Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Обследование ребёнка на ПМПК. Что должен знать будущий первоклассник. Пмпк вопросы ребенку 6 лет


Обследование ребёнка на ПМПК. Что должен знать будущий первоклассник.

 Левченко Анастасия Владимировна

учитель-логопед МБДОУ №46

г. Томск

Перед тем как дошкольники  зачисляются в логопедическую группу или на логопункт, они проходят городскую психолого — медико — педагогическую комиссию. ПМПК подтверждает, что дети нуждаются в занятиях с логопедом. Обучение с логопедом заканчивается, дети идут в школу. Теперь надо снова пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, либо вывести ребенка из логопункта или логопедической группы, либо оставить для дальнейшего обучения на школьном логопункте, либо порекомендует школу для детей с речевыми нарушениями.

Как проходит ПМПК? На каждого ребенка отводится примерно 15 минут.

Что спрашивают специалисты ПМПК?

Обычно, фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а так же могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают  о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать.

А так же будущий первоклассник должен знать, когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д.  Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели.

К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а так же уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше.

Ребенок должен ориентироваться в пространстве  и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева  и. т. д.

Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно.Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту.  Можно рассказать  стихотворение, которое ребёнок  недавно учил на праздник  к 23 февраля или к 8 марта.  Если стихотворение  о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Например, если стихотворение о весне, просят произнести это слово по звукам, назвать,  сколько слогов, сколько согласных, сколько гласных, твердых согласных, звонких, мягких и глухих.

Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности).

Кроме того, ребенок  должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.)

Также у детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча.

Вот примерные вопросы, которые спрашивают специалисты ПМПК:

  1. Времена года, перечислить, назвать признаки (лето, осень, зима, весна)
  2. В какое время года и в каком месяце у тебя день рождения? (март, апрель, май-это весна, весенний месяц) Расскажи, что бывает весной?
  3. Придумай слово на звук «А» (арбуз, автобус, аист).
  4. Составь  предложение.
  5. Что такое слог, слово, буква, предложение. Различать понятия звук, слог, слово (слог ничего не обозначает, а слова обозначают. Например: «А» — это звук, буква,  «Са» — это слог, сани – слово).
  6. Предложение «Мы катались на санях». В предложении четыре слова. Первое слово –мы, второе — катались, третье — на, четвертое — санях.
  7. Сколько месяцев в году? Дней недели? Частей в сутках? Времен года?
  8. Разбери слово «Грач».  Назови гласные и согласные звуки (три согласных, один гласный звук. Один слог, так как всего один гласный звук «А») .
  9. Определить твердые и мягкие звуки.
  10.  Разделить слова на слоги (ку-би-ки, ма-ши-на)
  11.  Запомни слоги и воспроизведи ( са-за-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча) .
  12. Когда ты пойдешь в школу, какое будет время года. (Осенью, в сентябре).
  13. Что ставим в конце предложения? (Точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Предложение начинается с большой буквы). А что еще пишут с большой буквы? (имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей).
  14.  В каком городе ты живешь? Назови адрес, номер квартиры.
  15.  Какая у тебя семья? Сколько человек?
  16. Какой дом? (деревянный, каменный, одноэтажный, многоэтажный или 8-9-10 этажный).
  17. На каком транспорте добираешься до детского сада (трамвае, автобусе и. т. д.)
  18. Придумай слова со звуком «Р» ( в начале слова: рак, ромашка, радуга, в середине слова – март,  в конце слова- мотор).
  19. Определи звуки в слове. (РАК: первый – «Р», второй звук «А», третий «К»). Какой звук первый, какой – последний.
  20. Слова сложной структуры (умение повторить)

Строительство                      Революция

Экскурсия                             Космодром

Экскурсовод                         Космонавт

Электричество                      Вертолёт

Экскаватор                            Аэропорт

Экскаваторщик                     Прямоугольник

Аквариум                              Треугольник

Коридор                                 Проталины

Раскладушка                          Подполковник

Циферблат                             Велосипедист

Милиционер                          Мотоциклист

Регулировщик                       Универмаг

Листопад                                Кораблекрушение

Снегопад                                Циркуль

Сыворотка                              Бульдозер

Ледоход                                 Фотоаппарат

vashlogoped-online.ru

Часто задаваемые вопросы

 Как подготовить родителей к ПМПК?

 Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

 

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

 

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК? 

 На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался,  знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

- рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях  друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

- рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,  в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).

- показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику - умение объединять предметы по признаку (суп, помидор, конфеты — еда). Части тела, профессии и т.д.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка - дочка - почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

 

Результаты ПМПК

 По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители.

В Выписке из протокола ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

- сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

- какая форма обучения рекомендована ребенку. 

- по какой программе будет обучатся  ребенок.

- рекомендовано ли обучение в коррекционной (специальной) школе.

- нужны ли ребенку индивидуальные (групповые) занятия с логопедом, практическим психологом, лечение и наблюдение у врачей.

 

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

 По Закону ЛНР «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

- обеспечить получение детьми общего образования;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Луганской Народной Республики.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Закона ЛНР «Об образовании», все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

 

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

 Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью. 

 

Что включают в себя специальные условия обучения?

Согласно ст. 78, Закона «Об образовании» от 30 сентября 2016 года № 128-II под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Может ли ПМПК оставить ребёнка на второй год?

В ст.56 п. 8,9 Закона ЛНР «Об образовании» указывается: «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

Таким образом, этот вопрос решается внутри образовательной организации совместно с родителями. Повторное обучение возможно не более одного раза. Если после дублирования программы ученик вновь не аттестован, то он направляется на ПМПК с целью перевода на адаптированную программу с учётом психофизических особенностей ребёнка (например, для детей с ЗПР).

pmpk.umi.ru

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям – Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

peter-zarubin.ru

План тестирования ребенка 3-4 лет на ПМПК

Вот примерный план тестирования ребенка 3-4 лет на педагогико-медицинско-психологической комиссии (ПМПК, она же в народе называется логопедической), важно не только, чтобы каши не было, важно еще чтобы ребенок справлялся с разными заданиями:

1) Как зовут ребенка. Как зовут маму-папу.2) Сколько лет? Скажи или покажи на пальчиках.3) Посчитать. В зависимости от возраста у них есть нормы: в 3-4 года — до 5, в 4-5 лет до 10 и обратно. Если ребенок не справляется на самом простом уровне, просят показать где один, где много. Счет, например, один, два, четыре, пять — уже не засчитывается.5) Разложить вкладыши по отверстиям (6 вкладышей)6) Назвать цвета. В зависимости от возраста опять есть нормы. Если 3-4 года, должен назвать основные четыре: синий, красный, зеленый, желтый. Ребенок старше должен знать оттенки: голубой, розовый и так далее.7) Назвать фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал и т.д. В более сложном варианте: красный большой квадрат, маленький зеленый треугольник.8) Подобрать части бочки одну к другой (бочки разных размеров и цветов)9) Показать на картинке что больше, что меньше. В более сложном варианте расставить по порядку от большего к меньшему или от меньшего к большему.10) Собрать картинку из трех частей. Чем старше ребенок, тем сложнее картинка и большее количество частей.11) На картинках четыре предмета, один из них «лишний». Назвать, где здесь «Одежда» (например) и что еще осталось.По их нормам ребенок должен знать обобщающие слова: фрукты, овощи, животные (позднее дикие-домашние), одежда, обувь, мебель, транспорт и т.д.12) Времена года. По картинкам ребенок должен сказать где зима-лето-осень-весна. Расставить картинки по порядку. Рассказать чем зима отличается от осени, например. Дети более старшего возраста должны знать месяцы.13) Назвать части целого по картинке. Например у лошади: хвост, грива, ноги, копыта, голова.14) Рассказать, кто что делает на картинке с наводящими вопросами.15) Поймать удочкой с магнитом рыбок.16) Собрать матрешку. 17) Собрать пирамидку. Пирамидка должна быть собрана строго по порядку. Задолбали с этой пирамидкой, если честно, все и везде.18) Падежи:одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять ведер.19) Множественное число:дом-дома, гном-гномы, сад-сады20) Детеныши и родители:корова-бык-теленок, лошадь-конь-жеребенок, коза-козел-козленок, свинья-боров-поросенок.21) Предлоги. Обычно берут какую то фигурку и перемещают ее на стол, под стол, за стол, в ящик и так далее. Ребенок должен правильно употреблять предлоги.22) Уменьшительно ласкательныедом-домик, гном-гномик23) Из чего сделано: деревянный стул, стеклянная ваза24) Вопросы на фонетический слух: повторить ба-па-ба, та-ка-та25) Воспроизведение сложных слов. Например, миллиционер, экскаватор.

вот что нашла. жуть конечно… взято из инета не берусь утверждать что это правдивая информация но я теперь для себя нашла самое худшее и нашла к чему готовиться нужно

www.baby.ru

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:
  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:
  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:
  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Психодиагностический инструментарий для детей 5-6 лет на психолого медико-педагогическую комиссию (ПМПК)

Психодиагностический инструментарий для детей 5-6 лет на психолого медико-педагогическую комиссию (ПМПК)

  • особенности развития познавательной деятельности
  • внимание: методика «Пьерона-Рузера»
  • восприятие: - узнавание перечёркнутых изображений (Семаго 11)

- узнавание недорисованных изображений (Семаго 12)

  • пространственные представления

понимание и употребление предлогов и слов,

обозначающих пространственное взаиморасположение

объектов (Семаго 32-36)

  • временные представления

понимание временных последовательностей

и интервалов времени (Семаго 44)

  • конструктивный праксис

складывание разрезных картинок (Семаго 39)

  • память: «Пиктограмма»
  • мышление: - простые невербальные аналогии; (Семаго 18-20)

- исключение предметов; (Семаго 23)

- понимание прочитанного текста (Семаго 27)

  • Личностные особенности
  • Лесенка
  • Мотивация: - м-ка исследования мотивации учения

- тест в картинках

  • Произвольность
  • Графический диктант
  • «Кораблик»
  • Тест на развитие самоконтроля

Психодиагностический инструментарий

для детей 4-5 лет на ПМПК

  • особенности развития познавательной деятельности
    • внимание: запоминание картинок
  • восприятие: - коробка форм (32 психолог в д/у)

- Пирамидка (33-34 психолог в д/у)

  • пространственные представления

конструирование по образцу (35 психолог в д/у)

  • временные представления
  • конструктивный праксис

разрезные картинки 2-6 части(34 психолог в д/у)

  • память: запоминание 2-х групп слов (Семаго 1)

мышление: «Рыбка» (36 психолог в д/у)

  • Личностные особенности

www.vseodetishkax.ru

Персональный сайт - Подготовка родителей и ребенка к обследованию на ТПМПК

Как подготовить ребенка к обследованию на ТПМПК?

Само словосочетание «психолого-медико-психологическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребёнка, то тут срабатывает защитная реакция родителей, и многие отказываются от предлагаемой помощи. Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило "Не навреди!"

А ведь заключение специалистов (психолога, логопеда или дефектолога) - это не приговор, а реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше ребёнку предоставят помощь и поддержку, тем он быстрее справится с возникшими трудностями.

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. При себе должен быть определённый пакет документов. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психолог, логопед, дефектолог, психиатр, педиатр. Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок сидит перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и предлагают задания на выявление уровня внимания, восприятия, мышления, речи ребенка, на определение эмоционально – личностных характеристик и определение причин выявленных нарушений. Помните, что комиссия решает все вопросы, исходя из интересов ребенка. 

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и его состояния.

Что спрашивают на ПМПК?

1.  Ребенку предложат рассказать или зададут вопросы:

- о себе своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст.

- о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время?

- назвать имена учителей и воспитателей.

- о домашних питомцах: клички, питание, уход и т. д.

- о доме, где живет (сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная) 

 

2.  Ребенка попросят рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед- ужин, распорядок дня, отличия.

На комиссии выясняется, может ли ребенок ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое.

Проверяется знание цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т. д.) . 

3. Проверяют умение обобщать и логику: 

- способность группировать предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда)

 -выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему

- назначение предметов, что с помощью них делают

- знание частей тела и их предназначение

- название профессий 

4. Обследуют память:

- называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось

5. Проверяют речь ребенка:

- правильно ли строит предложения 

- все ли звуки произносит

- правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов

- проверяют словарный запас ребенка, просят назвать или объяснить значения, привести примеры:  синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)  антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)  омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ)

- просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении

- оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка)

- просят составить небольшой рассказ по картинкам

- проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

6. Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

7. Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т. д., чувствах (усталость, радость)

8. Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, встать на одну ногу и т. д.

Цель подготовки ребенка к ПМПК:

- готовить ребенка к ПМПК нужно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись родителей (законных представителей) ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

Родителям выдается заключение ПМПК с рекомендациями:

- по какой программе сможет обучаться ребенок

- рекомендовано ли обучение в коррекционной школе или логопедической группе детского сада 

- нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, сопровождение психолога или дефектолога, лечение и наблюдение у врачей (ортодонта, невропатолога)

Заключение комиссии ПМПК для родителей носит рекомендательный характер. Помните, что при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня, чтобы обследовать ребенка еще раз.

 

tkachenkolog.ucoz.com