Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок - лидер! Как воспитать гармоничную личность? Ребенок 6 лет лидер


Ребенок лидер. Лидер - мальчик, лидер

Лидер — мальчик, лидер — девочка.

Здравствуйте, дорогие участники тематической недели «Ваш ребенок — ЛИДЕР !»

Первую статью данной тематической недели Вы найдете здесь.

Сегодня мы продолжаем говорить о лидерстве.  Ребенок — лидер — мы в первом дне рассмотрели- какой должен быть лидер, нарисовали «психологический портрет лидера», но теперь нужно нам разобраться : лидер — мальчик и лидер — девочка- это одно и тоже, одинаковое лидерство.

Лидер — мальчик

Лидер — мальчик, имеет мужскую лидерскую позицию, то есть мальчик старается добиться поставленных целей, через свою настойчивость, упорство. Достигает своей цели, как бы ему тяжело не было. например: ребенок, хочет стать чемпионом , и он упорно занимается спортом, посвящая своему занятию определенное количество времени. Или он хочет стать музыкантом, инженером- конструкторам, и каждый день упорно двигается к своей цели.

— Мальчикам часто не достает позитивной мотивации: не стоит ЗАПРЕЩАТЬ, а лучше РАЗРЕШАТЬ что-то еще за хороший поступок.

— Хорошо позволять мальчишкам проявлять свою эмоциональность — разрешайте плакать, например (т.е. разрешайте быть естественными).

— Мамам мальчиков стоит абсолютно доверять папиной интуиции: они ЗНАЮТ, как нужно воспитывать сына.

— Мальчикам НЕОБХОДИМО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!

— Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.— Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

— Учить доверять сыну, вы тем самым формируете ОПЫТ его социальное доверия.

— Использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

Мальчик — это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына. но и как будущего мужа, защитника и т.п.

Лидер — девочка.

Лидер — девочка. В современном мире женщины стали социально активными, наравне с мужчинами добиваются цели, идут напролом к своей цели, идут напролом к своей мечты. Женщины занимают те же должности, что и мужчины. Женщины торопятся совместить в себе : хорошую маму, жену, и при этом быть отличным работником. Но в и тоге, у женщины появляется стресс, болезни, усталость, депрессия.

Почему так? Потому что женщин в последнее время воспитывают наравне с мужчинами, по типу мужского воспитания, с самого раннего возраста приучая девочек к соревнованию, к достижению: ты должна с делать! Хватит плакать- ты должна хорошо учится! ты должна слушаться!

Заглушая у девочки чувства любви, женственности- девочка становится мужественной.

Как же быть? какой же должна быть девочка — лидер?

Девочка — лидер- это гармоничная, активная, доброжелательная, развитая. Она не агрессивная, легко выполняет свою работу, предпочитая все делать красиво, творчески. Девочка- лидер уверенна в себе, она любит себя, уважает, у нее адекватная самооценка.

Девочку- лидера:

— нужно приучать любить себя: хвалить ее, не замечать и не акцентироваться на ее недостатках, обращать внимание на то, какая она красавица и умница!!!!

» Если девочке до 5 лет внушили, что она королева, то после пяти лет- она убедит всех в этом!»

— любить безусловной любовью, просто за то, что она есть;

— много разговаривайте с дочерью, рассказывайте истории- девочка должна быть мудрой, хорошо ориентироваться в людях;

— поощряйте желание девочке помогать вам по дому, либо оказывать помощь другим людям

— развивайте в своей дочке ее таланты: пусть она посещает кружки по интересам, учится шить, вязать, рукодельничать, танцевать, петь, пусть ищет свое призвание, свой талант;

— девочка также должна иметь свою цель в жизни, знать чего она хочет добиться в жизни, но не по- мужскому стилю, без тяжелого труда. Пусть учувствует в различные мероприятиях, учится налаживать контакты с другими людьми;

— поддерживайте индивидуальность в вашем ребенке, присматривайтесь к ее талантам и развивайте их;

Одна черта выделяет всех лидеров уже в дошкольном возрасте. Это способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество — умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Учите своих детей- — лидеров быть доброжелательными с людьми. Улыбка, позитивный настрой, уважение у другим- это одни из главных секретов лидера!

Дети- лидеры — это активные, жизнерадостные, уверенные в себе, успешные люди!

Так давайте же воспитывать наших маленьких детей лидеров!

Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером — не значит быть сверхчеловеком. Главное — ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.

Каждый ребенок лидер, это живет в нем. Задача родителей заключается в том, чтобы вывести его наружу и развить. И развивать надо сильные стороны.Сильные стороны. Что это?В основе наших сильных сторон лежат таланты.

Талант — это способность что-то делать лучше, чем что-то другое.

В каждом ребенке есть талант к чему- то, например, вы смотрите, что ваш ребенок больше всего любит делать : рисовать, собирать конструкторы, петь и т. д.- и начинаете это у него развивать.Когда мы развиваем свои таланты с помощью знаний и умений, мы превращаем таланты в сильные стороны. Сильные стороны — это способность показывать высокие результаты в конкретной деятельности. А это ведет к развитию уверенности.

Домашнее задание.

 

3. Напишите, пожалуйста, в чем сильные стороны вашего ребенка? Что он любит делать? в чем у него талант?

4. Как вы развиваете таланты у своего ребенка?

 

Ребенок лидер. День 2. Лидер — мальчик, лидер — девочка. was last modified: Февраль 11th, 2014 by Анна Панкова

zdorovayamama.com

Как проявляются лидерские качества у ребёнка? | Воспитание

В современном обществе лидерство – синоним успешности человека. В различных дошкольных и общеобразовательных учреждениях часто можно встретить лозунг «Воспитываем лидеров», но даже если в ребёнке от природы заложены лидерские качества, его всё равно необходимо воспитывать. Этот процесс потребует от родителей особенного подхода, облегчить который помогут рекомендации психолога Евгения Лепешова.

Настоящий лидер должен уметь ладить с людьми, избегая приказного тона в общении не только с взрослыми, но и сверстниками. Родители могут принимать агрессию, своеволие и упрямство за лидерские качества, но это не является проявление сильного характера. В итоге они гордится раскованностью и энергией ребенка, страдая от подобного плохого поведения. Кроме этого взрослые могут ощущать себя несколько слабее своего отпрыска и отказываться от его воспитания, несмотря на то, что такому ребёнку необходимы авторитеты и образцы для подражания.

Настоящие лидерские задатки проявляются в умении увлечь других детей каким-то занятием, грамотно объяснить правила игры, взять на себя ответственность и решать конфликтные ситуации. Всё это прирожденный лидер делает естественно, особо не выделяясь из толпы. Свой характер он проявляет везде: и дома, и в детском саду. Не бывает такого, что дома ребёнок командует родителями, а в детском саду отмалчивается – это скорее особенность общения с родителями, а не лидерские качества. У ребёнка-лидера особенный стиль мышления: он может планировать и просчитывать разные ситуации с очень раннего возраста – 3-4 лет, и проявлять самостоятельность. Кроме того, он проявляет наблюдательность и интерес к особенностям поведения людей, например, может убедить сверстника отдать игрушку, не применяя хитрость, а приводя аргументы в пользу выгоды для него.

Родитель должны последовательно воспитывать ребёнка-лидера, четко устанавливать грани дозволенного и аргументировать свои решения. Необходимо объяснить ребёнку, что лидерство – это ответственность, и он должен принимать её на себя, когда добивается определенных целей. Достигать целей правильно сообща, а не только за счет других. Лидерские качества, которые не реализуются, могут превратиться в зависть, ревность и тщеславие. Важно подыскать для такого ребёнка дело, которое поможет ему максимально выразить свои наклонности – занятие спортом, выпуск школьной газеты или участие в научном обществе. Родителям маленького лидера надо уделять много внимания внушению ценностных ориентиров, воспитанию морали и нравственности, так как у них подрастает личность, которая в будущем поведет за собой других людей.

Дома ребёнок-лидер обязан признавать авторитет родителей, но забывать о компромиссах тоже не стоит. Сложные ситуации лучше обговаривать с ребенком на равных, чтобы у него имелась возможность проявлять себя и приводить аргументы в пользу своей стороны. Конечное решение всё равно принимается родителями, после обсуждения всех альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации. Ребёнку можно предоставить возможность полностью отвечать и принимать решение за какие-либо домашние дела и обязанности, удовлетворяющие его амбиции. Если родители сами лидеры, то должны избегать соревнования за лидерство в семье с ребёнком. Кроме этого, если в семье несколько детей, то надо помочь им выстроить отношения между собой без соперничества.

www.dobrenok.com

Ребенок - лидер! Как воспитать гармоничную личность?

Я стала замечать, что приходящие ко мне на консультацию по проблемам ребенка родители часто волнуются о том, что их ребенок "не лидер по жизни". И такие вопросы у родителей возникают независимо от возраста ребенка. Будь то три года или шестнадцать лет. Родители жалуются, что дети не проявляют инициативу, не "руководят" сверстниками, инертны в выборе чего-либо, даже развлечений. Дети как бы ничего не хотят.

Так как это стало происходить с некоторой периодичностью, я сделала вывод, что эта тема для родителей довольно актуальна.

И решила поразмышлять над этим вопросом и определить для себя:

  1. Что значить быть лидером в современном обществе?
  2. Чего же на самом деле хотят родители от своих детей?
  3. Чем же я могу помочь этим родителям и их детям?

Кто же такой «лидер», о котором так часто толкуют родители, переживая, что их дети не "лидируют"?

Для начала перечислим те качества, которые, без сомнения, должны быть в любом человеке, который является лидером.

  • В первую очередь, это способность управлять как ситуацией, так и коллективом, вести его к общей цели, невзирая на трудности.
  • Во-вторых, это умение убеждать людей, которые нуждаются в руководстве.
  • В-третьих, это способность обращения с любыми категориями людей, как с подчиненными, так и с партнёрами или же конкурентами.
  • В-четвертых, лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, такие, как любовь или ненависть. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
  • В-пятых, лидеры предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Перечислять можно долго, но даже уже из этих понятий заметно, что лидер – это довольно привлекательный социальный и личностный феномен. И, с одной стороны, становится понятно, почему родители так стремятся воспитать ребенка лидером.

А вот с другой стороны, что парадоксально, никто из родителей, пришедших с данным запросом, зачастую данными качествами не обладает и не хочет обладать, считая это либо чересчур обременительным, либо ненужным, либо объясняя их отсутствие тем, что раз такие качества не были заложены в детстве, теперь уже ничего не изменить.

Рассмотрим несколько консультативных запросов, где фактор возраста пациента сильно влияет на особенности консультирования, так как разным возрастам присущи разные нюансы формирования личности и психики.

В первом случае речь пойдет о мальчике пяти лет, во втором – о мальчике девяти лет и в третьем случае – девочке пятнадцати лет.

При одинаковом запросе: "Хочу, чтобы мой ребенок был лидером!", помощь будет очень разная.

Определим сначала, чего именно хотят родители от ребенка.

В первом случае мальчика воспитывают настоящим мужчиной, лидером, что в данном случае в понимании родителей означает: всегда добиваться своей цели, заботиться о девочках и младших детях, всегда слушаться взрослых, всегда быть жизнерадостным и открытым со всеми, никогда не плакать и не расстраиваться. А на самом деле мальчик тихий, застенчивый, послушный, часто уступает, плачет, в садик ходить не хочет.

По-моему, цель неплохая, но реальна ли она для данного возраста?

Выслушав запрос родителя, сразу задаю встречные вопросы и уточняю неясные моменты.

– Занимается ли папа воспитанием? Нет, только мама и бабушка. Папу мальчик не видит почти. Вспоминая, что дети до семи лет учатся в основном подражанием и повторением, уточняю, кто же формирует у малыша образ настоящего мужчины? Ответ: «Пусть учится, помогая нам, хотя бы делает все так, как мы». А он все так и делает, похож на маму и бабушку своими поступками и реакциями, противоречий нет.

– Какие цели у вашего ребенка в 5 лет, которых он должен всегда добиваться? Выясняется, что цели, оказывается, ставят родители, а малыш, даже без мотивации, должен их добиваться. В данном случае я не вижу ни воспитания воли, ни достижения успеха с радостью. Скорее подавление инициативы и воспитание приемлемости диктаторского стиля поведения, по отношению к себе и другим.

По поводу того, что девочкам и младшим надо уступать. Считаю данный вопрос неоднозначным, так как не вижу оснований безропотно отдавать свои игрушки другим детям независимо от пола и возраста. Что-то у нас, у взрослых, и мысли нет отдать свою машину любому желающему на ней покататься.

Здесь я замечаю два противоречия. Первое: ребенок видит, что взрослые поступают не так, как говорят, и второе: от ребенка де-факто требуют уступать, а в запросе укоряют в чрезмерной уступчивости. То есть снова вопрос ко взрослым, так как в конечном итоге ребенок делает все именно так, как говорят взрослые. И взрослых слушается.

Всегда быть жизнерадостным и открытым для всех, а так же никогда не плакать и не расстраиваться. По-моему, это нереальный запрос даже для взрослого человека, не то что для малыша пяти лет. Для родителей это, конечно, удобно, но ребенка такой запрос напрочь лишает чувства безопасности и ощущения собственных границ, зато одаривает кучей комплексов и психосоматических заболеваний.

Так что при нереальности этого запроса в данном случае может как раз сформироваться лицемерие, гиперзастенчивость, потеря собственного Я, ощущение беспомощности и постоянный поиск внешнего признания.

Следующий ребенок – мальчик девяти лет. Очень хмурый, насупленный, готовый расплакаться в любую минуту. И совсем не от страха, а от ярости. Он был против сюда приходить.

Запрос родителей: «Он необщительный, злой, частые крики и истерики, как взрывы. А мы хотим, что бы он был лидером среди сверстников и не выражал свои эмоции так ярко или совсем их не выражал».

Теперь подумаем, может ли ребенок при условии воспитания такими методами, стать лидером.

В данном случае можно даже не гадать о ситуации, которая спровоцировала эту "бурю". Было сразу заметно то, что родители категорически против проявления сильных эмоций, любых противостояний им, любой защите. Ребенка грубо обрывали: «Не хами, веди себя тихо, нашел чего бояться, маленький что ли...» И т.д. То есть важную внутреннюю, чувственную сферу ребенка категорически отвергали, привели "лечиться" к психологу, да еще и не разрешают возмутиться. Все это сформировало у ребенка чувство собственной неприемлемости в семье и социуме, что, в свою очередь, повлекло за собой чувство отчужденности, ощущение "уродливости" и одиночество.

И третий пример: девочка пятнадцати лет. Мама обратилась с опасениями по поводу одиночества дочки, ее застенчивости, повышенной плаксивости. Она часто повторяла, какая ее маленькая дочка беззащитная, ей все пользуются, она не может никому противостоять. Мне было очень жаль обеих. Им самим было жаль друг друга и себя. В итоге я решила работать только с девочкой, так как в присутствии мамы она сильно смущалась, часто смотрела на нее, когда та что-то говорила, иногда совсем умолкала, не видя одобрения или согласия со сказанным.

Мама – очень милый человек, все время улыбалась, озабоченность ее смущала, и это были самые негативные эмоции, которые я заметила. Девочка ее огорчала тем, что ей бывает плохо, "а так быть не должно". То есть не должно быть раздражений, противоречий, огорчений, злости, это плохо.

Хорошо – это когда всегда радостно, спокойно и весело. И по-другому нельзя. Иначе мы становимся плохими, как и все остальные. Мир уродлив и погружаться в него нельзя, иначе мы сами станем уродливыми.

Позже запрос немного переформулировался в «как бы мне защитить мою малышку от всех этих ужасов жизни». В итоге девочка, чтобы не расстроить маму, ведет себя как маленькая, потому и дружить с ней никто не хочет. Так как она боится негативных эмоций и ситуаций, она никому не отказывает, а так как это очень тяжело, девочка начала избегать общения совсем, кроме социально необходимых: учебы, поликлиники, где всегда случались неприятности.

Чем же перекликаются эти три случая, кроме запроса?

Ответ прост: эти родители не хотят воспитать лидера. Они вообще не хотят воспитывать своего ребенка, они хотят сразу видеть его сильным, радостным и успешным во всем. Ведь воспитывать значит собственным примером и усилиями помочь ребенку открыть свои таланты и стать тем, кем ему хочется стать. А это не всегда легко и удобно. Отсюда и стремление подавить эмоции и чувства детей, сделать их удобными и "правильными".

Еще один важный аспект: лидером, с внутренним пониманием себя и своих желаний, а главное – пониманием ответственности за принятие каких либо решений и их реализации, человек может стать не ранее 21 года, так как до этого личность только формируется и накапливает багаж опыта во всех сферах жизни.

Описав качества, присущие лидеру, можно сделать вывод о том, что воспитание лидера – труд, труд родителей, готовых до семи лет своим ПРИМЕРОМ привить необходимые качества ребенку. Ведь до семи лет основную часть информации ребенок усваивает подражанием, следующие семь лет необходимо быть авторитетом в чем либо, лучше в науках, так как у детей в этом возрасте в основном ведущая деятельность – учебная.

И далее, после 13-14 лет, наступает время становления межличностных отношений, которые могут сформироваться гармонично, если родители "ослабили хватку", дали ребенку больше внутренней свободы, как бы уменьшили свое количество любви, что бы дать развиться "любовным" чувствам своих детей, не теряя при этом связи с ними, интересуясь их жизнью, но уже так активно не вмешиваясь.

Осознав все это, родители пришли к выводу, что не столько хотят, что бы их дети были лидерами, сколько просто волнуются и переживают за них, хотят, что бы у них все складываются хорошо. Хотят, чтобы они были сами собой и умели ладить с окружающим миром. В этом непростом деле – воспитании гармоничной личности – психолог может сопровождать родителей и детей, попавших в сложные ситуации.

Наладить взаимодействие и общение, научить понимать себя и своего ребенка, правильно осознавать свои и детские потребности, так как в этом залог безболезненного взросления для детей и родителей. Скажу одно: за время консультирования, занявшего от трех до шести месяцев, дети изменились. Стали чувствовать себя более свободно в выражении чувств и эмоций, сами начали решать свои трудности и проблемы, чаще стали улыбаться и активно общаться с людьми. У них появились друзья, жизнь стала более интересной и спокойной.

Автор статьи: детский и семейный психолог, вальдорфский педагог Куминова Екатерина Михайловна. Работает с детьми и консультирует родителей по стратегиям родительского поведения.

my-self.ru

Психология ребенка: тест: РЕБЕНОК — ЛИДЕР?

Если присмотреться, всегда можно заметить, кто из детей в центре внимания сверстников, а кто сидит и скучает. Эти несколько вопросов помогут понять, что делать в том или ином случае. А ваш малыш — царь горы? 

1) Как ведет себя ваш малыш в компании сверстников?

а) Часто дерется, злится, не дает свои игрушки.

б) Общается, играет.

в) Застенчиво, и боится играть с игрушками и детьми.

2) Что вы говорите, если ребенок не хочет делиться своей игрушкой?

а) «Отдай игрушку мальчику, ты же не жадный».

б) «Мальчику тоже интересно поиграть, но, если не хочешь, не отдавай».

в) Беру игрушку и сама отдаю мальчику.

3) Если вы видите, что ребенок дотронулся до потенциально опасного предмета, вы:

а) наказываете малыша, запрещаете трогать этот предмет;

б) убираете предмет, объясняя, чем он опасен;

в) резко и громко одергиваете малыша, чтобы он не поранился.

4) В детском коллективе появился лидер, как отреагирует ваш малыш?

а) Затеет конфликт, выяснит «кто тут главный» при помощи кулаков.

б) Захочет с ним подружиться, предложит всем общую игру.

в) Уйдет в сторону, будет играть сам.

5) Ваш ребенок при других детях долго и громко требует чего-то, вы:

а) негодуете и заставляете его замолчать;

б) пытаетесь понять, в чем дело, и объяснить, почему нельзя это сейчас;

в) знаете, что ваш ребенок обычно ничего не хочет.

6) Что нравится вашему малышу?

а) Показывать гостям свои «бойцовские» умения: защищаться, давать сдачи.

б) Осваивать новые места, игрушки, игры; общаться.

в) Ему мало что нравится, он часто скучает

7) Ваш ребенок при других сумел что-то новое, вы:

а) скажете: «Иди поцелуй мамочку, покажи, как ты меня любишь!»;

б) похвалите его и скажете, что сегодня он сильнее, чем вчера;

в) не подадите виду, чтобы не захвалить.

8) В компании детей новый предмет (игрушка), вы поможете им разобраться?

а) Да, потому что иначе дети начнут из-за нее ругаться, драться.

б) Нет, подожду, пока они сами разберутся.

в) Да, покажу принцип действия.

9) В компании детей ваш ребенок падает по чьей-то вине, вы:

а) поругаете того, кто толкнул, и уведете ребенка;

б) наблюдаете, не вмешиваетесь;

в) страхуете от повторных падений.

10) Как вы проявляете нежность к своему ребенку?

а) Говорите: «Иди, обними маму».

б) Обнимаете, когда хотите, и, если он не хочет обниматься, отпускаете.

в) Хотите, чтоб он был сильным человеком и не «нежничаете» с ним.

Результаты

Больше а). Если ребенок и лидер в коллективе, то это дается большой кровью ему, родителям и всем окружающим. Когда ребенок совершает первые агрессивные действия, реагируйте спокойно, твердо и конструктивно. Нужно вслух назвать эмоцию («Я понимаю, ты на меня сейчас злишься»), мягко, но решительно остановить руку ребенка и сказать «маму бить нельзя». Не кричать, не делать «зеркальных» наказаний (ты мне, а я тебе), не пытаться пресечь проявления агрессивности. Если сурово подавлять эмоции, может вырасти черствый, жестокий человек или безвольный, не способный отстоять свои интересы исполнитель чужой воли.

Больше б). Ребенок со всеми в ладу, он – душа компании! Он знает, как «урегулировать» ситуацию, уходит от физических конфликтов. Таким он стал во многом благодаря родителям, которые умеют разграничивать эмоцию и ее проявление («ты можешь не любить его, но нельзя его бить» и т.д.) Лучший способ помочь малышу развиваться в этом русле – обратить внимание на то, что ему нравится и насыщать его жизнь атрибутикой этой сферы. Например, если ребенку нравятся собаки, предложите ему сходить на выставку, собирать открытки с изображениями собак или вылепить фигурку собаки из теста. Иногда просите научить вас чему-то, в чем малыш разбирается хорошо. Уверенность: «Я» интересен, поощрит и углубит его тягу к исследованиям.

Больше в). Вашему ребенку проще быть незаметным. Достигая определенного возраста, малыш осваивает пространство, формирует умение интересоваться, исследовать окружающую среду. При этом важно не только достигать результата, но и уметь получать удовольствие от взаимодействия с окружающим миром (от дружбы, любования природой и т.д.) Если родители стараются все делать за ребенка, то малыш вырастет скучающим взрослым. Он не захочет чего-либо добиваться, не попытается воплотить в жизнь свои мечты. Чтобы этого не допустить, нужно отличать необходимую помощь от избыточной.

dddeti.ru

Как воспитать лидера в ребёнке

«Лидер по жизни», говорим мы об успешных людях. А как воспитать лидера в ребенке? Есть ли какая-то формула? Особые – слова, способные разбудить лидерские...

[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]

«Лидер по жизни», говорим мы об успешных людях. А как воспитать в ребенке лидера? Есть ли какая-то формула? Особые – слова, способные разбудить лидерские качества в ребенке, помочь ему их развить, укрепить? Причем лидера, как человека достойного, которым можно гордиться, за то, что другие его ценят, уважают, следуют за ним…

Лидерские качества – не путаем с диктаторскими

Для начала нужно разобраться, что он за фрукт такой он этот «лидер». Заводила, способный подбить однокашников и ребят из соседнего двора на «вот с той крыши спрыгнуть» — лидер? Может тогда человек, без тени сомнения лихо вышагивающий по головам для достижения своей цели?

Или мастер манипуляции — самый популярный ребенок сначала в группе, классе, а потом в институте и дальше по лестнице, у которого есть все, кроме способности сопереживать, сочувствовать, сделать что-то самому, но лихо диктующий свои правила поведения? А может диктатор, которому легче подчиниться, чтобы не нажить неприятностей на свою голову?

В первую очередь лидер – ответственный, знающий цену себе, и уважающий мнения других человек, умеющий не шашкой махать направо и налево, а и за себя постоять, и других организовать и повести по наиболее рациональному пути решения проблемы. Он находчив, изобретателен, целеустремлен.

Кроме того, человек, обладающий лидерскими качествами, знает, как и когда нужно демонстрировать свои явные и скрытые, на первый взгляд, таланты и умеет это делать. А еще он не стесняется признавать свои ошибки и извлекать их них уроки. Имеет хорошее чувство юмора и знает толк в уместной самоиронии. Обязательно обладает хорошим чувством такта, слова и ораторскими навыками.

Все эти лидерские качества при желании можно воспитать в ребенке, особенно, если вы заметили, что ему это интересно.

Формирование потенциала

С какого возраста следует воспитывать лидера в ребенке? – с того самого момента, как он начинает держать голову и делать первые попытки переворачиваться. Поворот с животика на спинку и со спинки на животик, между прочим, одна из первых попыток добиться желаемого результата своими силами. Особенно если в поле зрения ребенка находится, например, игрушка, которую он хочет достать. Младенец видит цель и хочет её достичь. И если родители в этот момент делают так: «Ой, мой хороший, хочешь достать игрушечку?

[ads1]

Возьми, маленький. Не тянись», — они тут же перечеркивают его попытки достигать поставленную цель. Лишают права на самостоятельные действия.

Воспитывая лидера в ребенке, мы должны помнить, что он должен быть целеустремлен. Крохе можно помочь, направить его движения, но не делать их вместо него.

Это, кстати, одна из самых распространенных ошибок родителей – максимальное удовлетворение всех желаний маленького человека без всяческих усилий с его стороны. Жизнь чада должна быть комфортной, наполненной любовью, но не уподобляться теплице, где произрастает полностью зависимое от взрослого человека растение. Из теплолюбивого растения лидера воспитать невозможно.

А вот несколько простейших примеров, помогающих малышу развить первоначальные лидерские качества:

  • собираясь гулять с малышом, обязательно доверяем ему нести свой мячик, игрушку, лопатку, ведерко со словами: «ты мой помощник» или «ты же позаботишься о ней/нем?» — кроха, осознает свою ответственность;
  • выйдя с ребенком на прогулку, говорим не «пойдем на площадку», а, например, «веди нас на площадку» или «ты помнишь дорогу на площадку?» — малыш самостоятельно выбирает направление и сознательно ведет маму или папу по лично выбранному пути;
  • если на площадке никого нет и вы лишь вдвоем лепите снеговика или куличики из песка, не спешите бросаться на помощь, слыша «мама, у меня не получается», а предложите «может, попробуешь сделать чем-то другим», «как-то по-другому». Покажите чем и как, но свой выбор ребенок должен сделать сам (как получится – обязательно похвалите!) – развитие самостоятельного принятия решения и нахождение пути в обход той горы, что не идет к Магомеду;
  • если на площадке уже играют дети, предложите (!) ему с ними познакомиться, обязательно добавив слова «здравствуйте» или «привет» — вежливость обязательная составная часть лидера. Затем следуют и призыв к игре слова «давайте поиграем в…», не боясь делиться игрушкой — малыш, проявляя инициативу, утверждается. Кроме того, умение быстро войти в контакт, стать «своим», повести за собой – очень ценное приобретение для будущего лидера.

Кстати, для того, чтобы ребенок умел поддержать беседу или уверенно поддержать разговор (а без этого лидер – не лидер), его нужно научить говорить:

  • разговаривайте с ним, четко проговаривая слова, называя вещи своими именами, а не «вот эта штучка», «дёрни за пимпочку». Если малыш сразу не может выговорить слово, сложить предложение, поправьте, подбодрите его, а не подымайте на смех, он только учиться — грамотная речь обязательна для лидера;
  • обсуждайте совместно прочитанную книгу, просмотренный мультфильм – лидер умеет формулировать свои мысли и выражать мнение;
  • задавайте вопросы с обязательной формулировкой «как ты думаешь?» и обязательно добавляйте, «а я вот так» — лидер не только говорит, он слушает и слышит собеседника или оппонента;
  • советуйтесь, держа серьезное лицо, даже если малыш говорит забавные вещи, не бойтесь указать на ошибочное мнение, добавляя «это действительно интересно, но мне кажется» — настоящий лидер признает, что кроме его мнения есть и другие.

Еще одно обязательное условие при воспитании лидера: умение анализировать ситуацию. Если ему сделали замечание или кто-то в чем-то упрекнул, не спешите вставать на защиту своего чада, встав в позу «мой ребенок самый лучший». Разберите ситуацию по полочкам, найдите суть проблемы, просмотрите, какие варианты возможны для её решения и подтолкните его к этому решению (давая обязательно понять, что вы всегда рядом, но действовать придется самому). Действенный анализ, способность переступить свой страх при решении конфликтных ситуаций, выйдя из них с честью, очень пригодится лидеру в дальнейшем. Мало того, они ему необходимы.

Неприемлемые приемы

Важно помнить, что развить лидерские качества возможно лишь тогда, когда ваша кровинка уверена в себе (как это сделать читайте в статье «Воспитание уверенного в себе ребенка»). И еще – нельзя переусердствовать, подталкивая ребенка к совершению поступка. Запретите себе и своим близким:

  • толкать ребенка в спину во время проведения каких-то соревнований, игр, конкурсов: «Не стой тетехой! Иди, участвуй!» — принуждение порождает отторжение к действию;
  • перехваливать малыша, отрока, подростка: «ты у нас самый лучший, самый способный, самый замечательный, самый аккуратный»… И это только потому, что малыш вынес мусор, запомнил стишок, самостоятельно застелил кровать, вытер руки салфеткой. Здесь достаточно «хорошо», «молодец», «так и нужно». Перехваленный ребенок – дитя-зазнайка, ожидающий похвалы от всех и вся — всегда и без исключения. Это медвежья услуга. Во-первых, другим с ним не интересно. Во-вторых, не получая привычного, он начинает считать, что все вокруг плохие, а он один хороший. Становится совершенно неспособным к адаптации к внешнему миру, окружению;
  • безрассудно идти на поводу его «трудно», «устал», «не могу», «не умею». Любое начатое дело должно быть закончено. В крайнем случае (отъезд, приход гостей, позднее время), его можно отложить, но при этом следует подчеркнуть, что результат обязательно будет, если постараться. В конце концов «и ходить ты когда-то не умел, а научился же, хоть и падал», «ложку не держал в руках, размазывал кашу по лицу, но теперь ведь вон как уверенно орудуешь!». Тот, кто сдается изначально – не добивается желаемого результата никогда! Особенно это важно, когда родители хотят воспитать мальчика лидером;
  • обзывать ребенка, пускать в его сторону ядовитые шпильки, если он в чем-то не преуспел, особенно повышать на него голос. Яд вместо поддержки, убивает само желание делать что-то или же озлобляет и переквалифицирует лидера в деспота;
  • перезагружать дитя секциями, кружками, дополнительными уроками, занятиями с репетитором – у него атрофируется возможность выбора того, что по душе. Одно лишь подчинение установленному распорядку. Это не для воспитания лидера;
  • прощать маленькую ложь, видя её. Ваш маленький лидер, в процессе игры с друзьями невзначай разбил чашку, и вы, чтобы не расстраивать его перед друзьями соглашаетесь, что «он не знает, кто это сделал», «она сама упала». Так нельзя, точно так же как и устраивать разнос по этому поводу – правдивое признание нужно спрашивать и принимать чинно и спокойно. Как бы дорога посуда не была, дороже то, что ваше дитя, в котором вы развиваете лидерские качества, умеет признаваться и отвечать за свои поступки;
  • неуважительно, с насмешкой отзываться об увлечении ребенка. Это категорический запрет! Даже если ваш ребенок занимается в секции бокса или карате и одновременно кропотливо распознает разновидность рисунка на крыльях бабочек (спортивная секция, кстати, очень желательно для воспитания мальчика-лидера). Не мешайте ему всесторонне развиваться! Лидеру это необходимо;
  • сомневаться, что ребенку по силам преодолеть препятствие, говоря «ты только зря потратишь силы и время!». Найдите время, помогите, но не сбивайте его с выбранного пути;
  • устраивать ежедневные соревнования между родными детьми «кто сделает лучше, быстрее, ловчее». Так воспитывают не лидерство, а зависть, ревность и раздражение. «Помоги» — да, «вместе» — да, соревнование родители и дети – приемлемо и даже хорошо, «но не ты лучше, вот тебе конфетка». Учиться принимать поражения можно и нужно в конкурсах и соревнованиях между сверстниками – на спортивной площадке, в секции по гандболу, художественной гимнастики, контактных единоборствах… Но не в семье между единокровными (тем более сводными!) братьями и сестрами. Когда дети поддерживают друг другу, они помогают себе выработать чувство локтя, поддержки, умение работать вместе для достижения единой цели. В последующем лидер должен уметь организовать работу так, чтобы совместным трудом добиться желаемого результата
  • на глазах у ребенка отказывать в помощи тому, кто в ней нуждается (не путать с попрошайничеством!). Простейший пример, бабушка с сумкой переходит дорогу – и сами предложите ей помощь, и ребенка подключите к этому действию. У человека идет носом кровь, ему нечем её остановить, а у вас в кармане дорогой кружевной платок – не пожалейте, протяните его нуждающемуся, ведь не напрасно сказал Евгений Ханкин, что лидерство, которое не подкреплено ни добротой, ни сочувствием, перерастёт рано или поздно в тиранию — это неизбежно.

Воспитываем лидера в себе

Воспитывая лидера в своем ребенке, нужно самому быть лидером и авторитетом в его глазах. Возвращаясь к вопросам «кто такой лидер?», «в чем его задача?», лучше всего сформулировать ответ, используя наблюдения Николая Лескова.

Он подчёркивал, что первоочередная задача настоящего (стоящего) лидера – настроить коллектив или отдельно взятого человека на общую, единую цель, расставить все всех и по своим подходящим именно им местам, и главное — помочь поверить и не сомневаться в собственные силы. Это возможно только искренне любя и доверяя своему ребенку.

rearchildren.ru

Как воспитать девочку лидером

12 Июнь 2015      admin      Главная страница » Наши дети » Подростки      Просмотров:  

Девочки чаще, чем мальчики рождаются с явной искрой лидерства. Такие девочки активны и веселы, что видно уже в младших группах детского сада или при общении со сверстниками в самом нежном возрасте.

Но, вместе с тем, девочки  более ответственные и внушаемые, чем мальчики. Поэтому, если подавлять активность и природную энергичность, требовать от них только послушания и аккуратности, одергивая каждый раз, то лидерские качества не разовьются. Инициатива не должна быть подавлена на корню.

Полезно для развития личности и лидерских качеств, когда за каждый свой шаг девочка несет персональную ответственность. Строили домик и перевернули весь дом в поиске подходящих предметов? Пусть разложат все на места после окончания игры, и пусть девочка организует для этого всех участников увлекательного процесса.

В школьном возрасте и проблемы посерьезнее, и последствия шалостей. Внушите, что все что предпринимает девочка-лидер в школе, все, без исключения, имеет свои последствия, за которые она будет отвечать строже, чем другие. Именно в силу своих явных лидерских качеств. Без скилок на то, что это «не я! Это они начали!». С лидера спрос строже и не всегда стопроцентно справедлив.

Но и перегибы с целью «предостеречь, запретить и ограничить» в виде излишней строгости могут вызвать серьезные проблемы. Строгое воспитание, направленное на то, чтобы девочка не привлекала к себе слишком много внимания, была скромной и аккуратно выглядела, может быть причиной будущей неуверенности в себе и нереализованности потенциала.Что в будущем не позволит ей достигнуть заслуженного карьерного роста или добиться высоких результатов в выбранной ею деятельности.

Воспитать девочку лидером

Реалии таковы, что кому много дано с того много и спросится. Давая волю своим природным лидерском задаткам девочка должна быть готовой к неудачам, выговорам и прочим «удовольствиям» лидерства.

Как воспитать устойчивость к сложным ситуациям девочки-лидера.

  • Поощряйте общительность. Научите дочь общаться, а не тихо сидеть в сторонке. Она должна уметь постоять за себя, если это необходимо. Уметь увлечь в круг своих игр других детей и при этомне позволять сверстникам говорить с ней грубо.
  • Настойчивость, последовательность и обязательность. В школьном возрасте девочка должна сама знать, что выполнению уроков важно отвести определенное время. Не спешите выполнять ее обязанности или домашнее задание, пусть она попробует сделать все самостоятельно. Не собирайте школьный ранец — девочка сама должна помнить о том, что ей будет нужно в школе и не надеяться на мамину заботу.
  • Будьте конкретны, когда хвалите. Все знают, что делать комплименты лицам женского пола жизненно важно. Но в нежном и школьном возрасте лучше хвалить за конкретные дела или поступки. Так понятнее. Когда вы говорите дочери, что она умная, то для нее это будет означать гораздо больше, если это будет подтверждено примером. Скажите ей «Ты очень быстро выучила стихотворение, у тебя действительно хорошая память» или что-то вроде этого. Замечайте улучшения в художественных способностях или пении, но все это должно соответствовать действительности.
  • Поражение или проигрыш — не конец света. Что делать — они иногда случаются. Помогите ей понять, что иногда приходится проигрывать. Объясните, что иногда в жизни может что-то не получаться, могут быть проблемы с обучением, с друзьями, но это не значит, что она в этом виновата. Иногда обстоятельства сильнее нас. А иногда достаточно провести анализ ситуации и в следующий раз учесть все просчеты. Победа будет обязательно, но придет к тем, кто хоть что-то делает, чтобы открыть ей двери.
  • Режим, питание и физкультура. Поощряйте девочку к физической активности. Есть много возможностей, у человека тренированного и готового встретить дополнительные нагрузки во всеоружии. Сон вовремя — это красивая кожа без прыщей, пятен и кругов под глазами. В юном возрасте каждый угорь проблема. А их поможет избежать правильное питание: без перекусов, чипсов и пепси. Овощи, каши, супы, витамины и прыщавая кожа не станет трагедией в судьбе прирожденного лидера женского пола. Лучше во всеоружии встретить недоброжелателей и одержать над ними победу ослепительным обаянием, тренированной психикой и красивой спортивной фигурой.
  • Ищите вдохновляющие примеры. Пусть лучше кумир будет выбран с вашей ненавязчивой помощью, чем им станет героиня тупого фильма или «Дома-2».Очень незаметно, и очень ненавязчиво укажите на положительные женские примеры для подражания. Совместное чтение книг, когда это еще с радостью воспринимается девочкой, очень способствует выработке определенных жизненных устремлений. С положительными героинями, сумевшими добиться успеха, богатства, стать чемпионками или звездами, благодаря личным качествам и упорному труду. Используйте возможность, когда вы смотрите новости или читаете газету, показать дочери, что как много могут женщины. Они сенаторы, комментаторы, врачи, спортсмены, ученые и при том обаятельны, женственны и умеют себя подать.

И помните о том, что бы вы не предпринимали для воспитания лидерских качеств в девочке, вы должны делать это с любовью. Только любовь, не слепая и не бессмысленная, а истинная родительская любовь, когда не только состояние здоровья и наличие необходимой одежды, предметов для учебы и развлечения волнует маму и папу.

Ребенок, особенно девочка, должен знать, что всегда и во всем он не один, быть уверенным в любви родителей, чтобы не случилось. Родители защитят от несправедливой училки и простят ошибки и просчеты любимой дочери. Устроят разбор полетов, отругают( обязательно с глазу на глаз!), но поймут, простят и не лишат родительской любви.

data-ad-client="ca-pub-4812820014282445"data-ad-slot="1591375011"data-ad-format="auto">

    

podckaska.ru

Формирование лидерских качеств у детей, как развить ребенка...- От А до Я

Похожие записи

Почему одни дети вырастают лидерами, а другие — нет? Почему вырастая одни становятся директорами, бизнесменами, учеными, миллиардерами, руководителями стран, творцами истории, а другие — нет? Почему одни люди своими характерами и мыслями могут влиять на других, вести за собой, быть авторитетом, а другие нет? А ответ есть только в воспитании, а именно в формирование лидерских качеств у детей.

Воспитание и формирование лидерских качеств у детей закладывается очень рано, вернее с пеленок. Так у ребенка закладывается стремление быть первым, лучшим, не сдаваться, достигать цели, идти вперед. Только родители могут воспитать ребенка так, чтобы в будущем гордиться им и видеть его победы.

Воспитание и формирование лидерских качеств у детей. Как развить лидерские качества?

1.Важно развивать то, к чему ребенок тянется и имеет талант, а также не идет в ущерб учебе. Нет смысла нагружать ребенка дополнительными занятиями которые ему не интересны. Например, музыка, многие родители отдают своих детей на уроки музыки, фортепиано, скрипку. Дети учатся и заканчивают музыкальные школы через не хочу. И 90% больше не садятся за свой инструмент, а музыкальную школу вспоминают как страшный сон. Имено поэтому все кружки и секции ребенок должен посещать с удовольствием и со стремлением достичь новых знаний. Конечно, есть множество но, ребенок может перегореть, могут попасться преподаватели что сами отобьют желание учиться, занятия могут плохо отражаться на основном обучении в школе и прочее. Изменения или посещение различных кружков, секций, розвивалок дает возможность ребенку искать себя, а родители должны предоставить ему такую ​​возможность.

2. Не наказывать ребенка за обман. Объяснять и разбирать ситуацию которая привела к обману. Дети обманывают так же как и взрослые. Пока они маленькие то обман легко заметить. Обычно ребенок обманывает потому что боится наказания, или чтобы получить желаемую вещь (игрушку, конфету и прочее). Получается что ребенок или боится родителей (что является неправильным, ведь родителей нужно уважать, а не бояться) или копирует их, потому что в семье сформирована такая модель поведения. Итак, в том, что ребенок обманывает виноваты родители. Как же научить ребенка говорить правду? Сначала родителям необходимо проанализировать свою модель поведения, не наказывать и не ругать ребенка за обман, научиться общаться и обсуждать ситуации и моменты связаны с обманом. Выполнять свои обещания и показывать на примере последствия обмана.

3. Роль компьютера, интернета и мобильных гаджетов в воспитании ребенка. Мнения родителей по отношению к компьютерам, интернету и других технологий делятся на:

  • «Ребенку это нужно, интернет — зло, баловство и разврат»;
  •  «Интернет и гаджеты только под контролем и в качестве поощрения / вознаграждение»;
  • «Интернет для того, чтобы не мешал, отстал от меня и по улицам не таскался»;
  • «Интернет и компьютер — инструмент для развития и обучения».

В настоящее время больше родителей, чье мнение — это первые два пункта. Но основная масса — это: «на тебе телефон и отстань от мамы и папы». Вот и получаем поколение воспитано на роликах с Youtube, играх и соц сетях. Нужно учить ребенка правильно пользоваться интернетом и мобильными технологиями. Ребенку что правильно воспитан, не нужно запрещать смотреть порнографию — он ​​и сам этого смотреть не будет, ведь правильное и своевременное половое воспитание говорить ему, что это не эстетично, грязно и неправильно. То есть и запрет и родительский контроль на компьютере перестанет быть актуальным.

4. Цена деньгам. Дети должны знать цену деньгам, и цену труда. Пока маленький ребенок получает подарки, карманные, и при этом родители должны не просто контролировать расходы ребенка, а в первую очередь направлять ребенка и учить его управлять свои расходы. Например, вы с двухлетним ребенком идете в магазин, соответственно ваше чадо хочет и сок, и печенье, и конфету. Как родители вы в праве купить все или отказаться купить желаемое. Однако ребенок не понимает, и в какой-то прекрасный момент устроит истерику, тогда вы чтобы успокоить ребенка покупаете что-то одно, а обычно по требованию. Как же научить ребенка тратить или выбирать один из тысячи желаемого и при этом остаться довольным своей покупкой? Все не так сложно. Перед выходом в магазин или на прогулку, аттракционы, парки развлечений и прочее, положите перед ребенком деньги разбиты на несколько горок. При этом объясняя на что каждый сумма пойдет: первая горка — на продукты, вторая- на квартплату, третья — на одежду, обувь и прочее, четвертая — сладости (конкретно озвучьте что покупаем что-то одно). Уже в магазине дайте ребенку выбор: «купим сок, мороженое, печенье или конфету — выбирай, но только одно, мы брали деньги только на то одно.» Никто не говорит, что двухлетний ребенок поймет все сразу, но постепенно он привыкает, а в дальнейшем когда научится подсчитывать деньги и оценивать, сможет контролировать свои желания и возможности. При таком воспитании вы сформируете в ребенка не жадину а бережного человека, щедрого но не расточительного.

5. Кто должен воспитывать детей. Сколько людей столько и мнений: бабушки и дедушки, школа и садик, сами родители. Хорошо если рядом есть дедушки и бабушки которые в любой момент могут помочь с внуками. Они ведь тоже родители, воспитавшие Вас и имеют большой жизненный опыт. Но как ни крути Ваши дети Ваша ответственность и Ваше время, а не 20-30 лет назад. Учите жить детей сегодняшним и видеть свое будущее, а не ориентироваться на старые каноны и развитие. Сад и школа обучают общих требований и потребностей, родители же должны научить основам жизни, морали и поведения.

6. Карьера и декрет и формирование лидерских качеств. Женщины, а вернее мамы в декрете, зачастую оставляют свою работу, перспективы и карьеру далеко в прошлом. Хорошо, если женщину ждут из декрета три года, но чаще всего этого нет и о предыдущем месте работы можно забыть. А через некоторое время и женщину с маленьким ребенком не хотят брать на работу из-за постоянных больничных и непредвиденных отпусков. А вот отпуск по уходу за ребенком прекрасная возможность развиваться и учиться, а еще лучше зарабатывать деньги. Здесь нужно желание, а время и сам найдется. А если вернуться к формированию лидерских качеств у ребенка, то все связано. Ребенок учится, берет пример и копирует родителей. Итак, видит как мама развивается, учится, зарабатывает, а не сидит в сериалах, играх, соц сетях, ребенок и сама стремится к развитию, для нее труд становится не требование «потому что нужны деньги», а обычным делом, потому что это просто, легко , правильно и полезно, труд становится естественным двигателем. А для родителей основным аспектом воспитания и формирование лидерских качеств у детей.

7. Разновидности лидеров. Лидерские качества бывают разными. И это вовсе не связано с физической силой (вспомните Наполеона, Рузвельта и других). Нет, уметь постоять за себя физически, в драке это не плохо, но для лидера не главное. Лидер должен уметь управлять толпой, уметь находить подход к людям, уметь ими управлять и грамотно незаметно ими манипулировать.

8. Зона ответственности. У ребенка должна быть зона его ответственности. Его вещи, игрушки, книги, техника (компьютеры, планшеты, телефон). Если ребенок приобрел на свои (заработанные, подаренные бабушкой или дедушкой) деньги дорогую или не дорогую вещь, то она и отвечает за нее. Родители должны приучать детей бережно относиться к чужим и особенно своим вещам. Покупать раз за разом новый смартфон, родителям которые не могут себе этого позволить — не является хорошим примером воспитания. Единственное решение воспитывать ребенка так, чтобы не ему диктовали моду рекламы и мажоры, а он сам (ребенок) была самодостаточным и умел отстаивать свое мнение. Иначе родителей ждут истерики, крики, непредвиденные расходы и все равно не возможность угодить своему чаду.

9. Запрет и плохое влияние. Родители не в состоянии уберечь ребенка от плохого влияния, не в состоянии всю жизнь водить сына или дочь за руку, ведь ничем хорошим это не закончится. Придет время и чадо же оторвется от юбки и повезет если не пустится «во все тяжкие». Учите ребенка общаться со всеми слоями населения, ведь во взрослой жизни ей неизвестно с кем придется общаться: с психически неадекватными, преступниками, дураками и тому подобное. Не стоит запрещать общаться с детьми из соседнего двора только потому, что в тех родители алкоголики или слушать рассказы соседа отсидевшего в тюрьме. Родителей следует обучать детей разбираться в людях, иметь свое мнение, влиять на людей, а не поддаваться влиянию.

Если Вы честно выполняете все вышеперечисленные аспекты воспитания то можете быть уверены, что делаете все возможное для формирование лидерских качеств у ребенка. Вы — хорошие родители и ваш ребенок растет достойным человеком.

www.aia.com.ua