Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка правильно писать. Как научить ребенка 8 лет грамотно писать


Как научить ребенка грамотно писать?

Как научить ребенка грамотно писать? Этот вопрос волнует многих родителей. Ведь каждый хочет гордиться своим чадом. Это вполне нормальное желание, потому что растить интеллигентных, умных, грамотных людей — прямая обязанность родителя. Каждый должен отдать максимум своих усилий в развитие будущего поколения, дать возможность расти и совершенствоваться. Подходить к этому вопросу надо с умом, плавно подстраиваясь под желания, интересы и возможности ребенка. Ведь один неверный шаг может повлечь за собой пропажу желания учиться у малыша.

Важный вклад родителей

В обучении грамотно писать большую роль играет школа. Приходя в 1 класс, дети узнают буквы. Покидая 4 класс, они уже должны грамотно писать диктанты. Но не только школа влияет на грамотность воспитываемых. Успеваемость в школе напрямую связана с тем, из какой семьи ребенок и в какой среде он воспитывается. Это самый решающий фактор в обучении.

Приучать малыша учиться и трудиться необходимо еще до школы. В это время все новые вещи запоминаются сложно. Будет присутствовать страх сделать ошибку. А придя в 1 класс и зная хотя бы буквы, в ребенок будет больше уверен в себе, а значит и его успеваемость будет лучше.

Замечено, что дети, которые пришли в школу уже наученными читать и писать, сразу же включались в работу и до конца были отличниками. А дети, которые не знали ничего и думали, что здесь их всему научат, становились троечниками или хорошистами. Тут прослеживается явная параллель с семьей. Дети, умеющие читать и писать, были выходцами из семей, где родители долго и упорно занимались с детьми, нацелены на обучение. А дети, которые не были обучены ничему, как правило, бывают выходцами из семей, где родители считают, что всему обучить должна школа.

Это и есть большая ошибка — надеяться на других. Никто, кроме самих родителей, не сделает из чада человека с большой буквы. Все остальные органы вроде школ и институтов — лишь подспорье родителям, пока они на работе.

Подготовка к школе

Основа знаний детей — разумность родителей. Как научить ребенка грамотно писать? Для начала необходимо просто научить его писать.

Приучать к письму следует постепенно в процессе игр.

Сейчас выпускается множество прописей с забавными рисунками, загадками, наклейками. Только эти прописи нужно не только покупать, но и следить, чтобы ребенок их заполнял. Не стоит перегибать палку и заставлять его писать. Если это занятие категорически ему не нравится, следует попробовать другие способы. Например, называть первые буквы имен всех родственников и просить его запомнить, как они пишутся (как пишется мамина буква? А как пишется папина буква?). Этот способ хорош для детей от 3-х лет. Они закрепят правописание уже в школе, там выработается навык, привыкнет рука.

Но что делать, когда писать ребенок уже умеет, а в каждом слове по 3 ошибки? Так часто пишут многие дети. Опять причина кроется в семье. Это значит, ребенку мало читали, не научили его это делать и до сих пор не приучают. Ведь грамотность человека зависит не только от выученных правил, а от построений слов, которые отложатся у него в памяти из книг.

При чтении книг в памяти у ребенка непроизвольно откладываются словосочетания, места, где стоят запятые, а где двоеточие, порядок букв, где пишется «о», а где «а».

Это не значит, что начитанный человек безупречно грамотен — это всего лишь помогает при письме вспомнить, как пишется то или иное слово. Чтение, письмо, грамотность и интеллект — неразрывные понятия. Чем больше мы читаем, тем грамотнее мы пишем, тем умнее мы становимся, тем больше у нас жизненного опыта. Чтение позволит ребенку писать не только грамотно, но и красиво выражать свои мысли. Где же еще, кроме как не в книгах, можно увидеть заумные словообороты. Не все они уместны в повседневной жизни, но для письма весьма кстати.

Решая вопрос, как научить ребенка писать грамотно, можно применять следующие способы:

  1. Если малыш тянется к книгам, но проблем с грамотностью все равно много, необходимо развивать у него память. Зрительная память должна помочь ему вспоминать, как пишутся слова. Ему нужно тренироваться дома писать диктанты. Для начала надо дать ребенку посмотреть содержание, несколько раз его перечитать. А потом пусть он пишет. Можно диктовать по слогам: это поможет запомнить, как правильно пишутся слова на слух. И уже в школе, на серьезном диктанте ученику будет проще.
  2. Необходимо приучить ребенка делать работу над ошибками, так он сможет запомнить, на что обращать внимание в следующий раз.
  3. Просматривая орфографический словарь, нужно сделать так, чтобы каждый день ученик запоминал 3 новых слова. Причем, не просто зазубривал, а применял их при написании предложений. Сейчас существует множество различных стихов, которые в интересной форме содержат все сложные слова, запоминание написания которых вызывает трудности. Лучше начать заниматься до первого класса. Свой первый диктант и первую книгу ребенок должен освоить во время подготовки к учебе. Так можно научить ребенка писать без ошибок.
  4. Когда словарный запас увеличится, можно просить ребенка писать сочинения на любую тему. Далее нужно проверять грамотность и работать вместе над ошибками. Следует заниматься в 3-4 классе, когда человек уже немного начинает осознавать что есть что.

О чем говорят дома?

Кроме чтения и письма, большую роль играют и разговоры в семье. Нужно уделять больше времени беседам на любые темы. Надо почаще спрашивать ребенка, как он провел день, чем он занимался, что он планирует делать в данный момент. Так развивается его речь. Когда сын или дочь будут слышать, как красиво между собой разговаривают родители, то и они тоже будут общаться так же.

Не нужно слишком строго реагировать на ошибки ребенка. Ведь он делает их не специально. Нужно советовать ему больше заниматься, но не говорить, что он плохой. Некоторые дети могут остаться закомплексованными из-за того, что не оправдали надежд родителя и не стали отличниками. Но ведь не это главное. Необходимо объяснить ребенку, из-за чего действительно надо переживать.

Любое обучение — это тяжелый труд. Но результат стоит того. Конечно, грамотность не дает путевки в жизнь, но если жизнь дала шанс, то только грамотный человек будет достойно выполнять отведенную ему роль и справляться со своими задачами. Надеемся, что ответ на вопрос, как научить ребенка писать получен.

tutmama.ru

Как научить ребенка красиво и грамотно писать?

Для чего нужно грамотно и аккуратно писать?

Очень многие школьники не умеют грамотно и аккуратно писать. Если папа и мама пишут очень хорошо, это совсем не означает, что ребенок будет писать красиво. Магазины предлагают широчайший выбор тетрадей и руководств, но они не очень то помогают. Родители задаются вопросом, как научить ребенка красиво писать?

Красивый почерк характеризует человека как серьезного  и ответственного, а также аккуратного и внимательного. Да и разборчивый красивый почерк прочитать не составляет труда, а каракули и читать то не хочется. Многие родители стремятся научить ребенка писать еще до начала обучения в школе. Но правильно ли это?  

Скорее всего, правильно было бы не научить писать, а максимально подготовить руки малыша к письму.  А это надо делать заранее, примерно, с четырех — пяти лет.

Очень важно, начиная занятия с малышом, осознать, что не все с первого раза получается хорошо, поэтому, если ребенок что-то делает не так, у него не получается, не ругайте его. Проверьте, правильно ли он держит ручку, карандаш, достаточно ли крепко, хорошо ли он видит буквы, цифры, знаки.  Если малыш неправильно берет ручку, то корректировать нужно сразу, переучивать потом практически невозможно. Для укрепления мышц кистей рук необходимо развивать мелкую моторику. Как это делать?

Развитие мелкой моторики

  1.  Снабдите дошкольника бумагой и ножницами, пусть учится вырезать мелкие и крупные детали и составлять из них аппликацию.

2.  Давайте малышу упражнения на раскрашивание и штриховку. Пусть малыш аккуратно раскрашивает раскраски. А можно рисовать под диктовку. Для этого нужно взять лист бумаги в клетку и карандаш, заранее нарисовать по клеточкам фигуру. Далее на таком же листе бумаги в клетку ребенок должен под вашу диктовку нарисовать такую же фигуру. На лист Вы должны обозначить исходное положение, а потом диктовать в каком направлении двигаться. Например: клетка вправо, две клетки вверх, две клетки влево и так далее, пока не получится нужный рисунок. Так еще и потренируетесь в определении «право — лево». Сборники графических диктантов Вы можете скачать на нашем блоге.

3.  Необходимо проводить занятия по работе с мелким материалом: бусинами, бисером, мелкими пуговицами, крупой.

4.   Занятия лепкой пойдут на пользу малышу не только для развития мелкой моторики и укрепления кистей рук, но и будут развивать его творческое мышление.

5.  Тоже самое можно сказать и об уроках оригами. Много различных видеоуроков Вы найдете в рубрике «Оригами  — фигурки из бумаги». 

6.  Даже если ребенок будет самостоятельно рисовать палочки, кружочки, крестики, то это тоже будет полезно для подготовки руки к письму.

7.  Делайте пальчиковую гимнастику. Она и разовьет пальчики и снимет напряжение. Пример такой пальчиковой гимнастики Вы можете найти здесь.

Очень многое зависит и от психологического настроя. Не стоит ругать малыша за некрасивые линии, ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с результатами других детей. Так можно полностью отбить желание учиться. Больше хвалите малыша за то, что у него получается!

Есть еще одна небольшая хитрость, как научить ребенка красиво писать. Как правило, в современные прописи для первого класса вкладывают листочек кальки. Этот листочек очень полезен для тренировки написания красивых букв. Как обычно первоклашки пишут в прописи? Сначала тренируются на «черновике», а только потом пишут в «чистовик». К тому моменту, когда нужно писать в «чистовике», ребенок уже изрядно устал, да и не всегда все гладко получается. Словом — муки! Чем хороша калька? Она избавляет от изнурительной работы в «черновике».  Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. На кальке по печатной основе прописываем два-три раза необходимую букву или элемент, потом следующий один раз в прописи. Снова кладем кальку: два раза пишем на кальке, третий раз в прописи. В следующей строке можно писать по одной букве на кальке и в прописи. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не устает. Если кальки в прописях нет,  то стоит ее купить, ее много не нужно.

Как научить ребенка грамотно писать?

Далее поговорим о том, как научить ребенка грамотно писать.  Конечно, встречаются дети, которые пишут грамотно интуитивно, сами не зная почему, пишут так, а не иначе. Как правило, у таких детей хорошо развита зрительная память, и они много читают. Но большинство детей овладевает грамотным письмом с большими трудностями.  Как научить ребенка грамотно писать? Чем мы можем помочь? 

Главное —  набраться терпения. Обязательно проверяйте выполнение домашних заданий. Если ребенок выполняет домашнее задание в Ваше отсутствие, то попросите его показать тетрадь. Обычно, задания по языку заключаются в том, что нужно вставить пропущенные буквы или разделительные знаки. Пусть ребенок прокомментирует, почему он сделал так, а не иначе, а также вспомнит правило и расскажет его.  Проверьте все ли дополнительные задания сделаны, все ли подчеркнуто.  А самое главное, проверьте правильно ли все переписано. Дети часто делают ошибки при переписывании, а неправильный образ слова запоминается. Даже такая простая проверка уже даст свой результат. Но если в изучении правописания уже есть прогалины, то, конечно, просто необходимо тренироваться в написании диктантов. Ведь это самая распространенная форма контроля. Где брать тексты?

Если на дом задано упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы, то превратите его в диктант. В упражнении  обычно 12-14 предложений. Продиктуйте их разными способами, предварительно разобрав все слова,  в которые нужно вставить буквы. Необходимо вспомнить правило, согласно которому, слово пишется именно так. Далее можно диктовать. Два- три предложения  пусть ребенок пропишет, проговаривая каждое слово по слогам. Так работают одновременно все виды памяти, и слова хорошо запоминаются. Следующие два — три предложения попросите писать и комментировать почему пишется так. Это довольно сложно,  но такой вид работ часто встречается в школе. А также это приучает писать и думать одновременно, что и приходится делать во время контрольных диктантов. Следующие пару предложений  просто  продиктуйте. После окончания работы попросите все спорные слова прокомментировать. Вот  так, и диктант написан  и домашнее задание сделано, и время сохранили. Ребенок привыкнет так работать с Вами, а далее будет все делать сам.

Систематические занятия правописанием обязательно дадут свои плоды. Но некоторые  дети хорошо справляются с написанием диктантов, а вот самостоятельно (изложения, сочинения) совсем писать не могут. Что можно сделать в таком случае? Конечно, очень важно развивать словарный запас. Существенно помогает в этом вопросе чтение книг. Кроме того, заучивание стихов на память способствует развитию памяти и речи. Даже правила полезно учить не только для правописания, но и для памяти.

Проверяйте выполнение устных уроков. Пусть ребенок рассказывает смысл прочитанного близко к тексту. Параграф по истории или биологии можно использовать для написания изложения. Дайте ребенку небольшой отрывок текста (сначала около 40 слов, потом можно увеличивать объем), сначала он должен прочитать этот отрывок два — три раза, потом — пересказать Вам его устно, после чего изложить письменно. Конечно, проверить необходимо не только содержание, которое должно быть близким к тексту, но и правописание. Вместе проанализируйте, проработайте ошибки. Такой прием даст положительный результат и для устных уроков. Если Вы сможете два раза в неделю писать такие изложения, то это обязательно даст положительный результат, но не на следующий день. Это не форма «скорой помощи». Возможно, для того чтобы увидеть существенный сдвиг, Вам понадобится даже год регулярных занятий,  но результат Вас обязательно порадует.

Надеемся, Вы нашли полезную информацию для себя, как научить ребенка грамотно писать. Для родителей, чьи детки еще совсем малы, и школа кажется им еще очень далекой проблемой, отметим, что словарный запас малыша складывается с самого раннего детства. Этот процесс начинается с момента, когда малыш впервые слышит мамин голос, поэтому разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, истории, стихи. И тогда Ваш малыш будет излагать свою мысль четко и красиво. В школьные годы это очень ему пригодится!

Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку нашего блога! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Каждый читатель может принять участие в конкурсе комментаторов! Комментируйте статьи и получайте призы! Подробно о конкурсе…

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:

nashydetky.com

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Ребёнок – школьник – это ответственность и определённая нагрузка на родительские плечи. Ведь выполнение домашних заданий в начальной школе – забота родителей. Важно обратить внимание на грамотность и начать развивать её как можно раньше.

Больше половины учеников начальных классов пишут с ошибками. Понятие «ошибка» включает: грамматические неточности, пунктуационные погрешности, пропуски букв и многое другое. На это нельзя закрывать глаза, ведь самостоятельно ребёнку не справиться. Прежде всего, необходимо выяснить, ребёнок просто невнимателен или имеет место дисграфия. Дисграфия – это заболевание, которое характеризуется нарушениями в освоении письменной речи. При данном заболевании необходима коррекция психолога и логопеда.

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок – вопрос, волнующий многих родителей. Первым шагом на пути к грамотности будет списывание.

Для ребёнка списать правильно не менее сложно, чем написать под диктовку.

Поэтому списыванию в начальных классах уделяется достаточно много времени. Навыки взрослого человека автоматизированы, дети же только начинают постигать эти умения. Правильно организованное списывание должно начинаться с маленьких слов. Алгоритм списывания должен быть построен следующим образом:

  • Прочитать слово.
  • Проговорить слово вслух.
  • Посчитать количество букв.
  • Чётко проговорить слово, акцентируя внимание на особо сложных местах.
  • Записать слово.
  • Проверить количество букв и точность написания по учебнику.

Ребёнок, который хорошо читает, может списывать не по буквам, а по слогам. Этот способ проще, быстрее и правильнее. Но ребёнку, который не умеет читать, разбивание слов на слоги пока не доступно.Списывание предложений – следующий этап. Чтобы списать предложение без ошибок, необходимо следовать таким правилам:

  • Прочитать предложение.
  • Выяснить, о чём идёт речь в предложении.
  • Посчитать количество слов в предложении.
  • Обратить внимание, что первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  • Читаем первое слово и записываем его. Читаем первое и второе слово в предложении – записываем второе. Читаем три первых слова и записываем третье. Ведь первые два у ребёнка уже записаны правильно.
  • Перечитываем записанное предложение.
  • Сверяем написанное с учебником. Читаем слово в учебнике, слово – в тетради и т.д.

Такой принцип списывания позволит ребёнку развить зрительную память. Хорошо развитая зрительная память гарантирует минимальное количество ошибок, скорость в написании и осмыслении. Хорошим способом развития зрительной памяти является чтение. Ребёнок должен читать каждый день. Это способствует увеличению так называемого «угла зрения». Изначально ребёнок запоминает и списывает маленькие слова. Позже школьник в состоянии запомнить и списать часть предложения. Со временем прочитать, запомнить и записать по памяти предложение целиком удаётся ребёнку без усилий.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Как научить ребенка писать грамотно

Как научить ребенка писать грамотно?

Введение. Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку. Факторы, способствующие формированию грамотного письма. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы: письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты, чтобы выделить трудную букву; есть и такой прием - надо учить ребенка писать диктант. Например: Пришла зима. Учитель говорит: “Пришла – приставка при. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы”. А затем дается аналогичное предложение: Пришла осень. Дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее детям дается другое предложение. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительностью. Пусть думают, пусть ребенок говорит про себя! Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее; в) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно; г) много споров вызывает и прием неправильного письма. Так, например, дается текст, “написанный Незнайкой” – с пропущенными буквами. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать; д) прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением” можно предложить детям написать пять слов с безударной гласной в корне и обязательно подчеркнуть их. Это - наша цель: заставить ребенка думать при письме; е) можно проводить так называемый “диктант с обоснованием”. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания; ж) перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую подготовительную работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях; з) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрением учителя, пишут безошибочно. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы “Безударные гласные” можно проводить следующие игровые приемы: а) “Найди опасное место”. Учитель произносит слово, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Если он есть, то есть и “опасное место”. Если два безударных гласных, то есть два “опасных места”; б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”; в) “Зажги маячок”. Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Вырабатываем способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности”. Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск “опасного места” в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут “опасные места” и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. г) можно использовать и такой прием: “диктант с подчеркиванием”. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Это прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминающийся образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “наговор”. Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается. Комментирование. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Написание слова поясняется не полной формулировкой правил, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила. Комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы – определять ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы. Итак, необходимыми условиями формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Заключение. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом.

infourok.ru

Как научить ребенка правильно писать

Как научить ребенка писать правильно и красиво

Умение красиво и грамотно писать считается одним из показателей индивидуальной культуры человека. Никто с рождения не наделен талантом к образцовому письму и природным даром содержать записи в опрятном виде. Только благодаря упорному труду юного создания, его педагогов и родителей можно развить в раннем возрасте способность грамматически правильно и красиво писать.

В какой бы класс ни ходил ребенок, он может допускать множество оплошностей в письме. Тогда родители задумываются о том, как помочь ему безошибочно списывать фрагменты из книги или с доски и как научить ребенка правильно писать под диктовку текст или собственные мысли.

Учим ребенка списывать

Малыш ходит только в первый класс, а ему уже нужно точно и красиво списать печатный или письменный текст из учебника или с примера на доске. Взрослым кажется нелепым то, что их чадо умудряется при элементарном копировании написать половину не правильно, а с кучей опечаток и упущений.

Как только пройден этап изучения букв, учитель, по требованиям школьной программы за первый класс, начинает учить малышей списывать маленькие слова. Это сделать правильно первоклашкам удается не всегда, так как пока взгляд блуждает от доски или книги к тетради, из их поля зрения исчезает написанная буква. Поэтому они тратят силы и энергию на поиск потерявшейся буквы или слова, устают, становятся невнимательными, а текст изобилует ошибками.

Как научить ребенка грамотно писать отдельные слова на основе образца?

Эффективный способ для ребенка, посещающего 1-2 класс, — попросить его последовательно выполнить следующие действия:

  1. Прочесть слово вслух так, как оно пишется, а не слышится, например: Овал, круГ, рОса, рЕдис.
  2. Назвать количество букв в слове.
  3. Снова прочесть слово. Такая подготовка помогает развивать зрительную память малыша, что способствует формированию его навыков правописания.
  4. Прикрыть образец и самостоятельно написать слово в тетрадке.
  5. Побуквенно прочесть написанное слово и сосчитать количество букв в нем. Сравнить количество букв в образце с тем словом, что получилось.
  6. Сверить написанное слово с образцом по букве. Если была допущена ошибка, позвольте малышу найти ее самостоятельно.

Научившись списывать слова таким способом, ребенку, который переходит в 3 или 5 класс, будет проще быстро и правильно воспроизводить часть или целое предложение, а ошибок при этом станет значительно меньше.

Если у малыша есть проблемы со списыванием предложений, проводите занятия с ним по следующему алгоритму:

  1. Ребенок вслух читает предложение-образец.
  2. Рассказывает, о чем сказано в нем.
  3. Считает слова в предложении.
  4. Читает первое слово и записывает его.
  5. Читает первое слово и второе, записывает второе.
  6. Читает три первых слова и пишет третье из них. То же действие выполняется со всеми словами.
  7. Читает вслух написанное предложение. Выясняет, все ли написано правильно и понятен ли смысл.
  8. Сверяет образец с написанным предложением, сравнивая каждое слово.

Развиваем умение писать под диктовку

Сложнее приходится ребятишкам, для которых на смену заданиям на списывание приходят диктанты. Тут уж некуда подсмотреть, нужно знать самому, как пишутся слова и какие знаки препинания ставить. Возникает новая проблема: как научить ребенка писать без ошибок то, что он воспринимает на слух?

Обычно требование писать под диктовку касается учеников, перешедших во второй класс. Детишкам довольно непросто воспроизвести услышанный фрагмент в письменном виде.

Если ребенок нервничает или устраивает истерики, когда в школе нужно писать под диктовку, попробуйте регулярно проводить с ним дома диктанты – используйте слова, предложения или любой текст из параграфов, пройденных им на уроках.

Перед написанием текста под диктовку, проведите с малышом подготовительную работу:

  1. Дайте ребенку прочесть текст.
  2. Обсудите все места, где малыш может допустить ошибки, и вспомните правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы писать правильно.
  3. Повторите правописание слов, которые нужно запомнить, если таковые есть.

Рекомендуем выписать с ребенком на карточки все словарные слова, которые нужно запомнить ему за этот класс, и развесить их по квартире, чтобы ребенок часто их видел и запоминал правильное написание.

Когда приступаете непосредственно к диктанту, учтите следующие моменты:

  1. Каждое предложение сначала нужно прочесть целиком, а затем диктовать его по словосочетаниям. Важно научить ребенка полностью выслушивать предложение, а потом приступать к его написанию.
  2. Если во время диктантов вы заметили, что ваше чадо вот-вот сделает ошибку, можете тихонько подсказать ему — назвать букву, которой здесь место.
  3. Научите ребенка диктовать себе мысленно или шепотом слова по слогам, проговаривая каждый звук.

По окончанию пусть ребенок прочтет написанное. Если обнаружены ошибки, попросите его вспомнить правила написания слов, в которых была допущена оплошность, и внесите коррективы. Затем снова напишите с ребенком тот же диктант и вместе проверьте его.

Если же ваши систематические занятия по описанной схеме не приносят положительного результата, проконсультируйтесь с логопедом. У некоторых детей есть проблемы с фонетико-фонематическим восприятием – ребенок все слышит, но сливающиеся звуки мешают ему быстро осмыслить слова. Специалист может порекомендовать пройти коррекционный курс.

Другие принципы обучения грамотному письму

Создайте все условия, чтобы ребенок мог делать уроки неторопливо и внимательно. Как научить ребенка грамотно писать, да еще и красиво, если во время его занятий слышно телевизор, включен компьютер, или семейство выясняет отношения?

Всегда контролируйте выполнение ребенком домашних заданий. Проверяя вместе с ним правильность написания, делайте акцент только на том, как правильно следует писать то или иное слово. К примеру, если малыш написал «вапрос», не говорите ему, что нужно писать не «а» в первом слоге, а «о». Сразу говорите: здесь нужно писать «о».

Подберите интересные малышу рассказы и приучите его читать по 5-10 минут в день (1-5 класс) или в течение 15 минут (5 класс и старше), правильно проговаривая все слова по слогам так, как они пишутся. Увлекшись чтением, малыш не будет замечать, как запоминает верное написание слов. В будущем он сможет без труда воспроизводить те речевые единицы, которые уже встречал в книгах.

На самом деле, возлагать на школу всю ответственность за обучение ребенка не стоит. Чуткие, заботливые и терпеливые родители могут сделать для детей намного больше. Нужно приложить всего немного усилий.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

RazvitieMalysha.ru

Как научить ребенка правильно писать без ошибок?

Очень часто, практически в 70% случаев дети не только первого класса, но и старше пишут с ошибками. Это могут быть грамматические неточности, проблемы с пунктуацией, пропуск букв, или вообще, их зеркальное отображение.

Такая ситуация доставляет большие проблемы не только учителям и родителям, но также и детям, для которых учеба становится каторжным трудом. Есть несколько способов, как научить ребенка писать правильно, без ошибок, но для этого необходимо понимать – это простая невнимательность или же дисграфия, требующая коррекции логопеда и психолога.

Учимся писать без ошибок

Очень полезным для деток будет «Волшебный диктант», когда предложение, состоящее максимум из четырех слов, сначала читается по слогам. Затем каждый слог на слух записывается в виде черточки. И последним этапом будет запись слова не буквами, а точками, когда каждая из них соответствует букве, то есть, сколько в слове букв, столько и точек.

Многие современные педагоги успешно применяют метод Тихомирова, который еще в 19 веке заметил, что ребенка любого возраста следует обучать орфографическому чтению. Многие подумают, что оно тут совсем не причем, и будут неправы. Ведь все процессы в головном мозге взаимосвязаны.

Чтобы помочь ребенку, следует научить его снова читать по слогам, причем в каждом слове следует голосом выделять гласную, а согласные будут звучать приглушенно. Короткие слова можно читать медленно, но, не разбивая на слоги.

Как только ребенок научится проговаривать тексты, по буквам, то и во время написания диктанта он подсознательно будет также проговаривать слова по слогам и делать со временем меньше ошибок.

Как научить ребенка писать диктанты без ошибок?

Как бы хорошо ребенок ни знал правила, но без регулярной и упорной тренировки у него не выйдет писать идеально, не допуская ошибок. А потому, ежедневным ритуалом должно стать написание коротких текстов – сначала легких, а со временем более сложных.

Если родители замечают, что ребенок пишет букву неправильно, или он ее пропустил, то следует указать ему на ошибку, но не упоминая неверно написанное, а только необходимую букву, чтобы у него не откладывалась параллельная информация.

И не стоит сбрасывать со счетов занятия физкультурой, спортом, танцами, прогулки на свежем воздухе. Ведь все это сказывается на деятельности мозга, который ответственен и за ошибки в письме.

Статьи по теме:
Как научить ребенка решать задачи по математике?

Точная и серьезная наука для детей - это математика. Особенно сложна она для учеников начальной школы, которые только учатся постигать математические азы. Потому важно хорошо объяснить и научить ребенка правильно их решать. Давайте детальнее разберем, как это сделать.

Осенняя ярмарка в школе – что приготовить?

Каждую осень в школах проводят ярмарки, посвященные осенним праздникам, сбору урожая. Поэтому перед мамочками сразу стает дилемма, что такого вкусного и интересного приготовить с ребенком, чтобы принести на школьную ярмарку.

Что такое месячные у девушек?

Это предстоит узнать каждой молодой девушке, и лучше, если в этом вопросе просветит ее мама, ведь она сможет подать точную информацию в доверительной форме, не искаженную и нужную в том количестве, что отвечает возрасту и потребностям ребенка, опустив ненужные пока подробности.

Детские танцы на Новый год в школе

В школе новогодние утренники проводят не менее увлекательно, чем в детском саду, но вот возможностей тут уже намного больше, ведь дети уже в состоянии подготовить красивые номера для выступлений, где немалая часть отводиться танцам - групповым, парным и индивидуальным.

WomanAdvice.ru

Как научить ребенка правильно писать?

Пролетело время, и вот ваш ребенок уже первоклассник. Родителям предстоит потратить немало сил и набраться терпения, чтобы вместе с учителями помочь детям освоить школьные знания. Случаются ситуации, что с первых дней начала занятий у школьников обнаруживаются затруднения с письмом.

При этом человек имеет хороший интеллект, правильно развивается, успешно осваивает другие науки, в том числе математику. Родители часто паникуют по этому поводу. Но из сложившейся ситуации есть выход, необходимо лишь четко представлять себе, что это за явление, является ли оно заболеванием, как вовремя распознать его, каковы его причины, какие меры надо принимать, чтобы помочь детишкам в освоении правил русского языка.

Полное представление о том, как научить ребенка правильно писать без исправлений можно получить, ознакомившись с данной публикацией.

Дисграфия – что это

Явление, когда человек не в состоянии научиться писать без ошибок, носит название «дисграфия». Дети с такими особенностями постоянно делают ошибки. Довольно часто люди путают дисграфию с другим явлением, которое носит название «аграфия». Он означает полное отсутствие способности писать. Есть еще один термин, о котором следует знать, чтобы правильно распознавать наличие у детей того или иного отклонения. Это дислексия – неспособность ребятишек проговаривать слова при чтении.

Психологи утверждают, что эти явления связаны с недостаточно развитым вниманием детей и зрительной памятью, а также с особым восприятием пространства вокруг. При этом ребята не способны запомнить разные буквы и распознать их правильно.

Ситуация усугубляется тем, что школьники не запоминают правил языка, и поэтому применять их при написании текстов не могут. Все данные проявления и нарушения относятся к психическим расстройствам. Но врачи не считают детей отсталыми в умственном развитии, по всем показателям они относятся к здоровым людям.

Проявления дисграфии

Оказывается, дисграфия и сопутствующие ей отклонения проявляются у школьников достаточно часто. Если рассматривать численность детей в одной школе, то около 6% из них страдают дисграфией. Чаще она проявляется у мальчиков, чем у прекрасного пола. Откуда же берется это расстройство?

В некоторых семьях есть мама или папа, у которых в школьные годы наблюдались такие же признаки написания текста с ошибками. Данное отклонение передается по наследству. И родителям надо знать и учесть существующий факт. Они должны заранее быть готовыми к тому, что у их детей может возникнуть сложная ситуация с грамотным письмом. Только в этом случае они смогут вовремя все заметить и помочь им.

Человек с диагнозом дисграфия зачастую имеет плохой непонятный почерк.

Большинство детишек знает о присущем им расстройстве. Им трудно дается написание диктантов и сочинений, они не любят этого делать. Стараются написать работу, используя самые короткие предложения. По этой причине сочинения получаются сухими, не объемными и не раскрывающими тему полностью.

Если вовремя не заметить проблемы с письмом у детей, то в старшем возрасте уроки русского языка станут для них обузой. Часто школьники просто не посещают занятия, стесняясь своей проблемы. Это отражается и на участии в общественной жизни школы. Они от всех отдаляются, не имея желания приходить на любые мероприятия. Далее люди с подобными расстройствами стараются найти работу, не связанную совсем с написанием любого текста.

Не у всех малышей сразу же получается хорошо выговаривать все звуки. Как быстро научить ребенка говорить букву «р» читайте в материале по ссылке.

Как узнать, что у ребенка дисграфия

Если родители вовремя заметят у своих малышей проблемы с письмом или чтением и вовремя окажут помощь, то это благотворно повлияет на всю дальнейшую жизнь маленького человека. Увидеть отклонения, распознать дисграфию довольно просто, необходимо лишь внимательно наблюдать за ребенком и участвовать в его жизни.

Признаки дисграфии:

1. Когда заканчивается первый год обучения, многие дети уже знают все буквы, с легкостью пишут и читают. Ребята с существующей проблемой всегда путают буквы, похожие по написанию. Например, буквы «Э» и «З», «Р» и «Ь», «Ш» и «Щ». Для этих ребятишек пары букв одинаковые, они не видят, в чем их отличие. Написание текста превращается для них в пытку, пишут они медленно. Если требовать их писать быстрее, тогда может начать формироваться плохой почерк.

2. Возможно, у ребят имеется нарушение слуха. Поэтому он не может правильно писать и читать. Очень трудно написать по звуку правильную букву, когда звуки плохо различаются из-за нарушений слуха. Иногда бывает, что дети хорошо читают, а пишут с ошибками.

3. Ребята с дисграфией неправильно пишут слова, которые слышат. Например, «дом» и «том». Происходит замена слова, поэтому может теряться весь смысл предложения.

4. Можно заметить, что школьники, пишущие неправильно слова, очень хорошо рисуют. Это связано с тем, что у них хорошо развита область мозга называемая «древней». В древности вместо слов люди изъяснялись при помощи рисунков на скалах.

Причины дисграфии: есть ли виновные?

Специалисты говорят об увеличении количества ребятишек, страдающих подобными расстройствами. Но установить одну причину так и не удалось. Можно выделить основные:

1. Наследственность.

2. Не развитый головной мозг.

3. Черепно-мозговые травмы.

4. Осложненная беременность и роды.

5. Разные заболевания с осложнениями.

6. Использование неправильной речи родителями.

7. Применение нескольких языков в семье.

8. У ребенка мало предметов, которые можно рассматривать.

9. Слишком раннее обучение малышей по разным современным методикам.

10. Недостаток общения.

11. Дети часто не подготовлены к школе с психологической точки зрения.

Методы оказания помощи детям с дисграфией

Разработано несколько методов, позволяющих бороться с этим явлением. Необходимо знать, что предупредить заранее дисграфию невозможно, профилактических мер не существует. Ее можно только распознать, когда она уже проявляется. Но делать шаги надо на ранних сроках.

Для быстрого запоминания букв родители могут предлагать рассматривать картинки с изображением букв. Также часто надо давать детям переписывать тексты.

Заметив у ребятишек нарушения в написании текстов, лучше сразу обратиться к врачу. Только специалист может дать нужные методики для занятий. Кроме всего, часто назначается массаж, плавание, физиотерапию и прием препаратов, улучшающих память.

Навыку правильного письма обязательно должен предшествовать навык уверенного и четкого произношения слов. Как научить ребенка разговаривать в 3 года читайте в нашей следующей статье.

Детям с такой проблемой рекомендуется больше читать. Что именно лучше предложить для чтения вы узнаете из материала почему дети мало читают.

Видео-инструкция по теме

umnyash.ru

Как научить ребенка грамотно писать?

Перед походом в первый класс практически каждый ребенок клянется родителям, что будет учиться на одни пятерки и знать больше всех. Но проходит время и родители ужасом понимают, что малыш не может правильно писать по-русски. В возникновении ошибок мамы и папы склонны обвинять кого угодно – ребенка, учителей или вообще всю систему образования. Но вместо этого лучше задуматься, как самим научить ребенка грамотно писать. Задача эта совершенно не сложная. Главное, запастись терпением и знать некоторые секреты.

Учимся писать правильно

Если у вашего ребенка нормальное зрение, слух и развитый интеллект, это совсем не значит, что он обязан писать без ошибок. Все дело в развитии его мозга. Вплоть до 18-ти лет отдельные его части собираются словно пазл. Причиной допущения ошибок в письме может стать незрелость отделов мозга отвечающих за речевое внимание, ориентацию в пространстве, двигательные функции рук, а также взаимодействие между левым и правым полушариями. Именно поэтому обучение детей писать грамотно следует начать с развития всех этих функций. Что для этого нужно:

1. Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Предпочтите компьютеру активные игры на улице.

2. Правильное питание также способствует улучшению деятельности мозга. Исключите продукты, содержащие химию. Давайте ребенку орехи, мед, фрукты и рыбу.

3. Перед сном делайте ребенку массаж шеи, ступней ног, пальцев и ладоней рук. Можно купить специальный массажный коврик.

4. Развивайте мелкую моторику. Именно от нее зависит развитие отдела мозга, отвечающего за речь ребенка. Вам помогут следующие занятия:

  • вырезайте с малышом мелкие и крупные предметы, составляйте из них аппликации;
  • купите ребенку раскраски, в которых нужно аккуратно заштриховывать картинки, дорисовывать фигуры по клеточкам или соединять по точкам;
  • занимайтесь лепкой из пластилина и создавайте оригами. Это занятие разовьет не только моторику, но и творческое мышление малыша.

5. Играйте с ребенком и «города», «слова» и «ассоциации». Чем лучше он будет осваивать язык, тем меньше у него возникнет проблем с тем, как грамотно писать по-русски.

Помимо творческих занятий, следует уделить внимание непосредственно грамоте. В этом вам помогут некоторые советы, как научить ребенка правильно писать:

1. Первое и главное, что обязан сделать каждый родитель, это создать у ребенка мотивацию и тягу к знаниям. Объясняйте, зачем мы все учимся писать грамотно, и для чего ему нужно учиться, заинтересовывайте его. И обязательно создайте все условия для спокойного приготовления уроков.

2. Мотивируйте ребенка к чтению. Старайтесь как можно реже допускать его до компьютера. Постарайтесь объяснить, что только книги делают человека сильным, грамотным и успешным.

3. Многие слова не поддаются проверке, поэтому обучение детей грамотному письму не обходится без заучивания. Чтобы это занятие легко далось вашему малышу, попробуйте несколько интересных вариантов:

  • дайте ребенку самостоятельно прочитать слово. Объясните его значение, выделите другим цветом трудную букву и поставьте ударение;
  • для запоминания этого слова подберите к нему однокоренные слова. Составьте загадки, предложения, антонимы и поговорки, в которых есть это слово;
  • напишите картинный диктант. Т.е. выкладывайте перед ребенком картинки и предложите написать названия изображенных предметов;
  • предложите ребенку написать слово с закрытыми глазами. При этом он должен проговаривать то, что пишет. Мысленно ваш ребенок должен выделить трудную букву. Одно слово нужно написать около пяти раз.

Каждое занятие должно быть интересным ребенку. Позвольте ему войти в удивительный мир грамматики, и он самостоятельно подружится с правилами русского языка. Хорошую помощь в этом деле окажут упражнения из серии «Говорим и пишем правильно». Вы можете создать ребенку список словарных слов и расклеить их по всему дому с помощью стикеров. Постоянно натыкаясь на них взглядом ребенок автоматически будет запоминать их написание и уже никогда не допустит ошибок. А с детьми постарше вы можете совместно почитать такую интереснейшую книгу, как «Секреты орфографии» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А) Докажите своему ребенку что быть грамотным это здорово и очень скоро он докажет, что может учиться без ошибок.

Статьи по теме:
Как научить ребенка рисовать?

Все родители хотят, чтобы их чадо выросло креативным, разносторонне развитым человеком, именно поэтому с раннего возраста мы начинаем водить детей по различным кружкам и секциям. Но самые первые уроки творчества малыш получает уже тогда, когда первый раз берёт в руки карандаши и краски.

Дополнительное образование детей

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо развивалось разносторонне. И в этом случае на помощь приходят разнообразные секции и кружки, которые носят название «дополнительное образование для детей». О том, как это организовано на государственном уровне, вы узнаете из нашего нового материала.

Речевое развитие детей – один из основных инструментов восприятия мира. С помощью речи кроха делится своими впечатлениями, выражает свои эмоции и учится думать, поэтому задержка такого развития может вызвать массу негативных последствий.

Развивающие занятия для детей

На сегодняшний день наши дети проводят все больше времени предоставленные сами себе и лучшими друзьями для них являются телевизор и компьютер. Мы предлагаем вам уделить внимание своему чаду и провести его с пользой для развития вашего малыша.

WomanAdvice.ru

Как научить ребёнка писать без ошибок?

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки, родители  заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.  Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные.  Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1.    Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость». 2.    Пропуск букв. 3.    Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН» 4.    Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко». 5.    Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин». 6.    Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7.    Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8.    Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради. 9.    «Съезжает» со строчек к концу предложения. 10.    Переносит слова как попало. 11.    Часто не делает пробелов между словами.

12.     Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка  – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для LogoPortal.RU Ирина Надрус

Тест для родителей — Готов ли ваш ребёнок к письму?

(37 понравилось, средний балл: 4,84 из 5)  Loading ...

LogoPortal.ru

babysovet.ru