Развитие ребенка в 4 месяца можно назвать осмысленным. Так как дитя начинает лучше понимать разговор взрослых, более заинтересовано разглядывает игрушки, двигаться он начинает более осознанно, а кто-то даже начинают испытывать взрослую пищу.
К четырем месяцам малыш уже может прибавить 700-800 гр. Но в общей сложности ребенок к этому возрасту прибавляет около 3 килограмм. У маленького ребенка есть такая особенность, что чем меньше он по возрасту, тем шустрее он набирает вес и рост. А чем старше он становится, тем меньше он набирает вес и растет.
Читайте также: Развитие интеллекта ребенка от 3 до 6 месяцев
Уже с 3 месяцев рост ребенка прибавляется каждый месяц на 2,5 см. А уже к третьему и четвертому месяцу ребенок вырастает примерно на 2,5 см.
За все время от ее рождения до четырех месяцев он вырастает в длину всего тела на 10-12 см. А голова малыша к четырём месяцем прибавляется в размере на 1,5 см и на 1,5-2 см и увеличивается в окружности грудная клетка.
Моторика рук: ребенок начинает быстро подносить руки к глазам, наблюдает за ними, двигает пеленку, подушку свою одежду.
Двигается малыш более разумно, когда он берет руками игрушку, подносит к лицу и внимательно осматривает. Малыш сам начинает браться за игрушками на расстоянии вытянутой руки, которые находятся над кроваткой.
К четвертому месяцу начинает развиваться координация мышц спины у ребенка. Малыш переворачивается со спины на бок, а следом с животика на спинку. Ребенок крепко держит головку в положении сидя, или когда находится на животе, опираясь на руки.
Наблюдает за предметом, когда он двигается из стороны в сторону. Когда он лежит на спинке то может подняться с помощью рук взрослого. В четыре месяца малыш пытается повторять разные звуки, пытается произнести первые слоги (ма, ба па).
Уже в таком возрасте он нуждается в общении с людьми, он с радостью отвечает только не словами (улыбается, гулит, смеется, дрыгает ручками и ножками). Он радостно познает окружающее пространство, он начинает тащить все в свой рот.
Поэтому следует знать об этом и постоянно следить чтобы он не смог съесть что ни будь мелкое по размеру. Также может усилиться процесс слюноотделении это происходит потому, что у него постоянно что то во рту (это нужно для того чтобы очищать полость рта от болезнетворных микробов.
Еще в этом возрасте может быть то, что малыш при кормлении грудью может сильно сжимать ее деснами, что может доставлять неприятные ощущения. Развитие в 4 месяца, ребенок начинает более настороженно относиться к чужим людям, дольше привыкает к новым людям.
Вот сколько всего маленький малыш может делать к четырех летнем возрасте. Он уже может отличать объёмные предметы, знакомые и незнакомые вещи.К четырем месяцам ваш ребенок продолжит проявлять интерес к своему телу щупает его трогает ручки и ножки, трогает гениталии, могут сосать пальцы на ногах.
Зрение к этому возрасту уже практически сформировано оно может фокусироваться и на дальнем предмете и на близком. Мышцы глаз уже укрепились, поэтому косоглазие полностью исчезает.
Сам слух уже практически развит, он начинает понимать, откуда идет звук и смотрит в ту сторону.
Уже в этом маленьком возрасте, можно понять какие у ребенка музыкальные предпочтения, какие мелодии малышу больше по вкусу. Нравятся ему громкие мелодии или тихие или веселые и т.д. На громкие мелодии малыш реагирует возбужденным радостным состоянием, а на тихую музыку успокоением.
Начинает развиваться речь он агукает пытается что то произнести. Малыш уже пытается повторять слоги, что родители даже путают их со словами. Они пытаются вызвать взрослого человека на разговор. Если его спросить «папа где?» То он начинает искать его глазами.
Гулять с детьми приходится дольше, чем обычно. Прогуливаться с малышом зимой достаточно по 2-3 часа по два, три раза зимой, а летом — 1,5-2 часа 1-2 раза в день (гулять нужно по погоде). Массаж делать нужно два раза в день, утром и вечером. Чтобы ребенок хорошо спал нужно каждый день делать как бы специальный «ритуал» на сон.
Перед сном каждый раз нужно приучить купать малыша в одно и тоже время, это нужно делать ежедневно перед сном, после купания делать легкие поглаживания по спинке и животику и только после этого одевать его в одежку, уложить его в кроватку и включить диск с колыбельной или спеть ее.
Также вы можете изобрести свой ритуал, который поможет отойти ко сну. Бывает так что ребенок может сильно плакать и не хотеть засыпать из-за того что у него прорезаются зубки. Уже к четырем месяцам развития ребенка у него начинают расти зубки. Десны постоянно щекотаться и мешать ему спать.
Чтобы облегчить состояние нужно купить специальные погремушки для прорезывания зубок. Также можно использовать специальные лекарственные средства, но только с разрешения врача. Регулярно постригайте ногти, чтобы они не попадали ему в рот. А также ногти могут поранить слизистую оболочку рта.
Развитие ребенка в 4 месяца. Кормить по-прежнему нужно грудным молоком. Не рекомендуется давать прикорм до 4,5 — 5 месяца. К четырем месяцам пищевая привычка питаться грудным молоком зафиксирована. Желудок малыша увеличивается все больше объёме, поэтому его уже не нужно так часто кормить грудью.
При кормлении сам ребенок может отвлекаться на различные звуки поэтому, когда будете кормить малыша, делаете это в тихой комнате. В грудном молоке, а также в молочных смесях достаточное количество питательных веществ для четырёхмесячного ребенка. Но если вам хочется, чем ни будь еще угостить ребенка, то перед этим вы должны спросить своего педиатра.
В четыре месяца вы должны уже сходить к врачу педиатру он измерит его вес рост и т. д. чтобы знать правильно ли развивается ребенок. Еще он определит нервно-психическое состояние.К 4,5 месяца нужно делать вторую прививку АКДС (от дифтерии, коклюша и столбняка и ОПВ от полиомиелита.
Читайте также: Развитие интеллекта ребенка от 6 месяцев до 1 года
Для развития ребенка в 4 месяца желательно играть в игры, которые развивают мелкую моторику пальцев и в те игры способствующие развитию тактильных ощущений (игрушки должны быть разные по форме, размеру, текстуре и др.). Когда малыш гуляет, он начинает с интересом смотреть на окружающий мир, поэтому очень важно рассказывать малышу об окружающем мире, о том что он видит, называть все вещи своими именами.
В 4 месяца он уже может реагировать на игрушку поворотами тела. В этом возрасте они уже могут сами по себе играть без посторонней помощи. Также для хорошего развития, нужно играть с малышом в так называемые прятки: закройте лицо и сделаете: «куку». Также можно поиграть в пальчиковые игры.
Но какие же игрушки нужно для этого?
Твердые и мягкие, гладкие и шершавые, тяжелые и легкие они должны иметь разный объём и различный размер. Для малыша в 4 месяца игрушки нужно вешать над кроваткой на расстоянии руки, чтобы он сам пытался дотянутся до них, это будет повышать его активность.
Читайте также: Какие игрушки нужны детям до года
Различные палочки, интересные книжечки с красивыми картинками — это все просто необходимо для малыша в этом возрасте.Также для развития можно прямо на ножку дитя нацепить красный носок или прицепить к ножке маленький колокольчик, поднять ножку и подрыгать ее в разные стороны, чтобы завлечь интерес ребенка к этой игрушке.
Ваш ребенок попытается дотянуться до этого колокольчика, для этого он согнет ножки около своей груди чтобы достать до него.
Все это способствует развитию хорошей координации и концентрации. В таком возрасте малышу для более быстрого развития нужна ваша похвала и забота, только тогда он сможет правильно развиваться в психическом и физическом плане.
razvitie-rebenka24.ru
Важно помнить, что "скорость" развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
www.dgorodok.ru
На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.
3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.
С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.
К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов; - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.
Возможно, также, ваш малыш будет уметь: - смеяться и визжать от восторга; - лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов; - твердо держать голову в вертикальном положении; - лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки; - держать погремушку основаниями или кончиками пальцев; - переносить часть веса на ноги в вертикальном положении; - произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.
Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.
Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.
Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.
Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.
Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.
В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.
www.babyplan.ru
В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению:) И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно:) Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний:)
Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенок может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.
То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальный инструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся:), то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является:)
Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется:) Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!
Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж...:) Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.
Нормализовавшийся мышечный тонус в руках малыша и стремительноразвивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но и стараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижних конечностей в этом возрасте все еще сохраняется:)
Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается это будет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы или папы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.
formoza.com.ru
На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.
3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.
С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.
К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:
- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов; - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.
Возможно, также, ваш малыш будет уметь: - смеяться и визжать от восторга; - лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов; - твердо держать голову в вертикальном положении; - лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки; - держать погремушку основаниями или кончиками пальцев; - переносить часть веса на ноги в вертикальном положении; - произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.
Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.
Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.
Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.
Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.
Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.
В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.
www.babyplan.ru
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
|
|
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды - знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. |
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус - тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! |
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет - это произношение во время гуления слогов - "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -?" надо" и "нельзя".
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон - пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором. |
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.Ваша любовь и ласка - основа гармоничного развития малыша!
ymama.ru
Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.
В 1 месяц
Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца
В 3 месяца
В 4 месяца
Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
В 7 месяцев
В 8 месяцев
Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев
В 10 месяцев
Нормы развития ребенка в 11 месяцев
Развитие детей к 12 месяцам
Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.
В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.
medblog.by