Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Твой Малыш. Как научить ребенка грамотно писать 6 класс


Статья «Как научить ребенка грамотно писать»

Как научить ребёнка грамотно писать?( выступление на родительском собрании)

Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку. Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороший логопед способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”  .Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для закрепления.Попробуйте начертить схемы правил или заучить их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:• Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.• В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.• Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.• Орфографическая артикуляция, самодиктант , проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме

xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai

Как научить ребенка грамотно писать |

В обществе грамотные люди всегда вызывали уважение к себе. В старину таких людей почитали и ценили, они занимали высокие должности. В современное время, к сожалению, по-настоящему грамотных людей очень мало. Подростки и даже взрослые, переписываясь сообщениями в социальных сетях, допускают множество ошибок. А при заполнении различных документов, составлении резюме, такие ошибки становятся более заметными и иногда являются причиной того, что человеку могут отказать в той должности, на которую он претендует. В этой статье мы немного поговорим о том, как научить ребенка грамотно писать.

Умение грамотно писать не является наследуемым навыком. Это умение формируется и развивается в процессе учебы в школе. Учителя и родители могут посодействовать ребенку значительному улучшению результатов в письме.

Письмо и чтение взаимосвязаны. Чем больше школьник будет читать, тем меньше ошибок будет допускать в письме. Специалисты утверждают, что необходимо учить ребенка читать слова так, как они написаны, а не как звучат. Желательно, чтобы ребенок читал вслух. Так будет задействована зрительная и слуховая память. Сначала необходимо предложить младшему школьнику читать слова, разбивая их на слоги. Специалисты утверждают, что лучше всего для такого прочтения подходят книги писателей — классиков. Также можно использовать словарные блоки, в которых ребенок чаще всего делает ошибки. Такое прочтение должно быть регулярным и систематическим. Важно ежедневно тратить на это занятие хотя бы пять – десять минут.

Большую роль в умении грамотно писать играют диктанты. Они тоже должны быть регулярными. Не стоит перегружать ребенка большими текстами. Даже небольшой диктант из трех — пяти предложений способен улучшить результаты. Для диктантов можно воспользоваться текстами, написанными в учебниках по русскому языку или специальными методичками. Не стоит диктовать тексты из газет. Проверять диктант необходимо вместе с ребенком. Не следует выделять ошибки красной ручкой. Лучше выписать эти слова на отдельный листок и дать ребенку почитать их. Важно акцентировать внимание ребенка не на ошибках, а на том, как правильно пишется слово. Фразы о том, что в слове нужно писать не «о», а «е», только путают ученика. Необходимо четко говорить, какую букву следует использовать в тексте.

Несмотря на то, чтение и диктанты дают огромные преимущества в правильном написании, без знаний грамматики этого будет недостаточно. Следует вместе с ребенком прочитать необходимое правило, а затем убедиться в том, что малыш его понял. Не стоит просить заучивать утверждение. Важнее будет само понимание того, к каким словам применимо то или иное правило.

Родители должны помнить, что обучение не должно утомлять ребенка. Следует заниматься с ним письмом, чтением и изучением грамматики в спокойной атмосфере. Стоит помнить о регулярности занятий и о том, что они должны стать для ребенка интересными. Благодаря этому школьник уже через некоторое время научится писать без ошибок.

А как вы обучаете своего ребенка грамотно писать? Сообщите нам об этом в комментариях, поделитесь своим опытом. Мы за это вам будем очень благодарны!

Удачи вам! Берегите своих детей!

Смотрите другие статьи сайта:

mojakroha.ru

Пишем без ошибок. Как воспитать грамотность?

Некоторые из нас с детства обладают врожденной грамотностью. Для них не составляет труда написать сочинение или диктант, не сделав ни единой ошибки. Как правило, это люди, которые много читают или читали в детстве, и у которых неплохая зрительная память.

Метод Тихомирова

На основе этого построен и очень простой и эффективный способ научить ребенка писать грамотно. Твоя задача – помочь ему в этом, уделив достаточное количество времени. Причем, чем раньше ты начнешь заниматься с ребенком, тем скорее вы увидите результат.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому орфографическому чтению. Что это такое? Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложи ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро.

В этом случае одновременно работают зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. И когда ребенок сталкивается впоследствии с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Причем, педагоги считают, что для обучения грамотности методом орфографического чтения лучше использовать классику.

Чтобы для ребенка это занятие не стало тяжелой повинностью, постарайся, чтобы он воспринял его как новую игру. Ведь дети любят все новое и необычное. Вполне вероятно, и это «чтение грамотности» покажется ребенку забавным. Не стоит заставлять его читать часами. Если малышу меньше десяти лет – достаточно 5-10 минут в день, более старшим детям – примерно 15 минут.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранных в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Главное, чтобы эти занятия были регулярными и происходили в присутствии взрослого. Если ребенок произнес слово так, как мы говорим, а не как пишем – поправь его, попроси прочитать еще раз.

Педагоги утверждают, что такие ежедневные занятия формируют у детей чувство природной грамотности. Со временем, уже через несколько месяцев, а некоторые и раньше, дети начинают безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Не фиксируй ошибки!

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: ошибка не должна фиксироваться в сознании ребенка. Если он спрашивает, как пишется слово, сразу говори правильно. Недопустимы такие фразы: «Здесь пишется не «а», а «о».

Воспитать грамотность помогут и регулярные диктанты. Например, из упражнений учебника. Если ребенок долго думает или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подскажи: здесь «а» или здесь «и». Не акцентируй внимание на неправильном написании, фиксируй только правильное.

Проверочные диктанты можно проводить 1-5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивай ошибки красным карандашом. Это только закрепит в памяти неправильное написание! Лучше выпиши слова, в которых сделаны ошибки, и включи их в словарные блоки, которые будет читать ребенок, а потом снова проверь, как он напишет их в диктанте.

Старый бабушкин метод

Еще один давно известный способ, который не одному человеку помог стать грамотным – регулярное переписывание текста. Я знаю не один случай, когда, переписывая, например, отрывки романа Льва Толстого, школьникам удавалось за пару месяцев каникул превратиться из двоечников почти в отличников. При достаточном упорстве и, конечно, желании действует безотказно!

Конечно, все описанные способы повышения грамотности требуют затрат времени, что в наше время, когда дети и так очень много заняты в школе и после нее, не так просто. Но, согласись, это того стоит. Ведь безграмотным быть так неприятно!

Поможет логопед!

Грамотность ребенка очень часто зависит от того, правильно ли он выговаривает все звуки. Перед школой, а лучше еще раньше, обязательно посетите логопеда. Ведь профессионал иногда может услышать то, чего не слышит даже мама. Если удастся вовремя исправить произношение, возможно, твоему ребенку придется избежать многих проблем с правильным написанием.

tvoymalysh.com.ua