Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как быть, если малыш слишком привязан к маме. Ребенок 8 месяцев не привязан к маме


Если ребенок привязан к маме - на сайте MamaExpert.ru

Ваш ребенок сильно привязан к маме: он буквально ходит за вами «хвостиком» и очень сильно расстраивается, если вам приходится отлучиться…даже в ванную. Нормальна ли такая привязанность к маме или это повод насторожиться?

Разумеется, мама – самый близкий человек для ребенка: ведь малыш слышал ее голос и ощущал мамино сердцебиение целых 9 месяцев. Еще довольно долгое время после рождения ребенок будет составлять с мамой единое целое. Но настоящее теплое чувство привязанности формируется у ребенка в течение первого года жизни,  по мере того,  как между ним и мамой устанавливаются и крепнут  серьезные  «отношения» и близость.

По сути, весь первый год в эмоциональном развитии ребенка  отмечен двумя важными событиями: у малыша появляется чувство доверия к миру и на фоне этого доверия (или недоверия) формируется привязанность к любимому человеку.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме  - это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья  мало быть просто сухим и сытым.  Ему нужны любовь, забота и ласковое общение. 

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских  психологов  однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу  напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению.  Так что скорей, отсутствие привязанности  может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых.  Просто потерпите: эта повышенная привязанность - такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.В случае если малыша  кормят тогда, когда он голоден,  если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно,  если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир - это безопасное и дружелюбное  место. И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную  мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки  подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Привязанность к маме у ребенка после 2 лет

В возрасте около двух лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, пытается проявлять самостоятельность. А потому и потребность постоянно быть у маминой юбки постепенно ослабевает. Теперь уже ребенку требуется более разностороннее общение, и на этом этапе очень важно, чтобы и другие члены семьи как можно больше уделяли внимание играм и прогулкам с малышом. Тогда ребенку легче будет не зацикливаться только на маме.

К сожалению, иногда случается, что нормальная привязанность к самому близкому человеку может принять болезненные формы. Как же распознать эти «звоночки»?

При нормальной здоровой привязанности  ребенок всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и откровенно счастлив, когда мамочка возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела, и маму могут заменить другие близкие люди - папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

В случае болезненной привязанности ребенок постоянно нуждается в маме, ищет ее внимания (причем любого, даже окрика или шлепка), провоцируя маму и стараясь хотя бы разозлить ее. Либо ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение («привязанность-отвержение»): то ластится, то грубит. При этом перепады в настроении случаются довольно часто, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно сам страдает от него.  

Как бы вам ни хотелось внушить малышу, что он поступает неправильно, или даже наказать его, постарайтесь сначала разобраться, в чем кроется причина подобного поведения. И начинать исправлять ситуацию, как это ни банально, скорее всего, придется с себя. Ведь подобное поведение ребенка может быть вызвано как вашей гиперопекой, так и пренебрежением его интересами, непоследовательной манерой воспитания, когда мамина ласка чередуется с истерикой и наказаниями.

Как развивается привязанность ребенка к маме

Первая фаза  от 0 до 3-х месяцев - характеризуется тем, что дети ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек.

Вторая фаза  от 3-х до 6 месяцев - Дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних.

Третья фаза - от 6 до 8 месяцев - дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно ребенок привязывается к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У детей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми. И чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми.  У многих родителей в этот период возникает беспокойство за своего ребенка. Был веселый и общительный малыш, и вдруг, его как будто подменили: плачет у бабушки на руках, не хочет идти к дедушке, хотя раньше таких проблем не было. И у родителей часто возникает чувство неловкости перед родственниками и знакомыми.

Очень важно, чтобы родители все-таки прислушивались к своему ребенку и не заставляли бы его делать то, чему он явно противится. А близким можно объяснить, что у ребенка сейчас просто такой возрастной период, и он скоро закончится.

Как преодолеть повышенную  привязанность ребенка

  1. Постарайтесь, чтобы в семье не было ссор и скрытых конфликтов.2. Предоставляйте ребенку возможность действовать самостоятельно, не опекайте его все время. Позаботьтесь о его безопасности, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по квартире. Будьте последовательны, произносите слово «нет» только тогда, когда это необходимо,  и потом не отменяйте свое решение.
  2. Избегайте выражений испуга: взволнованных лиц, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Вы должны быть спокойны, потому что знаете: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны.
  3. Принимайте и любите своего ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми.
  4. Просто помните:  повышенная привязанность к маме - это такой период младенчества. Он  необходим для того, чтобы у малыша  сформировались важные человеческие эмоциональные и душевные качества.
  5. Переждите это неспокойное время, станьте опорой для малыша. И если у вашего ребенка уже наступил этот  непростой период в развитии – учитесь просить помощи у других членов семьи или организуйте себе помощь платных помощников, для того, чтобы вы могли отдохнуть, высыпаться и радоваться жизни.

Материалы по теме:

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Как правильно воспитать мальчика» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Нервный ребенок» на сайте samaya.ru

mamaexpert.ru

Виды привязанности ребенка к матери

Привязанность ребенка к матери может быть здоровой и больной (невротической), при этом проявления той или иной привязанности - разные в зависимости от возраста ребенка.

Привязанность младенца

Возраст - до 1 года.

Здоровая привязанность - ребенок рад матери, встречает ее улыбкой, тянется к ней, ему нравится быть у нее на ручках и ему часто не хочется с ручек слезать, для чего он и прижимается к маме, и попискивает, когда мама с рук его все-таки снимает. Но при этом ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела и игрушки, не плачет без мамы, и маму могут заменить другие близкие люди: папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

Варианты благополучной привязанности ребенка к матери

Маленький ребенок - от 1 года до 5 лет.

Когда мамы нет, мама уходит или ушла, то ребенок огорчается, но ненадолго и скорее в условно-игровом варианте, потому что он так привык и потому что это так принято. Когда мама приходит, ребенок радуется и бежит быстрее к ней.

По сути, это поведение найдено им как оптимальное в отношениях с родителями. Вариант - поведение было (неосознанно) сформировано родителями обычным методом положительного и отрицательного подкрепления.

Ребенок от 6 до 12 лет.

С мамой тянет поговорить, посекретничать, побыть с нею рядом и может быть ей помочь, даже если не очень нужно. Когда мамы нет, немного скучно, а когда непонятно, почему ее так долго нет - становится тревожно, беспокойно: "Что случилось?"

Варианты неблагополучных ситуаций с привязанностью ребенка к матери

Возраст - с 1 года до 12-13 лет, до подростковый возраст.

  • Обычная больная привязанность

Ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

  • Неровная, с резкими перепадами привязанность

Ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

  • Недоверие и избегание привязанности

Ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

  • Выжженная душа

Эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Дети без привязанности к матери

Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме - это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то скорее всего ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? - Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей. См.→

www.psychologos.ru

Как быть, если малыш слишком привязан к маме

Что делать, если ребенок сильно зависит от мамы, все время требует ее присутствия, рвется к ней в душ и туалет, требует оставлять дверь открытой. Как приучить малыша к самостоятельности?

У каждой мамы есть свой хвостик. Он бегает за ней по пятам, рвется в ванную комнату, не отходит от окошка, если мама ушла в магазин. Это абсолютно нормальный этап развития ребенка, ведь когда-то он был с мамочкой единым целым. Однако иногда подобная привязанность становится слишком сильной: крошка не может переключаться на другие дела, если мамы нет рядом, он не желает оставаться наедине даже с самыми близкими людьми, он ищет любого внимания мамы (даже если это строгий взгляд или наказание за провинность). В этом случае можно говорить том, что привязанность обретает болезненные формы, а значит, требуется небольшая коррекция семейного уклада.

Малышу должно быть спокойно и хорошо рядом со всеми членами семьи. Поэтому мама, папа и другие домочадцы (или частые гости дома) должны следить за своим настроением. Если любящая бабушка всякий раз твердит: «Осторожно!», у малыша рядом с ней формируется тревога. Как результат – оставаться наедине с бабулей и отпускать маму по делам кроха может и не пожелать.

Дом не должен казаться вам «минным полем», чтобы малыш мог самостоятельно исследовать мир. Ребенок попросту не научится обходиться без вашей помощи, если вы будете участвовать во всех его играх, желая во время поймать, удержать, пожалеть. В этом случае, внезапно оставшись без внимания мамы даже на короткое время, юный исследователь может растеряться и испугаться.

Если ребенок бегает за вами, словно хвостик, приучать его к самостоятельности следует постепенно. Начать можно с забегов в ближайший магазин, пока наш маленький герой занят игрой с папой или бабушкой. Если и 15 минут превращаются в испытание плачем для родных, хватит и двухминутных прогулок до мусоропровода. Одна моя знакомая, наводя порядки дома, задерживалась за дверью и прислушивалась к голосам домочадцев. Услышав протяжное «маааа-ма!», она заходила в квартиру. Время своего отсутствия необходимо постепенно увеличивать.

Поговорите о переменах, происходящих в семье, с родными. Близкие люди должны понимать, что процесс отделения ребенка от мамы является очень важным. Если вы уходите из дома, ребенок не должен чувствовать себя одиноким, поэтому о роли сторонних наблюдателей домочадцам придется позабыть. Папе, старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам желательно включиться в активное общение с малюткой.

Отложите выход на работу и другие дела, требующие вашего постоянного внимания. При грамотном поведении зависимость малыша от мамы постепенно становится менее яркой. А значит, пройдет время, и вы станете более свободной. Но пока ребенок переживает пик этих чувств, лучше отложить серьезные дела, выход на работу и устройство крохи в детский сад.

Возвращаясь домой, обязательно обнимите своего малыша. Расскажите ему, как провели время, какие важные вопросы решили, как сильно скучали. Малютка должен знать, что вы всегда думаете о нем и никогда не оставите его.

Важно! Иногда родители сами, как хвостики, бегают за своими детками и стараются всегда быть рядом. К примеру, общаются с малышами по скайпу во время работы. Злоупотреблять возможностями чудесной техники не стоит, иначе детки не научатся расставаться, тосковать и справляться с такими эмоциями.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Как развивать у ребенка привязанность к маме и поддерживать у него положительные эмоции

1. Малыш от рождения одарен способностью «понимать» выражение лица и тон голоса взрослого, причем взрослый его чрезвычайно интересует. Помните об этом, когда вы кормите, купаете его или меняете ему пеленки.

Общаясь с ребенком, постарайтесь на время забыть обо всех своих трудностях и неприятностях. Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Рассказывайте ему, какой он умный и красивый. Какие будут слова, не так важно, зато интонация должна быть ласковой и выразительной. 2. Общаясь с веселой и ласковой мамой (или бабушкой, или няней), ребенок все больше и больше привязывается к ней. Для него важно знать, что она рядом с ним, даже если он ее не видит. Напевая песенку, вы можете поддерживать контакт с ребенком даже будучи в соседней комнате и занимаясь какими-то своими делами. В возрасте одного-двух месяцев ребенок уже различает, когда говорит его мама, и когда – другие члены семьи. Узнавать вас по пению он научится в этом же возрасте.

Но, напевая песенку, имейте в виду: ребенку, возможно, хочется спать. Так что следите за тем, какое у него настроение.3. Ребенок может узнавать о вашем приходе по запаху ваших духов. Пока ребенок мал, употребляйте одни и те же духи и не давайте их другим близким.4. Ребенку очень нравится, когда ему подуют на животик, а потом еще несколько раз поцелуют. Это делается обычно после ванны, перед тем как ребенка завернут и уложат в кроватку.5. При переодевании ребенка рекомендуется погладить его ручки или ножки кусочками какого-нибудь материала (шелк, ситец, шерсть, махровое полотенце, бархат, мех). Разным детям нравится разное: посмотрите, на что именно ваш ребенок будет реагировать с наибольшим удовольствием. Найдя такой материал, нужно затем пользоваться им постоянно. Однако через 2-3 недели стоит проверить, не изменились ли вкусы ребенка.6. Если ребенок испугался и плачет, нужно как можно быстрее взять его на руки, прижать к себе, покачать – чтобы он почувствовал себя под вашей защитой.7. Если он начинает проявлять беспокойство, быстро на это реагируйте. Сначала попробуйте просто ласково с ним поговорить или спеть ему песенку, близко наклонившись к нему – чтобы он видел ваше лицо. Если это не поможет, легонько потрите ему животик и грудку, не беря его на руки. Можно также включить проигрыватель или магнитофон и проверить реакцию ребенка. 8. В первые полтора-два месяца ребенок зажмуривает глаза, когда он сосет грудь. В более старшем возрасте ребенок время от времени прерывает сосание для «разговора» с мамой. Он смотрит ей в глаза, улыбается, может издавать звуки. Обязательно используйте это время для общения! Если выкормите его из бутылочки, все равно во время кормления держите его на руках. Тепло от тела взрослого и удобная поза способствуют ощущению комфорта, умножают удовольствие от еды.

Как стимулировать активность и предприимчивость ребенка

Если все желания ребенка исполняются без каких-либо усилий с его стороны, он может вырасти избалованным и пассивным человеком. Играя с малышом в увлекательную игру, попробуйте неожиданно ее прекращать: он будет стараться продолжить игру, побудить вас играть дальше.

1. У малыша есть врожденное стремление и способность подражать мимике взрослого. Наклонитесь к ребенку и сделайте смешную гримасу, например, высуньте язык. Затем, улыбаясь, смотрите на ребенка, побуждая его сделать то же самое. Даже если он не станет подражать вам, он с огромным интересом будет наблюдать за вами. Отодвиньтесь немножко в сторону – чтобы ваше лицо ушло из поля зрения ребенка. Если он начнет вас искать, продолжайте игру дальше. Повторяйте это много раз: ребенку такая игра не надоест.2. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте пальчиками ребенка, приговаривая нежные звуки и слова. Потом отвернитесь, но поглядывайте на ребенка. Если он начнет удивленно дрыгать ручками и ножками, издавать звуки и иными способами привлекать ваше внимание, повернитесь к нему и снова начните играть с его ручками.3. Хорошо, если у вас есть яркая игрушка, которая издает звук при сдавливании или нажимании (это может быть резиновая собачка или лошадка, матерчатая кукла с пищалкой внутри и т.д.). Возьмите эту игрушку и проведите ею по животу и груди ребенка к его личику. Пусть игрушка при этом пищит и щекочет ребенка. Потом резко уберите игрушку и спрячьте ее себе за спину. Если ребенок проявит заинтересованность, возобновите игру.

Как развивать привычку и умение наблюдать окружающий мир

Ребенок рождается со склонностью к наблюдению. Для развития этой склонности нужно с самого раннего детства сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его взгляд и внимание.

1. Подвесьте мобиль над кроватью ребенка и укрепите на нем разные предметы, привлекающие внимание. Один из вариантов мобиля – это просто кольцо с дырочками, через которые к нему прикрепляются игрушки или другие предметы.

  Мобиль очень просто сделать самому. Но если вам лень этим заниматься, используйте вместо мобиля обычную вешалку для одежды. Мобиль можно подвесить на шнуре, привязанном к крюку на потолке или к кронштейну на стене.

  Другое простое решение состоит в том, чтобы прикрепить к спинке кроватки два шеста, натянуть между ними веревочку, и на ней уже подвесить мобиль. Висящий на длинном шнуре мобиль (вешалка) может качаться во всех направлениях, поворачиваться вокруг собственной оси, и, главное, эти движения могут продолжаться достаточно долго после однократного толчка.

Привязываемые к мобилю предметы будут находиться вне досягаемости ребенка, он сможет только смотреть на них, но не трогать их и не брать в рот. Этими предметами могут быть, например, елочные игрушки (понятно, не стеклянные, которые могут разбиться), склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, шарики из фольги или, наконец, просто цветные ленты. Важно, чтобы эти предметы не надоедали ребенку. Хорошо каждые два-три дня сменять хотя бы один предмет.2. Если ребенок не обращает внимания на висящие над ним игрушки, попробуйте нарисовать и повесить изображение человеческого лица. Сделайте это лицо достаточно большим, около 10 см в диаметре, раскрасьте глаза, губы, щеки и волосы. Если ребенку понравится, можете потом нарисовать несколько разных лиц и менять их время от времени.3. Внимание ребенка легче всего привлечь движущимися предметами. Простейший способ приводить в движение мобиль с игрушками – соединить его ниткой или шнурком с ручкой (или ножкой) ребенка. Бодрствующий ребенок очень редко лежит неподвижно, он обычно двигает руками и ногами. Очевидно, ребенок вначале не заметит существования какой-то связи между своими движениями и движениями мобиля (вешалки) с игрушками. Однако не исключено, что рано или поздно он обратит на это внимание, что послужит формированию у него произвольных движений. 4. Вместо мобиля можно использовать цветные воздушные шарики, если они, конечно, еще обладают способностью летать. Привяжите к руке ребенка конец шнурка от шарика. Покажите ребенку, двигая его рукой, что он может заставить двигаться шарик.

Можно на этом же шнурке, рядом с шариком, укрепить колокольчик или бубенчик. Это будет ребенку еще интереснее. 5. Как научить ребенка следовать взглядом за движущимся предметом? В полутемной комнате зажгите ручной фонарик (лучше – прикрыв его полупрозрачной цветной бумагой). Поместите этот фонарик перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.

Как помочь ребенку в изучении собственных рук

Ребенок узнает о мире не только путем наблюдения за тем, что его окружает. Огромная часть знаний приобретается в результате действий с предметами. Манипуляции с предметами обычно осуществляются с помощью обеих рук, выполняющих разные функции (например, одна рука держит банку, другая – открывает крышку). Управление движениями рук, их расположением относительно друг друга и относительно предмета осуществляется под контролем зрения. В возрасте около трех месяцев ребенок начинает усиленно рассматривать свои руки, держа их рядом и двигая пальцами. Это очень важно для дальнейшего развития ребенка, поэтому ему нужно помочь.

1. Когда ребенок лежит на спине, осторожно подведите свои пальцы под плечи ребенка и пододвиньте обе его ручки вперед – чтобы они прикоснулись друг к другу. Покачайте ребенка.2. Поднесите ручки ребенка к своему рту, подуйте на них, поцелуйте, потрите друг о дружку. Держите ручки так, чтобы ребенок их видел. Пощелкайте языком перед тем, как подуть на них.3. Возьмите ручки ребенка в свои руки и подвигайте их вверх и вниз, навстречу одна другой, побейте их слегка друг о дружку и разведите в стороны.4. Завяжите на пальчиках рук ребенка яркие ленточки, наденьте смешную рожицу, поднесите ручки к глазам ребенка, чтобы он обратил на них внимание.5. Привяжите колокольчик на запястье руки ребенка. Подвигайте этой рукой, чтобы колокольчик зазвенел и ребенок начал искать его взглядом. Затем возьмите вторую руку ребенка, и пусть он потрогает пальчиками колокольчик на другой руке.6. Возьмите игрушку со сложной или бугристой поверхностью – такую, чтобы ее было удобно схватить. Положите ее на грудь ребенка, соедините на ней обе ручки ребенка. Вероятно, он ее схватит. Хорошо, если игрушка издает звук при хватании и сдавливании.

Как развивать общение с ребенком и подготавливать его к овладению речью

Ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым. Он, как и вы, использует для этого взгляды, улыбку, звуки и мимику.

Если мама необщительна и не отвечает на попытки ребенка установить контакт, это вредит развитию общения, а потом и речи ребенка. Но плохо также, когда она слишком активна и не только задает вопросы ребенку, но сама же и отвечает на них. Попытайтесь соблюдать меру и предоставить ребенку максимальную возможность самому активно участвовать в общении.

1. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком. Делайте это, когда меняете ему пеленки, перед купанием и после купания, после кормления, во время гуляния. Установив контакт взглядов и обменявшись улыбками, попытайтесь начать «разговор». Произнесите гласный «а» или «э», делая это подчеркнуто преувеличенным образом и глядя при этом ребенку в глаза. Затем помолчите и жестами пригласите ребенка ответить вам. Если он произнесет какой-то звук, постарайтесь поточнее повторить его – и опять ждите приглашения ребенка продолжить «разговор».2. Если вы услышите, что ребенок гулит, лежа один в кроватке, подойдите к нему, наклонитесь, улыбнитесь и, установив контакт взглядов, начните ему подражать. Когда ребенок замечает, что его гуление привлекает внимание взрослого, он начинает еще больше гулить.3. Подражая звукам, произносимым ребенком, старайтесь встать так, чтобы ребенок хорошо видел движения вашего рта и ваших губ. Это помогает образованию у него ассоциаций между тем, как звучит и как выглядит произносимый вами гласный. В дальнейшем ему будет легче подражать вашему голосу и таким образом учиться говорить.4. Существенный мотив для развития речи – осознание того, что с помощью звуков можно попросить о помощи. Такое знание формируется у ребенка, если мама сразу откликается на его призыв. Ни в коем случае не заставляйте ребенка долго кричать! Этим вы ухудшите его отношение к вам и можете задержать его речевое развитие.5. Ребенок кричит по-разному – когда он мокрый, когда голоден или когда у него болит животик. Учитесь различать эти крики и догадываться, что именно нужно ребенку. Хваля ребенка за его крик («Молодец! Говоришь, что описался»), вы будете содействовать еще большей выразительности этих криков и в целом речевому развитию ребенка.6. Интерес к человеческому голосу у ребенка врожденный. Для поддержания и развития этого интереса говорите с ним четким и выразительным голосом, меняйте его интонации, высоту.

Как ускорить моторное (двигательное) развитие ребенка

Двигательные возможности ребенка зависят и от силы его мышц, и от уровня развития специализированных нервных схем, которые управляют работой мышц, обеспечивают координацию движений. Для развития мышц полезен массаж, а также многократные повторения движений.

1. Положите ребенка на животик и потрясите погремушкой перед ним, чтобы он поднял головку. Тогда поднимите погремушку повыше. Делайте это медленно. Возможно, ребенку удастся еще приподнять головку и какое-то время удерживать ее в этом положении. Погладьте спинку ребенка и поговорите с ним ласковым голосом.

Если ему трудно поднимать головку, когда он просто лежит на животике, облегчите ему задачу. Сверните полотенце и подложите под грудь ребенка. Так ему легче поднять головку. Трясите погремушкой перед его лицом и слегка двигайте ее взад и вперед. 2. Можно и без погремушки побудить ребенка приподнять головку. Делайте смешные гримасы, дуйте на ребенка и произносите звуки, чтобы заставить его держать головку приподнятой.

Вы можете усилить интерес к вашему лицу, время от времени закрывая его маской. 3. Положите ребенка на спину в удобном положении. Наклоните к нему свое лицо, а потом двигайте его то вправо, то влево. Он должен будет поворачивать головку, чтобы вас видеть.

Вы можете при этом говорить с ним, чтобы еще больше стимулировать его следование за вашим лицом. 4. Держите ребенка на руках в вертикальном положении, не поддерживая его головы. Пусть он сам пытается удерживать ее! Если вы думаете, что он еще не может с этим справиться, держите другую свою руку вблизи его головы.

Если ребенок уже неплохо удерживает голову, покажите ему интересную яркую игрушку или картинку. Двигая игрушку направо и налево, вы сможете побудить его слегка поворачивать голову.5. Осторожно перекатывайте ребенка с бока на спинку и обратно. Делайте это ритмически и сопровождайте пением или музыкой. 6. Вложите в руку ребенка погремушку или резиновую игрушку. Помогите ему поднести ее ко рту. Если он возьмет игрушку в рот, не мешайте ему.

10.11.2005 Фьюэлл Р.,Вэдези П.,

На основе книги «Руководство для педагогов и родителей», перевод с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой, Е.В. Сабанеевой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства

www.baby.ru

Как быть, если малыш слишком привязан к маме

Привязанность ребенка к своей матери в возрасте до года и позже

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Совсем недавно я говорила об открытии Клуба заботливых родителей и вот 12 февраля состоялась наша первая встреча, которая была посвящена вопросу самостоятельности детей.

Родители уже начали задавать свои первые вопросы, и сегодня мне бы хотелось поговорить о привязанности ребенка к матери. На написание этой статьи меня подтолкнул вопрос о том, что ребенок в возрасте 1,7 года не дает и шагу ступить маме.

Дочка все время нуждается в ее присутствии и не оставляет ее одну.

Мне сразу хочется отметить, что это абсолютно нормальная ситуация для любого ребенка. Понятно, что за первый год жизни мама устала, т.к.

младенец требует к себе очень много внимания в плане ухода, гигиенических процедур, а также нуждается в ласке и постоянном физическом контакте.

И вот, когда малыш переступает возраст 1 года, многие мамочки надеются расслабиться и рассчитывают, что ребенок станет меньше требовать к себе внимания, будет более самостоятельным, в то время, пока мама занимается своими делами.

Но вот проходит месяц, два, три, шесть…, а ребенок, научившись самостоятельно передвигаться, теперь вообще не дает возможности уединиться даже в ванной или в туалете. Привязанность малыша настолько велика, что порой на ум приходят мысли, что что-то делается не так, и ребенок никогда не сможет быть самостоятельным и не оставит маму в покое.

Чтобы развеять сомнения и тревоги, я попытаюсь объяснить, как проходит нормальное развитие привязанности ребенка к маме в разные возрастные периоды. Все данные будут основываться на теории привязанности Дж.Боулби.

1 фаза от рождения и до 3 месяцев

Сразу после рождения дети слышат голоса и видят человеческие лица. В течение первых недель жизни можно увидеть, как крохи иногда улыбаются перед тем, как заснуть. Улыбки, конечно, не социальные, не осознанные и не направлены на людей. Примерно до 3 месяцев ребенок будет улыбаться любому лицу, которое он увидит.

Главное, чтобы оно было видно полностью. Голос мамы или ее ласка не так сильно действуют на кроху, как ее лицо. Тем не менее улыбка малыша вызывает ответную улыбку у мамы, которая с радостью откликается, гладит ребенка, берет его на руки. Такая взаимная любовь повышает шансы того, что ребенок будет жизнеспособным и здоровым человечком.

Помимо улыбки малыши устанавливают связь с матерью и укрепляют свою привязанность первым лепетом, плачем, цеплянием и сосанием. Все эти действия действия и рефлексы побуждают маму взаимодействовать с малышом, устанавливать с ним контакт.

2 фаза от 3 до 6 месяцев

Начиная с 3 месяцев поведение ребенка значительно меняется. Исчезают многие рефлексы, а социальные отношения становятся избирательными. С этого времени дети уже осознанно улыбаются при виде знакомого лица, в то время как незнакомцы вызывают подозрения. Лепет и гуление появляются только в присутствии тех взрослых, которые постоянно находятся рядом и хорошо знакомы малышам.

Чаще всего дети выделяют 2-3 знакомых человека, где один из них (чаще всего мама) выделяется особенно. Наиболее сильная привязанность возникает к тому человеку, который с большей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в различных приятных процедурах с крохой.

3 фаза от 6 месяцев до 3 лет

Около 6 месяцев привязанность ребенка к маме набирает обороты и становится интенсивной и исключительной.  В это время дети активно протестуют, если мама выходит из поля их зрения.

Они начинают плакать, показывая свое недовольство и тревогу.

После того, как мама возвращается, малыш тянется к ней, хочет оказаться на ее руках и очень радуется, если мама откликается на его призывы и радуется воссоединению.

В 7-8 месяцев дети уже начинают бояться незнакомцев и новых ситуаций. Также к этому времени детки способны ползать, поэтому предпринимают дополнительные усилия, чтобы сохранить контакт с исчезнувшим родителем. С расширением двигательных возможностей, дети активно следуют за родителями и требуют, чтобы их взяли на руки.

в 1-2 года дети могут двигаться не только к своим родителям, но и от них.

В этом возрасте просыпается бурный исследовательский интерес, поэтому на прогулке или в комнате, где есть игрушки, малыши, постояв определенное время рядом с мамой, делают свои попытки исследовать мир самостоятельно.

При этом он часто будет оборачиваться назад или возвращаться к ней, чтобы найти поддержку в виде улыбок или взглядов. Если при этом мама не замечает малыша или, что еще страшнее, собирается уйти, то малыш непременно последует за ней.

До 2-3 лет малыши очень зависимы от мамы и их беспокоит потребность постоянно находится с ней. В этом возрасте они не принимают никаких планов и целей, которые преследует мама. Например, если 1,5-2 летнему ребенку сказать, что мама вышла в магазин на 5 минут, то это ничего не изменит. Ребенок все равно захочет пойти туда вместе с ней.

И только в 3 года можно говорить о том, что детство закончилось, и ребенок в состоянии действовать, как партнер. В этом возрасте малыш уже имеет некоторое понятие о планах и может представить себе, что будет делать мама, когда пойдет в магазин. Соответственно в это время ребенок более охотно отпустит маму по делам.

Надеюсь, что теперь стало немного больше ясности в этом вопросе. А недоумение и беспокойство о том, что ребенок навсегда останется несамостоятельным и незрелым, пройдет.

Источник: https://childguide.ru/privyazannost-rebenka-k-materi/

Если ребенок привязан к маме

04.08.11

Ваш ребенок сильно привязан к маме: он буквально ходит за вами «хвостиком» и очень сильно расстраивается, если вам приходится отлучиться…даже в ванную. Нормальна ли такая привязанность к маме или это повод насторожиться?

Разумеется, мама – самый близкий человек для ребенка: ведь малыш слышал ее голос и ощущал мамино сердцебиение целых 9 месяцев.

Еще довольно долгое время после рождения ребенок будет составлять с мамой единое целое.

Но настоящее теплое чувство привязанности формируется у ребенка в течение первого года жизни,  по мере того,  как между ним и мамой устанавливаются и крепнут  серьезные  «отношения» и близость.

По сути, весь первый год в эмоциональном развитии ребенка  отмечен двумя важными событиями: у малыша появляется чувство доверия к миру и на фоне этого доверия (или недоверия) формируется привязанность к любимому человеку.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме  — это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья  мало быть просто сухим и сытым.  Ему нужны любовь, забота и ласковое общение. 

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских  психологов  однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу  напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению.  Так что скорей, отсутствие привязанности  может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых.  Просто потерпите: эта повышенная привязанность — такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.

В случае если малыша  кормят тогда, когда он голоден,  если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно,  если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир — это безопасное и дружелюбное  место.

И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную  мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки  подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Привязанность к маме у ребенка после 2 лет

В возрасте около двух лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, пытается проявлять самостоятельность. А потому и потребность постоянно быть у маминой юбки постепенно ослабевает.

Теперь уже ребенку требуется более разностороннее общение, и на этом этапе очень важно, чтобы и другие члены семьи как можно больше уделяли внимание играм и прогулкам с малышом.

Тогда ребенку легче будет не зацикливаться только на маме.

https://www.youtube.com/watch?v=e9SFI5TytmA

К сожалению, иногда случается, что нормальная привязанность к самому близкому человеку может принять болезненные формы. Как же распознать эти «звоночки»?

При нормальной здоровой привязанности  ребенок всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и откровенно счастлив, когда мамочка возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела, и маму могут заменить другие близкие люди — папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

В случае болезненной привязанности ребенок постоянно нуждается в маме, ищет ее внимания (причем любого, даже окрика или шлепка), провоцируя маму и стараясь хотя бы разозлить ее.

Либо ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение («привязанность-отвержение»): то ластится, то грубит.

При этом перепады в настроении случаются довольно часто, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно сам страдает от него.  

Как бы вам ни хотелось внушить малышу, что он поступает неправильно, или даже наказать его, постарайтесь сначала разобраться, в чем кроется причина подобного поведения.

И начинать исправлять ситуацию, как это ни банально, скорее всего, придется с себя.

Ведь подобное поведение ребенка может быть вызвано как вашей гиперопекой, так и пренебрежением его интересами, непоследовательной манерой воспитания, когда мамина ласка чередуется с истерикой и наказаниями.

Как развивается привязанность ребенка к маме

Первая фаза  от 0 до 3-х месяцев — характеризуется тем, что дети ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек.

Вторая фаза  от 3-х до 6 месяцев — Дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних.

Третья фаза — от 6 до 8 месяцев — дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно ребенок привязывается к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У детей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми.

И чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми.  У многих родителей в этот период возникает беспокойство за своего ребенка. Был веселый и общительный малыш, и вдруг, его как будто подменили: плачет у бабушки на руках, не хочет идти к дедушке, хотя раньше таких проблем не было.

И у родителей часто возникает чувство неловкости перед родственниками и знакомыми.

Очень важно, чтобы родители все-таки прислушивались к своему ребенку и не заставляли бы его делать то, чему он явно противится. А близким можно объяснить, что у ребенка сейчас просто такой возрастной период, и он скоро закончится.

Как преодолеть повышенную  привязанность ребенка

  1. Постарайтесь, чтобы в семье не было ссор и скрытых конфликтов.2. Предоставляйте ребенку возможность действовать самостоятельно, не опекайте его все время. Позаботьтесь о его безопасности, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по квартире.

    Будьте последовательны, произносите слово «нет» только тогда, когда это необходимо,  и потом не отменяйте свое решение.

  2. Избегайте выражений испуга: взволнованных лиц, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов.

    Вы должны быть спокойны, потому что знаете: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны.

  3. Принимайте и любите своего ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми.
  4. Просто помните:  повышенная привязанность к маме — это такой период младенчества.

    Он  необходим для того, чтобы у малыша  сформировались важные человеческие эмоциональные и душевные качества.

  5. Переждите это неспокойное время, станьте опорой для малыша.

    И если у вашего ребенка уже наступил этот  непростой период в развитии – учитесь просить помощи у других членов семьи или организуйте себе помощь платных помощников, для того, чтобы вы могли отдохнуть, высыпаться и радоваться жизни.

Материалы по теме:

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Как правильно воспитать мальчика» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Нервный ребенок» на сайте samaya.ru

'

Источник: https://mamaexpert.ru/article/esli-rebenok-privyazan-k-mame

Что делать, если ребенок сильно привязан к маме?

Что делать родителям, если их ребенок сильно привязан к маме? Сильная привязанность к маме ребенка — это не повод для беспокойства родителей и поддаётся коррекции.

Как преодолеть беспокойство ребенка второго года жизни от разлуки с мамой

Малыш любит вас больше всех на свете и признается вам в любви миллионами способов. Это, конечно же, мило. Однако многих мам, имеющих детей старше одного года, беспокоит такая сверхсильная привязанность малыша. Нередко доходит до того, что маме нельзя отойти от ребенка даже на мгновение, вплоть до невозможности сходить в туалет.

Но не стоит так сильно волноваться по такому поводу. Психологи успокаивают, что это вскоре пройдет.

Просто ваш ребенок вступил в очередную фазу развития, и его обостренное чувство тревожности на втором году жизни совершенно естественно. Состояние тревоги в разной степени испытывает большинство детей.

Только некоторые переживают его очень интенсивно, другие — едва заметно, и лишь небольшое количество здоровых двухлеток совсем не испытывают этого чувства.

До конца не установлено, что же конкретно является причиной тревожности малышей в этот период. Известно лишь, что все подобные проявления вскоре должны самостоятельно пройти.

Почему ребенок сильно привязан к маме

Откуда же берутся подобные детские страхи? Во-первых, приблизительно в тот момент, когда ребенку исполнится 6 месяцев, он начинает понимать, что он и мама не являются единым целым. При этом возникает совершенно нормальная реакция малыша в виде боязни того, что любимый человек может его просто оставить, поэтому он становиться сильно привязан к маме.

Во — вторых, ребенок мыслит несколько иначе, чем мы, взрослые. Для большинства взрослых людей типична поговорка: «С глаз долой, из сердца вон». Совсем иначе думает ребенок.

Если малыш нас не видит, для него это означает, что для нас просто нет. Это сознание неприятно пугает маленького человечка.

Ведь малыш, который все более уверенно шагает по пути самостоятельности и независимости, тем не менее, все еще сильно нуждается в нас.

Как долго длится страх при расставании

Специалисты утверждают, что если говорить о сроках прекращения тревоги у малыша, то кульминацией этого состояния является возраст ребенка около 1,5 года. Прекращение же повышенной тревожности у детей обычно происходит к 2,5 годам.

Как помочь ребенку, который сильно привязан к маме

Начнем с того, что не следует делать основной ошибки многих родителей «улизнуть» из дома незаметно для малыша. Родители поступают так чаще всего, чтобы избежать плача ребенка или проявления истерики. Такая тактика, конечно, удобна для родителей.

Однако в результате детские страхи могут лишь усугубиться. Ведь при внезапном бегстве родителя ребенок думает, что мама может исчезнуть в любой момент без какого-либо предупреждения или прощания.

В результате малыш старается еще больше усилить постоянный контроль за мамой, чтобы ни в коем случае не потерять ее из виду.

Расскажите, куда и зачем вы идете

Несмотря на то, что ребенок имеет ограниченный словарный запас и малый жизненный опыт, он уже очень много понимает. Именно родители обязаны обучить малыша уметь правильно поступать в различных жизненных ситуациях.

Важно научить ребенка азам поведения в различные моменты жизни. Это поможет ему не бояться, а прогнозировать исход разных жизненных моментов и осваивать реальность без больших стрессов.

Впоследствии эти навыки пригодятся повзрослевшему ребенку и в отношениях с противоположным полом, и в будущей семейной жизни.

Родителям необходимо предупреждать малыша, если им необходимо выйти на определенное время или уехать. При этом следует рассказать, с какой целью вы едете, и что будете делать. Важно также, чтобы эти слова говорились без грустных ноток.

Ведь не происходит ничего плохого или необычного. Наоборот – время, проведенное с няней или бабушкой, это отличная возможность для получения массы разнообразных удовольствий! Ребенок, скорее всего, поначалу не будет в восторге от этой перспективы.

Однако ему все же придется ней столкнуться.

Прощайтесь коротко и с улыбкой

Итак, перед уходом из дома необходимо попрощаться с малышом. Не стоит излишне драматизировать обычное прощание и превращать его в жуткие сцены прощания с жизнью. Самой же маме при расставании с малышом важно сохранять улыбку и отгонять грустные нотки из голоса и настроения.

Важно улыбаться и сохранять спокойствие даже тогда, ребенок закатил привычную для него истерику. Постарайтесь убедить отпрыска, что как только вы сделаете свои дела, сразу же вернетесь домой. В дальнейшем вы можете научиться прощаться с малышом с какой-то смешной фразой, помогающей снять ненужное напряжение.

После этого нужно не затягивать момент расставания, а просто выйти.

Займите ребенка игрой

Если ребенок будет занят какой-то увлекательной игрой, он не будет сосредоточен на расставании. Когда же придет время вашего ухода из дома, подойдите к малышу, поцелуйте его и скажите короткое «пока». После этого нужно сразу же выйти.

Даже если малыш начнет плакать, это не должно заставить вас вернуться. Не переживайте: совсем скоро ребенок поймет и привыкнет к тому, что уход родителя из дома не несет ничего плохого, и что это совсем не страшно.

Со временем после вашего ухода малыш будет быстро возвращаться к начатой игре и забывать обо всех неприятностях.

Выходите из дома вместе

Процедура прощания всегда происходит легче, когда у ребенка появляется перспектива прогулки или выхода на детскую площадку.

Поэтому вместо того, чтобы загнать малыша домой и оставить его под присмотром няни, если это возможно – лучше вместе выйти из дома.

При этом вы пойдете в свою сторону, а малыш с няней (или тетей, бабушкой, соседкой) пойдет в свою. Убедитесь, что малыш знает, когда вы придете, и когда он сможет застать вас дома.

Подарите ребенку свою фотографию

На самом деле, это довольно спорная идея, но нередко она срабатывает. Вы можете оставить ребенку свою фотографию или какую-либо другую вещь, что он связывает с вами. К сожалению, эта рекомендация подходит не всем детям.

Некоторым малышам этот совет непригоден, так как действует противоположным образом. Ведь и у взрослых людей при взгляде на портрет любимого человека, которого с нами сейчас нет, могут возникать неприятные чувства и эмоции.

Уделите внимание адаптации

Если вы оставляете ребенка под опекой новой няни, ему необходимо побыть с ней дома день или два. За это время малыш к сможет освоиться с новым человеком и присвоить ему статус «своего». Попробуйте начать оставлять малыша с няней лишь после установления с ней хорошего контакта.

Это лучше делать каждый раз, когда малыш будет увлеченно играть или читать с няней. Попросите вашу няню научиться находить совместные интересные занятия с малышом: читать книги, рисовать, собирать конструктор или строить башню из кубиков. Следите, чтобы ребенок хорошо отзывался о новом человеке в доме.

Это позволит оставлять малыша лишь с проверенными людьми и избегать ненужных психологических травм.

Грусть – это тоже урок

Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок чувствовал печаль. Особенно сложно приходится родителям, имеющих чрезмерно ранимых детей. Родители таких деток испытывают неловкость и чувство вины, когда им приходится оставлять отпрыска. Некоторые мамы стремятся постоянно находиться рядом. Однако иногда это не получается.

Жизнь ведь непредсказуемый режиссер и всегда вносит свои коррективы в наши планы. Каждый ребенок должен научиться жить со стрессом, печалью и другими тягостными или грустными для него чувствами. В жизни ведь маленьким человечкам придется научиться справляться с различными стрессами.

И это один из главных уроков судьбы, которые придется освоить каждому ребенку.

Ребенок сильно привязан к маме — видео

Источник: http://badiga.ru/deti/deti-do-2-x-let/rebenok-silno-privyazan-k-mame/

wikimamochki.ru