Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Психология 8 летнего ребенка


Родителям младшего школьника: психология 8-летнего ребенка

Валерия

— Здравствуйте, Ксения! Моему старшему сыну 8 лет. Он учится во 2-м классе. Способный, очень активный мальчик, любознательный, громкоголосый. Очень боюсь потерять сына!

Я нахожусь в декретном отпуске по уходу за дочерью (ей сейчас 2,5 года). Как 2 месяца дочка ходит в садик. Я не вышла на работу по причине отсутствия самостоятельности сына. Он учится во 2-ю смену. До обеда мы делаем уроки. Очень медленно и долго. Или делаем все быстро и не аккуратно. Если заставляю переписать еще раз, у нас слезы ручьем, сопли, причитания. Я начинаю злиться — ругаю его, если до него не доходит, как мне кажется, элементарное, могу и обозвать дураком. Потом сама себя ругаю — знаю, что нельзя оскорблять ребенка.

Его постоянно нужно просить что-то сделать по дому, в детской комнате постоянно разбросаны его вещи «где снял, там и лежит», никогда сам не уберет, пока не скажешь раз 20. Бывает совсем меня не слышит, особенно, когда сидит перед телевизором. Подойдешь, выключишь, начнешь ему говорить, что нужно, допустим, пропылесосить (хотя это его обязанность), он начинает психовать, дергаться, говорит, что мы ему не даем никогда смотреть мультики.

В 1-м классе он ходил на карате. Во 2-м он отказался, по причине, что большие мальчишки используют их как груши (в группе занимаются разновозрастные дети). Я с этим согласилась. Ходил в кружок туризма (ему это очень нравится), перестали, потому, что не успеваем делать уроки, «вечером после школы он устал» (я это тоже понимаю), а до обеда мы спешим, делаем впритык к выходу в школу.

Наверное, нужно было скорректировать его распорядок дня. Я понимаю, что много от него хочу: и помощи по дому, и чтоб хорошо учился, и был самостоятельным. Я боюсь, что выйду на работу, он так и просидит возле телевизора целый день. А об остальном просто забудет. Я постоянно на него срываюсь. Хотя и стараюсь все ему сказать спокойным голосом. Он мне говорит, что мы во всем виним его, обзываем, ругаем. В школьном дневнике все красным-красно — то он громко кричит в столовой, то ударил девочку, то срывает открытый урок, то читает художественную книгу. Постоянно хожу в школу. Ну не убивать же ребенка! Я с ним дома начинаю об этом разговаривать — он может и заплакать, и покричать. Не знаю, что делать.

У нас полноценная семья: и мама, и папа есть. И бабушки (причем преподаватели в вузе), и дедушки есть (военные и моряки). Есть с кого брать хороший пример, но нет же, все только наоборот. Может мы задавливаем его своими нравоучениями и примерами? Как быть? Как найти с ним общий язык и взаимопонимание? Понимаю, что чем старше он становится, тем мне сложнее с ним идти на контакт. Очень хочется быть ему другом! Может, нам вместе с ним сходить на прием к психологу! Что вы посоветуйте? Заранее спасибо за ваш ответ.

Ксения Швецова

— Здравствуйте, Валерия! Вы сами понимаете, режим дня ребенку надо организовать.

Как распределить время школьника?

Ежедневно дети возвращаются домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, выполнить, написать… Первое, что нужно предусмотреть в их расписании — время на «переход», чтобы дать окончательно покинуть школьный мир и перейти в мир домашний. Детям младше 13 лет для этого необходимо от 45 минут до 2 часов (на обед и игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему придется отвечать на расспросы о контрольной по математике.

Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. Лучшее время для выполнения домашних заданий — с 15 до 17–18 часов. Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня — ничего: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуться к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу.

Как долго делать домашнюю работу?

Вот длительность занятий может быть разной, поскольку у каждого ребенка свой ритм; разным бывает и объем заданий. Школьникам трудно сделать все в один присест. В 8–12 лет идеальное время для работы — полчаса без перерыва. Сверх этого времени детям трудно концентрироваться. Поэтому обязательно запланируйте в расписании необходимые перерывы на 5–10 минут, за которые ребенок может расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.

Нужен ли контроль взрослых?

Да, потому что без присутствия одного из них детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше. Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы, важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное.

Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то не принципиальные ошибки. Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании. В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. И, конечно же, делает новые ошибки. На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

Будьте рядом! Но — правильно!

Научите ребёнка ставить правильные вопросы, чтобы самому продвигаться в рассуждениях.

Когда родители рядом, ребенку может показаться, что они полностью в его распоряжении. Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и… заняться своими делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадобится помощь. Позже вы сможете вместе проверить выполненное задание. Не стоит сидеть с ребенком и следить за каждым движением его руки. Не стоит контролировать каждое его действие, тем самым вы лишаете его шанса стать чуточку самостоятельнее и ответственнее. Сегодня чрезвычайно много 11–12-летних детей не приучены самостоятельно делать домашние задания. Они попросту не умеют этого делать и, более того, боятся этой ответственности. Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?», «Ты хочешь просклонять это существительное, а ты знаешь, к какому склонению оно относится?» В результате ребенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одновременно он научится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.

Как найти общий язык с учителем?

Некоторые родители считают домашние задания слишком тяжелыми или даже бесполезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в другом случае, настаивая на своем, они… мешают развитию ребенка! Первый подход отрицает его способности и снижает желание прилагать усилия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется выполнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складываются нормальные, доверительные отношения с учителем и школой вообще.

Следующее правило: сотрудничайте с учителями. Обсуждайте любые вопросы, возникшие у вас по мере выполнения ребенком домашнего задания. Помните, образовательные методики меняются, причем быстро и часто. Ваш ребенок наверняка учится по совершенно иным программам, нежели учились вы сами. Только знающий эти методики педагог сумеет посоветовать вам, как организовать и выстроить максимально эффективные и комфортные занятия дома.

Прежде, чем советовать ребенку обязательно задавать вопросы учителю, убедитесь, что он сумеет это сделать. Дети не всегда способны сформулировать, что вызывает у них затруднение в усвоении материала. Задача родителей научить их этому.

Во избежание появления замечаний в дневнике, постарайтесь:

  • попробовать совместно с учителями заниматься воспитанием ребёнка;
  • создать поле доверия между учителем, ребенком и Вами;
  • регулярно обмениваться информацией о ребёнке с педагогами;
  • создать комфортные условия дома и обучить ребёнка работать самостоятельно.

Дополнительные вопросы

Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предложить ребенку один-два дополнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действительно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было непросто справиться с этой задачей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в школе чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сыну практическое и одновременно игровое применение полученных знаний. Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого — верный способ внушить ему отвращение к учебе.

Кризис? Бывает у всех

Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ребенку все никак не удается не только усвоить, но и просто повторить простейшее правило или короткое стихотворение; если вы раздражаетесь, не можете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос — значит, в вашей совместной работе над домашними заданиями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем — не кричите и не требуйте повторить все снова и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займитесь чем-нибудь другим — вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим утром. Постоянное раздражение или негодование родителей на тему выполнения домашнего задания грозят превратиться в потенциальный источник конфликта и чувства вины. Дети при таком развитии событий могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разочаровать. Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетерпение и выходят из себя, стоит перепоручить эту ежедневную обязанность другому взрослому, например, студенту-репетитору или кому-то из родственников — им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих отношений.

Когда он научится учится?

Рано или поздно в жизни каждого родителя должен наступить долгожданный момент, когда его ребенок начнет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он уже научился учиться, самостоятельно планировать работу и свое время. Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единственный способ — быть внимательными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с одноклассниками. Вы можете вспомнить, как он учился ходить: сначала вы помогали ему найти равновесие, поддерживая за обе руки, потом ему стало хватать одного вашего пальца, а вскоре он решился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: самостоятельность приобретается постепенно. Сначала начните проверять домашние задания через день, затем — раз в три-четыре дня. Родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу — пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы раз в неделю — еще будут оставаться необходимыми примерно до возраста 13 лет. К этому времени определенный этап можно считать завершенным: либо ваш ребенок осознал цели обучения и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную свободу, либо он бунтует против домашних заданий… и вам будет необходимо искать новые способы совместных занятий — в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со старшим братом или же другими родственниками… Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над домашними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля… не забывая, впрочем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успехам своего ребенка.

Если же вам приходиться все время напоминать ребенку об его обязанностях, то можно сказать, что привычка что-то делать для себя и для своей семьи еще не сформирована. Поэтому Вам обязательно надо посвятить какое-то время на формирование таких привычек. Но делать это надо постепенно. При помощи маленьких шажков и системы мотивации.

Маленькие шажки

Они действительно маленькие. Объясните ребенку закон «немытой чашки». Одна немытая чашка порождает гору немытой посуды. Одна брошенная вещь потребует больших затрат драгоценного времени на последующий разбор «завала», что малоприятно. Составьте список «завальных» дел и найдите в них маленькие шажки.

Например, не вешает одежду после школы в шкаф. Разбейте этот процесс на этапы: взять вешалку из шкафа, повесить брюки, повесить рубашку, сложить свитер и убрать в шкаф.

Что нужно для того, чтобы это сделать? Просто взять вешалку.

— Можешь это сделать прямо сейчас?

— Могу.

Берет и делает.

А если не делает? Возьмите пакет и соберите все в кучу, и предупредите, что после того, как вещи полежат в таком виде в пакете, ему придется еще и гладить. На отработку избавления от одного «завала» выделяйте от недели до месяца. Закрепив результат, переходите к следующему.

Для закрепления привычки хорошо использовать так называемые «якоря», психологические зацепки в сознании. Чтобы привести себя в продуктивное состояние и настроиться именно на этот вид работы. Например, если ваш ребенок любит какую-то музыку, то можно связать это прослушивание с разборкой книг на его столе. После нескольких таких наслоений, желание устраивать «разборку» будет автоматически возникать при включении любимой музыки. Или наоборот, необходимость разбирать книги можно облегчить с помощью выбранного «якоря», чтобы побороть лень и сделать то, что положено.

Можно даже использовать незначительную прибавку к карманным расходам за недельное выполнение своих обязанностей без пропусков. Это как премия. Она не должна быть существенной, но должна быть довольно приятной. Например, Рокфеллер платил своим детям за день воздержания от конфет. А вы можете приплачивать на начальном этапе формирования привычки, например, за то, что ребенок в течение недели каждый день чистил свои ботинки.

Домашние задания ребенка — кошмар для родителей. Почему?

Чаще уроками занимается мама. Она чувствует, что выполняет свой долг, когда у нее получается заставить ребенка работать, если же этого не выходит, ей кажется, что она плохая мать. И его оценки она воспринимает как оценку своей родительской успешности, особенно если мама не работает. Позиция отца более отстраненная, но и его самоуважение зависит от школьных успехов сына или дочери. Школьные годы детей возвращают нас и к собственным школьным воспоминаниям. Если мама была отличницей, ей трудно понять, почему так мучается ребенок. Если же она училась плохо, то вновь переживает свой негативный опыт. В обоих случаях она чувствует тревогу. На ребенка ложится груз двойной ответственности — за себя и за эмоции взрослых. Что он чувствует в этот момент? Увы.

Ему кажется, что он не нравится своим родителям, что они не верят в него — и теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучение, ребенок нередко перестает находить смысл и в школьной работе.

Как выйти из этой ситуации?

Объясните ребенку, что вы его не обвиняете. Скажите прямо: «Я нервничаю, потому что наши занятия вызывают у меня плохие воспоминания». Расскажите о своих школьных проблемах и о том, как вы их преодолели; детям необходимо знать, как с этим можно справиться. Это важный момент и для того, чтобы подумать о месте каждого в семье, об отношениях между родителями и детьми. Особенно важна роль отца. Его слова должны приносить умиротворение. Он должен быть тем, кто пресекает конфликт, дает и матери, и ребенку ощущение уверенности в том, что они справятся с этими временными трудностями.

Советы родителям

Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка! Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. И не шантажируйте детей будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Ваша цель — помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, ра-ботающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь — это искренний интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам. Не забывайте напоминать детям, что ваши чувства не зависят от времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, или от оценок, которые он приносит из школы.

vladmama.ru

Психология 7-8 летнего ребенка - Возрастная психология - Виды психологии - Каталог статей

Наконец, психология 7-8 летнего ребенка достигает той стадии развития, когда он готов пойти в школу и начать жить по новому режиму. Однако и этот период в жизни младшего школьника достаточно труден.

Посещение школы – стресс

У многих детей нервозность, связанная с переживанием о школе, появляется еще за несколько месяцев до первого сентября. Именно так устроена психология 7 летнего мальчика или девочки – они переживают, некоторые даже боятся посещения школы, боятся таких значительных перемен.

Ваша задача – помочь школьнику адаптироваться к новому режиму жизни, к новым обязанностям и заданиям. Будьте своему ребенку другом – напоминайте о том, что нужно собрать портфель или сделать уроки, но не делайте это за ребенка самостоятельно. Пусть ваша дочь или ваш сын учатся самостоятельности и ответственности как можно раньше.

Как еще вы можете помочь?

Постоянные разговоры с ребенком о школе, о провождении времени в ней, помогут начать относиться к учебному заведению с большей дружелюбностью. Расспросите свою дочку или сына, какие уроки были у него сегодня, что он делает на перемене, что кушал в столовой, с кем дружит и с кем сидит за одной партой. В разговоре вы сможете понять, что именно вызывает у вашего ребенка большую проблему – общение, занятия или учителя.

Даже если ситуация для вас кажется полным пустяком, для ребенка все это очень важно. Только постоянные откровенные разговоры на любую тему помогут вам поддержать доверительные отношения со своим малышом, ведь психология 7-8 лет еще нестабильна, и надеяться в будущем на то, что сын или дочь не скроют важные события своей жизни от вас.

Помогите ребенку освоить новый режим

Ни в коем случае не лишайте ребенка игр, как на протяжении недели, так и на выходных. Разгрузка для мозга должна присутствовать, а дети лучше всего отдыхают во время игры. Вы можете продолжать давать новые знания, психология 7-летних детей очень хорошо воспринимает новую информацию. Но осваивайте новые навыки и знания в игре, чтобы ваш малыш не чувствовал напряжения еще и вне стен школы.

Ребенок, как правило, в первом классе хорошо учится. Если вы занимались до школы с дочерью или сыном, то, наверняка, ваш малыш знает счет, умеет читать и писать. В первом классе программа дастся ребенку легко, и даже это не заслуга регулярных дошкольных занятий, а способности ребенка схватывать все на лету, познавать новое. Но не забывайте, что психология 7 летнего ребенка еще неустойчива за счет сильно изменившейся в результате поступления в школу жизни.

Проблемы 8-ми лет

Очередным камнем преткновения в жизни детей и их родителей становится психология 8 летнего ребенка. В том возрасте сын или дочь могут ощутимо отдалиться от вас, и вам, как родителям, потребуется много вежливости, такта, для того, чтобы выстроить с ребенком доверительные и теплые отношения.

Не решайте все проблемы ребенка самостоятельно, это приведет к его пассивному отношению к жизни. Психология 8 лет еще неустойчива, появляется все больше вопросов относительно окружающего мира и устройства, могут быть конфликты в школе или со сверстниками во дворе. Помогите ребенку решить проблему, которая кажется для него слишком сложной, но не берите на себя полную ответственность за действия, которые должен делать сын или дочь – не решайте за них уроки, не собирайте сумку в школу, не готовьте форму для физкультуры – с этими задачами ваш ребенок вполне справится сам.

Но и не пускайте ситуацию на самотек. Побольше обсуждайте с ребенком школу. Для детей очень важно иметь мудрого советчика, который выслушает и подскажет, что можно сделать в той или иной ситуации. И хорошо бы, чтобы этим советчиком был кто-то из родителей. Разговоры должны быть без сюсюканий, как наравне со взрослым. Задавайте наводящие вопросы своему ребенку, и он обязательно начнет рассказывать вам о том, что его беспокоит сейчас.

www.prostaya-psihologiya.ru

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ИХ РЕБЕНКУ 7-8 ЛЕТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА). - Мои статьи - Учебные программы

 

  Это период младшего школьного возраста, ведущая деятельность в котором – учебная. В процессе учебной деятельности ребенку предстоит освоить новые знания и умения.

    Особенностью учебной деятельности является приобретение ребенком умения подчинять свою работу школьным правилам. Однако сделать это ему сразу трудно, так как он еще не успел переключиться с игровой деятельности на учебную. В жизни ребенка появляются новые авторитетные лица –  учителя . А появление в личном пространстве нового человека всегда вызывает состояние дискомфорта,но с этой проблемой ребёнок справляется достаточно быстро, если учитель справедлив, внимателен, добр.  

    Однако школьная система в целом рассчитана не на эмоциональное развитие, а лишь на развитие познавательное. Ребенок в школе становится объектом оценивания. Школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. В школе достижения и неудачи ребенка приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично.

    Если в учебных ситуациях ребенок будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об ученике, но и негативная общая самооценка, что обрекает его на неудачу. Детям непременно кажется, что родители любят их за хорошие отметки.

    В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы, при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется, как основное средство учебной мотивации. Дети изо всех сил стараются получить хорошие отметки, чтобы оправдать ожидание родителей, учителей, одноклассников. Им это нужно, чтобы сохранить статус «отличника». Даже взаимоотношения внутри класса построены на приоритете успевающих учеников, так называемых «отличников» над неуспевающими учениками, «двоечниками». Дети наделяют представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Поэтому в начальных классах у детей выражены два мотива:

    1. мотив достижения

    2. мотив избегания неудачи.

И в первом и во втором случае дети испытывают сильную эмоциональную нагрузку, страхи имеют высокий уровень тревожности. Дети боятся двоек и последствий, связанных с ними: недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, бить, запретят гулять, смотреть телевизор, не купят то, что обещали и т. д.).

    Практически всегда у ребенка от полученной отметки создается определенный уровень школьной мотивации. Если достаточно долгий период ребенок получает плохие отметки, то он приобретает плохую школьную мотивацию. И наоборот, если ребенок получает хорошие отметки, то у него развивается хороший уровень школьной мотивации. В первом случае именно на этой почве возникают тяжелые переживания ,что может привести к серьёзным заболеваниям.

    Если вдруг ваш ребенок стал грустным, унылым, тревожным, неуравновешенным, у ребенка стал плохим аппетит, нарушился сон, появились страхи – бейте тревогу, не бездействуйте, обращайтесь за помощью к специалистам. Важно не упустить, вовремя заметить негативные изменения в поведении ребенка. Если момент не упущен, то восстановить всегда проще, чем заново создать. Порой восстановительная терапия длится до полугода, а иногда и дольше, что в свою очередь отнимает у родителей силы, время, средства. 

  Можно ли подготовить ребёнка к школе, чтобы он чувствовал  себя уверенно в коллективе и получал радость от обучения. Конечно, можно! Если позаботитесь о своём чаде как можно раньше. Поддержать искру любознательности. Дать ему возможность познавать мир в игре,проговаривая свои действия, задавая вопросы; в движении, в радости успешного соперничества И поверьте: никакие годичные подготовительные школьные курсы, где в классе находятся 20-25 детей не помогут вашему сыну или дочке, если у него или у неё не развиты познавательные процессы- восприятие, память, внимание..., если он не умеет читать, думать... . На первом этапе поступления вашего ребёнка в школу администрация заинтересована в спонсорской помощи . И только через некоторое время Вы поймёте, как важны знания и и умения, которых, к сожалению, не хватает Вашему ребёнку. Вам будут предлагать индивидуальное репетиторство, но это всё равно что догонять ушедший поезд. Учителя изначально ориентируется на способных, талантливых детей, потому что оценивают работу Школы по результатам участия в районных, городских, областных, всероссийских олимпиад.

  Наши воспитанники: Семёнова Лиза, Санников Никита, Воропай Даша, Змушко Аня, Шабанов Степан, Журкин Кирилл, Анохин Антон, Бажанов Артём..., не посещая школьных подготовительных курсов, набрали высокие баллы во время тестирования и сейчас учатся с удовольствием в престижных школах города, радуя своих родителей и учителей.

 

 

 

 

 

nikitinanat.ucoz.ru