Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не слушается — как избежать ошибок в воспитании? Ребенок 1 8 не слушается


Не слушается ребенок | Консультации психолога онлайн

Расскажу вам немного про особенности психического развития детей в возрасте от полутора лет. Когда ребенок достигает возраста полутора лет он начинает активно требовать независимости, крича: «Я сам!» и часто становится неуправляемым. В связи с тем, что умений делать все самому пока недостаточно, родителям стоит проявить терпение и прийти на помощь в нужный момент. В этом возрасте малыш обучается, поэтому важно показывать ему верную модель выполнения действий своим примером и советом. Ребенок в возрасте 1,8 часто проявляет гнев и раздражение, выражая их криками, слезами и дракой. Ведя себя подобным образом, малыш старается заставить выполнить все его желания. Не стоит идти на поводу и удовлетворять каждую его прихоть — нужно найти подход к малышу в состоянии истерики и выработать определенную модель поведения. Некоторые родители просто не обращают внимания, выжидая, пока малыш успокоится и лишь после этого пытаются поговорить с ним, объяснить и утешить. В любом случае, не стоит раздражаться и кричать на капризничающего ребенка. Донося информацию спокойным тоном и объясняя, что общаться посредством истерики неправильно, вы добьетесь больших результатов в воспитании. Лучше спокойно говорить и объяснять, чем срываться на крик. Кроме того, не всегда капризы являются надуманными — иногда малыш действительно устал, голоден или просто плохо себя чувствует.

Ребенку 1.8 балуется и не слушается. Не всегда воспринимает, когда говорят ему "так нельзя"

Нажмите, чтобы раскрыть...

В каких слушаях вы говорите "так нельзя"? Дело в том, что ребенку в 1.8 совершенно бесполезно объяснять «что так плохо, некрасиво, может сломаться, так нельзя». Дети достаточно долго вообще не воспринимают частицу "не". Говорите, что можно сделать. Например, вы говорите "нельзя разбрасывать игрушки". Ребенок не воспринимает этот посыл. Он слышит только... "разбрасывать игрушки". Лучше сказать: "Давай будем играть так..." В этот момент лучше не тратить свою энергию на объяснения, а взять ребенка на руки, обнять, подержать в объятиях, сказать добрые, ласковые слова – это может помочь ребенку успокоиться.

Реакция на все это смеется и продолжает баловаться.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Дети в этом возрасте реагирую в основном не на смысл сказанных слов, а на эмоцию взрослых, с которой были сказаны эти слова. Поэтому смех - это нормальная реакция. Что в вашем понимании баловство? Что именно ребенок делает в этот момент?

Что делать и как донести до него ту или иную информацию спокойно без крика?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Я всегда говорю клиентам о том, что послушный ребенок - это удобный ребенок. А дети, особенно дошкольники должны баловаться, хулиганить и т. д. они должны быть неудобными - так они развиваются и познают мир. Как донести без крика? - взять себя в руки, успокоиться, понимая, что перед вами очень маленький человек, который не может вас воспринимать так как вы этого хотите.

 

www.psysovet.ru

Что делать, если ребенок не слушается родителей

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать - непедагогично... Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт - семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.

1. Остановиться и подумать

- Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.

- А если все-таки прикрикнуть?

- Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии - «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.

2. Говорить глаза в глаза

- Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.

- А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?

- Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.

3. Обойтись без «нельзя»

- Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай...» - ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» - он кричит. «Не беги» - он бежит.

Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.

- А если он все равно не реагирует?

- Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ - жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.

- Что же выбрать?

- Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице - упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет...

Психолог Регина Беседа - сама мама троих детей.Фото: vk.com

4. Забудьте на время про имя

- Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» - начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».

А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся...»

5. Запрет на шантаж

- Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон - уйду из дома»), не показывайте дурного примера.

ВАЖНО!

Когда наказывать...

До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию - и малыш поймет, что сделал что-то не то.

Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит - значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет - возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное - мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией - и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.

От 3 до 5 лет - в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.

От 5 до 8 лет - если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.

...и поощрять?

! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.

! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»

! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку - в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.

ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренируем и переключаем внимание

Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья... Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает - с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.

www.crimea.kp.ru

Ребенок 1 год не слушается, капризничает, истерит, что делать, как реагировать

  • Детская комната
    • Видео и радионяни
    • Детские кроватки, матрасы, мобили
    • Игровые домики, горки, манежи
    • Игрушки
    • Одежда для новорожденных
    • Шезлонги, качалки
  • Уход и развитие
    • Развитие
    • Товары. Уход и Развитие
    • Уход
  • Здоровье
    • Детские болезни
    • Лекарства и средства
    • Массаж, гимнастика и закаливание
    • Прививки
  • Купание
    • Купание. Открытые вопросы
    • Средства для купания
    • Товары для купания
  • Питание
    • Грудное вскармливание
    • Искусственное и смешанное питание
    • Товары и средства, прочее
  • На улице
    • Коляски, автокресла, прочее
    • Путешествия, прогулки и походы

Поиск

portalrebenka
  • Детская комната
    • ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки

      Делаем настольные игры для детей своими руками

      Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет

      Самые интересные подвижные игры для детей дома

      Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые

  • Уход и развитие
    • ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход

      Секреты того, как воспитать послушного ребенка

      Если ребенок кривляется

      Если ребенок ябеда

      Какую роль играют подвижные игры в развитии детей

  • Здоровье
    • ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки

      Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?

      Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика

      Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей

      Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года

  • Купание

portalrebenka.com

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ 8 ПРИЁМОВ Ребенок не слушается. Не желает

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ: 8 ПРИЁМОВ

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству. Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!» Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать. Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему… Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре. Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».

Из книги Юлии Василькиной «Что делать, если ребенок не слушается»_____________Не забудьте записаться в наш

Похожие статьи:

Семья → НЕОКОНЧЕННЫЕ СКАЗКИ как узнать, что чувствует и думает ребёнок Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за

Семья → Кaк влияет курение нa беременность

Семья → 30 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок В.

Семья → Ребенок часто болеет Забудьте об этом, используя всего 5 простых правил Ваш малыш легко подхватывает простуду, не вылазит из соплей,

Семья → КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА В ЛЮБВИ И СПОКОЙСТВИИ. 37 СОВЕТОВ 1. Ваш

womansk.net

Что же делать, если ребенок не слушается родителей?

Когда мой сын ходил в детский сад, каждый день утром и вечером в раздевалке я (и не только я, но и другие родители с детьми) наблюдали одну и ту же картину. Ходил в эту же группу мальчик Вовочка. Настолько невоспитанный и непослушный ребёнок, до невозможности. Обе воспитательницы, нянечка весь день только и делали, что бегали за ним. То он за ограду уйдет, то на крышу по пожарной лестнице заберётся, то на дерево. Воспитательница всё время пыталась его держать за руку, но он вырывался и убегал. Ребёнок не слушался никого, даже родителей. Всех детей зовут на прогулку, он прячется в спальне, все идут обедать, он бежит играть, все ребята укладываются спать, он просит есть. Совершенно не знали, что с ним делать и как быть. Самое печальное, что по прошествии некоторого времени он совершенно не изменил своё поведение. Очень тяжело ему далась школа при таком поведении и отсутствия воспитания.

Конечно, в воспитании, а вернее его отсутствии, виноваты в первую очередь родители. Они не смогли или не захотели, чтобы сын начал воспринимать их просьбы серьёзно. Я несколько раз была свидетелем общения Вовочки и с папой, и с мамой. Ребёнок не слушался и не воспринимал их, впрочем, как и всех окружающих.

А всё потому, что у него никто не попытался выработать привычку быть послушным, а все просьбы или даже приказы родители отдавали, скорее всего, как-то несерьёзно, не акцентируя внимания малыша, не показывая важность приказов и просьб.

Причина детского непослушания

Что же делать, если ребёнок никого не слушается. При воспитании детей должна выстроиться чёткая система «сказал – сделал». Если папа или мама пообещали, что после невыполнения ребёнком обещания последует наказание или лишение чего-либо, значит так и надо делать. Только в этом случае малыш увидит последовательность «слово – дело». Стоит только родителям расслабиться и не выполнить обещание, ребёнок обязательно воспользуется этой слабостью, а родители потеряют авторитет. Но не забывайте, что эта система должна работать не только при наказании, но и при поощрении. Если обещали сводить в кино, то выполняйте.

Если ребёнок непослушный

У моего сына при поступлении в первый класс были большие проблемы – он категорически не хотел ходить в школу и учиться. Но самое страшное для него было – это выполнение домашнего задания. Он делал всё, чтобы оттянуть этот неприятный для него момент. Сначала начинала болеть голова, он жутко хотел есть, потом спать, потом в туалете сидел по два часа, потом он вдруг «терял» все тетради, учебники и дневник… Думаю, для многих знакомая картина.

Моя родственница мне подсказала выработать одну хорошую систему – систему бонусов для непослушного ребёнка. Она сразу устранила причину детского непослушания. Система заработала практически сразу и имела накопительный характер. Каждое утро мы с сыном планировали день – все его дела, я давала задания, а он говорил о своих желаниях. Если в течение дня он все дела делал хорошо, я ему ставила определённый балл. А желания оценивались на определённое количество баллов.

В конце каждого дня подводился итог и в конце недели. Если баллов накапливалось достаточно для выполнения желания, мы торжественно всей семьёй шли покупать очередную машинку или в детский игровой центр и так далее. В такие моменты ребёнок чётко прослеживал, что его действия дают определённый результат. Одновременно с этим плохое поведение, невыполнение домашнего задания или другие проступки снимали баллы, и желание становилось менее достижимым. Через несколько месяцев мой сын уже сам начал планировать свой день, стал самостоятельнее и ответственнее, и главное, без криков сам (это очень важно) начал выполнять домашнюю работу.

Что делать, если ребёнок не слушается?

Родительский авторитет не появляется на пустом месте, его нужно завоевать. Сделать это не как просто, как кажется. Если вы у ребёнка в авторитете, пока он маленький будет слушать, а затем, когда вырастет, начнёт прислушиваться к вам и вашим бесценным советам. Как ни странно, оказывается, слушаться родителей – это привычка, выработанная у ребёнка годами. Причём, у неё две стороны – положительная и отрицательная. Некоторые дети начинают слушаться всех и каждого. Конечно, это не лучший вариант. Другие дети не слушаются никого, даже родителей. И это плохо. Поэтому у малыша, начиная с двух лет обязательно нужно выработать привычку слушаться именно родителей.

Если у вас получится выработать такую привычку, считайте, что половина проблем с воспитанием у вас решена, а причина детского непослушания устранена. Ребёнок сначала будет вас слушаться (вы убережёте его от многих неприятностей), а когда он станет старше или повзрослеет, будет прислушиваться к вашим советам. В любом случае у вас появится родительский авторитет.

Шаги к привычке послушания

В детской практической психологии существует методика выработки привычки послушания. Называется она «Восемь шагов». Это поэтапная методика, её лучше применять к детям в возрасте от двух до двенадцати лет. Методика рассчитана на долго время. Просто возьмите её на вооружение и пользуйтесь по мере взросления малыша. После двенадцати лет ваш ребёнок уже станет другом для вас, а воспитание превратится в самовоспитание. Родители уже будут играть роль направляющих по жизненному пути.

Первый шаг – пристройка

Сначала понаблюдайте за ребёнком и выясните, что он любит делать больше всего, в какое время и как. Например, Маша любит танцевать. Включите её любимую песню и пригласите на танец. То есть вы сказали ей, чтобы она шла танцевать, а она послушалась. Или Саша любит лепить колобки. А вы его попросили слепить большой жёлтый колобок. Он с удовольствием это сделал. Но в итоге получается, что вы ему сказали, направили его действие, а он выполнил вашу просьбу, то есть послушался.

Постоянно приучайте с полутора-двух лет деток выполнять таким образом ваши просьбы, чтобы им это казалось естественным. И непослушный ребёнок превратится в послушного.

Второй шаг – приручение

Одна моя знакомая как-то сказала, что воспитание детей ничем не отличается от дрессировки. В этом что-то есть, как и во втором шаге. Ребёнок не слушается родителей, когда они зовут его? Приучите его приходить к вам по каждому зову. Чаще всего получается наоборот, когда ребёнок кричит или хнычет, а к нему прибегают сначала мама, потом папа, затем подключаются бабушка с дедушкой. Ребёнок чётко понимает, что надо делать и как звать. Но мы же взрослые – мы хитрее!

Как сделать так, чтобы ребёнок прибегал к вам? Очень просто – используйте детский «корм» – любимые лакомства ребёнка – печенье, конфеты, фрукты. Попросите их принести вам и отдайте ребёнку или дайте задание угостить всех, а главное себя.

Ещё один вариант – вовлеките малыша в любую подвижную игру, чтобы он прибегал к вам за чем-нибудь. Или давайте ему любое поручение, которое ему нравится. Например, расставить тарелки для гостей или принести хлеб. Обязательно хвалите его за каждое дело. Тогда он с удовольствием будет прибегать к вам по каждому зову.

Третий шаг – дипломатия

Ребёнок не слушается родителей, спорит, отказывается выполнять просьбы? Научите малыша дипломатии, то есть искусству вести переговоры. Вы думаете, что в два или три года он не может думать или размышлять? Вы ошибаетесь. Поговорите с ним как со взрослым, объясните ему причины и последствия. А главное, научите его держать своё слово, то есть выполнять договорённость.

Например, малыш разыгрался и не хочет идти спать. Если ребёнок непослушный, предупредите его, что через час он должен лежать в кроватке и смотреть интересные сны. Он согласится и продолжает играть. Через полчаса, когда настаёт время умываться перед сном и чистить зубы, напомните ему об этом и объясните, что он должен выспаться, завтра рано вставать, а перед сном вы хотели ему почитать ещё сказку. Ему неохота отрываться от игры. Но вы возьмите с него обещание через десять минут оказаться в кровати и поставьте таймер рядом с ним. Когда таймер прозвучит, возьмите малыша за руку и отведите в ванную, а затем в постель. Скажите, что он обещал, а свои обещания нужно выполнять. И капризы здесь не помогут. Нельзя нарушать правила. Тому, кто нарушает правила, не доверяют серьёзных дел, и он лишается доверия. Пусть остальные члены семьи поддержат вас, тогда ребёнок быстрее поймёт, что он несёт ответственность за свои обещания и поступки. Даже если ему всего два года.

Четвёртый шаг – «Это важно!»

С младенчества дети «тестируют» поведение взрослых своими капризами. Они проверяют, как и кто отреагирует на их каприз. Например, падая в истерике перед полкой с желаемой игрушкой в детском магазине. Не сдавайтесь! Игнорируйте такие капризы. Постарайтесь объяснить ребёнку, который не слушается родителей, что в данный момент у вас есть другие цели. Покажите ему ваш список покупок, где не вписана его любимая игрушка. Можно пообещать купить её в следующем месяце или на день рождения. Пусть ребёнок поймёт, что кроме его желаний существуют и другие, более важные. Так и скажите ему: «Это важно»!

Пятый шаг – первые требования

Вы видите, что первые четыре правила действуют безотказно. Непослушный ребёнок вроде бы превратился в послушного. Малыш бежит к вам по первому зову, когда вы предлагаете что-то интересное, он не устраивает истерик, выполняет свои обещания и умеет договариваться. Но просьба и требование всё-таки отличаются. Просьбу мы озвучиваем намного мягче, а требование и выглядит совсем иначе, и используется в других ситуациях. Увеличивайте свои требования постепенно, начиная с малого. Если ребёнок непослушный, потребуйте перед сном сначала поднять в-о-о-н ту машинку, на следующий вечер все кубики, а уже потом все  разбросанные игрушки. Если ребёнок просит вас о помощи, конечно, помогите, но с условием, что только сегодня.

Ребёнок не слушается родителей? Заручитесь семейной поддержкой в своих требованиях. Требования должны быть чётко сформулированными и выполнимыми ребёнком, иначе он не поймёт, что надо делать сейчас, а что потом. Если ваши требования малыш выполнил не в полной мере, не ругайте его, а просто укажите на ошибку и попросите исправиться в следующий раз. Обязательно похвалите и приласкайте ребёнка за то, что он выполнил ваши требования. Скажите, что он у вас просто умница. Тогда в следующий раз он всё сделает правильно.

Шестой шаг – система требований

После выполнения одиночных требований можно приучать малыша к обязанностям. Объясните непослушному ребёнку, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Что делает папа, что мама, что старшие дети, а что бабушка и дедушка. Для чего каждый делает своё дело, скажите малышу, что все вместе – это семья, и каждый участвует в семейных делах наравне, и что ему тоже пора вносить свой пока маленький, но очень важный вклад в семейное дело.

Самый сложный этот период, пожалуй, для мамы. Ведь намного проще сделать все дела самой. А непослушного ребёнка надо обучать, контролировать, объяснять, почему так, а не иначе нужно делать, вместе исправлять ошибки. На это уходит очень много сил, терпения и времени. Но ведь если вы сейчас потратите на воспитание малыша терпение, силы, время, то в дальнейшем вы будете намного увереннее и спокойнее за своё чадо. Потому он сам сможет сходить в магазин и выбрать продукты по списку, или когда придёт время ходить в школу, он сам сможет собрать портфель, выполнить задания учителя и даже пойти в школу.

На первых порах вам придётся постоянно напоминать непослушному ребёнку, что и когда он должен делать. Это нормально. Он сразу всего и не запомнит. Но потом он должен понять, что помнить о своих обязанностях тоже должен он сам.

Седьмой шаг – самостоятельность

Это очень важное достижение ваше и вашего  малыша. Ведь до самостоятельности путь трудный. Как отличить самостоятельность от требований? Самостоятельно принимать решения – вот основа самостоятельности. Не бойтесь доверять ребёнку выполнение серьёзных поручений. Например, помочь папе собрать велосипед, записаться в школьный кружок самому или приготовить завтрак маме.

Сначала малыш не обойдётся без вашей поддержки и советов, будет постоянно переспрашивать. Не отмахивайтесь, помогите ему довести дело до конца, а за достигнутый результат обязательно похвалите ребёнка и обоснуйте свою похвалу.

Давайте задания от простых к сложным, увеличивая ответственность. Итогом вашей совместной отличной работы может стать момент, когда вы сможете уже подростка оставить одного на несколько дней, уехав, например, в командировку или к родным.

Восьмой шаг – ответственность

Ребёнок, который не слушается родителей, должен понимать, что если он не справится с полученным заданием, ему (или вам) придётся каким-то образом ответить за ошибку. Обязательно объясните перед выполнением задания, что будет, если он его не выполнит. То есть он должен понимать степень важности задания.

Доктор Комаровский — непослушный ребенок видео:

Не всё сразу получится идеально. И это нормально! Путь воспитания долгий и трудный, но одновременно очень интересный. Потому что в процессе воспитания вы участвуете вместе со своими самыми дорогими и горячо любимыми детьми. А главная задача любого родителя, воспитать ребёнка так, чтобы он смог легко жить без вашей опеки.

ritty.ru

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ: 8 ПРИЁМОВ

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с                             приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать, если ребенок не слушается? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!»Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать.Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему…Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре.Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».

Из книги Юлии Василькиной «Что делать, если ребенок не слушается»

Возможно заинтересует

woman24online.ru

Что делать, если ребенок не слушается

Любой бы родитель хотел, чтобы родные дети, независимо от возраста, слушались его. Но в той или иной степени с проблемой непослушания, наверное, сталкивается, каждый из нас в разные периоды взросления потомства. Большинство современных родителей воспитывалось в достаточно жестких условиях, сплошных запретах и наказаниях. И это не прошло бесследно: мы копируем такую же модель воспитания, применяя ее к своим детям. Однако ничего хорошего из этого не выходит…

Давайте поговорим сегодня о том, как правильно воспитывать ребенка и себя, чтобы у нас с детьми складывались доверительные отношения и взаимопонимание, а не возникали вечные конфликты и формировалось стойкое непослушание с их стороны.

Почему ребенок не слушается?

Тому, что ребенок не слушается, всегда есть какая-то причина, даже если Вы свято уверенны в своей правоте и «беспочвенности» неправильного поведения чада. Но если мы сумеем разглядеть и понять ту самую причину, по которой кроха истерит или изводит наши нервы, то при желании сможем и побороть проблему — от этого выиграют все.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым ребенок может не слушаться. Распознать каждую отдельную среди них поможет идентификация чувств и эмоций, которые возникают у Вас в той или иной ситуации. Итак, причины детского непослушания могут быть следующими:

  1. Обида. Если взрослые причинили малышу боль (физическую или душевную), то он может не только уйти в себя, но также пытаться отомстить им тем же. Разные малыши обижаются на разные вещи: кого-то строго выругали, другого ударили, третьего обделили вниманием и временем. Поскольку ребенок тонко чувствует, что непослушание с его стороны Вас сильно огорчает и даже бесит, то он понимает, что плохое поведение — прекрасный способ отомстить. Чаще всего, если имеет место именно эта причина, плохое поведение чада вызывает у родителя такое же чувство — обиды.
  2. Заниженная самооценка. По целому ряду причин, среди которых непременно есть и вина родителей, у ребенка может сформироваться достаточно низкая самооценка: он становится неуверенным в себе, в своих способностях и вообще в собственной значимости. Такой ребенок заведомо настраивает себя на поражение во всех сферах личной жизни, и из-за постоянной неудовлетворенности, чувства несостоятельности и закомплексованности вырастает устоявшееся плохое поведение как «нормальное» для такого «неудачника». Родители при этом испытывают совершенную растерянность: детские выходки и капризы повергают их в состояние отчаяния и вызывают чувство обреченности.
  3. Возрастной кризис. Существует несколько возрастных кризисов у детей, каждый из которых имеет свои особенности. Среди самых ярких психологи выделяют кризис 1 года, кризис 3 лет и кризис 7 лет, а также подростковый период. Здесь важно попытаться понять формирующуюся личность своего чада, но при этом не пойти у него на поводу и не сломать его. «Кризисное» плохое поведение приводит нас в ярость, гнев и негодование, из-за чего очень легко сорваться. Но помните: сейчас речь идет о детском эго. Очень важно суметь правильно повести себя, чтобы сформировать «адекватное» детское эго. Следует подробно изучить тему своего возрастного кризиса (то есть, своего ребенка) и прислушаться к советам психологов.
  4. Инстинкт самосохранения. Причина может показаться довольно странной, но каждый приходящий в этот мир человек испытывает огромную потребность в любви, ласке, понимании и зависимости других от него. Абсолютно любой ребенок изначально знает, что его любят, о нем заботятся, в нем нуждаются, он самый лучший и желанный в этом мире. Если подобные установки нарушаются или вовсе исчезают (мать отказывается от малыша, родители обделяют его своим временем и вниманием, кроха не получает достаточно положительных нежных эмоций), то зарождается своеобразный внутренний протест и борьба за любовь, внимание и ласку. Таким образом ребенок пытается привлечь к себе внимание и завоевать то, что должно принадлежать ему по праву: родительское сердце. А у нас, родителей, подобное поведение, вызванное именно этой причиной, как ни странно, порождает сильное чувство раздражения и даже бешенства.

Будьте внимательны: если Вы узнаете себя в описанных моделях, то пересмотрите свое отношение к ребенку, измените тактику поведения с ним, позвольте себе быть добрее и любвеобильнее по отношению к своим детям. Начиная относиться так к малышу с первых дней его жизни и не обделяя его любовью по мере взросления, зачастую можно избежать демонстративного непослушания в будущем. Если Вы завоюете полное доверие дитя, то сможете предупредить огромное множество проблем во взаимоотношениях с ним.

Начните с себя — «подружитесь» с ребенком

Специалисты говорят, что дети копируют модели поведения с взрослых: если в отношениях с ребенком мы врем, не придерживаемся обещаний, проявляем агрессию и пылкость, не способны выслушать и понять, то совершенно незачем удивляться, когда ребенок поступает так же. Присмотритесь к себе, копните глубже и по-честному оцените, как Вы относитесь к малышу: как к равному себе, с уважением, со стремлением понять и помочь или как к представителю «низшей расы», которому не дано Вас понять и поддержать.

Вспомните, как часто мы отнекиваемся от вопросов и просьб малышей, не удостаиваясь даже хоть как-то объяснить свой отказ или запрет. Как часто мы вычитываем и ругаем их, порицаем и упрекаем, обвиняем и унижаем. Может ли маленькая ранимая и крайне чувствительная личность испытывать при этом другие чувства, нежели страх, обиду, отчаяние, раздражение, чувство несправедливости и недоумения: чем он так плох и почему его никто не воспринимает серьезно? Странно ли после этого, что ребенок ведет себя «нехорошо».

Может показаться, что я сгущаю краски: речь не идет о том, что мы постоянно демонстрируем подобное отношение к своим детям (очень на это надеюсь). Но даже эпизодически повторяющиеся такие случаи оставляют глубокие следы на детской психике и характере.

Старайтесь всегда понять свое чадо. И не забывайте о том, что и мы очень далеки от идеала, нам свойственно ошибаться и поступать неправильно.

В общем-то, всего то и нужно, что любить своего ребенка безоговорочно. Несмотря ни на что, в смысле, а не тогда, когда он паинька. Не позволяйте негативным эмоциям овладевать Вами в минуты, когда малыш плохо себя ведет: сейчас нужно действовать рационально. Постарайтесь распознать причину и устранить «раздражающий фактор».

Начните с ребенком общаться на равных. Прислушивайтесь к его мнению, уважайте его выбор и желания, просите у него советов, обсуждайте вместе общие дела и никогда не уходите от вопросов. Но при этом постройте и сохраните свой авторитет.

Ребенок должен понимать, что Вы — его мама (или папа), Вы знаете и можете немножко больше, чем он, и Вы всегда заинтересованы в его благополучии. Если Вы и поступаете, как крохе иногда не нравится, то это в его же пользу — обсуждайте это.

Постройте с сыном или дочерью такие отношения, чтобы они приходили к Вам по первому зову. Это не значит, что малыш должен быть у Вас на побегушках. Это значит, что если Вы его позвали, то следует отложить все свои дела и прийти, но по пустякам кроху не гонять туда-сюда.

Всегда разговаривайте с крохой ласково, нежно, спокойно и просто, чтоб он Вас понимал и чувствовал Вашу расположенность. Если ребенок провинился или поступил плохо, то сладость из голоса необходимо убрать, но рациональность и спокойствие следует сохранять при любых обстоятельствах!

Объясняйте ребенку, что именно он сделал плохо и почему именно это плохо.

Если проступок совершен впервые, то сакцентируйте на том, что в последующем он будет за такое наказан. Наказывая малыша за непослушание лучше лишать его значимых для него вещей, чем придумывать что-то специально для наказания. Будет достаточно запретить просмотр мультиков или отменить традиционную поездку к любимой бабушке — на эту тему есть много разнообразной информации.

Обрисуйте полномочия и обязанности ребенка

Хорошим вспомогательным фактором в воспитании детей является определение их роли в семье и социуме. Закрепите за ребенком его обязанности: сбор игрушек, убирание постели, откладывание посуды в умывальник после обеда, вынос мусора — в зависимости от возраста. Начните с тех, что будут легки и приятны в реализации, которые он будет выполнять с удовольствием, постепенно усложняя «задачки». Возможно, на первых порах есть смысл внедрить их в жизнь в форме игры: «А покажи-ка мамочке, как ты умеешь умываться!» — здесь Вам воспитание и послушания, и определенной «обязанности».

Выполнение собственных обязанностей дает ребенку ощущение важности и значимости, понимание того, что он может быть полезен и, возможно, в чем-то даже неповторим.

Таких дел, входящих в сферу «компетентности» малыша, не должно быть много, все они должны быть обоснованы (ты должен собирать игрушки, чтобы они не ломались и не терялись), быть под силу ребенку определенного возраста и не доставлять ему ощутимого дискомфорта/трудностей.

Между тем, важно не пойти у ребенка на поводу: пусть он делает то, что ему под силу, когда это уместно. Если он уже в состоянии надеть колготки или познакомиться с другим малышом на улице, то пусть проделывает это сам, нельзя поддаваться истерикам по поводу «не могу». С другой стороны, нет ничего плохого в том, чтобы помочь малышу в том или ином деле — эта грань довольно тонкая, необходимо научиться удерживать баланс.

Не забывайте хвалить кроху при каждом случае! Это большая ошибка — думать, что дитя можно захвалить и разбаловать таким образом. Критика разрушительна по своей природе, а похвала и поддержка родного ребенка приносит только хорошие плоды! Никогда не стыдите и не сравнивайте своего сына (или дочь) с другими детьми: он хорош и любим в каждом случае, но его действия не всегда верны и правильны — вот как следует расставить акценты. Критиковать можно только поведение, но никак не самого ребенка. Очень часто, в особенности маленькие дети поступают плохо непреднамеренно, сами не понимая причины. Вскоре, при правильной Вашей реакции и поведении, малыш научится управлять своими действиями и контролировать их. Помогите ему обрисовать и понять ситуацию, выразив ее словесно: «Ты расстроен, потому что не хотел идти к врачу? Но это необходимо, чтобы ты был здоров!». И обязательно поблагодарите его, когда он согласиться с Вами в спорной ситуации и послушает.

Установите правила

Чтобы прецеденты непослушания ребенка свести к минимуму, следует установить определенные правила в его и своей жизни. Многие родители ошибочно думают, что это возымеет негативное действие на развитие ребенка. Но специалисты заверяют: правила важны и нужны в детском быту — так ребенок ощущает себя более спокойно и безопасно, он знает, что все идет своим чередом, что в мире есть определенная стабильность.

Оговорите с ребенком время отхождения ко сну, частоту и длительность времяпрепровождения перед компьютером/телевизором, условия самостоятельных прогулок и прочее.

Устанавливая любые правила, руководствуйтесь советами специалистов:

  • Правила не должны нарушать права и препятствовать естественным потребностям ребенка.
  • Правил не должно быть много.
  • Правила должны быть направлены на благополучие и безопасность ребенка (не перебегать проезжую часть в неустановленных местах, не есть фаст-фуд, не прогуливать уроки).
  • Правила необходимо менять по мере взросления ребенка: отменять одни и вводить другие.
  • Из правил могут быть исключения, если есть подходящий повод.
  • За нарушение правил в качестве непослушания должно следовать определенное наказание, желательно оговоренное заранее.
  • Установление и коррекция правил должны осуществляться в дружественно-разъяснительном тоне, а не в приказном порядке.

Но все же главным правилом остается Ваш личный пример и участие: всегда старайтесь понять, почему ребенок поступает так или иначе, обсуждайте с ним конкретную ситуацию, делайте выводы вместе. Порой бывает достаточно просто поговорить с ребенком по душам и объяснить, насколько важно, чтобы он впредь так не поступал.

Очень важно заручиться поддержкой всех членов семьи, проживающих вместе с ребенком: вы должны действовать сообща. Но не следует допускать, чтобы ругать или наказывать малыша имели право другие: это должны быть полномочия только родительские!

Если Ваши дети будут видеть в Вас авторитет, пример для подражания и надежную опору в любой жизненной ситуации, если они будут уверенны, что вы хотя бы попытаетесь их понять, то в принципе, Вам не о чем печалиться.

Мы желаем Вам построить именно такие отношения со своими детьми!

Специально для nashidetki.net- Маргарита СОЛОВЬЕВА

nashidetki.net