Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

В 6 лет или позже? Когда отдавать ребёнка в школу. Отдать ребенка в школу в 6 лет


В 6 лет или позже? Когда отдавать ребёнка в школу

Он еще слишком маленький, не справится… Будет старше всех, одноклассники задразнят. И как быть?

По законодательству в первый класс может поступить малыш возрастом от шести с половиной до восьми лет. В шесть удобно, особенно мальчику: появится лишний год перед армией на поступление в вуз. Да и нечего в саду сидеть! В семь с половиной тоже хорошо – продлится детство ребёнка. Этим аргументируют родители, делая выбор. На самом деле, важна готовность ребёнка к школе. А она определяется совокупностью факторов.

Медицинские

О том, чтобы отдать ребёнка позже семи лет, нужно подумать при наличии:

  • серьёзных заболеваний;
  • неврологических отклонений;
  • частых ОРВИ;
  • проблем с памятью, координацией, концентрацией, усидчивостью, работоспособностью.

Во всех этих случаях необходимо проконсультироваться с педиатром и вместе решить, в каком возрасте лучше отдать малыша в первый класс.

Эмоциональные

Умение контролировать свои эмоции очень важно. Ребёнок должен адекватно реагировать на критику, выдерживать похвалу, справляться с гневом, разочарованием, принимать решения обдуманно. Если вы видите, что ребёнок эмоционально не дозрел, откажитесь от идеи отправлять его в школу раньше семи лет.

Мотивационные

Важно, чтобы будущий первоклассник понимал, для чего он идёт в школу. Для этого надо задать ему вопрос: «Зачем нужна школа?». Если он считает, что только для игры, значит ещё не готов.

Интеллектуальные

Многие зацикливаются на умении читать и считать, не обращая внимания на другие знания. Да, несомненно, хорошим показателем интеллекта ребёнка является счёт до 10 (в прямом и обратном порядке) и знание букв, умение складывать их в слоги. Но не менее важно и:

  • умение придумать сюжет по картинке;
  • знание геометрических фигур, цветов, времён года, дней недели;
  • умение определять, где лево, где право, использовать правильно предлоги «над», «под», «на», «в», «из-за» и т.д. речь ребёнка: она должна быть связанной, информативной.

Физические

Школа – это, прежде всего, физическая нагрузка. Полдня провести в режиме «сидя», выполнять задачи учителя физкультуры сможет не каждый. По мнению врачей, стоит подумать о более позднем поступлении в школу, если ребёнок:

  • маленького роста, слабый физически;
  • у него ещё не началась смена молочных зубов; он не способен удерживать равновесие на одной ноге;
  • не умеет ловить и бросать мяч;
  • у него не развита мелкая моторика (есть трудности со складыванием пазлов, не может раскрасить контурные картинки).

Коммуникативные

Умение общаться – важная особенность ребёнка школьного возраста. Обратите внимание, как малыш ведёт себя с незнакомыми детьми и взрослыми.

Будущему первокласснику придётся находить общий язык с одноклассниками, обращаться к учителю по различным вопросам, отвечать у доски перед аудиторией. Если ребёнок слишком застенчив и боязлив, отложите поступление в первый класс на год.

Другие

Не менее важным является темперамент малыша. По словам психологов, сложнее всего приходится в школе холерикам и меланхоликам: первые слишком подвижны и неусидчивы. Вторые - ранимы и замкнуты. Флегматики тоже могут иметь проблемы с учёбой из-за медлительности. Проще всего сангвиникам.

Ну и конечно, пол ребёнка тоже важен, только не в плане угрожающей армии. По оценкам медиков, девчонки готовы к школе раньше мальчишек: у них раньше определяется зрелость левого полушария, которое отвечает за речевые функции. А, как известно, нет проблем с речью – нет проблем с учёбой. Так что мальчика лучше придержать лишний год дома.

Таким образом, только комплексно, оценив все эти факторы, можно решить, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?

Многие родители сталкиваются с вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет. Можно сказать, что такое решение является индивидуальным. Стоит внимательно посмотреть на развитие ребенка, ребенок сам может вам дать подсказку, готов он идти в школу или нет. Это совсем не связано с его умением читать, писать и решать задачи. Это больше рассматривается с точки зрения психологии. Некоторые психологи, утверждают, что у ребенка в семь лет происходит переломный момент, и он начинает интересоваться другими интересами, которые могут напрямую быть связанными с учебным процессом, то есть, как личность ребенок достигает зрелого возраста именно в семь лет.

Но стоит отметить, что у кого-то такой переломный момент может наступить раньше, а у кого-то позже, поэтому это считается индивидуальным процессом, внимательные родители всегда смогут заметить изменения в характере своего малыша. Также важно учитывать тот момент, что ребенок, который приходит в школу в 5 – 6 лет, больше склонен получать информацию через игру, поэтому для некоторых детей, учебный процесс оказывается очень тяжелым, ведь воспринимать информацию приходится через объяснение и рассказ учителя. Это совсем не означает, что ребенок в семь лет перестает играть, обычно в нормальной школе обучение в первом классе происходит через игру, только разница в игре совершенно другая, здесь все игры направлены на обучение.

Важно учитывать и тот факт, что у ребенка шести лет нет еще понимания обязанностей и собранности, дисциплинированности и организации, поэтому учителя сталкиваются с таким моментом, когда ребенок может подойти и сказать, что он хочет домой, или просто во время урока встать и походить по классу. Конечно, после проведения определённых бесед родителей и учителя, ребенок перестанет это делать. Но со стороны психологии стоит отметить, что это происходит не потому, что идет осознание у ребенка, а потому что так захотели взрослые. В семилетнем возрасте ребенок четко понимает, для чего он пришел в школу, и что от него требуется. Если на ребенка в шестилетнем возрасте взрослые будут оказывать чрезмерное давление, то могут столкнуться с проблемой психологического расстройства своего ребенка. Например, часто бывают случаи, когда ребенок начинает жаловаться на головную боль или боль в животе. Пройдя полное обследование, врачи констатируют, что ребенок полностью здоров, а это оказывается обычным протестом ребенка на давление взрослых.

Поэтому лучше всего ребенка отдавать в школу с семи лет. Дома, если у вас возникает такое желание, а оно обязательно должно возникать, вы можете проводить развивающие игры. Можно также записать ребенка на специальные курсы, где он будет обучаться через игру, на таких курсах обычно работают психологи и специалисты, которые прекрасно смогут справиться. Такие курсы создаются для того, чтобы ребёнку легче было потом прийти в школу. Но самое главное на что надо ориентироваться родителям – это то, насколько ребенок готов к школе.

mbambino.ru

Отдать ребенка в школу с 6 или 7 лет?

Вот и наступил этот волнующий момент – скоро в школу! Родители все чаще задают себе вопрос: нам только 6 лет, не рано ли? А бывает еще и нет 6-ти, а только ближе к сентябрю исполнится…

Конечно, необходимо все взвесить… Как известно, готовность ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать… Готовность ребенка к школе – это прежде всего психологическая составляющая. Ребенок должен быть готов и с познавательной сферы и с волевой, эмоциональной. У ребенка должна быть сформирована иммунная система, которая как раз и формируется к 7 годам. Существует мнение, что ребенок готов к школе тогда, когда меняются верхние передние зубы, т.е. они не только выпали, но и выросли.

Сегодня наши дети растут в обществе, которое накрыло информационной лавиной. Они нам кажутся более интеллектуально развитыми, чем мы были в их возрасте. Скорее это следствие того самого насыщения информацией, а не более развитых маленьких людей. Мы можем наблюдать, как они быстро ориентируются в этом информационном потоке, все схватывают налету, однако здоровье современных детей вызывает тревогу. В целом иммунитет требует укрепления, питание оставляет желать лучшего, не хватает активных здоровых игр на свежем воздухе… К тому же, школьная программа стала очень насыщенной, и порой трудно дается для восприятия детского сознания. А вот о развитии детей до года много полезной информации можно почерпнуть на http://moy-kroha.info.

Казалось бы – разница только год, проблема, высосанная из пальца. А нет – вот этот самый год — с 6 до 7-7,5 лет, и есть большой скачок в развитии ребенка, в формировании всех сфер его психологической, интеллектуальной и здоровье-образующей составляющих. Это тот период, в который как раз и должен ребенок готовиться к смене деятельности, к умению сосредоточиться, удерживать внимание, быть усидчивым, иметь сформированную мелкую моторику, иметь хороший иммунитет, иметь организм готовый пройти стрессовую ситуацию, и никак иначе, так как именно начало обучения в школе – это стресс для ребенка, поэтому в период с 6 до 7 лет, необходимо укреплять здоровье, закалять ребенка, вести активный образ жизни, расширять познавательную сферу, не только учить читать, писать и считать. Готовить ребенка к социальной позиции, к осознанию личности, готовой войти в новый мир знаний и открытий, в новый коллектив и найти там свое место, быть открытым ему…

35detsad.ru

Во сколько надо отдавать ребенка в школу, Как Надо

На вопросы отвечает Наталья Храмцова – психолог, стаж работы в государственном детском саду более 15 лет.

КакНадо: Наталья, есть ли какой-то единый критерий, общие рекомендации для родителей, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Наталья Храмцова: Лучше всего отдавать ребенка в школу тогда, когда он полностью готов к обучению: хочет учиться, способен слышать задания и выполнять инструкции учителя. И, к сожалению, невозможно с абсолютной точностью сказать, к какому возрасту такая готовность будет сформирована. Некоторые дети бывают готовы к школе уже к 6 с небольшим годам, а некоторым удается обрести необходимые качества только к 7 – 7,5 годам.

КН: По моим наблюдениям, чаще всего возникают вопросы у мам и пап детей, родившихся зимой (с декабря по март). Тогда возраст похода ребенка в школу нужно выбрать между 6.5 и 7.5 лет. Детей, родившихся летом, обычно (в 90% случаев) отправляют ровно в 7 (7 и 1 месяц, 7 и 2) без колебаний. Лишь редкие мамы решаются отдать ребенка в 6 лет ровно. Если ребенок родился в Сентябре (октябре, ноябре), то тоже чаще всего отдают в школу в неполные семь лет, мотивируя это тем, что на следующий год ребенку будет почти 8 и это вроде бы как совсем поздно.

НХ: Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» комплексное, многокомпонентное (см. рис. 1). Выделяют три основных линии – это физическая готовность (общий уровень здоровья, моторики и т.д.), психологическая готовность (мотивация к обучению, произвольность, внутренняя позиция школьника и др.) и специальная готовность (умение читать, писать).

Возраст ребенка при определении степени готовности ребенка к учебе – критерий не единственный и далеко не самый главный. Нельзя сказать, что вот ребенку исполнилось 7 лет, и он точно готов идти учиться. Опираться в данном случае только на возрастную характеристику – это все равно, что выбирать автомобиль, ориентируясь только на его размер без учета остальных характеристик.

КН: Нужно ли бояться, что ребенок будет самым старшим в классе (если пойдет почти в 8 лет)? Или, наоборот, что будет самым младшим (если пойдет в шесть с хвостиком)? Что лучше для ребенка?

НХ: Будет ли комфортно ребенку в коллективе, как станут формироваться его отношения с другими детьми, будет зависеть не только от его возраста. Гораздо важнее оценить, легко ли ребенку заводить новых друзей, насколько он открыт, коммуникабелен. Очень важен предыдущий опыт ребенка адаптации в новых условиях (например, как привыкал он к детскому саду, осваивался среди друзей по дополнительным занятиям). Если будущий первоклассник застенчив, боязлив, тревожен, ему будет непросто приобретать друзей и в 6, и в 7 лет. Общительному, активному ребенку несложно освоиться в коллективе в любом возрасте.

КН: Есть мнение, что отдавать надо к хорошей учительнице начальных классов, а во сколько – в шесть лет или в семь идти – не важно. Часто детей отдают конкретному педагогу не потому, что ребенок готов к школе, а потому что этот педагог в этом году набирает класс. Хорош ли такой подход?

НХ: В том, что родители подбирают для своего ребенка определенного учителя, школу, нет ничего плохого. Действительно, в первом классе личность учителя играет очень важную роль для ребенка. Грамотно построенный процесс поддержки ребенка в период адаптации к школе, укрепление познавательной активности, развитие мотивации к обучению – всему этому хороший учитель уделит внимание.

Однако стоит помнить и о том, что даже самый замечательный педагог не в силах уделять внимание только вашему ребенку в процессе урока, ведь наполняемость классов достаточно высокая. Если ребенку с дефицитом внимания требуются дополнительные пояснения и контроль выполнения работы, как это обеспечить учителю на общем уроке? Педагог не всесилен, и есть трудности, с которыми лучше разобраться до поступления в первый класс.

КН: Дети, которым учеба дается с трудом, скорее всего пойдут в школу в 7 или в 7.5 лет. А если ребенок хорошо читает, считает, сообразителен и способен, да к тому же усидчив – нужно ли его отдавать в школу в 6 или 6.5 лет? Стоит ли таких деток держать в садике лишний год?

НХ: Как мы с вами уже выяснили, понятие готовности к школе включает в себя достаточно много разных критериев. Если к 6 – 6,5 годам большинство этих показателей достигнуты или близки к достижению, то ребенка можно отдавать в школу. Но ведущим показателем все равно остается желание самого ребенка, его отношение к учебе. Если родители видят, что дошкольник здоров, готов и стремится учиться, то ходить еще год в детский сад не имеет смысла.

Родителям детей, которые и к 6,5 7 годам имеют трудности с обучением, у которых отсутствует желание идти в школу, нужно обязательно получить консультацию детского психолога, нейропсихолога. Важно определить, какие именно компоненты готовности не сформированы, организовать работу по их развитию и коррекции в последний год посещения детского сада. Рекомендации специалистов пригодятся и педагогам школы, чтобы строить индивидуальный маршрут обучения вашего ребенка.

КН: Я читала, что ребенку в 6 лет физически и психологически сложно высидеть подряд несколько уроков. Есть ли дети, которые в шесть лет действительно готовы к такой нагрузке?

НХ: Дети 6-7 лет действительно прилагают значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение учебного дня в школе. К этому возрасту большая часть дошкольников уже научаются достаточно хорошо владеть своим поведением, но детям приходится для этого напрягаться гораздо больше, чем взрослым. Подобная способность называется психологами произвольной регуляцией или произвольностью. И это – один из важнейших компонентов готовности к обучению.

Способность к самоконтролю у детей 6 лет еще не безупречна, и педагоги в школе это, конечно же, учитывают при составлении расписания для первоклассников. Правильное чередование уроков (познавательной и физической направленности), организация физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах – все это помогает детям в течение дня справляться с нагрузкой.

Есть дети, которые к 6 годам показывают высокую произвольность, сохраняют хорошую работоспособность достаточно долго. И если в школе образовательный процесс в первом классе выстроен грамотно, то нагрузки переносятся детьми достаточно легко. В этом первокласснику могут помогать и родители, правильно организуя режим дня ребенка после школы.

Другое дело – дети с астеничностью, высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности. Таким дошкольникам гораздо труднее дается самоконтроль, им приходится напрягаться гораздо сильнее, чтобы удерживаться в рамках школьных правил. Чтобы справляться с нагрузками, им требуется помощь родителей и специалистов.

КН: Расскажите, пожалуйста, о возрасте психологической готовности ребенка идти в школу. Одинаковая ли она у всех детей или зависит от конкретного ребенка?

НХ: В детской психологии существует понятие – возрастная норма. Это средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов, некий стандарт. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически готовы и способны обучаться в школе, то есть сформированы все компоненты готовности к учебе.

Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребенка к учебе определяется для каждого дошкольника индивидуально.

КН: Не будет ли способному ребенку скучно учиться с неспособными детьми? Зависит ли это от возраста похода в школу (в шесть лет ему будет менее скучно, чем в семь или наоборот)?

НХ: Вызывают ли уроки интерес у ребенка, развивается ли и поддерживается его любознательность, познавательная активность в школе, во многом зависит от того, как строится процесс обучения в образовательном учреждении. В хорошей школе используют современные учебные программы, направленные на развитие интереса детей к знаниям, стимулируют желание детей узнавать новое.

Но это помогает лишь в том случае, если у дошкольника к моменту поступления в школу были сформированы два важнейших компонента – мотивационная готовность к обучению (я хочу учиться) и внутренняя позиция школьника (см. рис. 2). Это может произойти и в 6, и в 7 лет.

Если у вашего ребенка повышенная познавательная мотивация, он любит узнавать новое, его интересуют различные задачки, его интерес к учебе достаточно устойчив, тогда имеет смысл подыскать для него школу, где все эти способности окажутся востребованными. И не столь важно, сколько лет ему будет.

КН: Постоянно читаю отзывы – чтобы поступить в хорошую школу ходили на подготовительные курсы при школе, учили, зубрили и, наконец, поступили. Но в первом классе ребенок потерял интерес к учебе, потому что в первом классе было только повторение пройденного на курсах. Если способного ребенка отдать в школу в 7.5 лет – не будет ли ему скучно в школе, не потеряет ли он интерес к обучению?

НХ: Не всегда бывает просто определить, чем вызвана потеря интереса к учебе. Иногда отсутствие желания учиться, которое родители ошибочно принимают за скуку, может быть симптомом других проблем. Детям от рождения свойственен интерес к окружающему миру, они по натуре исследователи, экспериментаторы. И если естественное желание понимать, как все устроено, вдруг пропадает, то это повод насторожиться.

Неинтересные уроки, знакомые задания могут быть одной из причин. Побеседуйте с учителями, выясните, действительно ли материал уроков полностью идентичен уже пройденному на курсах? Полностью отсутствует всякая новизна? Как показывает опыт, такое все же бывает редко.

Чаще всего выясняется, что причина в другом. Потеря интереса к обучению может оказаться связанной с ощущением собственной неуспешности, с нежеланием преодолевать трудности, прикладывать усилия. Может дать о себе знать «перекормленность» занятиями, перегруженность интеллектуальных возможностей.

А возможно, отсутствие интереса – такой способ сопротивления родительскому давлению «Давай! Учись! Надо. Сейчас запустишь, и потом будет только хуже». Для того, чтобы определить, что именно скрывается за маской скуки, бывает полезно обратиться за помощью к детскому психологу.

КН: Влияет ли возраст на интерес к учебе? Говорят, что если передержать ребенка лишний год в саду, то потом ребенку будет скучно учиться. Так ли это?

НХ: Говорить о том, что интерес к учебе появится сам собой и точно к определенному возрасту, невозможно. На появление желания учиться, мотивации к обучению, очень значительно влияют родители, воспитатели детского сада, другие близкие значимые взрослые. К 6-7 годам у ребенка есть все условия к появлению учебной мотивации, но нельзя рассчитывать на то, что она непременно появится без должных усилий, сама по себе.

Кроме того, желание учиться требует постоянного поддержания на первых порах. Детей стоит увлекать интересными заданиями, давать пищу для ума. Если в подготовительной группе есть возможность развивать познавательный интерес, то лишний год в детском саду не причинит большого вреда. В противном случае, вероятно, лучше сделать выбор в пользу школы.

КН: Каждый родитель считает своего ребенка уникальным. Нужно ли умерить собственные амбиции и дать ребенку насладиться детством (т.е. отдать ребенка в школу в 7.5 и больше лет) или все-таки отдать ребенка в мир раньше? Если возможно, расскажите о том, как влияют наши ожидания успехов ребенка на его развитие, будущее, карьеру.

НХ: Универсального рецепта, к сожалению, нет. Ребенку, не готовому к школе, целесообразнее бывает посещать детский сад и до 7,5 лет, при условии, что будет проводиться работа по формированию компонентов готовности к обучению.

Когда родители отдают в школу ребенка, не принимая в расчет индивидуальные особенности и возможности, не учитывая его интересы, склонности (например, выбирая языковую школу для ребенка с плохой вербальной памятью), они сильно рискуют. В числе возможных последствий такого выбора – потеря желания учиться, необходимость постоянного контроля за выполнением домашних заданий, низкая успеваемость, отказ ходить в школу.

Делая свой выбор – уходить в школу или ходить в детский сад, подумайте, чем вы руководствуетесь. Важнее ли для вас то, что говорят и думают другие (У других вот дети уже к 6 годам в школу ходят, а мой что, хуже?), опираетесь ли вы на традиции (Так принято) или сначала вы стараетесь честно понять, что действительно нужно именно вашему ребенку.

КН: Прокомментируйте такую ситуацию: ребенок ходит в садик в группу, где все детки старше его. Что лучше – выпуститься вместе с друзьями и идти в школу самым маленьким или отходить еще один год в садик в подготовительную группу с другими детками?

НХ: В подобном случае стоит постараться объективно оценить степень готовности ребенка к школе, затем поговорить с ним самим, выяснить его отношение к ситуации, обсудить все возможные последствия. Если окажется, что ребенок вполне готов к обучению, несмотря на возраст, и хочет оказаться в одном классе с друзьями, тогда решение отдать его в школу будет вполне разумным.

Если ребенок не готов к учебе, то отдавать его в школу просто «за компанию» не следует.

КН: Еще одна ситуация: компания мам во дворе отдает своих детишек в школу в этом году. Наши дети уже подружились и мне хочется, чтобы мой ребенок пошел с ними в один класс. Но мой ребенок младше. Что вы посоветуете в такой ситуации?

НХ: Так же, как и в предыдущем случае, нужно первым делом оценить, насколько ребенок готов к школе. Даже если дети дружны, это не поможет избежать проблем с учебой, которые скорее всего появятся, если ребенок не был достаточно подготовлен к обучению.

КН: Влияет ли усидчивость ребенка на успеваемость в школе? Стоит ли ребенка «с шилом в попе» отдавать в школу раньше или, наоборот, позже? Что делать с детьми усидчивыми? По моему опыту, не бывает родителей, довольных своими детьми. Родители усидчивых пытаются их растормошить. Бегучих и прыгучих пытаются успокоить. Должен быть разным подход к таким детям при поступлении в школу?

НХ: То, что родители называют усидчивостью, на языке психологов именуется «произвольностью». Об этом качестве мы уже говорили сегодня.

Произвольность отражает способность ребенка к контролю своего поведения волевыми усилиями. Важным компонентом готовности к школе является произвольность поведения и психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Для успешного обучения ребенок должен уметь заставить самого себя слушать объяснения учителя, запоминать информацию, продолжительное время выполнять необходимую работу. Чем лучше умеет это ребенок к моменту поступления в школу, тем проще ему на уроках. Некоторые дети обладают высоким уровнем произвольности уже к 6 годам.

Не все дети способны к произвольному самоконтролю. Например, дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, имеют очень низкий уровень произвольности. И даже к 7 годам не всегда удается это скорректировать. Таким детям необходим особым образом организованный учебный процесс, правильное сочетание умственных и физических нагрузок, специфический режим дня.

И тут уже ответственность родителей – выбрать школу, отвечающую таким требованиям, чтобы ребенку было полезно и комфортно. А если ребенок остается после 7 лет в детском саду, то все равно потребуется работа с психологом. Произвольность сама по себе не возникает, требуется целенаправленная работа по ее формированию. Пока ребенок посещает детский сад, это делать все-таки проще.

Детей, которые больше времени проводят за логическими играми и задачками, хорошо бы деликатно вовлекать в физическую активность. В этом случае важно не настаивать чрезмерно, искать игры, которые смогут приносить удовольствие. Хорошо помогает личный пример родителей. Физическая активность всегда полезна, но она должна радовать.

КН: Есть какие-то рекомендации, советы для родителей как принять правильное решение? Я понимаю, что нужно видеть ребенка, идти на консультацию к психологу вместе с сыном или дочкой, но часто такой возможности нет, особенно у семей, живущих в глубинке. Могли бы вы сформулировать общие рекомендации? Например, скорее да, чем нет, скорее в шесть с половиной, чем в семь с половиной или наоборот.

НХ: Чтобы принять решение о том, готов ли ребенок к обучению в школе, постарайтесь как можно более объективно оценить, какие именно компоненты готовности (см. рис.1 и рис.2) уже сформированы у вашего ребенка и в какой степени.

Если большинство компонентов будут отмечены как присутствующие и уровень их развития окажется выше среднего, то можно говорить о том, что ребенок готов к школе. И помните, что возраст в данном случае показатель далеко не главный.

Сейчас есть очень много литературы по теме готовности к школе, можно брать из них задания для проверки, использовать тесты. Важно лишь соблюдать рекомендации авторов, делать это в виде игры, не пугать ребенка; помнить, что полученные результаты – это ориентир, а не диагноз.

КН: Есть ли различия в этом вопросе между мальчиками и девочками?

НХ: В моем опыте эта разница незначительна.

КН: Девочки, с одной стороны, усидчивее и старательнее мальчиков. Поэтому их часто отдают в школу в неполные шесть, в шесть или в шесть с половиной лет. Надо ли старательную девочку отдавать в школу рано?

НХ: Не соглашусь с вами. Мальчики бывают усидчивыми и старательными, и встречаются девочки с низким уровнем произвольности и неустойчивым вниманием.

Если, говоря о старательной девочке, мы подразумеваем ее высокую способность к произвольной регуляции, умение организовывать свою деятельность (сейчас я сделаю это, потом – то, и получится вот что) при минимальной поддержке взрослых, то такая девочка, вероятнее всего, готова к учебе в школе.

При условии, что у нее есть желание пойти в первый класс, есть интерес учиться.

КН: С другой стороны, родители мальчиков потом боятся, что их сыны ;загремят ; в армию и поэтому стараются отдать детей в шесть лет, чтобы ;был один год про запас ;.

НХ: Есть объективные факты реальности, против которых трудно спорить. Родители вынуждены учитывать это, планируя будущее ребенка. И здесь трудно советовать, каждый должен оценить все риски самостоятельно.

С одной стороны – вероятность трудностей при обучении, которые могут возникнуть у ребенка, не подготовленного к школе, с другой – опасение попасть в армию, не успев сдать экзамены в ВУЗ.

КН: Что важнее – дать ребенку наиграться, прожить свое детство в играх и гуляньях или приучать его к работе, дисциплине, обучению с ранних лет? Как найти золотую середину в вопросе «полноценное детство – трудолюбивый ребенок»?

НХ: В психологии есть понятие ведущий тип деятельности. Именно в такой деятельности формируются важные психические качества, которые необходимы ребенку на следующем этапе возрастного развития.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, благодаря ей рождаются предпосылки учебной деятельности. Поэтому важно давать детям возможность играть в игры с правилами, в сюжетно-роевые игры.

В играх дети учатся подчинять себе свое поведение; тренируют память, запоминая считалочки; споря со сверстниками, учатся договариваться, решать конфликты, понимать эмоции других. Логические игры помогают развивать аналитические навыки, обучают операциям сравнения и классификации.

Желание трудиться сначала тоже рождается как часть игры – постирать кукле платье, починить машинку, помыть посуду и т.п. К дисциплине дети приучаются через соблюдение распорядка дня в семье, а затем и в детском саду.

Вот так и рождается произвольность, ради чего-то дети постепенно обретают способность контролировать свои «хочу» в угоду «надо» сначала в игре. А потом и в других делах. Взрослые помогают в этом: поощряют произвольное поведение и укоряют за его отсутствие.

Ответственность в детях не появляется вдруг, ее не выработать за один год, отпущенный на подготовку к школе. Родители формируют ответственность за свое поведение у ребенка постепенно, в течение всей его жизни. Задача непростая, но вполне посильная.

КН: Все твердят, что у современных детей с поступлением в школу детство заканчивается. Нагрузка так велика, что говорить о беззаботном времяпрепровождении уж точно не приходится. Чем опасным может быть для ребенка лишний год, проведенный «на свободе»? Или наоборот, как может негативно сказаться год, полный безделья и беззаботности? Что хуже?

НХ: Нагрузка в современных школах действительно достаточно высока, трудиться приходится много и ученикам, и их родителям. Но то, как будет воспринимать учебу в школе ребенок, во многом зависит от родителей.

Большую роль здесь играет собственный опыт взрослых. Вспомните, чем была школа для вас – тюрьмой или местом, где рассказывают интересные вещи, уроки были наказанием или тренировкой? Если родители видят будущий процесс обучения как трудный, но увлекательный процесс, как интересные задачи, требующие усилий, но интересные и полезные, тогда и ребенок не пугается учебы.

Часто я слышу от детей, что они боятся школы, потому что там будет очень трудно, они опасаются, что не справятся, что родители будут ругаться. Для мам и пап этих детей будущее обучение – сплошная головная боль и проблемы, невыносимая повинность, бесконечная череда заданий, над которыми нужно корпеть дни и ночи. Дети в таких ситуациях не ждут от школы ничего хорошего и теряют интерес к занятиям, даже еще не начав учебу.

Подготовительная группа в детском саду не время для отсутствия любых занятий, не просто «лишний» год. Это – хороший шанс подправить некоторые ошибки, развить полезные для школы качества. Самое главное – разумный подход. Не переусердствовать, не сломать ребенка, а вместе с ним определить нужные линии развития, возможно воспользовавшись некоторой помощью нейропсихолога, логопеда, детского психолога.

Интервью провела Елена Хапова.

Задать вопросы Наталье лично вы можете в разделе «Психологические консультации».

o-detyah.ru