Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

 Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву). Нормативы речевого развития ребенка от 0 до 7 лет


Таблица "Развитие речи детей от 0 до 7 лет"

Развитие речи детей в норме

звукопроизношение

Фонематический слух и восприятие

Словарь

(лексика)

Грамматический строй речи

Связная речь

0-1 г

1,5-3 мес. Издаёт непроизвольно разнообразные звуки, слоги, звукосочетания – гуление – не звуки речи, а звуки с мягкой голосоподачей, которые служат выражением комфортного состояния. ( а-аа, г-у, и-и, бу-у, эы и др.)

З-4 мес. – лепет – слоговые цепочки. В это время начинает чувствовать свой артикуляционный аппарат. Он готовит артикуляционный аппарат к речи.

4 мес. – свирель : аль – ле-е – лы, агы – аы и т.п.

Со 2го полугодия появляются ясные звуки : а, п, б, м, к, т

7-8,5 мес. Произносит слоги : ба – ба, да-да-да.

8,5-9,5 мес. Модулированный лепет- повторяет слоги с разнообразной интонацией .

9,5 – 12 мес. Слова – условные знаки, сигналы нечёткие соответствующие предметам ( мама, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тя, ам-ам и т.д.)

В первые дни после рождения слышит только вибрацию от сильного грохота, стука, вздрагивает. Различает приятные и отталкивающие звуки. Поворачивает голову при назывании хорошо знакомых ему предметов. Реагирует на звуковую оболочку слова. Реагирует на интонацию, а не на смысл обращённой к нему речи. Сначала начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы.

От 2-3 слов до 15- 20. появляются лепетные слова, звукоподражания, развивается пассивный словарь.

Отсутствует.

Нет.

1-2 г

1,6 года звукоподражание слова ав-ав, му-му, тик-так. Возрастает способность подражать речи взрослого. Звуки ы э заменяют на и, е. ряд твёрдых согласных заменяют мягкими т, д, с, з.

Отсутствуют шипящие и л, р, рь. Упрощённое произнесение слов. Ребёнок одно и тоже слово произносит по- разному, можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, т.е. у него не всегда имеется устойчивое произношение одних и тех же слов

Усваивает повелительное наклонение глаголов : иди, дай. Различает гласные и согласные звуки. Лепетные сочетания, приобретает свойства наименований – функция называния. Адекватно воспринимает побудительную интонацию, поэтому регуляция поведения при помощи речи взрослого практически отсутствуют.

1,10 мес.- 2 года словарь доходит от 100 до 300 слов. Имена сущ. Составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи 14% ( наречия из прилагательных) Союзов нет. Используют слова в основном указывающие на размер предмета.

Все существительные употребляет в именит. падеже, в ед. числе.

1,8 мес. Появляются формы мн. числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. Появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Двухсоставная фраза. Изменяет окончания.

1,6 года- 1г.8 мес.Попытки связать 2 слова в фразу. Например : « мама, дай!» . до 1,6 лет фразовая речь отсутствует. формируется способность к связной речи.

2-3 г

Р и л заменяет на и или ль. Шипящие и твёрдые свистящие – мягкими, а иногда свистящими звуками и зь, ть, дь. Твёрдые согласные, простые по артикуляции, мягкими т д с з. звук ы заменяет и. х-к . чётко а, у, и , о.переставляют сложные, заменяют или опускают отдельные звуки при стечении 2-3 согласных нередко выпадают даже те звуки, которые произносятся легко.

Достаточно хорошо развит. Не смешивает слова близкие по звучанию, порой отличающиеся не только одним звуком.

Словотворчество.

Увеличивается в 3-4 раза. Преобладают слова- названия. Словарь становится всё более неравнозначным.

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребёнку ориентироваться в отношениях. К предметам и пространству ( падежи) во времени. Сначала появляются родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Соединительные союзы в простых одно- двусложных словах. Собирательные существительные пока отсутствуют. Родительный падеж образуется по шаблонной схеме путём присоединения к корню имени существительного окончания « ом» не зависимо от рода существительного, т.е. по образцу склонения имён существительных мужского рода и числительных. Начинают шире пользоваться глаголами, но нет деепричастий, местоимениями, предлогами. Появляются прилагательные мужского и женского рода. Часто ещё не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже.

Появляются многословные фразы, к концу года придаточные предложения. Связывание слов в предложения в определённом стереотипном порядке- в том, какой подсказывается взрослыми. В их речи развёрнутые фразы не строятся. Сложносочинённые предложения лишь к концу года и сложноподчинённые. Укорачивают слова. Формируется монологическая и диалогическая связная речь.

3-4 г

Недостаточно чётко произносят : ы. э. А согласные М, П, Б, Г, Д, Н, В, Ф,К, Х.

Чётко :

Й, Я, Ю, Ё, Е. Усваивают мягкие согласные СЬ, ЗЬ, появляются твёрдый согласный звук Ц. Появляются звуки позднего онтогенеза Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Наблюдается обратная замена вновь появившихся звукопроизношений в тех словах, где их употребление неуместно. Например: в тех словах, где надо произносить свистящий звук. Ещё пропускают звуки и слоги, переставляют их. Становится устойчивым.

Замечает ошибки в произношении других. Различает близкие по звуковому составу слова и слоги. В процессе овладевает новыми словами. Малыши не просто запоминают их звуковую сторону. Дети пытаются установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначает. Стремится по-своему осознать название некоторых предметов. У ребёнка появляется мотивированное отношение к лексике.

1500- 2000 слов качественного отношения. Появляются сложные предлоги, неологизмы – новые слова.

Появляются местоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов. Предлоги и союзы, притяжательные прилагательные и местоимения. Используют однородные существительные и глаголы во множественном числе. Появляется сравнительная степень прилагательных и наречий, краткие причастия. Не правильно согласуют слова, особенно падежные окончания при образовании родит. Падежа существительного множественного числа. Отмечается влияние окончаний ов, ев на другие склонения. Часто допускаются ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных. Неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы. Неправильно ставят ударения.

Речь носит ситуативный характер – нуждается опоры на наглядность. Появляется эгоцентрическая речь. Высказывания содержат короткие распространённые предложения. Качественный рассказ не доступен.

4-5 л

Полностью исчезает смягчённое произнесение согласных. Редко наблюдаются пропуски. Сформирована артикуляционная база.

Слышит интонацию взрослых. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Подбирают сходство в звучании слов. Замечают неправильное произнесение у сверстников, а у себя нет. Узнаёт на слух наличие того или иного звука в словах, звуках и слогах. Чувство языковой нормы.

Словотворчество угасает. От 2500 до 3000 слов. Знает простые антонимы. Упрочивается звуко-слоговая структура слова.

Условная форма придаточных предложений. Появляются собирательные существительные, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложения прилагательных в косвенном падеже . Пользуется настоящим, прошедшим и будущим временем.

Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Речь уже не нуждается в наглядной опоре – контекстная. Развивается сочинительство, фантазии. Способен составить творческий рассказ, учится пересказывать.

5-6 л

Встречается р горловое ударное, звуки ш и ж боковые, с и з – межзубные. Не всегда чётко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков л и р.

Речь полностью сформирована. Достаточно развита способность выполнения различных заданий связанных с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производит подбор слов на определённые звуки, выполняет др. более сложные задания : не смешивать звуки н и р, ш и л ,т.е звуки акустически и артикуляцонно контрастных. Различает и дифференцирует звуки.

Увеличивается на 1000-1200 слов. Примерно их 4000. Не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами. Недостаёт употребление союзов. Присутствуют собирательные существительные.

Допускает ошибки в согласовании слов падежных окончаний существительных и прилагательных. Часто употребляет род. падеж существительных во мн. числе. Подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы), близкие по смыслу слова – синонимы. Используют в речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Изменяют несклоняемые существительные по падежам. Легко образуют новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образуют прилагательные от существительных. Однако неправильно согласовывают существительные с прилагательными в косвенных падежах, употребляют некоторые сущ. мн. числа в род. падеже. Слова употребляют не точно, используя родовые понятия, не точно употребляют глаголы. Грамотно выражает мысли.

Предложения в структурном отношении усложняются за счёт сложных предложений, возрастает их объём. Совершенствуется связная монологическая речь. Составляет описательный рассказ, пересказывает тексты, составляет рассказ по картине.

6-7 л

Речь полностью сформирована. Правильно произносят все звуки родного языка, чётко и внятно произносят фразы, учитывая нормы литературного произношения, пользуются интонациями – средствами выразительности. Членит слова на слоги, а предложения на слова. Ставят правильно логические ударения.

Словарь объемный, разнообразный. От 3 до 7 тысяч слов. Чётко различают звонкие и глухие согласные. Смешивают твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистящие с и ш, ж и з, с и ц, щ и ч, ч и ц. понимают и используют слова с переносным значением. Производит звуковой анализ и синтез. Употребляет слова, обозначающие отвлечённые, абстрактные понятия, фразеологизмы.

Всё чаще встречается дифференцированный подход к обозначению предметов, расширяется многозначность употребления слов. Правильность и точность речи при свободном высказывании.

Правильно используется употребление падежных окончаний. В процессе высказываний способны быстро подбирать синонимы.. Всё чаще пользуются сложными предложениями, включая причастные и деепричастные обороты. Используют соединительный, противительный и разделительные союзы. Правильно согласовывают слова между собой, употребляет падежные окончания.

Пользуются эпитетами, понимает метафоры. Становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнута, логически последовательна, завершённость высказывания, чёткость изложения. Речь объяснительная и доказательная. Родовые обобщения, троекратный приём.

infourok.ru

Нормы речевого развития детей с рождения до 7 лет

Нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей. Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога[1].

Понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.

Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

Норма развития речи ребенка от 2 месяцев до 1 года

Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить». В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, — слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

Возраст Речевые навыки
2 месяца Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 месяца Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4 месяца Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5 месяцев Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6 месяцев Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 месяцев Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8 месяцев Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9 месяцев Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10 месяцев Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11 месяцев Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12 месяцев Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит. В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет

Развитие речи ребенка в 2 года, норма которого все еще достаточно расплывчата, постепенно переходит в стадию автономности. Ребенок начинает использовать аморфные слова-корни, четко выделяя их из лексем, произносимых взрослыми (особенно часто малыш выбирает ударные слоги). Например, слово «де-» может означать все, что касается ДЕревьев или оДЕжды, а слово «па-» — лоПАтку, ПАлку и ПАпу. Важно также понимать, что характерной особенностью возраста от 1 до 1,5 лет является активное расширение пассивного словарного запаса, во время которого количество произносимых слов может практически не увеличиваться.

Тем не менее, норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п. Кроме того автономная речь постепенно сменяется «телеграфной»: ребенок пытается при помощи односложных выражений передать смысл целого предложения, например, «я мокрый» значит «мама, переодень меня пожалуйста». К концу второго года жизни малыш учиться менять слова в зависимости от количества называемых предметов и времени, в котором происходило то или иное событие.

Нормы речевого развития детей от 2 до 3 лет

Нормы речевого развития детей 2-3 лет уже лучше подлежат обобщениям, хотя индивидуальные особенности характера малыша могут привести родителей к мысли, что психическое развитие их чада не соответствует общепринятым стандартам. На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что предложения будут усложняться, но количество грамматических ошибок в них все еще будет значительным. Повысится интенсивность пополнения активного словарного запаса – в 3 года ребенок сможет оперировать почти 1000 слов.

Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность. В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников. Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.

В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, — ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок начинает слышать неправильное произношение звуков другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з». Иногда добавляется и сложный в произношении звук «р», однако полное его становление происходит позднее. Логопедические занятия на данном этапе большинство специалистов считают нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

К нормам речевого развития детей 3-4 лет относится и умение адекватно использовать названия различных растений, правильное обращение с местоимениями, умение назвать свое имя, возраст и пол. В этот же период происходит интенсивное освоение падежей, времен глаголов, и все чаще попытки согласования прилагательных и существительных мужского или женского рода увенчиваются успехом. Кроме того, расширение кругозора ребенка помогает ему понять слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они немедленно включаются в его активный словарный запас. Также малыш начинает сознательно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, иногда создавая совершенно новые слова – «стульчичек», «мышусик» и т.п.

Соответствие норме речевого развития детей 4 лет можно проследить и через трансформацию формы фраз. Второстепенные члены предложения зачастую опускаются или же ставятся в конец, а основная суть передается подлежащим и сказуемым, связь между которыми налаживается при помощи предлогов, окончаний и союзов. На формирование фраз может оказывать влияние и прослушанные книги или стихи, — в таком случае речь ребенка ненадолго приобретает специфический стиль или ритмику. Малыш открывает для себя понятие рифмы и с удовольствие пробует объединять в созвучные пары даже такие слова, которые не рифмуются в принципе.

Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

Нормы речевого развития детей 4-5 лет существенно отличаются от требований, предъявляемых к трехлеткам. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения, проводя, например, такую параллель как «ромашка – цветок – растение». Кроме того в его активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «больно-больнее» и «громче-громчее», то это говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р». В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р». Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

Нормы речевого развития детей от 5 до 7 лет

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах. Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

Таблица норм речевого развития ребенка от 1,5 до 7 лет

Таблица речевого развития детей в норме позволяет адекватно оценить умения и навыки дошкольника. Однако необходимо учитывать, что допускается и отклонение от данных норм в рамках полугода. То есть, если пятилетний ребенок не различает четко понятия завтра и сегодня, то ничего страшного в этом нет. А вот если эти слова остаются не до конца понятными ему и в 5,5 лет, то, возможно, есть смысл обратиться к специалисту.

Возраст Речевые навыки
1,5 года Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
2 года Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
3 года Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
4 года Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
5 лет Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
6 лет Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
7 лет Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления.

 

kidwiki.ru

Этапы нормального речевого развития у ребёнка.

 

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

         I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

 

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

 

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет - адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше - до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

 

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.) - однословная фраза (бах).

1г.8м.  - 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба - ди (Бабушка, иди!).

Кука - бух (Кукла упала!).

Да яба - Дай яблоко.

 

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. -  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

 

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

 

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

 

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

 

   

 

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

 

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

 

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 

 

 

          2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

-   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 

     4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

 

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

 

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

 

 

 

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

 

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

 

 

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

 

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

        В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

 

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

 

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

 

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

logoznanie.ru

Развитие ребёнка от 0 до 7 лет

Моторное развитиеРечевое развитиеПсихическое развитие
НормаПатологияНорма ПатологияНормаПатология
новорожденный- положение на животе — поза «эмбриона» - положение на спине нестабильно, голова расположена асимметрично, ребенок поворачивает ее то в одну, то в другую сторону - движения хаотичны, не целенаправлены - кисти сжаты в кулачки - большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь для кормления- тонус мышц резко снижен — поза «лягушки» - кривошея — вынужденное положение головы на один бок - беспокойный, поверхностный сон (по 15-30 мин)- сильный не дифференцированный крик — реакция на любое неприятное ощущение- слабый, тихий, монотонный плач, либо его отсутствие- ребенок успокаивается, приложенный к груди матери - громкий крик-реакция на дискомфорт, голод, неприятные ощущения- трудно успокоить ребенка, частот плачет ( без видимых причин)
1 мес-3 мес- в положении на животе ребенок учится поднимать голову и удерживать ее более 10 секунд - в положении на спине пытается удерживать голову по центру - Упирается ножками, поддерживаемый под мышки - фиксирует взгляд на предмете - прослеживает за погремушкой - ладонь ребенка постепенно раскрывается - к 3 мес в положении на животе вытягивает руки вперед, приподнимает голову и грудь на 90 градусов - тянет руки ко рту - захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку - поворачивается на бок - потягивается - лежа на животе не поднимает голову или удерживает менее 10 секунд - кривошея — вынужденное положение головы на одну сторону - не фиксирует взгляд на игрушке - не прослеживает за предметом - нет опоры на вытянутые руки, лежа на животе - руки постоянно зажаты в кулачки - не берет игрушки в руки - не переворачивается на бок - появляется реакция сосредоточения на голос взрослого с остановкой движений - начинает локализовать звуки в пространстве - крик ребенка становится разнообразным - появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним - начинает издавать первые звуки - пытается вступить в контакт со взрослым - может копировать мимику взрослого - ребенок с удовольствием слушает обращенный к нему голос взрослого- не реагирует на голос взрослого, на звуки - монотонный, однообразный плач - не издает звуки- кормление грудью способствует выработке внимания и фиксации взгляда - возникает зрительный контакт с матерью во время кормления - появляется улыбка в ответ на общение с близкими людьми - ребенку нравится рассматривать лицо взрослого, особенно смотреть в глаза - ребенок начинает ожидать кормления через определенное время - появление взрослого всегда вызывает улыбку, не различает своих и чужих- не смотрит в глаза - не улыбается - не интересуется окружающими предметами и людьми
3 мес-6 мес- лежа на животе раскачивается, голова и руки подняты, ноги выпрямлены - лежа на спине — ребенок активно манипулирует руками - Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность. - появляется координация глаз-рука-рот - тянется к лежащим рядом игрушкам, пытается их брать в руки, рассматривать, тянет ко рту - постепенно улучшается опора на ножки — может несколько секунд удерживать свой вес -переворачивается на живот и с живота на спину- малоподвижный - сохраняется поза эмбриона или наоборот мышцы ослаблены - не переворачивается - не тянется к игрушкам - нет опоры на ножки- ребенок больше реагирует на голос взрослого, чем на простые звуки - различает и по разному реагирует на ласковые и строгие интонации - гуление становится более активным, появляются новые звуки и слоги-цепочки- не реагирует на голос взрослого - не произносит звуки, слоги- останавливает взгляд и долго рассматривает интересующие его предметы - прислушивается к звукам - выражает удовольствие громким смехом - развивается активная познавательная деятельность — похлопывает по предметам или бросает их - плач прекращается при переключении внимания ребенка на новый предметам- - -ребенок понимает мимику и жесты взрослых -может пить и есть с ложки- не интересуется окружающими предметами - не реагирует на звуки, голосовые- не смеется, не улыбается - ребенка трудно успокоить, переключить внимание - не может или отказывается пить и есть с ложки
6мес-9мес-лежа на животе долго опирается на выпрямленные руки и раскрытые ладони - сидит сначала с поддержкой, затем самостоятельно - появляется уверенная опора на ножки, более продолжительное время - точно захватывает игрушку, перекладывает из руки в руку - лежа на спине высоко поднимает ноги, захватывает их руками, притягивает к лицу. - ползает - нет опоры на вытянутые руки или быстро устает - не сидит , не садится - не встает у опоры - при опоре на стопу — поджимает пальчики или встает на носочки - не ползает- в ответ на оклик реагирует на свое имя - активно лепечет - изменяет тон и громкость произносимых звуков и слогов - понимает простые речевые команды - может произносить звуки шепотом- не реагирует на свое имя - нет лепета -лепет монотонный- рассматривает крупные картинки - отличает чужих и своих -сам держит бутылочку -начинает понимать смысл простых игр - осознанно тянет руки, чтобы его взяли из кроватки - появляется страх и пугливости при посторонних людях - не позволяет брать себя на руки чужим людям — реагируя плачем - рассматривает себя в зеркале - помогает одевать себя- не интересуется окружающими предметами - не отличает чужих от своих
9мес - 12 мес-садится и сидит самостоятельно - крепко стоит на ногах -жует полутвердую пищу, кладет небольшие кусочки в рот - встает из положения на четвереньках - делает несколько шагов с поддержкой -берет мелкие предметы пальцами - может перелистывать страницы книги - Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку. - может опуская мелкие предметы в узкое отверстие - Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.-не садится и не сидит самостоятельно -не встает на ноги - не жует полутвердую пищу- по просьбе взрослого ребенок находит знакомый предметам-уверенно показывает части лица -осваивает новые слоги, подражая взрослому -беспредметное произношение первых слов ма-ма, ба-ба - узнает предметы на картинках -называет предметы и людей слогами -узнает и показывает любимые игрушки -понимает слово «нельзя», реагируя на запреты прекращением действия - начинает произносить первые осмысленные слова — слоги - Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай"). - узнает и показывает бытовые предметы -выполняет простые команды по просьбе взрослого -говорит 5 слов -не может найти и показать простые предметы -не показывает части лица -не произносит слоги -нет простых слов -не понимает слово нельзя -не выполняет простые просьбы взрослого- способен более длительное время удерживать внимание -легко идет на контакт со взрослыми -осваивает первые жесты «пока», «спасибо» -интересуется деятельностью взрослых -пользуется указательными жестами -обнимает родителей по их просьбе-на контакт со взрослыми не идеи или идет с трудом -нет жестов -нет интереса к деятельности взрослого
1год - 2 года- Ходит длительно, меняя положения - Перешагивает препятствия приставным шагом - Умеет ходить по узкой доске - Перешагивает через препятствия чередующимся шагом - Самостоятельно ест густую пищу -Самостоятельно ест жидкую пищу - Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого - Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)-не ходит, мало ходит, быстро устает -не перешагивает через препятствие - не ест (не жует) самостоятельно - Запас понимаемых слов быстро увеличивается - Отыскивает по слову взрослого однородные предметы - По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий - Понимает короткий рассказ -Пользуется лепетом, облегченными словами - Пользуется словом в момент сильной заинтересованности - Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными - Пользуется трехсложными предложениями - словарный запас 200-400 слов- говорит мало, не появляются новые слова в лексиконе - не говорит - не может найти и показать предмет по просьбе взрослого - не понимает обращенную речь- Воспроизводит в игре разученные действия - Отображает отдельные действия - В игре воспроизводит ряд последовательных действий - Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых - Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге - Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии - Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу - Эмоционально контактирует со сверстниками - Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) - не интересуется играми - негативно относится к новым контактам, не играет со сверстниками, замкнутый - не интересуется карандашами, не пытается рисовать
3 года- осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках с горки - одновременно может выполнять 2-3 действия- ребенок неуклюжий, постоянно спотыкается и падает « на ровном месте» - медлительный, быстро устает от физических нагрузок- словарный запас 800-1500 слов - начинает задавать вопросы что это? Для чего это? - может рассказывать короткие эпизоды из своей жизни - доминируют вопросы как? Почему? - появляются многосложные предложения - повышенная тяга к общению со взрослыми так и со сверстниками - называет 4 основных цвета и некоторые оттенки, находит нужный цвет по просьбе взрослого - знает простые фигуры - знает свою половую принадлежность - переходит от названия себя в третьем лице к местоимению Я - длительно может слушать сказку, читаемую взрослым - говорит спасибо, здоровается, прощается- нарушение звукопроизнощения, замена звуков, перестановка букв - короткие фразы, простые предложения - говорит о себе в третьем лице - не интересуется и не слушает книги - не любит играть и общаться со сверстниками - не знает основные цвета, цифры - не знает свой пол- самостоятельно одевается, при помощи взрослого застегивает пуговицы, шнурки и молнии, пытается пользоваться носовым платком и расческой - контролирует свои физиологические нужды ( обходится без подгузника) - переживает если ругают, доволен — когда хвалят - понимает когда плохо делает кто-то другой - проявляет эмоциональную сдержанность ( не кричит в общественных местах, перестает плакать при обоснованном запрете) - могут возникать страхи, боязнь темноты - кризис «трех лет»- осознание себя как личности - «я сам»- негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт-не может самостоятельно одеваться - нет гигиенических навыков, опрятности - есть потребность в подгузниках - не контролирует свое поведение - отсутствие кризиса «трех лет»
5 лет- рост ребенка активно увеличивается, формируются скелет и мышечный каркас - еще сохраняется необходимость в дневном сне -разукрашивает картинку не выходя за контур -умеет правильно держать в руках карандаш, кисть -умеет завязывать узелки на веревке -умеет лепить мелкие фигурки из пластилина-нарушение осанки - не умеет правильно держать карандаш-называет свое имя и фамилию, адрес, возраст, имена родителей и родственников, их профессию -Словарный запас около 3000 слов - пользуется предложениями из 5-6 слов -умеет пересказывать -правильно произносит практически все звуки - определяет право-лево -знает простые антонимы (большой-маленький, твердый- мягкий) -считает до 10 и обратно -знает буквы -хорошо запоминает стихи -знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны -знает и определяет время года и время суток-не может назвать свое имя, фамилию, возраст - малый словарный запас (менее 3000 слов) -в речи использует толь короткие предложения или фразы -нарушено звукопроизношение -не умеет пересказывать -не умеет считать до 10 и обратно -не знает времена года и дни недели- может занять себя, пока взрослые заняты -часто копирует поведение взрослых -формируется оценочное отношение — что хорошо, а что плохо. - стремится соблюдать правила и нормы -может составить рассказ по картинкам -умеет правильно вести себя за столом - самостоятельно чистит зубы - знает что такое светофор и что обозначают цвета на нем - знает название текущего месяца и последовательность дней недели -сосредоточивает внимание на интересных занятиях - контролирует выделительную функцию днем и ночью-энурез дневной и\или ночной - не может играть один, необходимо участие взрослого - игнорирует правила и нормы - не может составить рассказ по предложенным картинкам
7 лет-нет потребности в дневном сне - фигура ребенка становится пропорциональной,почти как у взрослого человека -активно продолжает развиваться скелет, суставы, мускулатура ( очень чувствительны к нагрузкам) -еще сохраняется некоторая неловкость, неточность в движениях-нарушение осанки -плоскостопие, неправильная установка стоп при ходьбе-интенсивно растет словарный запас до 5000 -умеет рассказывать народные сказки -различает и правильно называет геометрические фигуры -определяет время по часам - речь правильная,как у взрослого-маленький словарный запас - не умеет пересказывать -не может выучить стихотворение - не знает геометрические фигуру -не может определить время на часах -нарушение звукропроизношения-может быть внимательным и сосредоточенным при выполнении неинтересных ему заданий и занятий - кризис 7 лет (период рождения социального Я — происходит осознание своего места в обществе) -появляется лучший друг -активно помогает взрослым выполнять уборку в доме - проявляет интерес к учебе, новым знаниям-невнимательный, неусидчивый в школе -не успевает в школе - плохое поведение в школе и дома - не может самостоятельно выполнять домашние задания, обязательно нужен контроль и присутствие взрослого -гиперактивный -быстро устает в школе -плохая память - нет друзей, замкнутый -не интересуется новыми знаниями, не хочет ходить в школу

sineglazka.com

Возрастные нормы развития речи ребенка

Развития детской речи

От 0 до 1 года

Возраст

Основные показатели

Понимание речи

1 месяц

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.).В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком

 

2 месяца

Улыбка при общении с малышом

 

3 месяца

Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета - произнесение гласных звуков, близких к а,ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например,

"у-у-у-у" или "гу-у-у-у";

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

4 месяца

Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

5 месяцев

Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.

В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуления

6 месяцев

Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма")

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.)

7 месяцев

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку

8 месяцев

Реакция на незнакомое лицо. Лепет т сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами

9 месяцев

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки»

 

10 месяцев

Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

Понимает название отдельных предметов

11 месяцев

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией

1 год

Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя».

Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется.

После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»)

Понимает слово «НЕТ»

Хорошо слышит и различает много звуков.

Развитие детской речи

От 1 года до 2 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

1год 3 месяца

Словарный запас увеличивается до 6-10 слов

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках

1год 6 месяцев

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

1 год 9 месяцев

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают.

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные.

Стечение согласных замещаются одним звуком.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)

Развитие детской речи

От 2 до 6 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года 6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года

Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

 

logoped-madou7.edumsko.ru

Нормативы речевого развития детей от 0 до 7 лет

Нормативы речевого развития детей от 0 до 7 лет

 

Многолетние наблюдения и научные исследования позволили психологам и логопедам зафиксировать приблизительные нормативные сроки развития речи у детей. Однако, указанные ниже временные рамки, когда у ребёнка должна возникнуть та или иная форма речи, достаточно приблизительны. Тревогу у родителей может вызывать только значительное запоздание становления у ребёнка речевой функции. Во всяком случае, никогда не вредно получить дополнительную консультацию у логопеда или у детского психолога.

 

^ Гуление: а-а-а-а, э-э-э-э, гу-гу-гу, эмме-мме, бу-у, пффф и т.п.
3 – 6 месяцев Свирель: аль-алле, е-ллыы, агы-аы-агу, агу-у-алы-у и т.п.
^ Лепет: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, тя-тя-тя и т.п.
7,5 – 9 месяцев Тот же лепет, но с большим распевом и мелодичностью, так называемый «модулированный лепет».
^ Первые слова и звукоподражания: мама, папа, дядя, дай, ав-ав (собака), тик-так (часики), му-у (коровка) и т.п.
^ Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай!», «ляля бах!» и т.п.

Такие предложения могут на первых порах представлять собой последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причём, взрослые и старшие дети почти всегда точно понимают смысл «высказывания».

^ Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, другие части речи.

^

От 2 до 3 лет Важный период. В это время ребёнок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование и т.п. Наращивает объём словаря.

^

губные звуки (п, п,, б, б,, м, м,), губно-зубные (ф, ф,, в, в,), переднеязычные (т, т,, д, д,, н, н,, с,, л,), заднеязычные (к, к,, г, г,, х, х,). К трём годам малыш усваивает шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), но произносит их недостаточно чётко, звуки (л, р) пропускает или заменяет звуком (ль).

От 4 до 5 лет В это время дети овладевают умением связно рассказывать. В речи используются уже и сложные предложения, даже с придаточными различных форм. Второй период «почемучек». Ребёнок активно вторгается в окружающий мир, стремясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания.

^

исчезает смягчённое произношение согласных;

многие звуки произносятся более правильно и чётко;

 исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д

исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц

Не все дети умеют произносить звуки л и р.

От 6 – 7 лет Словарь ребёнка увеличивается до 3000-3500. В условиях правильного речевого воспитания ребёнок к шести годам правильно овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

lib.podelise.ru

Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет

Любая мама знает, что все дети развиваются по-разному. И все равно каждая мама стремится узнать, какие существуют общие нормы развития детей в том или ином возрасте, всем нам хочется как можно быстрее научиться общаться и понимать друг друга.

Многие книги и детские сайты приводят разнообразные материалы на эту тему, мы обратили внимание на краткую памятку от Детской школы развития "Читай и Пой", в которой вы найдете основные нормы речевого развития детей.

Каковы основные нормы речевого развития для детей от 1 месяца до 7 лет?

Речевое развитие детей до года

1 мес: Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание

2 мес: Гуление – произношение гласных звуков.

3 мес: Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого.

4 мес: Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными. Появляется первый смех.

5 мес: Реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 мес: Появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 мес: Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми. Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

8 мес: Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми. Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.

9 мес: Подражая, способен произносить цепочки повторяющихся слогов. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки».

10 мес: Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

11 мес: Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»

12 мес: Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи.

Речевое развитие детей старше года

1г 3 мес: Минимальный активный словарный запас - 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

1,5 года: В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов. Показывает, если попросить, одну из частей тела.

2 года: Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?». В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов. Появляется местоимение «я». Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

2 года 1 мес: Произносит твердые звуки С, 3, Ц

2 года 6 мес: Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.

2 года 9 мес: Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) . Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

3 года: Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, возраст.

3 года 9 мес: Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

Побуждает взрослых играть в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия

4 года: Словарный запас достигает 2000-3000 слов. Появляются наречия, обозначающие временные и пространственные признаки. Придумывает новые слова (словотворчество). Основные части речи изменяет правильно. У большинства детей звукопроизношение нормализуется, у некоторых наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие произношения звука «Р». Речь не до конца связная, возможен пересказ знакомой сказки, пересказ событий из собственной жизни еще бывает не последователен. Непроизвольное запоминание стихотворений, иногда длинных, и большого их количества.

4 г 6 мес: Определяет наличие заданного звука в слове.

4 г 9 мес: Может подбирать к словам антонимы. Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

5 лет: Словарный запас значительно обогащен. Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Умеет изменять громкость голоса, интонации.

6-7 лет:

Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Больше интересной информации о раннем развитии детей по самым разным направлениям читайте на сайте школы "Читай и пой".
Еще записи по теме

mammamia.blog