Потешки для малышей с использованием рук.
Стихи Потешки для 6 месяцев и старше — это такие небольшие стихи, под которые (кроме всего прочего) можно делать соответствующие тексту движения руками, ногами и т.д. Сегодня у нас потешки для ручек и пальчиков.
(Мама показывает кулак и разгибает пальцы по ходу потешки)
Пой-ка, подпевай-каДесять птичек стайка.Эта птичка — воробей,Эта птичка — свиристель,Эта птичка — коростель,Эта птичка совушка,Пестренькое перышко,Это зяблик,Это стриж,Это развеселый чиж.Ну а это -… злой орлан!Птички-птички, по домам! (рука снова сжимается в кулак)
***Этот пальчик лег поспать,Этот пальчик — прыг в кровать.Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Тише, пальчик, не шуми,Своих братьев не буди!Встали пальчики, ура!В детский сад идти пора. (Пальцы вначале загибаются в кулак, а потом резко разжимаются при слове: встали…)
***Молоточком я стучу (стучим кулачком по кулачку),Дом построить я хочу (складываем над собой «крышу» ладошками),Строю я высокий дом! (ручки вверх)Буду жить я в доме том! (опять домиком ладошки)
***Киска ниточки мотала (словно мотаем клубок),И клубочки продавала (протягиваем ладонями вверх).Сколько стоит?Три рубля (показываем пальчикамитри)Покупайте у меня! (опять протягиваем ручки).
***Ладушки, ладушки,Где были?У бабушки!Что ели?Кашку!Что пили?Бражку!А на закуску —Квашену капустку!Бабушка добренька,Кашка сладенька.Попили-поели,Шу, полетели!Полетели-полетели,На головку сели!Посидели-посиделиИ прочь полетели
***(повторяется 2 раза)Черепашка-черепашка,В панцире живет (стучим сжатыми кулачками по столу — кулачки как бы лежат)Высунет головку (вытаскиваем указательные пальцы — так более прилично:),Обратно уберет (убираем-спрятались).
***(потешка руки мыть — намыленные лапки удобно в замок складывать):На дверях висел замок (сцепляем пальчики в замок и машем вверх-вниз)Кто его открыть бы смог?Мы ломали, мы крутили (ветим ручками «в замке» вправо-влево)Били, били (хлопаем)И открыли! (разводим ручки)
***Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)Летели комарики,З-з-з! (пальцы сложить щепоткой)Вились, вились,В НОСИК вцепились! (дотронуться до носа)Потом тоже самое про ручки, ножки и т.п.
***Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять.Этот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Ну а этот только елОттого и потолстел!
***Где ладошка?Тут (открываем ладошку)!На ладошке — пруд (круг чертим на ладошке).Палец большой — гусь молодой (берем большой палец и далее соответственно остальные).Указательный — поймал,Средний- гуся ощипал,Безымянный печь топил,А мизинчик суп варил
В нашем технологизированном мире родители часто уделяют внимание лишь логическому развитию ребенка, забывая о речевых навыках. В результате дети испытывают трудности с общением в кругу родственников и ровесников. Зато логика у них в избытке.
Обогатить пассивный, а затем и активный словари помогает народное творчество. В первую очередь, это стихи или песенки потешки. а во вторую – сказки. Имея легко воспринимаемую форму, народное творчество передает сведения об устройстве окружающего мира, дает толчок к фантазии и формированию мышления ребенка.
Кроме того, через стихи и потешки родители общаются с ребенком. Ритмичный голос взрослых в паре с тактильными ощущениями дают ребенку понять, что он любим. Слушая их голоса, он запоминает звуки, слова, которые редко используются в обычной речи. Увы, но многие родители сейчас заменяют живое общение мультфильмами и дисками с песнями. А ведь только живое общение полностью развивает ребенка!
В 6 месяцев ребенок начинает пытаться передвигаться по комнате – ползать, вставать, стоять, придерживаясь за опору. Не вся мускулатура еще готова к таким переменам. Развить эти навыки помогут новые упражнения, которые добавляются к уже привычным. Их необходимо сопровождать незамысловатыми стишками. которые подбодрят и успокоят ребенка.
В 6 месяцев ребенок начинает пытаться передвигаться по комнате – ползать, вставать, стоять, придерживаясь за опору
В такт песенки он делает попеременные круговые движения ножками малыша, имитируя прокручивание педалей. Завершающим аккордом становится шлепок по пяткам, который нравится детям и снимает возникающее напряжение мышц.
Ловкие пальчики малыша отвечают за гибкость ума и логические способности. Для развития мелкой моторики крохи они имеют весомое значение. Кроме того, они способствуют тесному контакту родителя и ребенка.
Вначале, возможно, взрослому придется играть в театр одному, но впоследствии ребенок заинтересуется игрой и будет повторять действия за ним. Этот тип игр очень увлекателен и нравится детям, для которых игровая деятельность – основная.
Разновидностей пальчиковых игр и сопровождающих их стишков существует великое множество. Они не только способствуют развитию моторики, но и дают познания о мире. Так, например в игре «Апельсин» ребенок узнает о том, что этот фрукт состоит из долек – каждый пальчик соответствует одной дольке, а также названия животных:
Разновидностей пальчиковых игр и сопровождающих их стишков существует великое множество
Мы делили апельсинМного нас – а он – одинЭта долька – для ежаЭта долька – для чижаЭта долька – для котятЭта долька -для утятЭта долька -для бобраА для волка – кожура!
Вместо апельсина может быть мандарин. Вначале игры одна из рук малыша или взрослого сжата в кулак. Ее обхватывает другая. Как только начинается перечисление героев, на руке разгибается по одному пальцу. В конце обе кисти встряхиваются.
Даже отход ко сну можно превратить в увлекательную пальчиковую игру. Родители поглаживают по очереди каждый пальчик, приговаривая:Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик уж вздремнул,Этот пальчик уж уснул.Этот крепко, крепко спит,И тебе он спать велит.
Такое упражнение нужно выполнить для обоих ручек. Поглаживающие движения вместе с ритмом голоса взрослого снимет напряжение мышц, расслабит его и сделает отход ко сну легким и быстрым.
Объем этой статьи не позволил нам рассказать обо всех видах деятельности ребенка, которые можно сопровождать потешками. Существуют еще потешки-одевалки, пестушки, стишки для знакомства малыша с игрушками… Их можно найти в Интернете и специальных журналах по развитию малышей.
Поучительные стихи для вашего крохи на видео:
Многие родители совершают большую ошибку, когда начинают играть со своим ребенком только тогда, когда ему исполняется годик. На самом деле развивать малыша лучше с пеленок , примерно с трехмесячного возраста. При этом можно начать с малого, а по мере взросления крохи усложнять игры. Тогда вы увидите, насколько проще ребенку будет в 3-4 года познавать окружающий мир.
Именно в возрасте 3 месяцев малыш начинает исследовать мир: его ручки тянутся к различным предметам, он уже реагирует на явления, происходящие вокруг, и понемногу начинает управлять своими ручками. Теперь малыш проводит во сне не большую часть суток, а 16-19 часов, а остальное время может посвящать своим родителям. Этим и нужно воспользоваться.
К этому периоду жизни ребенка нужно подготовить разнообразные, безопасные для его возраста, яркие игрушки, например, погремушки или большие разноцветные кольца разных размеров. Если вы преподнесете одну из игрушек поближе к малышу во время его бодрствования, вы непременно заметите на его лице улыбку и непроизвольное движение его рук в сторону той самой игрушки.
Когда ваш ребенок будет в хорошем настроении, положите его на животик, а недалеко от него оставьте разноцветные кольца. Скорее всего, малыш сразу же потянется ручками за кольцом, после чего внимательного его рассмотрит и попробует поместить его себе в рот. Ваша задача – не допустить этого, забрать осторожно кольцо и вернуть его на прежнее место. Проделав несколько таких движений, смените данное кольцо на кольцо другого цвета и размера, и понаблюдайте за реакцией вашего ребенка. Таким образом, ребенок научиться различать формы и цвета вещей, а его ручки приспособятся к предметам разной формы и размера.
Не менее важно разговаривать со своим ребенком. Конечно, свое первое слово он скажет ближе ко второму году жизни, но разговоры мамы с ним в первые месяцы жизни помогут малышу освоиться в этом мире. Более того, можно будет заметить, как ребенок со временем начнет издавать звуки, будто он что-то хочет сказать, ответить маме. Ребенок станет также проявляться свои эмоции, например, двигать ручками, ножками, поворачивать голову, смеяться или плакать. Если малыш улыбнулся, очень важно улыбнуться ему в ответ, таким образом, наладить связь, контакт.
При этом не забывайте о движении малыша в этом возрасте. Например, как можно чаще кладите его на животик. Именно в таком положении большинство малышей изъявляют желание ползать, впервые сесть, а потом и встать на ножки. Главное – следите за тем, чтобы поблизости от малыша не было опасных для его жизни и здоровья предметов.
Источники: http://freewoman.club/detskiy-poteshki.html, http://mamyideti.com/stihi-dlya-rebenka-v-6-mesyatsev-zhizni.html, http://www.maminpapin.ru/razvitie/igri-s-rebenkom-3-4-mesyacev.html
Комментариев пока нет!novorozhdennyj-rebenok.ru
Июль 14, 2014 Наталья Мэй
Когда в семье появляется малыш (или малыши), когда он еще не разговаривает с нами так, как мы привыкли это воспринимать, уже через пару месяцев безумно хочется начать с ним общаться. Сначала хочется просто вызвать улыбку у Любимого Ребенка простыми стишками и легкими песенками. Потом приговариваем пестушки во время одевания и в первых играх с его ручками-ножками. Далее в дело включаются потешки, когда ребенок уже сам может что-то повторять.
На днях одна моя хорошая знакомая спросила, какие я потешки рассказывала своим малышкам. И я решила, что это будет отличное начало для рубрики «Развитие детей».
Здесь я буду называть пестушки и потешки для малышей одним более привычным словом — потешки.
Они придумывались в народе с давних времен и остаются популярными у заботливых родителей по сей день.Потешки для детей не только развлекают и приносят радость детям, но и служат для раннего развития малышей. Рассказывайте их очень ласково, и счастливый ребенок постепенно будет привыкать к вашему голосу, пытаться понять ваши слова, а в будущем и повторять.
Потешки для малышей устанавливают незримую очень тесная связь между мамой и ребенком. А также с их помощью дети знакомятся с окружающим миром и своим телом.
Выбирайте из всего многообразия то, что вам и вашим Любимым Детям больше всего нравится.
Потянушки-потягушки,Кто тут сладкий на подушке?Кто тут нежится в кроватке?Чьи тут розовые пятки?Это кто же тут проснулся,Кто так маме улыбнулся?И кого так любит мама?Вот тут кто любимый самый!
***
Потягуни-потягушечкиОт носочков до макушечки!Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем!Солнце светит нам в окошко:Я соскучилось немножко,Жду на улице друзей!Просыпайся поскорей!
***Глазки открываются,Глазки просыпаются,Потягушки-ножки,Потягушки-пяточки,Ручки и ладошки,Сладкие ребяточки!Дай-ка локоточекМама поцелует!Просыпайся, доча!Как тебя люблю я!(вариант для мальчиков:)Дай-ка локоточекМама поцелует!Славный мой сыночек!Как тебя люблю я!
***
Солнце светит: где тут дети?На подушке, на простынке.Нежат розовые спинки?Ясный день пришел давноИ стучится к нам в окно!
***
Тяги, тяги, потягушеньки,На детку порастушеньки!Расти, деточка, здоровая,Как яблонька садовая!На кота потягушеньки,На дитя порастушеньки,А в ручки хватушки,А в ротик говорунок,А в головку разумок!
Потянись дружок,Повернись на бочок,На животик повернись,Нежно маме улыбнись.Я по спинке пройду,Хворобушку отведу,Расти ладненькийДа здоровенький.
***
Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, косонька, до пят —Все волосоньки в ряд.Расти, коса, не путайся —Маму, дочка, слушайся.Мы проснулись, мы проснулись.Сладко-сладко потянулись.Маме с папой улыбнулись!
***
Расти, …. (имя), выше,До хорОм, до крыши.Расти, не бАлуй,Маму с папой жалуй.Расти с брус толщиныДа с дом вышины.
Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
***
Наша ляля маленька-маленька,Ее щечки аленьки-аленьки,Ее мысли чистые-чистые,Глазоньки лучисто-лучистые.
***
Ротик мой умеет кушать,Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать,Ручки — все хватать-хватать.
***
Паучок, паучок,… (имя) хвать за бочок.Лягушка, лягушка,… хвать за ушко.Олени, олени,… хвать за колени.Песик, песик,… хвать за носик.Бегемот, бегемот,… хвать за живот.Оса, оса,… хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,… хвать за плечики.
***
(Водим пальчиком и называемым части тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Дитяткины сказки (щекочем).
***
Где же наши ручки?Вот наши ручки!Где же наши ножки?Вот наши ножки!А вот это … носВесь козюльками зарос.А вот это глазки, ушки,Щечки толстые подушки,А вот это что? Животик!А вот это … (имя) ротик!Покажи-ка язычок,Пощекочим твой бочок.
***
Гули-гули, (хлопаем ладошками)Гули-гоп, (хлопаем по коленкам)Сели Гришеньке (Машеньке, другое имя)На лоб! (обеими ладошками касаемся лба)
Придет киска не спешаИ погладит малыша.Мяу-мяу – скажет киска, —Наша детка хороша.
***
Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,Того коза будет бодать.
***
Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,Дам тебе три.
Этот пальчикмаленький-маленький,Этот пальчикслабенький-слабенький,Этот пальчикдлинненький-длинненький,Этот пальчиксильненький-сильненький,Этот пальчиктолстячок-толстячок,А все вместекулачок-кулачок!
***
Сорока-белобокаКашу варила,Деток кормила.Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала.Он дров не носил, печку не топил!
***
Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,А вот этот — наш малыш,Наш малыш — … (называем имя).
***
Пальчик толстый и большойВ сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу,Средний пальчик – самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.
***
(Сначала кулачок сжат.Потом пальчики по одному разжимаем,а в конце снова по одному прячем в кулак.)Раз, два, три, четыре, пять,Вышли зайчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.
***
— Ладушки, ладушки! Где были?— У бабушки.— Что вы ели?— Кашку, пили простоквашку.Простоквашка вкусненька,Кашка сладенька,Бабушка добренька!Попили, поели,Домой полетели,На голову сели,Ладушки запели!..
***
Мышки бегают по кругу:Друг за другом, друг за другом!Утащили мышки сыр,Затевают мышки пир!Водят мышки хоровод,Делит сыр усатый кот:Вот тебе, держи, кусочек,Заворачивай в платочек!Вот тебе кусочек сыра,Запивай его кефиром!Вот тебе, не прозевай,Поскорее уплетай.И тебе кусок достался,Ты голодным не остался.И последний, наконец!Вот так котик, молодец!
***
Мальчик-Пальчик, (Из кулака торчит большой палец и кивает в такт)Где ты был, где ты был?С этим пальцем (Появляется из кулака второй палец)В лес ходил, в лес ходил, (2-ой палец и большой топают по полу или по столу)С этим пальцем (Появляется из кулака средний палец, а второй прячется)Щи варил, щи варил, (3-ий палец мешает кашу круговыми движениями)С этим пальцем (Появляется из кулака безымянный палец, а третий прячется)Кашу ел, кашу ел, (Из кулака торчит 4-ый палец – как ложка – ко рту и обратно)А с этим пальцем (Появляется из кулака мизинец)Песни пел, песни пел. (Мизинец покачивается в такт песенке вверх-вниз)
***
Солнышко встало,Здравствуй — сказало.Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!Вставай Большак!Вставай Указака!Вставай Середка!Вставай Сиротка!И крошка-Митрошка!Здравствуй, ладошка!
Мы на пухлые ручонки,Надеваем рубашонку («распашонку»),Повторяй за мной слова:Ручка — раз, ручка — два!
Застегнем застежкиНа твоей одежке:Пуговки и кнопочки,Разные заклепочки.
На мою малышкуОденем мы штанишки:Повторяй за мной слова:Ножка — раз, ножка — два!
А теперь на ножки —Носочки и сапожки!Обуваем ножки,Бегать по дорожке!
Повторяй за мной слова:Ножка — раз, ножка — два!Хоть устали одеваться,Но не будем возмущаться!
Что осталось — голова?Вот и шапочка — раз, два!
Надо маму одеватьИ скорей идти гулять!
Водичка, водичка,Умой наше личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
***
От водички, от водицыВсё улыбками искрится!От водички, от водицыВеселей цветы и птицы!….. (имя) умывается,Солнцу улыбается!
***
Водичка-водичка,Умой …. (имя) личико,…. (имя) кушала кашку,Испачкала мордашку.Чтобы девочка былаСамой чистенькой всегда,Помоги, водичка,Умыть …. (имя) личико.
***
Ай, лады, лады, ладыНе боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.Знаем, знаем, да-да-даГде ты прячешься, вода!Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошкуПо-нем-ножку.Лейся, лейся, посмелейУмывайся веселей!
***
Кто тут будет куп-куп,По водичке — хлюп-хлюп?В ванну быстро — прыг, прыг,В ванне ножкой — дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.
***
Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.Вода текучая,Дитя растучее,С гуся вода —С дитя худоба.Вода книзу,А дитя кверху.
***
С гуся вода, с лебедя вода,С нашей(-го) …. (имя) вся худоба.Вода книзу, дитя кверху,Расти с брус вышины и с печь ширины!
Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,Одеяльцем накрывай!
***
Уберем игрушки,Приляжем на подушку,Глазки-незабудкиЗакроем на минутку.Губки-землянички,Пушистые реснички,Щечки-лепесточкиУ моего цветочка.Розовые ушки,Кудрявая макушка…Накроем одеяльчикомКрохотные пальчики,Пухлые ручонки,Усталые ножонки,Маленькие пятки.Засыпай, мой сладкий!
***
Отзвенел звоночек.Спать пора, цветочек.Солнышко уснуло,Тучка спать легла.И волшебная птицаСны тебе принесла.Мамочка нежно обнимет тебя.Засыпай моя деточка, радость моя!
***
Мы гуляли, мы игралиИ немножечко устали.Чтобы сил еще набрать,Надо нам чуть-чуть поспать.Ты закроешь глазки,И приснится сказка:Про кота мурлыку,Журавля-курлыку,Лисоньку-хитрулю,Мышку-крохотулю,Зайчика-хвастушкуИ жужжалку-мушку,Про шмеля-гуделку,Хлопотушку-белку,Про сластену-мишку.Спи, моя малышка! (для девочек)Засыпай, мой милый,Набирайся силы! (для мальчиков)
Напишите в Комментарии, а какими потешками вы радуете своих Любимых Детей.
Вам понравилось то, что вы нашли здесь? Тогда поделитесь с вашими друзьями, нажав на кнопочки ниже.Надеюсь, им тоже помогут стишки потешки в таком приятном деле раннего развития детей.
До встречи на страницах сайта и видео-канале.
С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям! Ваша Наталья Мэй.
Категория: Дети 0-1, Развитие детей
Метки: детские потешки для самых маленьких, детские стишки потешки, любимые дети, потешки детям до года, потешки для малышей, потешки до года, потешки малышам, стихи и потешки, стихи потешки, стишки потешки
lubimiedeti.ru
Содержание:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!* * *
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!* * *
Солнце светит: где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!* * *
Мы проснулись, мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.* * *
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!* * *
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Водичка, водичка,
Умой наше личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.* * *
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
….. (имя) умывается,
Солнцу улыбается!* * *
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Маша умывайся веселей!* * *
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С (имя) худоба.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.* * *
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
Мяу-мяу – скажет киска, —
Наша детка хороша.
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!* * *
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки
Отдохнем немножко.* * *
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок.* * *
(Сжимаем кулачок.
Пальчики по одному разжимаем,
в конце собираем в кулачок)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!* * *
Маленькая детка
Головушка – репка.
Носик – вопросик,
Щечки – колобочки,
Роток – говорок,
Зубок да зубок.
Глазик с глазком,
Бровки домком,
Ушко да ушко,
Выше всех – макушка!* * *
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.* * *Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(Называйте имя ребенка)* * *
Наша ляля маленька-маленька,
Ее щечки аленьки-аленьки,
Ее мысли чистые-чистые,
Глазоньки лучисто-лучистые.* * *
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это … нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это … (имя) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок.* * *
Этот пальчик
маленький-маленький,
Этот пальчик
слабенький-слабенький,
Этот пальчик
длинненький-длинненький,
Этот пальчик
сильненький-сильненький,
Этот пальчик
толстячок-толстячок,
А все вместе
кулачок-кулачок!
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.* * *
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем распашонку,
Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
А теперь на ножки —
Носочки и сапожки!
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось — голова?
Вот и шапочка — раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!* * *
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,
Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,
Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!
Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!
А коза бодается-бодается-бодается!
А мужик ругается-ругается-ругается!* * *
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали.
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
В ямку - бух.
Раздавили сорок мух.* * *
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
–Гуси, гуси!
–Га-га-га
–Есть хотите?
–Да-да-да!
–Ну, летите!
–Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!* * *
Ехали мы, ехали
В лес за орехами
По пыльной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!* * *
Ладушки, ладушки,
–Где были?
–У бабушки!
–Что ели?
–Кашку!
–Что пили?
–Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)
Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)
Хомка раненько встает (подтягиваемся)
Щечки моет, шейку трет.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, никто больше не шумит.
(Загибаем пальчики, поглаживая)* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.* * *
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.* * *
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.* * *
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать
Дадим крошек поклевать.
(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).* * *
Рельсы, рельсы (проводим линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (постукиваем по спине пальцами рук)
Пришли куры, поклевали (постукиваем одним пальцем)
Пришли гуси, пощипали (пощипываем спинку)
Пришла лисичка,
Хвостиком помахала (поглаживаем спинку)
Прошёл слон, (надавливаем тыльной стороной кулачков)
Прошла слониха, (применяем меньшее усилие)
Прошёл маленький слонёнок, (собираем три пальца в щепоть)
Пришёл директор магазина, (двигаем два пальца)
Всё разгладил, всё расчистил, (поглаживаем ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,
Стул,
Печатную машинку.
Стал печатать: (двигаем пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (поводить пальцем)
Помял, разгладил, (щипаем, поглаживаем)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.* * *
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он дров не носил, печку не топил!
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай немножечко!* * *
Утята поели,
Котята поели,
Мышата поели,
А ты еще нет?
А где наша ложечка?
Кушай на здоровечко.* * *
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!* * *
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем Филиппика кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Второй – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».* * *
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!* * *
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Варим кашку круту,
Подливаем молочка,
И накормим казачка.
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачечка, не лай!
Ты, коровка, не мычи!
И петух, не кричи!
Наш малыш будет спать,
Станет глазки закрывать.* * *
На перинку,
На простынку
Не на край -
На серединку
Положили голыша
Завернули крепыша.* * *
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.* * *
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!* * *
За окошком вечер,
А на небе месяц...
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.* * *
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай...* * *
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка:
Про кота мурлыку,
Журавля-курлыку,
Лисоньку-хитрулю,
Мышку-крохотулю,
Зайчика-хвастушку
И жужжалку-мушку,
Про шмеля-гуделку,
Хлопотушку-белку,
Про сластену-мишку.
Спи, моя малышка! (для девочек)
Засыпай, мой милый,
Набирайся силы! (для мальчиков)* * *
Ходит сон у колыбели -
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели -
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.* * *
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
www.tikitoki.ru
Когда, наконец, наступил долгожданный момент появления малыша на свет, маме не стоит думать, что он мало что понимает, и развивающие занятия с ним проводить еще рано. В качестве последних вполне подойдут стишки-потешки для грудничков, как проверенная веками методика развития интеллектуальных и творческих способностей младенца. Изучим, почему именно их использовали наши предки в общении с совсем маленькими детьми.
В отличие от книг, которые вы будете читать ребенку чуть позже, эти маленькие стихотворения играют в его развитии особую роль. Мелодичные стихи-потешки для грудничков позволяют:
Но самое важное, что потешки можно использовать для зарядки с грудничком, при его умывании, одевании, кормлении и других необходимых бытовых действиях, которые ему не очень нравятся. В игровой форме они помогут с пеленок приучить кроху к режиму дня и навыкам гигиены.
Когда ребенок проснулся, спойте ему следующие потешки:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
***
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
***
Дили- дили-дили-дили -
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили -
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день.
***
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
***
Настало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
***
Во время умывания малыш не будет плакать, если вы будете ласково проговаривать такие стишки, показывая при этом на соответствующие части тела:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!
***
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Чтоб сияло личико!
***
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
***
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
***
Вода течет текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 12 котят,
Все помыться в хотят!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
То, что ненавидят практически все грудные дети, - это зарядка. Но делать ее будет намного веселее и проще со следующими потешками, которые напевает мама:
(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
***
Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!
***
(Делаем ребенку «велосипед» и читаем потешку)
Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
***
(Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке)
Тятеньке - сажень,
И маменьке - сажень,
И сестрице - сажень,
И братику - сажень (и т.д.),
А Ванюшеньке большую,
Наибольшую,
Самую большую
***
Хомка-хомка, хомячок,
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
***
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.
***
Замечательно подходят потешки для массажа грудничков в случае, если вам необходимо провести с ребенком достаточно длительный сеанс:
Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями)
***
(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
***
Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток - малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли - дальше побежали.
***
Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел.
***
Дашу кремушком помажу,
Ножки, ручки ей поглажу.
***
(Поглаживаем спинку)
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам.
***
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и поколачиванием спинки.)
***
(Поколачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка -
Не подкуем каблучка.
***
Для грудничка также специально придуманы потешки для прогулки, которые приведут раскапризничавшегося карапуза в хорошее настроение:
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...
***
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
***
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
***
Идёт котик по лавочке,
Ведёт кошечку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
***
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
***
Во время еды проговаривайте такие стишки – и ваш малыш поест с явным удовольствием:
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!
***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.
***
Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Каждому свое:
Печке - полено,
Корове - сено,
Трава - теленку,
Вода - ягненку,
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
***
При засыпании вам на помощь придут такие потешки, настраивающие на спокойный лад:
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
***
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
***
Баю-бай, баю-бай,
Рыбка-сёмга, приплывай!
Рыбка-сёмга, приплывай,
Алексейку поджидай.
Алексейка подрастёт,
С папой на море пойдёт.
Станет сёмгу он ловить,
Станет маму он кормить.
***
Баю-бай, баю-бай,
К нам приехал дед Мамай,
К нам приехал дед Мамай,
Просит: "Машеньку отдай!"
А мы Машу не дадим,
Пригодится нам самим.
***
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
***
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.
***
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять.
***
Баю, баю, баю, бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
***
Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота.
womanadvice.ru
Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
После сна:
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!
Вот как, вот как мы растем, Растем!
Вот как ножками пойдем, Пойдем!
* * *
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
Для умывания:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ты мне ручки подай, Да с кровати вставай, Умываться пойдём, Где водичка найдём!
*** От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается!
***
Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-ножку. Лейся, лейся, лейся По-сме-лей - Детка умывайся веселей! *** Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.
*** Знаем, знаем – да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!
*** Моем ручки до и после еды с потешкой: Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.
*** Водичка-водичка, Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настёне личико.
Для кормления:
Это — ложка
Это — чашка
В чашке гречневая кашка
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Как же так?
* * *
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. И мизинчик
Попробовал малость. Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
Когда детка плачет:
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
После прогулки:
Отчего так хороши
Стали наши малыши:
Губки-алы,
Зубки — белы,
Щечки-розовы?
— Да с мороза мы!
Встречайте!
Сладким чаем угощайте!
Для массажа:
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки — глядунюшки,(мягко нажать на глазки) А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)
* * *
( гладим малыша от головы до пяточек) Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки! Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся! Вот уже растем, растем, растем! для массажа животика: (гладить животик по часовой стрелке) Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живёт? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок. Улыбается ребёнок.
* * * На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малыша)
***** Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине) Из последнего вагона Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку) Пришла лисичка, (гладим спинку) Хвостиком помахала. Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз) Поставил стол, (изображаем стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал,(водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)
***** (поглаживание) На малышку глядя, Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывёт, Белка хвостиком метёт, Как по небу облачкa Мы погладили бочкa. Как летят снежинки, Так мы гладим спинку!
***** Пау – паучина паутину шил! (водим пальцем по кругу) Вдруг закапал дождик (постукиваем пальцами) Паутину смыл! (гладим сверху вниз) Выглянуло солнышко Стало припекать (гладим снизу вверх) Пау – паучина трудится опять! (водим пальцем по кругу)
для массажа ступни: (приговаривать, поглаживая ступню) Маленькая ножка Бежала по дорожке, Маленькая пяточка, На пяточке заплаточка (пощипывать пяточку)
*** Ой-ее-ее-ечки! Спал Медведь на коечке. Свесились с кроватки Две босые пятки. Две босые, две смешные, Ой, смешные пятки! Увидала Мышка, Мышка – шалунишка, Влезла на кроватку, Хвать его за пятку!
*** для знакомства с телом: Где же наши ручки? А вот наши ручки! Где же наши ножки? А вот наши ножки! А вот это Мишин нос Весь козюльками зарос. А вот это глазки, А вот это ушки, А вот это щёчки толстые подушки, Ну а это что? Живот! А вот это Мишин рот! Покажи-ка язычок, Пощекочу тебе бочок. Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки – всё хватать-хватать. Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек) Потолок (лобик) Два окошка (глазки) Дверь (ротик) ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)
*** Сидели два медведя На тоненьком суку Один взбевал сметану (взбиваем), Другой молол муку (молем) Раз ку-ку, два ку-ку Оба шлепнулись в муку. Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик) Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
Для купания:
Здесь водичка холодненька...
Здесь водичка холодненька, здесь — тепленька,
Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!
* * *
Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)
По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.
*** Вот когда я взрослым стану И купаться захочу Влезу сам В большую ванну Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!
*** Мы пойдем купаться И в воде плескаться, Брызгаться, резвиться, Будет Настя мыться. Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой Настенке, Спинку и животик, Личико и ротик - Чистая какая Доченька родная!
*** (вытирая малыша после купания) Мы ручки мыли? Мыли! Мы ножки мыли? Мыли! Мы спинку мыли? Мыли! и т.д. И теперь мы чистые заиньки пушистые!
Перед сном:
Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.
Будут гули говорить, чем детку накормить.
Полетят они в лесок и найдут там колосок,
Станут кашку варить, станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
* * *
Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок, Спи, другой
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.
Подстригаем ногти с потешкой: Это кто у нас? Мизинчик! Бегал с другом в магазинчик! Покупал игрушки, Сладкие ватрушки! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок! Здравствуй, пальчик безымянный! Как солдатик оловянный На посту всегда стоит И имеет грозный вид! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок! Это кто тут? Пальчик средний! Со щенком играл в передней Прятались, смеялись, По полу кувыркались! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок! Пальчик указательный – Очень любознательный! Это кто? А это как? На вопросы он мастак! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок! Это пальчик наш большой! Стричься рад со всей душой! Он в хорошем настроенье Ел клубничное варенье! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок! Потешки – утешки: У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.
Комплекс оживления:
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Ах ты, моя девочка, золотая белочка,
Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!
* * *
Вот приходит мышка в гости,
Нацепила бант на хвостик.
Динь, динь, донна, донна,
А сегодня (имя ребенка) дома?
Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха
и потянуть за нее («позвонить»)
***
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
***
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
***
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле лучше:
***
Как на Солнышка именины Испекли пирог из глины Вот такой ширины! Вот такой вышины!
***
Потягивая за ручки в положение сидя: Вот такой расти Ко мне в гости ходи Вот такой расти Нам на радости.
Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:
По ровненьким дорожкам, По кочкам, по кочкам, По бугорочкам, Да в ямку – бух! Задавили сорок мух
* * *
Два пожарника бежали (показываете на одну, затем другую щеку малыша) И на кнопочку нажали – пип! (пальцем нажимаете на носик ребенка).
* * *
Во время прочтения Вы имитируете действия героев, движениями головы подкрепляете ответы «да» и «нет», а также побуждаете к этому малыша.
Кто живет под потолком? Гном. Что себе построил он? Дом. Ну а сколько он живет? Год. Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот. Кто с ним бегает по крыше? Мыши, мыши, мыши. Ну а как его зовут? Скрут, Скрут. У него есть борода? Да, да. А манишка, а жилет? Нет, нет, нет. Он капризничает, да? Никогда.
* * *
Кто там маленький живет, Утром рано он встает, Молочко из блюдца пьет, Любит пеночки лизать, Любит хвостиком махать, Лапкой умывается. Как он называется?
* * *
Потешка – зарядка для пальчиков
Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал.
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая: — Мальчик- пальчик, Где ты был? -С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
* * *
Пальчик толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога Указал ему дорогу, Средний пальчик – самый меткий Он сбивает сливы с ветки, Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик В землю косточки сажает.
* * *
Раз, два три четыре пять! Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке пять: Раз, два, три, четыре пять! Пальчики быстрые, хоть не очень чистые! Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, То зачем-то лезут в рот, Книжки рвут у бабушки… Переделав все дела, Тянут скатерть со стола. Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, все такие нужные! Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит.
* * *
Этот пальчик в лес ходил. Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал Этот пальчик встал и съел Потому и потолстел!
* * *
Что за ножки, что за ножки У тебя, у нашей крошки! Ни собачке и ни кошке Не дадим твои мы ножки. Эти ножки, эти ножки Будут бегать по дорожке.
* * *
Шел король по лесу, по лесу, по лесу, Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. (в общем, там посл. слово в каждой строчке – по 3 раза) Давай с тобой попрыгаем, И ножками подрыгаем, И ручками похлопаем, И ножками потопаем. (“бежать” вверх по ручке, приговаривая)
www.baby.ru
Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.
Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.
Плетень
Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Могу песни я петь!
Петушок
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Котик
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.
Совушка
Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! (Руки ребенка поднимаем вверх.)
Пяточки
Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!
Пестушка-молчанка
Где же наши ушки? Слушают пестушки! А где глазки? Смотрят сказки! А где зубки? Прячут губки! Ну а ротик на замочек!
Ладушки
— Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку) На головку сели! Ладушки запели.
Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.
Умываемся с потешками
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.
Зарядка
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)
Зарядка с Буратино
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)
Знакомство с пальчиками
(Поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.
Знакомимся с телом
Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)
Купаемся
Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.
Потешки от слёз
Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать.
Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хныч, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три.
Заживляем ранки
У киски болит, У собачки болит, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.
Делаем массаж
Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине) Из последнего окошка Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку) Пришла лисичка,(гладим спинку) Хвостиком помахала Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием) Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз) Поставил стол,(изображаем — стол кулаком) Стул,(стул — щепотью) Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем) Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)
Массаж животика
Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живёт? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок. Улыбается ребёнок.
Просыпаемся
Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!
Потешки про еду
Это — ложка, Это — чашка. В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало!
Идет коза рогатая За малыми ребятами, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Кто молока не пьет - Забодает, Забодает, Забодает!
Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!
Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали, Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала.(загибаем пальчики) Этому дала Этому дала Этому дала Этому дала А этому не дала: — Зачем дров не пилил — Зачем воду не носил!
Пышка, лепёшка В духовке сидела, На нас глядела, В рот захотела.
Также потешки используются:
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию.
Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!
www.baby.ru
Уровень психомоторного развития является важным показателем общей картины развития ребенка, именно поэтому ему придается отдельное значение. Чтобы избежать не только частичной, но и количественной оценки нарушений, необходимо развивать ребенка всесторонне. Роль игр и потешек в этом процессе занимает одно из первых мест, ведь они сочетают в себе все аспекты, требуемые для уравновешивания баланса при развитии.
При проведении игровых упражнений, распевании потешек активизируются главные процессы организма крохи – увеличивается концентрация зрения и внимания, развивается мелкая и крупная моторика, осваиваются и закрепляются навыки двигательной активности, а также малютка учится сопоставлять и выстраивать следственно-причинные связи звука, движения и результата.
Каждая отдельная игра (либо потешка) несут определенную нагрузку, именно поэтому не стоит придерживаться всего нескольких игр. Их разнообразие является отличной тренировкой памяти, ведь, например, потешки, отличаются стихотворным содержанием и комплексом движений. Проводя ежедневно разные игры, вы заметите, что услышав какую-либо из потешек, малыш попытается самостоятельно воспроизвести требуемые движения (активизируется слуховая и мышечная памяти).
Отличие игр и потешек состоит в их воспроизведении – потешки распеваются, имеют свою ритмику и темп, а процесс игры просто сопровождается озвучиванием действий. Это не значит, что игры несут меньшую пользу, для слухового восприятия крохе необходимы все виды общения и принятия речи.
В процессе игры можно использовать игрушки, кубики, грызуны, они являются отличным стимулом для двигательной активности:
При играх обязательно озвучивайте действия, просите кроху совершить какое-либо движение (Лови мяч, Повернись на живот, Держи шар), условие правильного произнесения слов (не сокращения либо ласкательного обращения) остается в силе.
При помощи потешек можно начать изучать строение тела (помним о формировании пассивного словарного запаса), например:
«Чьи пятки»
«Забавные руки»
pupsik-love.ru