Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Презентация на тему "Права ребёнка и в шутку и всерьёз" (6 класс). Проект права ребенка 6 класс


Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

Разделы: История и обществознание

Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей человечества

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что такое семья с социологической точки зрения;
  • определять основные функции семьи;
  • давать определение следующим понятиям: права ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка;
  • уметь обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме;
  • уметь высказывать свое отношение к проблеме нарушения прав ребенка в семье;

Основные понятия:

  • семья
  • права ребенка
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ

Оборудование:

  • компьютер, проектор
  • слайды презентации
  • учебное электронное издание "Обществознание", ЗАО "Новый диск", 2004
  • карточки с заданиями для групповой работы
  • видеофрагмент о работе Пензенского Дома ребенка

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Первый этап. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование. Работа в группах по заданиям на карточках. Единые задания в группах преследуют цель обмена мнениями, дополнения, активного обсуждения.
  3. Второй этап. Работа с CD диском "Обществознание", систематизация знаний учащихся об основных функциях семьи.
  4. Третий этап. Просмотр видеофрагмента. Разрешение проблемной ситуации. Поиск собственного взгляда на проблему. Формирование умений участвовать в дискуссии.
  5. Четвертый этап. Знакомство с выдержками из нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка. Формирование умения работы с документами.
  6. Пятый этап. Выступления ребят с творческими домашними заданиями.
  7. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
  8. Домашнее задание творческого характера.

Ход урока

1-й этап

Беседа.

- Подумайте над словами: "Любая дорога начинается с первых шагов, здание - с фундамента, а человек становится человеком в семье". Как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними? Зачем человеку семья?

Презентация.

Работа в группах.

- Обсудите между собой и заполните схему:

Что дает человеку семья

- На что похожа семья? (Запишите слова-сравнения?)

- С какими явлениями природы можно сравнить семью?

- Почему люди стремятся создать семью?

Выполнение группового задания подводит учащихся к определению понятия семья с социологической точки зрения.

Итак, семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2-й этап

Работа с CD диском "Обществознание".

- Посмотрите внимательно на фотографии-слайды и определите, какие важные функции семьи отражены в них? Выполнение задания подводит учащихся к определению следующих функций семьи:

  1. Семья обеспечивает продолжение человеческого рода
  2. Семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи
  3. Семья удовлетворяет потребности человека в любви, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха
  4. Семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, она заботится о малолетних и престарелых членах семьи

3-й этап

Просмотр видеофрагмента о работе Пензенского Дома ребенка.

Учащимся предлагается поделиться мыслями об увиденном и ответить на вопросы:

- В чем основная идея фрагмента?

- Кто по вашему мнению должен позаботиться о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

- Как вы думаете, какие права детей в данной ситуации нарушены?

В ходе обсуждения составляется кластер "Права ребенка":

- Какие из указанных прав ребенка реализуются в семье? (практически все: право на имя, право жить и воспитываться в семье, на свободное выражение мнений, защита от физического насилия, право на образование и т.д.)

- Существуют специальные правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ

4-й этап

Учащиеся знакомятся с выдержками из документов и отвечают на вопросы:

  1. Кому адресованы эти документы?
  2. Как и кем защищаются права ребенка в семье?
  3. Каково значение этих документов?

Конвенция о правах ребенка.

Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Статьи 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.

Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.

Конституция Российской Федерации, 1993 года.

Статья 38: 1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 2.Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; 3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях".

Семейный кодекс Российской Федерации, 1995 года.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56. Право ребенка на защиту: п.1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

п.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. п.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

п.1.Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65. Осуществление родительских прав: п.1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

Задание в парах:

  • Приведите примеры нарушения прав ребенка в семье.
  • Куда можно обратиться за помощью, если нарушаются ваши права?

5-й этап

Выступления ребят с творческими домашними заданиями:

  • Проекты эскизов для обложки Конвенции о правах ребенка
  • Мини-сочинения и презентации на темы "Моя семья", "Семейные традиции и реликвии"

Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: Составить синквейн на тему "Моя семья".

Презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация на тему "Права ребёнка и в шутку и всерьёз" (6 класс)

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация на тему "Права ребёнка и в шутку и всерьёз" (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Права ребёнка Презентацию подготовила : Жаңажанқызы А 6 Б класс

2 слайд Описание слайда:

Законы Это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется – Конституция.

3 слайд Описание слайда:

Конституция – основной закон по которому мы с вами живём. Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан. Какой закон есть у всех детей мира? * Конвенция о правах ребёнка.

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд
Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Если права не соблюдаются, кто заступится за ребёнка? суд Заявление. «Уважаемый суд, прошу разобраться в злодеяниях мачехи и её дочерей. Защитите и помогите». Золушка

23 слайд Описание слайда:

Какие права ребёнка соблюдаются или нарушаются в сказке Шарля Перро «Золушка» . «У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки». нарушение прав – рабство, непосильный труд

24 слайд Описание слайда:

«Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сёстры, а за ними и все в доме прозвали её Золушкой»… Нарушается право на имя

25 слайд
Описание слайда:

« - Что с тобой, дитя моё? – спросила Фея. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить. - Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крёстная. - Правда, - сказала Золушка, всхлипывая. - Что ж, будь тогда умницей, - сказала Фея, - а я уж позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце»… Соблюдается право ребёнка на помощь

26 слайд Описание слайда:

«Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами»… Нарушается право – на жилище

27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-456424

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Права ребёнка 4-6 класс - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Урок по обществознанию "Права ребенка" ( 6 класс)

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат »

618206 г Чусовой Пермский край ул. Переездная, д. 14

Методическая разработка урока обществознания

Сичинава Лариса Эдуардовна

Учитель обществознания

МС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII»

618206 г.Чусовой, ул Переездная 14

Чусовой

2016

Урок. Права детей.

Цели:

  • закрепление знаний о правовом статусе ребенка и формирование правовой компетентности подростков в части защиты основных прав и свобод, закрепленных в Конвенции;

  • формирование уважительного отношения школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающих их;

  • развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать и обобщать, логически излагать свои мысли;

  • развитие познавательного интереса школьников в области права.

Оборудование урока:

Ноутбук, проектор, экран, текст Конвенции о правах ребенка, презентация (Приложение 1), видеоролики (Приложение 2), тесты для учащихся (Приложение 3,4), карточки с юридическими терминами (Конвенция, ребенок, право (Приложение 5), словари Ожегова, карточки с основными правами детей (Приложение 6), магнитная доска, листки формата А4, маркеры разных цветов ( красный, желтый, черный), ручки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель:

- Перед тем как начать занятие я предлагаю на листке написать свои имена, так как вы хотели бы, чтобы к вам обращались сегодня ваши одноклассники и я.

(Детям выдаются заранее заготовленные листы формата А4, сложенные в форме треугольной призмы для написания своих имен. У каждого на столе маркеры разных цветов, в зависимости от того каким цветом ребенок напишет свое имя, учитель может понять готовность ребенка сотрудничать во время занятия. Учитель также делает карточку со своим именем.)

  1. Формулирование темы и цели занятия.

- А сейчас внимание на экран.

Просмотр видеороликов. (Приложение 2_1, Приложение 2_2)

- Мы просмотрели несколько сюжетов, что по вашему мнению, их объединяет? Свои ответы подтвердите.

( Ответы детей: нарушение прав ребенка.)

Учитель подводит к тому, чтобы дети сами назвали тему занятия.

- Как вы считаете, часто ли в жизни возникают такие ситуации? Почему?

( Ответы детей, вывод учителя: не все знают о своих правах, о том как их защитить, а так же о том, что уважая свои права надо уважать права другого.)

- Я не сомневаюсь, что вы догадались, о чем сегодня пойдет на уроке.

( Дети называют предполагаемую тему. Учитель открывает, заранее написанную на доске, тему « Права ребенка.»)

- Как мы увидели из сюжетов, права детей нарушаются. И зачастую это происходит от незнания или не желания соблюдать права детей.

( Учитель предлагает детям найти в словаре Ожегова значение слов: «право, ребенок» На доске вывешиваются карточки с этими словами.(Приложение 5)

- Знаете ли вы ,в каком документе закреплены права детей?

( Учитель показывает слайд №1 (Приложение 1) с названием документа и рассказывает о его создании )

- Все основные права ребенка записаны в документе – Конвенция о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989г. Дети нуждаются в особом внимании и защите со стороны государства. Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах. К 1993 году Конвенцию ратифицировали 174 государства—участника ООН. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции. Ратификация Конвенции накладывает огромную социальную ответственность на государства (правительства) в отношении жизни детей, требует от них гарантии создания соответствующих условий жизни семей с детьми.

( слайд № 2 Приложение1)

- Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».

Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе.

- Предлагаю посмотреть в словаре значение слова Конвенция.

( на доске вывешивается карточка с этим словом (Приложение 5)

III. Беседа о правах ребенка.

- Как вы думаете, какие права детей могут быть закреплены в этом документе?

(Ответы детей)

- Давайте посмотрим, какие же права на самом деле закреплены в Конвенции о правах ребенка.

( Демонстрация слайдов Конвенции (Приложение1) с комментарием учителя)

Слайд №3

Главное право каждого человека – право на жизнь. Маленький человек тоже имеет это право. Нужно ли заботиться о детях, детях – инвалидах и других неполноценных детях? В древности существовало государство Спарта, которая славилась своими непобедимыми, выносливыми и сильными воинами, здоровыми и неустрашимыми. Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если слабый, больной – скидывали со скалы. А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким; он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или полководцем. Просто больного надо лечить, слабому – помогать…

В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого человека есть имя. Семья новорожденного дает ему фамилию, придумывает имя, и эти сведения записываются в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же пишут дату, место рождения и кто его родители. Это первый документ ребенка и он есть у каждого. свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Конвенция подчеркивает, что родители – первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас.

Каждый ребенок в России имеет право на бесплатное образование.

В конвенции записано и право на отдых – и это не пустяки. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

( Слайд № 4)

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на личную жизнь, тайну корреспонденции. Он сам может выбирать себе друзей, слушать ту музыку, которая ему нравится. Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь… К мнению взрослого стоит прислушиваться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что-то посоветовать, в чем-то помочь разобраться.

Ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так, как взрослый, и все, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале.

Для счастья нужно многое, но, прежде всего – мир. К сожалению, в настоящее время, некоторые страны продолжают вести войны: гибнут дети, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище… В конвенции записано, что все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют убежище ребенку, который вынужден бежать от войны. Если ребенок бежал один, необходимо помочь ему разыскать семью. Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье – право на защиту со стороны государства от всех форм насилия .

(Учитель раздает карточки с основными правами детей (Приложение 6).

(Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права ребенка?». Выслушав ответы детей учитель показывает слайд № 5 Приложения1, зачитывая написанное: )

-« Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права ребенка и правда будут соблюдаться всеми во всем мире».

IV. Практическая работа.

Учитель предлагает еще раз посмотреть ролики (Приложение №2) и назвать какое право было нарушено. Учащиеся высказывают свое мнение.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет».

(Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.)

-Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Но, как любой гражданин, мы имеем права и обязанности и несём юридическую ответственность за свои поступки перед другими людьми и государством.

V. Тестовая работа.

Учитель раздает детям тесты (Приложение 3) с которыми они работают 5 минут. Проверка тестов проходит совместно с учителем с использованием компьютера. (Приложение 4) Запускается презентация в приложении MS Power Point (версия не ниже 2003). Иконки ответов на вопросы кликабельны – при нажатии на правильный ответ воспроизводится звуковой файл «tush2.mp3».

VI. Подведение итогов занятия.

В конце урока следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о важности и полезности полученных знаний, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова и выражение собственного мнения.

- Сейчас я предлагаю Вам реализовать свое право на свободу слова и выражение собственного мнения, отвечая на вопрос: «Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем занятии? Ответы подтвердите».

Приложение 3

1.В каком международном документе закреплены права детей?

а) Конституция.

б) Конвенция.

в) Гражданский кодекс.

2. Когда был принят документ, закрепляющий права детей?

а) 20 ноября 1989г.

б) 12 декабря 1993 г.

в) 10 июля 1992 г.

3. Какой организацией была принята Конвенция о правах детей?

а) ООН

б) Президентом РФ.

в) Министерством образования РФ.

4. С какого возраста ребенок может пользоваться своими правами?

а) с 14 лет.

б) с рождения.

в) с 18 лет.

5.Какие обязательства берут на себя государства, присоединившиеся к Конвенции.

а) Защищать и заботиться о детях.

б) Предоставлять детям жилье.

в) Обеспечить бесплатный проезд в городском транспорте.

Приложение 5

Приложение 6

  • Право на жизнь и заботу со стороны государства.

  • Право на получении имени, фамилии и гражданства.

  • Право на получение образование.

  • Право на личную, семейную жизнь, тайну корреспонденции и неприкосновенность жилища.

  • Право выражать собственное мнение.

  • Право на защиту со стороны государства от всех форм насилия.

infourok.ru

Презентация по обществознанию 6 класс "Права ребёнка"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Методологической основой исследования явились современные  научно-педагогические подходы к проблемам социализации молодежи. Исследование опирается на общие методологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом исследовании воспитательного процесса, в частности – формировании патриотических качеств личности в современных социокультурных условиях, в организации педагогической деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опытно-экспериментальная деятельность исследователя по развитию патриотических качеств личности учащихся в процессе преподавания.

 

Общая информация

Номер материала: 318487

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Право быть ребенком» 6 класс

Цели:

  • Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
  •  соотнести права и обязанности детей;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  • Песня  Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

1 часть: «Вступительное слово»

«Детству следует оказывать величайшее уважение». Древний мудрец Ювенал

Начинаем классный час, Речь пойдёт здесь всё о нас. Постарайтесь всё понять, Что – то новое узнать - Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»..

 

Слайд № 2. Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?         На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание. Слайд № 3. Игра «Ваши права». (Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».) 1.       Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?2.       Потребности человека с возрастом меняются. И в 12-13 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.3.       Обсуждение. Учитель раздает карточки с таблицей потребностей 2-х месячного и 12-летнего ребенка.УЧИТЕЛЬ. Как с возрастом изменяются потребности ребенка? Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.Статья 9. Право на общение с обоими родителями.Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.Статья 14. Право исповедовать любую религию.Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.Статья 17. Право на доступ к информации.Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  Статья 27. Право на достойный уровень жизни.Статья 28. Право на образование.Статья 31. Право на отдых и досуг.Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Статьи уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 116. Побои.Статья 117. Истязания.Статья 125. Оставление в опасности.Статья 127. Незаконное лишение свободы.Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

(называются ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (Учащиеся отвечают)Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. – Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

«Литературно-правовая викторина» (на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным (Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Сценка из школьной жизни. (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?Оля. Нет, я освобождена.(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать) Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?(Учащиеся высказывают свое мнение).Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы с иллюстрациями сказок).Викторина «Права литературных героев». Слайд № 6. Права литературных героев

  • В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).
  • Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).
  • В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).
  • В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).
  • В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

Правовой статус – это ваше положение в мире права. В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус. Слайд № 4.

Для того, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда

По горизонтали:1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью. 3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. По вертикали:1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. (На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду) Слайд № 5. Ответы кроссворда Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.- Какие документы защищают ваши права? - Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Слайд № 22. Спасибо за работу!

Использованная литература: Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/502414

11.08.2010

Дополнительно:Презентация «Право быть ребенком»

Слайд 1

Слайд 12

Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 17 слайдов.

Файл презентации «Право быть ребенком» в формате .ppt и конспект мероприятия в формате .doc в архиве ZIP, объемом 10,3 Mб (733.zip) можно скачать с Unibytes.com

www.metod-kopilka.ru

Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе "Права ребенка в семье"

Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе

Тема: «Права ребенка в семье»

Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей человечества

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что такое семья с социологической точки зрения;

  • определять основные функции семьи;

  • давать определение следующим понятиям: права ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка;

  • уметь обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме;

  • уметь высказывать свое отношение к проблеме нарушения прав ребенка в семье;

Основные понятия:

  • семья

  • права ребенка

  • Конвенция о правах ребенка

  • Конституция РФ

  • Семейный кодекс РФ

Оборудование:

  • компьютер, проектор

  • слайды презентации

  • учебное электронное издание «Обществознание», ЗАО «Новый диск», 2004

  • карточки с заданиями для групповой работы

  • видеофрагмент о работе Пензенского Дома ребенка

План урока:

  • Организационный момент.

  • Первый этап. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование. Работа в группах по заданиям на карточках. Единые задания в группах преследуют цель обмена мнениями, дополнения, активного обсуждения.

  • Второй этап. Работа с CD диском «Обществознание», систематизация знаний учащихся об основных функциях семьи.

  • Третий этап. Просмотр видеофрагмента. Разрешение проблемной ситуации. Поиск собственного взгляда на проблему. Формирование умений участвовать в дискуссии.

  • Четвертый этап. Знакомство с выдержками из нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка. Формирование умения работы с документами.

  • Пятый этап. Выступления ребят с творческими домашними заданиями.

  • Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

  • Домашнее задание творческого характера.

Ход урока:

1-й этап

Беседа.

- Подумайте над словами: « Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком в семье». Как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними? Зачем человеку семья?

Работа в группах.

- Обсудите между собой и заполните схему:

Что дает человеку семья

Детям Родителям Пожилым людям

- На что похожа семья? (Запишите слова-сравнения?)

- С какими явлениями природы можно сравнить семью?

- Почему люди стремятся создать семью?

Выполнение группового задания подводит учащихся к определению понятия семья с социологической точки зрения.

Итак, семья – это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2-й этап

Работа с CD диском «Обществознание».

- Посмотрите внимательно на фотографии-слайды и определите, какие важные функции семьи отражены в них? Выполнение задания подводит учащихся к определению следующих функций семьи:

  • Семья обеспечивает продолжение человеческого рода

  • Семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи

  • Семья удовлетворяет потребности человека в любви, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха

  • Семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, она заботится о малолетних и престарелых членах семьи

3-й этап

Просмотр видеофрагмента о работе Пензенского Дома ребенка.

Учащимся предлагается поделиться мыслями об увиденном и ответить на вопросы:

- В чем основная идея фрагмента?

- Кто по вашему мнению должен позаботиться о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

- Как вы думаете, какие права детей в данной ситуации нарушены?

В ходе обсуждения составляется кластер «Права ребенка»:

право жить в семье право на бесплатное право выражать

образование свои взгляды

право на защиту

от физического насилия Права ребенка право на имя

право на охрану право на отдых право на уважение

здоровья человеческого достоинства

- Какие из указанных прав ребенка реализуются в семье? (практически все: право на имя, право жить и воспитываться в семье, на свободное выражение мнений, защита от физического насилия, право на образование и т.д.)

- Существуют специальные правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей:

  • - Конвенция о правах ребенка

  • - Конституция РФ

  • - Семейный кодекс РФ

4-й этап

Учащиеся знакомятся с выдержками из документов и отвечают на вопросы:

  1. Кому адресованы эти документы?

  2. Как и кем защищаются права ребенка в семье?

  3. Каково значение этих документов?

Конвенция о правах ребенка.

Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Статьи 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.

Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.

Конституция Российской Федерации, 1993 года.

Статья 38: 1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; 3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Семейный кодекс Российской Федерации, 1995 года.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56. Право ребенка на защиту: п.1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

п.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. п.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

п.1.Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65. Осуществление родительских прав: п.1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

Задание в парах:

- Приведите примеры нарушения прав ребенка в семье.

- Куда можно обратиться за помощью, если нарушаются ваши права?

5-й этап

Выступления ребят с творческими домашними заданиями:

  • Проекты эскизов для обложки Конвенции о правах ребенка

  • Мини-сочинения и презентации на темы «Моя семья», «Семейные традиции и реликвии»

Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание:

Составить синквейн на тему «Моя семья».

infourok.ru