Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как развивать речь ребёнка от года до двух: рассказывает логопед. Как развивать речь ребенка 8 месяцев


Развитие речи ребенка до года

Младенчество - это подготовительный этап к развитию речи ребенка. До года у малыша появляются первые предпосылки к освоению речи, он учится понимать разговоры взрослых.

Пассивную речь, то есть понимание слов, кроха осваивает уже с первых недель жизни. Со временем у малыша появляется потребность в общении с взрослыми, а это и есть предпосылка к развитию активной речи – употреблению слов. Родители могут научить ребенка говорить с помощью игр для развития речи. 

Чтобы лучше понимать, как заниматься с ребенком, маме и папе нужно понимать этапы развития речи ребенка.

Читай также: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

3 неделя жизни ребенка. Малыш уже умеет сосредотачиваться на голосе взрослого.

2-й месяц жизни ребенка. Кроха реагирует на голос взрослых на таком уровне, что перестает плакать и кричать, когда родители с ним разговаривают.

3-й месяц жизни ребенка. Общение с взрослыми развивает предпосылки к освоению активной речи. Малыш уже «отвечает» на разговоры смехом и звуками.

Читай также: Простые и веселые игры для развития красивой речи у детей

4-й месяц жизни младенца. С 2 до 4 месяцев в лексиконе крохи есть согласные звуки. Затем появляется гуление – малыш «говорит» высокие певучие звуки. С 4-го месяца ребенок уже «разговаривает» с мамой и папой на расстоянии и продолжает издавать звуки даже после окончания общения.

5-6 месяцы жизни малыша. В этот период в «разговорах» ребенка появляется адресность – кроха говорит свои детские слова конкретному взрослому. Но пока малыш лучше реагирует на жесты и скорее подползет к маме, если она позовет его жестом, а не только словом.

После 6 месяца. Теперь в речи малыша появляется детский лепет. С его помощью кроха обращает на себя внимание и выражает свои желания. Также в этот период устанавливается связь между словом и предметом или действием.

7-8 месяцы жизни ребенка. Реакции малыша на речь взрослого усложняются. Теперь он может понять, о каком предмете говорит мама или папа. Если они спросят: «Где игрушка?», он повернется к ней. Но связь между предметом и словом пока очень хрупкая. Если игрушку переложить на другое место, малыш может ее не узнать. Но кроха уже усваивает связь между словами и движениями и может садиться, вставать, делать ладушки и махать ручкой «пока-пока», если родитель говорит соответствующие слова.

9-й месяц жизни ребенка. Теперь младенец легко находит несколько игрушек или других предметов, даже если менять их местоположение. Чуть позже он начнет понимать простые поручения, например, «Дай мне игрушку».

10-й месяц жизни малыша. Младенец уже умеет выговаривать обрывки слов («не», «ам»). Соединяя их с мимикой и жестами, кроха реагирует на речь взрослых.

Читай также: Речевые партнёры ребёнка: взрослый и сверстник

11-й месяц жизни ребенка. В этот период устанавливается более прочная связь между словами и предметами. Кроха может дать любую игрушку, которую попросит мама или папа. После 11 месяцев малыш уже реагирует на слова без жестов и может подойти или подползти к маме, если она просто попросит словами.

1 год. К этому времени словарный запас малыша составляет от 4 до 20 слов. Это в основном названия предметов. Младенец уже может использовать их осмысленно, но значение слов неустойчиво: он называет ими и предметы, и действия, и ситуации, и схожие предметы.

Читай также: Узнай, почему мальчики начинают говорить позже девочек

Развитие речи младенцев можно разделить на два этапа: дофонемную стадию и фонемную. В первые полгода жизни ребенок реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека. Кроха понимает интонацию и мимику. Но слова воспринимает как единый звуковой комплекс. Позже малыш начинает усваивать звуковую сторону речи и выделяет отдельные звуки и слова. Облегчить такую сложную задачу, как понимание и освоение языка, можно с помощью упражнений для развития речи. 

По материалам psyera.ru

Читай также: Ребенок заикается: причины и эффективные советы

Читай также: Советы логопеда: правильно говорить - это трудно?

Читай также: Ребенок плохо говорит: советы родителям

 

Загрузка...

www.uaua.info

Как развивать речь малыша?

Период раннего детства (до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку.

Возрастных особенностях речевого развития детей.

Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и 1,5 годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

Специалисты считают, что в норме: еслив год ребенок имеет в своем запасе 4 слова; в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30; в 2 года количество возрастает до 300 слов!

При этом в период от года до 2-х лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама»,  и т.д. ... К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

При определении задержки или недоразвития речи у ребенка учитывают возрастные нормы и индивидуальные особенности развития. Дело в том, что в период раннего детства развитие идет резкими скачками: сегодня ребенок что-то не делает, а завтра вдруг начинает активно использовать новый навык в жизни.  Многое в этом возрасте ребенок начинает делать одномоментно, и взрослым бывает трудно уловить тот момент, когда он оказывается готов к реализации своих возможностей.

Незначительная задержка развития речи может наблюдаться и у абсолютно здорового малыша — это тоже норма. Известно, например, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1—3 месяца раньше, чем мальчики. Поздноговорящие дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1—2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. Поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы сами стали говорить. Считается, что, если поздно заговорил кто-то из родителей (или оба), вероятность того, что относительно поздно заговорят их дети, существенно повышается.

Бить тревогу необходимо только в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Или это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалиста: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

1. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение.

2. Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать «тарабарский» язык, на котором говорит ребенок, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми — они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.

3. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.

4. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

  • < Назад
  • Вперёд >

rastimdetey.ru

Как развивать речь ребенку? | Быть мамой

Многие родители ждут не дождутся, когда их малыш произнесет первое слово, они ловят каждый звук и радуются появлению новых. Можно ли помочь ребенку развить речь и как это делать?

Условно можно разделить речевое развитие на несколько этапов

  • гуление и лепет, подготовка к голосовым звукам. с2 до 7 месяцев.
  • с 7 до 9 месяцев речевые звуки произношение слогов.
  • с 10 — 18 месяцев в словаре ребенка уже около 10 слов.
  • второй год жизни ребенок может простые словосочетания.
  • в три года имеет словарный запас в 500 и более слов, составляет предложения.
  • на четвертом году ребенок в совершенстве знает больше 1500 слов, и постоянно его увеличивает.
  • в возрасте пяти лет речь становиться все более правильной и совершенной.

Как помочь ребенку развивать речь:

В младенчестве, примерно до 6 месяцев ребенка окружает множество предметов, но он их не замечает, поэтому необходимо вмешательство взрослого. Учеными было доказано, что своевременное развитие речи, достигается постоянным общением с ребенком. Для того что бы жизнь младенца не была примитивной, необходимо положительное воспитательное влияние. Вызывайте у ребенка положительные эмоции и смех с первых месяцев жизни, во время его бодрствования.

В раннем возрасте у ребенка число понимаемых слов, гораздо больше активно им произносимых. Случается так, что период только пассивной речи затягивается, когда ребенок все понимает, а сказать не может. Не следует отчаиваться, а нужно продолжать развивать пассивную речь, так как у таких детей переход к активной речи внезапен. Сегодня еще не говорит, а завтра уже рассказывает целыми предложениями. В этом нет нечего удивительного, ведь богатый словарный запас, перешел в активную речь.

В раннем периоде развития речи малыша необходимо накапливать пассивный словарь, показывайте картинки, четко называйте предметы, которые на виду у малыша. В последствие ребенок знакомится с окружающими предмета играя сними, такое знакомство продолжается примерно до 4 лет.

С полугода у ребенка начинается формироваться пассивная речь. Когда ребенок начинает различать и понимать простые слова.

Пассивную речь можно охарактеризовать как понимание речи взрослого.

С 8 месяцев ребенок начинает подражать незнакомым звукам, и произносить первые слова ма-ма, па-па, ба-ба.

С 9 месяцев ребенок выполняется по просьбе родителя, простые действия: пей, возьми, дай. с 9 до 15 месяцев ребенок начинает лепетать, используя псевдо слова.

На первом году жизни ребенок знает уже около 10 слов, а 5 может произнести. Может показывать предмет по просьбе взрослого. Отвечать на вопрос определенным действием. Для лучшего понимания слов необходимо побудить ребенка к действию. Для развитие речи, после года используют стихи с действиями, мишка косолапый по лесу идет… и другие.

Обычно ребенок начинает говорить к 2 годам, но это цифра приблизительная, потому как каждый ребенок уникален. В начале второго года активный словарь постепенно пополняется простыми словами. И постепенно речь его становиться все осмысленнее и правильнее, к трем годам ребенок способен высказывать свои желания, предавать чувства. Если ребенок не говорит, не огорчайтесь, продолжайте общаться с ним, реагируйте на плач, повторяйте звуки за малышом. Так они понимают основу общения, и осознают что они услышаны.

Читайте также

www.xn--80axb4d.xn--j1amh

Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.

Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, «маловразумительные звуки» – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Обучение ребенка речи складывается главным образом из того, как вы говорите с ребенком и каким образом объясняете ему при помощи слов различные действия и проявления. Ребенок знакомится с вещами, которые вы ему называете. И если вы хотите развивать его речь, то вы и ваше окружение должны вербализировать, т.е. воплотить в слова, объяснить словами различные действия, которые он совершает.

От 0 до 1 месяца Слух и зрение новорожденных работают с первых дней жизни. Если вы что-то с грохотом уроните, то ребенок сморщится и заплачет. Предлагайте малышу интересные предметы для разглядывания, и примерно на десятый день жизни он будет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. Над кроваткой укрепите что-нибудь звучащее, если малыш случайно заденет игрушку ручкой, то звук привлечет его внимание. Оставляйте ручки ребенка свободными, ведь для развития очень важно изучать свои ручки, смотреть как они двигаются.

Помните, что все знания об окружающем мире ребенок получает наблюдая и общаясь с вами. Не оставляйте его надолго одного и не будьте молчаливой мамой. Обязательно обнимайте своего малыша, погладьте спинку, животик, ручки, ножки, дайте почувствовать ему свою любовь.

От 1 до 2 месяцев Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать ребенка своей речью. Для него в этом возрасте важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Ваш малыш быстро сообразит , что внимание можно привлечь криком. А вы по крику определив, что беспокоит ребенка, проговаривайте то, что вы делаете: "Ты голодный, вот мы сейчас будем кушать","Ты мокрый, сейчас мы поменяем тебе подгузник" и т.п.

От 2 до 3 месяцев Теперь игрушки, попавшие в поле зрения ребенка, он рассматривает внимательно. Старайтесь улавливать, на что упал взгляд ребенка и называйте ему этот предмет. Давайте малышу  как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторить. Воркуйте, разговаривайте, повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком, и обязательно улыбайтесь при этом. Услышав, как ребенок загукал, ответьте ему, дайте понять, что слышите, понимаете, что вам нравятся произносимые ребенком звуки. Возьмите погремушку и гремя ею, передвигайте так, чтобы ребенок ее видел. Он будет следить за ней взглядом, а когда вы дадите ее ему в руки, крепко схватится за нее и попробует потрясти.

От 3 до 4 месяцев Теперь ребенок смотрит на вас совершенно осмысленно ( до трех — четырех месяцев зрение новорожденных считается слаборазвитым ). Вы улыбаетесь ему, а он улыбается вам в ответ, он даже уже умеет громко и весело смеяться. Когда вы выкладываете малыша на животик, он хорошо и долго удерживает головку, а значит обзор тоже увеличивается. Выкладывайте перед ним различные предметы, давая возможность внимательно их рассмотреть, при этом не забывайте ребенку все объяснять. Называйте и проговаривайте все, что делает ребенок и все, что делаете вы. В этом возрасте малыш становится очень активным, сам переворачивается, внимательно смотрит за движущимися игрушками и хорошо ориентируется на голос. Разговаривая с ним отдаляйте и приближайте свое лицо, отклоняйтесь в сторону, отойдите, что бы он вас не видел, а только слышал.

Играя с ребенком, используйте не более двух игрушек одновременно. Прежде всего пусть малыш увидит игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, спрячьте, пусть ребенок попытается отыскать ее по звуку. Можно повесить над кроваткой игрушки, удобные для захватывания, они должны быть яркими, простыми и безопасными.

В три месяца пора начинать играть в "Козу рогатую" : Идет коза рогатая, За малыми ребятами, Забодаю, забодаю, забодаю. Ребенок будет весело хохотать при приближении грозной рогатой козы из двух пальцев.

От 4 до 5 месяцев В четыре месяца ребенок начинает гулить. Услышав гуление, обязательно отвечайте ему.

Теперь пришло время для простых упражнений для развития речи. Сидя напротив малыша высовывайте язык, надувайте щеки, облизывайте губы и пропевайте разные звуки, пусть он подражает вам.  Когда ребенок зажмет в кулачке игрушку, попробуйте понарошку отобрать ее, приговаривая: "Вот как крепко ты держишь игрушку, молодец! А теперь дай мне" и т.д. Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. На первых порах вы можете ему помочь, слегка пододвинув игрушку, поощряя при этом малыша самому дотянуться до нее. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам доставал интересный предмет. Ваш малыш будет пытаться засунуть все в рот, не препятствуйте этому, ведь это важный этап изучения предметов. Только следите, чтобы отсутствовали мелкие детали, которые можно проглотить, и все предметы были чистыми.

Больше и чаще разговаривайте с ребенком, проговаривая все, что вы и малыш делаете. При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите.

От 5 до 6 месяцев Теперь ваш малыш может с удовольствием слушать мелодичную музыку. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, звучит то справа, то слева. Пятимесячному малышу очень интересны музыкальные игрушки. Он их внимательно ощупывает, трясет и с интересом разглядывает, поднося к лицу. Предложите ему звучащие игрушки разной степени громкости. Незаметно отодвигайте интересующую малыша игрушку, стимулируя ребенка подползти за ней. Не забывайте обсуждать с малышом все, что происходит вокруг. Ребенок еще не понимает слова, но тон, которым они произносятся улавливает превосходно. Поэтому разговаривайте с ним ласково и спокойно, почаще улыбайтесь ему. Также теперь самое время начинать играть в прятки. Вы закрываете ладонями лицо и спрашиваете у ребенка: "Где я?", и открывая лицо со словами "Ку-ку"(или "А вот я!") широко при этом улыбаясь. Можно разнообразить игру, прячась за разные предметы мебели, и появляясь оттуда, говорить "А вот я где".

От 6 до 7 месяцев В шесть месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, услышав это, повторите за ним и договорите слово, например "ма-ма, ба-ба". Больше разговаривайте с малышом, пусть он как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова. Полугодовалый ребенок уже хорошо играет с игрушками, а когда игрушка падает, он начинает искать ее, тянуться за ней. Помогайте малышу при этом проговаривая: "А где наша собачка? Упала собачка, сейчас мы ее поднимем. Вот собачка, возьми собачку." Сейчас ребенка привлекают игрушки, где что-то меняется, двигается или вынимается. Оставляйте малыша на некоторое время одного, пусть попробует занять себя сам. Это научит его сосредотачиваться и начнет приучать к самостоятельности.

От 7 до 8 месяцев Ваш ребенок стал активнее, он уже не роняет игрушки, а старается бросать. Зачем размахивать погремушкой, лучше стучать ею изо всех сил обо что-нибудь. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, используйте одно-двухсложные слова, ведь малыш уже может повторить некоторые из них. Показывая ребенку игрушку, называйте ее: "Где у нас собачка? Вот собачка. Как собачка лает? Ав-ав" Затем отложите игрушку в сторону и спросите у него, где собачка, он повернет голову в ту сторону, куда вы положили игрушку. Озвучивайте для него различных животных, как игрушечных, так и настоящих. Дайте ребенку крышки от кастрюль, пустые коробочки, баночки, продемонстрируйте ему звуки, возникающие при постукивании ими друг об друга. Только не забывайте о безопасности малыша, не давайте ему бьющиеся предметы и те которые можно проглотить. В этом возрасте можно пробовать играть в ладушки.

От 8 до 9 месяцев Если вы попросите своего восьмимесячного малыша сесть, встать, дать ручку, он выполнит все это с удовольствием. Поэтому просите его повторять за вами самые разные движения. Продолжайте играть в спрятавшуюся игрушку, накройте игрушечного зайца пеленкой и поинтересуйтесь, где он. Малыш тут же сорвет пеленку с игрушки, а вы обязательно похвалите его за это. Теперь вам понадобится мягкая игрушка, например, собака.  Рассматривая вместе с ребенком игрушку, произносите: "Это собака. Вот у собачки ушки. Где у собачки ушки? А вот глазки. Где у собачки глазки?" Затем вы можете показать как собака ходит, лает, рычит, ест. Для развития дыхания используйте вертушки, дудочки, кусочки бумаги, которые надо сдуть. Даже хорошо известные малышу предметы называйте, объясняйте в разных ситуациях, это поможет ему быстрее и легче запомнить и использовать эти слова.

 От 9 до 10 месяцев Девятимесячному малышу уже можно предложить вкладывать матрешки друг в друга, нанизывать колечки небольшой пирамидки. Попробуйте попросить у него "Дай кубик"- и он протянет вам его. "Брось!"- говорите ему, и он швырнет кубик.  Постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте ему все, но не перегружайте сложной информацией. Разговаривая с ребенком поощряйте повторение им разных звуков, слогов, слов. Играя с куклой показываем пальчиком ее глазки и называем, потом свои, потом глазки у ребенка. Далее продолжаем искать глазки у мишки, кошки, бабушки, папы. Таким образом изучаем все части лица. Поставьте перед малышом зеркало, пусть он рассмотрит себя, потрогает носик, глазки и ушки, глядя на себя в зеркало. Обязательно объясняйте все ребенку: "А кто это у нас в зеркале? А это Саша. Вот у Саши глазки, а вот у Саши ушки" и т.д. Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками, возможно это придется по душе вашему непоседе.

От 10 до 11 месяцев Малыш может в этом возрасте начать произносить слова. Не переживайте если этого не происходит, ведь все дети разные, и ваш малыш может произнести свое первое слово и в 11 и в 12 месяцев. Это тоже нормально. Ваш ребенок уже многое понимает и пришло время вводить слово "нельзя", но только в отношении того что действительно НЕЛЬЗЯ. Теперь ваш малыш охотно вступает в контакт с вами. Он делает вид, что прячется, играя в "ку-ку",понарошку боится "козы рогатой". Умеет открывать коробки, катать машинки, собирает небольшую пирамидку. Вы по прежнему обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется. Попробуйте так же такую игру, вы разбрасываете несколько разных игрушек, а ребенку предложите собрать их в коробку.

Пора начинать играть в "Сороку-белобоку" и другие пальчиковые игры - это очень хорошо развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. : Сорока-белобока, Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он дров не пилил, Воду не носил, Кашу не варил. При декламировании стишка загибаем поочередно все пальчики малыша, начиная с мизинца, кроме большого.

Подошло так же время рисования карандашами. Дайте ребенку карандаш, лист бумаги и пусть рисует каракули в свое удовольствие. Вместо карандашей можно использовать восковые мелки.

От 11 до 12 месяцев Ваш малыш продолжает знакомство с окружающим миром. Все взрослые в доме должны пользоваться любой возможностью поговорить с малышом, чему-то его научить. Играйте с ребенком в "волшебный мешочек". Для этого соберите в небольшой мешочек (можно использовать маленькую наволочку) несколько игрушек-зверюшек. Покажите из мешка голову собачки и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, спросите как лает собачка, что ест, где живет, как ходит и т.д. Если ребенок не знает этого, то отвечайте сами, а он пусть слушает. Начинайте играть в сюжетные игры: куклу укладываем в кроватку, машинку загоняем в гараж, кормим мишку кашей. Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, но делайте это не строгим тоном, а очень доброжелательно. Сядьте вместе с малышом на диван, возьмите книжку и вместе рассматривайте картинки, называя их, при этом пусть он сам переворачивает страницы. Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.

Больше общайтесь с ребенком, на прогулке называйте всё, что видите вокруг, действия людей и действия с предметами. Если малыш ходит в детский сад или проводит выходные вне дома, обсуждайте, как прошел его день, Ваш день, какие планы у Вас на завтра. Кроме того, можно использовать специальные упражнения и игры.   Для детей до 2-х лет: • «Повтори за мной». Начните выполнять действия с какой-нибудь игрушкой, например, с мишкой. Проговаривайте действия: «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» - «Кормлю мишку» и т.д. • «Поиграй на дудочке». Купите малышу дудочку (или свисток), пусть он научится дуть в неё, это будет способствовать развитию силы выдоха. Для формирования продолжительного выдоха можно использовать мыльные пузыри.   Для детей до 3-х лет: • «Выбери из двух». Подберите картинки с изображением предметов, названия которых отличались одним звуком, например, «мышка-мишка», «дом-дым», «нос-нож», попросите ребенка показать, где один предмет, а где другой. • Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр.

В любом возрасте не стоит игнорировать упражнения для формирования артикуляционных умений, направленные на совершенствование работы мышц языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Основные стадии развития речи ребенка.

Первая стадия – крик После рождения малыш иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему «собеседнику» включиться в свой первый диалог. Примерно к третьему месяцу меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные «восклицания».

Вторая стадия – гуление Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш может гулить и оставшись один в комнате, но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые «выступления». Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. И попытается подражать и вам. Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

Третья стадия – лепет По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги «ба», «ма», «та» и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать. Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

Стадия четвертая – первые слова На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не «Положим эту штуковину вон туда», а «Положим куклу в кроватку»). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор). Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться.

Первые слова будут звукоподражательными: «бах», «бум», «гав-гав», «бибика». Не бойтесь этих младенческих, «ляльских» (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»).

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье про гусей:Взрослый: Гуси-гуси!Ребенок: Га-га-га!Взрослый: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!Взрослый: Хлеба с маслом? Ребенок:Нет-нет-нет. Взрослый: А чего же вам? Ребенок: Конфет!Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите. Полетели-полетели (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Слова и жесты Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами. Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. При этом старайтесь почаще употреблять слова «дай», «принеси», «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы.

Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их. Жесты могут нести и эмоциональную окраску. Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение. Например, так:Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и «играет» на ней),Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли («пляшет», вертит поднятыми ручками).А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок «танцует»).Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и «Игрушки» Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Стоит ли еще раз напоминать, что знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и «говорящие жесты», и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи. Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Важно отметить, что когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности. Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание: Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Cпециальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой .Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

    Параллельный разговор.Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

   Провокация, или искусственное непонимание ребенка.Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

   Распространение.Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой» Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

   Приговоры.Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Немаловажно удовлетворить потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

   Выбор.Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

   Игры с природным материалом.Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде,  глине, дереву и бумаге.  В  «возне»  с ними заключен большой  смысл: ребенок  занят делом,  он знакомится с материалом,  изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

   Продуктивные виды деятельности.На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

   Замещение .«Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

   Ролевая игра.Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

    Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

По материалам: www.r-rech.ru МедЭнциклопедия - MedPortal.ru Инесса Смык, Дарья Голубева

www.child-psy.ru

Как развивать речь у ребенка до года?

Довольно часто родители совершают большую ошибку, думая, что бесполезно учить ребенка разговаривать, нужно подождать. На самом деле, вы должны начинать общаться с малышом, еще, когда он в животике, потом после рождения. Главное не сюсюкать, а разговаривать как со взрослым, вот тогда будет потрясающий результат. Важно понимать, что каждый звук – это развитие речи, оно начинается раньше, чем появляются первые слова.

Результаты обучения зависят от того, как вы общаетесь с малышом, проявляете ли к нему внимание. Как правило, дитя начинает изучать все вещи, если мама называет ему их. Хотите, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать? Для этого нужно постоянно объяснять все, что творится вокруг, называть определенные предметы, действия, стараться постоянно беседовать со своим ребенком. Что нужно делать, что в дальнейшем не возникло проблем с речью?

Развитие до 1 месяца

Уже с первых дней у малыша отлично развито зрение, слух. Вы случайно что-то громко уронили? Что сделает ребенок? Сначала нахмурится, а потом заплачет. В этот период уже необходимо знакомить свое чадо со всем, что его окружает. Через 10 дней после рождения вы заметите, как он наблюдает за двигающейся игрушкой. Не пеленайте деток, чтобы они быстрее развивались, должна быть полная свобода движений.

Запомните, общаясь с вами, ребенок получает много знаний. Нельзя быть молчаливой, строгой мамой. Болтайте со своим малышом, как будто он ваш собеседник. Обязательно выражайте свои чувства – гладьте животик, спинку, ножки, ручки, он должен знать, что вы его по-настоящему любите.

Развитие до 2 месяцев

Вот здесь нужно уже активно разговаривать с малышом. Какая должна быть ваша речь? Спокойная, ласковая, нежная, при этом постоянно улыбайтесь, старайтесь быть интересной для ребенка. Здесь важны не слова, а жесты, выражение лица. А, когда малыш кричит, не молча давайте соску, еду, а говорите ему: «Ты наверное голодный, сейчас мама тебя накормит». Меняете подгузник: «Не плачь, сейчас мама поменяет памперс, будешь чистенький, красивый». Такие банальные фразы – это первые ступеньки к развитию детей.

Что нужно делать в 3 и 4 месяца?

Игрушки теперь интересные ребенку, он их разглядывает, тщательно изучает. Ваша задача: наблюдать за малышом, внимательно смотреть, на что падает его взгляд, потом сразу же называть, что это такое. Можете повторять звуки малыша. Услышали, как гулит ребенок? Поговорите с ним. У ребенка сложится впечатление, что вам нравится, как он говорит, ему захочется сделать это еще раз.

В 4 месяца ребенок воспринимает все осмысленно. Попробуйте улыбнуться ему, он ответит вам тем же. Старайтесь выкладывать перед ним разные предметы, только рассказывайте, где что. Также в этом возрасте дети различают голоса, видят лица, поэтому могут заплакать, если с ними заговорит кто-то чужой.

Внимание! Когда играете с малышом, не стоит использовать всю корзину игрушек, выберете несколько – они должны быть безопасные, простые и яркие.

В это время можете уже знакомить дитя с игрой «Коза рогатая». Поверьте, вашему малышу она понравится, он будет весело смеяться.

Развитие до 5 месяцев

Вот и пришло ваше время, когда нужно выполнять специальные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить: садитесь напротив малыша и надувайте щеки, высовывайте язык, пойте разные звуки. Главное, чтобы он повторял за вами. После того как малыш взял крепко игрушку, попробуйте как бы отобрать и похвалите, что он крепко держит. Потом попросите: «Дай, пожалуйста, мама погуляет». Когда что-то делаете, описывайте весь процесс ребенку, при этом меняйте интонацию.

Что нужно делать в 6 и 7 месяцев?

Ребенку нравится слушать музыку, поэтому покупайте говорящие и мелодичные игрушки. Вам поможет игра в прятки. Закройте лицо и спросите: «Где мама?», затем сделайте «Ку-ку, вот и я». Во время игры нужно улыбаться, чтобы ваш позитив передался малышу.

Ребенок в шестой месяц жизни уже повторяет: «Ба-ба», «Ма-ма», «Па-па», «Му», «Гав», «Ам». Чем больше вы разговариваете, тем больше малыш будет подрожать вам. Именно за счет этого и формируются навыки разговорной речи. Детки в 7 месяцев отлично играют. Вы должны давать им игрушки и называть: «Возьми котика, собачку, погремушку и пр».

Игры до года

После семи месяцев дети активно развиваются, познают мир. Малыш заинтересовался кастрюлями? Дайте ему, пусть позвенит ими. Обязательно играйте в «Ладушки», «Сороку-Вороку». Учите ребенка показывать, где у него глазки, носик и другие части тела, пусть это делает на себе и на своих игрушках. Каждый раз старайтесь придумывать все больше игр. Особенно полезными являются пальчиковые краски.

В 10 и 11 месяцев многие детки произносят первые слова. Не стоит паниковать, если первое слово ваш малыш скажет в годик. Теперь он может сам организовывать игры «Ку-ку», «Коза рогатая», отлично собирает пирамидку, катает машинки, собирает игрушки.

Давайте ребенку карандаши, мелки, пусть рисует, так он знакомится с миром. Полезной является игра «Волшебный мешочек»: сшейте мешочек или возьмите наволочку, наложите туда разных игрушечных животных. Затем показывайте по очереди ребенку, он должен отразить звук конкретной зверушки. Например, показали собачку, дитя должно сделать «Гав-гав», показали котика, значит, «Мяу-мяу» и т. д. Обязательно подсказывайте малышу.

В это время играйте в сюжетные игры: положите куклу спать, накормите мишку, приготовьте кашку. Не забывайте читать книжки, показывайте картинки, включайте ребенку мелодичную музыку. Когда гуляете с ребенком, знакомьте его с окружающим миром, природой, рассказывайте, какая сейчас пора года, что для нее характерно.

Как правило, если ребенок рождается здоровым, без психических и физических отклонений, у него не возникает проблем с речью. Все зависит от родителей. Уделяйте своим деткам время, занимайтесь ими, вот тогда будет заметен результат. Маленькому человечку все интересно, поэтому старайтесь постоянно общаться с ним. Дарите своим деткам тепло, внимание и любовь!

Читайте также:

medportal.su

Как развивать речь ребёнка от года до двух: рассказывает логопед

Показатели формирования речи в 10-21 месяц

В 10 месяцев ребёнок, как правило, понимает обращённую к нему речь в определённой ситуации, активно включается в предметно-действенное общение («Посмотри, кто это к тебе пришёл! Это же собака»). Он владеет и умеет оперировать 1-2 лепетными словами в конкретной ситуации (мама, баба, папа, дядя, ляля) или звукоподражаниями (ам, би-би, гав-гав).

В 12 месяцев в лексиконе крохи появляются ещё 3-4 лепетных слова. Он уже умеет не только использовать их в нужной ситуации, но и делает это, сопровождая небольшой инструкцией и жестикуляцией. Например, показывает вам на картинке на корову и пытается рассказать, что она сейчас ест. Он машет ручками, тыкает пальчиком в книжку и говорит: «Муууу ам-ам».

В 15 месяцев в активном словаре ребёнка уже 6 слов. Его речь расширяется за счёт использования звукоподражаний и частей слов. Он может воспроизводить словесную односложную инструкцию. Взрослые уже почти всегда чётко знают, что именно хочет сказать малыш. Его речь ещё не связана, но понятна в конкретной ситуации.

В 18 месяцев словарный запас растёт до 7-15 слов. Ребёнок активно двигается в сторону связной речи, делая первые робкие шаги в этом направлении.

В 21 месяц к радости родителей малыш показывает первый опыт использования фраз из 2 слов. Он оперирует уже 20 словами. Он говорит: «Дай мо» (Дай молоко), «Мама ам-ам» (Мама, хочу есть), «Баба, би» (Бабушка уехала).

К началу второго года жизни словарный запас ребёнка состоит минимум из 50 слов. А осознанные предложения из 2 слов — уже скорее норма, чем редкость. Теперь для него, как и для взрослых, речь — средство общения.

На втором году жизни у него активно развивается сенсорное восприятие. От него в том числе зависит, насколько хорошо у крохи пойдут дела с речью.

Так что взрослым на этом этапе необходимо:

  • Обеспечить активную деятельность с разными предметами: как игрушками, так и реальными бытовыми предметами.
  • Показывать, как используется тот или иной предмет.
  • Простыми, короткими предложениями комментировать свою деятельность.
  • Давать детям инструкции сначала с использованием жестов, потом без них: «Принеси то-то», «положи то-то», «достань то-то» и так далее.
  • Развивать самостоятельность, давать детям делать что-то самим. Например, поставить книжку на полку, положить ложки в ящик.

letidor.ru