Почему и что делать,когда ребенок,1-3 лет дерется! Ребенок 1 год 4 месяца дерется


Что делать, если ребенок дерется (вопрос психологу)

Рубрику ведет Александра Шарапова, клинический психолог
Отвечаю на вопрос Светланы:

Моему сыну 1 год и 2 месяца. Он дерется (( не знаю как отучить его. Если он чем-то недоволен, может шлепать ладошками по руке или ноге, а если он на руках, то и по лицу. Его мы не бьем и не шлепаем в ответ, читала где-то что нельзя. Я делаю вид, что мне больно и как-будто плачу, но он не понимает (( иногда обнимает, а иногда просто смотрит и улыбается или продолжает психовать. Или просто беру его за руку и говорю, что так нельзя делать. Это помогает еще меньше…Боюсь, что он будет других деток также шлепать, что он иногда и пытается делать на улице. Подскажите пожалуйста, как отучить его драться?

Здравствуйте, Светлана!

Действительно, тем, что Вы не бьете и не шлепаете ребенка, Вы проявляете уважение к нему как к личности, это замечательно.

Что же касается сути Вашего вопроса, агрессивные проявления ребенка до 3х лет в большинстве случаев связаны с несколькими взаимосвязанными друг с другом темами: отношениями с мамой, проявлением самостоятельности и установлением границ дозволенного. Из описанного Вами, я бы предположила, что Ваш сын, столкнувшись с первыми импульсами к выражению агрессии, пробует, выдержите ли Вы ее (в этом случае «делать вид, что мне больно» неполезно, это будет иметь смысл, когда ребенок будет чуть старше). Фигура матери является для ребенка очень ценной и надежной, поэтому агрессия, проявляемая к взрослым, несет в себе послание «посмотрите, мне плохо, я не знаю, что со мной, я могу делать вот так, но и не хочу делать вам плохо… надеюсь, что вы знаете, что с этим делать?»

С другой стороны, сейчас ребенок получает представление о том, как можно и как нельзя поступать, и шлепание руками по лицу может выступать своеобразной «провокацией», за результатом которой ребенок следит («можно мне так делать, будет ли что-то за это или нельзя?»). Ваш авторитет должен подкрепляться нормами и правилами поведения, которые исполняете Вы сами и которым ребенку еще только нужно научиться. Дети, которые не могут справиться со своей агрессией от того, что в раннем детстве им «все позволялось», потом от этого сами страдают и становятся «неуправляемыми». Поэтому важно быть «выигравшим» в этих маленьких сражениях за нарушение правил поведения, не огорчаться и не попустительствовать.

Отсюда могу предложить Вам две линии поведения. Первое — называть ребенку чувства, которые он, скорее всего, испытывает, увязывать с его требованиями и объяснять причину невозможности их выполнения, проявлять заботу и уважение к его чувствам. Примерно так: «сынок, ты сейчас злишься, потому что хотел взять печенье со стола, а я не разрешила, потому что печенье мы едим после обеда. Конечно, печенье вкусное, но такое уж у нас правило». Второе — устанавливать границы «можно» и «нельзя» четко, жестко и не допускать их нарушения. То есть если Вы «берете за руку и говорите, что так нельзя делать», то это нужно делать систематически, вне зависимости от окружающей обстановки и времени суток, достаточно суровым голосом и без колебаний. Взятие за руку тоже должно быть не мягким, а крепким, «отрезвляющим». Свои чувства тоже стоит озвучить «сейчас я сердита на тебя, потому что ты ударил меня, так делать нельзя. Я по-прежнему тебя люблю, хотя и сержусь». Ну и, естественно, придерживаться каждого правила всем членам семьи, чтобы не было непоследовательности, когда мама берет за руку злящегося ребенка, а папа кричит на него, шлепает, а потом «сдается» и дает требуемую игрушку.

Другими словами, Вы сами должны быть уверены в том, что поступаете верно и в данный момент помогаете ребенку в очень важном деле — справиться со своими агрессивными импульсами.

Что же касается Вашего опасения, что ребенок будет шлепать других детей, то это поведение просто следует из того, к чему он привык дома; если Вы поможете ему изменить эти отношения и поставите «запрет» на агрессию к сверстникам, ребенок вполне сможет это усвоить.

Задайте свой вопрос психологу!
Также читайте:

detyvradost.ru

Если ребёнок дерётся. - годовалый ребенок дерется - запись пользователя Оксана (Christalik) в дневнике

Типичная ситуация: Ребенок 1,5-3,5 года. Драки происходят примерно по похожим сценариям: защита своих вещей, границ, поля деятельности, зачастую превентивная защита, т.е. когда на «моё» ещё никто не успел посягнуть

Типичная реакция мамы: если вижу в начинающийся конфликт, придерживаю занесенную руку, удара не произошло, мирно продолжаем дальше играть. Если удар/толчёк случился ругаю, объясняю и показываю ребенку, что детишек надо не обижать, а гладить по головке, что надо дружить, что «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится», «пойди пожалей лялю, видишь она плачет, ей больно».

В таком поведении мамы есть явные ошибки на обоих этапах.Первый этап, рука остановленная на замахе рукой мамы – это всё равно удар. Для «жертвы» конечно удара не было, никто не пострадал. Но для вашего ребенка удар можно сказать что был – остановка действия произошла не по его воле, не изнутри, а извне. Следовательно его, ребенка, внутреннем поле не возникло никакого собственного тормозящего императива, побуждения к остановке агрессивного действия. Затормозилось только само физическое проявление, а не его психическая составляющая. Следовательно перехватывая руку вы только уберегаете постороннего ребенка, практически ничего не меняя в своём ребенке. А дальнейшее ваше ровное поведение на самом деле демонстрирует ребенку ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии.(Такой разрыв между психической и физической составляющей действия характерен только для маленьких детей, не следует ту же схему экстраполировать на детей старше 3-4 лет, или искать её аналоги у себя)

Реакция на таким образом остановленное агрессивное действие должна быть принципиально такой же, как и на доведенное до конца. Менее сильной, но по своей сути такой же.

Совсем иначе дело обстоит, если агрессивное действие остановлено не вашим физическим вмешательством, а голосовым. Если ребенок послушался вашего окрика/приказа/просьбы и остановил действие, это случилось именно благодоря его собственной внутренней команде – он сам себя остановил. Да, причиной такой внутренней команды послужили вы, но действие – целиком его и на физическо и на психическом уровне. Реакция на такое поведение всегда и обязательно одобрение, похвала. Сначала похвалите, что он остановился, т.е. за самоконтроль. Потом, если хотите и считаете нужным, похвалите за то, что послушался вас. И только в последнюю очередь (!) морализаторский вывод о том, что нельзя бить людей. Такая последовательность важна и я думаю не надо объяснять почему. Или надо?Ну и ещё раз напоминаю – вам необходимо быть как можно более краткими. Всю эту схему уложить как можно короче «Аня, нет!» - «Вот умничка! Не дерёшься и маму слушаешься. Ты ведь знаешь что деток обижать нельзя, мы никогда не дерёмся».

Второй этап, реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Типично мама садится рядом с ребенком и начинает ему объяснять нечто. Сиречь читать мораль. Это в принципе бесполезно, потому что понятие о морали, и я это уже говорила в теме о манипуляциях, у ребенка в этом возрасте отсутствует как класс. По этому взывать ко всяким абстракциям типа совести, чувства долга и т.п. – с действенной точки зрения бесполезно. Хотя несомненно нужно для развития речи и формирования этих абстрактных представлений в последующем, но ситуация с драками не полигон для подобных тренировок.По этим же причинам, из-за недостатка ассоциативного и абстрактного мышления, ребенку бесполезно говорить «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится». (Честно говоря такие заходы и на взрослых не действуют, вызывая эффект резко противоположный ожидаемому, но уже по другим, чем у детей, причинам.) Дети просто не в состоянии адекватно решить сформулированную вами задачу «что будет если вдруг меня кто-то ударит, будет ли мне от этого хорошо или плохо?». Когда вы переходите к таким, к сожалению типичным, стереотипно запечатленным в нас ещё с собственного с детства, шаблонным объяснениям, ребенок теряет нить, переключается на промежуточную задачу – поиск ответа на ваши риторические вопросы. И попросту не улавливает сути, не понимает даже того, что его «наказывают» лекцией за какое-то плохое поведение.Конечно я немного примитивизирую схему восприятия и мышления ребенка, в голове всё устроено не так плоско, есть и другие грани, оттенки. Но основный мотив структуры восприятия, доминанта восприятия вот такая.

Если вы просите своего драчуна пойти пожалеть обиженную им «лялю» или извиниться и это считаете «актом искупления вины», или действием укладывающимся у ребенка в схему и связь с ударом, то вы глубоко заблуждаетесь. Удар и извинения для ребенка будут двумя не связанными между собой актами. Однако после извинений вы возвращаетесь в привычный, благожелательный ритм общения.

И что имеем в результате? Так же как и в предыдущем варианте – ребенок получил от вас ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии. С его точки зрения вы практически никак не отреагировали на его драчливость, потому что тот небольшой промежуток времени между его ударом и вашим первым риторическим вопросом просто выпал, вытиснился из памяти другими активными процессами – размышлениями над вашими вопросами и выполнением требуемых вами действий.

Если вы категорически не приемлите драк и хотите что б их не было, значит за ударом должно следовать наказание, сразу, чётко, последовательно, быстро. Желательно логически укладывающееся в ваше представление о том, почему нельзя драться. Ответе себе на вопрос – почему драться нельзя? Затем подумайте, что может быть наказанием соответственным причине.

Вот вам пример, на затравку, не универсальный, но что б вы имели наглядное представление, о чём речь в вышеизложенных принципах.Для большинства типичных, бытовых ответов на вопрос «почему нельзя драться» (не принято, не вежливо, никто не дружит с драчуном, и т.п.) логичным наказанием является изоляция, удаление из социума. Уйти с площадки, посадить ребенка на время в коляску, на скамейку, отвести в сторону от места где он играл.Но, ещё раз: сразу, чётко, быстро!Это значит сразу за ударом вы чётко и кратко формулируете проблему «Драться нельзя!» и тут же забираете ребенка (не просите уйти, не зовёте его – это может простимулировать переключение на следующую задачу и забывание, ослабевание значимости только что совершенного действия), немедленно забираете буквально на руках и изолируете доступным и разумным способом на разумное время. После того, как вы изолировали ребенка вы можете, если вам уж очень хочется, кратко (!) сформулировать суть претензии, в одно предложение, глядя ребенку в глаза. Лучший способ формулирования претензии «Я тебя люблю, но драться нельзя» или «Ты хороший мальчик, но сейчас ведёшь себя плохо». Вообще любую претензию следует формулировать по схеме "не личностная критика, а критика конкретного действия", и надо это не подразумевать, а непосредственно говорить ребенку.

Время и способ изоляции зависит и от темперамента ребенка, и от силы провинности, и от частоты повторений его агрессии, и многого другого, вы и сами это прекрасно представляете. Это может быть просто отнесение в сторону от песочницы с короткой моралью, или усаживание в коляску на несколько минут (сопровождаемое обиженным рёвом вашего чада), а может и немедленное прекращение прогулки и отправление домой.Главное, наказание (на самом деле любое в этом возрасте, если вы уж взялись наказывать) должно быть последовательным, не прерываемым на промежуточные действия. Например, если для того что б уйти домой вам придётся сначала собрать игрушки возможно лучше применить другой способ изоляции.Не будьте многословны. Если вы усадили ребенка в коляску, на скамейку или отправились домой, не надо всё время «наказания» читать морали. Лучше вообще молчать. И даже отойти на несколько шагов. Ваша речь нарушит непрерывность, разобьет процесс связывания действия ребенка с последствиями и реакцией.

Если принцип незамедлительности и непрерывности реакции на проступок нарушен, то лучше в этот раз вообще отказаться от наказания. Наказание незаслуженное наносит больший вред, чем отсутствие наказания за совершенное «злодеяние». Ваша задача – не упустить следующую ситуацию.

После того, как наказание закончилось вы можете ещё раз, но уже не «ругательно», а «понимающе, партнёрски» объяснить ребенку свою мораль: «Малышь, пойми, драться нельзя, категорически, потаму что … (какие там вы для себя сформулировали причины?)». Этой, финальной речью вы должны восстановить статус-кво в ваших эмоциональных отношениях – показать ему свою любовь и уважение.

НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ!Объяснить ребенку что драться не хорошо ударив его? Абсурд. Не делайте этого, даже если вам очень хочется, даже если вам кажется что другого выхода у вас просто не осталось

www.babyblog.ru

Ребенок дерется в 1,5-2 года: причины и что делать

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).

Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.

Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.

vskormi.ru

Почему и что делать,когда ребенок,1 3 лет дерется. ребенок 1 год дерется что делать

.Что такое детская агрессия и откуда она берется Даже совсем грудничок может показывать свое недовольство громким криком и мимикой. А когда он чуть-чуть подрастает, может даже укусить или ущипнуть маму. Обычно такие первые признаки агрессии возникают у детей в районе полугода. Ребенок еще не говорит, он не всегда может плачем объяснить, что его беспокоит и, конечно, в какой-то момент ребенок начинается злиться, сжимать кулачки и кусаться. Не стоит этого пугаться, ведь это – нормальный этап развития эмоциональной сферы карапуза. Замечу, что многие считают, что злость – это недопустимая эмоция, которую надо жестко пресекать. Однако расскажу вам по секрету, что злость, ярость – это базовая эмоция, которая присуща всем людям, обусловлена специфическим строением нашей нервной системы и одинаковым у всех людей ее мимическим выражением. А вот выражать эту злость можно социально приемлемым или социально не приемлемым способом. И вот, задача родителей — показать ребенку социально приемлемый способ выражения эмоций.

На самом деле, проявление агрессии у детей до года в основном связано с раздражительностью мамы. Ведь в этом возрасте малыш и мама – одно целое и, если мамочка уставшая, раздраженная, то и карапузу это тоже передается. В районе года наступает новая волна бурных протестов и детской агрессии.

Это связано с тем, что ребенок начинает свободно перемещаться по дому, т.к. научился ходить. И, естественно, тут он сталкивается с запретами: «сюда не ходи», «это не дергай», «не убегай» и т.д. и т.п. Конечно, такое обилие «нельзя» вызывает у ребенка протест, который он проявляет криками, может ущипнуть, или даже ударить родителей. Смягчить, или даже полностью «проскочить» этот период детской агрессии помогает отвлечение ребенка, т.е. вместо того, чтобы говорить ребенку «нельзя вытаскивать вещи из шкафа», вы можете освободить ему одно отделение в шкафу или ящике с ненужными для вас вещами и разрешить вытаскивать оттуда все, что ему захочется.

Но основные проблемы, касающиеся детской агрессии, возникают немного позже. Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Эти цифры условные, ведь все дети разные, поэтому можно смело к этим цифрам ставить плюс-минус полгода. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов: Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь в подъезде/нажали кнопку лифта и пр. Это первая причина возникновения агрессии у детей 2-3 лет. Подробно разбирать ее мы здесь не будет, так как кризису 3-х лет будет посвящена отдельная статья. Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. Ну и самоконтроля еще как такого нет: даже если малыш хорошо говорит, то в момент, когда он считает, что его обидели, на эмоциях он дает в лоб обидчику, пусть даже и потенциальному. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной. Наверняка все вы наблюдали сцену в песочнице, когда одному ребенку очень нравится игрушка другого. Но ребенок или не знает, как ее попросить, или ему ТАК хочется, что он выхватывает игрушку из рук владельца. Обиженный ребенок в ответ бьет первого карапуза, потому что или тоже не знает, как правильно потребовать, чтобы ему вернули «имущество», или его переполнили эмоции от обиды. Агрессия детей 2-3 лет выглядит именно так и обусловлена именно этими причинами, а не тем, что у кого-то из детей «сложный характер». Сгладить этот период могут только мамы, постоянно демонстрируя детям социально приемлемый способ выражения агрессии.

PS.Годовалый ребенок дерется, потому что появляется большое количество запретов, связанных с тем, что малыш начал ходить. Дети дерутся в 2-3 года из-за того, что еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить/ попросить/ отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, коммуникативные навыки тоже только формируются. Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЬЕТ РОДИТЕЛЕЙ?»

Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму.Потому что именно мама в этот период — самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.

В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально.

Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.

Задача взрослых в таком случае: — Точная обратная связь. Многие родители СМЕЮТСЯ, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение. И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?! — Демонстрация приемлемого способа выражения эмоций. Объясняем ребенку, что маму бить нельзя, а можно вот так обнять, или вот так погладить. Очень важно не просто запретить, но и дать альтернативу, ведь ребенку все равно надо как-то свои эмоции выражать. А еще бывает, что ребенок бьет родителей в качестве протеста.

Ведь когда ребенок начинает ходить, вдруг резко появляется большое количество запретов: «Туда не ходи, сюда не залезай, это не трогай» и т.п. Конечно, у карапуза это вызывает протест, ему же интереснее всего залезть-то как раз на стол и подоконник. И вот тут в ход идут крики, кулаки и зубы. Ребенок бьет маму, которая ему что-то запрещает. Как же этого избежать?

Во-первых, надо продумать систему запретов. То есть, подумайте, что действительно опасно для карапузика, а что можно переставить, поднять повыше, чтобы убрать из доступа ребенка. Большое количество запретов вызывает пропорционально большую агрессию у ребенка. Зачем нам самим провоцировать ребенка? Запретов не должно быть много, но они должны быть точные, твердые и непоколебимые. Тогда ребенок будет гораздо спокойнее на них реагировать. Система запретов-достаточно сложный вопрос, который мы подробно обсуждали в программе «Секреты воспитания»

Во-вторых, необходимо продумать отвлекающие маневры. Иногда бывает, что даже если запретов не много, ребенок все равно упорно пытается их нарушать. Надо придумать, чем же мы можем его отвлечь, придумать альтернативу. Ну, например, у вас активный малыш, который любит залезть на спинку или боковину дивана и прыгать оттуда на сиденье. Конечно, у вас каждый раз инфаркт, т.к. ребенок может навернуться на пол. А когда вы это запрещаете, ребенок начинает драться. Решение: найти что-то безопасное, на чем можно так же весело прыгать. Это может быть спортивный мат или старый матрац, или специальные мягкие большие подушки. В итоге — ребенок счастлив, мама спокойна.

Как реагировать, если ребенок бьет маму?

Многие родители признаются, что не знают, как правильно реагировать в такой ситуации.

— если ребенок дерется с родителями постоянно, то вполне можно предсказать такое поведение. Можно перехватить руку во время замаха и очень строго, но без злости, сказать, что нельзя драться. При этом очень важен зрительный контакт. Потом вы озвучиваете эмоции ребенка («Я понимаю, ты расстроен»), объясняете причину запрета («нам сейчас надо идти ложиться спать, иначе мы вечером не сможет пойти гулять и не увидим твоих друзей»), даете альтернативу или «замануху» («пойдем скорее в кроватку, там тебя уже заждался, наверное, сон про Лунтика»). При необходимости повторить.

— бить ребенка в ответ лично я считаю крайней мерой. Иногда она срабатывает, но очень часто это выглядит так: сидит мама и дочка. Девочка бьет маму, та в ответ бьет дочь по руке и говорит: «Нельзя драться!» Девочка опять бьет маму… история повторяется. Девочка из ситуации выносит: «Драться можно, мама ведь дерется». С этим не поспоришь. Я еще понимаю такую ситуацию, если мама немного бьет ребенка и говорит: «Вот, смотри, тебе больно, а ведь мне тоже больно, когда ты меня бьешь». Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания. Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в ооочень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.

www.baby.ru

Почему ребенок 1 3 года дерется. почему маленькие дети дерутся с родителями

.Что такое детская агрессия и откуда она берется Даже совсем грудничок может показывать свое недовольство громким криком и мимикой. А когда он чуть-чуть подрастает, может даже укусить или ущипнуть маму. Обычно такие первые признаки агрессии возникают у детей в районе полугода. Ребенок еще не говорит, он не всегда может плачем объяснить, что его беспокоит и, конечно, в какой-то момент ребенок начинается злиться, сжимать кулачки и кусаться. Не стоит этого пугаться, ведь это – нормальный этап развития эмоциональной сферы карапуза. Замечу, что многие считают, что злость – это недопустимая эмоция, которую надо жестко пресекать. Однако расскажу вам по секрету, что злость, ярость – это базовая эмоция, которая присуща всем людям, обусловлена специфическим строением нашей нервной системы и одинаковым у всех людей ее мимическим выражением. А вот выражать эту злость можно социально приемлемым или социально не приемлемым способом. И вот, задача родителей — показать ребенку социально приемлемый способ выражения эмоций.

На самом деле, проявление агрессии у детей до года в основном связано с раздражительностью мамы. Ведь в этом возрасте малыш и мама – одно целое и, если мамочка уставшая, раздраженная, то и карапузу это тоже передается. В районе года наступает новая волна бурных протестов и детской агрессии.

Это связано с тем, что ребенок начинает свободно перемещаться по дому, т.к. научился ходить. И, естественно, тут он сталкивается с запретами: «сюда не ходи», «это не дергай», «не убегай» и т.д. и т.п. Конечно, такое обилие «нельзя» вызывает у ребенка протест, который он проявляет криками, может ущипнуть, или даже ударить родителей. Смягчить, или даже полностью «проскочить» этот период детской агрессии помогает отвлечение ребенка, т.е. вместо того, чтобы говорить ребенку «нельзя вытаскивать вещи из шкафа», вы можете освободить ему одно отделение в шкафу или ящике с ненужными для вас вещами и разрешить вытаскивать оттуда все, что ему захочется.

Но основные проблемы, касающиеся детской агрессии, возникают немного позже. Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Эти цифры условные, ведь все дети разные, поэтому можно смело к этим цифрам ставить плюс-минус полгода. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов: Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь в подъезде/нажали кнопку лифта и пр. Это первая причина возникновения агрессии у детей 2-3 лет. Подробно разбирать ее мы здесь не будет, так как кризису 3-х лет будет посвящена отдельная статья. Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. Ну и самоконтроля еще как такого нет: даже если малыш хорошо говорит, то в момент, когда он считает, что его обидели, на эмоциях он дает в лоб обидчику, пусть даже и потенциальному. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной. Наверняка все вы наблюдали сцену в песочнице, когда одному ребенку очень нравится игрушка другого. Но ребенок или не знает, как ее попросить, или ему ТАК хочется, что он выхватывает игрушку из рук владельца. Обиженный ребенок в ответ бьет первого карапуза, потому что или тоже не знает, как правильно потребовать, чтобы ему вернули «имущество», или его переполнили эмоции от обиды. Агрессия детей 2-3 лет выглядит именно так и обусловлена именно этими причинами, а не тем, что у кого-то из детей «сложный характер». Сгладить этот период могут только мамы, постоянно демонстрируя детям социально приемлемый способ выражения агрессии.

PS.Годовалый ребенок дерется, потому что появляется большое количество запретов, связанных с тем, что малыш начал ходить. Дети дерутся в 2-3 года из-за того, что еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить/ попросить/ отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, коммуникативные навыки тоже только формируются. Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЬЕТ РОДИТЕЛЕЙ?»

Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму.Потому что именно мама в этот период — самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.

В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально.

Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.

Задача взрослых в таком случае: — Точная обратная связь. Многие родители СМЕЮТСЯ, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение. И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?! — Демонстрация приемлемого способа выражения эмоций. Объясняем ребенку, что маму бить нельзя, а можно вот так обнять, или вот так погладить. Очень важно не просто запретить, но и дать альтернативу, ведь ребенку все равно надо как-то свои эмоции выражать. А еще бывает, что ребенок бьет родителей в качестве протеста.

Ведь когда ребенок начинает ходить, вдруг резко появляется большое количество запретов: «Туда не ходи, сюда не залезай, это не трогай» и т.п. Конечно, у карапуза это вызывает протест, ему же интереснее всего залезть-то как раз на стол и подоконник. И вот тут в ход идут крики, кулаки и зубы. Ребенок бьет маму, которая ему что-то запрещает. Как же этого избежать?

Во-первых, надо продумать систему запретов. То есть, подумайте, что действительно опасно для карапузика, а что можно переставить, поднять повыше, чтобы убрать из доступа ребенка. Большое количество запретов вызывает пропорционально большую агрессию у ребенка. Зачем нам самим провоцировать ребенка? Запретов не должно быть много, но они должны быть точные, твердые и непоколебимые. Тогда ребенок будет гораздо спокойнее на них реагировать. Система запретов-достаточно сложный вопрос, который мы подробно обсуждали в программе «Секреты воспитания»

Во-вторых, необходимо продумать отвлекающие маневры. Иногда бывает, что даже если запретов не много, ребенок все равно упорно пытается их нарушать. Надо придумать, чем же мы можем его отвлечь, придумать альтернативу. Ну, например, у вас активный малыш, который любит залезть на спинку или боковину дивана и прыгать оттуда на сиденье. Конечно, у вас каждый раз инфаркт, т.к. ребенок может навернуться на пол. А когда вы это запрещаете, ребенок начинает драться. Решение: найти что-то безопасное, на чем можно так же весело прыгать. Это может быть спортивный мат или старый матрац, или специальные мягкие большие подушки. В итоге — ребенок счастлив, мама спокойна.

Как реагировать, если ребенок бьет маму?

Многие родители признаются, что не знают, как правильно реагировать в такой ситуации.

— если ребенок дерется с родителями постоянно, то вполне можно предсказать такое поведение. Можно перехватить руку во время замаха и очень строго, но без злости, сказать, что нельзя драться. При этом очень важен зрительный контакт. Потом вы озвучиваете эмоции ребенка («Я понимаю, ты расстроен»), объясняете причину запрета («нам сейчас надо идти ложиться спать, иначе мы вечером не сможет пойти гулять и не увидим твоих друзей»), даете альтернативу или «замануху» («пойдем скорее в кроватку, там тебя уже заждался, наверное, сон про Лунтика»). При необходимости повторить.

— бить ребенка в ответ лично я считаю крайней мерой. Иногда она срабатывает, но очень часто это выглядит так: сидит мама и дочка. Девочка бьет маму, та в ответ бьет дочь по руке и говорит: «Нельзя драться!» Девочка опять бьет маму… история повторяется. Девочка из ситуации выносит: «Драться можно, мама ведь дерется». С этим не поспоришь. Я еще понимаю такую ситуацию, если мама немного бьет ребенка и говорит: «Вот, смотри, тебе больно, а ведь мне тоже больно, когда ты меня бьешь».

Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания. Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в ооочень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.

www.baby.ru

Если ребенок дерется - полезные советы для родителей

фЕще вчера Вы были счастливыми родителями чудесного крохи, а сегодня с досадой обнаружили, что малыш со всеми дерется, да еще и грубит Вам. Не стоит огорчаться, ведь большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Если ребенок дерется, очень важно не упустить момент и вовремя отреагировать на поступок малыша. Научите ребенка направлять свои агрессивные чувства в другое русло, побуждайте его к позитивному социальному поведению. Действуя таким образом, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.

Почему ребенок дерется?

Столкнувшись, с агрессией ребенка впервые, родители не всегда обращают внимание на это явление. Когда малыш впервые ударит или ущипнет маму – окружающие будут умиляться, ведь в его поведении появилось что-то новое. Внимание позабавит кроху, и впоследствии он будет ударять близких, чтобы вызвать интерес к своей персоне. Да и не все родители хотят вырастить слабака, не умеющего постоять за себя. Но когда удары, укусы, толкания учащаются и крепнут, причин для волнения появляется больше. Перед мамами особенно остро становится вопрос: «почему ребенок дерется»? Все дети индивидуальны и воспитываются по-разному, поэтому причин такого поведения может быть достаточно много.

Первые признаки агрессии возникают у детей в 6 месяцев. Свое недовольство груднички показывают громким криком и яркой мимикой. Но не всегда плачем малыш может все объяснить, поэтому в какой-то момент он начинает злиться и щипаться. Это нормальный эмоциональный этап развития Вашего карапуза. В основном, проявление агрессии у деток до года связано с раздражительностью и утомляемостью мамы. Весь негатив передается ребенку, который в этом возрасте очень тонко чувствует настроение мамы.

В годовалом возрасте наступает новый этап бурных протестов. Ребенок научился ходить, поэтому начинает свободно перемещаться по дому, и тут он сталкивается с обилием «нельзя». Как правило, ребенок в год дерется из-за огромного количества запретов. Чаще всего смягчить этот период детской агрессии помогает отвлечение ребенка. Не говорите «нельзя», а старайтесь привлечь его внимание к чему-то другому.

С основными проблемами детской агрессии родители сталкиваются немного позже. Наиболее остро негативные эмоции проявляются у детей 2-3 лет. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен несколькими причинами:

  1. Недостаточное развитие речи, самоконтроля и отсутствие навыков общения со сверстниками. Например, всем Вам знакома сцена в песочнице: один ребенок выхватывает понравившуюся игрушку из рук владельца. Обиженный карапуз не знает, как потребовать, чтобы ему вернули его имущество, его переполняют эмоции, и он бьет своего обидчика. Нужно понимать, что ребенок 2 года дерется потому, как не знает других способов выражения чувств. Малышам не хватает слов, поэтому они отстаивают свою точку зрения простыми действиями: толкаются, кусаются и бьются.
  2. Ребенок нуждается в Вашей помощи. Случается иногда, что у ребенка не получается то, чем он занимается. Досада и разочарование, испытываемые в данный момент, могут привести к драке с родителями. В такие моменты Вам нужно просто успокоить и поддержать малыша.
  3. Кризис 3-х лет. Дети в этом возрасте стремятся подражать взрослым и делать все самостоятельно. Бывает и так, что ребенок 3 года дерется из-за ерунды: например, родители сделали что-то сами, не спросив малыша (закрыли дверь, выключили свет).
  4. Недостаток внимания со стороны взрослых. Обижая кого-нибудь на детской площадке, ребенок уверен, в том, что эта ситуация не останется без внимания родителей, даже если это будет угроза, наказание или другая бурная реакция.
  5. Негативное влияние агрессивных мультиков, компьютерных игр и фильмов. Научите малыша различать добро и зло, объясните, что быть с окружающими злым нельзя.
  6. Агрессия родителей или других членов семьи. Заставляя ребенка силой и криками что-то сделать, Вы уже подаете ему негативный пример. Дети копируют поведение своих родителей. Если в семье крики, угрозы являются нормой, то воспитание необходимо всей семье.

Как правило, это основные причины того, что дети дерутся. Но есть и другие. Например, темперамент играет не последнюю роль в этом вопросе. Всем известно, что дети-холерики более импульсивны, им гораздо сложнее сдерживать свои эмоции. А вот меланхоличные дети очень редко проявляют физическую агрессию.

Как отучить ребенка драться

Размышляя о том, как отучить ребенка драться, наберитесь терпения и создайте благоприятную обстановку дома. Если ребенок дерется с родителями в самом младшем возрасте, то он не осознает, что причиняет Вам боль. В этом случае придется играть на чувствах. Вы должны четко показать обиду и недовольство поступком малыша. Без криков и истерик просто отойдите, сделайте серьезное лицо. Выждите момент, а затем скажите, что так делать нельзя. За один раз Вы не отучите ребенка драться, но, каждый раз чувствуя перемену настроения мамы, у него закрепится понимание: «я дерусь – мама отдаляется». Ситуация будет постепенно изменяться в лучшую сторону.

Играя со сверстниками на детской площадке, ребенок дерется, что делать в этом случае? Как правило, предотвратить это можно, постоянно демонстрируя ребенку социально приемлемый способ выражения агрессии. Учите ребенка, как делиться своими игрушками, как просить разрешение у других детей поиграть с ним. Расскажите малышу, как знакомиться со сверстниками, объясните, что любой конфликт можно уладить словами. Формируйте коммуникативные навыки общения у детей.

Если ребенок дерется в садике, возможно, он не находит поддержки воспитателя или друзей. Он не умеет договариваться, поэтому в любой конфликтной ситуации начинает все крушить. Обязательно разберитесь в ситуации, поговорите с ребенком, уточните детали. Причиной может быть и то, что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее, и что можно ударить кого-то, если рассердишься. И чаще всего ребенок выбирает тех детей, которые не могут дать сдачу. В таком случае пересмотрите взгляды на воспитание своего малыша. Для возможности выхода отрицательных эмоций можно записать ребенка в спортивную секцию. Отдайте предпочтение командным видам спорта (футбол, хоккей). Детская психика достаточно гибкая, поэтому поддается любой коррекции. Наберитесь терпения, спокойствия и проводите как можно больше времени со своим любимым чадом. Тогда его драки прекратятся, а на их место придет твердое понимание того, как и куда можно применить свою силу.

bambinostory.com

с родителями и другими детьми

Дети дерутся по разным причинам. Это могут быть как возрастные особенности, так и возникающее чувство агрессии. Ваш четырёхлетний ребёнок дерётся, и вы не знаете что делать? Попробуем разобраться, что может вызывать подобное поведение и как с этим бороться.

При выявлении причин драчливости малыша, обратим внимание на следующие факторы:

Ребёнок в 4 года бьёт других детей

Наверное, нет ни одного ребёнка, который хотя бы раз в своей жизни не толкнул другого. И это нормально в детских отношениях. Но если четырёхлетний ребёнок дерётся с детьми постоянно, то нужно рукоприкладство пресекать. Перед прогулкой терпеливо объясняйте, почему нельзя бить детей, забирать чужие игрушки. Помимо этого, необходимо научить малыша решать конфликтные ситуации цивилизованными способами.Если кроха всё время ссорится с друзьями – следует посетить детского психолога.  

Нередко встречаются случаи, когда четырёхлетний малыш бьёт родителей. Здесь маме с папой необходимо проанализировать своё поведение, насколько часто они наказывают малыша и можно ли физическое наказание заменить на простой разговор.  Если ребёнок в 4 года бьёт маму, то она должна проявить жёсткую позицию и строго объяснить ему, что ей больно.Когда в семье двое детей, то драк не избежать. В этом случае, если дело не доходит до травм, лучше не вмешиваться. Когда родители не видят, малыши могут прекрасно ладить и играть вместе, а на глазах у родителей зачастую идут просто провокации реакции мамы и папы.Если ребёнок в 4 года дерётся с родителями, постоянно конфликтует со сверстниками и никакие воспитательные меры не помогают – необходимо обратиться за консультацией к специалисту. В противном случае такое поведение может привести к тому, что в обществе он станет изгоем.Как отучить четырёхлетнего ребёнка дратьсяПервое, что нужно сделать – это набраться терпения и создать комфортные условия дома. При размышлении над вопросом – почему ребёнок в 4 года бьет маму, детей, брата или сестру, нужно понимать, что в этом возрасте он еще не осознает, что причиняет кому-то боль. Поэтому игра на чувствах – самый надёжный вариант. В следующий раз, когда он вас ударит, без эмоций отойдите от него и сделайте серьёзное лицо. Выждав какое-то время, объясните, что так нельзя. Быстрого результата не будет, но со временем малыш поймёт, что если он будет драться – мама будет отдаляться.В случае, когда кроха обижает детей на улице – учите его, что нужно делиться игрушками, не отбирать, а просить чужие, а также как знакомиться и улаживать неприятные ситуации не кулаками, а словами.  Как вариант, запишите ребёнка в спортивную секцию, это поможет ему направить свои эмоции в мирное русло. Желательно выбрать командные виды спорта. Психика детей всё время формируется в зависимости от окружающих его ситуаций. Поэтому всё в ваших рукахЭти же рекомендации применимы в случае, если перед вами стоит вопрос – как отучить четырёхлетнего кроху кусаться. А еще чаще говорите малышу о том, как вы его любите, целуйте, обнимайте его и он начнет вам отвечать тем же.

Теги по теме: воспитаниедети 3-7

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru


Смотрите также