Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что делать, если ребенок не слушается? Что делать если ребенок не слушается в 7 лет в школе


Ребенок 7 лет не слушается. Что делать?

У каждого родителя, наверное, иногда опускаются руки. Вроде бы и стараешься не ругаться, и быть терпеливым, в общем, изо всех сил стремишься к образу «идеального родителя», но в какой-то момент ресурс исчерпывает себя. Ребенок 7 лет не слушается и всё. Что же делать?

В первую очередь стоит задуматься о причинах такого поведения. Ведь в этом возрасте малыш уже очень многое понимает, у него есть свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, свои чувства и отношения, свое настроение.

Имеет смысл поразмышлять о том, в чем именно ребенок не слушается родителей. Может быть, он не хочет есть, что ему дают? Или не очищает тарелку до блеска? Может быть, он ведет себя слишком громко? Или же он ведет себя опрометчиво небезопасно рядом с дорогой? Не убирается в своей комнате? На все эти вопросы профессиональный психолог даст совершенно разные ответы исходя именно из вашей ситуации.

Затем стоит обратить внимание на то, что сейчас происходит в вашей жизни, в жизни ребенка, в жизни семьи. Может быть непослушание – это реакция на стресс, неприятные эмоции, напряжение? Например, когда ребенок 7 лет не слушается, это вполне может быть реакцией на первые годы обучения в школе. Ведь школа диктует ребенку огромное количество правил, зачастую новых, именно поэтому дома у него возникает протест против любых правил и приказаний.

Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние членов своей семьи, особенно мамы и папы. Поэтому стрессы на вашей работе, конфликты и т.п., которые вводят вас с негативное эмоциональное состояние, могут отразиться и на поведении ребенка. Если вы чувствуете, что напряжены, встревожены, расстроены, постарайтесь прочувствовать эти эмоции и общаться с ребенком гармонизировав свое состояние.

Зачастую непослушание также может быть признаком того, что ребенку требуется ваше внимание. Может быть, опять же, это связано со стрессом первых школьных лет, может быть, с чем-то другим. Однако если вы замечаете тенденцию в том, что ребенок стал менее послушным, постарайтесь уделять ему хотя бы на полчаса больше времени в день только ему, обнимайте его немного чаще и говорите о том, как любите его и как рады, что он есть.

Причин и решений проблемы того, что ребенок 7 лет не слушается, также много, как и детей 7 лет. Именно поэтому, чтобы найти оптимальное решение проблемы, рекомендуем вам обратиться за помощью к квалифицированному детскому психологу.  

Еслизавета Заславская, психолог и ceo-менеджер Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".

Подробно о тренингах для детей здесь.

12kollegiy.ru

Ребенок не слушается что делать родителям?

Был не малыш, а ангелочек — практически беспроблемный ребенок. И вдруг превратился в маленького чертенка: взрослых слушать перестал, безобразничает, закатывает истерики… Ребенок не слушается что делать?

Главное, перестать паниковать: непослушание — нормальный этап в психическом развитии малыша. Однако и пускать ситуацию на самотек нельзя. Ваша задача — дать понять крохе, что существуют определенные запреты, и нарушать их нельзя.

Тактика «Последствия проступка»

Малыш должен сам осознать, что совершил ошибку. К примеру, пятилетнему шалуну хорошо известно, что кошку можно гладить, но нельзя тянуть за хвост. Потянул? Кошка в ответ поцарапала?

Значит, расплачивайся жжением йода, которым мама замазывает царапины на твоих ручках (но если крохе угрожает реальная опасность, нужно сразу вмешаться).

«Личный пример»

Никакие нотации и наказания не подействуют, если вы будете сами нарушать запреты, выполнение которых требуете от ребенка. Если отец кидает с балкона яблочный огрызок, вряд ли малыш отнесет бумажку от конфеты в мусорное ведро. А матери, раскидывающей собственные вещи, будет очень трудно внушить дочери, чтобы та складывала свою одежду в шкаф.

«Разумные запреты»

Нужно перестать запрещать все подряд. Чем реже вы говорите «нельзя», тем больший вес это слово имеет.

«Твердость и еще раз твердость»

Если вы категорически запретили сыну или дочери что-то делать, будьте последовательны в своем решении и не идите на попятную под воздействием плача и истерик маленького шантажиста.

«Укрощение строптивого»

Если ваше чадо всерьез разбушевалось и все уговоры перестали действовать, оставьте его на некоторое время в одиночестве. Не обязательно ставить в угол — достаточно, если вы спокойно, но твердо велите ребенку 5-10 минут просто посидеть на стуле.

Что делать если ребёнок не слушается, и не хочет ходить в школу

С каждым годом все больше родителей с горечью обнаруживают, что дети категорически отказываются ходить в школу, даже те, кто с удовольствием посещал детский сад, и даже болезни симулируют, чтобы остаться дома. Если вы тоже столкнулись с этой непростой проблемой, вам могут пригодиться следующие советы.Прежде всего разберитесь, чем вызван крик детской души: «Не хочу учиться!» Невсегда это банальная лень — причины могут быть самые различные: например, конфликты с учителями, нелады с одноклассниками, неуверенность в собственных силах, страх перед плохой оценкой… Попытайтесь вызвать малыша на откровенный разговор, ведь нельзя же лечить болезнь, без постановки правильного диагноза.

Возможно, ваш сын или дочь оказались в роли «чучела» из одноименного фильма педагогических ужасов. В таком случае жаловаться на одноклассников учителям или директору бесполезно: гонения только усилятся. Лучше просто перевести чадо в другой класс или другую школу (этот же вариант подходит и в случае затяжного конфликта с педагогом). В самом деле, вы же переходите на другую работу, если есть проблемы в общении с коллективом или начальником, почему же ребенок должен быть лишен этого права?

Возможно, что малыш бойкотирует школу, потому что для него является очень сложной учебная программа. Во многих престижных школах помимо обязательных предметов ввели столько обязательных факультативов, что и взрослому иногда сложно разгрызть гранит всех этих наук. Школьник должен получать нагрузку, соответствующую его способностям. И вообще, лучше быть отличником в обычной школе, чем двоечником в супер лицее.

Какие бы школьные проблемы не возникли у вашего крохи, он должен быть уверен: вы его любите, вы — на его стороне и что бы ни случилось, поймете, поможете и поддержите даже если ребенок не слушается.

dochkiisinochki.ru

Ребенок не слушается - что делать?

Люди более старшего поколения начинают учить тому, как воспитать ребенка, если он не слушается, и делятся своим опытом. Молодые родители от подобных советов, а может, и осуждений, на самом деле подсознательно пытаются переложить свои проблемы на плечи других. Все эти меры обычно тоже не дают ожидаемых результатов в виде послушного ребенка. А с чего же начать?

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

  1. Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
  2. Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
  3. Отсутствие режима питания и сна. Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно. Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
  4. Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов.

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Как вести себя, если ребенок не слушается

Психологи как на Западе, так и в России сходятся во мнении, что в первую очередь нужно обратить внимание на потребности самого ребенка и на то, что подобным поведением он хочет показать. Чаще всего это попытка детей что-то отстоять или чего-то добиться.

Рассмотрим пример:

Мама трехлетнего мальчика на снежной горке сажает малыша в санки и толкает его. Ребенок с радостью съезжает с нее и не сталкивается с препятствиями. Увидев горку побольше, мальчик просится у мамы прокатиться на ней, а мама говорит «нельзя». Когда ребенок пытается сам добраться до заветной цели, мама начинает криком запрещать ребенку идти на неположенную, по ее мнению, горку. Взяв ребенка за руку, мама вновь сажает малыша в санки и спускает с маленькой горки. Так и не получив желаемое, мальчик начинает плакать и истерическим криком требовать то, что он хочет. Все заканчивается тем, что мама уводит ребенка с горок домой.

Что стоило в такой ситуации делать маме, и чего хотел ребенок на самом деле?

Если дети не слушаются родителей, значит, что-то ОНИ делают не так. Основная задача понять — кто в таком случае ОНИ: дети или родители. На рассмотренном нами примере психологи рекомендуют не использовать взрослым при разговоре с ребенком любого возраста таких слов, как: «запрещаю», «нельзя», «стоп», «опасно» без объяснения. Наша мама запретила трехлетнему малышу кататься на более высокой горке, конечно, из-за желания уберечь ребенка от травм, которые он может получить, если не справится с управлением санок, но ребенку она о своих опасениях ничего не сказала.

До того, как поставить запрет, маме стоило сказать так: «Та горка для детей постарше. Видишь вон того мальчика или девочку, они уже сами могут везти свои санки и кататься на них. Когда ты научишься так же, то сможешь прокатиться на той горке. А пока это может закончиться тем, что ты упадешь, и тебе будет больно. Давай попробуешь на этой маленькой горке сам прокатиться сегодня».

При таком разговоре у ребенка нет времени, чтобы расстроится и начать плакать. Он интуитивно чувствует мамину заботу. Значит, в первую очередь важно вовремя поговорить с ребенком и объяснить причину запрета доступным для понимания ребенка образом.

Во вторую очередь, стоит повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка возник новый интерес. В данном случае это приобретение навыков самостоятельного катания на санках. Дети с трех лет уже стремятся подражать не только взрослым, но и более старшим детям.

Если ребенок не слушается и после этого, значит, ваших слов было недостаточно. Мама еще может предложить в нашей ситуации прокатиться на большой горке вместе с ребенком. Это уже будет компромисс, который поспособствует мирному разрешению возникшей ситуации.

Важно помнить, что каждый раз, когда вы чувствуете, что ребенок будет настаивать на своем, всегда перед запретными словами стоит постараться переключить его на другую интересную ему задачу методом игры. Именно игровая деятельность с 2 и до 10 лет является ведущей для детей. Через игру ребенок познает мир и свою окружающую среду. До 2 лет — это период познания предметов и вещей через рот и руки.

Если ребенок не слушается в 2 года, то важно не запретить, а дать возможность получить индивидуальный опыт. Если огонь — это горячо, то прислоните пальчик малыша к теплой чашке и спросите его: «Горячо?» Ребенок согласится с вами, и вы дополните, что огонь — это еще горячее. После такого опыта ребенок не будет тянуть руки к огню, помня, что это будет горячее, чем чашка.

Дети не станут непослушными, если в их воспитании будет больше обучения, чем свободы действий. Некоторые психологи считают иначе и руководствуются принципом, что с ребенком можно всегда договориться. Но не стоит на это надеяться. Некоторые дети не хотят договариваться, пока не получат свое.

Задача родителей совместными усилиями приходить к достижению целей, желаний и потребностей ребенка, минимизировав запретные слова в речи. Их употребление возможно только в экстренных случаях. Например, говорить «стоп, не беги» нужно, когда впереди яма и нет возможности иначе уберечь ребенка.

Советы психолога: если ребенок не слушается

Кого и когда должен слушать ребенок, пока он растет? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если до 2 лет он должен был слушать маму и папу, то после в жизни ребенка появляются и другие взрослые, которые могут что-то запрещать. Если ребенок не слушается в 3 года, то стоит родителям подумать о создании правил поведения дома, на улице и в общественных местах. В этот возрастной период ребенок постепенно осваивает такие понятия, как «можно» и «нельзя», доверяя взрослому. Также в этот период формируется чувство стыда, которое способствует закреплению этих понятий в поведении ребенка

До 3 лет лучше исключить из воспитания такие понятия, как «плохо сделал». Ребенок, например, дергая маму за волосы, еще не способен понять, что от этого становится больно маме. В таких случаях нужен метод подражания, когда мама показывает на ребенке, что тому тоже станет больно, если его потянуть за волосы.

Часто с 2-3 лет дети идут в сад, и родители сталкиваются с проблемой непослушания там. Если ребенок не слушается воспитателя, а дома слушается, значит, воспитатель не смог еще завоевать доверие ребенка. В таком случае родителям нужно поговорить с персоналом садика и попытаться совместными решениями и действиями добиться послушания.

После трехлетнего возраста круг людей, которых должен слушать ребенок, расширился, но настал период, когда ребенок начинает сам решать, кого стоит слушаться обязательно, а кого нет. Если ребенок не слушается маму, то стоит разобраться почему. Возможно, в семье сложились неправильные традиции, когда наказывает, например, только папа. В связи с этим ребенок перестает слушаться маму, и весь процесс воспитания теряет свою эффективность.

Если ребенок не слушается в 4 года, важно в семье правильно распределить роли. Всегда у ребенка должен быть хотя бы один взрослый:

  1. Которому он доверяет.
  2. С которым можно вдоволь поиграть.
  3. Который будет баловать.
  4. Который будет учить.

В дошкольном возрасте дети порой сами находят среди своего окружения таких взрослых. Основной механизм воздействия ребенка на взрослого в этом возрасте переходит от открытых методов манипуляции к скрытым. Если ребенок не слушается в 5 лет, значит, что-то родителями в воспитании уже упущено. Стоит обратить внимание на то, что должно было уже сформироваться в семье.

Никогда не поздно вновь обратиться к правилам. Только теперь не в игровой форме, а в виде постоянных выработанных привычек на основе распорядка дня. Ваш ребенок уже должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо, а также понимать, что если он не поест, то не пойдет гулять и т.д.

Как воспитать ребенка, если он не слушается в школе

К возрасту 7 лет мышление ребенка уже способно понимать цепочку последовательных действий, когда один поступок влечет за собой реакцию со стороны окружающих его взрослых и детей. В период младшего дошкольного возраста своих детей родители уже могут прибегнуть к системе поощрений и наказаний.

Если ребенок не слушается в 7 лет, достаточно просто лишить его, например, планируемого на выходных похода в цирк в качестве наказания за драку. Важно помнить, что успехи или неудачи в школьном обучении не должны наказываться. Здесь ребенку потребуется помощь и ваше активное участие.

Если же ребенок поступил правильно или совершил хороший поступок, то родители должны это поощрять. Тогда процесс воспитания будет выстроен так, что не потребуется решать вопрос, что делать, если ребенок не слушается.

Основные ошибки взрослых при непослушании детей младшего школьного возраста

Рассмотрев важность системы поощрения и наказания, стоит особое внимание уделить следующим фактам:

  1. Ребенка нужно наказывать или поощрять сразу после свершившегося действия. Можно отругать или похвалить словами, а затем действиями.
  2. Всегда нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо или хорошо. Важно помнить, что соотношение наказаний и поощрений должно быть равным. Нельзя часто только хвалить или только ругать.
  3. Если ребенок начинает врать, чтобы избежать наказания, то необходимо вызвать еще у ребенка чувство стыда. Если ребенок напрашивается на похвалу, то не стоит заострять свое внимание на этом и поощрять такое поведение.

К возрасту 8-10 лет у ребенка уже формируется своя система ценностей, когда он сам может определять, что делается хорошо, а что плохо. Этот период характеризуется тем, что дети начинают внимательно относиться к поступкам взрослых. Если папа соврал маме, и ребенок это узнал, то он обязательно об этом скажет. Если ребенок не слушается в 8 лет, значит, его учат одному, а видит он совершенно другое.

В таком возрасте главная задача родителей – контролировать свои поступки, которые видит ребенок. Если говорить громко в общественном месте нельзя, то это касается всех членов семьи без исключений.

Важно помнить, что, воспитывая своих детей, мы, взрослые, должны показывать все свои личным примером, тогда наши дети будут слушаться нас!

sunny-town.org

Ребенок не слушается - Вопрос психологу

Здесь нужно детально разбираться в причинах такого поведения. Если сын всюду так себя ведет (дома, в школе, на улице), то причина вероятно в нем (физиологические и психологические проблемы, вопросы воспитания), а если ведет себя по-разному в разных средах, то причину нужно искать в окружающих ситуациях, людях. Лучше индивидуально проконсультироваться с психологом по этому вопросу и детально разобрать ситуацию. Могу также рекомендовать свой дистанционные тренинги для родителей "Как изменить негативное поведение ребенка" и "Тренинг родительской эффективности". Их описание на блоге: http: //psycholog-help. Blogspot. Com/p/blog-page_6165. Html Приведу фрагмент первого курса: Занятие 2. Как родителям справиться с «трудным» ребенком? • Как дети становятся «трудными»? Рассмотрим факторы, которые влияют на развитие и формирование личности ребенка. Выделяют два таких фактора: биологический и социальный. Уже с рождения под влиянием биологического фактора дети различаются по:  уровню активности;  ритмичности состояний организма (питание, сон и т. П.) ;  уровню восприятия ребенком новых ситуаций, людей;  адаптивным возможностям организма;  интенсивности реакций (бурные или спокойные) ;  основному настроению. Некоторые дети с рождения относятся взрослыми к категории "трудных". У них нерегулярные биологические ритмы, невысокие адаптивные возможности, отрицательная реакция на новые стимулы и т. П. В то же время у так называемых "нетрудных" детей регулярные биологические ритмы, высокая приспособляемость к изменениям, реакции средней интенсивности. Социальный фактор содержит в себе влияние трех жизненных сред: 1) семьи; 2) детского садика, школы; 3) "улицы", ровесников.

Положительное влияние социальных факторов благоприятствует позитивному развитию ребенка, отрицательное влияние приводит к проблемам в характере и поведении. Важно сравнить поведение ребенка в разных средах. Если в школе и дома поведение различное (в школе ребенок ведет себя послушно, а дома – нет), то причина такого поведения, скорее всего – дома, в семейных отношениях, в стиле воспитания. А если во всех средах ребенок ведет себя отрицательно, то причина негативного поведения вероятно – в проблемах личностного характера ребенка. "Трудный" ребенок воспринимается родителями, учителями, воспитателями как действительно трудный, от которого ожидают отрицательного поведения, агрессивности, несдержанности. Хотя на самом деле такой ребенок – слабый ребенок, он требует понимания и защиты. И его отрицательные реакции – это неадекватное средство адаптации к окружающему миру. У таких детей, как правило, низкая самооценка (которая постоянно получает подкрепление от взрослых), отрицательная Я-концепция (негативное представление о себе). Задание для родителей: подумайте и сделайте анализ развития Вашего ребенка, его поведения в различных ситуациях, средах. Есть ли какие-либо закономерности? Можно ли отнести Вашего ребенка к категории «трудных»? Но основании чего Вы делаете такой вывод? Опишите, как Вы обычно реагируете на негативное поведение ребенка? • Пути влияния на «трудного» ребенка. - Какая тактика взрослых должна быть в отношениях с таким ребенком? И т. Д. Эффективность тренингов проверена временем и они доступны. Всего хорошего!

03online.com

Что делать, если ребенок не слушается?

Продолжаем разбирать типичные ошибки, которые родители допускают в воспитании своих детей. В статье "Почему ребенок не слушается?" мы рассмотрели ошибку №1 о "неправильном" поощрении и ошибку №2 о неправильной подаче инструкций.

Если вас мучает вопрос: как заставить ребенка слушаться, то я могу уверенно сказать, что при правильном воспитании заставлять не придется. Малыш сам будет слушаться вас с радостью.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

Давайте рассмотрим следующие 2 ошибки и то, к чему приводит неправильное представление о мотивах малыша и недостаток контроля с родительской стороны. А также я расскажу, как можно это исправить.

Ошибка №3. Искаженное представление о мотивах малыша

Сила воли у детей вплоть до подросткового возраста развита недостаточно. Им сложно подавить посторонние желания и сфокусироваться на главном. Немыслимо взять верх над плохим поведением и настроить себя на хорошее.

Трудно собраться и преодолеть себя, если они устали или плохо себя чувствуют. В такие моменты дети бывают особенно капризны и непослушны.

Хорошо, если у родителя есть возможность уладить все неприятности и привести малыша в порядок. Но так бывает далеко не всегда.

Часто родителю нужно побудить уже уставшее чадо сделать то, что нужно в данный момент. Например, раздеться после прогулки, пока мама занимается младшим ребенком.

Как же это сделать, если ребенок не слушается?

Только с помощью средств, которые соответствуют детской психологии: игр, сказок, соревнований или другой увлекательной мотивации, которая позволит придать малышу сил, вдохновить его преодолеть свои слабости и плохое самочувствие и сделать то, что тяжело, но нужно.

Однако, что мы видим вместо этого? Как правило, это критика и упреки, недовольство и обвинения в том, что ребенок "назло" и "когда ему надо, так у него всегда силы есть"

Так происходит, потому что родители судят по себе: раз они могут заставить себя, значит, и малыш должен. А, иногда неосознанно завидуют чаду: почему он может себе позволить капризы и лень, а я нет.

Ошибка №4. Недостаток контроля

Как же научить ребенка слушаться? Почему-то многие родители считают, если они один раз сказали, то сын или дочка должны моментально выполнить их просьбу.

Они не учитывают, что навыки самоконтроля у малышей развиты недостаточно. Даже 7 или 10-летнему сложно бросить приятное дело в пользу какой-то бытовой обязанности.

Да что там, и взрослому бывает сложно переключиться с приятной задачи на неприятную, мы склонны прокрастинировать.

Есть еще один распространенный недочет в этом ключе. Например, мама сказала малышу: "Собери игрушки!", и ушла заниматься своими делами.

Почему ребенок не слушается? Потому что мама не помогает ребенку переключиться с приятного на должное. Она даже не помогает ему начать.

Из-за этого малыш затягивает, мама сердится, накручивает себя и начинает кричать. И снова у ребенка вырабатывается негативное отношение к словам взрослых. Как следствие, он не слушается еще больше.

Как вы можете научить ребенка слушаться? После того, как вы сказали своему чаду, что нужно делать, ему нужно обязательно помочь.

Во-первых, прекратить заниматься тем, чем он занимается, а, во-вторых, помочь ему переключиться на то, что нужно. Кроме того, в процессе, скорее всего, он будет периодически отвлекаться, сбиваться с правильного пути, и тут маме нужно опять включиться, остановить отвлеченные действия и вернуть ребенка к задаче.

Таким образом, она учит его действовать последовательно. И дает ребенку шанс пережить успех - дойди до конца задачи и справиться. А ничто так не мотивирует на успех, как сам успех! Благодаря этому ребенку приятно вас слушаться.

Вы заметили у себя ошибки, объясняющие, почему ребенок не слушается? Тогда у меня есть для вас хорошая новость! Моя онлайн-игра "Послушный ребенок за 4 недели" позволит вам шаг за шагом устранить эти ошибки и создать такие условия, чтобы малыш вас не просто слушался, но и получал удовольствие от этого!

Хотите узнать больше об игре? Переходите по ссылке прямо сейчас!

mamaschool.info

Если ребенок не слушается, что делать? Личностный подход

Зачем учить ребенка слушаться?

Большинство родителей убеждены, что дети должны слушаться. Это одна из главных их забот в воспитании детей: как научить ребенка слушаться? Как заставить ребенка слушаться? Что делать если ребенок не слушается? Конечно, иметь дело с совершенно неуправляемым чадом нам очень неудобно.

Но тут есть один нюанс: а кому нужно, чтобы ребенок был послушным? Спросим себя, чего мы на самом деле хотим от ребенка? Мы хотим, чтобы он просто слушался ради послушания — потому, что так надо, и точка. Или мы хотим, чтобы с ним можно было договориться, как с человеком, в каких-то совместных делах?

Эти наши позиции в воспитании подразумевают не только разный стиль отношений с ребенком, но и имеют совершенно разные последствия. Самое странное, что безусловное послушание многими считается не только удобным для себя, но в первую очередь, полезным для самого ребенка — правильным, чуть ли не добродетелью. Бытует миф, что ребенок не послушный и не признающий безусловный родительский авторитет, несчастен и неспокоен. Но так ли это на самом деле или это миф, придуманный родителями для оправдания своего властолюбия и удобства?

Если посмотреть на взрослых людей, то очевидно, что больших успехов в чем бы то ни было достигают те, кто облает ответственностью и самостоятельностью. Чтобы добиваться своих целей, и даже иметь нормальные отношения, человеку нужно четко понимать эти самые цели, уметь принимать решения, иметь свою точку зрения, быть способным настоять на своем. Даже просто знать, чего хочешь и умение сказать об этом другому — одна из составляющих нормальных отношений, например. Но как человек приобретет все эти качества, если он воспитывался в стиле безусловного послушания? Как ему поможет в этом привычка ориентироваться на авторитет родителей? Ответ очевиден — никак.

Тем не менее общепринятый подход родителей к воспитанию основывается на послушании. Вплоть до того, что считается, что послушный ребенок — это хороший ребенок, а непослушный — плохой. Плюс к этому, считается, что родители непременно должны ребенку что-то «прививать», какие-то качества, которые им кажутся положительными и соответственно, препятствовать развитию качеств отрицательных — это громко называется нравственным воспитанием.

Воспитание или манипулирование?

По умолчанию считается, что отрицательные качества врожденны — и наша задача их задавить, а положительные — только приобретаются, и их нужно насаждать любой ценой, преодолевая сопротивление порочной природы ребенка. Для достижения этих результатов мы применяем метод «кнута и пряника», а также различные манипуляции, превращая процесс воспитания в скорее в дрессировку. Нам не приходит в голову учить малыша сидеть или ходить — мы знаем, что он научится этому и без нас. Но в отношении его личности мы полагаем, что необходимо наше вмешательство.

Слово «воспитание» значит «вскармливание», а совсем не формирование личности ребенка по образцу, который мы имеем в своей голове, не дрессировка. Мы уже говорили о разных подходах в воспитании детей, разделив их на авторитарный и личностный. Хочу поделиться мнением психолога и философа Эриха Фромма, который считает, что воспитание и манипуляция — противоположные процессы:

Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Это те способности ребенка, которые могут не получить развития: способность любить, быть счастливым, разумным и такие особые способности, как художественный талант. Это семена, которые прорастают и дают плоды, если для их развития созданы надлежащие условия, но они могут и зачахнуть, если такие условия отсутствуют. Одним из самых важных условий является вера в возможности ребенка людей, особенно значимых в его жизни. Наличие этой веры отличает воспитание от манипуляции.

Противоположностью воспитанию является манипуляция, которая основывается на отсутствии веры в развитие возможностей и на убежденности, что с ребенком будет все в порядке, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и устранят то, что кажется нежелательным. Нет необходимости верить в робота, поскольку в нем нет жизни.

Эрих Фромм «Человек для себя»

Э. Фромм полагает, что манипулировании в воспитании выражает  страсть властолюбия родителей, их авторитарный характер, а никак не заботу о ребенке, сколько бы они не говорили о заботе. Ребенку, чтобы развиваться, нужно познавать мир, ставить  эксперименты  и совершать ошибки, а не слушаться родителей. Родители только и делают, что мешают ему заниматься познанием. Они все время твердят, что это — плохо, то — опасно, другое — просто «нельзя».

Та же самая беда с развитием. Родители заранее знают, какие черты, что и как нужно развивать в ребенке, и осуществляют это любой ценой, чаще именно манипуляциями, разнообразными подлогами. Либо они  притворяются, что ребенок делает выбор сам, лишая его реального выбора, либо давят на его чувства или угрожают лишением своего расположения — так называемая «условная любовь».

В общем и целом, задача воспитания авторитарным родителем видится не в том, чтобы помочь ребенку развить свои задатки и способности и стать уникальной и самостоятельной личностью, а в том, чтобы любой ценой втиснуть его в те рамки, которые родителям кажутся правильными, пока это не породит естественную реакцию в виде испорченных отношений с ребенком в подростковом возрасте. И сколько потом проблем возникает у человека в результате внутреннего конфликта между родительскими рамками и ожиданиям и своими собственными, на корню задавленными способностями и задатками!

Но почему не предположить, что ребенок не порочен от природы, а рождается чистым и имеет здоровые и добрые задатки, которые можно помочь ему развить, а вот плохому он, наоборот, учится? Ведь именно наша вера в ребенка передается ему. В раннем детстве он слишком нам доверяет, чтобы критически оценить наше о нем мнение. Если мы считаем его глубоко порочным и нуждающимся в рамкам — он нам верит и вырастет таким. А если мы будем считать его добрым, разумным, способным и относиться к другим и себе с уважением — он впитает это самоощущение.

Основы личностного подхода в воспитании детей

  1. Стоит забыть о понятии родительского авторитета и перестать считать свою волю единственно верной в отношении ребенка. Конечно, мы за него отвечаем, но ведь задача воспитания — вырастить человека, который отвечает за себя сам, правильно, не самоутвердиться за счет него?
  2. Если мы хотим, чтобы ребенок уважал себя и окружающих, то единственное средство этого достичь — уважать его. Других способов привить уважение нет. Страх наказания или лишения расположения — не прививает уважение. Если мы не уважаем ребенка, его мнение и выбор, то он учится так же относиться к себе и другим, и к нам, в частности. Мы можем этого не заметить, если очень запугаем малыша, на корню пресекая любые проявления неуважения, но когда он подрастет — почувствуем это в истинной мере!
  3. Уважение к ребенку начинается буквально с пеленок. По каждому поводу, вместо того, чтобы утверждать своей монаршей властью: «да будет так!» можно спрашивать ребенка, чего хочет он? Кушать или нет, взять ту игрушку или эту, надеть рубашечку или футболку, куда идти гулять и идти ли вообще… Да, он еще не говорит, но мы можем с ним советоваться, побуждая его к принятию решений и показывая свое небезразличие к его мнению и он довольно рано может отвечать знаками на наши вопросы. При этом мы, конечно, должны честно объяснить ему и последствия того или иного выбора, чтобы он мог его совершить разумно.
  4. Бывают случаи, когда что-то безусловно необходимо, например, врачебный осмотр. Таких случаев сравнительно не много, и это тоже хороший опыт для малыша — уметь принимать неизбежные обстоятельства. И в этих случаях так же можно объяснить, что и почему надо, а не давить своей волей: «потому что я сказал»
  5. Если ребенок делает что-то нежелательное для нас, опять-таки можно пойти по пути объяснения вместо обмана и манипуляций. В первую очередь тут стоит задуматься, а почему это нежелательно? Например, годовалый малыш «дерется» с мамой. Для него это игра — он еще не понимает, что маме больно. Можно авторитарно сказать: «нельзя так делать, это плохо!» с выражением праведного гнева. А можно сказать, что маме больно, и она не хочет так играть. Если малыш настаивает — уйти от игры. Так мама просто защищает себя и дает ребенку обратную связь. Не авторитарный суд: «ты-плохой» или «делаешь плохо», а «мне не нравится в это играть». И это честно. Такие игры не говорят, что ребенок зол или испорчен, просто малышу крайне сложно поставить себя на место другого человека. Будем терпеливы — пусть учится, а заодно подадим пример защиты своих интересов.
  6. Оценочных суждений «хорошо-плохо» вообще лучше избегать. Для человека разумного естественно желание понимать причины и следствия своих поступков и совершать сознательный выбор, и ребенок хочет все понять. Когда мы ему все объясняем, то у него не возникает недопонимания и желания проверить, докопаться до объяснения самому. Бессмысленные же запреты оставляют его наедине с вопросом. Но  страшнее всего тут то, что если ребенок наши оценки хорошо усвоит, то тем самым у него блокируется нравственная область, иногда навсегда. Место нравственного суждения на основании понимания своих мотивов и поступков занимает бездумное воспроизведение родительской программы, так что даже взрослый человек не в состоянии объяснить почему «плохо» то, что родители считали плохим (а им просто было так удобно), но прилежно смотрит на жизнь сквозь эту призму.
  7. В случаях реальной опасности — огонь, острые предметы, машины и т. п, также вполне реально не запрещать, а объяснять и даже демонстрировать. И всегда ли опасность настолько велика, как нам кажется? Чем пытаться внушить ребенку иррациональный страх, скажем, перед ножом, и создавать тягу к запретному плоду, дадим ему нож в нашем присутствии, объяснив что он острый. Пусть уколется — как иначе он узнает, что такое «острый»? Тогда он начнет учиться обращаться с ножом осторожно — в чем и состояла наша цель, не так ли? Или мы хотели, чтобы он никогда в жизни не брал в руки нож? То же самое, например, с вопросом: «как научить начинающего ползать малыша осторожности на краю кровати?» — дать пару раз свалиться на ковер, и проблема решена!

Личностный подход в воспитании (он же личностно ориентированный или гуманистический) придумала не я. Он давно уже разрабатывается ведущими психологами и педагогами.  Для некоторых эти принципы до сих пор непривычны — слишком сильны авторитарные установки, впитанные с молоком матери. Кому интересно, почитайте о таком понятии, как «родительский авторитет«, его истоках и значении. И не забудьте подписаться на новые статьи

А резюмируя сказанное сейчас, можно сделать вывод, что не нужно заставлять или учить ребенка слушаться. Если ребенок не слушается — это здорово! Это значит, он уже имеет свою точку зрения и способен ее отстаивать, и еще значит, что он нас не боится! На мой взгляд, дети слушаться не должны. Это неестественно. И если ребенок очень послушен, то это тревожный звоночек. С ребенком что-то не так: он запуган или потерял здоровый исследовательский интерес к миру. Он старается угодить родителям вместо того, чтобы развиваться. Согласны? Жду комментариев!

myempeiria.ru