Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

истерики у ребенка 6-ти лет, всего боится, особенно болезней... Ребенок 6 лет боится всего что делать


что делать и как воспитать общительного малыша

Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.

Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.
  1. Насколько важно общение с другими детьми
  2. Как вырастить «контактного» ребенка
  3. Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх
  4. Проблема узкого круга
  5. Проблема негативного опыта общения
  6. Проблема низкой самооценки

Насколько важно общение с другими детьми

Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.

Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:

  • малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
  • принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
  • испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.

Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.

Как вырастить «контактного» ребенка

Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.

Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.

Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением

Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:

  1. Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
  2. Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
  3. Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.

Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх

Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.

Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и боится врачей и педагогов.

Проблема узкого круга

Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.

Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.

Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.

При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.

Как действовать в этом случае

1. Расширять круг

Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.

Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.

2. Посещать новые места

Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.

Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.

3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры

Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.

Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.

4. Найти верного товарища

Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.

В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.

С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.

Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.

5. Выступить инициатором детской игры

Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.

Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.

Проблема негативного опыта общения

Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.

Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.

Что следует делать

1. Сочинять психологические сказки

Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.

Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.

Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:

«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:

-Нет, это мой самолет!

Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:

— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.

Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».

2. Заменить отрицательный опыт на положительный

Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.

В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.

3. Создавать позитивный образ других детей

Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»

На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — детской жадности.

Проблема низкой самооценки

Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.

Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.

Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.

Что нужно предпринять

1. Повышать самооценку ребенка

Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.

2. Использовать лестницу успеха

Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.

  • Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
  • Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
  • Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
  • Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.

Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.

3. Совершенствовать навыки ребенка

Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.

Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.

Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.

4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения

Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.

Проблема раннего детского аутизма

Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.

«Есть контакт!»

В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.

Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.

Автор: Пичугина Станислава, педагог и мама. Эксклюзивно для онлайн-журнала Женские увлечения.

zhenskie-uvlecheniya.ru

Страхи у детей – почему ребенок боится и что делать?

Страхи у детей – с чем это связано? Просто каприз, реальная причина для беспокойства или нехватка внимания? Понять причину – значит помочь малышу справиться с проблемой. Чаще всего взрослые считают детские страхи надуманными. Обычно, мы отвечаем – «Не придумывай, какая бабайка, их не бывает»! Но такой ответ ребенок не воспринимает, в результате нарушение сна, возникновение неврозов и многое другое.

Чего боится ребенок, в каком возрасте возникает страх

Кроха в момент рождения уже в определенном смысле разумный человек, способный мыслить. До года дети испытывают страх одиночества, когда рядом нет мамы или других близких людей. Несмотря на то, что ребенок уже родился, все равно он связан с мамой эмоционально, он ощущает себя с ней одним целым, и если мамы рядом нет, сначала возникает беспокойство, а затем и самый настоящий страх.

» alt=»» />

В возрасте двух лет ребенок ощущает себя личностью, этот страх притупляется, но совсем не проходит.

Примерно в 7-8 месяцев возникает страх перед незнакомым человеком, это инстинкт самосохранения и только когда он убедится, что этот человек совсем не страшный и не причинит зла, тогда успокоится. Смущение и застенчивость после года – это тоже не ярко выраженный страх перед людьми.

Когда дети знакомятся с окружающим миром, рассматривают картинки, смотрят мультфильмы, возникает боязнь сказочных персонажей или неизвестных придуманных монстров. Этот вид страха испытывают практически все дети, но при благоприятной обстановке он быстро улетучивается.

В возрасте от трех лет страхи носят конкретный характер. Кто-то боится воды, другой собак, третий испытывает страх перед врачами, перечислять можно бесконечно. В пять – шесть лет возникает страх смерти. Взрослый не может принять и осознать потерю близкого человека, что уж говорить о детях. Обычно к семи годам это проходит.

Откуда берутся страхи

Страхи у детей дошкольного возраста зависит от множества причин. Так, например, мальчики боятся меньше девочек, в неполных семьях у ребенка возникает больше страхов. Развод родителей больше огорчает мальчиков, так как он остается без мужской поддержки. Ученые выяснили, что дети в коммунальных квартирах меньше боятся, чем в отдельном жилье. Но независимо от места проживания и других факторов ребенок испытывает множество страхов, если его родители часто ругаются. А еще страхи передаются по наследству, например, страх темноты. Родители, излишне тревожащие за малыша и проявляющие чрезмерную опеку, передают часть беспокойства ребенку.

А вот страх, основанный на реальных событиях, требует особого внимания, нередко и помощи психолога.

Коррекция страхов у детей

Мы разобрались, почему боятся дети, давайте рассмотрим, как избавиться от страха.

Программа коррекции состоит из целого комплекса мероприятий. Самое первое – изображение страха. Дети очень любят рисовать, тем самым они выражают свои эмоции и чувства. Посмотрите на рисунки своего малыша. Преобладание мрачных оттенков говорит о плохом настроении, страхах и отсутствии радости к жизни. А вот яркие краски, наоборот, свидетельство оптимизма и хорошего настроения. Попросите кроху нарисовать свою семью, если он расположит себя в центре – все хорошо. Если ребенок расположил себя в стороне или около одного из родителей в семье явно не ладятся отношения.  В следующий раз попросите ребенка нарисовать свой страх, его изображение снимет напряжение, чувство ожидания чего-то ужасного. Обязательно похвалите малыша за его рисунки. Обсудите рисунок, опишите его в юмористическом тоне и спросите ребенка, теперь он боится или нет. Отрицание так же закрепите похвалой. Заключительная тема рисования, – каким я буду, когда вырасту. Это внушает оптимизм, ведь в будущем нет страха, происходит нейтрализация негативных эмоций.

Попробуйте сочинить сказку, где главный герой чего-то очень боится, но с успехом побеждает свои эмоции, можете даже устроить по сюжету рассказа кукольное представление. Это позволит ребенку со стороны взглянуть на проблему и почувствовать, что на самом деле все не так уж и страшно.

Если страх стал навязчивым, существуют другие психологические проблемы, в этом случае поможет только специалист. Но чаще всего при помощи родителей ребенок сам может справиться с собственными страхами.

 

ourkids.info

Что делать, когда ребенок очень боится всего нового? Журнал Мама Инфо (Mama Info)

Все родители знают, что ребенок нуждается в постоянном ритме дня. Постоянство дает им чувство безопасности. Что делать если и постоянство для малыша так важно, что это пока затрудняет жизнь? Как справляться, если ребенок просто не выносит изменений и новизны, и всевозможные новые предложения будят в нем страх и сопротивление?

Прежде всего, нужно помнить, что когда ребенок рождается, его темперамент уже в некоторой степени определен. Легко заметить, что разные дети часто различными способами реагируют на одни и те же ситуации. Одни дети очень чувствительны, часто плачут и трудно их успокоить. Они не любят изменений, не хотят делать что-то новое, плохо чувствуют себя в неизвестных местах, а попытка нового знакомства их парализует. Другие малыши обожают новости, легко подчиняются изменениям, могут заснуть везде и в любых условиях, общительны. Кажется, что они ничего не боятся, быстро успокаиваются. У старших детей эти различия часто еще легче заметить.

Стоит иметь в виду, что на поведение ребенка влияет не только воспитание, но также его природа. Не имеет смысла сравнивать несмелого малыша с его пробивным ровесником, а тем более пробовать его изменить – делать все, чтобы он стал душой общества. Такие действия не только ничего хорошего не принесут, но просто навредят, потому что ребенок может почувствовать непонимание. Для каждого малыша важнее всего ощущение, что он любим и ценим своими родителями такой, какой есть, и не должен ничего делать, чтобы это заслужить.

Нужно также знать, что деликатность, уязвимость, покой, несмелость — это признаки, которые не должны затруднять жизнь, чего опасаются часто родители. Все наоборот — именно благодаря этим признакам ребенок будет хорошо ладить с другими. Его будут любить, и воспринимать как достойного доверия и лояльного.

Поэтому старайся не пытаться изменить своего ребенка, только сосредоточься на понимании его потребностей и возможностей. Поддерживай его поощряй, и не ставь перед ним задач, которые он не сможет выполнить.

У детей, которые не любят всевозможных новых ситуаций, изменения пробуждают беспокойство, они любой ценой хотят избегать таких ситуаций. Если они не имеют выхода, новые ситуации вызывают у них сильный стресс: это может быть плач, растеряность, сильное напряжение. В таких ситуациях родители, хотят помочь своим детям, реагируют часто в два способа:

1. Стараются уберечь ребенка перед тем, что пробуждает в нем страх — приходят к выводу, что если малыш так неохотно реагирует на новости, то лучше будет их избегать. Считают, что ребенок перерастет, а пока нет смысла доставлять ему дополнительных волнений".

Эффект? К сожалению обратный от задуманного. Такое действие всего лишь поддерживает страх ребенка. Он убеждается, что если родители стараются его защищать перед этими всеми новыми ситуациями, то действительно есть чего бояться. Нужно почувствовать, что страх можно приручить и справиться с ним в сложной ситуации. Прийти к выводу: уже когда-то я это пережил, я выдержал, следовательно, может, теперь я тоже справлюсь. Я попробую.

2. Стараются «переломить» страх ребенка и вынудить его ко вхождению в новое. Хотят, чтобы он был более пробивным, предприимчивым и выносливым.

Эффект? Такие ожидания обычно перерастают возможности ребенка. Пробуя справиться с вызовом, ребенок обычно несет огромные потери. Порой теряет доверие к родителям, ожесточенно начинает к ним относиться. Имеет к ним претензии, что они не принимают его чувств и потребностей во внимание (хотя не всегда умеет это назвать). Может замкнуться в себе и не хотеть говорить, что чувствует, потому что уверен, что это не имеет смысла. В результате остается с сильным напряжением и переживаниями.

Как же родители могут помочь ребенку справляться с новыми ситуациями и вызовами, ведь они являются частью нашей жизни?

Важно отчетливо различить, что является потребностью родителей, а что ребенка. Может случиться, что например, родители хотят, чтобы ребенок был уверенным в себе и храбрым, поэтому посылают его на различные занятия. А для него  это станровится кошмаром, что не заканчивается, потому что он не любит новости, его это мучает и угнетает. Ему хватит и занятий в дошкольном учреждении, а затем хотелось бы поиграть спокойно в доме. Если мы посмотрим на это сбоку, то мы можем прийти к выводу, что ребенок вовсе не имеет каких-то особых проблем с новыми ситуациями или вызовами когда их не много или они небольшие. Если мы заметим, что например с одним средним вызовом ребенок хорошо справляется, то задумаемся, действительно ли есть смысл стремиться к тому, чтобы он справлялся с тремя большими одновременно?

Поделиться статьей

Читайте также:

mamainfo.com.ua

Что делать. Почему ребенок боиться

Иногда случается так, что вы замечаете, что ваш ребенок прячется под стол, когда в дом приходят гости, не общается со сверстниками, не желает выступать на детских утренниках, читать стихи деду Морозу. Словом, ваш ребенок – другой: его поведение подчеркнуто замкнуто. Он ведет себя так, чтобы доставлять окружающим как можно меньше хлопот, не любит быть в центре внимания. Но сам очень нуждается в одобрении, поддержке и внимательном отношении. Наверняка вас как родителя волнует закономерный вопрос: почему ребенок боится других детей и что с этим делать? Как помочь ему адаптироваться в обществе, где ему предстоит жить, искать предназначение, вторую половину?

Ребенок боится других детей. В чем причина

  1. Вам может быть неприятно это сознавать, но ребенок действительно испытывает сильное волнение, когда ему нужно познакомиться с ровесником или попросить кого–то об одолжении. У малыша может участиться сердцебиение, похолодеть ладони.  Все эти симптомы указывают на то, что он чувствует себя некомфортно в окружении малознакомых людей. Однако, это не приговор. Стеснительные люди тоже могут добиться успеха в жизни, хотя им и приходится постоянно преодолевать себя. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть робость.
  2. Ребенок боится других людей по причине того, что подсознательно считает себя хуже остальных. В этом случае надо развивать уверенность в себе и чувство собственной значимости. Уделяйте больше внимания развитию и социализации ребенка, чтобы ему было, чем поделиться с миром.

Что делать, если  ребёнок боится людей

  1. Старайтесь не привлекать особенного внимания к ребенку посторонних людей, если вы видите, что малыш встревожен, напуган или очень стесняется. Нет ничего хуже, чем насильно пытаться ввести его в общество, когда он к этому не готов. Малыш может испугаться и спрятаться от вас в укромном месте. В этом случае не следует пытаться заставить его сделать то, что вы хотите. Подождите. Сделайте вид, что вы не знаете, где он спрятался. Позвольте ему побыть немного наедине с собой, ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой ситуации.
  2. Знакомьте его с людьми постепенно, не перегружая лишней информацией. Очень часто интровертированные дети впоследствии оказываются замечательными художниками или музыкантами. Возможно, у вашего сына или дочери позднее обнаружится талант, о котором вы и не подозревали. Например, можете пригласить на день рождения ребенка его ближайших друзей из детского сада или школы, предварительно посоветовавшись с ним.
  3. Не следует ставить ребенка в ситуации, где он вынужден чувствовать себя неловко: приглашать в дом незваных гостей, устраивать вечеринки. С застенчивым ребенком лучше всего вести себя обстоятельно и предсказуемо. Если планируется какое – либо выступление, лучше заранее это обговорить. Так вы позволите малышу принять участие в мероприятии. Иначе он будет вынужден забиться в угол и наблюдать за текущей «жизнью» сквозь призму своего страха.
  4. Никогда не вините стеснительного ребенка в робости, не обсуждайте с посторонними людьми его проблему. Иначе ребенок может со временем утвердиться в мысли, что с ним что — то не так. Напротив, следует менять вектор его мыслей: постарайтесь постепенно переключать его внимание с собственных переживаний на окружающее пространство: играющих детей, книги, искусство, учебу.
  5. Если вы видите, что вашему сыну или дочери трудно завязать контакт со сверстником, но он стремится к этому, помогите: дайте дельный совет, как лучше начинать разговор, приведите малыша в комнату, где играет другой ребенок или начните беседу сами. В конце концов, ваш ребенок будет вынужден ее поддержать хотя бы парой фраз.

Если ребенок боится других детей, это значит, надо помочь ему адаптироваться к окружающей обстановке. Родителям нужно постараться приложить все усилия для того, чтобы ребенок чувствовал себя в коллективе максимально комфортно.

Полезные статьи по теме:

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

Эмоциональное Развитие Детей Дошкольного Возраста

Как Повысить Самооценку У Ребенка

Социально-Личностное Развитие Детей Дошкольного Возраста

 

 

razvitiedetei.info

Ребенок боится опоздать. Что делать? | Дом и семья

С первого сентября панически боится опоздать в школу, начинает плакать, может довести себя до истерики. Все время меня спрашивает: «Мы не опоздаем?» Когда идем в школу, плачет и говорит, что все уже пришли и мы опаздываем. Как только заходит в школу, успокаивается. Боится опоздать везде, куда ходит. До школы идти 5 минут. Испробовала все возможные способы: поила валерьянкой и более серьезными препаратами, специально бужу пораньше, когда одевается — не тороплю, выходим заранее с большим запасом времени, показываю на часах, сколько нужно времени для того, чтобы дойти до школы и раздеться. Обычно никуда не опаздываем". Вопрос психологу.

Страх опоздать довольно редко бывает единственной и самостоятельной сложностью в жизни ребенка. Как правило, это часть комплексной проблемы, для решения которой требуется серьезный комплексный подход.

В своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» известный детский психотерапевт А. И. Захаров пишет:

«В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?»

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает".

Поэтому все усилия, направленные на изменение ситуации, можно разделить на глобальные и локальные.

К глобальным можно отнести анализ семейной ситуации, определение уровня категоричности воспитательных мер, оценка гибкости семейной воспитательной системы. Чем выше уровень тревожности родителей, чем меньше гибкости имеет воспитательная система, тем труднее ребенку разрешить себе право на ошибку, даже мысленно допустить, что он может опоздать и небо не упадет на землю.

К локальным усилиям можно отнести непосредственную работу с конкретным страхом: если бы страх опоздать в школу был страшным существом, как бы он выглядел? Представили? А теперь давайте представим, что это существо кто-то пригласил на день рождения, значит, существу надо привести себя в порядок: умыться, надеть что-то нарядное, сходить в парикмахерскую, постричь ногти, потренироваться быть вежливым. Если оно будет грубым на празднике, его ведь больше туда не пригласят… (мысль о том, что если быть страшным, то веселья не получится, придет ребенку следом как бы сама собой). Такое нарядное существо уже можно и нарисовать. И далее сочинять про него разные истории, как у него появляются друзья, какие приключения с ним происходят по мере его социализации. Вместе с адаптацией страха будет успокаиваться и ребенок.

При этом важно продолжать делать то, о чем пишет спрашивающая мать: будить заранее, структурировать время, не пугать опозданиями. Все наладится.

shkolazhizni.ru

истерики у ребенка 6-ти лет, всего боится, особенно болезней...

Юлька Мастер (2245), закрыт 7 лет назад

Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом. Моей дочке 6 лет, в сентябре пойдет в школу. Она очень эмоциональный ребенок и очень общительная. Совсем недавно она переболела гриппом с очень высокой температурой и даже рвотой, все время плакала что боиться. Теперь при каждом чихе, царапине и т.д. у неё начинается истерика, ревет и твердит, что боиться, а на вопрос Чего боиться она отвечает - "Боюсь, что болею". А вот вчера неудачно упала с дивана (хотя как можно упасть удачно) и что-то хруснуло в спине, так она ревела неустанно, бегала хвостиком и постоянно спрашивала будет ли она ходить, успокоилась с большим трудом. И последние 4-5 дней по вечерам начинается беспричинная истерика со словами "Я боюсь", я ее даже спать к себе положила, теперь спит со мной. Обратились к врачу, которая знает мою дочь как свою, так она посоветовала попить Глицин и уделять ей побольше внимания. Глицин пока не покупала, а что касается внимания, то все свободное время (его у меня к сожалению не много - являюсь матерью-одиночкой, приходится много работать) посвящаю ей, только я уже тоже начала съезжать с катушек и начинаю повышать голос.((( Дочка начинает реветь по лубому поводу, запретишь смотреть ТВ - в слезы, сломалась игрушка - в слезы, не дали конфету (она аллергик) - в слезы и т.д. Я уже не знаю что мне делать. Я наверное плохая мать!!!!Она у меня уже месяц сидит дома с дедушкой (после больничного еще в садик не ходила) не находит уже себе места , наверное нужно срочно в что дед с ней иначе как криком не разговаривает. И еще последнее время у нас в доме подсели на фильмы Анатомия Грейс и Доктор Хаус, она все это краем глаза смотрит и наверное тоже воспринимает негативно и ищет болячки. Посоветуйте что мне делать??? Я в панике....сад к деткам, потомуч

otvet.mail.ru