Массаж и гимнастика для новорожденного – одни из самых действенных процедур, которые помогут вашему малышу не только окрепнуть, но и быстрее освоить навыки ползания, а затем и хождения. Научиться выполнять комплексы упражнений для новорожденных в состоянии каждый любящий родитель. Кроме пользы здоровью, такие занятия помогут наладить тесный контакт между матерью и ребенком.
Массаж подошвенных поверхностей — дело, безусловно, полезное, но не будете же вы ждать, пока малыш встанет на ноги и самостоятельно станет массировать стопы. Тем более что общий массаж является не менее мощным, а главное, приятным средством для укрепления здоровья.
Польза массажа для новорожденных заключается в том, что такие процедуры ускоряют созревание Т-лимфоцитов и повышают их фагоцитарную активность, улучшают продвижение крови по артериям, стимулируя кровоснабжение органов, способствуют удалению из тканей отработанных веществ по венам и лимфатическим сосудам. Массаж стимулирует развитие лимфатической системы, отвечающей за формирование иммунитета. Во время гимнастики и массажа для новорожденных мышцы получают дополнительный приток крови, кислорода и питательных веществ, а следовательно, лучше развиваются и находятся в хорошем тонусе. Значит, малыш быстрее овладеет двигательными навыками и вскоре обрадует вас умением самостоятельно садиться или вставать. Массаж стимулирует выработку эндорфинов — гормонов удовольствия, а радостное настроение способствует росту и развитию. Прикосновения ласковых маминых рук сообщают младенцу о том, что он любим и защищен от всех невзгод, поэтому он растет более спокойным и жизнерадостным.
Перед тем как делать массаж новорожденному, отведите для этой процедуры удобное для вас и ребенка время в распорядке дня и старайтесь придерживаться его, тогда через какой-то срок малыш уже будет чувствовать приближение заветного часа и радостно его приветствовать.
Лучшее время для сеанса — через 1,5-2 часа после кормления. Проводить массаж, когда ребенок голоден или хочет спать, не стоит. Так вы измучаете его и себя, а массаж должен приносить удовольствие и пользу.
Массаж для новорожденных в домашних условиях – это еще один вид тесного контакта между матерью и ребенком, во время которого малыш получает дополнительную порцию нежности и ласки. Постарайтесь в это время не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, а полностью сосредоточиться на проводимом мероприятии и ощущениях ребенка.
Общение во время массажа позволяет установить особую близость с малышом, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Разговаривайте с ним ласково и нежно, называйте части тела, которые в данный момент массируете: «А где же наши ручки? Сейчас мы их помассируем, чтобы они стали сильными-пресильными. А теперь ножки разотрем, чтобы они были крепкими и быстро бегали. И по спинке постучим, и про животик не забудем». Совмещайте физические упражнения с познавательными занятиями, во время которых малыш знакомится с собственным телом и учится координировать положение в пространстве.
Общий массаж можно начинать уже с первых дней жизни с ласкового и нежного поглаживания тельца ребенка.
Любое дело требует определенных навыков и умения, а также необходимых условий. Массажу невозможно научиться по книжке, но легко и просто овладеть им под руководством опытного массажиста.
Перед тем как правильно делать массаж новорожденному, прежде всего, подготовьте свои руки для выполнения процедуры: придется пожертвовать маникюром и коротко подстричь ногти. Снимите кольца и браслеты, вымойте руки теплой водой. Малышу не понравятся прикосновения холодных рук. Употребление массажных кремов и присыпок нежелательно, чтобы не нарушить кожное дыхание ребенка.
До того как делать массаж новорожденным детям, перед сеансом необходимо проветрить комнату, чтобы малыш дышал свежим, обогащенным кислородом воздухом, ведь для него массаж — это физическая нагрузка. Оптимальная температура воздуха в комнате во время процедуры — 18 °С.
При подготовке к массажу обязательно позаботьтесь и об удобном положении для себя. Если ребенок будет находиться на низкой поверхности (на диване, например), у вас скоро устанет спина, и вам захочется побыстрее закончить процедуру.
Перед тем как правильно делать массаж новорожденным, положите на стол сложенное в 2-4 раза байковое одеяло, накройте пеленкой — вот вам и массажный стол.
Далее вы можете посмотреть видео гимнастики и массажа для новорожденного ребенка, а также ознакомиться с самыми популярными комплексами упражнений.
Освободите кроху от всех одежек и перенесите его на массажный стол. В процессе того как делать массаж новорожденному ребенку, строго соблюдайте последовательность: сначала ножки, затем ручки, грудь и животик. Потом переворачиваем малыша на животик и массируем попку и спинку.
Главное правило: массирующие движения должны повторять направление тока крови и лимфы.
На конечностях — от периферии к центру, то есть от кистей и стоп к подмышечным и паховым областям.
На спинке — от поясницы к шее и подмышечным областям по обе стороны от позвоночника.
На животе — по часовой стрелке.
На груди — от грудины к подмышечным впадинам.
Поясницу массируем от позвоночника к паховым областям.
Как видно на фото, при массаже для новорожденных в домашних условиях основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание и вибрация:
Поглаживание — движения, расслабляющие мышцы, подготавливающие их к массажу. Этим приемом начинают и заканчивают как сам массаж, так и переход от одного приема к другому. При поглаживании пальцы или вся ладонь скользят по коже, не сдвигая ее и не собирая в складки. Даже если на первых порах вы ограничитесь только поглаживанием, польза будет несомненная: увеличится приток кислорода через кожу, и повысится содержание провитамина А.
Растирание оказывает более сильное воздействие на кожу, улучшая кровоток в поверхностных сосудах и обменные процессы в подлежащих тканях, смещая их в разных направлениях.
При разминании кожу и мышцы несколько сдавливают и как бы раскатывают по поверхности стола.
При вибрации ладонь кладется на спинку или животик и перемещает кожу малыша в разных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево).
Посмотрите видео «Массаж для новорожденных в домашних условиях» и внимательно присмотритесь к действиям массажиста:
Хорошо, если у вас есть возможность выполнить основные приемы массажа под руководством специалиста. В дальнейшем применяйте их самостоятельно, а через некоторое время вы в совершенстве овладеете техникой массажа и приобретете верного помощника в укреплении иммунитета.
Первые сеансы массажа не должны длиться более трех минут, ведь нервная система малыша быстро истощается, и он устает от новых впечатлений и ощущений. Постепенно увеличивая продолжительность занятий, через 1,5-2 месяца доведите ее до 10-12 минут.
Как только малышу исполнится 2 месяца, подключите к массажу гимнастические упражнения. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни – это специальная система физических упражнений, которая развивает и укрепляет суставно-мышечный аппарат ребенка, способствует развитию двигательных функций и координации движений. Такие занятия дают мощный стимул к физическому и психическому развитию, дарят незнакомое ранее чувство «мышечной радости», ускоряют знакомство ребенка с окружающим миром и делает его более интересным и приятным. Гимнастику новорожденных с первых дней жизни можно проводить под музыку. Малышу это понравится и будет способствовать развитию у него чувства ритма.
При выполнении гимнастики для новорожденных можно использовать вспомогательные предметы: мяч, гимнастическую палочку, любимую игрушку.
Это внесет разнообразие в занятия и вызовет дополнительные положительные эмоции.
Существует масса комплексов оздоровительной и лечебной гимнастики, которые вы сможете освоить с помощью инструктора по лечебной физической культуре (ЛФК).
Представленные ниже самые простые комплексы массажа и упражнений для новорожденных по месяцам вы можете освоить без посторонней помощи.
Прочтя описание, обязательно посмотрите видео гимнастики для новорожденного, чтобы лучше понять, как выполняются упражнения.
1. Комплекс массажа и упражнений для новорожденных в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
2. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных детей в возрасте 3-4 месяцев
3. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных от 4 до 6 месяцев
4. Комплекс гимнастических упражнений и массажа для детей от 6 до 10 месяцев
5. Упражнения и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев
Регулярные физические упражнения стимулируют рост и развитие ребенка, укрепляют иммунитет, вырабатывают положительные эмоции и радостное отношение к жизни.
На представленном ниже видео упражнений для новорожденного показаны самые популярные комплексы:
ladycharm.net
— Массаж ручек
— Поочередное сгибание ручек перед грудью – «бокс»
— Массаж ножек
— Переступание ножками в положении лежа на спине
— Сгибание и разгибание ножек поочередно и вместе в положении лежа на спине
— Скрещивание ручек перед грудью – «кучерские движения»
— Массаж живота по часовой стрелке
— Приподнимание ножек в положении на спине
— Поворот со спины на живот с помощью взрослого
— Массаж спинки и ягодичек
— Стимулирование рефлекторного плавания
— Прогибание спинки – «парение» на краю стола на руках (1-2 минуты)
— Массаж ручек, туловища
— Массаж ручек
— Разведение ручек в стороны (4-6 раз)
— Массаж ножек
— Попеременное сгибание ножек в положении лежа на спине (6-8 раз)
— Поочередное сгибание ручек перед грудью – «бокс»
— Разведение и приведение согнутых в бедрах и коленях ножек (4-6 раз)
— Массаж живота
— Поворот со спины на живот за игрушкой
— Массаж спинки и ягодичек
— Прогибание спинки при поднимании за ручки в положении лежа на животе(2-4 раза)
— Подползание на животе за игрушкой
— Поворот с живота на спину с помощью взрослого (2-3 раза)
— Круговые движения ручек (6-8 раз)
— Сгибание и разгибание ножек вместе и попеременно в положении наживоте
— Массаж ручек
— Поочередное сгибание ручек перед грудью – «бокс»
— Массаж ножек
— Круговые движения согнутых ножек в положении лежа на животе (3-5 раз)
— Массаж стоп
— Попеременное сгибание ножек «велосипед» (6-8 раз)
— Массаж спинки, ягодичек
— Массаж живота
— Поднимание ножек до палки до угла 90о 94-6 раз)
— Поворот с живота на спину и обратно (4-6 раз)
— Ползание за игрушкой
— Переход из положения лежа в положение сидя при поддержке за ручки (3-4 раза)
— «Парение» на спинке на руках взрослого (6-8 раз)
— Круговые движения ручек (6-8 раз)
— Массаж ручек
— Поочередное сгибание ручек перед грудью – «бокс» (6-8 раз)
— Массаж ножек и стоп
— «Скользящие» шаги (6-8 раз)
— Активное потягивание ручек вверх за игрушкой (4-6 раз)
— Сгибание и разгибание ножек вместе и попеременно (6-8 раз)
— Круговые движения согнутых ножек в положении лежа на спине (2-3 раза)
— Массаж живота по часовой стрелке
— Поворот с живота на спину и обратно (3-4 раза)
— Массаж спинки, ягодичек
— Ползание на четвереньках за игрушкой
— Скрещивание ручек перед грудью, «кучерские» движения (6-8 раз)
— Круговые движения ручек в положении лежа
— Массаж ручек
— Поочередное сгибание ручек перед грудью — «бокс» (6-8 раз)
— Массаж ножек и стоп
— Активное потягивание ручек вверх за игрушкой (4-6 раз)
— Сгибание и разгибание ножек вместе и попеременно (8-10 раз)
— Массаж живота по часовой стрелке
— Поворот с живота на спину и обратно (4-6 раз)
— Массаж спинки, ягодичек
— Поворот туловища в стороны за игрушкой в положении сидя (6-8 раз)
— Круговые движения ручек в положении сидя (6-8 раз)
— Ползание за игрушкой
— «Парение» на животе на руках взрослого (2-5 минут)
— Массаж ручек
— Сгибание и разгибание ручек перед грудью – «бокс» (8-10 раз)
— Сгибание и разгибание ножек вместе (8-10 раз)
— Перекрестные движения ручек перед грудью в положении сидя (8-10 раз)
— Наклоны согнутых в коленях ножек в стороны вместе с поворотом таза в положении лежа (4-6 раз)
— Массаж живота
— Переход из положения лежа в положение сидя, а затем стоя, держась за палочку с помощью взрослого (2-3 раза)
— Массаж спинки, ягодичек
— «Парения» на животе на руках взрослого(2-5минут)
— массаж ножек и стоп
-Ползание на четвереньках за игрушкой
— Наклоны туловища вперёд при фиксированных коленях (3-4 раза)
— Повороты туловища в стороны за мячом в положении сидя (4-6 раз)
— Ходьба на ручках с поддержкой за ноги – «тачка»
— Поочерёдное сгибание и разгибание ножек в положении на животе – «велосипед» (8 – 10 раз)
www.baby.ru
Когда начинать проводить массаж и гимнастику детям до года?
У ребенка первого года жизни есть важная и трудная задача: ему необходимо приспособиться к миру, в который он попал. Обычно в первые 4 недели врачи не рекомендуют давать организму ребенка дополнительные нагрузки.
Массаж и гимнастику детям до года лучше начинать с возраста полутора месяцев, во время бодрствования ребенка. Для проведения сеанса массажа нужно пригласить врача или медсестру ЛФК . Вы увидите, как правильно выполнять массаж, в дальнейшем сможете делать его ребенку сами. Если нет возможности пригласить врача на дом- посетите комнату здорового ребенка в детской поликлинике. Попросите, чтобы вам показали, как самостоятельно проводить ребенку гимнастику для новорожденных.
Как массаж и гимнастика помогают детям до года?
Массажист воздействует на рецепторы кожи, мышц, суставов, а в коре головного мозга возникают импульсы , которые распространяются на соседние участки, ответственные за различные функции организма. Непосредственно в коже массаж вызывает обновление эпителия, улучшает кровоснабжение массируемого участка, активизирует лимфоток и стимулирует обмен веществ. А массаж живота, например, нормализует функции желудочно-кишечного тракта.
Специальная гимнастика для новорожденных способствует развитию суставно- мышечного аппарата ребенка.
Массаж и гимнастика вносят новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию. Во время гимнастики и массажа совершенствуются механизмы терморегуляции: ребенок принимает воздушную ванну и закаляется.
Можно ли обойтись без гимнастики и массажа детям до года?
Если врач назначил ребенку гимнастику для новорожденных и массаж, а вы решили их не делать- это серьезная ошибка. Не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушение осанки и походки. Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научится сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество интересных вещей вокруг. Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, усугубляют этот интеллектуальный голод, задерживают освоение ребенком окружающего мира. Массаж и гимнастика очень полезны детям, старайтесь не отказываться от них.
Советы к проведению массажа и гимнастики детям до года
При проведении сеансов массажа ребенку первого года жизни нужно помнить:
* Если ребенок плохо себя чувствует- не нужно пытаться «развлечь » его с помощью массажа. Подождите, пока малыш выздоровеет.
* Обычно дети с удовольствием принимают массаж и гимнастику. Если же ребенок сначала проявит неудовольствие- ничего страшного. Отвлеките его яркой игрушкой, успокойте ласковым словом. Если малышу не нравится какое- то конкретное упражнение, выполняйте его в конце комплекса занятий или сократите число повторений.
* Не проявляйте чрезмерное усилие при проведении массажа. Неприятные ощущения ребенок запомнит надолго. Если на коже малыша возникает покраснение в результате воздействия ваших рук при массаже- оно должно быть умеренным и равномерным.
* Лучшее время для занятий- утром, за час до кормления или часа через два после него.
* Руки, выполняющие массаж, должны быть теплыми!
* Во время массажа ребенок должен быть голеньким, а во время гимнастики- в распашонке и трусиках или памперсе.
Гимнастика для детей до года: комплекс упражнений
Упражнения от 1.5 до 3 месяцев: -Массаж рук и ног поглаживанием -Выкладывание на живот- рефлекторное упражнение -Массаж спинки- поглаживание -Ползание- рефлекторное упражнение -Массаж живота- поглаживание -Массаж стоп- растирание -Упражнение для стоп- сгибание и разгибание
Для занятий вам также может очень пригодиться большой надувной мяч. Упражнения на нем очень нравятся детям. На мячик лучше постелить пеленку.
Упражнения на мяче:
Упражнение 1:И.П.: ребенок лежит животом на мяче, ноги согнуты «как лапки лягушки»и прижаты к мячу. Помощник придерживает ноги ребенка, чтобы они оставались в таком положении, в вы берете ладошки ребенка в свои и тянете на себя, после этого возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз.
Упражнение 2: И.П. как в № 1. Помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы пальчики были прямыми и прижимает их к мячу. Вы держите ребенка за голени, тянете к себе, после возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз
Упражнение 3: И.п. как в №1. Помощник прижимает к мячу ладошки ребенка. Вы берете в руки стопы ребенка, поворачиваете его на мяче вниз, ставя стопы на горизонтальную поверхность (на пол, на коврик). Тело малыша при этом остается на мяче. Вам нужно следить за тем. Чтобы опора была на всю стопу, также нельзя ставить ребенка на внутренние или наружние края стопы. Стопы касаются горизонтальной поверхности очень короткое время. Коснулись- и сразу переводите мяч в исходное положение. Повторяем 10 раз
Упражнение 4: И.П.: как в № 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч вперед так, чтобы ребенок коснулся стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы ребенок не ударился лбом! Повторяем 10 раз
Упражнение 5: ИП: ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете вправо- влево и вперед- назад. Повторяем по 10 раз в каждом направлении.
Упражнения от 3-х до 4-х месяцев:
— Массаж рук- поглаживание — Скрещивание рук на груди -Массаж ног- поглаживание, растирание, разминание -Массаж спины- поглаживание и разминание -Массаж живота- поглаживание и растирание — Массаж стоп- растирание и похлопывание -Упражнения для стоп рефлекторные — «Бокс» — сгибание и разгибание рук — Вибрационный массаж грудной клетки — Поворот со спины на живот через левый и правый бок.
Упражнения от 4 до 6 месяцев: — Скрещивание рук на груди — Массаж ног -«Едем на велосипеде» имитация кручения педалей — Поворот со спины на живот вправо- влево -Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание — Массаж живота -Массаж стоп -«Бокс»
И в заключение занятия- немножко потанцуем! Вам нужно взять ребенка под мышки и дать ему хорошо упереться стопами. Он сам начнет сгибать и разгибать колени.
Упражнения от 6 до 9 месяцев:
-Скрещивание рук на груди -Едем на велосипеде -Поворот со спины на живот вправо- влево -Массаж спины -Ползание — Массаж живота -Присаживание при поддержке за обе руки -Поднятие выпрямленных ног — Массаж грудной клетки — «Бокс». После 8 месяцев это упражнение ребенок может выполнять сидя
Упражнения от 9 до 12 месяцев:— «Едем на велосипеде» — Поворот со спины на живот -Массаж спины — Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно — Поднятие выпрямленных ног
www.baby.ru
Конечности ребенка, который только родился на свет, часто бывают скованы. В годовалом возрасте ребенок становится подвижен, однако до наступления этого момента двигательный аппарат малыша слабо развит, поэтому большинство действий ему недоступно.
Лечебная физкультура для детей раннего возраста направлена на развитие и совершенствование двигательных функций конечностей. Применяют процедуру в оздоровительных целях, как урок физического воспитания: таким образом, младенец привыкает к новым условиям вне материнского организма. Также ЛФК используется для детей, родившихся с патологиями ножек или ручек.
Большинство современных родителей знает, что такое массаж ЛФК для новорожденных. Маленький ребенок с каждым месяцем растет: прибавляется вес, удлиняется тело, появляются новые навыки. В период приспособления к окружающей среде главное – соблюдать следующие правила по уходу за крохой:
Лечебная физкультура полезна детям, которые полностью здоровы, во избежание позднего развития патологии. С момента рождения малыша новоиспеченные родители занимаются с ним процедурами ЛФК. Физиотерапия оказывает существенное влияние на развитие маленького ребенка:
При массаже маленькие детки редко плачут и капризничают, так как наедине с собой они часто играют с ножками и ручками. Если родители применяют процедуру, это ускоряет развитие двигательных функций: ребенок быстрее учится сидеть и ползать, и до года может научиться ходить.
Часто врачи рекомендуют новорожденным процедуры ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов. Данным термином обозначается дефектное развитие одного из органов родившегося человечка. Состояние поправимо, если делать малышу массаж 2 раза в сутки.
Часто массажистами по лечебной физкультуре становятся родители младенца, но иногда это бывает специальный врач.
Перед началом занятий мама с папой обращаются к врачу за рекомендациями. Специалист осмотрит ребенка. Если будут обнаружены следующие факторы, при которых противопоказаны массажные процедуры, врач запретит занятия:
При поставленной вакцине родителям стоит отказаться от занятий на 3 дня. По истечению времени можно возобновить физкультуру, если состояние крохи стабилизировалось.
Как правильно делать ЛФК новорожденного можно выяснить в этом видео:
Родителям можно проводить физические занятия с новорожденным только после обследования врача. Массаж показан деткам, у которых наблюдается дистония. При слабых мышцах спины у новорожденного ЛФК выполняется в дневное время, строго спустя час с момента последнего кормления.
Комнатное помещение перед занятиями проветривается, чтобы ребенку не было душно. Приемлемая температура – 23 градуса.
После вышеуказанной подготовки один из родителей смазывает руки детским кремом для массажа. Порядок действий при гипертонусе мышечных тканей:
Если у новорожденного наблюдается гипертонус мышечных тканей, применяется расслабляющего типа массаж:
На первом этапе время физкультурных занятий – 5 минут. С каждым разом время увеличивается, и, в конечном итоге, массаж будет занимать 20 минут.
При лечебных физических занятиях новорожденный в редких случаях плачет и капризничает, но это вызвано не посредством массажа. Расстроиться младенец может из-за новых ощущений, которые ранее ему не были известны. Массаж вырабатывает в организме ребенка инстинктивный ответ на воздействия окружающей среды. Малыш быстро научится самостоятельно двигать ручками и ножками во все стороны, если применять ЛФК.
В зависимости от возраста новорожденного применяются следующие методики физических нагрузок:
ЛФК – обязательная процедура, которая помогает развивать опорно-двигательную систему у новорожденных. Если массаж не делается, в позднем возрасте могут появляться дефекты при ходьбе и других движениях.
fiziotera.ru
Массаж и гимнастика для ребенка от 3-х до 6-ти месяцев очень важны. Мамы хотят заниматься с ребенком но не знают как. В этой статье подробная инструкция с фото и видео.
С 3-го месяца жизни вводится новый комплекс оздоровительного массажа и гимнастики, который мама должна сама выполнять дома с ребенком. Это комплекс для всех здоровых детей. Мама должна сама выбрать удобное для занятий время, чтобы у ребенка было в это время хорошее настроение. Этот комплекс можно проводить целиком ежедневно. Можно делить на части и выполнять в течение дня. Можно выполнять выборочно только понравившиеся упражнения. В любом случае регулярные занятия гимнастикой и массажем положительно влияют на развитие ребенка.
Массаж рекомендуется проводить чистыми сухими руками, без применения кремов и масел. Если раньше применялся только 1 прием массажа — поглаживание, с 3х месяцев добавляется растирание, с 4-х — разминание.
Гимнастические упражнения рекомендуется сопровождать ритмичным счетом.
У нас получились не все приемы и упражнения, потому, что Андрюша вышел из этого возраста.
Одной рукой удерживаем ножку ребенка в области голени. 2-3 раза поглаживаем каждую стопу поочередно ладонной и тыльной поверхностью пальцев.
Одной рукой удерживаем ножку ребенка за голеностоп, а указательный и средний палец другой руки кладем на тыльную поверхность стопы, создавая опору. Энергичными движениями большого пальца рисуем восьмерку на стопе ребенка, 5-6 раз на каждой стопе. Затем растираем стопу в направлении от пятки к пальцам (сначала наружный край, затем внутренний).
Подушечками полусогнутых пальцев в и от пятки к пальцам . 6-8 ударов по каждой стопе.
Заканчиваем массаж стоп поглаживанием: 2-3 раза.
Сгибание и разгибание стоп. Фиксируя одной рукой ногу ребенка за голеностоп, большим пальцем другой руки резко нажмите на стопу ребенка у основания пальцев. В ответ ребенок согнет стопу. Затем проводим с надавливанием по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ ребенок рефлекторно разгибает стопу. Оба упражнения повторить 3 — 4 раза.
Начните с поглаживаний в направлении от стопы к бедру по всей длине ноги: 2-3 движения на каждой ноге снизу вверх.
Указательным и большим пальцами обеих рук обхватываем кольцами одно над другим в нижней части голень ребенка. Делаем кольцевые растирания, энергично, до легкого покраснения кожи и в 3-4 оборота продвигаемся до колена, с акцентом на задне — наружную часть голени, повторяем прием 5-6 раз. Старайтесь не затрагивать подколенную ямку и ахиллово сухожилие. Массаж бедра удобнее делать подушечками пальцев. Круговыми движениями пальцев растираем наружную поверхность бедра, повторяем 5-6раз.
С 4-х месяцев добавляется разминание. У ребенка применяются 2 приема разминания: валяние и продольное разминание.
Валяние. Расположите голень малыша между двумя своими ладонями так, чтобы одна рука была на наружной поверхности голени, другая на задней. Одновременно двумя руками производите активные, смещающие мышцы движения, продвигаясь снизу вверх, при этом, как бы перекатывая ножку ребенка между ладонями. Повторить 2-3 раза.
Одной рукой фиксируем ножку ребенка в области стопы и голеностопа, второй рукой обхватываем наружную поверхность голени и производим круговые движения подушечками 4-х пальцев, смещая мышцы наружной поверхности голени в сторону большого пальца, одновременно продвигаясь снизу вверх. Разминаем таким же образом мышцы наружной поверхности бедра. Повторяем 2-3 раза.
Завершаем массаж ног поглаживанием: 2-3 движения.
Одновременное сгибание ног с разведением в тазобедренных суставах. Повторить 5-6 раз. Если ребенок оказывает сопротивление можно слегка встряхнуть ножки ребенка. Чтобы согнуть ножки, нужно слегка погладить пальцами под коленями, чтобы разогнуть — над коленями.
Исходное положение ребенка — лежа на спине. Обхватите ножки малыша так, чтобы большие пальцы располагались на передней поверхности голени, а все остальные — на задней. Осторожно выпрямите ножку ребенка, а затем согните ножку в колене, скользя подошвой стопы по поверхности стола. Повторите это движение другой ножкой. 5-6 движений каждой ногой. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы ног, тренирует опорную реакцию, является подготовкой к ходьбе. Скользящие шаги делаются медленно, осторожно, без рывков. Если упражнение не получается или дается с трудом ( возможно у ребенка повышен тонус мышц сгибателей) — отложите это упражнение до более старшего возраста. Сейчас можно просто потоптаться стопами по поверхности стола.
Ходьба — рефлекторное упражнение. Поставьте ребенка на полные стопы на твердую поверхность при поддержке подмышки. При опоре стопами ребенок переступает, топчется на месте. Следите, чтобы ребенок не вставал на цыпочки.
Начинаем с круговых поглаживаний. Круговыми движениями правой ладони по часовой стрелке поглаживем животик ребенка, беэ надавливания в области печени. Повторить 2-3 раза.
Встречное поглаживание. Располагаем руки на животе ребенка следующим образом: ладонь правой руки вверху слева, тыльная сторона пальцев левой руки — в нижней части живота справа. Одновременно поглаживаем правой рукой вверх, а левой вниз. Повторяем 2-3раза. Этот прием благоприятно действует на перистальтику кишечника и особо эффективен при нарушениях перистальтики.
Поглаживание по косым мышцам живота. Подведите пальцы рук под поясницу ребенка с двух сторон, после этого обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и к середине живота. Повторить 2-3 раза.
Растирание подушечками пальцев всей поверхности живота. Здесь возможны спиралевидные движения по часовой стрелке по всей поверхности живота и линейные встречные растирания по часовой стрелке, повторяем 2-3 раза. Проводится также спиралевидное и линейное растирание прямых мышц живота. При растирании нельзя надавливать на животик ребенка. Рекомендуется так же стимулирующее пощипывание около пупка для укрепления мышц.
В завершение — поглаживание — повторить все приемы поглаживания по2-3 раза.
Массаж живота рекомендуется делать не только во время ежедневных занятий. Это эффективная помощь болезненном отхождении газов и запорах.
Поглаживание выполняется обеими руками, ладонной или тыльной поверхностью пальцев. Растирание: круговыми движениями подушечек пальцев от средней линии груди к подмышкам. Одновременными движениями руки направляются от средней линии груди снизу вверх и в стороны плечам. Повторяем 2-3 раза. Поглаживание боковых поверхностей груди проводится в направлении от средней линии груди к подмышкам. (2-3раза)
Вибрационный массаж : легкие ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка в направлении от середины к боковым поверхностям груди, проводятся одновременно двумя руками на симметричных участках груди. Повторяются 3-4 раза.
Заканчиваем массаж груди поглаживанием — 2-3 раза.
Очень полезен для ребенка массаж кистей, направленный на раскрытие кисти. Одной рукой фиксируем руку ребенка в области предплечья. Большим пальцем другой руки круговыми движениями по часовой стрелке растираем ладонь (6-8 раз), остальными 4-мя пальцами придерживаем тыльную поверхность кисти малыша. Затем растираем каждый пальчик отдельно в направлении от ладошки к кончику пальца.
Поглаживание 5-6 раз на каждой руке от кисти к плечу.
Кольцевидное растирание 2-3 раза — снизу вверх и сверху — вниз. Придерживая кисть ребенка, вложив в нее большой палец, большим и указательным пальцем обхватываем ручку ребенка в области запястья, делаем кольцевидные растирания наружной поверхности руки. За 3-4 оборота поднимаемся до локтя, затем в 5-6 оборотов — до плеча. Движения выполняем энергично, чтобы кожа малыша слегка порозовела.
Заканчиваем массаж рук поглаживаниями, 2-3 движения.
Для гимнастики ручек ребенка исходное положение следующее. Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы Ваших рук в кисти ребенка, остальными пальцами слегка придерживать его кисти.
Плавно поднимаем обе ручки вверх, опускаем, затем поднимаем и опускаем их через разведение в стороны. Повторяем 6-8 раз.
Можно совершать круговые движения руками ребенка: плавно ведите ручки вперед, вверх, в стороны, вниз, повторите 6-8 раз, затем в обратную сторону 6-8 раз.
Скрещивание рук на груди. Разведите ручки ребенка в стороны, ( с легким встряхиванием), затем ведем их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно, повторяем 6-8 раз.
Исходное положение то же. Вытягиваем ручки ребенка вперед, а затем сгибаем одну его ручку, одновременно разгибая другую, имитируя движения боксера. Повторить 6-8 раз.
С 4-5 месяцев. Присаживание из положения лежа с прогибанием позвоночника. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, другими пальцами придерживайте его кисти. После этого осторожным потягиванием малыша за ручки со словами «давай сядем» стимулируйте кроху поднять головку и верхнюю часть туловища, доведите его до положения сидя.Перехватите обе руки ребенка левой рукой, удерживая его в сидячем положении, а правой рукой проведите двумя пальцами по обе стороны позвоночника сверху вниз. Ребенок разгибает спину. Повторите-2раза. Это упражнение отличная подготовка ребенка к самостоятельному сидению.
Парение на спине. Рекомендуется с 4-5 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Нужно обхватить туловище малыша так, чтобы Ваши руки располагались на заднебоковой поверхности, на уровне нижней части грудной клетки. Приподнимаем ребенка над столом в горизонтальном положении. В ответ на это голова ребенка приподнимается, наклоняется вперед, работают все мышцы передней поверхности тела. Если Ваш малыш запрокидывает головку назад, он еще не готов к парению на спине. Повторите попытку позже.
Исходное положение ребенка — лежа на спине. Вложите большой палец своей левой руки в левую ручку малыша, другими пальцами обхватите его кисть. Правой рукой возьмитесь за левую ножку и выводите ее вперед и вправо, вслед за этим, малыш самостоятельно поворачивает таз, а затем верхнюю часть туловища и голову. Левой рукой создавайте опору, чтобы ребенку, держась за Ваш палец, было легче перевернуться на живот. Повторите поворот 2 раза в каждую сторону. Когда ребенок начнет осваивать это движение, и начнет переворачиваться легче, перестаньте вкладывать палец в ручку ребенка, помогайте ему поворачиваться только за ножку. К 4,5 месяцам ребенок может переворачиваться на живот самостоятельно. Достаточно заинтересовать ребенка игрушкой.
Начинаем с поглаживания спинки обеими руками снизу вверх 2-3 раза. Затем производим растирание подушечками пальцев всей поверхности спины.
Растирание может быть круговое, одной рукой по часовой стрелке, другой — одновременно по другую сторону позвоночника — против часовой стрелки. Повторяем 2-3 раза по всей спине. При прямолинейном встречном растирании пальцы одной руки смещают кожу вверх, другой — вниз, продвигаясь по всей спине. Повторяем 2-3 раза.
С 4-х месяцев можно добавить еще 1 прием — пиление. Этот прием выполняется локтевым краем выпрямленных кистей. Кисти располагаются ладонями друг к другу на расстоянии 1-2 см. Делаются пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине. Повторить 2-3 раза.
С 4-х месяцев добавляется разминание. Здесь возможно сдвигание на мышцах, расположенных вдоль позвоночника. Одна рука фиксирует мышцы, а другая сдвигает мышцы относительно первой руки, руки постепенно перемещаются вдоль позвоночника снизу вверх. Возможно также круговое или спиралевидное разминание одновременно двумя руками по разные стороны от позвоночника направление движения снизу вверх.
Заканчиваем массаж спины поглаживанием снизу вверх 2-3 раза.
С 4-х месяцев отдельно проводится массаж ягодиц. Массируется только верхне-наружная поверхность ягодиц.
Начинается он с поглаживания тыльными поверхностями кистей от бедер к пояснице и ладонными — от поясницы к бедрам. 2-3раза
Здесь применяется круговое и прямолинейное встречное растирание в верхней части ягодиц. Каждый прием повторяют 2-3 раза.
Применяется круговое разминание и сдвигание в направлении от центра поясницы к бедрам. Каждый прием по 2-3 раза.
На ягодицах выполняется также пощипывание и рубление. Каждый прием по 3-4 раза. Заканчиваем поглаживанием 2-3 раза.
Прогибание позвоночника в положении на боку. Положите ребенка на бок. Проведите вдоль позвоночника малыша подушечками пальцев. В ответ ребенок прогибает спину. Повторяем это упражнение 2-3 раза на каждом боку.
Ползание (можно начать с 3х месяцев). Исходное положение ребенка лежа на животе. Обхватив ноги ребенка в нижней части голени сгибаем и разгибаем их, имитируя плавательные движения лягушки. После наскольких пассивных движений ножками ребенка придержите их в положении максимального сгибания, дав малышу возможность самостоятельно оттолкнуться и продвинуться вперед. Повторить 3-4 раза.
Исходное положение ребенка — лежа на животе. Правой рукой обхватите снизу ножки ребенка в нижней части голеней . Затем, приподняв ножки малыша, подведите левую руку под живот и грудь и приподнимите малыша . Повторить 1 раз. При этом ребенок лежит на ладони, как на площадке, позвоночник разогнут, работают все мышцы.
С 4-х месяцев рекомендуется парение на животе. Исходное положение ребенка — лежа на животе. Подводим две раскрытые ладони под живот малыша до соприкосновения. Ваши большие пальцы располагаются по бокам туловища ребенка на уровне нижних ребер. Потом приподнимаем ребенка. При этом малыш упирается ножками в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Это упражнение является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.
В положении на животе выполняются покачивания вперед-назад, по часовой стрелке и против часовой. Движения начинаются с плавных с маленькой амплитудой, постепенно увеличивая темп и амплитуду, но необходимо соблюдать осторожность, чтобы ребенок не соскользнул. Полезно вкладывать рукоятку мяча в кисти ребенку, чтобы он привыкал держаться за рукоятку. Полезно также, чтобы ребенок касался ножками пола и учился отталкиваться, при этом надо следить, чтобы пола касались стопы ребенка полностью, чтобы он не вставал на носочки.
С 3х месяцев можно покачивать ребенка на мяче в положении на спине. Приемы и направления движения те же.
Это всё про массаж и гимнастика для ребенка от 3-х до 6-ти месяцевВернуться на главную.
mamadoktor.ru
Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.
Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).
Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.
При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции:
1) преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию;
2) возникающие, еще очень слабые, но, тем не менее, имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.
Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.
Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция. Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста — врожденные рефлексы. В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.
Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развития умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище. Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.
Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция.
Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.
Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.
Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20—22°С. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.
Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелят клеенку и чистую простыню.
Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшение настроения, плач) процедуру следует прервать и успокоить ребенка.
Ребенок не должен переутомляться. Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
Массаж и гимнастические упражнения под контролем врача и патронажной сестры должны проводить родители или другие ухаживающие за ребенком лица, обученные технике массажа и гимнастики.
Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста
Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях — статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.
Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.
Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком! Пооте 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.
Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища. В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.
Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.
Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.
Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражений.
Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различают пять основных приемов массажа:
1. Поглаживание.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Поколачивание.
5. Вибрация.
Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.
До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.
С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:
Охватпывание. Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй — охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами.
Попеременное поглаживание. Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая — сменяет ее.
Крестообразное поглаживание. Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены.
Спиралевидное поглаживание. Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения.
Поглаживание с отягощением. Выполняется двумя руками. Одна рука ладоннбй или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.
Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц.
При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней. Растирание выполняется в разных направлениях. Виды растирания:
Продольное растирание. Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях.
Растирание концами пальцев. Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях.
Спиралевидное растирание. Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях.
Греблеобразное растирание. Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим . сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук.
Пиление. Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхности и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.
Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях. Виды разминания:
Продольное разминание. Движения выполняются вдоль мышечных волокон.
Поперечное разминание. Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам.
Двойное кольцевое. Выполняется двумя руками при массаже мышц плеча. Плечо охватывается между большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех- и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.
Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени. Виды поколачивания:
Поколачивание концами пальцев. Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты.
Поколачивание ладонной поверхностью.
Похлопывание. Выполняется двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак» и выполняют движения, напоминающие вымешивание теста.
Рубление. Удары наносятся реберной поверхностью кисти.
Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.
Приведенные ниже комплексы упражнений для различных возрастных групп весьма условны, схематичны. Каждый последующий возрастной комплекс, постепенно усложняясь, предполагает сохранение упражнений всех предыдущих комплексов.
Комплекс состоит из приемов общего массажа (поглаживание) и активных движений, основывающихся на врожденных безусловных рефлексах.
1. Массаж-поглаживание рук, ног, спины, живота (а, б, в, г).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
2. Активные движения — упражнения для стоп, рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание (д, е, ж).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.
1. Массаж спины (разминание) (а).
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (б).
3. Поворот на живот — рефлекторный (в).
4. Отклонение головы назад в положении на животе на весу (г).
5. Сгибание и разгибание рук (д).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
6. «Скользящие» шаги (имитация велосипедных движений) (е).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
В период от 4 до 6 месяцев необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить упражнениям в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Для этого во время занятий гимнастикой упражнения для рук надо соединять с воспитанием акта хватания. Вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что неминуемо возникает у ребенка.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
1. «Парение» в положении на животе (а).
2. Приподнимание верхней части тела из положения на животе при поддержке за отведенные в стороны руки (б).
3. Ползание с помощью (упражнения для стимуляции ползания) (в).
4. Сгибание и разгибание ног (попеременно и вместе) (г).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев
Второе полугодие жизни ребенка — это период массового возникновения условных связей, которые вырабатываются на базе безусловных и условных рефлексов. Следовательно, если раньше упражнения осуществлялись по типу врожденного рефлекса в ответ на безусловный раздражитель, то в этом периоде упражнения осуществляются в ответ на условные раздражители. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка), а затем и речевые сигналы (сядь, топай, возьми кольца и т. п.).
В возрасте от 10 до 12 месяцев формируются стояние без опоры и ходьба. Появляются новые элементы методики — сидение на корточках. В связи с этим вводятся соответствующие упражнения в приседании. Вводится разнообразная речевая инструкция, которая вытесняет сигналы первой сигнальной системы (как потягивание за ноги, повороты таза и др.).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев
1. Присаживание за отведенные в стороны руки (а).
2. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) (б).
3. Наклон туловища (в).
4. Выпрямление туловища (г).
5. Присаживание при поддержке за руки (д).
6. Приседание (е)
7. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослых (ж).
8. Ходьба на четвереньках (з).
Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!
Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20...22°.
Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.
Замечательно, если будет звучать тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.
Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета — цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.
Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.
Как уже говорилось, не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это - двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения осанки и походки. Такой малыш вряд ли станет желанным участником детских игр, а значит, начнет чувствовать себя отверженным, неполноценным; будет страдать его психика... Вдобавок, он еще сильнее отстанет в двигательном развитии, ведь коллективные детские игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!
Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научился сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество новых замечательных вещей вокруг. Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, углубляет этот «интеллектуальный» голод, задерживает освоение ребенком окружающего мира.
Сам массажист?
«Массаж? Да я сама его запросто сделаю!» Мам, склонных к такой точке зрения, придется разочаровать. Чтобы стать массажистом (как и пианистом!), нужно, чтобы опытный «маэстро» «поставил» руки. И без основательной медицинской подготовки часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж врачи-методисты ЛФК, а также прошедшие специальную подготовку средние медицинские работники. Их лучше и пригласить.
Но если (бывает, к сожалению) родители и ребенок предоставлены самим себе: в поликлинике полугодовая очередь на массаж, а платного специалиста семейный бюджет не осилит, или квалифицированного массажиста просто нет в вашем поселке или деревне, придется заниматься с малышом самостоятельно. Вам в помощь — адаптированные методики некоторых упражнений.
Запомните правила
У новорожденного трудная задача — приспособиться к миру, в который он попал. Поэтому в первые 4 недели врачи не осложняют жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем после полугода значение массажа постепенно отходит на второй план, а все больше времени начинает занимать гимнастика.
Плохое самочувствие ребенка — абсолютное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он окончательно не выздоровеет.
Обычно детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «помогают» вам. Если же малыш поначалу проявит неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте ласковым словом, возьмите на руки. Придется проявить терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам постепенно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение — делайте его последним или сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно — неприятные ощущения, а тем паче боль, младенец запомнит надолго. Покраснение кожи, если оно возникает под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и уж, конечно, синяков на детском тельце оставаться не должно!
Занятия хороши ежедневно по утрам, за час до кормления или через два часа после него, при температуре 20-22°С, в светлой, хорошо проветренной комнате без сквозняков.
Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому можно свободно подойти с трех сторон.
Приступая к занятиям, тщательно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты — то, чем можно малыша поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти следует коротко остричь.
Мази и кремы не используйте.
Ребенок остается голеньким во время массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его как настоящего спортсмена — в рубашечку или футболочку с короткими рукавами и трусики или памперсы.
Упражнение 1.
Исходное положение (и.п.) — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, после чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!
Упражнение 2.
И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.
Упражнение 3.
И. п., как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача — взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы опора была на всю стопу: поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз.
Упражнение 4.
И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.
Упражнение 5.
Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.
Если вы заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.
Упражнение 6.
Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо — на правый бок, если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.
Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают дальнейший массаж.
Застелите стол сложенным в несколько раз байковым одеялом и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и подложите под грудь ребенка. Ваш помощник вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности стола расправленными ладошками.
1. Поглаживание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, которые тоже массируют. Повторите 5-6 раз.
2. Растирание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.
3. Поглаживание (см. упр. 1).
4. Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.
5. Завершите массаж спины поглаживанием (см. упр. 1).
Массируют только наружную поверхность рук — сначала плеч (между локтевым и плечевым суставами), затем предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).
1. Поглаживание выполняют снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.
2. Растирание — в том же направлении и порядке. Повторите 5-6 раз.
3. Поглаживание (см. упр. 1).
4. Разминание, как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.
5. Поглаживание (см. упр. 1).
И. п. — на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите его руки у него на груди, попеременно располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза. Затем одновременно поднимите обе руки малыша вверх, заведите их за голову ребенка так, чтобы они легли на поверхность стола параллельно друг другу. Затем опустите руки, вытяните их вдоль бедер. Повторите V ^>----—<_i 4 раза.
Массаж живота
Ладонью правой руки делайте круговые поглаживания живота по часовой стрелке 10-12 раз.
Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать нужно только передненаружные поверхности бедер и голеней.
Упражнения для ног
И п. — на спине.
1. Согните ножки малыша в тазобедренных и коленных суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает колено, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Расположив таким образом свои руки на ножках малыша, выполните повороты таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.
2. Левую руку и правую ногу младенца поочередно сгибайте и разгибайте 10 раз. Затем проделайте то же самое с его правой рукой и левой ногой.
3. Разведение ног в тазобедренных суставах. Повторите 10 раз. Ваши усилия, преодолевающие сопротивление ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение — не из любимых.
Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов выполнять упражнения для ног можно только с разрешения врача-ортопеда.
Повороты со спины на живот
И. п. — на спине. Ваш помощник поднимает вверх правую ручку ребенка и удерживает ее в таком положении.
Вы берете левую ручку малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Помощник прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую ножку через правую, и малыш поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.
Ползание на животе
И. п. — на животе. Ваш помощник берет ребенка за руки, вы — за ноги. Помощник вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. Затем то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, после чего возвращаетесь к^ предыдущему движению. Так выполняют 10—20 «ползающих» движений. Если малыш плохо держит голову, вам понадобится еще один ассистент, который будет поддерживать ее ладонями с боков так, чтобы голова ребенка находилась по средней линии.
Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.
Присаживание
И. п. — на спине. Ручки малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш помощник прижимает ладошку правой руки ребенка к столу в нескольких сантиметрах от его тела. Вы одной рукой придерживаете ножки малыша, чтобы они не сгибались и не отрывались от стола, а другой приподнимаете его за спинку и заставляете сесть с опорой на правую ручку. Туловище младенца при этом слегка отклоняется вправо, ручка немного сгибается в локте. Таким образом вы обучаете ребенка садиться. Освоив стереотип этого движения, он будет выполнять упражнение все более активно и к шести месяцам сможет обходиться без вашей помощи. Делайте 10 присаживаний с опорой на правую ручку и столько же с опорой на левую.
Присаживание с помощью палочки
И. п. — на спине. Пальцы обеих рук малыша (большие — снизу, остальные — сверху) охватывают палочку диаметром 2-3 см. Поскольку ребенок обычно держится слишком слабо и в любой момент может отпустить палочку, придерживайте его кулачки своими руками, одновременно заставляя его оторвать спину от стола и присаживая малыша. Ваш помощник фиксирует ножки младенца, как в предыдущем упражнении. Одновременно он должен следить за тем, чтобы ребенок не ударился затылком о поверхность стола, ложась на спину. Повторите 10 раз.
Стояние на четвереньках
И. п. — на животе. Подведите свою ладонь под грудь малыша, приподнимая его, а другой рукой согните его ножки в коленных и тазобедренных суставах. В это время помощник прижимает расправленные ладошки ребенка к поверхности стола на ширине плеч. Дайте ему побыть в этой позе около минуты. Поначалу, когда реакции равновесия еще не выработались, малышу будет трудно сохранить положение на четвереньках, но с течением времени приходит устойчивость.
Приседание на палочке
Положите палочку на стол, накройте ее в несколько раз сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пусть ваш помощник установит ножки малыша на ширине плеч так, чтобы палочка располагалась строго посередине между его носками и пятками. Во время приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.
Наклоны на палочке
Стопы малыша фиксируют, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, чтобы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и живот. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.
Ползание на четвереньках
Выполняется с шестимесячного возраста. Если в полгода ребенок сам еще не стоит на четвереньках, нужно подождать делать упражнения до того момента, когда он научится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.
Вращение
Оно благотворно влияет на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему. Возьмите диск «Здоровье» или «Грация», положите на него в несколько раз сложенную пеленку, поставьте сверху тазик — желательно металлический, средних размеров. Выстелите тазик изнутри одеялом и пеленками так, чтобы малыш мог расположиться в нем полулежа, как космонавт в своем кресле. Плавно, без толчков, вращайте тазик по часовой стрелке 30 секунд. Остановив, посмотрите в глаза ребенку: его глазные яблоки совершают колебания в горизонтальном направлении. Не пугайтесь — это нистагм, нормальное физиологическое явление, возникающее у любого, кто смотрит из движущейся кабины на неподвижную окрестность. Подождите, пока нистагм исчезнет, и вращайте тазик в противоположную сторону еще полминуты. В дальнейшем постепенно увеличивайте время вращения до 5 минут.
ВОЗРАСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1,5 месяцев до 3 лет (по К. Д. Губерт и М. Г. Рысс)
№
п/п |
Назначение | Возраст | Показания, физиологические обоснования и целевые установки | Противопоказания |
1. | Массаж рук | 1,5-4 мес. | В связи с гипертонией конечностей для содействия своевременному уравновешиванию антагонистов | Воспаление и раздражение кожи. |
2. | Массаж ног | 1,5-6 мес. | То же | То же |
3. | Выкладывание на живот | 1,5-4 мес. | Для развития мышц спины | Отсутствие защитного рефлекса. |
4. | Массаж спины | 1,5 - 14 мес. | Для укрепления и подготовки мышц спины к упражнениям | Воспаление и раздражение кожи |
5. | Массаж живота | То же | Для укрепления мышц живота и освобождения кишечника от газов | То же |
6. | Массаж стоп | 1,5 мес. -6 мес. | Для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции | То же |
7. | Упражнения для стоп (движения рефлекторные) | То же | Для стимулирования активных движений стопы с использованием подошвенного рефлекса | То же |
8. | Разгибание позвоночника в положении на боку (рефлекторное) | 1,5-3 мес. | Для укрепления мышц спины, используя спинной рефлекс Таланта | То же |
9. | Ползание рефлекторное | 1,5-3 мес. | Для укрепления разгибателей нижних конечностей с целью уравновешивания антагонистов. Используя феномен ползания Бауэра | Исчезновение феномена Бауэра |
10. | Охватывающее движение | 3-10мес. | При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мышц плечевого пояса | Гипертония мышц сгибателей верхних конечностей |
11. | Поворот со спины на живот при поддержке за руку | 3-6 мес. | Воспитание навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела | Пассивность ребенка, откидывание головы |
12. | Отклонение головы назад в положении на животе на вису | 3-4 мес. | Для укрепления мышц спины в воспитании рефлекса равновесия, используя рефлекс положения | Пассивность ребенка, свисание головы |
13. | Вибрационный массаж грудной клетки | 3- 10 мес. | Для стимулирования углубленного вдоха | Воспаление и раздражение кожи |
14. | Сгибание и разгибание рук | Тоже | При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мускулатуры рук и плечевого пояса | Гипертония мышц-сгибателей верхних конечностей |
15. | «Скользящие шаги» | 4-14 мес. | При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания опорной функции | Гипертония сгибателей нижних конечностей |
16. | «Парение» в положении на животе | 4-6 мес. | Для воспитания рефлекса равновесия взамен упражнения №1 1 (как более спокойное) | Пассивность ребенка |
17. | Приподнимание верхних частей туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки | Тоже | Воспитание навыка в изменении положения тела, используя возникновение движения ребенка в этом направлении | Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
18. | Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно | 4- 10 мес. | При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления мускулатуры ног и воспитания навыка в ходьбе | Гипертония сгибателей нижних конечностей |
19. | «Парение» в положении на спине | 4-6 мес. | Для укрепления мышц брюшного пресса и воспитания рефлекса равновесия, используя рефлекс положения | Пассивность ребенка, запрокидывание головы |
20. | Поворот со спины на живот при держании за ноги | 6 -10 мес. | Взамен упражнения №1 1 (как более сложное) | Пассивность ребенка, запрокидывание головы |
21. | Упражнение для стимулирования ползания | 6 мес. - до освоения ползания | При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания навыка в передвижении тела | Нарушение мышечного тонуса нижних конечностей (гипертонус) |
22. | Присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки | 6 -10 мес. | Взамен упражнения №17 после предварительного укр'епления шейной мускулатуры и брюшного пресса другими упражнениями (№11 и 19) | Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
23. | Круговые движения руками | 6- 14 мес. | При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей и освоения упражнений №10 и 14 для укрепления мышц плечевого пояса | Гипертония сгибателей верхних конечностей |
24. | Поднятие выпрямленных ног | 6 -10 мес. | При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления брюшного пресса | Гипертония сгибателей нижних конечностей |
25. | Напряженное выгибание | Тоже | При нормальном тонусе мышц для развития координации в работе сгибателей и разгибателей позвоночника | Нарушение мышечного тонуса, а также пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
26. | Поднимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки | Тоже | Для укрепления мышц спины и воспитания навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное | Пассивность ребенка, если голова отстает от движения рук |
27. | Присаживание (упражнение для сгибателей рук) | 6- 14 мес. | При активном участии ребенка (наличие сгибания в локтевом суставе) | Пассивность ребенка, когда при подтягивании руки остаются выпрямленными |
28. | Сгибание и разгибание сидя или стоя, с кольцами | 10- 14 мес. | Взамен №14 после освоения сидения или стояния без опоры | Отсутствие умения длительно сидеть или стоять без опоры |
29. | Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки (или с кольцами) | Тоже | Если ребенок сам встает, цепляясь за предметы, взамен упражнения № 26 | Отсутствие умения вставать, цепляясь за неподвижный предмет |
30. | Наклон туловища и выпрямление | 10 -18 мес. | При умении стоять без опоры, для укрепления мышц спины | Отсутствие умения стоять без опоры |
31. | Поднятие выпрямленных ног до палочки (по речевой инструкции) | Тоже | Взамен пассивного упражнения № 24 | Тоже |
32. | Приседание при держании ребенка за руки (с кольцами) | 10-14мес. | При наличии умения стоять без опоры, для укрепления мышц нижних конечностей | Тоже |
33. | Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией нижних конечностей и возвращение к исходному положению | 10-18мес. | Взамен упражнения № 22 как дальнейшее его усложнение * | Пассивность ребенка |
34. | Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у матери | 10мес. -3 года | Взамен упражнения №25, иак как ребенок слишком тяжел | |
35. | Сгибание и разгибание рук стоя, попарно | 14-18 мес. | Взамен упражнения №28, для воспитания умения согласовывать свои движения с движениями товарища | |
36. | Напряженное прогибание позвоночника из положения на животе (с палочкой) | 14мес. -3 года | Для укрепления плечевого пояса и межлопаточных мышц и воспитания осанки |
www.7gy.ru