Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как приучить ребенка читать книги, 7 советов. Как заинтересовать ребенка читать в 8 лет


Родительские секреты приобщения детей к чтению – чего делать нельзя?

Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу – советы для родителей

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Содержание статьи:

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.

  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.

  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.

  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

  • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
  • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
  • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
  • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

Опубликовано мая 22, 2014 в рубрике: Дети;

www.colady.ru

Как лучше научить ребенка читать: ценные рекомендации |

1 февраля, Александра Бондарева

Бывает так, что малыш с удовольствием слушающий сказки и стихи, которые ему читала мама, вдруг теряет интерес к книгам и начинает скучать каждый раз, когда его просят почитать. Хотя он по-прежнему любит, чтобы ему читали, но себя утруждать он не собирается.

Это происходит потому, что у ребенка медленно развиваются навыки быстрого чтения, и на сам процесс уходит столько сил, что на восприятие смысла прочитанного их уже не остается.

Как вызвать интерес к чтению

Приучить ребенка к чтению книг можно только, если в этом процессе мама будет принимать самое активное участие — понадобится время, терпение, желание и личный пример.

  1. Регулярно с самого раннего возраста читай ребенку перед сном. Это должно стать традицией и хорошей привычкой.
  2. Играя с ребенком, выбирай такие игры, которые требуют чтения и изучения инструкций (настольные игры, приготовление еды). Проси, чтобы малыш помог разобраться тебе с инструкцией и сам ее прочитал.
  3. Поиграй с ребенком в пиратов и поиск сокровищ. Для этого спрячь в доме какую-нибудь вещь и составь письменную инструкцию, как ее найти. Подобная игра развивает навыки чтения.
  4. Сочиняй вместе с ребенком различные истории и сказки. Заведи альбом, в которые вы вместе будете записывать эти истории. Периодически проси малыша перечитать тебе его сочинения или прочитать их для дедушки и бабушки – он будет с гордостью и удовольствием делать это.
  5. Читай вместе с ребенком во время прогулки, игры, в гостях все, что попадается вам на глаза – вывески, рекламу, программы телепередач, открытки и т. д. На холодильнике каждый день оставляй коротенькие сообщения для малыша, которые он будет с удовольствием читать.
  6. Если ребенок любит сидеть за компьютером, попробуй начинать приучать его к чтению с помощью электронной книги.
  7. Если ребенок обожает смотреть телевизор, привлеки его внимание к чтению с помощью, того, что он видит там: предложи прочитать книгу по фильму, который ему понравился, найди и прочитай ему информацию о том, что заинтересовало его по телевизору.
  8. Предлагай ребенку читать те книжки, которые нравились тебе в детстве. Предварительно расскажи ребенку небольшой эпизод из этой книги (смешной или грустны), чтобы он заинтересовался сюжетом и захотел узнать все до конца.
  9. Подавай пример ребенку, показывая ему, что ты тоже любишь читать. Ребенок должен видеть тебя читающей, в свободное время отдающей предпочтение книге, а не телевизору или компьютеру.
  10. Давай ребенку полистать твою книгу. Расскажи о том, что читаешь и обсуди это с малышом.
  11. Запишись с ребенком в библиотеку. Позволяй в библиотеке малышу самостоятельно выбирать книги.
  12. Держи дома большое количество разнообразных журналов и книг различных жанров. Провоцируй ребенка задавать вопросы по содержанию и жанрам этих книг, привлекай его внимание яркими обложками и картинками.
  13. На праздники дари ребенку книгу – пусть он понимает всю ценность и значение такого подарка.

Есть еще несколько методов, способных приучить ребенка к чтению в игровой помощи:

  • Метод Кассиля. Заключается в том, чтобы читая ребенку книжку, остановиться на самом интересном месте («нет времени!») и тем самым, спровоцировать ребенка самостоятельно дочитать эпизод. Для начала, оставляй «дочитать» небольшие отрывки, чтоб ребенку не наскучило.
  • Ролевой метод. Читай с ребенком книжку по очереди, а лучше по ролям: к примеру, ребенок читает слова автора, а ты озвучиваешь других героев. Такая игра заинтересовывает детей и дает почувствовать себя более самостоятельными.
  • Метод главных героев. Напиши ребенку небольшое письмо от имени какого-нибудь книжного героя (к примеру, Карлсона) с предложением дружить. Каждое последующее письмо удлиняй, наполняя его новыми историями, чтобы заинтересовать ребенка. Таким образом, чтение подсознательно начнет ассоциироваться с удовольствием.
  • Метод помощи. Если ты занята домашней работой, попроси ребенка почитать тебе вслух. Скажи, что это очень помогает, и тебе не так трудно и тяжело справляться с твоей работой. При приготовлении блюд попроси ребенка диктовать тебе рецепт с кулинарной книги.

Для каждого ребенка способ приучения к книге индивидуален. Возможно, у тебя есть свой метод, как заинтересовать ребёнка читать, или придуманная игра, с помощью которой ты приучила малыша к чтению – поделись ими с нами и другими мамочками.

Рекомендации

  • Вместе с ребенком создайте свою собственную библиотеку. Собирайте книги на те темы, которые вдохновляют и стимулируют ребенка (то есть на темы, интересующие его): к примеру, про динозавров, космос, о принцессах и т. д.
  • Не забывай поощрять ребенка даже за самые небольшие успехи в чтении. Повесь на видном месте список достижений ребенка в чтении ( сколько книг и за какой срок прочитано).
  • Для старших детей, которые ходят в школу, для приучения к чтению лучше выбирать лето, когда свободного времени больше. Постепенно ребенок привыкнет читать и будет делать это с удовольствием и во время учебного года.
  • Начинать читать детям лучше короткие рассказы, а не длинные произведения: у них тогда появляется ощущение удовлетворения и законченности.
  • Делай перерывы в чтении – даже самая интересная книга может утомить ребенка.
  • Если ребенку не нравится выбранная тобой книга, не заставляй читать ее до конца (вспомни, ты же тоже не любишь дочитывать неинтересные книги). Лучше вместе выберете другую книгу.
  • Обсуждай с ребенком прочитанное. Вспоминай свои детские впечатления от этой книги, делись с малышом и спрашивай его мнение об этом.

Даже в читающей семье ребенок может вырасти равнодушным к книге. Только терпение, внимание и постоянный труд родителей в этом направлении может привить малышу любовь и интерес к чтению.

amazingwoman.ru

Как легко заинтересовать читать малыша?

«Как хорошо уметь читать!» А как заинтересовать читать?Существует много разных методик формирования навыка чтения. Выбор зависит от возраста ребёнка и возможностей родителей.Но есть два обязательных условия, без которых не стоит даже начинать: терпение и доброжелательность.

С 4 ЛЕТ.Побудить заинтересованность к чтению желательно с 4 лет. Приблизительно с 4 лет у детей формируется запоминание неудач, и это напрямую связано с интеллектуальным развитием. Ребёнку требуется начинать изучать незнакомую информацию: правильное произношение речи, запоминание названия предметов, дней недели, цветов, чтение, счёт.Чем мягче вы начнете обучать ребёнка, тем проще ему будет реагировать на незнакомое сложное.

НАЧИНАЕМ С ЛЮБОПЫТСТВА.Все дети любопытны и очень любят новенькое. Если Вы что-то делаете увлеченно, как реагирует Ваша кроха? Для детей игра - привычное познание мира. Придумайте «читательную» игру.Самые простые - игры-оболочки. Например: беру шариковую ручку и говорю: «Это волшебная палочка! И сейчас я наколдую (или напишу заклинание, или …) …» Главное, чтоб было сказано «волшебно», иначе Вам не поверят.

НАЧИНАЕМ ПО СЛОГАМ.Выбирайте обучение чтению слогами или словами. Сразу? Да! И это очень просто! У детей огромный аналитический потенциал! Вы же не объясняли малышу как ноги переставлять, чтоб научиться ходить.

Чтение слогами подходит детям от 4 лет и старше, но даже в слоговом чтении нужно начинать с коротких слов, состоящих только из одного слога.Психика ребёнка наиболее восприимчива к впервые увиденному или услышанному. Начните ваше первое занятие с игры. Пусть Ваш малыш начнёт любопытничать: что это Вы делаете? А Вы «волшебно» удивлены и показываете ребёнку красиво оформленную карточку. «Представляешь! Тут написано…» НО (скачем на лошади), АМ (съедаем вкусняшку), КО (сказала курица)… Пусть пояснения будут эмоциональные, может даже сюжетно-обыгранные.Помню, как моя дочь реагировала на первое такое слово: повторила за мной, поняла значение и начала хохотать, прочитала его сама и снова смеялась.В начале обучения знакомьте ребёнка с одним слоговым словом в день, но в течение дня его нужно несколько раз повторить.Чуть позже, учитывая знакомые слоги, односложные слова и знакомые буквы, запишите на карточках слова из двух слогов. ЛА. ЛА-ЛА, ЛАК, ЛА-КИ, ЛАП-КИ, ЛАС-КИ, СКАЗ-КИ, МАС-КИ и т.д.

ДОМИК БУКОВОК.Визуализация – подспорье обучению. Повесьте на стену картон или купите магнитный алфавит и ежедневно прикрепляйте по одной буковке алфавита. В комнате или даже на двери холодильника поселилась новая буковка. Две буковки образуют слоги, а несколько? Верно! Слово!День ото дня буковок будет прибавляться, и ребёнок сможет собирать свои слова, желательно с вашим участием. Что сегодня за слово?Проговаривая вместе с ребёнком вслух слово, Вы вместе с ним составляете короткое слово. МА-МА, ПА-ПА, КА-ША, МО-ЛО-КО, О-ГУ-РЕЦ, О-РЕ-ХИ, Е-ДА, ОЧ-КИ. Устраивайте хоровое чтение. Плюс добавляйте по 1 односложному слову из 3 букв на отдельных карточках (например, утром - слог, в обед - +1 слово, вечером - ещё +1 слово).В данной ситуации не имеет значение что, с точки зрения науки, слово содержит другой слог. НО, НОЖ, НОС. АМ, НАМ, ДАМ, ТАМ, САМ…

Помните, дети постоянно всё анализируют. В течение дня они проделывают гигантскую умственную работу. Не нужно как-либо выделять (а тем более отделять) добавленные буквы, дети разберутся своими удобными методами.

Когда меня родители учили читать, сестрёнке шёл четвёртый год. Её даже не пытались учить читать. Она просто крутилась рядом, заглядывала в «Азбуку» и начала читать раньше меня. Я запомнила это по одной ситуации: я никак не могла слить буквы в слово, папа меня подбадривал, и тут подскакивает сестра, заглядывает в книгу, читает это слово и упрыгивает. То есть задача родителей - придумать ситуации для увлекательного многократного повторения слогов и слов.ЧИТАЙ СЛОВА.Составляйте с ребёнком слова из Ваших карточек, из кубиков, из магнитной азбуки.И вот наступит момент, когда Ваше драгоценное чадо придёт к Вам с книгой и скажет:«Слушайте! »… и … ПРО-ЧИ-ТА-ЕТ!Когда Вы перейдёте к самостоятельному чтению, начинайте не с текстов, а со стихотворений, после освоения в течение недели нескольких четверостиший можно приступать к чтению коротких сказок. В больших по объёму текстах читайте предложения по очереди с ребёнком, строчки по очереди, потом абзацы по очереди.Ваша задача проста. Заинтересовать. Сделать шаг в развитии вашего ребёнка интересным не для него, а для вас обоих. Обобщить желание учить с желанием научиться. Владение чтением с осознанием прочитанного для ребёнка – основа успешного восприятия других наук и иностранных языков.Статья по теме: "Научить читать, играя!".  

___________________© Анжелина Дорожина, для www.asreda.com

asreda.com

Как заинтересовать ребёнка чтением книг

Чтение – совершенно необходимый навык для гармоничного развития подрастающего человека. Рано или поздно любой ребёнок успешно овладеет этим навыком и сможет читать книги самостоятельно. Однако все чаще можно услышать жалобы родителей на то, что дети не любят читать, заставить их взять в руки книгу невозможно, и гораздо чаще чтению книг они предпочитают игры на планшете или компьютере.

Как приучить ребёнка читать книги, что необходимо сделать для того, чтобы он полюбил чтение – эти вопросы часто задают родители, консультируясь с педагогами и преподавателями.

Книги в первые годы жизни ребёнка

Где-то в полгода, как только малыш начнёт устойчиво сидеть, можно начинать его знакомить с книгами. В этом возрасте речь не идёт о чтении в полном смысле этого слова – пока ребёнка заинтересует в первую очередь наглядность, а не содержание текстов. Поэтому приобретите несколько книжек-игрушек со страницами из толстого картона, на которых изображены яркие картинки.

Важно:

  • Для того чтобы заинтересовать ребёнка просмотром книги, картинки в ней должны быть крупными, яркими, но при этом естественными, чтобы изображённые предметы легко узнавались. Желательно, чтобы иллюстрации располагались на светлом либо белом фоне.
  • Первыми картинками могут быть изображения животных, окружающих малыша предметов, членов его семьи. Часто детям в этом возрасте нравятся вставки из различных материалов, например, кусочки меха, изображающие шкурку животного. Исследования малышами этих материалов также способствуют развитию сенсорики, тактильных ощущений ребёнка.

Уделяйте 10-15 минут времени ежедневно для того, чтобы вместе рассмотреть с ребёнком рисунки в книге, объясняйте ему, кто там изображён, при этом пусть вас не смущает, что кроха ещё не умеет говорить.

На этом этапе важно сформировать интерес к такому предмету, как книга, важно, чтобы малыш позитивно относился к этим занятиям.

Приступаем к чтению

Все мы помним наши первые стихи –  конечно же, это А. Барто, С.Маршак, И.Токмакова и другие детские авторы. Секрет успеха этих авторов прост: их стихи коротки, хорошо рифмуются и иллюстрируют то, что понятно детям –  рассказывают о любимых игрушках малышей, обстановке, которая окружает их дома и на улице.

Подберите несколько книг с короткими, но запоминающимися стихами и яркими иллюстрациями, выбрав время, когда у малыша хорошее настроение, читайте ему по 2-3 стихотворения в день, рассматривайте вместе картинки.

Важно:

  • Стихотворения должны быть короткими, по две-четыре строфы не более, а иллюстрации – яркими и качественными.
  • Чтение прозы на начальном этапе, скорее всего, не понравится ребёнку, ему трудно сосредоточиться и уяснить смысл длинного предложения. С прозой лучше немного подождать.
  • Нельзя заставлять малыша заниматься чтением книг, если видите, что у него нет настроения либо его что-то беспокоит (лезут зубы, плохо спал и т.д).

Старайтесь, чтобы с самого начала чтение книг ассоциировалось у ребёнка исключительно с приятными эмоциями.

Читаем вместе

Начиная с двух, двух с половиной лет заинтересовать маленького ребёнка чтением уже проще. В этом возрасте он активно осмысляет окружающую действительность, начинает мыслить образами.

Поэтому небольшие истории о хорошо знакомых ему животных (кошка, собака, волк, лиса) либо о его сверстниках-малышах, скорее всего не оставят его равнодушным .

Оптимальным вариантом для освоения детской прозы будут сказки В.Г. Сутеева – они прекрасно проиллюстрированы, среди них есть и коротенькие (для непосед) и более длинные, для усидчивых детей. В.Г Сутеев  рассказывает о своих героях на языке, понятном детям, его сказки прекрасно воспринимаются и  не требуют дополнительных пояснений.

В это время наиболее удобным способом заинтересовать малыша прочтением книг будет их совместное чтение.

Отведите для него 20-30 минут в день, и очень скоро ребёнок  сам начнёт вас просить почитать ему книгу.

Период совместного чтения может быть длинным – некоторые дети и в возрасте восьми лет предпочитают, чтобы родители читали им вслух. Не стоит этого бояться, со временем, когда ребёнок уже будет хорошо читать самостоятельно, потребность в совместном чтении постепенно отпадёт.

Важно:

  • Выбирайте для совместного чтения качественные издания, с хорошими шрифтами, грамотными составителями и классическими иллюстрациями. Избегайте книг с невысоким качеством полиграфии. Это будет способствовать не только развитию любви к книгам, но и воспитанию эстетического вкуса у ребёнка.
  • Отведите время для чтения в течение дня, в этом возрасте это могут быть два-три раза в день, в зависимости от темперамента ребёнка. Оптимальный вариант – совместное чтение перед сном –  как часть ритуала, предшествующего укладыванию.

Помните, что по-прежнему очень важно сохранять интерес к книгам у ребёнка. В этом возрасте он уже может не только слушать то, что читают ему родители, но и изучать, рассматривать книги самостоятельно.

Хорошим помощниками для этого будут красочно иллюстрированные детские энциклопедии и так называемые книжки -«гляделки» – книги, где текст отсутствует, но есть сюжетные картинки, рассматривание которых хорошо развивает память и внимание.

Главные враги чтения: телевизор и компьютер

Реалии нашего времени таковы, что современный человек живёт в окружении большого количества электронных устройств – от планшета до телевизора с возможностью выхода в интернет.

Буквально с первых месяцев жизни ребёнка окружает электронная техника, которой пользуются родители, он видит, как они сидят часами перед монитором компьютера, пользуются планшетом, и зачастую, это все происходит на фоне работающего телевизора.

Естественно, у малыша возникает вполне закономерный интерес к этим устройствам, и если он поощряется родителями (а очень часто родители сами дают в руки годовалому крохе планшет), то в очень скором времени ребёнок будет проводить большую часть времени, общаясь с героями электронных игр, а не художественной литературы.  Если даже не брать во внимание тот факт, что раннее общение с компьютерной техникой вредит здоровью малыша, то родители должны хотя бы понимать, что для гармоничного интеллектуального развития ребёнка любовь к чтению книг значит гораздо больше, чем его способность играть часами в компьютерные игры.

Помните:

Даже очень маленький ребёнок неосознанно копирует действия родителей, и если вы проводите много времени возле компьютера (ноутбука, планшета), а книгу в руки берете только для занятий с малышом, то, скорее всего, интерес  чтению книг у него будет невысокий. Невозможно заставить ребёнка полюбить чтение, если этого не любят и не делают, хотя бы изредка, его родители.

Читаем с удовольствием

Если вам удалось соблюсти правильный баланс между интересом малыша к электронной технике и чтением книг, то, вопрос о том, «как приучить ребёнка к чтению», не вызовет у вас затруднения. Однако необходимо помнить о некоторых моментах, очень важных для того периода, когда маленький человек начинает читать самостоятельно.

  • Важно, чтобы ребёнок не воспринимал чтение как наказание, никогда не пытайтесь заставить малыша читать ту книгу, которая ему неинтересна или не нравится.
  • Подбирайте книги, учитывая интересы и возраст ребёнка, делайте поправку на индивидуальность.
  • Не обрывайте традицию совместного чтения – эти занятия дают хорошую возможность не только потренировать навыки самого чтения (можно читать по очереди, например), но и навыки связной речи, когда вы будете обсуждать прочитанное.

Приучить ребёнка читать, привить любовь к книгам, несложно, если озаботиться этим с первых лет его жизни.

Чтение книг развивает не только фантазию и воображение. Ребёнок, который любит книги и много читает, как правило, пишет грамотно (за счёт работы зрительной памяти), любознателен, обладает развитым кругозором и способен к анализу. А именно эти качества необходимы для его успешного обучения в школе.

Преподаватель, специалист детского обучающего центра

 Дружинина Елена

Видео сюжет для родителей, который поможет правильно и грамотно привить ребенку любовь к чтению:

marypop.ru

Как приучить ребенка читать книги, 7 советов

Автор: Администратор сайта | 08.06.2016

Вам понадобится 10 дней, чтобы приучить ребенка читать книги. Безусловно, он должен уметь это делать хотя бы по слогам. И тогда его от книжки не оторвать.

Некоторые дети, уже в 2 годика, сами просят им почитать.

Другие же, заприметив компьютер или ноутбук, зависают в нем целыми сутками.

Я знавал одного мальчика, который в 8 лет стучал по клавишам как заправская машинистка.

Правда, ни одной книги он не прочитал.

Чтобы заставить его оторваться от компа, стоило тонны потраченных нервов.

Давайте приучать ребенка к чтению книг, опираясь на эти советы.

* Чем моложе чадо, тем крупнее должен быть размер шрифта, и тем больше захватывающих дух иллюстраций.

* Чтобы ребенка, который все делает из под палки, приучить читать книги, сперва заинтересуйте его рассматриванием картинок, к которым есть описание.

Когда он увидит красочное изображение, ему захочется понять что оно передает.

* Сам текст книги обязан быть интересным.

Если Ваш ребенок “подсел” на компьютерные игры в сети интернет, то выдернуть его из этого смрада можно лишь временным ограничением, которое звучит примерно так:

— Сережа, давай я на время попрошу тебя выключить компьютер. Максимум на 1 час. Вот тебе книжка, прочитай несколько страниц. Она настолько интересна, что ты будешь увлечен — без вражды, вежливо, скажите ребенку.

* Вы, как заботливые и внимательные родители, должны не ошибиться в выборе книги.

В противном случае, ребенок приучится врать, делая вид, что вникает в писанину.

Еще раз повторюсь.

Чтобы приучить, надо сперва заинтересовать.

* После того как ребенок выполнит Вашу просьбу, разрешите ему снова сесть за компьютер, но только с одним условием, что завтра все повторится.

* Если предложенная книга ему не понравилась, пусть правдиво скажет об этом.

Сообщите, что не будете сердиться, а купите ему книгу по интересам.

* Приучайте ребенка читать книги, не применяя физическую силу и нагоняй.

Не унижайте свое чадо, пусть постепенно, мелкими шажками, его тянет к интересному сюжету, который подменит озверелую игру, где надо успеть замочить противника.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Похожие темы

Предыдущая запись

Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Следующая запись

Как отучить ребенка драться в 2 года, 8 советов

Поделитесь страницей в социальных сетях

^Наверх^

goldlass.ru

Любовь к чтению. Как заинтересовать ребенка книгой

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с вопросом: как заинтересовать ребенка книгой и привить любовь к чтению? Что нужно делать для того, чтобы не отбить у малыша желание читать? На что стоит обращать внимание при выборе детской книги?

Об этом и не только в интервью Людмилы Шелестовой – заведующей сектором развития дошкольников Института одаренного ребенка НАПН Украины, автора методики обучения детей чтению «Развивающее чтение», которая уже более 17 лет используется в дошкольных учебных заведениях.

Материал подготовлен при поддержке компании PocketBook.

Какие бы вы дали практические советы молодым родителям, которые хотят самостоятельно обучать своих детей чтению? С чего начинать, а чего не стоит делать?Сразу бы хотелось сказать: начинать нужно с понимания того, хочет ребенок учиться читать или этого хотят родители? Если ваш ребенок проявляет интерес к буквам, тогда нужно его поддерживать, начинать заниматься с ребенком. Чего не стоит делать? Того, что может навредить ребенку. Родители не должны ставить свои амбиции по поводу обучения чтению ребенка превыше всего и использовать способность ребенка читать в раннем возрасте как чуть ли не единственный повод для гордости. Нужно уделять внимание разностороннему развитию ребенка, его эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств, интеллекта, в том числе и обучать чтению.

В каком возрасте наиболее оптимально начинать учить ребенка читать?На этот вопрос нет однозначного ответа. В каждой конкретной ситуации решение может быть разным. Тем не менее, по опыту могу сказать, что оптимальный возраст для начала обучения ребенка чтению – 4 года. Именно в этом возрасте дети активно познают мир, проявляют интерес ко всему, в том числе и к буквам, которые они видят повсюду. К этому возрасту у них уже достаточно сформированы память, мышление, восприятие, воображение, и дети могут фокусировать внимание и начинать учиться читать (овладевать элементарными навыками). В реальной жизни сложно предугадать, когда ребенок начнет тянуться к чтению. Это может случиться и в 2 года, и в 5 лет. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, в том числе и от пола: девочки, как известно, часто опережают в развитии мальчиков, поэтому и интерес к чтению у них может возникнуть достаточно рано.В моей практике были случаи, когда девочка в 2 года 9 месяцев легко запоминала буковку, умела сразу объединить буквы в слоги. Но были ситуации, когда четырехлетнему ребенку обучение чтению давалось с трудом. Так что самое главное – всегда идти за ребенком.

Как правильно выбирать книги для детей? На что нужно обязательно обратить внимание?Если мы говорим о книгах, которые родители будут читать детям, то это одни критерии отбора. Если эти книги ребенок будет читать сам – другие.В первом случае, выбирая книги для детей, важно обращать внимание на качество текста: язык должен быть понятен ребенку, красивым, без сленговых слов. Бывает, что в книжках для дошкольников встречается искаженная информация об окружающем мире, так что на это нужно обращать внимание. И, естественно, внимание стоит обращать на тематику произведений. Важно также учитывать объем произведений. Деткам до трех лет лучше подбирать короткие произведения – стишки, потешки, короткие сказки, поскольку большой объем малыши не будут слушать. Детки постарше уже могут воспринимать сказки и рассказы большего объема, но они не должны быть слишком большими.

Внимание детей краткосрочное, например, в 3 года ребенок удерживает его всего в течение 10-15 минут. Помните: за эти 10-15 минут вы должны полностью прочитать произведение, рассмотреть картинки, поговорить о прочитанном. Не стоит разрывать процесс чтения произведения (если оно большое по объему) для маленьких детей на несколько дней, поскольку им будет сложно удерживать в памяти его содержание. Поэтому и лучше выбирать короткие произведения.

Обязательно обращайте внимание на наличие иллюстраций и на их качество. Ребенок впитывает все что видит, как губка, а значит, все иллюстрации на подсознательном уровне влияют на формирование представления малыша о мире. Желательно, чтобы образы были добрыми, яркими и эмоционально привлекательными для него.Ну и, конечно, выбирая книгу, прочитайте ее сами. Если книга нравится родителю, есть вероятность, что и ребенку она понравится. Если ребенок дошкольного возраста будет читать книгу сам, то, в первую очередь, обратите внимание на объем текста (это может быть всего несколько предложений на странице), размер букв (они должны быть достаточно большими), наличие иллюстраций, их качество и соответствие реальным объектам. Важно также и качество текста, насколько он может быть интересен ребенку.

Существует мнение, что наиболее эффективно учить читать ребенка в игровой форме, не заставляя, а заинтересовывая малыша книгой. Как вы считаете, так ли это? Какие методы наиболее эффективны? Что «работает» с современными детьми?Обучать дошкольника действительно нужно в игровой форме, поскольку игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Но есть и другие, о которых не стоит забывать: коммуникативная, предметно-практическая (ее еще называют – продуктивная) и учебная.В идеале обучение чтению, как и любой другой процесс обучения, должен включать эти виды деятельности. Необходимо, чтобы во время игры ребенок и коммуницировал с другими детками (в это время у него развиваются социальные навыки), и создавал какой-то продукт (для ребенка очень важно видеть результат своей работы), и, естественно, чему-то научился. Это в идеале, но не всегда так бывает.

Мы знаем, что вы являетесь автором одной из отечественных методик обучения чтению дошкольников «Развивающее чтение». Расскажите о ней более подробно.Когда родители начинают работать по методике «Развивающее чтение» и используют пособия для детей, они должны быть готовы, что мгновенного результата не будет. Дети будут выполнять игровые задания, и постепенно будут запоминать буквы, научатся читать сначала слоги, потом слова, потом словосочетания, предложения и совсем маленькие тексты. Кроме этого, у детей будет развиваться логическое мышление, память, словарный запас, речь, мелкая моторика, а также будут существенно обогащаться представления о мире.Методика довольно гибкая и подходит для малышей разного возраста, состоит из двух частей, а соответственно — из двух книг. Выполнение заданий из первой части книги рассчитаны ориентировочно на год работы, в зависимости от возраста ребенка, который начинает учиться читать. В четыре года дети будут медленно выполнять задания и, соответственно, усваивать навыки чтения, а шестилетние — гораздо быстрее. Эта система работы очень продумана и предполагает, что ребенок знакомится сначала с буквой, используя для этого различные виды деятельности: вырезание, вылепливание, выкладывание из природного материала, кубиков и пр. После того, как ребенок запомнил букву, мы предлагаем ему познакомиться со слогами и научиться слитно их читать. Научившись читать слоги, он учится из уже известных слогов составлять слова и читать их. На изучение каждой буквы и слогов с ними предлагается выполнить от 5 до 8 заданий. Со второй частью книги могут работать дети, которые уже умеют читать слова. Выполняя игровые задания из этой книги, ребенок учится читать слова разного уровня сложности, словосочетания, предложения и маленькие тексты. Содержание заданий этой части книги ориентировано на значительное обогащение представлений ребенка о мире. Книга структурирована по темам, из которых ребенок узнает о себе, об обществе, о том, что мы кушаем, о том, что находится дома и вне дома, и другую важную для него информацию. Занятия происходят, опять-таки, в игровой форме. Например, нужно прочитать загадку и нарисовать к ней отгадку, или подобрать под стишок картинку. Такие упражнения помогают детям учиться осознанному чтению, а не механическому; не просто запоминать слова и уметь их повторить, а понимать их значение.

Осознанное чтение – зачем оно надо? Что оно дает? Первое – дает понимание ребенку того, что он читает. Это плохо, когда ребенок читает и не понимает о чем идет речь. В таком случае, у ребенка пропадет интерес к чтению, и он не будет заниматься этим. Какая типичная позиция малыша? Если мне интересно – я включаюсь, а если нет – я вообще уйду от этого. Во-вторых – обучение осознанному чтению поможет ребенку в будущем, когда он придет в первый класс, где его успешность в значительной степени будет зависеть от понимания ребенком прочитанных условий задач, например. Поэтому, я считаю, что осознанное, а не просто механическое чтение – это важно. В заключение хотелось бы сказать, что учить дошкольников чтению можно и нужно, используя для это соответствующие методы. Но это не должно быть самоцелью, доминирующим направлением развития. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок отлично читал, но при этом не умел общаться с другими детьми и взрослыми, не умел играть, завязывать шнурки или застегивать пуговицы, не умел понимать свои чувства и чувства других людей и т.д. Я — за гармоничное развитие личности дошкольника!

mamawow.com.ua

Как заинтересовать ребенка чтением.

  В семье родился малыш. Сколько радости и забот принесло это событие. Но время летит быстро, и вот уже приближаются  «школьные  годы чудесные», и родители порой лихорадочно начинают учить детей читать, заставляют, доводя до слез, сидеть над книгой: «Не пойдешь гулять, пока не прочитаешь», и вызывают у ребенка в лучшем случае нелюбовь, а в худшем ненависть к  книге. И вот родители начинают жаловаться: «Дети  не любят и не хотят читать книги».

Прежде чем впадать в отчаяние, подумайте, а в чем причина такого неприятия книг? Их  может быть несколько. Если ваш ребенок первоклассник, то ничего страшного еще не произошло: большинство детей (кстати, и взрослых тоже) не любят делать то, что плохо умеют, Разве кому-нибудь из нас это доставляет удовольствие? Так что пожалейте малыша и не давите на него. Вот подрастет, хорошо овладеет техникой чтения, научится читать, не замечая, что это работа, и начнет читать с увлечением. Особенно хочется предостеречь от самой распространенной среди родителей ошибки: «У моей подруги, соседки, сестры  ребенок читает книги самостоятельно, а ведь ему только 6 лет,  моему 8 , а он не хочет». Никогда не сравнивайте свое чадо с другими, ведь все люди, в том числе и дети, разные. И совсем плохие взрослые встречаются редко, а дети тем более.

Мне кажется, лучше всего сравнивать своего ребенка надо с собой (мы-то не считаем себя плохими людьми). Почаще  вспоминайте себя в детстве, какими вы были в школе. Ну а раз мы начали сравнивать  с собой, то скажите честно: а вы любите читать? Сколько часов в день вы посвящаете книгам или читаете только газеты, журналы? Или дети никогда не видели вас с книгой в руках? Ведь общеизвестно, что мы воспитываем детей своим примером, а вовсе не тогда, когда говорим им правильные слова. Все знают, что детям лучше не слышать ссоры родителей. Но вот спор отца с матерью по поводу прочитанной книги они должны услышать, даже если и не читали эту книгу: раз мама с папой спорят о книге, значит там что-то интересное, надо почитать.

Дорогу к книгам надо прокладывать в раннем детстве ребенка. Умные родители читают малышу книги, когда ему только годик едва сравнялся, не боятся, что не поймет. Благо сейчас издаются такие книги, что малыш их порвать не может. Многие думают, что приучать ребенка к книге надо с детских сказок, рассказов. Да, конечно, чем младше дитя, тем проще сюжет произведения. Но не надо бояться и классики, уже с трехлетнего возраста можно читать детям и Пушкина,  и Некрасова, и Тютчева, и других наших замечательных поэтов. И лучше всего, если это будут стихи о природе.

С  двухлетнего возраста  можно знакомить ребенка с буквами, например, купить кубики, на гранях которых есть буквы, и мягко, ненавязчиво, только в игровой форме, учить малыша азбуке. И ни в коем случае не огорчаться, если он вначале не проявляет большого интереса. Просто наберитесь терпения и не заставляйте ребенка насильно заниматься изучением букв. Наоборот, сами чаще читайте ему сказки, стихи, и просто замечательно будет, если ваше чадо начнет требовать, чтобы вы ему почитали, встречая вас с книгой на пороге, когда вы только пришли домой после работы. Сдержите раздражение и голод, сядьте с ребенком и прочитайте любимую сказку (заодно немного отдохнете). Книга должна быть составной частью жизни вашего малыша еще до того времени, как он научится читать сам, тогда и не возникнет проблема, как приохотить его к чтению.

Теперь обратимся к таким проблемам, как телевизор и компьютер. Мне могут возразить, что это великие достижения науки и техники. Против таких доводов не спорю. Но всегда ли они приносят благо? Вопрос весьма спорный. Конечно, очень удобно, если вы заняты, отправить ребенка к телевизору или компьютеру и наслаждаться покоем, пока дитя смотрит мультики или играет в компьютерные игры. Но он очень обманчив, этот покой. Да, есть замечательные мультфильмы, несущие положительные эмоции, есть прекрасные познавательные игры. Но всегда ли мы можем проконтролировать, что ребенок почерпнет с экрана? Увы! Да и не все родители придирчиво выбирают для своего чада игры и мультфильмы. А ведь давно всем известно, какой заряд агрессии несут в себе заурядные «произведения искусства». Поэтому общение с телевизором, а уж тем более с компьютером должно быть строго дозированным и под постоянным контролем. Есть семьи, где телевизор и компьютер работают чуть ли не круглосуточно. Куда ребенку легче смотреть, чем проще заниматься? Вопрос риторический. Родители могут спросить: «Что ж нам не пользоваться ими, если ребенок в комнате?» Но в чью пользу мы решаем, когда нужно сделать выбор, кому купить лекарство: себе или ребенку? И если книги можно читать без ограничений, то телевизор или компьютер в неконтролируемых дозах - яд. Так что я думаю, не такая уж большая жертва со стороны родителей выключить иногда их и провести время в общении со  своим дитятей.

Как жаль, что из нашего общества ушла замечательная традиция – семейные чтения. И не надо думать, что это занятие существовало только в интеллигентных семьях. Поэт А.Т. Твардовский, родом из крестьян, вспоминал, как относился к книгам его малограмотный отец, как из скудных доходов выкраивал деньги на покупку книг Пушкина, Некрасова. Он рассказывал, как в семье по вечерам читали: «Мать чисто мыла доски стола, отец заставлял всех как следует вымыть руки, и вот вся семья слушает, как кто-либо из братьев  читает  книгу, которую отец привез с ярмарки». Невольно задумаешься о том, куда же исчезло это трепетное отношение к книге. Многие возразят, что книги сейчас не нужны, всю информацию можно найти в интернете, чего держать макулатуру в доме. Да, это хороший помощник человеку, если им умело пользоваться. Но разве можно сравнить те чувства, которые испытываешь с книгой в руках, с  ощущениями человека, сидящего за компьютером.

Но все это, как говорится, теория, а что же делать на практике, как развить интерес к чтению? Можно использовать следующие приемы.  Сядьте вместе с ребенком за книгу и читайте по очереди, но сначала просмотрите ее,  отметьте наиболее трудные для чтения страницы (их будете читать вы), те, что полегче оставьте малышу. Когда читает ребенок, внимательно следите за техникой чтения, пусть малыш не торопится, прочитывает слова, не проглатывая окончания, отчетливо проговаривая слоги. Как только заметите, что он устал, читайте сами. Не забывайте останавливаться и с помощью вопросов проверить, понял ли ребенок прочитанное. Иногда детям трудно понять содержание, пока они складывают слоги в слова. Ни в коем случае не раздражайтесь, не оскорбляйте малыша, если он медленно читает или часто отвлекается, просто берите инициативу в свои руки. Можно привлечь внимание к книге рассказом о том, какую интересную повесть вы читали в детстве, начните пересказывать ее, и на самом увлекательном месте вас  прервет какое-то срочное дело. Уходите, а книжку оставьте на столе. Скорей всего малышу самому захочется узнать, как развиваются события. И если он прочитал книгу, обсудите ее, расскажите, какое впечатление она произвела на вас в детстве.

Вообще совместное обсуждение прочитанного -  один из самых действенных приемов развития интереса к  чтению. Но только не забывайте, что у каждого человека собственное восприятие мира, и поэтому у вашего ребенка может иное мнение, уважайте его. Если вам очень некогда, а нужно проверить задание по чтению, схитрите, попросите малыша, пока варите суп, прочитать заданное, чтобы сравнить, изменилось ли содержание учебника с тех пор, как вы учились. Вдумчивые родители могут сами придумывать подобные приемы, которые будут воздействовать именно на их ребенка. Но все эти способы будут работать только в том случае, если в вашей семье любят читать.  Если вы не интересуетесь книгами, то и от ребенка не требуйте «Читай». А вот если вы хотите, чтобы ваше чадо  полюбило книгу так, как любите ее вы, чтоб чтение стало для него насущной потребностью всю жизнь, чтобы вы в воспитательных беседах могли опереться на литературные примеры  и ваш ребенок вас бы понял, тогда проанализируйте свою жизнь, свои отношения с книгой, подумайте, можете ли что-то изменить к лучшему  и измените.

Тюдешева Лариса Александровна, педагог высшей квалификационной категории.

www.docha.net