Психология и воспитание ребенка первого года жизни. Как правильно воспитывать ребенка в 1 год и 4 месяца


Воспитание ребенка от 1 года советы психология

Рождаясь, дети приходят в наш мир абсолютно чистыми и открытыми ко всему новому. И от нас с вами зависит, то какими они вырастут: щедрыми или скупыми, завистливыми или самодостаточными, нежными или грубыми.

Ученые так и не пришли к единому мнению, что же в большей степени влияет на формирование личности человека: биологические факторы (задатки) или социальные (общественные установки). Конечно, у каждого новорождённого уже существуют свои особенности темперамента, способности и наклонности, переданные им предками.

Но с течением жизни, под влиянием социума к ним прибавляются дополнительные черты характера. Именно совокупность наследственности и воспитания делают столь неповторимыми и яркими индивидуальности.

Самый большой скачок в развитие дети совершают с 0 до 3 лет. Если в возрастном периоде от рождения до года родителям необходимо заботиться о полноценном физическом развитии малыша, то с 1 до 2 лет важно уделить внимание становлению речи и формированию гармоничной картины мира.

Методы и задачи воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

К своему первому дню рождения малыш пробует ходить, может говорить пару слов. Успехи просто феноменальны, но самое интересное ждет впереди. Неожиданно ваша крошка стала капризничать, настойчиво требовать то что еще не под силу.

Не стоит пугаться и отчаиваться. Это наступил кризис одного года, в литературе у него много названий: «Я сам», «период непослушания». Суть заключается в одном: ваш малыш как бы «опьянен» своими потрясающими достижениями, ему кажется, что он может больше.

Поэтому он сосредоточенно стучит по компьютерной клавиатуре, размазывает мамину помаду по стене, тянется к кипящей кастрюле и наотрез отказываться одеваться. Сложный этап для родителей.

Но важный для перехода на следующую ступень психического взросления. Основной задачей становится перевод необузданной разрушающей энергии в созидательную и мирную.

Опасным стремлениям найдите адекватную замену. В этом нелегком деле вам может послужить помощью чувство юмора, творческий подход и умение играть.

Физическое и психологическое воспитания ребенка секреты

Основной вид деятельности у карапузов в год, в 2 и в 3 – это игра. С помощью незатейливых потешек, стишков, накопленных многими поколениями, вы существенно облегчите себе жизнь. Сейчас еще ребенок не может самостоятельно организовать интересное развлечение.

Он может длительно рассматривать предметы, осуществлять простые манипуляции. Покажите ему все возможности игрушек. Как куколка может ходить, машинка перевозить товары, лягушка прыгать. Вместе лечите «больного» мишку, варите обед для зайчика.

Не забывайте внимательно следить за забавами. Это будет вам уроком. В детской игре отражается понятия о мире, о семье. Наблюдение позволит вам вовремя скорректировать или устранить негативные установки или представления.

Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей

В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть. Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая.

Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.

Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.

Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.

Как воспитать ребенка в год рекомендации

Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.

Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.

Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.

Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.

Воспитание ребенка в 2 года

У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.

Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.

Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.

Особенности воспитания

Особенности развития и воспитания детей 1 года жизни по гендерному признаку практически не различаются. Но вот у двухлетних различия должны быть. Воспитывать мальчика двух лет важно сильным, мужественным, но не за счет отчуждения чувств.

Вы должны показывать свое любящее и заботливое отношение: разговаривать, целовать, гладить. К двум годам мальчики очень активны, часто набивают синяки и шишки, но это не повод ограничивать физическую подготовку.

Воспитание девочки двух лет ориентированно на развитие творческих способностей. Им более важна эстетическая сторона.

Делайте ей комплементы, только искренне, без фальши.

Ошибки в воспитании

Разговаривайте, рассказывайте о себе, спрашивайте как у него прошел день, во что он играл, что нового узнал.

mysekret.ru

Как воспитывать ребёнка в 1 год

Когда малышу исполняется 1 год, воспитанию следует уделить особое внимание. Дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, копируют поведение своих родителей. Старайтесь быть сдержанным, если малыш ведёт себя плохо. И хвалите, когда он совершает хороший поступок.

Малыш, которому исполнился 1 годик,  уже не так сильно зависит от мамы, и многие детки в этом возрасте уже проявляют отрицательные стороны характера. Они могут бросать вещи, топать ногами, закатывать истерики, если им не понравилось поведение мамы и папы. Воспитание и уход за годовалым ребёнком отнимает много сил у мамы, особенно моральных. В такие моменты родителям следует быть сдержанными, не кричать на малыша – это только усугубит ситуацию, и спровоцирует более долгую истерику.

С самого раннего возраста необходимо спокойно и понятно объяснять своему чаду, что хорошо, а что плохо, как себя вести не нужно. Можно использовать чётко сформулированные примеры правильного поведения. Может случиться так, что малыш вроде бы понял, как вести себя нельзя. Но это не означает, что он не повторит свою выходку вновь. При повторившейся ситуации маме или папе надо сдержать себя и ещё раз объяснить правила поведения.

В возрасте 1 года детки начинают осваивать первые шаги, проявляют интерес ко всем доступным предметам. Малыши этого возраста должны как можно больше двигаться – это пойдет на пользу для их физического развития. Не нужно ругать ребёнка, если он что-то сломал из любопытства. Лучше уберите все ценные вещи в недоступную для малыша зону и научите понимать слово «нельзя».

На втором году жизни нужно приучать ребёнка к самостоятельности. Если он просит дать ему ложку во время еды или хочет надеть колготки самостоятельно, надо выполнить его желание.

Хвалите своего малыша, когда у него что-то получается, и не ругайте, если постигла неудача.

В это время старайтесь быть примером для подражания: регулярно наводите порядок в комнате, ежедневно складывайте вещи на место, показывайте своим примером соблюдение правил гигиены. И в будущем ребёнок будет всегда поддерживать порядок в своих игрушках, вещах и детской комнате. Приучайте малыша к чистоте, а когда одеваете его в красивую одежду, говорите ему об этом. Особенно это касается девочек. О том, как воспитывать годовалую девочку, существуют определённые советы. Ведь вы воспитываете будущую жену и маму, которой в будущем предстоит создать свою семью. С раннего детства в дочери можно воспитать такие черты характера, как аккуратность, чистоплотность, ответственность, любовь к красивым вещам. Сделать все это можно на примерах кукол и других игрушек, а также с помощью мамы.

Чтобы воспитание малыша в 1 год принесло пользу, не нужно быть специалистом по психологии. Ребёнку достаточно уделять много внимания, постоянно с ним разговаривать, даже если он не произносит ни слова. Каждое сказанное слово в присутствии вашего чада имеет большое значение для его развития. Окружите малыша любовью и лаской, не ругайтесь в его присутствии с мужем или другими взрослыми. Детки в этом возрасте очень ранимы, и скандалы явно не пойдут на пользу. Игры в этом возрасте занимают не последнее место в формировании личности малыша. С помощью игры дети изучают мир. Играйте вместе со своим чадом, но и у него должно быть время для самостоятельной игры.

Все эти советы, как правильно воспитывать ребёнка в 1 год, не будут такими сложными, если вы будете прислушиваться к своему малышу и стараться быть ему примером.

Теги по теме: воспитаниеребенок 1-3

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Воспитание ребенка от года до двух лет чему учить ребёнка после года

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности. Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа: Воспитание малыша от года до полутора лет; Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы: Воспитание культурно-гигиенических навыков: Умывание; Одевание; Внешний вид; Еда; Сон. Воспитание культуры деятельности: Режим; Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности; Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам; Учим ребенка понимать требования взрослого. Воспитание культуры общения: Общение с взрослыми; Общение со сверстниками. Умываемся

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет. Одеваемся

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Если в семье, в разговоре употребляется нецензурная лексика, если ребенок не слышит «волшебных слов» в общении родителей и в общении с собой, если вещи разбросаны по квартире. В таком случае не требуйте от ребенка порядка, и не удивляйтесь, когда в один прекрасный день ребенок скажет место: «Мамочка, купи мне, пожалуйста, вот эту игрушку», Вы услышите: «Я хочу эту игрушку, быстро купи мне ее» – и после этих слов впадет в истерику.

Внешний вид

Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности. Кушаем

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Сон

Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу «спокойной ночи». Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул – это вредная привычка. Режим дня

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед – все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: «Мама, пошли гулять». Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки «поели», ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности. Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово «нельзя». Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое «можно», что такое «нельзя», что такое «нужно». Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни – это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками

Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают «говорить».

www.baby.ru

Как воспитывать ребенка в 1 год

Вопрос, как воспитывать ребенка в 1 год отнюдь непростой, а напротив, очень ответственный. Сам процесс воспитания требует особого подхода и внимательного отношения. Ведь именно в первые годы жизни малыша происходит закладка его характера, при этом все те черты, которые будут приобретены в детском возрасте, останутся с ребенком на многие годы вперед.

Воспитание ребенка в годовалом возрасте

Для годовалого ребенка воспитание – это закладывание в нем основных черт характера. Именно по этой причине, чтобы не вырастить ленивого, жадного и злого человека с самого раннего возраста стоит прививать ребенку общительность, доброту, аккуратность и трудолюбие. Кроме того, малыш непременно должен уметь поделиться со взрослыми или с другими детьми, а также ценить труд других людей, в частности, бережно относиться к окружающим его вещам.

В период второго года жизни процесс воспитания – это постоянная и кропотливая забота, а также систематическое и настойчивое повторение тех или иных воспитательных моментов под тщательным контролем.

Не стоит забывать и о существовании некого баланса между качествами положительными и отрицательными. То есть, если воспитанию хороших черт не уделяется достаточно внимания, то все активнее начнут проявлять себя негативные. Именно из-за недостаточности воспитания начинает показываться другая, темная сторона детского характера, которая может выражаться в эгоизме, вредности, жадности и даже равнодушии.

Как воспитывать ребенка после 1 года

Основное воспитание ребенка после достижения им годовалого возраста сводится к слежению за поступками и поведением, что должны делать все окружающие малыша взрослые. Действительно, для того чтобы воспитать в ребенке самые лучшие качества зачастую родителям в чем-то приходится даже переступать через себя. Так, если родители будут часто ругаться между собой, а также с другими взрослыми, то шансы на то, что их ребенок вырастет неконфликтным, также ничтожно малы.

Немаловажный момент в том, как воспитывать ребенка в год, это его физическое воспитание. Ведь в этом возрасте дети только начинает ходить, а вот самостоятельно сделать зарядку пока не в состоянии. Тем не менее, родителям необходимо приучать малыша к ежедневной разминке, которая с течением времени будет только усложняться. В завершении утренней зарядке, которая может состоять из множества простых и интересных упражнений, подходящих ребенку по возрасту, стоит отвести малыша в душ. При ежедневном повторении подобных действий у ребенка будет не только хороший аппетит, но и бодрое настроение.

Особенности воспитания мальчиков

По достижению 12-месячного возраста в воспитании девочек и мальчиков начинают прослеживаться явные различия. Так так воспитывать мальчика в 1 год? Стоит отметить, что развитие от мальчика до мужа проходит три последовательных стадии. На первой из них младенец имеет очень развитую связь со своей мамой. В это время мальчику требуется демонстрация большой любви, а также создание ощущения комфорта и безопасности.

При этом сами мальчики намного менее восприимчивы к касаниям мамы. Они не только быстрее растут, но и активнее играют, но при этом наиболее болезненно относятся к разлуке с матерью. Поэтому в воспитании мальчика важно, чтобы до достижения им трехлетнего возраста, мама проводила с ним достаточное количество времени. В противном случае такой недостаток общения может привести к неврозу и агрессивности.

Еще один немаловажный момент, отец также ежедневно должен проявлять свою любовь к ребенку, демонстрировать внимание к нему, участвуя в его занятиях. Вне зависимости от того, насколько будет занят отец, он должен находить время для воспитания ребенка.

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

Воспитание полуторагодовалого ребенка требует проявления к нему достаточного внимания и своевременной реакции со стороны родителей на те или иные действия малыша. Отмахиваться от поступающих вопросов, как бы много их ни было, однозначно нельзя. А ответы на них должны быть доступными и понятными. По мере взросления ребенка все большее внимание придется уделять и вопросам его безопасности, так как он еще не осознает опасности высоты, горячих и острых предметов.

По мере приближения к трехлетнему рубежу, малыш будет проявлять все большую самостоятельность, стремиться почти все делать сам. Родители не должны препятствовать этому процессу, напротив, нужно поощрять любые порывы к самостоятельности.

Воспитание ребенка в 1 год – дело непростое. Ведь нужно ничего не упустить. В частности, родители должны помнить о важности привития малышу культурно-гигиенических навыков, воспитания у него культуры деятельности и воспитании культуры общения, как при контактах со взрослыми, так и со сверстниками.

Так или иначе, дети, прежде всего, берут пример со своих родителей, поэтому начинать воспитание ребенка стоит с самоконтроля.

mamairebenok.com

Воспитание ребенка от 1 года

Личность человека, по мнению многих психологов, формируется в первые годы жизни. Именно поэтому так важно при воспитании ребенка от 1 года, во время активного роста и быстрого развития, чтобы малыш получил необходимый для будущей жизни опыт, который и станет базисом в его дальнейшей жизни.

Поэтому мамам и папам, особенно молодым, у которых практически отсутствует опыт воспитания детей, необходимо научиться быть родителями, получая необходимые знания о психологических и физиологических особенностях развития малыша.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека. Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас». Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное. Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

Главным источником развития и воспитания ребенка в 1,5 года и старше является игровая предметная деятельность. Для этой цели необходимо использовать различные методики и пособия, что будет способствовать быстрому развитию логического мышления и познавательной активности, а, значит, ускорит социальное и эмоциональное развитие.

Для эффективного воспитания ребенка 1-5 лет необходимо придерживаться нескольких правил:

Также для успешного воспитания ребенка в 1-2 года необходимо знать, что для общения с ребенком необходимо говорить на «понятном» ему языке. Для того чтобы малыш быстрее понимал то, что от него хотят его родители, следует придерживаться некоторых простых правил:

Также многие психологи при воспитании ребенка в 1,5 года и старше советуют использовать как можно меньше запретов и категорических «нет», а вместо запретов лучше рассказывать о последствиях и предложить другие возможности. Это связано с тем, что дети не приемлют любые ограничения, а также практически не реагируют на раздраженные фразы и риторические вопросы, которые в обобщающей форме описывают их плохое с точки зрения взрослого поведение. Кроме того, дети этого возраста не понимают иронии и сарказма, поэтому для того, чтобы донести свою мысль ребенку, лучше их в своей речи не использовать.

Эти несложные правила помогут наладить общение с ребенком и лучше понять его потребности и особенности, что позволит сделать процесс воспитания малыша от 1 года наиболее приятным и эффективным.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Помимо игр с дидактическим материалом, необходимо уделять внимание и сюжетным играм. Для разыгрывания бытовых ситуаций можно использовать кукол и игрушки-животные. Для начала лучше использовать простые и понятные для малыша этого возраста сюжеты, которые постепенно необходимо усложнять различными ситуациями и деталями.

Взрослым с рациональным мышлением на первый взгляд эти игры могут показаться скучными и не несущими пользы для развития и воспитания ребенка в 1,5 года и старше. Однако именно таким играм нужно уделять много времени, поскольку они обогащают опыт малыша и учат его проживать, на первый взгляд родителей, незначительные ситуации. Начинать можно с последовательных моментов, происходящих в жизни малыша – кормление, прогулка, купание, игры, укладывание спать, что будет способствовать пониманию взаимосвязи этих действий в его собственной жизни.

При этом сюжетные игры предоставляют много возможностей для проявления воображения и фантазии, что является основой развития интеллектуальных способностей ребенка. Кроме того, посредством сюжетной игры закрепляются представления ребенка о реальной действительности – об одежде, мебели или посуде. Для разнообразия в игру можно вводить картинки с изображением птиц и животных, что будет увеличивать познавательный интерес.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net

Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

К возрасту один год и шесть месяцев у ребенка происходит становление речи — важнейшего инструмента, благодаря которому окружающие начинают воспринимать малыша как полноценного члена общества, способного заявить о себе. И кроха старается пользоваться новым умением, делает попытки рассказать окружающим о своих чувствах, желаниях. Важно в этот момент поддержать потребность именно говорить, а не переходить на язык жестов или пользоваться облегченными словами. Ваш ребенок вполне готов слушать и воспринимать сложные слова. И не за горами то время, когда он сам будет составлять предложения.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев

Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения

Мальчики

Девочки

В полтора года ребенок:

Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев

Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.

Активно беседуйте во время прогулок с малышом, употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.

Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.

Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок

Лепка из соленого теста Приготовьте массу для лепки: 4 столовые ложки соли, 2 стакана муки, вода. Должно получиться крутое тесто. Лепите из него с ребенком фигурки зверей, фрукты, овощи. Если малыш случайно проглотит кусочек, волноваться не о чем, масса безопасна. Высохшие поделки можно раскрасить краской.

Задуй свечкуЗажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.

ПряткиМама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.

Трудности воспитания ребенка в полтора года

Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.

Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.

Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.

Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев

Родителям часто хочется порадовать малыша, угостив его сладеньким. Но с шоколадными конфетами всё же лучше не спешить. Шоколад часто вызывает аллергию, причем она может проявиться не сразу же, а дать о себе знать после двух лет. Лучше лакомиться мармеладом, вареньем, пастилой, медом.

Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.

Примерное меню ребенка в полтора года

  1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Селедочный паштетСалат из протертой моркови с яблокамиХлеб с масломЧай Яйцо вареноеКаша пшенная на молокеХлеб с маслом и сыромЧай с молоком Суфле манно-тыквенноеЧай с молокомХлеб с маслом
Обед Картофельный салат с помидорамиСуп-пюре из цветной капустыРагу из курицы и морковиМорс из ягодХлеб Салат с зеленым горошком и морковьюСуп овощной с крупойТефтели рыбные паровыеКартофельное пюреСокХлеб Салат из помидоров и яицЛапша молочнаяРулет мясной паровой, фаршированный омлетомКисельХлеб
Полдник КефирБулочкаФрукты МолокоВафлиФрукты ТворогКефирФрукты
Ужин Зразы морковные с творогомМолокоХлеб Гречневая кашаМолокоХлеб Запеканка капустнаяЧай с молокомХлеб

Блюдо из меню

Манно-тыквенное суфле

2 ст. л. манной крупы, 100 г тыквы, 1 яйцо, 1,5 ч. л. сахара, 10 г масла сливочного.

Сварить молочную манную кашу и немного охладить ее (до 60-70 градусов). Яичный желток растереть с сахаром и вмешать в кашу. Добавить натертую на мелкой терке тыкву и растопленное сливочное масло. Белок взбить и ввести в остальную массу. Выложить всё в смазанную маслом форму и поставить на водяную баню на 40 минут

Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Психология и воспитание ребенка первого года жизни

 

 

 

   

Родился малыш. Он имеет уши, но ничего не слышит, имеет глаза, но ничего не видит. Он беспомощен, слаб и без ухода, без присмотра обречен на гибель. Как это ни парадоксально, но человек рождается слабым. Если утенок вскоре после появления на свет уже может самостоятельно плавать, то человек может вставать на ноги только благодаря обучению и воспитанию.

 

В этой первоначальной беспомощности и слабости человека заложен огромный физиологический смысл. То, что многим нашим «собратьям» дается с рождения в форме инстинктов, человек достигает путем длительного обучения и тренировки, но именно это обстоятельство и позволяет ему достигнуть таких высот, какие недоступны даже самым высокоорганизованным животным, скованным жесткими рамками врожденных инстинктов.

 

Один западный психолог начал воспитывать одновременно со своим ребенком ровесницу-обезьянку. Вначале обезьянка обгоняла по всем показателям маленького человека, она быстро начала ориентироваться в пространстве, самостоятельно передвигаться, активно добывать себе пищу. Однако через год роли переменились – раз и на всегда.

 

Развитие ребенка ученые условно разделили на несколько периодов:

 

младенчество – до 1,5 – 2 лет;

предшкольный период – 2-4 года;

дошкольный – 5-7 лет;

младший школьный 7-11 лет;

подростковый 12-16 лет.

 

Каждый период характерен своими особенностями, своими трудностями и опасностями. Однако есть возрастные периоды, наиболее ответственные для здоровья ребенка, для формирования личности будущего человека. В эти периоды происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, включаются в действие новые железы внутренней секреции, перестают действовать «старые», ненужные, происходит бурный рост тела, увеличиваются внутренние органы, изменяется нервно-психическая настройка. Эти периоды ученые назвали физиологическими кризами. Таких кризов три: в 2-4 года, затем в 7-8 лет и, наконец, на 12-14 году жизни.

 

Чем характерен период младенчества? На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать форму и размер предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т.е. начинает формироваться вторая сигнальная система. Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, и не с чем сравнивать. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комка живой плоти в мыслящее существо – человека, т.е. проделывает путь, на который природы потратила тысячелетия.

 

Воспитание ребенка нужно начинать с первых дней жизни. Однако далеко не все выполняют эту главную заповедь. «Ведь ребенок еще ничего не понимает, - рассуждают иные родители, - как же его воспитывать? Вот подрастет…» И, когда такие родители приступают, как они считают, к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно. Основы воспитания, закладываются в течение первых пяти лет, причем очень важен период младенчества. Ошибки воспитания, допущенные в этот период, отрицательно сказываются на здоровье маленького человека, приводят к невротическим реакциям.

 

В чем же физиологические основы воспитания? Воспитание, согласно учению И.П. Павлова, - это образование и закрепление у ребенка определенных условнорефлекторных связей, а проще: формирование привычек, навыков, реакций на различные проявления внешней среды, формирование поведения маленького человека. Цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка положительные условнорефлекторные связи: чувство ответственности, дисциплинированность, аккуратность, доброту и т.д., и предупредить, затормозить отрицательные: капризность, эгоизм, жесткость, неряшливость.

 

У новорожденного ребенка отмечаются только безусловные рефлексы- сосательный, глотательный, мигательный, хватательный, защитный (инстинктивная реакция на боль) и некоторые другие. Высшие отделы центральной нервной системы у таких детей незрелы и несовершенны, нервные клетки быстро истощаются, поэтому так коротки в это время периоды бодрствования. Первые два месяца жизни эти периоды почти идентичны времени, необходимому для кормления. Новорожденный ребенок либо спит, либо сосет грудь.

 

Первый рефлекс, который нужно развить у новорожденного ребенка, рефлекс «на время». Для выработки этого рефлекса необходимо четко отрегулировать ритм смены сна и бодрствования, кормить ребенка в одни и те же часы, строго придерживаться предписанного врачом режима дня. Рефлекс «На время» обеспечивает своевременную подготовку пищеварительного аппарата к приему и усвоению пищи. Кроме того, рефлекс обеспечивает крепкий глубокий сон, что благоприятно влияет на развитие и совершенствование центральной нервной системы. При отсутствии рефлекса железы желудочно-кишечного тракта не успевают подготовиться к перевариванию пищи, усвоение молока неполное, наблюдаются диспептические расстройства – поносы. Это тормозит развитие высших отделов мозга, ребенок растет нервным, вялым, плаксивым.

 

Кормление ребенка – наиболее ответственное и сложное дело в младенческом возрасте. Питание должно быть достаточно калорийным и полноценным, чтобы обеспечить бурный рост детского организма. Недопустимо перекармливание, так как оно вызывает перенапряжение пищеварительного аппарата, его дисфункцию. Первые признаки перекармливания – срыгивание, а затем рвота.

 

Нужно принять все меры к тому, чтобы ребенок хорошо брал грудь и энергично сосал. Во всех случаях плохого сосания (таких детей так и зовут «ленивые сосуны») необходимо обращаться к врачу. Нельзя приучать к кормлению сцеженным молоком через соску (особенно с широким отверстием). Ребенок быстро привыкает к соске, так как она требует меньших усилий, и начинает отказываться от груди – налицо отрицательный условный рефлекс. Через соску ребенок высасывает молоко быстрее положенного времени и пища зачастую не успевает обрабатываться в желудочно-кишечном тракте, а следовательно, и усваиваться.

 

Вовремя кормления мать не должна отвлекаться посторонними разговорами, так как ребенок реагирует на ее голос, нарушается энергичность сосания, что нередко приводит к недокармливанию.

 

Особенная осторожность и постоянный врачебный контроль должен быть при искусственном вскармливании ребенка.

 

Во всех случаях нарушение кормления приводит к порочному кругу: питание становится недостаточным, что в первую очередь сказывается на нервной системе, ребенок делается вялым, плаксивым, беспокойным, расстраивается его сон, развитие приостанавливается, а это опять-таки отрицательно влияет на железы желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, еще более уменьшается усвоение пищи, усиливаются диспептические расстройства, у ребенка развивается невроз.

 

Следующим важным моментом при воспитании грудных детей является предупреждение отрицательного компонента физиологической реакции «на новое». Всякое новое впечатление вызывает у ребенка удивление, а затем страх. Такая реакция является проявлением защитного инстинкта. Ребенку неизвестно: что сулит ему это «новое» - не опасность ли? Маленький ребенок, только что весело игравший с погремушкой, вдруг отворачивается от нее, на лице его страх, он начинает плакать. Почему? Потому что эту игрушку подает ему незнакомый человек. Отец, приехавший из двухнедельной командировки, с сожалением отмечает, что ребенок его забыл, холоден к нему. Больше того, ребенок пугается, когда отец берет его на руки, начинает тормошить. Пройдет несколько дней, пока малыш вновь привыкнет к отцу. Все это проявление реакции «на новое». Также остро малыши реагируют на незнакомую обстановку. Надо это учитывать и постепенно, не торопясь, расширять круг знакомства маленького человека – у ребенка может развиться невроз: он становится вялым, скучным, у него нарушается сон, аппетит.

 

Очень важно учитывать реакцию «на новое» при введении в рацион питания прикорма. Часто дети отрицательно реагируют на прикорм, отворачиваются, плотно сжимают губы, бьют рукой по ложке. Здесь нужно быть особенно ласковым и выдержанным, не сердиться, не торопить ребенка. В крайнем случае, можно чередовать прикорм с грудным молоком: ложка молока, ложка манной каши и т.д. При отсутствии необходимой осторожности, при насильственном кормлении у некоторых детей развивается анорексия, характеризующаяся отсутствием аппетита и неукротимой рвотой после приема пищи.

 

Нередко последствия невротической реакции остаются у человека на всю жизнь. Немало взрослых людей брезгливо отворачиваются от кипяченого молока или от манной каши с комочками. Брезгливость эта – результат неправильного кормления в раннем детстве.

 

Немаловажное значение имеет воспитание у грудных детей навыков опрятности. Нельзя начинать выработку этих навыков слишком рано. Лишь на втором году жизни у ребенка заканчивается формирование сфинктеров мочевого пузыря и прямойкишки, дети обретают способность контролировать функции мочевого пузыря и кишечника. Высаживать детей на горшок в возрасте до года, как правило, бессмысленно – они еще физиологически не подготовлены. Воспитание навыков опрятности должно быть постепенным, без излишней неврозности и торопливости. Зачем, например, высаживать ребенка на горшок, если он уже помочился в штанишки? Бесполезны, если не сказать вредны, и ночные высаживания – они только нарушают сон, расстраивают нервную систему. Нельзя подолгу держать ребенка на горшке, отрицательно воздействуют частые высаживания. Ни в коем случае нельзя бранить малыша, наказывать его за то, что он обмочился, испачкал штанишки. Только ласковое, бережное отношение, многократные объяснения и обучение – ненавязчивое, постепенное позволяют развить у ребенка этот рефлекс. Несоблюдение необходимой осторожности и последовательности при формировании произвольных актов мочеиспускания и дефикации влечет за собой тяжелый невроз – недержание мочи, а иногда и недержание кала. Проявляется этот невроз в большинстве случаев в ночное время.

 

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей речи, особенно при задержке речевого развития. Малышу исполнился год, а он еще не произнес ни слова – опасно ли это?

 

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на формирование речи: развитие активного и пассивного словаря. Активный словарь – это слова, которые ребенок и понимает, и произносит. К пассивному относятся слова, которые ребенок только понимает. Уже в 3-4 месяца детишки начинают реагировать на голос матери. Еще не понимая значения слов, они отлично различают интонацию голоса, отрицательно воспринимают раздражительный сердитый тон. Очень полезны в этот период разговоры родителей, «беседы» с малышами, игры, в ходе которых взрослые многократно повторяют имена окружающих и имя самого малыша, называют свои и его действия, многократно задают вопросы, такие, например, как «где мама?», «где баба?», просят: «открой ротик», «сделай ладушки», «дай ручку» и т.п. Эти беседы и игры, эти вопросы и просьбы благоприятно сказываются на формирование у ребенка речи. В 5-6 месяцев дети начинают гулить, а в семимесячном возрасте уже произносят отдельные слоги, из которых потом складываются первые слова. К году активный словарь ребенка составляет обычно 10-12 слов, пассивный же 50 и более.

 

Однако не стоит впадать в панику в тех случаях, когда годовалый малыш еще не научился говорить. Если он «понимает» речь взрослых, выполняет их просьбы, короче, если у него достаточно хорошо развит пассивный словарь, никаких причин для волнений нет.

 

Нужно учитывать еще одно немаловажное обстоятельство: в возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь у детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, происходит накапливание и расширение пассивного словаря. Поэтому не нужно понапрасну бить тревогу, торопить время, заставлять малыша произносить новые слова – это может привести к перенапряжению высшей нервной деятельности, к нервной ошибке, к развитию невротической реакции.

 

Самой природой заложена в ребенке потребность движения.

 

Ни в коем случае нельзя тормозить, нельзя стеснять эту тягу, эту потребность. Ребенок испытывает, как выражаются физиологи, «сенсорный голод», т.е. все его органы чувств настроены так, чтобы непрерывно получать сигналы из внешнего мира. Потому так «популярны» в этом возрасте разноцветные погремушки, потому так радуется ребенок, когда родители подбрасывают и ловят его на лету. Поэтому для ребенка лучшее средство для успокоения – равномерное покачивание на руках, в колыбели, в коляске.

 

Движения совершенствуют мышечную систему и дыхательный аппарат, улучшают кровообращение и обмен веществ, но самое главное, способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Как это ни странно на первый взгляд, но именно движения формируют волю, память, эмоции, именно движения являются основным инструментом в познании ребенком внешнего мира.

 

Ребенок тянется за игрушкой и промахивается. Не надо сейчас же помогать ему, совать игрушку в руки – он сам до нее дотянется не со второго, так с третьего раза. Какая радость для ребенка, когда он схватит, наконец, игрушку. Сам! Не надо лишать его этой радости. Ведь это первые признаки самостоятельности, так необходимые для будущей жизни. После двух-трех-четырех неудач ребенок обучается брать игрушку как надо – без промаха. В свои права вступает память. Развитие целесообразности и координированности движений – очень важный фактор при воспитании ребенка первого года жизни. Нельзя сердиться, тем более наказывать малыша, когда он швыряет игрушку на пол, стучит игрушкой, тащит ее в рот. Благодаря этим действиям ребенок познает форму, величину и другие свойства предметов, швыряя игрушку, он обучается ориентироваться в пространстве. Сдерживание ребенка, наказание его за чрезмерную подвижность очень часто приводит к нервному срыву, тормозит развитие маленького человека.

 

Большое значение имеет формирование у ребенка эмоциональной сферы. Уже новорожденные обладают общими ощущениями удовольствия и неудовольствия. Удовольствие младенец выражает энергичными движениями ручек и ножек, к концу первого месяца на лице ребенка появляется улыбка, трехмесячный малыш громко выразительно смеется. Неудовольствие проявляется прежде всего в крике и плаче, но уже в 3-4 месяца неудовольствие выражается и мимически: ребенок недовольно морщится, жмурится, отворачивает голову.

 

В этот период нельзя пропустить весьма важный момент. Первоначально плач ребенка является сигналом опасности: его вызывает либо голод, либо боль, либо испуг. Но постепенно (особенно при неправильном воспитании) плач превращается в инструмент для достижения какой-либо определенной цели. Ребенок тянется за игрушкой, промахивается, не может ее достать, снова тянется. В это время к кроватке подходит взрослый, и ребенок начинает плакать, плакать до тех пор, пока взрослый не подаст ему игрушку. Или ребенок плачет, пока его не возьмут на руки. Или плачет, отказываясь от груди матери, требуя соску, потому что через нее легче сосать. Все это сформировавшиеся и закрепившиеся отрицательные условные рефлексы. Ни в коем случае нельзя допускать их закрепления.

 

Ребенок плачет, просится на руки – надо отвлечь его чем-нибудь другим, например, новой яркой игрушкой. Ребенок плачет, не может дотянуться до погремушки – лучше не подавать ему ее в руки, а незаметно помочь дотянуться и схватить самому. Нельзя допускать, чтобы дети научились плачем достигать своей цели. Уже в период младенчества необходимо постепенно, исподволь формировать у них тормозные реакции. Надо помнить, что в 9-10 месячном возрасте ребенок начинает понимать слово «нельзя». Не злоупотребляя, конечно, нужно прочно ввести это слово в практику воспитания.

 

Уступив ребенку один раз, вы уступите и второй раз, и третий, а потом уже поздно будет что-либо менять: вступит в действие условнорефлекторная связь. Нервозность, капризность, плаксивость и вялость – все это проявления нервности раннего возраста. В большинстве случаев главная причина ее – ошибки воспитания.

 

Не редко предрасположенность к невротическим реакциям, к нервным заболеваниям является врожденной, хотя и в этих случаях главная вина падает на родителей.

 

Часто еще задолго до рождения ребенка решается его судьба. Алкоголизм разрушающе действует не только на организм пьющего человека, но и на его потомство. В медицинской литературе описан случай, когда в одной семье до пьянства отца родилось 11 полноценных детей, а после того, как отец запил, стал хроническим алкоголиком, родилось еще четверо детей и все они страдали впоследствии нервно-психическими заболеваниями. По подсчетам некоторых ученых, каждый третий ребенок, отце или мать которого алкоголики, рождается психически неполноценным.

 

Вредно и опасно употребление алкоголя (кстати, и никотина) матерью в период беременности и кормления грудью. Даже малые дозы спиртного губительно действуют на развивающийся детский организм.

 

Больные дети рождаются в результате бесконтрольного приема будущей матерью различных лекарств – таких, например, как аспирин, пирамидон, антибиотики. Не проходят бесследно и различные заболевания, неполноценное питание, тяжелые нервно-психические переживания в период беременности.

 

Неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка тяжелые затяжные роды, родовые травмы, асфиксии при рождении.

 

Все эти внешние вредности приводят к тому, что ребенок рождается с ослабленной нервной системой, а у таких детей чаще возникают нервно-психические заболевания.

 

По исследованиям ученых, с первых же дней жизни выявляются типологические особенности ребенка. У новорожденных с сильными и подвижными нервными процессами отмечаются кратковременные и незначительные адаптационные (т.е. приспособительные) сдвиги: незначительная потеря веса, невыраженная желтушность, пониженная возбудимость, некоторое ослабление рефлексов, тогда как у новорожденных со слабыми и инертными процессами сдвиг этот более выражен и более продолжителен: большая потеря веса, большая желтушность, повышенная возбудимость, усиление рефлексов.

 

Наиболее ярко типологические особенности центральной нервной системы выявляются при кормлении. У детей с сильным типом перед кормлением наблюдается быстрое пробуждение, часто с плачем и выраженным двигательным беспокойством. Грудь такие дети берут сразу, сосательные движения редкие, но с достаточно высокой амплитудой. На посторонние раздражители реакция отсутствует или слабо выражена. Дети со слабым типом высшей нервной деятельности вяло берут грудь, сосательные движения более частые, но меньшей амплитуды, положенная порция молока высасывается медленно, часто бывают паузы, во время которых дети иногда даже засыпают. У таких детей ярко выражена реакция на внешние раздражители, они быстро отвлекаются, перестают сосать.

 

И в дальнейшем дети с инертными нервными процессами более вялы, плаксивы, пугливы, они с трудом вступают в контакт, особенно с незнакомыми, людьми, труднее приспосабливаются к новой обстановке. Эти особенности необходимо учитывать при воспитании.

 

Неврозы у детей могут развиваться при несоответствии типологических особенностей центральной нервной системы и тактик воспитания. Ребенка с подвижными нервными процессами все время ограничивают в движении, тормозят его активность, злоупотребляют запретами – в результате происходит нервная ошибка, возникает невроз. И, наоборот, при воспитании детей с инертными нервными процессами некоторые родители не соблюдают должной осторожности и осмотрительности, не учитывают повышенную реакцию таких детей «на новое», проявляют излишнюю торопливость при формировании речи, навыков опрятности, а это опять-таки приводит к невротическим расстройствам.

 

Одним из важных воспитательных мероприятий является закаливание грудных детей. Воздушные и гигиенические ванны, влажные обтирания, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастические упражнения – вот основные закаливающие процедуры. При проведении их необходимо руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Особенно тщательно и последовательно нужно выполнять эти правила при закаливании детей со слабым типом высшей деятельности.

 

Радость материнства, радость отцовства – ни с чем не сравнимая человеческая радость. Тяжело, когда эта радость омрачена болезнью малыша и вдвойне тяжело, когда сами родители виноваты в возникновении и развитии заболевания. Невротические расстройства, как правило, возникают по вине родителей в результате неправильного воспитания. Об этом нужно помнить, это нужно учитывать с первых же дней жизни маленького человека.

 

 

Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!

 

 

 

www.bestlogoped.com


Смотрите также