Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что такое фазы развития ребенка, почему дети в детских домах отстают в развитии? Ребенок 6 лет отстает в развитии


как определить, отстает ли ваш ребенок в развитии, и как помочь ему догнать сверстников

Все родители слышали, что малышам полезно давать упражнения для мелкой моторики. В противном случае ребенку будет тяжело научиться самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими предметами, завязывать шнурки... Развитие мелкой моторики у дошкольников определяет подчерк ребенка, его способность рисовать, лепить, вышивать... Что же такое мелкая моторика, и как можно способствовать ее развитию?

Мелкая моторика - одна из важнейших способностей человека. Этим словом называют умение выполнять мелкие точные движения пальцами и кистями. Например, брать в руки любимую игрушку или разукрашивать картинки. Это возможно только когда у ребенка скоординированы действия нервной, костной и мышечной систем. Мелкая моторика у детей влияет на развитие речи. Речевой и моторный центры расположены в голове ребенка очень близко друг к другу. Если ваш ребенок никак не может научиться говорить, помогите ему упражнениями для мелкой моторики.

Как понять, отстает ли ваш ребенок в развитии от нормы?

Если даже ваш малыш слегка отстает – не отчаивайтесь, при регулярном выполнении упражнений он с легкостью догонит своих сверстников. Однако вам следует ознакомиться с нормами, выявленными специалистами по детскому развитию.

В возрасте 8-12 месяцев ваш малыш должен уметь брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. В 13-18 месяцев ребенку следует уметь устойчиво ставить один кубик на другой. В 15-18 месяцев дети обычно умеют собирать пирамидку из колец. В 17-20 месяцев малыш способен устойчиво построить башенку из трех кубиков, а также по одной переворачивать страницы книги. 17-24 месячный ребенок может захватывать движущиеся предметы. В возрасте 18-24 месяцев карапуз учится опускать разные мелкие предметы в небольшое отверстие. В 20-24 месяца малыш нанизывает на шнур крупные бусины. В возрасте 21-22 месяцев ребенок должен уметь переливать жидкость из одного сосуда в другой. А в 22-24 месяца малыши умеют строить башенки из четырех-шести кубиков.

Что делать, если успехи вашего ребенка не соответствуют вышеперечисленным нормам?

Мелкая моторика у детей требует постоянной тренировки. Очень полезно делать аккуратный массаж ладошек и пальчиков своего ребенка. Помогайте своему малышу брать в руки мелкие игрушки, катать шарики и строить башенки из кубиков. Держите его руку, когда он учится пользоваться ложкой или рисовать карандашом. Отличная мелкая моторика у детей, часто играющих с конструктором. Помогают в развитии моторики небольшие шарики, которые малыш любит катать из угла в угол. Маленьким детям пойдет на пользу игра в ладушки, а также разрывание мягкой цветной бумаги.

Очень полезным будет следующее упражнение: на глазах малыша заройте в банке с крупой какой-нибудь маленький предмет, а затем попросите ребенка его раскопать. Малышам полезно рыться в крупе, просеивать ее сквозь пальцы. Покажите своему ребенку, как можно играть с этим нехитрым приспособлением. Однако следите, чтобы он не тащил ничего в рот.

Великолепно развивает мелкую моторику лепка, рисование, а также простое одевание. Пытаясь застегивать и расстегивать пуговицы, малыш тренирует свою координацию. Для более взрослых детей хорошим упражнением станет шнуровка ботинок, а также связывание небольших предметов тонкой веревкой. Дети постарше любят собирать мозаику и паззлы. Хорошо развивается мелкая моторика у детей при вырезании фигур из бумаги – снежинок, монеток, листиков и так далее. Вырезайте вместе с малышом фигуры из яркой цветной бумаги, а затем вместе приклеивайте их с помощью клея-карандаша.

Помогая малышу развить мелкую моторику, следите, чтоб он не проглотил мелкие части игрушек. Игры с мелкими предметами возможны лишь при внимательном контроле родителей! Некоторые дети обожают все совать в рот, что может иметь неприятные последствия. Занимайтесь со своим ребенком с удовольствием, подавая упражнения, как веселую игру, и не забывайте о его безопасности.

fb.ru

Когда ребенок отстает в развитии

08.05.2013 в 15:39, просмотров: 10925

Рождение Машеньки было для нас огромной радостью. Это наш первый и пока единственный ребенок. Она стала центром внимания всей семьи. Мы называли ее «солнышко». Но скоро появились и «тучки». Маша, в отличие от других девочек ее возраста, как бы не спешит расти. Ей сейчас год, а она до сих пор не может твердо стоять на ногах. Не говорит никаких слов. Редко улыбается. Быстро устает. В ней не чувствуется энергии, обычно свойственной детям. Мы ходили к своему врачу. Она успокаивает нас и говорит, что надо набраться терпения и что все придет в свое время. Но время идет, а ничего существенно не меняется. Мы очень волнуемся .

Л. Э. 

фото: Геннадий Черкасов

Трудно заочно судить о ситуации, о которой говорится в письме, не зная деталей и результатов обследования ребенка. Но материнское беспокойство совершенно оправдано. Действительно, в поведении ребенка есть настораживающие моменты. Хотя забегать вперед не стоит. Все следует тщательно проверить, проконсультировавшись со специалистом. Но, может быть, вам в какой-то степени помогут лучше понять то, что происходит с девочкой, факты, приведенные в этой статье. Так же как, впрочем, и другим родителям. У многих из них могут быть схожие проблемы.

Как определить, есть ли отклонения в развитии ребенка?

Не существует единого шаблона. Дети развиваются одни быстрее, другие медленнее. Специалисты разделяют малышей на три категории. Первая - те, кто развивается опережающими темпами. Вторая - те, кто растет нормально, и все приходит в положенный срок. И наконец, третья категория - отстающие от параметров своего возраста.

Как родители обычно оценивают уровень своего сына или дочери? Смотрят на их сверстников, детей друзей, закомых. Или сравнивают с тем, что было с их собственными старшими детьми, если таковые имеются в семье. Оба способа очень приблизительны. Оставание, которое должно вызвать тревогу, часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не попадает в группу, с которой работает профессионал. Это может быть детский сад, или спортивный центр, или программа для дошкольников. Во время рутинной проверки ваш педиатр обычно делает общий осмотр и спрашивает вас о том, чего достиг ребенок к моменту визита. Как правило, это короткие вопросы и ответы. У доктора жесткое расписание, времени на каждого маленького пациента в обрез. И это ограничивает его возможности измерить прогресс в каждой из пяти областей, которые имеют особую важность для оценки - познавательные способности, общение, социальные привычки, моторные навыки, умение корректировать свое собственное поведение (Cognition,Communication, Socialization, Motor Skills, Adaptive Behavior Skills). Родители в этом отношении в гораздо лучшем положении. Ведь вы все время рядом со своими чадами, постоянно наблюдаете, как они растут. А самое главное, вы неравнодушны к ним и готовы на все, чтобы им помочь, если возникают какие-то сложности.

Запомните: с той самой первой минуты, когда дитя появляется на свет, постоянно идет прогресс в каждой из пяти упомянутых областей. Вы, конечно, вправе задать вопрос: а о каком, собственно, общении может идти речь, когда мы имеем дело с новорожденным младенцем? Каких моторных навыков можно требовать, если ребенок еще не ходит? Не удивляйтесь. Не все процессы видимы, что называется, невооруженным глазом, но они происходят, и специалист вполне в состоянии различить, что в порядке и что не в порядке с растущим ребенком.

Профессионалы пользуются шкалой оценок, которая носит название Developmental Assessment of Young Children. Она создана в первую очередь для детей от момента рождения до пяти лет. Существует также версия и для более старшего возраста. В шкале оценок намечены критические точки, которые должны быть обязательно достигнуты к определенному возрасту. Если этого не произошло, значит есть основания начать беспокоиться. Эти вехи - словно красные флажки опасности, сигнал для родителей - обратите внимание! Это может быть признак отставания или каких-то отклонений.

Вот несколько простых задачек, которые помогут вам проверить ваши знания относительно того, что типично в развитии ребенка, а что нетипично.

Вопрос: В каком возрасте дети обычно в состоянии связать в простую фразу хотя бы два слова, такие, к примеру, как «Хочу печенье», «Дай мне», «Моя мама»?

Ответ: В период от 18 до 24 месяцев.

Вопрос: На какое время способен сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание трехлетний ребенок?

Ответ: В среднем на пять минут.

Вопрос: К какому возрасту дети должны правильно произносить большинство звуков, встречающихся в устной речи?

Ответ: К пяти годам.

Вопрос: В каком возрасте ребенок начинает ходить?

Ответ: В период от 12 до 18 месяцев.

Вопрос: В каком возрасте ребенок обычно распознает основные цвета (красный, синий, желтый)?

Ответ: В возрасте около трех лет.

Теперь, когда вы немного пополнили запас педагогических знаний, поговорим о «красных флажках», о которых вы должны постоянно помнить, чтобы вовремя принять меры.

 

Итак, вам нужно забеспокоиться, если в возрасте 7 месяцев ваш ребенок:

• Выглядит физически скованным, вялым и безразличным, словно тряпичная кукла.

• Ему трудно сидеть, даже когда вы поддерживаете головку.

• Не может сам переворачиваться ни в каком направлении.

• Не может устоять на ногах, даже при поддержке взрослых.

• Когда пытается дотянуться до чего-нибудь, пользуется только одной рукой. Или вообще не делает попыток дотянуться. Затрудняется поднести какой-то предмет ко рту.

• Не отвечает, когда называют по имени.

• Не смеется, не лопочет, не пищит.

В возрасте 12 месяцев:

• Не ползает или может подтягивать только одну сторону тела при движении ползком.

• Не может стоять даже с поддержкой.

• Не показывает на предметы или картинки.

• Не произносит ни единого слова.

• Не пользуется никакими жестами, например, не машет рукой, не мотает отрицательно головой

В возрасте от 18 до 24 месяцев:

• Не ходит или ходит только на цыпочках.

• Не имеет в лексиконе по крайней мере 15 слов.

• Не пользуется такими простыми предметами обихода, как вилка или щетка для волос.

• Не в состоянии подражать действиям окружающих, не пытается повторять вслед за ними слова, не следует простым инструкциям.

• Не может толкать перед собой игрушки на колесиках или переносить на руках игрушки средней величины.

В три года:

• Часто теряет равновесие.

• Трудно бегает или, наоборот, остановливается после бега. Испытывает потребность врезаться в мебель, в стену, в двери, в людей.

• Испытывает трудности при подъеме и спуске на лестницах, путается, когда переставляет ноги.

• Не может построить башню из четырех кубиков, с трудом манипулирует маленькими предметами.

• Не способен общаться с помощью коротких фраз, не понимает инструкции.

• Не интересуется играми.

• Очень плохо переносит, когда разлучен с родителями и предоставлен самому себе.

В четыре года:

• Не может бросить мяч, прыгнуть в указанное место, спрыгнуть со ступеньки.

• Не в состоянии освоить езду на трехколесном велосипеде, держа ступни на педалях. Не удерживает в руке, как полагается, карандаш. Не справляется более чем с четырьмя строительныим блоками.

• Не общается с детьми за пределами своей семьи, стремится играть в одиночку.

• Не может составлять предложения более чем из трех слов, когда нужно сказать, что ему нужно или чего он хочет. Не задает вопросы со словами: что, где, почему, когда, кто, как.

• Сопротивляется, когда просят одеться, пользоваться туалетными принадлежностями, поесть. Плохо спит ночью в своей собственной постели.

• Легко огорчается и выходит из себя, и это проявляется в бурной форме - толкается, кричит, колотит, плюется, пытается повредить предметы. Требуется более трех минут, чтобы успокоить.

В пять лет:

• Необычайно пуглив, робок или агрессивен.

• Продолжаются трудности, связанные с пребыванием где-нибудь невдалеке от родителей, но не рядом с ними.

• Выказывает мало интереса к тому, что делают другие дети. Не дает себя вовлечь в игры, в которых присутствует элемент воображения.

• Не отвечает на попытки других людей установить с ним или с ней контакт и общаться.

• Не может следовать командам, состоящим из двух частей. К примеру, таким: «Пожалуйста, подбери эту бумажку и брось ее в мусорную урну».

• Не способен сконцентрироваться на каком-то действии более чем на пять минут.

• Часто кажется грустным или пассивным. Набор эмоций очень ограничен.

• Не использует во фразах множественное число. Не может ответить, когда спрашивают имя и фамилию или просят рассказать о том, что с ним произошло.

• Не может построить башню, состоящую из восьми блоков, держать правильно карандаш, нарисовать круг. Не в состоянии без посторонней помощи раздеться (даже просто расстегнуть молнию или пуговицы), почистить зубы, помыть и вытереть руки .

Неприятностей перечислено много. Однако не впадайте в панику. Рассматривайте этот перечень всего лишь как некое справочное пособие. Ни в коем случае не пытайтесь сами поставить диагноз и обнаружить у мальчика или девочки какой-то изъян или расстройство. Это всего лишь сигнал - надо показать ребенка специалисту, а уж он определит, есть ли на самом деле какие-то нарушения. Важно помнить: чем раньше вы обратите внимание на какие-то отклонения, тем больше шансов с ними справиться.

Доктор Крэйг Рэйми, руководитель проекта под названием The Abecidarian Program, предназначенного для маленьких детей из бедных семей, напоминает родителям: когда проблема обнаружена в нежном возрасте, шансов на улучшение больше. По мере того, как ребенок взрослеет, корректировать его поведение становится все труднее. Обращайте внимание на потерю любых навыков, которые малышу уже удалось приобрести. Если в семье происходят изменения, которые могут отразиться на эмоциональном состоянии ребенка - рождение брата или сестры, развод, переезд и т.п., обязательно сообщите профессионалу, который наблюдает за вашим сыном или дочерью. Любая проверка в кабинете специалиста должна быть согласована с первичным врачом. Не жалейте собственного времени и терпения. Благополучие ребенка стоит этих затрат.

Дополнительную полезную информацию вы найдете на сайтах:

www.education.com

www.healthychild.net

www.parents.com

www.ehow.com 

www.vnovomsvete.com

Что такое фазы развития ребенка, почему дети в детских домах отстают в развитии?

Фото parabebes.com

Что такое фазы развития ребенка и что такое обнуление, происходящее при усыновлении ребенка?

Чтобы отличать проблемы, которые возникли у ребенка в связи с пребыванием в детском доме, от других возрастных проблем, нужно сначала поговорить про так называемую «норму». Понимание этапов, фаз развития детей позволит нам определить, на какой фазе сейчас находится ребенок и насколько он отстает или не отстает от «нормы» в его возрасте.

Для этого, во-первых, мы должны учесть, что дети примерно лет до десяти – это биологические существа. Их поведение сильно обусловлено биологией, физиологией и средой обитания в ее физическом смысле. Второй важный момент – дети откликаются на то, что вокруг них, гораздо в большей степени, чем взрослые. Поэтому в первую очередь нужно исходить из их физического состояния.

Итак, первая, или нулевая фаза – это ребенок сразу после рождения. Внутри утробы ребенок является одним целым с матерью, в том числе психически. Это фаза слияния. Потом ребенок рождается, пуповина обрезается, и ребенок начинает самостоятельное существование как отдельный организм. С этого момента его психика начинает развиваться как психика отдельного человека. Те, у кого есть дети, знают, что происходит на этой первой стадии, которая длится в норме примерно до 1,5 лет. В этот период ребенку кажется, что он есть Бог. Вообще все наши фантазии о всемогуществе берут начало именно на этой стадии. Он не осознает внешний мир как отдельный от себя, ему кажется, что его желания выполняются, потому что ему это нужно.

Желание появляется и сразу же исполняется: он проголодался, захныкал и появилась пища, при этом он не прилагал для этого никаких усилий; ему стало мокро, он снова захныкал и мокрое сменилось сухим. Этот период в некоторых источниках называется фазой нормального аутизма и длится примерно до 4 месяцев. Хотя нам кажется, что ребенок улыбается нам, на самом деле, он улыбается не нам, а своим внутренним процессам, или же он улыбается всему, что хотя бы отчасти похоже на человеческое лицо, чтобы его очаровать и тем самым обеспечить заботу о себе. Это встроенная программа, не зависящая от того, насколько вы любите ребенка. Примерно после 4-х месяцев ребенок начинает отличать маму, к 8-ми месяцам он отчетливо отличает «своих» от «чужих», и от фазы полного всемогущества он двигается в направлении осознания, что он маленький и слабый.

На первой фазе ребенок полностью зависит от родителей. Покинутый всеми новорожденный ребенок проживет около суток, хотя были прецеденты во время чрезвычайных ситуаций, когда младенцы выживали даже после 11 суток. Однако, чем меньше младенец, тем меньше он может прожить без должного ухода.

К полутора годам это уже ходячий, говорящий, порой хулиганистый человечек. В норме, хотя ее наблюдают редко, но это все же остается нормой – начинается фаза так называемой сепарации. В этот периода у ребенка появляются собственные желания, которые конфликтуют с нормами и правилами семьи. И появляются правила, которые ребенку не нравятся: приучение к горшку, приучение к порядку, к еде столовыми приборами. Ребенок протестует, ведь он помнит то время, когда все его желания исполнялись в тот же момент, как появлялись, и это при полном отсутствии критики, теперь же появляются ограничения.

Ребенок недоволен происходящим, поэтому от 1,5 до 3-х лет его нормальное состояние – перманентная истерика: «хочу-не хочу», «дайте-уберите», «пойду-не пойду», «мыться не буду», «есть не буду». Этот период очень непрост, мамы чувствуют себя в отчаянии, папы чувствуют уязвимость своей власти. Кроме этого, отдельный момент – это то, что для этого возраста нормальны запоры, потому что акт дефекации это единственное, что ребенок пока может контролировать, это единственное, что он может не отдать вам и хоть как-то заявить о своем протесте. Задача фазы сепарации – с одной стороны, не подавить ребенка слишком сильно, грубо говоря, не «забить» его. Это часто случается в семьях, не очень чутких эмоционально, где не принято разговаривать, но соблюдаются традиции, например, «в нашей семье слушаются бабушку». В этой ситуации у ребенка нет никакой возможности не слушаться. Если в этот период ребенка сильно задавить, то он становится робким и безынициативным. При неправильном прохождении этой фазы мы потом увидим ребенка с отключенными желаниями и без энергии, но это будет не очень скоро. Другая крайность, например, когда одинокая мама, у которой нет сил бороться, пускает все на самотёк. Но такая ситуация делает все существование ребенка небезопасным, потому что тогда не выполнена задача родителей – устанавливать рамки и удерживать ребенка от его бесконтрольных импульсов. В обстановке, когда ответственность на взрослых, ребенок может расти и развиваться, а в обстановке, когда контроль у самого ребенка, у него начинает расти тревога, и вместо того, чтобы расти, развиваться и умнеть, у него все силы уходят на борьбу с собой. Поэтому не будем забывать, что основная задача родителей – предоставить ребенку условия для роста и развития.

Итак, подведем итоги:

задача этапа слияния – дать ребенку представление об абсолютной заботе, на этом этапе формируется доверие к миру. Мы носим ребенка на руках, мы его утешаем, кормим и не критикуем.

На этапе сепарационной фазы мы его тормозим, останавливаем, вводим рамки, даем ему понять, что мы за него отвечаем, контроль у нас. Трудно удерживать баланс между любовью и властью, особенно тем, у кого эта проблема не решена для самих себя.

 Следующая стадия развития — эдипова стадия

При благополучном прохождении этих фаз ребенок вступает в волшебную, бурную фазу романтической любви, когда мальчик влюбляется в маму, а девочка – в папу. При этом мальчик может стать неприятным с папой и очень галантным с мамой. Задача этой фазы сложная – нужно дать понять ребенку, что родители – это уже пара, пара же ребенка – в саду, в школе, когда он вырастет. У него будет своя жена – это должно быть произнесено. Если ребенок спал с родителями, то это хороший повод переложить его в отдельную кровать. Конечно, это встречает очень много сопротивления, но сделать это необходимо.

Самый сложный случай психоза у мужчин наблюдается в том случае, если он в детстве вытеснил отца. Например, если мальчика оставляют спать в постели с мамой, потому что он маленький, потому что писается, плачет, а папа идет спать в другую комнату. Последствиями являются тяжелейшие нарушения психики, поэтому с 3-х лет дети должны спать в своей кровати.

Если они не хотят этого делать, в причинах нужно разбираться. Мальчику достаточно потерпеть поражение от отца и все равно можно остаться влюбленным в маму. При этом он автоматически разворачивается в сторону сверстниц. А девочка должна проделать двойную работу: она должна идентифицироваться с матерью, то есть осознать себя как женщину, и в то же время потерпеть от нее поражение. Поэтому у девочек эта стадия проходит более напряженно и бурно.

После того, как заканчивается эта фаза, начинается довольно длительный спокойный латентный период, длящийся до подросткового возраста.

Однако если раньше подростковый возраст начинался примерно с 12 лет, то сейчас иногда мы можем наблюдать его уже с 9 лет.

Что такое «фиксация в возрасте травмы»?

Когда ребенок попадает в травмирующую ситуацию (например, болезнь матери, переезд, рождение нового ребенка), его развитие на время тормозится, замораживается. Если стресс длительный, может произойти грубое отставание в развитии. То есть поражения мозга или нервной системы нет, а развитие отстает на 1-2 года. При этом 6-летний ребенок по развитию может быть как 4-летний. Интеллект при этом не страдает, а психическое развитие остановилось. В таком случае говорят, что произошла «фиксация на возрасте травмы». Например, если поначалу ребенок был в кровной семье до 2,5 лет и в этом возрасте его изъяли, то даже в 6 лет он все равно как будто двухлетка.

У меня на приеме был 11-летний мальчик, который вел себя так, как будто ему чуть за 6, при этом интеллект совершенно в порядке. А потом мама рассказала, что когда ему было 7 лет, у него на глазах похитили отца и с тех пор он его не видел.

Чем раньше произошла травма, обрыв связи, тем ее лучше видно. Если ребенка изъяли из семьи в подростковом возрасте, мы увидим посттравматический стресс, но у него не будет задержки в развитии. А вот если ребенок был изъят в младенчестве или в раннем детстве, это очень заметно. И важно понимать, что это «заморозка», а не повреждение; не дефект, как при внутриутробном повреждении, при органическом поражении мозга.

Когда ребенок начинает «размораживаться» в приемной семье, это происходит с той же цифры: например, в 2,5 года прервалось развитие, 2 года он был в интернате, мы его взяли 2-х летнего и с этого момента мы начинаем новый отсчет.

Что касается обнуления счетчика, это случается со всеми, а не только с приемными детьми.

Все люди при вступлении в любые новые отношения проходят те же стадии развития, что и новорожденный младенец: слияние, сепарация, принятие. Если вы вспомните свои влюбленности во взрослом возрасте, новую работу, переезд в другую страну – любое вхождение в новую среду и новую ситуацию – то заметите, что сначала всегда происходит слияние. Например, в начале романтических отношений говорят: «у нас все общее», «мы понимаем друг друга с полуслова».

А ведь когда за новорожденным ребенком ухаживает мама, она же угадывает, что ему нужно. Она методом проб и ошибок учится понимать, что нужно ребенку, по набору невнятных сигналов. Отсюда наша фантазия, что если человека любишь, то знаешь, что ему нужно, без слов.

Как только ребенок попадает в приемную семью, тоже происходит слияние: только фантазии относительно друг друга, хочется все время быть вместе, глаз не отводить, рук не разжимать. И ребенок в этот момент часто сильно деградирует: начинает опять сосать палец, писаться. То есть вроде забираешь ребенка, который и к горшку был приучен, и ел сам, а приводишь домой, и оказывается, что у тебя на руках младенец.

Это нормальный процесс, он означает, что ребенок проходит необходимую фазу. Мы можем наблюдать, как это меняется: сначала он сосет палец, потом начинает спорить.

Бывает и так, что ребенку 10 лет, а он ведет себя как будто ему 2 года. Но, зная признаки этих фаз, можно определить, на какой стадии развития находится ребенок: например, он хватается за юбку, или постоянно говорит, что это он не оденет, или вы внезапно начинаете получать комплименты.

Признаком эдиповой стадии является то, что у ребенка появляются кошмары во сне. У младенцев и малышей нет кошмаров, они начинаются примерно лет в 5-6, когда появляется идея смерти. Мальчик хочет жениться на маме и мечтает о том, чтобы папа куда-то исчез, уехал, а лучше умер, но об этом он никому не может сказать, потому что это очень страшно. Кроме того, мальчик еще и очень любит папу, и от этого начинаются кошмары. В это время родители должны говорить, что они любят его; объяснять, что то, что происходит с ним, бывает со всеми мальчиками и он не будет наказан за эти мысли.

*Полную версию вебинара Катерины Дёминой «Взаимная адаптация ребенка и семьи» можно посмотреть ЗДЕСЬ

changeonelife.ru