Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Особенности общения с ребенком 4-6 лет. Как общаться с ребенком 6 лет


Сайт проекта социальной рекламы «Все равно?!»

ЭКСПЕРТЫ:

Энтони Вольф,детский психолог, кандидат наук, автор пяти книг на тему общения с детьми

Хэл Эдвард Ранкел,психотерапевт, автор книги ScreamFree Paren­ting («Воспитание без крика»)

2 ГОДА

Говори, тебя слушают и запоминают. Доказано психологами: если оба родителя работают (и поэтому мало бывают дома), именно отец оказывает большее влияние на развитие речевых навыков ребенка, когда тому 2-3 года. Не бойся употреблять новые слова, но и не произноси перед испуганным дитятей длинные монологи о дриблинге нового либеро или тюнинге старого «паджеро». Дети многое понимают по контексту, лучшая тренировка языка — игра или любая другая совместная деятельность, сопровождаемая шутками, руганью и так далее. И еще просьба: не сюсюкай и это, как его, блин, ну, э-э-э, обходись без слов-паразитов — их дети запоминают лучше всего.

3 ГОДА

Твоя естественная реакция на истерику в исполнении ребенка — ответный ор на более мощных децибелах. Но твоя правильная реакция — спокойное и внимательное обсуждение с кричащим причины шума. Начнешь орать — только подольешь масла в огонь. Не советуют психологи и успокаивать орущего конфетой — так ты словно поощряешь его за плохое поведение. Но если ребенок видит, что ты спокоен и хочешь разобраться, в чем причина его переживаний, он быстрее придет в себя. Первый раз это может и не сработать, но лучше способа нет.

4 ГОДА

Пока ты подумываешь, не пора ли надрать этому мелкому зад, он мечтает то же самое сделать с тобой: в 4 года дети начинают соревноваться с родителями — хотят быстрее добежать до двери, побороть тебя на диване и т.д. Все, что требуется от отца, — поддержать борьбу. Сначала поддавайся, давая противнику почувствовать, что он может побеждать и победа — это круто. Потом увеличивай сопротивление, заставляя ребенка прикладывать больше сил. Протестировав свои мускулы, он даже двигаться и говорить будет увереннее — и перестанет служить приманкой для задир в детсаду.

5 ЛЕТ

Если на 17-й странице твоего паспорта записано не одно, а несколько имен, то управиться с их обладателями будет еще сложнее. Например, вместе со званием папы двоих и более детей у тебя появляется еще одна новая роль — судь­и в их спорах. Так вот: не бери ее на себя. До тех пор пока один не нач­нет выкидывать второго в окно, не вмешивайся — пусть учатся сами искать компромисс в спорных ситуациях (в жизни это умение не раз пригодится). «Как только папа вмешивается в конфликт, они перестают искать решение: теперь у них одна задача — перетащить тебя на свою сторону», — предупреждает детский психолог Энтони Вольф, написавший книгу «Мам, Джейсон дышит на меня! Способы разрешить братские споры».

6 ЛЕТ

Поход с детьми в супермаркет — долгое и мучительное занятие, еще и заканчивающееся покупкой кучи ненужных вещей. Давай посмотрим на вопрос трезво: вообще без какого-либо подарка дитяте оттуда уйти не получится. Смирись и договорись с ним, что в магазине вы покупаете только то, что есть в списках, которые вы пишете дома: ты — на всю семью, он — для себя. То есть ты не против купить ему пачку какого-нибудь какао с нарисованным мультяшным героем, но только если он сам вспомнит о нем заранее и сам же внесет в свой список. Так как пишут 6-летние не очень охотно, то длинный список малыш все равно не осилит.

7 ЛЕТ

«Примерно в этом возрасте мой сын захотел бросить бейсбол, — вспоминает психотерапевт Хэл Ранкел. — Я сказал, что не против, но только он должен сам рассказать о своем решении тренеру и другим ребятам в команде. В результате мальчик так и ходил в секцию еще 7 лет». Это сложно: не переложить проблему на папины плечи и не прятаться от тренера по углам, а честно прийти и сказать в глаза, что уходишь, — и объяс­нить почему. Порой проще продолжить занятия спортом (или чем там еще занимается твой отпрыск).

8 ЛЕТ

Кратчайший способ наладить контакт с любым человеком — понять его чувства. Научи этому ребенка, начав с его собственных переживаний. Скажи: «Парень, оно, наверное, непросто быть 8-летним мальчиком? Что самое трудное?» Потом расскажи ему о ваших с ним общих знакомых, у которых тоже нелегкие времена: дядя Фрол потерял работу, а Игнат заболел. Спроси, как он себе представляет эти проблемы. Ребенок не всегда даст ответ, но точно задумается.

9 ЛЕТ

Неожиданно быстро выросший ребенок сообщает, что хочет побыть в гостях у приятеля подольше. Не впадай в панику: спроси, на сколько он хочет задержаться и почему (на что они собираются потратить это время?). Если услышишь ясный и убедительный ответ, дай свое согласие. Если существо что-то мямлит — с легкостью откажи. Пришло уже время ему брать на себя ответственность и объяс­нять свои поступки.

10 ЛЕТ

Ты, может, и не хочешь вырастить вундеркинда-чемпиона-певца-танцора и художника в одном лице, но на каждом уроке и в каждой секции ребенка подгоняют и требуют от него максимум. Многие дети из-за этого испытывают проблемы с фокусировкой, пытаясь успеть везде и в конце концов путаясь, отставая и комплексуя по этому поводу. Не важно, кто кумир твоих детей, хоть Джастин Бибер. Объясни, что он добился успеха, потому что хорошо освоил один навык. Пройти через одну дверь проще, чем через пять сразу. Расставьте вместе приоритеты. И убедись, что ребенок понял их.

From: www.mhealth.ru

vse-ravno.net

Особенности общения с ребенком: 4-6 лет

21 Ноября 2017

1,561

На каждом этапе взросления у ребенка появляются какие-то новые умения и навыки, кризисы, проявление характера. Такие этапы учат родителей уметь договариваться, объяснять, помогать малышу понять себя и окружающий мир. В этой статье вы узнаете, на что обратить внимание в определенном возрасте вашего ребенка, а именно - от 4 до 6 лет.

Психология, как наука, отмечает, что при взрослении дети переживают ряд кризисов. И первый из них наступает уже в конце первого года жизни малыша. До момента, когда ребенок пойдет в школу, он переживает еще один кризис в три года! Ну а следующий кризис детям предстоит преодолевать уже за школьной партой в 7 лет. А что ждет детей в период с 4 до 6 лет? Насколько эта пора проходит гладко и безболезненно для маленьких открывателей окружающего мира и их родителей?

У большинства деток личностное «я» формируется именно в возрасте 3-х лет. Иногда этот период проходит ровно, иногда с яркими проявлениями характера у крох. Но после того, как ребенок четко понимает, что он может самовыражаться, родителям предстоит потратить еще больше сил на то, чтобы не «сломать» детский характер, а направить его в нужное русло.

4 года: «Я сам! Я сама!»

В большинстве случаев период четырех лет у детей характеризуется острой потребностью к самостоятельности. Малыш стремится делать сам уже взрослые действия, которые он еще не умеет выполнять. Собирать свои игрушки или одеваться малыш может без особого энтузиазма, а вот повозить тележку в супермаркете или самостоятельно заплатить за проезд – эти действия он стремится делать без лишней помощи.

Родителям стоит обратить внимание на такое проявление самостоятельности и поощрять малыша в этом деле, но, конечно, в разумных пределах, например, резать самостоятельно ножом в 4 года смогут не все малыши. Если ребенок сильно хочет попробовать, начните с пластикового ножа и размягченного сливочного масла, пусть сначала отрежет его.

5 лет: взрослый и маленький одновременно

Дети в пять лет переживают странные эмоции, с одной стороны они уже выросли «из песочницы», с другой - еще не доросли до самостоятельных прогулок во дворе. В этот период появляются первые настоящие друзья, привязанности к сверстникам и даже детские влюбленности. Дети начинают ходить друг к другу в гости, играть в коллективные игры, таким образом становятся зависимыми от социума.

Родителям не стоит ограничивать своих деток в общении со сверстниками, но при негативном влиянии на ребенка со стороны других детей, лучше честно объяснить малышу, как и почему его «друг» приносит больше вреда, чем пользы. Подберите правильные слова, приведите примеры и дайте возможность ребенку сделать самостоятельный выбор относительно дальнейшего общения с этим «другом».

Важно в этот жизненный период для будущего школьника объяснить, как ведут себя настоящие друзья, а как те люди, которые могут использовать его в своих интересах. Впереди школьные годы и непростое время в общении со сверстниками. Родители должны подготовить ребенка к этому периоду, заранее проговаривая все варианты возможного развития отношений между ним и окружающими сверстниками.

6 лет: уже взрослый, но еще такой ребенок!

Ребенок в шесть лет уже ощущает себя практически взрослым. Многие запреты для малышей, которые действовали раньше, уже сняты и впереди множество «взрослых» дел. Например, ребенок шести лет может самостоятельно сделать покупку в магазине, посетить ранее недоступный аттракцион, пойти в первый класс или на подготовку к школе, посещать разнообразные кружки без родителей. Часто дети становятся более заносчивыми и стараются показать всем вокруг свою значимость. Поверьте, ребенку очень важно это ощущение самостоятельности и «взрослости», дайте своему чаду насладиться собой. При этом сильные перегибы поощрять не стоит, а вот откровенный разговор о том, как это выглядит со стороны пойдет на пользу уже взрослому малышу.

Взрослеем без заноз

Каждый родитель сильно переживает за своего ребенка и не всегда вовремя «отпускает» его во взрослую жизнь. Именно поэтому стоит начинать с самого раннего возраста приучать малыша к самостоятельности. Сначала это могут быть поручения по хозяйству, позже помощь в покупках, а дальше, самостоятельные прогулки во дворе и посещение кружков. Такой подход позволит не только ребенку научиться делать многие вещи самостоятельно, но и родители смогут постепенно привыкнуть к тому, что малыш уже вырос.

teddyclub.info

О чем обязательно нужно говорить с маленьким ребенком?

Общение необходимо любому ребёнку, оно напрямую влияет на его развитие. Но как и о чём можно разговаривать с детьми? Выясним это.

Как разговаривать?

Как же лучше всего разговаривать с ребёнком? Вот основные правила:

  • Крайне важно следить за своей речью. Дети всё впитывают, как губки, так что любое неосторожно брошенное вами слово может отложиться в памяти вашего чада, а потом активно использоваться им. И если это слово было плохим, то вам впоследствии придётся краснеть. Поэтому каждое слово и каждую фразу продумывайте, прежде чем произнести. Избавляйтесь от слов-паразитов, их малыши тоже быстро запоминают. И, конечно, забудьте о жаргоне и матерных словах, они в доме, в котором живёт ребёнок, звучать не должны.
  • Не «сюсюкайтесь» со своим ребёнком. Многие родители трансформируют и меняют некоторые слова, звуки и буквы, пытаясь общаться с чадом на равных. Но это неверно. Вы должны быть примером для своего чада, учить его, помогать ему развивать речь и осваивать новые слова. И если вы будете произносить звуки неправильно, то малыш не научится говорить, и вам придётся вести его к логопеду.
  • Важен визуальный контакт. Когда вы ведёте беседу с малышом, смотрите ему в глаза, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему. Кроме того, визуальный контакт поможет завоевать доверие, а также проследить реакцию юного собеседника на те или иные слова.
  • Не повышайте голос. Если вы начинаете говорить громко, ребёнок может подумать, что вы злитесь, и откажется с вами разговаривать. Ваш тон должен быть ровным и спокойным, но при этом убедительным, чтобы малыш понял, что вы серьёзны.
  • Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны и поняты, то попробуйте визуальный контакт закрепить тактильным. Для этого возьмите малыша за руку или посадите к себе на колени.
  • Если чадо не желает разговаривать из-за плохого настроения или интересной игры, не стоит настаивать. Подождите и поймайте более удобный момент и вновь заведите беседу.
  • Если предстоит серьёзный разговор или обсуждение плохого поступка чада, не пугайте его фразами типа «Ну-ка, иди быстро сюда!» или «Сейчас я буду тебя ругать». В таком случае конструктивной и плодотворной беседы у вас точно не получится. Контролируйте себя и свои эмоции, не нервничайте. Если вы чувствуете, что начинаете выходить из себя, то сначала успокойтесь, затем продолжайте разговор, так как ваша гневная тирада вызовет у ребёнка страх или нежелание вас слушать.
  • Если вы разговариваете с чужим ребёнком, не пытайтесь с любопытством расспрашивать его о чём-то и держите дистанцию. Зачем это нужно? К примеру, вы наверняка своему ребёнку не раз говорили о том, что разговаривать с чужими людьми не следует. И такие наставления даёт практически каждый родитель. И чтобы не беспокоить маму и папу ребёнка, вступившего с вами в беседу, не вдавайтесь в подробности, это может насторожить.

О чём поговорить?

О чём говорить с маленьким ребёнком? Предлагаем безобидные и порой банальные, но довольно интересные темы:

  1. Погода. Да, это может звучать банально, но обсуждение погоды с маленьким ребёнком может быть довольно интересным. Для начала попросите малыша описать погоду и высказать своё мнение, а затем разъясните некоторые моменты. Расскажите, что солнышко выходит сутра, светит и греет. Если идёт дождик, расскажите, откуда он берётся и почему появляется. Если под ногами лужи, расскажите, что скоро они высохнут. Пусть ребёнок принимает активное участие в обсуждении.
  2. Окружающий мир или «Что вижу, то и говорю». На прогулке можно обсуждать самые разнообразные вещи, которые попадают в поле вашего зрения. Так, если вы увидите деревья, расскажите, как они растут. Просите малыша рассказать то, что он знает. Спрашивайте его, что он думает о предметах, которые видит. В итоге у вас может получиться интересное и живое обсуждение.
  3. Спросите чадо, как прошёл его день. Пусть он опишет все события и выскажет своё мнение, поделится своими эмоциями, спросит то, что ему было непонятно. Вы тоже можете высказать своё мнение, разъяснить некоторые моменты, дать малышу совет.
  4. Обсудите какой-нибудь мультфильм, сказку или книгу. Если малыш недавно смотрел или читал что-то, обсудите это. Распределите героев на категории (добрые и злые), оцените их поступки. Попросите малыша высказать своё мнение по поводу того или иного персонажа и его действий. Также можно спросить ребёнка, как он бы поступил на месте главного героя. Расскажите, как поступили бы в этом случае вы.
  5. Если ребёнок совершил какой-то поступок, обсудите его.
  6. Можно поговорить с чадом о профессиях. Спросите малыша, какие профессии он знает, выясните, что именно известно о них. Расскажите о профессиях, которые ребёнку неизвестны и выскажите своё мнение. Обсудите каждую профессию и непременно выясните, кем бы хотел стать ребёнок и почему. Поделитесь с малышом своими детскими мечтами, поведайте о своей реальной профессии и расскажите, почему вы выбрали её.

Тем для разговора с ребёнком на самом деле много. Больше общайтесь со своим чадом, чтобы выяснить, какие из них ему интересны. Просите кроху предлагать темы самостоятельно.

Детские вопросы

Как отвечать на вопросы детей? Вот самые распространённые и порой «неудобные»:

  • Почему мальчики и девочки разные? Объясните чаду, что различие между мальчиками и девочками задумано природой и необходимо для продолжения рода, создания семьи, рождения детей. Расскажите, что мужчины выполняют одни функции, а женщины – совсем другие.
  • Откуда я взялся, как появляются дети? Многие в ответ на такой распространённый вопрос (его задаёт практически каждый ребёнок) начинают придумывать истории про капусту или аиста. Маленький ребёнок может в это поверить, но ведь тайное в итоге всё равно станет явным. Так что малышу постарше можно рассказать о том, что мужчина и женщина встречаются, влюбляются, и у них появляется ребёнок.
  • Что такое любовь? Скажите, что это чувство, которое заставляет людей быть вместе. В качестве примера можно рассказать о любви родителей к детям или о взаимной любви жены и мужа.
  • Если подросток задаёт вопросы о сексе, значит, он интересуется этой темой и всё равно узнает подробности. Поэтому будет лучше, если обо всём чаду расскажете вы. Приобретите книгу с картинками и, используя общепринятые названия, расскажите, что и зачем нужно. Если ребёнку 12-14 лет, расскажите о контрацепции и об угрожающих опасностях.
  • Я красивый (ая)? Скажите, что все люди разные и все по-своему красивы. Отметьте, что вы считаете, что ваш малыш очень красив. И есть и другие люди, которые считают так же. Но некоторые имеют другое мнение, и это нормально.

Табу

Теперь о том, чего в разговоре с ребёнком делать нельзя:

  • Никогда не просите ребёнка, чтобы он больше не задавал глупых вопросов. Вы убьёте всё детское живое любопытство.
  • Не сравнивайте малыша с другими, это может привести к снижению его самооценки.
  • Не ведите беседы в негативном ключе, это может сделать чадо пессимистом.
  • Не перебивайте ребёнка, всегда дослушивайте его до конца.
  • Никогда не говорите: «Ты этого не понимаешь (не поймёшь)». Вместо этого объясняйте доступным языком и так, чтобы малыши понял.

Как можно больше общайтесь с ребёнком, и он будет развиваться!

brjunetka.ru

Как наладить общение с ребёнком 8-9 лет – Russian Parent

Общение поможет ребёнку повысить самооценку и уверенность в себе. Общение – основа ваших взаимоотношений с ребёнком.

Ребёнку любого возраста важно, чтобы родители понимали, что он чувствует в данный момент. Ваша задача – дать детям понять, что он может поговорить с вами обо всём, что происходит в их жизни. Единственный способ достичь этого – внимательно выслушивать всё, что ребёнок говорит вам, не встревая со своими собственными суждениями и не обвиняя его почём зря во всех смертых грехах.

Налаживание продуктивного общения даст вам фору на подростковый период, когда найти общий язык будет ещё сложнее, а вопросы будут гораздо более каверзными и запутанными. Если в возрасте 8-9 лет не начать обсуждать с ребёнком вопросы морали, взаимоотношения полов, опасность наркотиков и т.п., подростковые годы, скорее всего, пройдут под эгидой бесконечного противоборства. К тому же, методы воспитания, действовавшие на ребёнка в более юном возрасте, на восьмилетнего ребёнка действовать перестают, поэтому для лучшего взаимопонимания с ребёнком наладить общение просто необходимо.

Основные принципы плодотворного общения

•    Начало разговора должно подразумевать продолжение. Например, вопрос должен звучать так: "Расскажи, как прошёл ваш поход", а не так: "Тебе понравился поход?"•    Общение должно быть двусторонним. Нужно не просто сообщать или советовать что-то ребёнку, а выслушивать его точку зрения и пытаться понять, что он чувствует.•    Вдумчивое слушание – самый эфективный способ общения с ребёнком этого возраста. Следует понимать, принимать и уважать взгляды и опасения ребёнка. Постарайтесь понять эмоциональную составляющую, которую зачастую не выразить словами; поймите, что ребёнок чувствует, и ответьте на его чувства. Например, скажите: "Наверное, тебя это очень разозлило". Также можно переспросить для уточнения подробностей: "Ты хочешь сказать, что ваш учитель уйдёт из школы в конце полугодия?".    Слушаете ли вы?Говорить – только половина общения. Умение слушать – не менее важный навык.

•    Прекратите ваши дела и уделите всё внимание ребёнку.

•    Смотрите ему в глаза.

•    Не перебивайте ребёнка раньше времени.

•    Слушая ребёнка, показывайте, что вы действительно слушаете его – кивайте, улыбайтесь, говорите "Ммм…" и т.д.

•    Пусть ребёнок поймёт, что вы всегда готовы выслушать и посочувствовать, в чём бы проблема ни заключалась: поссорился с другом, не удалось сколотить футбольную команду, получил плохие оценки на экзамене. Объясните, что ошибка – это не просто неудача, а способ научиться устраивать дела должным образом.

Часто родители, вместо полноценного общения с 8-9-летними детьми, лишь занимаются наставлениями и объясняют, в чём ребёнок неправ. Они используют такие фразы, как: "Я тебе говорила, что этого делать нельзя" или "Надо было меня слушаться". Если родители при каждом удобном случае пытаются посрамить детей или обвинить их в чём-то, у них возникает ощущение, что они никогда не научатся поступать, как надо.

Если ребёнок 8-9 лет видит, что все его попытки поговорить с родителями кончаются одной и той же родительской лекцией, он вскоре решит, что не стоит и пытаться.

Важные советы по налаживанию общения

•    Если у вас действительно нет времени выслушать ребёнка, объясните ему причину. Например: "Я сейчас занят, но через полчаса мы сможем поговорить об этом как следует".

•    У детей в этом возрасте повышается потребность в "личном пространстве", и вам следует отнестись к этому с уважением. Дети хотят больше независимости, и, возможно, не захотят вам рассказывать обо всём.

•    Постепенно ослабляйте контроль, и с вниманием относитесь к рассказам ребёнка о том, что у его сверстников есть права, которых нет у них – они ложатся спать позже, дольше смотрят телевизор, получают больше денег на карманные расходы. Может быть, пора пересмотреть семейные правила.

•    Если нужно, чтобы ребёнок вас послушался, сделайте так, чтобы это не ущемляло его право на собственную точку зрения – объясните, что пока он не вырастет, некоторые решения за него должны принимать родители.

•    В этом возрасте, когда дети начинают понимать больше об окружающем мире, нужно объяснять им, как важно уважать взгляды других людей. Объясните, что нельзя судить ни о чём, не обладая полной информацией. Научите ребёнка без предрассудков относиться к другим людям и их убеждениям.

•    Рассказывайте ребёнку о своих чувствах. Если вы расскажете, как вы устали на работе или как вы рады предстоящим выходным, ребёнок будет охотнее рассказывать о своих переживаниях. Однако ни в коем случае не загружайте ребёнка взрослыми проблемами, будь то личные отношения или финансовые затруднения. Не следует требовать от ребёнка эмоциональной поддержки.

•    Не стоит недооценивать роль невербального общения. Старайтесь замечать, когда ребёнок выглядит грустным и расстроенным. Скажите: "Ты выглядишь расстроенным – не хочешь рассказать, в чём дело?"

•    Побуждайте ребёнка говорить о своих делах в позитивном ключе. Например: "Я стараюсь разобраться в математике", а не "Я ничего не понимаю в математике".

•    Избегайте саркастических и уничижительных высказываний: "Ты дурак", "Как ты посмел такое сделать?". Постоянное унижение ведёт к неуверенности. Говорите лучше так: "Да, я понимаю, что ты имеешь в виду", или "Да, ты права, но…".

•    Постарайтесь выработать у ребёнка отношение к жизни по принципу"я могу". В этом возрасте уверенность ребёнка в собственных способностях может пошатнуться, он яснее воспринимает собственные недостатки и острее реагирует на отсутствие успехов в школьных предметах или в спорте.  

russianparent.com