить задачу. Возьмите перекладину или два пластиковых кольца, дайте ребенку ухватиться за них и делайте все так же, как и в обычном варианте. Будьте бдительны, чтобы успеть подхватить кроху, если он решит разжать ручки.
Подпрыгивания – это одно из самых любимых упражнений для грудничков и взрослых. Для его выполнения необходимо взять малыша под мышки и приподнять над коленями, так, чтобы ребенок едва касался их ногами. Кроха будет стараться дотянутся ножками до опоры, а вы приподнимайте его, чтобы этого не произошло.
В качестве дополнительно спортивного инвентаря приобретите пляжный надувной мяч среднего размера. Его расположить близко к ножкам ребенка, то он его рефлекторно оттолкнет, но это не все игры, которые можно проводить с этим инвентарем. Мяч вам пригодится и для занятий в более старшем возрасте. Положите младенца на спину и расположите мяч на весу над его грудью. Крутите его и стимулируйте хватательный рефлекс. Грудничок в этом возрасте должен попытаться ухватить крупную добычу кулачками. После того как пальчики и кисти станут более развитыми, он начнет брать мячик ладонями. Игры с легким пляжным мячом не утомительны, но не стоит проводить их во второй половине дня.
В 4 месяца можно начинать работу над тактильными ощущениями ребенка и проводить пальчиковую гимнастику. Для начала разберемся с упражнениями для развития пальчиков и кистей рук. Пальчиковая гимнастика проводится под потешки, которые известны каждому с детства:
Игрушки, сделанные своими руками, иногда намного лучше купленных, поэтому каждый месяц изготавливайте новые пособия для крохи. Для развития тактильных ощущений в 4 месяца вам нужно изготовить мешочки с разными наполнителями: крупами, макаронами, бусинами, бисером, гаечками и пуговицами. Подготовьте сразу две пары таких мешочков, так как они понадобятся вам еще и в более старшем возрасте. Лучше всего, если мешочки будут изготовлены из двух слоев ткани, так крупа и другая мелочь точно не просыплется. Надежно зашейте их и дайте малышу помять руками.
Еще одним пособием для развития нервных окончаний пальчиков может стать книжка из лоскутков. Соберите несколько образцов ткани: хлопок, флис, драп, шерсть, бархат, атлас, плащевку, деним и велюр. Найдите как можно больше образов, разных на ощупь, и вырежьте из них квадраты со сторонами по 20 сантиметров. Сшейте их между собой, чтобы получить книжку. Необычно выглядеть это пособие будет, если края квадратов будут обработаны ножницами, оставляющими срез зигзаг. Если вы делаете прямой срез, обметайте квадраты при помощи оверлока. Если у вас нет швейной машины и оверлока, эту «книгу» за небольшую плату вам смастерят в ближайшем ателье. Там же вы можете найти и лоскуты с разной фактурой.
Самый простой способ развить зрительно восприятие окружающего мира – это украсить уголок малыша большим количеством картинок и фотографий. Пару лет назад на слуху у многих мама были пособия «Школа семи гномов». В них были собраны готовые картинки и карточки, которые можно было разместить в комнате. Если у вас нет возможности приобрести готовый комплект, тогда следует воспользоваться альтернативными способами;
Часть пространства необходимо отдать под фотографии близких малышу людей – папы, мамы, братьев и сестер (если они есть). Остальное место можно заполнить изображениями:
Периодически можно обновлять эту выставку. Изображения должны быть достаточно крупными. На коллажах их стоит размещать по три штуки. Именно столько с ребенком необходимо изучать за один раз. Подносите малыша к картинкам и рассказывайте, что на них изображено. В результате младенец должен узнавать изображения.
В возрасте 4-х месяцев наступает пора игр «Ку-ку» и «Мишка прячется». Если первая игра известна практически всем, то с «Мишкой» вам предстоит познакомиться вместе с ребенком. Уложите грудничка в кровать и занавесьте бортики. Возьмите яркую мягкую игрушку и попеременно показывайте ее с разных сторон кроватки, сопровождая словом «привет». Исчезновение мягкой игрушки необходимо сопровождать словом «пока». Ребенок должен находить мишку или другое плюшевое животное глазами. После игры дайте малышу изучить мишку.
Читайте также: Что должна уметь девочка делать в 4 года
Мы рассмотрели наиболее популярные способы, как развивать ребенка в 4 месяца, но их существует гораздо больше. Можно смотреться вместе с крохой в зеркало, называть части тела и проводить другие занятия. Чаще включайте младенцу музыку, разговаривайте и читайте.
Позади третий месяц жизни малыша. Все это время вы проводили время с вашим малышом с пользой и удовольствием, много разговаривали и играли с ним. Малыш растет и развивается с каждым днем, он уже многое знает и умеет, и сегодня перед вами встает вопрос, как развивать ребенка в 4 месяца. Очень многие игры и занятия, которые вы освоили в предыдущие месяцы, продолжают сохранять свою актуальность, но новые умения и навыки малыша позволяют вам предложить ему и новые игры. Какие? Об этом в сегодняшней статье.
Большой мяч Если помните, еще в период новорожденности я предлагала вам играть с ребенком с помощью надувного пляжного мяча (пункт «Оттолкни мяч»). Тогда его движения были обусловлены действием врожденного рефлекса. Теперь же ваш подросший малыш способен к совершенно сознательной игре с мячом, поэтому мы ее немного модифицируем. Ребенок лежит перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, слегка вращая и раскачивая его. Кроха попытается схватить эту крупную добычу. Сначала он будет хватать мяч ручками, сжатыми в кулачки, затем, постепенно (ближе к 6 месяцам) он научится обхватывать мяч широко раскрытыми ладошками. Если вы поднесете мяч к ножкам четырехмесячного ребенка, он самостоятельно согнет ножки в коленях и оттолкнет мячик. Самое время поэкспериментировать с сухим и мокрым мячом, также вы можете намазать мячик массажным маслом и проследить за реакцией малыша. Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота.
Подтягивания Еще одно упражнение, которое способствует укреплению мышц живота, а также рук и спины и подготавливает малыша к будущему самостоятельному сидению. Для его выполнения расположитесь на достаточно упругой поверхности – например, на полу или пеленальном столике. Протяните руки к малышу и дайте ему захватить ваши большие пальцы. Указательными пальцами придерживайте кулачки малыша с тыльной стороны ладони. Мягко поднимайте руки вверх – малыш потянется к вам. Сначала он будет только слегка поднимать голову и плечи, но в результате регулярных тренировок кроха постепенно научится поднимать свое тело почти в положение «сидя». Не слишком задерживайтесь в этом положении, а мягко помогите малышу лечь обратно и обязательно похвалите вашего старательного спортсмена. Если такое упражнение дается крохе легко, вы можете усложнить его. Теперь ребенок поднимается из положения «лежа», схватившись за кольца или перекладину. Не забудьте подстелить что-нибудь мягкое под голову (я использовала чистый подгузник) и будьте готовы поймать малыша в случае, если он разожмет кулачки.
Подпрыгивания Четырехмесячный малыш уже достаточно уверенно чувствует себя в вертикальном положении с поддержкой под мышки, а значит, пришло время поиграть в любимую всеми взрослыми игру. Сядьте и, поддерживая ребенка двумя руками под мышки, приподнимите его над вашими коленями так, чтобы он мог коснуться их согнутыми ногами. Малыш начнет отталкиваться ножками, а вы в это время приподнимайте его, не давая ему полностью перенести вес собственного тела на ножки. Получается, что малыш как бы прыгает на ваших коленях. Смотрите крошке в глаза и улыбайтесь. Можно проговорить или пропеть ритмичную потешку:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Баба встала на носок,
А потом на пятку,
Баба сеяла горох
И сказала громко «Ох!»
На слово «Ох!» прижимаем малыша к себе и крепко обнимаем.
Упражнение способствует развитию укреплению мышц ног и живота, а также развивает способность малыша контролировать положения головы и тела в пространстве.
Ку-ку Продолжаем играть в полюбившуюся малышу игру. Теперь вы уже можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша – он со смехом будет скидывать его с себя. Также пришло время прятаться зайкам и мишкам. Но есть один нюанс. Пока еще крохе трудно осознать тот факт, что предмет, исчезнувший из поля его зрения, все еще продолжает где-то существовать. Поэтому, чтобы игра удалась, прячьте предмет таким образом, чтобы его краешек слегка выглядывал и выдавал его присутствие под пеленкой, коробкой или шляпой, которую он использует в качестве укрытия. Вы также можете разнообразить игру, пряча под пеленкой музыкальные игрушки. Четырехмесячный малыш уже имеет достаточно развитый слух и способен отыскать источник звука в комнате.
Мой первый барабан В музыкальном развитии вашего крохи в этом месяце может произойти настоящий прорыв. Я имею ввиду знакомство с настоящим музыкальным инструментом. Это будет барабан. Вы можете купить его в детском магазине или сделать самостоятельно, натянув на жестяную банку (например, от печенья) воздушный шарик. Проследите, чтобы звук инструмента не был слишком резким, громким и пугающим. Покажите малышу, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с упоением стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Не расстраивайтесь! Самое главное, что сейчас ваш малыш развивает свой музыкальный слух и чувство ритма, а также учится устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком. Ваши музыкальные занятия будут проходить еще интереснее, если вы дадите крохе возможность испробовать свои силы на «инструментах» из разного материала – дайте ему деревянную, пластиковую, плетеную, металлическую (только не очень тяжелую) миску или банку и покажите, как можно стучать по ним. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить крохе барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.
Пальчиковая гимнастика К четырехмесячному возрасту в ваш игровой арсенал должны уже прочно войти пальчиковые игры. Возможно, вам придутся по вкусу некоторые из потешек: Летела сова
(Машем руками) Летела сова, Весёлая голова. Летела-летела, (Кладём руки на голову) На головку села. Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками) И опять полетела. Белка
(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…
Потешка “Мальчик-Пальчик” Взрослый берет ручку ребенка в свою, поглаживает по очереди каждый пальчик и при этом приговаривает: Мальчик-Пальчик, где ты был?
С этим братцем суп варил
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Зеркало Продолжаем наше близкое знакомство с зеркалом. Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием играет с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске. Но гораздо интереснее будет, если вы присоединитесь к игре и переместитесь к большому зеркалу, захватив с собой пару любимых игрушек малыша. Держа малыша на руках, берите его за ручку, ножку, ушко и т.д., называйте и показывайте эти же части тела в его зеркальном отражении. Затем показывайте эти части тела на игрушках и их отражении. В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.
Мишка прячется Для развития пространственной координации полезно поиграть с ребенком в такую игру. Когда малыш находится в кроватке или манеже, привлеките его внимание к игрушке (например, мишке или кукле). Пусть мишка поздоровается с крохой, спляшет или пошагает по бортику кроватки. Потом скажите «Пока!» и спрячьте мишку за бортиком. Теперь пусть мишка появится с другого края кроватки и оттуда поздоровается с ребенком. Порадуйтесь вместе с малышом, когда он найдет игрушку взглядом. Повторите еще 1-2 раза, а в конце занятия дайте мишку в руки малышу для исследования и самостоятельной игры.
Вернисаж Если стены вашей квартиры все еще никак не выдают присутствия здесь ребенка, самое время это исправить. Стены могут стать самым настоящим развивающим пособием для малыша любого возраста. Так что, раз вас интересует, как развивать ребенка в 4 месяца, задумайтесь о том, как вы будете крепить к стенам плакаты, рисунки, фотографии, карточки и т.д. Что же будет интересно рассматривать четырехмесячному малышу, путешествуя по квартире на ваших руках? Яркие картинки контрастных цветов, изображающие знакомые малышу предметы, фотографии самого малыша и членов его семьи, тематические карточки с изображениями животных, растений, птиц, игрушек, мебели, фруктов и овощей и т.д. Вы также можете воспользоваться нашей подборкой для первой книжки малыша, распечатав ее в формате А4, или картинками из пособия «Школа семи гномов».
Когда вы проходите с ребенком мимо картинок, останавливайтесь и четко проговаривайте 3-4 коротких фразы о том, что на них нарисовано. Например, так: «Это кукла. Кукла Маша. У куклы зеленое платье и синяя шляпа. Кукла сидит. Где кукла Маша? Вот кукла Маша». За один «подход» не стоит рассматривать с малышом более 3-х картинок. Пару раз в неделю заменяйте картинки или хотя бы меняйте их местами. Стимулируйте малыша если не показывать то, что вы называете, то хотя бы смотреть в нужную сторону.
Говоря о том, как развивать ребенка в 4 месяца, ни в коем случае не стоит упускать из виду развитие мелкой моторики и обогащение сенсорных ощущений ребенка, в частности, тактильных. В предыдущие месяцы мы с вами уже обсудили несколько интересных игр для развития этой сферы. А сегодня я предлагаю вашим малышам еще 2 занятия, которые особенно порадуют мам-рукодельниц.
Моток ниток Это занятие я нашла в книге Уильяма и Марты Сирз «Ваш малыш от рождения до двух лет». Они предлагают давать малышу для ощупывания мотки ниток разной толщины и фактуры. Действительно, четырехмесячный ребенок с большим интересом исследует эти новые для него объекты, запуская свои любопытные пальчики в самую середину мотка. Конечно, не стоит забывать о безопасности. Не давайте малышу чересчур тонких ниток, а лучше всего, как советуют авторы, нарезать нитки на кусочки по 15 см и связать их посередине в виде пучка. Так или иначе, я не рекомендую оставлять ребенка без присмотра с этой игрушкой. Но вы вполне можете сесть рядом с малышом и уделить некоторое время своему хобби.
Тактильные мешочки Последняя игрушка, которой мне хотелось бы завершить рассказ о том, как развивать ребенка в 4 месяца, тоже предназначена для развития тактильной чувствительности ребенка. Сшить ее под силу даже самой неопытной швее. Вам понадобятся кусочки ткани – лучше отдать предпочтение достаточно плотной ткани или сделать двойные мешочки, чтобы быть уверенной в том, что наполнитель не рассыплется. В качестве наполнителя вы можете взять крупы (их нужно предварительно промыть и прокалить в течение 10 минут на сковороде или в духовке) – гречку, рис, горох, фасоль, манку, чечевицу, кукурузную крупу, вишневые косточки, пуговицы, бисер, бусины, гайки, мелкие шурупы и т.п., в общем, — любую мелочь. Сделайте парные мешочки с одинаковыми наполнителями, чтобы через несколько месяцев играть с малышом в замечательную игру «Найди пару на ощупь». А пока просто дайте возможность вашему четырехмесячному ребенку ощупывать тактильные мешочки и обогащать свой сенсорный опыт.
Что ж, надеюсь, в этом месяце, как и в предыдущих, вам с малышом совсем некогда скучать. Я постараюсь, чтобы и следующий, пятый месяц, жизни вашего ребенка был наполнен играми и занятиями, направленными на его всестороннее, гармоничное развитие.
www.baby.ru
Плоская поверхность: Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиваться: Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.
Учимся хватать: Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.
Качели на дверях: для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.
Время игр
Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Новые открытия
Поиграйте в прятки: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушка: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем: Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша: Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Носок с ярким рисунком: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячик: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Развитие координации
Повозитесь с малышом: Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Новые перспективы: Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонок: Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеяло: Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз: Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться: Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню: Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.
Принятие решений
Две игрушки: В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Браслет с шарфом: Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Цепь из колец: Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.
Повседневные дела
Время одевания/время купания
Двойная погремушка: Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и живота: Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.
Массаж с присыпкой: После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.
Время кормления
Покажите ложку: Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языка: Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.
Время отдыха
Любимая игрушка: Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалке: Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.
Колыбельная: Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.
www.baby.ru
Время летит быстро, и недавно родившийся ребенок уже достиг четырехмесячного возраста. К этому времени все члены семьи привыкли к новому режиму, научились правильно и вовремя ухаживать за младенцем, понимать разновидности его плача и каждый день радуются новым достижениями крохи. А малыш не перестает удивлять: только недавно научился держать головку, а сегодня уже впервые перевернулся со спины на живот. Развитие ребенка в 4 месяца включает в себя множество составляющих, о которых родителям стоит знать.
В этот период важно закреплять навыки и умения, которые уже появились у ребенка, использовать игры и занятия, стимулирующие его дальнейшее развитие. При этом нужно задействовать все сферы: зрительное и слуховое восприятие, познавательный интерес, психологические изменения. Но в первую очередь следует обращать внимание на рост, вес малыша и соответствие этих показателей физиологическим нормам.
Существуют средние нормы веса и роста ребенка в четырехмесячном возрасте. Они ориентировочны, поскольку все дети разные и развиваются неодинаково. Приведенные цифры могут использоваться лишь как отправная точка. Для наглядности эти сведения представлены в таблице.
Вес | Рост | |||||
Ниже нормы | Среднее значение | Выше нормы | Ниже нормы | Среднее значение | Выше нормы | |
Мальчики | 5,6 кг | 6,2-7,9 кг | 8,6 кг | 60 см | 62-65 см | 67 см |
Девочки | 5,1 кг | 5,6-7,3 кг | 8,1 кг | 58 см | 59-64 см | 66,2 см |
Как видно из таблицы, мальчики опережают девочек по всем показателям, но нужно учитывать, что темпы набора веса и прибавки роста в значительной степени зависят от того, какие параметры были у малыша при рождении.
Дать объективное и грамотное заключение о том, соответствуют ли рост и вес ребенка нормальным значениям и нужно ли говорить об отклонениях в развитии, может педиатр, наблюдающий малыша с самого рождения.
Нормы веса и роста, представленные Всемирной организацией здравоохранения, незначительно отличаются от данных, на которые ориентируются отечественные педиатры. Различие связано с тем, что педиатры ВОЗ берут за основу средние мировые стандарты, не учитывая географическое место рождения ребенка, природные и экологические условия. Российские сведения более точные и основаны на многолетних исследованиях детей конкретного региона.
Еще одним фактором, который в значительной степени влияет на разность этих данных, является принцип кормления детей до года. Все-таки большинство российских малышей вырастает на грудном вскармливании, тогда как на Западе малыши, вскормленные грудью, и искусственники разделяются примерно поровну. А питание ребенка значительно влияет на прибавление в весе.
В любом случае стоит понимать, что эти сведения усреднены и должны использоваться лишь в обобщенном виде. Педиатр при замерах ребенка учитывает его индивидуальные особенности, наследственность, условия, в которых растет малыш и т. д.
Родители, проводя время со своим малышом и наблюдая появление у него новых навыков и умений, интересуются тем, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Эти изменения включают в себя не только новые физические навыки, но и эмоциональное развитие, социально-психологические умения. А их с каждым днем в жизни малыша все больше.
Физическое развитие | переворачивается со спины на бочок;уверенно удерживает верхнюю часть туловища на руках, лежа на животе;проявляет активность во время купания и подвижность в воде. |
Социально-эмоциональные навыки | умеет выражать радость и печаль, громко смеется, когда доволен чем-то;проявляет определенный интерес к окружающим людям и предметам. |
Зрительное восприятие | следит за движущимися предметами;изучает черты лица взрослого человека;подолгу рассматривает любимые игрушки или предметы. |
Слуховое восприятие | прислушивается к разным звукам, умеет понять их источник;извлекает звуки из музыкальных игрушек;различает интонации голоса взрослого человека. |
Развитие речи | активно и много гулит, поет, выговаривает отдельные слоги;любит общаться со взрослыми, внимательно слушает и "отвечает" на их речь. |
Психологические изменения | привязан к маме, но умеет играть сам;выражает слезами дискомфорт или расстройство;дружелюбен ко всем окружающим людям. |
Познавательный интерес | дотягивается до игрушки, находящейся в его поле зрения;держит игрушку двумя руками, берет в рот для изучения;стучит одной игрушкой о другую. |
Теперь рассмотрим все умения малыша более подробно.
Главным достижением четвертого месяца жизни ребенка является освоение самостоятельных переворотов на бочок. А лежа на животе, он уверенно удерживает верхнюю часть туловища, опираясь на руки.
Некоторые особо активные малыши в этом возрасте учатся переворотам со спины на животик и наоборот.
В этой же позе малыш может пробовать ползать, если чувствует под ногами опору. Его перемещения будут медленными, но взрослые, подставляя руки под его стопы, могут стимулировать работу мышц и помогать крохе двигаться вперед.
Родители могут заметить стремление ребенка силой собственного пресса приподнимать верхнюю часть тела, особенно если малышу есть за что схватиться и подтянуть себя. Такие попытки к раннему сидению нужно пресекать, и тем более не усаживать малыша насильно, подкладывая подушки. 4 месяца – слишком рано для сидения.
Формируется зрительно-моторная координация рук. В 4 месяца ребенок умеет рассматривать, ощупывать и захватывать висящую у груди игрушку. Малыш целенаправленно протягивает к ней ручки, удерживает, трясет. После овладения этим навыком кроха быстро научится манипулировать игрушкой, лежа на животе.
Важным аспектом развития ребенка в 4 месяца является умение находить источник звука. Если гремит гром и льет дождь, малыш поворачивает голову в сторону окна; услышав музыку, он активно интересуется и пытается понять откуда она звучит; при разговоре взрослого внимательно прислушивается к интонации и словам.
Кроме того, малыш старается извлекать звуки из музыкальных игрушек. Например, если он схватит погремушку и поймет, что при движении она издает звуки, то будет увлеченно заниматься этим, получая огромную радость.
Ольга, мама годовалого Ивана
Когда Ване было 4 месяца, он обожал слушать музыку. В зависимости от его настроения я включала ему разные композиции: тихие и спокойные, когда мы собирались спать, и веселые детские песенки, если делали зарядку или играли. Он постоянно поворачивал голову в сторону компьютера с колонками, искал источник звука. А еще я заметила, как он радуется, когда я включаю музыку. Ваня уже знал, что мы будем играть или танцевать, когда звучит веселая песня.
В 4 месяца ребенок внимательно и подолгу рассматривает черты лица взрослых, собственные ручки и даже ножки. Он надолго фокусирует взгляд на каком-то предмете или игрушке либо наблюдает за подвижными животными.
В 4 месяца малыш активно лепечет и произносит множество разнообразных звуков и слогов. Родители могут услышать четкое «ба-ба» или «ма-ма» среди его «разговора», однако эти «слова», конечно же, пока еще неосознанные.
Находясь рядом с родителями, он внимательно прислушивается к речи взрослых и активно «отвечает» на общение. Такое времяпрепровождение становится любимым видом деятельности малыша. Поэтому важно больше разговаривать с ним, рассказывать сказки и истории, читать стихи и петь песенки.
Частой реакцией на ласковые слова и похвалу будет улыбка и радость ребенка, а услышав громкие или грубые слова, карапуз может даже расплакаться.
В возрасте 4 месяцев у ребенка проявляется комплекс оживления, если он увидит знакомого взрослого или услышит любимую мелодию. Это выражается в активных движениях ручками и ножками, появлении улыбки на лице и оживлении выражения. Вместе с этим ребенок учится издавать звуки и радостно гулит, когда видит маму или папу.
Другим эмоциональным аспектом развития ребенка в 4 месяца является появление таких чувств, как страх, любопытство, грусть и разочарование. Большинство из них связано с возникновением сильной привязанности к тем людям, с которыми он проводит много времени.
В четыре месяца малыш пытается схватывать игрушки, при этом движения его становятся все четче. Действия ручек еще не приобрели целенаправленного характера, но поймав какой-то предмет, малыш не только рассматривает его, но и пробует на вкус.
В этом возрасте у ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он хочет играть дольше, хотя есть и такие, которые его могут не заинтересовать. Эта избирательность возникает вследствие появившейся способности различать предметы.
У малыша в 4 месяца все еще остается потребность тактильного контакта и пребывания на руках у взрослого. При этом он уже гораздо больше времени может проводить самостоятельно в кроватке или манеже, увлеченно играя.
Плач ребенка перестал быть беспричинным, малыш капризничает, только если чем-то обеспокоен или испытывает дискомфорт. Поэтому важно откликаться на призывы ребенка и не оставлять его одного в слезах.
Малыш активно узнает близких ему людей, но продолжает оставаться дружелюбным для всех, кого видит, и кто пытается с ним общаться. Страх чужих людей у карапузов появляется в более позднем возрасте.
Для того чтобы поддерживать все умения и навыки, которые малыш уже приобрел к этому возрасту, родители часто интересуются, как развивать ребенка в 4 месяца. Существует множество игр, упражнений и занятий, которые закрепят имеющиеся достижения и позволят карапузу дальше познавать окружающий мир. Важно чередовать их между собой, уделяя равное внимание всем аспектам развития личности маленького человечка.
Чтобы поддерживать физическую активность ребенка, нужно продолжать делать с ним зарядку и тренировать мышцы тела. Хорошим помощником в этом может быть фитбол, который многие дети любят с самого рождения и до 3-4 лет. Зарядка должна быть направлена на разработку мышц рук и ног, укрепление пресса и спины. Желательно, чтобы первые несколько упражнений родителям показали специалисты, дабы делать все правильно и с пользой для малыша.
В любых действиях и занятиях важно учитывать особенности развития ребенка и опираться на его потребности. Внимательные и любящие родители смогут распознать, какие упражнения больше всего нравятся карапузу, а с какими лучше пока подождать.
Уложив ребенка на живот, можно расположить недалеко от него игрушку или яркий предмет. Малышу обязательно захочется дотянуться до него, взять в руки. Под стопы крохи можно поставить опору в виде рук взрослого, стимулируя ползание.
Вкладывать в руку ребенка погремушки или небольшие яркие предметы для изучения. Они должны быть чистыми и безопасными, ведь малыш обязательно потянет игрушку в рот.
Купать ребенка в 4 месяца лучше в большой ванне, а не в детской. Большое количество воды, простор для активных движений и плавания помогут карапузу расслабить тело и насладиться процессом купания. Специальная шапочка для головы, которая удерживает ее на поверхности воды, позволит родителям не переживать о безопасности малыша.
Игры с ребенком в 4 месяца все еще носят пассивный характер, но являются полезными и развивающими. Включая по несколько таких занятий в периоды бодрствования карапуза, родители смогут весело и с пользой провести время.
Как отмечает Наталья Иванова в своей книге «Ваш малыш. Уход за ребенком от рождения до года»: «Играть с малышом нужно только тогда, когда и вы, и он находитесь в хорошем расположении духа. Раздраженный тон или неприветливое выражение лица матери, склоняющейся над кроваткой ребенка, очень вредны для психики малыша. Помните, что плохое настроение быстро передастся и ему. Поэтому, приближаясь к своему малышу, постарайтесь отрешиться от бытовых проблем и житейских неурядиц, обязательно улыбнитесь ему. Говорите с ребенком ласково и спокойно».
С малышом в возрасте 4 месяцев можно поиграть так:
Мама располагает свое лицо близко возле малыша, а потом прячет его в ладони. Показать лицо можно с радостной улыбкой или возгласом «ку-ку».
Сначала мама повторяет все звуки и слоги за ребенком, включаясь в его «песню», а потом молчит и слушает, что «говорит» кроха. Эта игра не только развивает речь малыша, но и укрепляет контакт между родными людьми.
Для этой игры нужно придумать браслетик, к которому будут прикреплены бубенчики или маленькие звоночки. Сначала можно надевать его на ручку ребенка, он с увлечением будет ею двигать и извлекать звуки. Позже браслетик можно надеть на ножку.
Сначала протянуть ребенку одну погремушку или небольшую игрушку, он схватит ее одной рукой. Затем предложить еще одну. Малыш заинтересуется и возьмет другой рукой. После чего нужно предложить ему третью, предлагая выбрать – оставить две, которые он уже взял, или что-то бросить и взять другую.
Родители могут самостоятельно придумать игры и занятия для малыша в 4 месяца, зная его особенности и предпочтения.
В возрасте 4 месяцев малышу не требуется большое количество игрушек. Многие из них он просто не поймет и не сможет играть с ними. Поэтому для активного развития будет достаточно нескольких, подходящих по возрасту:
Уильям и Марта Серз, авторы книги «Ваш малыш от рождения до двух лет» предлагают давать детям в этом возрасте маленькие моточки ниток. Их шершавая структура, необычная текстура заинтересуют маленького исследователям и надолго увлекут в самостоятельной игре. Главное не оставлять кроху без присмотра с такой игрушкой, ведь он может случайно размотать нитки и запутаться в них!
Для правильного развития ребенка в возрасте 4 месяцев важно соблюдать режим дня. К этому времени он уже установится: малыш будет спать меньше, чем сразу после рождения, и больше времени проводить в бодрствовании, изучая окружающий мир.
Периоды активного и познавательного времяпровождения должны чередоваться с отдыхом и сном.
Нахождение на свежем воздухе каждый день является залогом здоровья и крепкого иммунитета ребенка. В 4 месяца с ребенком нельзя гулять, если на улице мороз ниже 15 градусов или ветер более 15 м/с. Все остальные погодные условия при хорошем здоровье самого малыша являются нормальными для прогулок на свежем воздухе.
Как выразился известный педиатр Евгений Комаровский: «Ситуации, когда гулять нельзя, встречаются в сотни раз реже, чем ситуации, когда гулять необходимо».
В зимний период можно выходить на улицу один раз во время дневного сна ребенка. На свежем воздухе малыш будет спать крепко, а такой отдых обязательно принесет пользу его организму. Летом гулять нужно дважды. Один раз это может быть прогулка-сон, а во второй лучше показать карапузу окружающий мир, комментируя все, что он видит вокруг себя.
Учитывая все особенности развития ребенка в 4 месяца и разобравшись в тех играх и занятиях, которые можно с ним проводить, родителям будет несложно использовать все эти упражнения, чтобы разнообразить способ проведения времени с малышом.
Физическая активность и подвижность должны преобладать в первой половине дня, эмоциональный контакт и речевые игры можно проводить во время гигиенических процедур и переодевания. Несколько раз в день у ребенка должно быть личное время, когда он предоставлен самому себе. Он может провести это время в кроватке или манеже, рассматривая игрушки, играя со своими ручками и ножками, наблюдая за окружающими людьми.
Некоторые мамы ставят манеж на кухне и кладут в него ребенка на период бодрствования, параллельно с этим готовя кушать или занимаясь своими делами. Это тоже является частью познания окружающего мира, хотя часто детки, которые видят маму, всеми силами пытаются дать ей понять, что хотят на ручки.
Несколько раз в день с карапузом на руках можно устраивать экскурсии по квартире, показывая и рассказывая ему все, что он увидит вокруг себя. Кроха с увлечением будет слушать рассказы о людях на фотографиях, особенностях работы часов и истории о том, откуда были привезены ракушки и магнитики.
Важным вопросом для родителей остается кормление малыша. Мама с папой волнуются, хватает ли ребенку еды, нужно ли его докармливать или давать водичку, а также заботит вопрос, как понять, что кроха недоедает. Все эти вопросы будут появляться периодически на протяжении всего взросления ребенка.
Малыши, которые с рождения кушали только материнское молоко, продолжают питаться им в 4 месяца. В этом возрасте грудничкам не нужен прикорм, и даже водичку педиатры не советуют давать. Кушает ребенок 5–6 раз в сутки, через каждые 3–4 часа. Ночной перерыв между кормлениями достигает 7–8 часов: если малыш хорошо покушал вечером, в 22.00, он может спокойно проспать до 5–6 утра.
Малышам, которые по разным причинам находятся на искусственном вскармливании, в возрасте 4 месяцев разрешается дать первый прикорм. Это может быть фруктовое или овощное пюре, приготовленное мамой самостоятельно или купленное в баночке. После первого раза нужно подождать и понаблюдать за ребенком, насколько организм хорошо отреагировал на новую пищу.
В 4 месяца дети-искусственники кушают 5 раз в сутки, с большим ночным перерывом между кормлениями.
Что касается смешанного вскармливания, то при таком типе питания каждый ребенок проявляет свои собственные потребности и предпочтения. Одни малыши кушают сначала мамино молоко, а затем пьют еще и смесь, потому что не наедаются. Другие дети в один прием пищи потребляют только грудное молоко, а в другой – молочную смесь. Перерывы между едой у детей на смешанном вскармливании составляют 3-4 часа, ночью ребенок может выдержать гораздо дольше.
Вводить прикорм детям в 4 месяца стоит только в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании. Хотя некоторые педиатры рекомендуют начинать прикормы в возрасте 4 месяцев всех карапузов. Как поступить, решают родители. Но если они хотят добавить в рацион малыша новый продукт, вводить его нужно по капельке, проверяя реакцию ребенка.
Если после употребления в пищу сока или пюре у ребенка порозовели щечки, этот продукт нужно отложить, а через несколько дней, когда реакция на коже пройдет, попробовать другой.
Начинать лучше всего с яблочного сока, затем пюре, после него – кабачковое пюре и картофельное. Уже через несколько месяцев можно будет один из приемов пищи полностью заменить «взрослой» едой.
Правила ухода за маленьким ребенком остаются такими же, какими они были в первые месяцы после рождения.
Подстригать детские ногти нужно по мере необходимости. У маленьких детей они остренькие, поэтому при неосторожном движении малыш может поранить себя, если ногти не будут подстрижены.
Развитие ребенка в 4 месяца включает в себя множество аспектов, которые нужно учитывать, помогая малышу познавать окружающий мир. При этом родители закрепляют те навыки и умения, которые малыш уже приобрел к этому возрасту, и развивают их дальше. Ведь впереди еще много интересного, и карапуз будет каждый день удивлять маму с папой своими успехами.
www.tikitoki.ru