Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как определить готовность ребенка к школе. Советы психолога. Что делать если ребенок не готов к школе в 7 лет


В 6 лет к школе не готов приблизительно 51% детей

Так сложилось, что в Беларуси принято отдавать детей в школу с шести лет. В последнее время набирает обороты другая тенденция: все больше и больше родителей решают повременить хотя бы до семи. В любом случае начинать думать о том, оставить ребенка в детском саду или отправить в следующем году во взрослый мир, нужно уже в сентябре. Мы обратились за консультацией к психологу Людмиле Синявской, которая предложила заняться профилактикой проблем первоклашек: оказалось, что все трудности возникают из-за того, что они начинают грызть гранит науки слишком рано. Мы попытались разобраться, как определить, когда именно вчерашний детсадовец готов сесть за парту.

КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ШКОЛЕ - ДЕТИ ИЛИ РОДИТЕЛИ?

- Ближе к 6 годам ребенка родители начинают задумываться о его походе в школу: кто-то торопится отдать пораньше (иногда даже до исполнения шести лет!), а кто-то категорически против и ждет взросления, - рассуждает психолог. - Причины разные. Некоторые отдают, потому что так делают коллеги на фирме или потому, что «я сам тоже пошел рано и ничего - привык», а кто-то боится, что ребенку потом будет неинтересно. Но момент наступления психологической готовности к школьному обучению индивидуален, это комплексное понятие. Ребенок может быть готов только по одной из составляющих, например, познавательно-интеллектуальной: он хорошо читает, знает счет, много разговаривает и рассуждает. Зато у него недостаточная эмоционально-волевая зрелость: он не умеет ждать своей очереди, руководствуется только понятием «хочу» и сильно расстраивается при неуспехе. Поэтому к новому этапу в жизни семьи должны быть готовы родители. Они должны по-новому расставить приоритеты, где будет место и время для того, чтобы организовать учебу и отдых ребенка. Хотя бы один взрослый в семье должен жить по распорядку первоклассника.

- Как определить, что уже можно?

- Внимательный родитель наблюдает за развитием ребенка и обычно чувствует: хочет ли, сможет ли? Когда наступает момент школьной зрелости, дети активно познают мир: они задают вопросы, выполняют интеллектуальные задания (не обязательно успешно) и интересуются школой. Пойти туда хотят не только потому, что уже купили красивый портфель, но и чтобы учиться, быть умным и знать математику. У готовых первоклассников сформирована позиция ученика: они хотят учиться, принимают и положительно относятся к правилам поведения школьной жизни - необходимости сидеть, слушать учителя, выполнять его требования и сотрудничать со сверстниками.

Один из самых простых (но и самых приблизительных) способов оценки школьной готовности - Филиппинский тест. Нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызовет затруднений, у школьников - тоже, но, оказывается, не каждый шестилетний ребенок сможет так сделать! Тест показывает степень морфофункциональной зрелости организма: уровень созревания нервной системы и способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

В 6 ЛЕТ К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 51% ДЕТЕЙ

- А что обязательно должен уметь ребенок перед школой? В детском саду просят рассказать про картинку и написать простую фразу вроде «Он ел суп»...

- В руках хорошего специалиста это хорошие тесты. Первый демонстрирует особенности речи, логическое мышление и понимание социальных отношений. Второй - развитие мелкой моторики. Понаблюдать за поведением и развитием ребенка может сам родитель: например, в игровой форме предложить задания на логику - исключить 4-й лишний предмет и объяснить, почему он не подходит. Или попросить классифицировать предметы: ребенок не должен называть лис и бобров среди домашних животных. Спрашивать его нужно про то, с чем он сталкивается: просите назвать разные продукты, животных, виды транспорта, одежды. Он обязательно должен знать сведения о себе и о своей семье - это определяет уровень его развития и общую социальную ориентировку. Нужно уделять внимание речевому развитию, умению выражать свои мысли и словарному запасу: способен ли ребенок отделить предмет или явление от самого слова? Чтобы когда в школе его попросят разделить на слоги слово «котенок», он не пришел в ужас от того, что можно разделить котенка. Можно сходить к логопеду, чтобы он поправил некоторые шероховатости: дети говорят «устатая» вместо «усталая», «небель» вместо «мебель».

- А что еще?

- Важно обратить внимание на работоспособность дошкольника. Может ли ребенок быть усидчивым, внимательным? Быстро ли устает и теряет интерес к начатому? Хорошо ли запоминает? Часто ребенок не может реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал именно из-за проблем в этой сфере. Учителя говорят: «Умный, но невнимательный или ленивый».

От ребенка потребуется умение дружить, ладить, признавать авторитет старших и способность постоять за себя, не причиняя вреда другому. Кстати, о том, чтобы ребенок рос дружелюбным, нужно позаботиться еще с детского сада. Было бы прекрасно, если бы учительница уделяла внимание и время для того, чтобы сдружить детей. К сожалению, массовые походы в театр эту проблему решают не слишком успешно, поэтому проблему дружбы детей могут решать и родители: можно позвать другую маму с ребенком в гости или (я знаю, сейчас такое практикуют) подружиться с другой мамой и вместе забирать детей с продленки. Звать чужих детей в гости полезно: родители видят, с кем дружит (или собирается дружить) их сын или дочь, и будут знать, к кому они его отпускают.

Еще у школьников (хороший процент которых еще долго остается дошкольниками!) нельзя рано забирать игрушки, а также лишать детей игры, мотивируя фразой «Ты уже большой». В игре дети учатся быть инициативными, ведущими, брать ответственность, быть ведомыми, слышать и слушать других, сотрудничать. И, конечно, ребенку понадобится хорошее физическое здоровье: если первоклашка две недели ходит на уроки, а потом две недели болеет, ему будет очень тяжело успевать за материалом и информацией и привыкать к новому коллективу. Обязательно посоветуйтесь с педиатром, может ли ваше чадо пойти в школу с 6 лет по состоянию здоровья.

Людмила Синявская - психолог с 19-летним стажем. Фото: psycenter.by

Людмила Синявская - психолог с 19-летним стажем.

- Можно отправлять, если он очень просит?

- Осознанное желание пойти в школу - важный признак готовности к школе, но недостаточный. Как и к любым просьбам ребенка, к нему нужно относиться критично и учитывать все остальные факторы вплоть до особенностей супружеских взаимоотношений, влияющих на климат семьи и психологическое самочувствие ребенка. Статистика такова: в 6 лет к школе не готов приблизительно 51% детей.

- Если родители решили, что с 1 сентября ребенок пойдет в школу, как нужно его готовить?

- Уже летом приучать ребенка жить по школьному режиму: вставать и ложиться в одно и то же время, составить и сделать привлекательным режим дня - и выполнять его. Не лишним будет почитать или придумать сказки о школе, рассказать ребенку о своей школьной жизни, показать фотографии, рассказать интересные случаи из учебных будней. Еще один хороший способ - поиграть в школу, в уроки и переменки, в хорошие оценки и не очень. Дайте ребенку побыть и учеником, и учителем. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе, но не идеализировать ее, чтобы не получилось как у разочарованного мальчика из известного стихотворения «Так что же вы мне сразу не сказали, что в школу ходят целых 10 лет?!» Не пугайте ребенка школой («Там все будут смеяться, что ты не хочешь читать!»), иначе он откажется в нее идти. Продумайте нагрузку ребенка вне школы. Она должна нести радость, вдохновлять и давать силы, а не мешать школьному процессу. Не увлекайтесь кружками: некоторые дети заняты плаванием, гитарой, рисованием, шахматами, английским и подобным до 15 часов в день, а это чревато психическими и физическими срывами. Одним словом, позаботьтесь, чтобы «школьные годы чудесные» стали таковыми для вас и вашего ребенка.

СПРАВКА «КП»

Людмила Синявская - практикующий психолог 1-й категории, консультант телефона экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Является сертифицированным специалистом по песочной терапии, сказко- и игротерапии. Стаж работы 19 лет.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ

Как за месяц подготовить дошкольника к первому классу?

Что делать, если ребенка не любит учитель?

Как пробудить у школьника интерес к учебе?

Как интеллектуально развлечь детей во время каникул?

Наша страница kp.by в фейсбуке - ЗДЕСЬ Нажимайте "нравится" и читайте самые интересные наши новости в своей любимой социальной сети!

Наша страница kp.by в фейсбуке - ЗДЕСЬ

Нажимайте "нравится" и читайте самые интересные наши новости в своей любимой социальной сети!

www.kp.ru

мой сын пошел в 1 класс.учителя говорят-что психологически он к школе не готов..

Психологическая и интеллектуальная готовности к школе могут и не совпадать. Воспитатели у Вас оказались не совсем компетентными. Интеллектуальная готовность - умения и знания, навыки в соответствии с возрастом. Психологическая готовность - развитие внимания, волевой сферы (высидеть весь урок) , отношение к учебному процессу как к учёбе, а не как к игре.

Ребёнок у Вас не тормоз. Просто он пока ещё готов принимать и получать новые знания в игровой форме, как это и происходит в детских садах. А то, что машинки рисует, это лишь показатель увлечённости, а не взрослости или готовности к школе.

Что Вам делать? В сад уже не вернёшься. Учебный план под одного ребёнка не переделать. Так что Вам предстоит как следует потрудиться, чтоб ребёнку было проще. Готовы? Тогда вот несколько рекомендаций. 1. Хоть Ваш сын и учится, но у него есть потребность поиграть. Значит - играйте с ним. Ему это так же пока нужно, как кушать, гулять и спать. 2. Не требуйте от него слишком многого. Приготовьтесь к тому, что у некоторых детей будет получаться лучше. НО - не сравнивайте ребёнка с другими, не ставьте ему в пример. Ставьте в пример его самого, в те моменты, когда он старался. 3. Постарайтесь дома организовать учебный процесс в виде игры. Потом постепенно игровые моменты Вы будете уменьшать, а учебную деятельность выдвигать вперёд. Поясню. - Сначала: "Давай посоревнуемся, у кого палочки получатся ровнее? У тебя или у меня? Ура! Ты выиграл. Ты получаешь звание самый аккуратный писатель палочек" - потом: "Ты сделал математику? Молодец! Ты должен ответственно подходить к выполнению задания. Так, старайся, умница! " Но этот переход должен быть очень плавным о постепенным. 4. Хвалите! Хвалите! Хвалите! за каждую удачную работу. И верьте, что у мальчика всё получится. "Конечно, ты справишься, ведь ты такой старательный, аккуратный, внимательный"

Год может быть тяжёлым. Ведь даже несколько месяцев в этом возрасте играет большую роль. Потом он подтянется. Наглядный пример - одноклассник моего сына. Ему сейчас 13. Мальчик тоже пришёл в школу, когда ему не было семи. Первые два года еле успевал. Зато сейчас - отличник! Вот на собрании ему грамоту вручили в среду.

otvet.mail.ru

В шесть лет к школе не всегда готов

- Вы в шесть или в семь пойдете? - такой вопрос мне стали задавать буквально все, кто слышал, что Машке исполнится шесть в ноябре. Я неуверенно отвечала: "В семь, наверное, зачем у ребенка детство отнимать..." - Ой, как поздно! Целый год потеряете!

Вот теперь думаю. Запись на подготовку в школу идет полным ходом. Решать, в шесть или в семь бросать ребенка на глубину самостоятельности, нужно сейчас. Мамашки, особенно мальчишек, спешат. Лучше раньше - тогда и в армию не успеют забрать до поступления в институт. Среди родителей вообще модно отдавать рано: «Мой ребенок о-очень развитый!» А этот развитый ведь может писать и читать хоть в 4 года, но ни психически, ни физиологически не готов к жизни в школе – коллективу, самостоятельности, сидению на стуле по 40 минут и т.д.

- Маш, в школу хочешь? - спрашиваю от безысходности.

- А у меня там будет юбка в складочку? И портфель розовый? И наконец-то я научусь читать, как ты? Хочу, конечно!

Кроме желания самого наследника, родителям, принимающим решение о записи на подготовку к школе, нужно смотреть еще на несколько психологических и физиологических моментов:

1. Биологический возраст. По календарю ребенку уже 7 лет, но биологически ему может быть всего 5,5, 6 или 6,5 лет, а может быть и семь. В школу принимают с 6,5 лет. Если до этого возраста в апреле во время записи в школу ребенку не хватает месяца — двух, это не страшно. Но если больше трех месяцев - то лучше год подождать.

Директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна Безруких подсказала нам два способа определить биологический возраст:

- Если у ребенка не началась смена молочных зубов, то, скорее всего, его биологический возраст меньше, чем паспортный. Кстати, в средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что он «вошел в разум».

- Есть еще так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка закинуть одну руку через макушку головы, и, если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего, он биологически зрелый. Длина руки показывает, что произошел полуростовой скачок. Это очень важно, потому что, если ребенок не прошел этот скачок, это говорит о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. А нагрузки его ждут нешуточные.

2. Готовность к обучению. Когда мы шли в школу, то уже умели читать, писать, считать. Сейчас специалисты даже просят родителей НЕ учить малышню читать-писать. Ведь родители учат по-простому, а учителя - по методике. И детям в школе придется переучиваться. Дело родителей - подготовить к чтению, письму и счету:

- Нужно научить чадо правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, а не сжимать в кулачке. - Научите правильно сидеть, держать тетрадь, уметь вырисовывать ровные и прямые линии. - Побольше рисуйте, лепите, нанизывайте бусинки, читайте наследнику вслух, а потом обсуждайте прочитанное, пересказывайте.

3. Достаточно развитое мышление. Проведите тест: положите перед ребенком задание лабиринт или путаницу. Смотрите: если ребенок водит по дорожкам лабиринта карандашом или пальцем, значит, у него пока еще наглядно-действенное мышление ДОшкольника. Если же следит за лабиринтом одними глазами - значит, уже сформировалось мышление, соответствующее первоклашке.

4. Умение действовать по образцу и по правилам. Чадо спокойно играет в настольные игры, выполняет задания, следует правилам и не кричит: я так не хочу, я по-другому буду играть! Потому что, если малыш сейчас не следует правилам игры, в школе у него возникнет вопрос: почему я должен рисовать жирафа, когда хочу изобразить машинку? Чтобы развить это необходимое умение, подходят:- Игры-бродилки, когда мы кидаем кубик и делаем ходы. И есть правила игры.- Занятия вместе с родителями. Убираетесь - дайте малышу маленькую швабру или позвольте пылесосить, как вы. Делайте из пластилина одинаковые фигурки, рисуйте одинаковые рисунки. У всех общее задание! 5. Умение работать над заданием, которое не нравится. Неинтересно, но надо! Этому надо научить - пусть ребенок через не хочу убирает игрушки. Определите круг обязанностей малыша дома - чистить зубы без напоминаний, кормить хомяка. Если «не хочу» слишком громкое, постарайтесь обосновать, почему надо. Игрушки надо убирать, потому что все за собой убирают.

6. Умение классифицировать. Отличать животных от птиц, рыб. Раскладывать животных на диких и домашних. В этом вам помогут лото и домино с картинками.

Почему ребенок хочет стать школьником

Спросите у своего малыша, почему он хочет в школу? И поймете, какова его реальная мотивация.

- «Чтобы быть умным и не быть дворником». Возможно, бабушка напугала: «Не будешь ходить в школу, придется работать дворником или уборщицей, и денег не будет!» - ребенок идет в школу, чтобы избежать нищенской участи.

- «Чтобы мама меня хвалила». Возможно, мама как-то в запале сказала: «Не будешь учиться, никто тебя любить не будет». А для ребенка самое страшное - нелюбовь родителей. Он готов пойти куда угодно, лишь бы мама его любила!

- «Потому что я уже большой». Малышу часто говорили: «Ты уже большо-о-ой! Тебе уже пора в шко-о-олу!» И ребенок идет в школу только потому, что он уже большой.

- «Там будет много детей, и мы будем играть». Ребенок, который хочет только играть, ждет школы, как парка развлечений. Но это не мотивация школьника. ВЕРНО:Есть один учебный мотив, на который стоит настраивать первоклашку: «Ты пойдешь в школу получать новые знания, там ты узнаешь много нового и интересного». Мотивируйте первоклашку на знания. Читайте что-то вместе и говорите «Ой, как интересно! Как здорово, что мы с тобой узнали, как делают хлеб!» Старайтесь новые знания применять на практике: прочитали о том, что едят белки, - идите в парк кормить их. И не забывайте искренне интересоваться и восхищаться тем, что ребенок вам рассказывает!

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Дети не успевают наиграться!

- Готовых к школе детей сейчас очень и очень мало, - говорит школьный психолог Татьяна Малютина. - И по большей части потому, что малышей слишком рано начинают готовить к школе, учить читать, заставлять писать и считать. А им-то нужно только одно - играть! Их сажают за стол и дают в руки ручку, а нужно играть с ними в дочки-матери, в магазин, в сказки. До 6,5 - 7 лет любое обучение, именно обучение, может только навредить ребенку. Для малыша 6 лет три урока по 20 минут - это тяжело и много. Если начать УЧИТЬ раньше времени, можно в первом классе столкнуться с двумя проблемами:

1. Ребенку будет скучно на уроках. Он подумает, что все это уже знает, слышал, и, следовательно, не будет слушать.

2. Малыш, которому не дали наиграться, будет и в первом классе играть, превращая карандаши в подводные лодки, а ластики - в машинки.

И та и другая ситуации приведут к тому, что ребенок на уроках не будет слушать, пропустит что-то важное, будет отставать и не успевать.

ВАЖНО! Выбирая школу, учитывайте особенности своего чада. Если ребенок часто болеющий, неусидчивый, невнимательный, если у него есть нарушения речи, не стоит отдавать его в школу с интенсивным обучением или с углубленным изучением ряда предметов. Выбирайте школу попроще.

По возможности выбирайте учителя, соответствующего вашему ребенку. Именно так! Что значит несоответствующий? Ну, например, ваше чадо медлительное, а учитель быстро говорит, быстро действует и не терпит, когда "тормозят". Вряд ли вашему ребенку будет комфортно. Попробуйте найти учителя более спокойного и более мягкого.

А вы как думаете, в каком возрасте ребенку лучше пойти в школу?

www.kp.ru

Как определить готовность ребенка к школе. Советы психолога | Здоровье ребенка | Здоровье

Как подготовить свое чадо к новой жизни за партой, помочь ему найти друзей и заинтересовать учебой – обо всем этом АиФ.ru поговорил в ходе онлайн-конференции с детским психологом Светланой Клюваевой.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, не секрет, что одни дети хотят учиться, а другие - нет. У вас есть рецепт, как сделать так, чтобы ребенок пошел 1-го сентября в школу, как на праздник?

Светлана Клюваева: Дело в том, что многие родители начинают с детства пугать ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа – это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень жестко. Стоит ли потом удивляться, что ваше чадо не хочет идти в первый класс?

Постройте свой диалог с ребенком в другом ключе. В 4-5 лет родители могут рассказать, что школа – это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа – это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.

Н.К. АиФ.ru: С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу, с шести или все же с семи лет?

С.К.: Лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, потому что, по данным наших психологов, которые наблюдали за детьми, которые рано пошли в школу, многие из них были не готовы к учебной деятельности. Если в начальной школе они хорошо учились за счёт хорошей памяти, которая в этом возрасте присутствует, то в средней школе они уже испытывали трудности, потому что там включались другие механизмы, такие как логика, причинно-следственные связи, и им уже было сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь – отдать ребёнка в 6 или в 7 лет, лучше отдать в 7.

Н.К. АиФ.ru: Какие факторы говорят о том, что ребенок готов к школе?

С.К: Если ваш ребенок может 20-30 минут позаниматься самостоятельно, именно делая какое-то задание. Не просто играя или рисуя то, что он хочет, а выполняя задание. Например, обвести картинку из точек, перерисовать что-то. Это говорит о том, что произвольные функции сформированы в достаточной степени для школьных занятий. А психологическую готовность можно проверить таким образом: спросите ребенка, хочет ли он идти в школу. Тот ребёнок, который уже готов, у которого уже формируется склонность к учебной деятельности, скажет: «Я хочу идти в школу, потому что я там узнаю много нового». У него есть познавательный интерес. Ребёнок, который не готов, либо не хочет идти в школу, либо говорит о том, что идёт туда поиграть.

Н.К. АиФ.ru:  Школа - это определенный режим, как приучить к нему ребенка?

С.К.: Надо обязательно соблюдать режим подъёма и отхода ко сну, который будет соответствовать тому времени, когда он пойдёт в школу. То есть, если ребёнок привык вставать в 10 или 11, а первого сентября он встанет в 7 утра, — для него это будет стресс. Поэтому уже в августе, если ребёнок не приучен к этому, то надо приучать его вставать вовремя в школу. Во всём остальном ничего особенного делать не надо.

Н.К. АиФ.ru: Светлана, а как вы относитесь к тестированию детей на предмет их склонности к гуманитарным или точным наукам, нужно ли это делать?

С.К.: В раннем возрасте выявляется готовность к школе, зрелость мозговых структур, общая осведомлённость. В принципе, если у родителей есть желание, можно провести тестирование. Но опять-таки, начальная школа — больше про процесс. Очень многие родители хотят как можно раньше впихнуть в ребёнка много знаний, но та же самая математика, физика - зазвучат позже, когда ребёнок перейдёт в среднюю школу. Поэтому в начальной школе лучше выбирать не школу, а учителя, который поможет ребёнку адаптироваться к школе, полюбить процесс, не отбить охоту учиться. В начальной школе важно именно это, а не те знания, которые он получит. Важно, какую базу он получит, а спецпредметы можно изучать позже.

Н.К. АиФ.ru: Как минимизировать стресс ребенка от новой обстановки и новых учеников, с которыми ему предстоит познакомиться первого сентября?

С.К.: Есть масса разным способов, например, можно сделать так, чтобы в первый класс ребёнок пошёл, уже имея друзей. Для этого можно познакомиться с несколькими родителями из вашего будущего класса и до начала занятий несколько раз устроить какие-то совместные походы в кафе, игровой центр, чтобы дети могли познакомиться, поиграть, посмеяться. Таким образом, когда первого сентября они встретятся, они будут уже хорошими приятелями, и их тревога в отношении того, что их ждёт в первом классе, снимется. Кроме того, чтобы снизить тревогу, можно познакомить ребёнка с учительницей, чтобы он до первого сентября знал, кто его учительница, показать ему, где находится его класс, где находится туалет, как дойти из класса в туалет, как попроситься в туалет. Если ребёнок тревожный, если вы знаете, что у него могут возникнуть такие трудности, то лучше в это поиграть, сформировать такой навык. Поиграть в школу, где, например, ребёнок – учитель, а мама – ученик. Или зайчик – ученик, который боится выйти в туалет. И такие ситуации проиграть.

Также хорошо проиграть ситуации, когда учитель спрашивает, а ты боишься отвечать. Или дети дружат, ты хочешь поиграть с ними и не знаешь, как подойти, как познакомиться. Ребёнка можно этому научить, и тогда он уже идёт со знаниями, как вступать в такие социальные отношения с учительницей и другими детьми.

Читайте в соцсетях!

www.aif.ru

Готов ли ребенок к школе. Советы психолога

Готов ли ребенок к школе.

Советы психолога

Не секрет, что одни дети хотят учиться, а другие - нет. Как же сделать так, чтобы ребенок пошел 1-го сентября в школу, как на праздник?

Дело в том, что многие родители начинают с детства пугать ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа – это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень жестко. Стоит ли потом удивляться, что ваше чадо не хочет идти в первый класс?

Постройте свой диалог с ребенком в другом ключе. В 4-5 лет родители могут рассказать, что школа – это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа – это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.

С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?

В 6, или все же в 7 лет?

Лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, потому что, по исследованиям психологов, которые наблюдали за детьми, которые рано пошли в школу, многие из них были не готовы к учебной деятельности. Если в начальной школе они хорошо учились за счёт хорошей памяти, которая в этом возрасте присутствует, то в средней школе они уже испытывали трудности, потому что там включались другие механизмы, такие как логика, причинно-следственные связи, и им уже было сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь – отдать ребёнка в 6 или в 7 лет, лучше отдать в 7.

Какие факторы говорят о том, что ребенок готов к школе?

Если ваш ребенок может 20-30 минут позаниматься самостоятельно, именно делая какое-то задание. Не просто играя или рисуя то, что он хочет, а выполняя задание. Например, обвести картинку из точек, перерисовать что-то. Это говорит о том, что произвольные функции сформированы в достаточной степени для школьных занятий. А психологическую готовность можно проверить таким образом: спросите ребенка, хочет ли он идти в школу. Тот ребёнок, который уже готов, у которого уже формируется склонность к учебной деятельности, скажет: «Я хочу идти в школу, потому что я там узнаю много нового». У него есть познавательный интерес. Ребёнок, который не готов, либо не хочет идти в школу, либо говорит о том, что идёт туда поиграть.

Школа - это определенный режим, как приучить к нему ребенка?

Надо обязательно соблюдать режим подъёма и отхода ко сну, который будет соответствовать тому времени, когда он пойдёт в школу. То есть, если ребёнок привык вставать в 10 или 11, а первого сентября он встанет в 7 утра, — для него это будет стресс. Поэтому уже в августе, если ребёнок не приучен к этому, то надо приучать его вставать вовремя в школу. Во всём остальном ничего особенного делать не надо.

Нужно ли проводить тестирование детей на предмет их склонности к гуманитарным или точным наукам?

В принципе, если у родителей есть желание, можно провести тестирование. Но опять-таки, начальная школа — больше про процесс. Очень многие родители хотят, как можно раньше впихнуть в ребёнка много знаний, но та же самая математика, физика - зазвучат позже, когда ребёнок перейдёт в среднюю школу. Поэтому в начальной школе лучше выбирать не школу, а учителя, который поможет ребёнку адаптироваться к школе, полюбить процесс, не отбить охоту учиться. В начальной школе важно именно это, а не те знания, которые он получит. Важно, какую базу он получит, а специальные предметы дети с удовольствием будут изучать позже.

Как минимизировать стресс ребенка от новой обстановки и новых учеников, с которыми ему предстоит познакомиться 1-го сентября?

Есть масса разным способов, например, можно сделать так, чтобы в первый класс ребёнок пошёл, уже имея друзей. Для этого можно познакомиться с несколькими родителями из вашего будущего класса и до начала занятий несколько раз устроить какие-то совместные походы в кафе, игровой центр, чтобы дети могли познакомиться, поиграть, посмеяться. Таким образом, когда первого сентября они встретятся, они будут уже хорошими приятелями, и их тревога в отношении того, что их ждёт в первом классе, снимется.

Кроме того, чтобы снизить тревогу, можно познакомить ребёнка с учительницей, чтобы он до первого сентября знал, кто его учительница, показать ему, где находится его класс, где находится туалет, как дойти из класса в туалет, как попроситься в туалет. Если ребёнок тревожный, если вы знаете, что у него могут возникнуть такие трудности, то лучше в это поиграть, сформировать такой навык. Поиграть в школу, где, например, ребёнок – учитель, а мама – ученик. Или зайчик – ученик, который боится выйти в туалет. И такие ситуации проиграть.

Также хорошо проиграть ситуации, когда учитель спрашивает, а ты боишься отвечать. Или дети дружат, ты хочешь поиграть с ними и не знаешь, как подойти, как познакомиться. Ребёнка можно этому научить, и тогда он уже идёт со знаниями, как вступать в такие социальные отношения с учительницей и другими детьми.

infourok.ru

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование.

А некоторые мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»?

Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющаяготовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить - он еще не доиграл.

Другие статьи раздела:

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

www.cheldeti.ru

Готов ли ребенок к школе?

На днях мне тут подкинули интересную тему для очерка - о готовности ребенка к школе. Как понять, готов ли ребенок к школе? С шести или с семи лет отдавать ребенка в школу? И получилась несколько неожиданная статья. Если учитывать все особенности психофизиологического развития среднестатистического ребенка, то его готовность к школе начинается... с готовности мамы к школе! Как узнать, готова ли мама к школе? Как подготовить маму к школе?

Для начала задайте себе несколько вопросов:

- Как Вы озвучиваете предстоящее обучение для друзей, знакомых и родственников? Мы скоро идем в школу? Или мой ребенок идет в школу? - Вы рассказали ребенку о том, что такое школа, как там проходит обучение, как изменится распорядок его дня? - Что Вы отвечаете ребенку, когда он хочет сам отнести свою тарелку или чашку на стол во время завтрака или обеда? 《Молодец, только аккуратно?》 Или 《Не трогай, я сама?》 - Вы одеваете ребенка по утрам? Или он сам одевается? - Вы часто употребляете фразу 《Давай я сама, ты не сможешь》 касательно попыток ребенка самому сделать действие? - Вы часто употребляете местоимение 《Мы》 в разговоре с третьими лицами и самим ребенком касательно тех действий ребенка, которые касаются только его? 《Мы покушаем, нам пора спать, мы оденемся》 - Обсуждаете ли Вы с ребенком покупки к школе - рюкзак, пенал, канцелярские принадлежности? Или считаете этот момент лишним и действуете на свое усмотрение?

Ответили? А теперь давайте подумаем над ответами.

- Если Вы используете местоимение 《Мы》 в отношении действий ребенка 《Мы готовимся к школе, нам пора спать, мы приболели》 - Вы еще не готовы к школе. Ребенок, скорее всего, тоже. Обучение в школе - это деятельность лично ребенка, а не Ваша совместная, равно как и некоторые другие виды деятельности. Его самостоятельность начинается именно с Вашей готовности разрешить эти действия. - Если Вы контролируете процесс подготовки к школе сами, и не вовлекаете ребенка в эти действия, то Вы еще не готовы к школе. Вы, не ребенок. -Если Вы делаете попытки перехватить выполнение ребенком самостоятельных действий касаемо быта - 《Не трогай, я сама》, если Вы говорите ребенку о его несостоятельности в быту - 《Ты не сумеешь сам, давай я застегну》, то Вы еще не готовы к школе.

Нужно принять тот факт, что предстоящее обучение - это деятельность ребенка. Вашего ребенка, а не Ваша. В школу будет ходить Ваш ребенок, а не Вы, и задания будут давать ребенку, а не Вам. Он к этому моменту должен быть готов действовать и принимать решения сам - что сказать тому наглому мальчику, как ответить на вопрос учительнице, как поступить в той или иной ситуации. И если у ребенка не будет опыта самостоятельной деятельности, если для решения любой задачи ему нужно руководство или тем более действие мамы - ему придется сложно. Нужно понимать, что самостоятельность - это не отправить ребенка одного в магазин за хлебом. Самостоятельность для дошкольника, в первую очередь, это умение выполнить задачу, состоящую из последовательных действий, без контроля каждого действия со стороны родителя.

Самостоятельность заключается в том, что ребенок может выслушать задачу, выполнить ее сам и доложить о результате. Например, Вы говорите ребенку - "Одевайся, пойдем на улицу". Самостоятельность - это когда ребенок не спрашивает о каждом отдельном действии "А что мне одеть?", "А где мои штаны?", "А что нужно обувать?", а выполняет Вашу просьбу - одевается. Иногда он может одеться не совсем правильно с Вашей точки зрения, но лучше.этот момент не жестко осаживать, а уточнить - почему так? Может, лучше туфли, а не кроссовки? Без шапки точно стоит идти, холодно ведь? Т.е. готовность мамы к школе - это ее готовность вести диалог, а не отдавать приказания. Для подготовки мамы к школе нужно немного времени. Главное, понять, что ребенок - это отдельная личность, хоть и маленькая, и перестроиться на диалог с ним, и вместо приказаний стараться задавать вопросы - "Как ты думаешь, что лучше обуть под эти джинсы?" вместо "Я сказала, обувай кроссовки и не спорь!", Как считаешь, можно бегать через дорогу? Почему?" вместо "Я сказала - не бегай, стой тихо!". Буквально пару месяцев диалогов помогут ребенку самостоятельно принимать решения, а это поможет сформировать эмоциональную и интеллектуальную готовность к школе. Еще раз уточню - не знание букв и цифр важно, важна готовность их учить. А готовности учить их у ребенка не будет, пока он не освоит самостоятельную деятельность. Можно путем дрессуры выучить буквы, можно вдолбить ребенку сложение чисел, но невозможно внушить желание учиться и соблюдать правила школы, пока это Ваша совместная деятельность, а не его персональная.

Такая стратегия зачастую приводит в дальнейшем к тому, что:

- Вполне неглупый ребенок умеет читать и писать, но не в состоянии сделать ни одного задания сам - ни дома, ни в школе. И бедная мама, выпив пятую порцию персена, будет сидеть над уроками до вечера, потому что это - маме задали, по мнению ребенка. - Маме придется решать массу конфликтов в отношениях ребенка и сверстников. Бывают ситуации, конечно, когда вмешательство взрослого необходимо. Но основную часть вопросов отношений между детьми ребенок должен уметь решать сам. - Неумение ребенка контролировать себя вызовет через несколько лет у мамы вопросы из разряда "Да уберешь ты в конце-концов у себя в комнате?" либо "Сколько раз мне надо повторять - выключай компьютер и садись за уроки?"

А вот научив ребенка выполнять целостно задачу, а не отдельное действие, можно легко и безболезненно заниматься его интеллектуальным развитием - учить читать, писать, развивать память, внимание, мышление.

Резюмирую: -Готовность мамы к школе заключается в ее понимании того факта, что ребенок - отдельная личность. Не "Мы идем в школу", ребенок идет в школу. -Мама должна уметь вести с ребенком диалог, а не отдавать приказания. - Мама должна уметь задавать вопросы "Почему? Как? Зачем?". Именно такие вопросы стимулируют ребенка к равноценному участию в деятельности. - Ребенок должен уметь выполнять целостно поставленную задачу, а не уточнять каждое ее действие у мамы. -Ребенок должен участвовать в процессе подготовки - выбирать себе какие-то вещи к школе, обсуждать будущую учебу.

При соблюдении вышеперечисленных условий дать ребенку основные знания и выработать навыки намного проще, чем в их отсутствие, поверьте. Задача взрослого на этом этапе - научить ребенка учиться, а не вложить в него вон те буковки и циферки. Берегите свои нервы - учите ребенка учиться:)

Статья основана на результатах персональных исследований и классических теориях развития человека. Следует учитывать, что речь идет не об абсолютных догмах, а о том, как улучшить процесс адаптации ребенка к школе и выработать максимальную готовность. В любом случае, никто не отменял того факта, что каждый человек индивидуален, и любой совет нужно применять с учетом этих индивидуальных особенностей. Остальные статьи можно почитать в Фейсбуке https://www.facebook.com/rozummiy/

sovet.kidstaff.com.ua