Количественная оценка нарушения психомоторного развития может стать объективным критерием тяжести отставания, выявления легких отклонений в развитии, выделения группы детей повышенного риска в плане возможных отклонений в развитии и трудностей обучения в дальнейшем.
Таким образом можно охарактеризовать уровень психомоторного развития ребенка первого года жизни при помощи балльных оценок.В основу такой оценки был положен комплексный эволюционный анализ развития ребенка на каждом месяце жизни с выделением ведущих узловых функций на каждом возрастном этапе. По предлагаемой методике количественная оценка на каждом возрастном этапе проводится на основе показателей которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции—3 балла, ее отсутствие —0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития.
Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.Динамические исследования показали, что оценку 27—29 баллов на одном возрастном этапе в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.При оценке 23—26 баллов детей относят к безусловно группе риска; оценка 13—22 балла четко свидетельствует задержке развития; группу детей с оценкой ниже 13 баллов составляют больные с тяжелой общей задержкой развития в результате органического поражения центральной нервно системы.
При оценке полученных данных необходимо учитывать, что результаты осмотра у новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда привходящих факторов, таких, как степень биологического комфорта, суточный биоритм, условия воспитания, настроение ребенка и врача, обстановка в которой, проводится осмотр, и т. д. Поэтому выполнение ребенком требований по первому предъявлению безусловно свидетельствует о наличии функции, однако чтобы удостовериться в отсутствии функции, ее снижении или дефектности, необходимо повторить попытки ее обнаружить как в процессе одного осмотра, так и при повторных осмотрах с коротким интервалом времени.
Показатель | Оценка ответа, баллы | ||||
3 | 2 | 1 | о | ||
Динамические функции | |||||
Коммуникабельность | Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления | Полный комплекс | Отсутствие ориентировочной ревкции и неполный комплекс оживления | Не интересуется окружающим | |
Голосовые реакции | Певучее гуление и смех | Крик интонационно-выразительный, но отсутствует смех или слабо выражено певучее гуление | Начальное гуление вместо певучего | Гуление отсутстует или отдельные короткие гласные звуки | |
Безусловные рефлексы | Вызываются лишь отдельные компоненты рефлекса Моро | Отсутствует явная тенденция к ослаблению или видоизменению рефлекса Моро при отсутствии других рефлексов | Наличие ряда безусловных рефлексов | Сохранены большинство безусловных рефлексов | |
Мышечный тонус | Полный объем пассивных и произвольных движений | Легкое увеличение или уменьшение сопротивления пассивным движениям, не влияющие на их на объем | Ограничение или увеличение объема пассивных движений | Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки | |
АШТР | При повороте головы в сторону разгибание «лицевой» руки непостоянно | При повороте головы в сторону поза фехтовальщика непостоянна, быстро исчезает спонтанно | Поза фехтовальщика возникает постоянно и держится длительно | Ребенок фиксирован в позе фехтовальщика | |
Цепные симметричные рефлексы | Лежа на животе — опора на согнутые под прямым углом предплечья; лежа на спине — при. тракции за руки приподнимает голову; поворачивается со спины на бок; верхний рефлекс Ландау | Лежа на животе — опора на согнутые под острым углом предплечья или не поворачивается со спины на бок | Нет опоры на предплечья или на спине при тракции за руки не поднимает голову, или плохо выражен верхний рефлекс Ландау | Сочетание симпто мов, перечисленных в оценке 1 или в положении на животе — плохой контроль головы | |
Сенсорно-моторное поведение | Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве | Не тянется к игрушке, но направляет к ней руку; или не рассматривает, свои руки, но плавно прослеживает за игрушкой, или непостоянно поворачивает голову к источнику звука | Не направляет руку к объекту или сочетание симптомов, перечисленных в оценке 2 | Неуверенно npoслеживает за игрушкой или не реагирует на звук | |
Факторы риска | |||||
Стигмы | Отсутствуют | Число не превышает 5-6 | Более 6 и расположены главным образом на лице | Более 8 или наличие грубых пороков развития | |
Черепные нервы | Патологии нет | Легкие косоглазие или птоз, или симптом Грефе при перемене положения тела или асимметрия лица | Выраженные косоглазие или нистагм, или асимметрия лица, или симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдромы | Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1 | |
Патологические движения | Иногда мелкоразмашистый тремор при беспокойстве | Постоянный тремор при беспокойстве или тремор языка | Судороги или тремор в покое |
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М.
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни
опубликовано 05/11/2008 02:18обновлено 30/09/2012— Оценка уровня психомоторного развития ребенка
spravka.komarovskiy.net
Авторы: Мэрилин Сигал
МИР РЕБЕНКА
В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном. Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка - это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.
Двигательные навыки
Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.
Способность видеть, слышать, чувствовать
В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.
Понимаем своего ребенка
С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали".У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты. 5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Разговор с ребенкомБольше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.Папины игрыМама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)
Время игрЗрение"Кукла из тарелки"Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.Наблюдение за предметомПусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.Посмотри на меняПусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.Прыгающая игрушкаПришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.Вид из кроваткиЕсли стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.Двигающаяся игрушкаПовесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.Восприятие звуковДетские стихиПознакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.Пинетки с колокольчикомПривяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.Где я?Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.ОщущенияПомассируйте малышу пальцы рук и ногПомассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.Развитие осязанияПотрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.Легкое прикосновениеОсторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.Приятные запахиОбмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу - поможет в развитии его обоняния.УпражненияПоднимите и опустите руки малышаПоложите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.Прогулка на велосипедеПоложите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."Взгляд наверхПоложите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.Посмотри на мамуСделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.
Повседневные деда
Время кормленияИзменяйте положение ребенкаПри кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.Оберните детский рожокЕсли ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.Яркое полотенцеПеред тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.
Время купанияНежное прикосновениеПродолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.Заверните ребенкаВыкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)
Время пеленанияРазвлечениеПовесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.Подышите над руками и животиком ребенкаСогрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
Время отдыхаРазвевающиеся лентыПрикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.Непродолжительный отдыхЕсли у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.
опубликовано 21/05/2007 12:26обновлено 13/05/2011— Педагогика и психология
lib.komarovskiy.net
Сегодня мы ответим на вопрос Зачем нужен режим дня ребенку?. Итак: начнем разбираться.
Ваш малыш уже родился, и вы полностью окунулись в заботу о нем, а для того чтобы правильно организовать свой день, следует выработать правильный режим дня ребенка. Это поможет нормально развиваться вашему малышу, так как сейчас его жизнь построена на рефлексах,развитие которых напрямую зависит от постоянно повторяющихся промежутков -между кормлением, играми, купанием и сном, т.е. от режима.На первом году жизни режим дня для детей изменяется примерно 3 раза: в 3 месяца, 5-6 месяцев и 9-10 месяцев. На втором году жизни режим дня ребенка меняется 2 раза: до 1,5 лет (малыш спит 2 раза в день) и после 1,5 лет (малыш спит 1 раз в день).
Главное, помнить,что каждый ребенок индивидуален, и режим ребенка должен быть подобран учитывая его характер. В режиме дня ребенка до года могут быть отклонения в 20 минут. К примеру, если сегодня ваш малыш захотел, есть раньше (позже) обычного времени, не стоит обращать внимание на такие незначительные расхождения во времени, лучше покормить его.
Режим ребенка до года.
С каждым месяцем жизни в режиме дня ребенка происходят определенные изменения: сокращается общая продолжительность сна и увеличивается время бодрствования ребенка, сокращается количество кормлений, и увеличиваются перерывы между ними. Рассмотрим, как меняется режим дня ребенка от рождения до года:
От рождения до 3 месяцев:
Общая продолжительность сна ребенка до 3 месяцев в среднем составляет от 17 до 18 часов, количество периодов сна в дневное время – до 4 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – от 1 до 1,5 часа. Среднее количество кормлений в сутки составляет 7 раз, перерывы между кормлениями до 3 часов.
Общая продолжительность сна ребенка от 3 до 6 месяцев немного сокращается и составляет уже 17 – 16,5 часов, количество периодов сна в дневное время – 3-4 раза. Бодрствует малыш уже 1,5-2 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 6 раз,перерывы между кормлениями до 3,5 часов.
Общая продолжительность сна ребенка от 6 до 9 месяцев уже составляет 16.5 -15.5 часов, количество периодов сна в дневное время снижается до 3 раз. Бодрствует малыш уже по 3 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 5 раз,перерывы между кормлениями до 5 часов.
От 9 месяцев до года:
Общая продолжительность сна 15,5 – 14,5 часов, количество периодов сна в дневное время до 2 раз. Бодрствует ребенок уже 2,5 – 3,5 часа.Среднее количество кормлений в сутки от 4 до 5 раз, перерывы между кормлениями 4,5 – 3,5 часов.
Пример режима дня для трехмесячного ребенка:
6:00 -Первое кормление, пеленаем до кормления, а после укладываем спать.8:30 -Утренний туалет.8:45 -Кормление (после кормления подержите карапуза вертикально, чтобы он отрыгнул воздух).9:00 (9:10) -Сон.12:00 -Кормление, бодрствование.12:30 -Прогулка на улице (летом от 1ч. – до 1,5ч.; зимой до часа (зависит от погоды)).15:00 -Кормление.15:30 -Сон на улице или при открытой форточке (главное, чтобы не было сквозняка).17:00 -Бодрствование.18:00 -Кормление, сон.19:30 -Бодрствование.20:30 -Купание.21:00(21:30) -Кормление, сон.Ночное кормление по желанию.
Пример режима дня ребенка от 9 мес до 1 года:
7:00 -Кормление.7:00 – 10:00 – Бодрствование.10:00 -Кормление.10:00 – 10:30 – Бодрствование.10:30 – 12:30 – Дневной сон.12:30 – 14:00 – Бодрствование.14:00 -Кормление.14:00 – 15:30 – Бодрствование.15:30 – 17:30 – Дневной сон.17:30 -Кормление.17:30 – 20:30 – Бодрствование.20:30 -Кормление.20:30 – 21:00 – Бодрствование.21:00 до 7:00 – Ночной сон.
Режим ребенка от года до 3 лет.
Отметим, что режим дня у ребенка на этапе от 1 года до 3 лет меняется 2 раза – в полтора года и в 2 года, рассмотрим подробнее данные изменения:
Дети от года до 1 года и 6 месяцев:
Общая продолжительность сна у детей от года до 1 года и 6 месяцев, как правило, от 14.5 до 13.5 в сутки, количество периодов сна в дневное время может доходить до 2 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – 3,5 – 4,5 часа. Среднее количество кормлений в сутки -4 раза, перерывы между кормлениями до 4,5 – 3,5 часа.
Ребенок от 1 года и 6 месяцев до 2 лет:
Общая продолжительность сна у ребенка от 1 года и 6 месяцев до 2 лет, уже 13,5 – 12,5 часов в сутки, в этом возрасте дети, как правило, днем спят уже 1 раз. Максимальная продолжительность бодрствования от 4,5 до 5,5 часов. Среднее количество кормлений в сутки -4 раза, и перерывы между ними 4 – 3,5 часа.
Ребенок от 2 до 3 лет:
Общая продолжительность сна у детей от 1 года и 6 месяцев до 2 лет, уже 13,5 – 12,5 часов в сутки, в этом возрасте ребенок, как правило, днем спит уже 1 раз. Максимальная продолжительность бодрствования от 4,5 до 5,5 часов. Среднее количество кормлений в сутки -4 раза, и перерывы между ними 4 – 3,5 часа.
Пример режима дня ребенка от 1 года до 2 лет:
7:00 – 7:30 -Подъем, одевание, умывание.7:30 – 8:00 -Завтрак.8:00 -11:00 -Прогулка, игры на воздухе.11:00 – 13:00 -Сон.13:00 – 13:30 -Обед.13:30 – 16:00 -Прогулка.16:00 -Полдник.16:30 – 18:00 -Сон.18:00 – 19:00 -Прогулка или игры дома, активные занятия.19:00 – 19:30 -Ужин.19:30 – 21:00 -Прогулка или спокойные игры дома.21:00 – 7:00 -Ночной сон.
Первый завтракКефир - 180мл
ОбедИкра из свеклы с черносливом - 20гЩи протертые на мясном бульоне - 100млПаштет печеночный - 50г Пюре картофельное - 50гЯблоко тертое - 100гХлеб черный - 20
ПолдникТворог со сметаной и сахаром - 40г/10г/5гФрукты протертые (фруктовые детские консервы) - 100г
Суточный набор продуктов (г,мл).Хлеб пшеничный - 40Хлеб ржаной - 10Мука - 10 Крупа, макароны - 25Печенье - 10Картофель - 120Овощи разные - 150Фрукты свежие - 100Сахар - 60Фрукты сухие, клюква - 15Мясо, печень - 60Рыба (филе) - 10Яйцо - 1/2Масло сливочное - 15Масло растительное - 3Творог - 40Молоко - 700Сметана, сливки - 5Сыр - 3Чай - 0,2Соль - 3
Рекомендуем!Работа для мамы в декрете - советы и статьи о работе на дому, вакансии удаленной работы и по совместительству.
Наша группа ВКонтакте:
Присоединяйтесь!У нас интересно и полезно!
Режим и характер питания на втором году жизни различаются по полугодиям.
До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался. Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.
Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.
Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд. Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты. Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.
Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).
Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание. Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу. Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.
Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу. отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей. Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания. Наиболее легко усваивается треска. Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.
Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда. Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.
Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка. Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала. Суточная норма картофеля – 150 г. Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.
Полезно и удобно использовать специальные детские овощные консервы. Недостатком их является лишь то, что вне зависимости от состава, они вызывают некоторое однообразие вкусовых ощущений. Это может привести к тому, что ребенок не захочет пробовать новые виды консервов. Поэтому лучше чередовать блюда домашнего приготовления с приобретенными в магазине.
Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.
Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко. Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги. Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.
Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком. Мед следует давать детям очень осторожно.
Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.
Специалист уверяет, что человек может вполне прожить без массажа. От его отсутствия еще никто не умирал. Но эта процедура является приятной и полезной одновременно, потому многие матери делают массаж своим детям.Массаж приносит пользу, как в плане физиологии, так и психологии. Устанавливается контакт матери с ребенком, которая зачастую, работая, не может уделить ему должного внимания. Массаж прописывают как хорошее дополнение при лечении многих заболеваний, таких, как гипертонус (он встречается у очень многих детей), несварение. Отдельно специалисты выделяют такой вид массажа как массаж сердца.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 125
Оказывается, что специалисты педиатрии до сих пор не знают откуда берутся младенческие колики. Колики это короткие приступы интенсивной боли, которые повторяются один за другим. Колики являются не столько проблемой ребенка сколько проблемой семьи. Доктор Комаровский говорит, что у 70% детей есть колики, и никто до сих пор не знает от чего эти колики возникают. Медицинская наука только пытается объяснить причины этого явления, но четких убеждений нет. Считается, что во время кормления ребенок заглатывает воздух, который сдавливает кишечник и когда он сокращается ребенку больно и он кричит. И действительно если изменить технику сосания, то тогда выраженность колик уменьшается. Медицинская наука утверждает, что обычно колики к 3 месяцем проходят.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 1711
У молодых родителей всегда множество вопросов о здоровье ребенка, но самое огромное количество этих вопросов возникает сразу после рождения Вашего ребенка. Тема этой передачи – новорожденный ребенок.Доктор Комаровский говорит, что для начала нужно четко определить понятие новорожденный ребенок, так как медицинская и обывательская точка зрения совершенно разные. С точки зрения общественного мнения, новорожденный – это грудничок, ребенок первого года жизни, именно так рассматривают новорожденных журналисты и авторы популярных статей. Но с точки зрения медицинской науки, новорожденным называется ребенок от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Доктор говорит, что будущая мама должна тщательно готовиться к своему материнству и вопросы о том что делать с новорожденным нужно задавать задолго до того как Вы принесете новорожденного в дом. Как только мама переступает порог дома с новорожденным на руках, все члены семьи должны понять, что главное не новорожденный, а мама.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 2057
Нет ничего для ребенка лучше, чем мамино молоко. Что делать, если не получилось кормить грудью? Искусственное вскармливание – тема этой передачи.Воспроизвести что-то похожее на грудное молоко даже с помощью последних достижений науки практически невозможно. В материнском молоке такое количество ферментов, гормонов, иммуноглобулинов которое нельзя заменить ничем. Поэтому женское молоко, было, есть и будет при всех условиях лучше, чем самая замечательная смесь. Есть интересный такой факт, что женщина сама по своей инициативе может нейтрализовать некоторые варианты пользы своего молока. Есть доказательство того что у детей на грудном кормление достоверно реже встречаются ОРВИ. Если мама кормит грудью то ОРЗ у ребенка реже. но если мама кормит грудью и иногда покуривает, то этой закономерности уже не наблюдается, и ребенок болеет так же часто, как и дети на искусственном вскармливании.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 1332
На сегодняшний день проблема состоит в том, что технология прикорма сильно изменилась и существует множество различных мнений. Доктор Комаровский утверждает, что только после исполнения ребенку шести месяцев надо задумываться о прикорме. Но это не единственное условие. Кроме этого необходимо, чтобы :- вес ребенка стал вдвое больше, чем при рождении;- ребенок хорошо сидел и держал голову;- ребенок умел вытягивать нижнюю губку, чтобы брать пищу из ложки;- ребенок мог отвернуть голову, в случае если захочет отказаться от продукта;- язык ребенка перестал совершать выталкивающие рефлекторные движения;- ребенок стал интересоваться едой взрослых.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 1240
Тема передача посвящена грудному вскармливанию. Врачи всего мира считают, что если у мамы есть достаточное количество молока, то до 6 месяцев малыша стоит кормить только грудным молоком. Естественно, что в этот период Ваш малыш находится под наблюдением доктора, который следит за тем, чтобы ребенку этого молока хватало, он нормально развивался и не было дефицита веса. После года ребенок уже не питается маминым молоком, но если женщина может и хочет продолжать кормить грудью это замечательно.
Опубликовал: Svetlana Просмотров материала: 1449
Как часто болеет Ваш ребенок? [?]
«Школа Доктора Комаровского…» приветствует Вас! Передача создана для сознательных родителей, которые хотят обеспечить своему ребенку необходимую, своевременную помощь при заболеваниях, и предоставить комфортный быт который не будет вредить здоровью. Доктор Комаровский считает, что родители порой даже не осознают, что имеют гораздо больше возможностей способствовать тому, чтобы их ребенок был практически безболезненным.В каждом выпуске передачи Доктора Комаровского. мы будем искать ответ на интересующий вопрос касательно здоровья и образа жизни Вашего малыша.
Источники: http://karapyziki.net/doktor-komarovskij-rebenok-i-rezhim/, http://www.det-dieta.ru/pitanie/v1.html, http://komarovskiy-video.ru/baby-first-months
Комментариев пока нет!kakvospitat-rebenka.ru