Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Все о детях, все для родителей. Что интересует ребенка в 6 лет


6 лет: готовность к школе

Физиология

К шести годам у мальчиков начинается активный рост. У девочек этот процесс начинается существенно позже – в девять-одиннадцать лет, поэтому в шестилетнем возрасте они меняются не так быстро.

Мальчишки же ощутимо взрослеют: те, кто до этого ел плохо, в шестилетнем возрасте начинают проявлять заметный аппетит в течение всего дня и даже могут попросить еще раз покормить их перед сном. А тех, кто и до этого не страдал отсутствием аппетита, придется даже немного сдерживать.

Для шестилетнего ребенка крайне важна физическая активность. Организм полон энергии, и ей нужен выход. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице – в активных играх, в движении.

Как общается

В старшем дошкольном возрасте складываются новые формы общения ребенка – как со взрослыми, так и со сверстниками. В 4-5 лет содержанием разговоров ребенка со взрослыми был окружающий предметный мир. Преобладали темы о природе, животных, устройстве вещей. Шестилетнего ребенка прежде всего интересует мир людей и все, что с ним связано.

Теперь взрослые не только транслируют знания о мире, отвечая на многочисленные «почему», но и сами становятся объектами для исследования. Дети расспрашивают взрослых о том, где они работают, с кем живут, что любят. Ребенок, в свою очередь, с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях и планах, делится впечатлениями, оценивает действия окружающих.

При этом детям недостаточно просто физической близости и доброжелательного внимания старших. К шести годам у них возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослых.

Изменяется и характер общения детей между собой. В этом возрасте появляется «чистое» общение, не включенное в какую-либо деятельность. Дети могут просто разговаривать, даже если они в этот момент не играют друг с другом и не занимаются каким-либо совместным делом.

Конечно, в разговорах со сверстниками сохраняются «деловые» обращения друг к другу – во что играть, кто какую роль возьмет, но наряду с ними появляются и вопросы личного характера. Ребенок интересуется, что любят сверстники, где они были, что видели.

В общении детей возникают зачатки дружбы – стремление помочь друг другу, проявить заботу, сделать подарок или уступить в споре. Другой ребенок перестает быть просто партнером по игре. Теперь сверстник – это целостная личность, со своими интересами, чувствами и предпочтениями. Старший дошкольник учится понимать внутренний мир другого человека. Это важнейший коммуникативный навык, который ребенок только начинает осваивать.

Психологические особенности

Приблизительно в шесть с половиной лет поведение ребенка меняется. Он часто капризничает и гримасничает, не реагирует на просьбы родителей, бойкотирует привычный режим, игнорирует требования взрослых.

Он спорит по поводу и без, демонстрирует непослушание, делает все назло.

Ребенок изображает нарочито взрослое поведение, протестуя против «детского» образа жизни, который ему навязывают родители. Это может проявляться в использовании ругательств, нежелании надевать одежду, выбранную родителями, или ложиться спать в установленное время. «Я уже не маленький!» – заявляет еще вчера покладистый малыш.

Со стороны поведение ребенка выглядит странным и наигранным. И если кривлянье трехлетки могло вызвать смех взрослых, то на данном этапе оно существенно портит детско-родительские отношения.

Но на самом деле, эти негативные моменты – лишь внешнее проявление важных – позитивных – изменений в психике ребенка. Суть этих изменений – утрата детской непосредственности. Если раньше родители могли без труда по поведению своего чада определить, что он чувствует, то теперь ребенок может переживать одно, а демонстрировать совершенно другое. Он как бы изображает то, чего нет. Что же в этом позитивного?

Положительный смысл кризиса семи лет состоит в том, что ребенок приобретает способность управлять своим поведением – не в игре, не с помощью взрослого, а именно самостоятельно, по своей воле. Таким образом, поведение ребенка становится произвольным, свободным от сиюминутных побуждений.

Со временем искусственное непослушание и манерничанье сойдут на нет.

В такой гипертрофированной и нелепой форме ребенок просто отрабатывает навык сознательного управления своими поступками.

В дальнейшем этот навык трансформируется в умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.

Готовность к обучению в школе

Многих родителей волнует вопрос – стоит ли отдавать в школу шестилетнего ребенка? Утвердительный ответ аргументируется обычно тем, что он уже умеет читать, хорошо считает и вообще «скучает в садике».

Однако, не все так просто. Психологическая готовность к обучению в школе – это сложный показатель, включающий в себя несколько компонентов:

♦ интеллектуальная готовность;

♦ личностная готовность;

♦ социально-психологическая готовность.

То, насколько сформированы все этих компоненты в совокупности, определяет успешность учебной деятельности ребёнка в будущем. И знания букв и цифр здесь явно недостаточно.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает достаточно широкий кругозор, стройную систему представлений об окружающем мире, соответствующий школьным нагрузкам уровень развития познавательных процессов и речи. Восприятие должно быть в достаточной степени осмысленным, предметным, избирательным, память – произвольной, внимание – устойчивым.

Готовый школе ребенок владеет такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, классификация. Он умеет обнаруживать причинно-следственные связи и делать выводы.

Личностная готовность к школе – наличие у ребенка выраженного интереса непосредственно к учению. Он действительно стремится в школу за новыми званиями и умениями, а не только потому, что у него будет портфель, «как у большого». В этот же компонент входят сформированная потребность достижения успеха, адекватная самооценка, а также определенный уровень произвольности поведения. Будущему школьнику необходимо уметь подстраивать свое поведение под школьные требования.

Говоря о социально-психологической готовности к обучению, имеют в виду определенные коммуникативные навыки, которыми должен владеть первоклассник. Речь идет об умениях устанавливать контакт со сверстниками, согласовывать с ними свои действия, а в случае необходимости уступать или защищаться. Учитель должен восприниматься   ребенком как авторитет, его указания – выполняться, а замечания – мотивировать на исправление ошибок.

Для того чтобы оценить, насколько у ребенка сформированы перечисленные выше качества, ему необходимо пройти психологическое обследование на определение так называемой школьной зрелости. Такое обследование включает в себя целый комплекс методик – тесты, беседа, наблюдение. По итогам диагностики психолог дает заключение и необходимые рекомендации.

Родителям не следует пренебрегать результатами психологического тестирования. Не готовые к обучению дети в школе сталкиваются с большими трудностями адаптации, испытывают колоссальное физическое и психологическое напряжение.

Переутомление, раздражительность, тревожность – вот лишь небольшой перечень возможных последствий преждевременных школьных нагрузок. Возникает угроза не только психологическому комфорту ребенка, но и его здоровью. В таких случаях вряд ли стоит требовать от ребенка отличной учебы.

Каждый ребенок уникален, и вопрос о начале школьного обучения нужно решать в индивидуальном порядке. Безусловно, есть дети, которые уже в шесть с половиной лет психологически созрели для нового периода в своей жизни.

Качественный переход на следующий этап развития определяется тем, насколько полноценно прожит предыдущий.

Ведь шестилетку можно занять не менее важными, чем обучение в школе, видам деятельности – физкультура, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, изготовление поделок, конструирование, дидактические и развивающие игры.

Еще один год детства – с щадящими нагрузками – позволит ребенку в дальнейшем более успешно справляться со школьной программой.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

deti.mail.ru

Каким должен быть ребенок в 6 лет

Что должен уметь ребенок к 6 годам

Для ребенка 6 лет – особый возраст, когда детство становится уже не таким беззаботным, как раньше, ведь в его жизни грядет ряд перемен, самая главная из которых – знакомство со школой. Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет, каково его физическое развитие и на что следует обратить особое внимание родителям – обо всем по порядку.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Основной особенностью шестилеток является их физическая активность: бег, прыжки, подвижные игры – все это очень им свойственно и нормально. Движения ребенка в 6 лет уже отличаются четкостью и меткостью, он может сосредоточиться и выполнить, например, точный бросок мяча в сетку.

В 6 лет у ребенка начинают развиваться мышцы на руках и ногах. Нужно дозировать занятия физкультурой, чтобы ребенок не перегружался.

Важным показателем того, что ребенок повзрослел и физически развит для школы является выпадение молочных зубов и прорезывание им на смену коренных.

Продолжайте следить за здоровьем своего ребенка. Правильное питание, режим, полноценный отдых, занятия спортом – залог здоровья. Обратите особое внимание на зрение и осанку ребенка 6-ти лет – помещение, где он занимается должно быть светлым и проветренным, а мебель подобрана в соответствии с его ростом – ноги должны доставать до пола, а спина не должна выгибаться дугой. Также обязательно перед школой пройдите медосмотр, чтобы опытные врачи сказали, готов ли ребенок к школьным нагрузкам.

Ребенок становится более выносливым. Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести), или поехать на дачу и от станции до дачного поселка пройти два-три (а то и больше) километра.

Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.

Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность.

Интеллектуальное развитие и речь ребенка в 6 лет

Ребенка в 6 лет можно назвать наблюдателем: он может заметить даже самую незначительную деталь, которую взрослый запросто проигнорирует. Но в то же время, далеко не все из увиденного ребенок может понять в силу возраста.

Продолжает шестилетка и подражание взрослым, поэтому следите за собой и своими словами – он все схватывает на лету. Не давайте ребенку 6-ти лет противоречивой информации, не заставляйте делать сразу два дела одновременно, не чередуйте задания слишком быстро – он еще не в состоянии быстро переключаться с одного на другое, а если запрещаете ему что-то, то другой взрослый не должен ему это разрешать.

Так как ребенок в 6 лет хорошо запоминает разную информацию, желательно изучать иностранные языки, а также разнообразные стихи и песни – это послужит дополнительной тренировкой памяти, но не переусердствуйте: обучение лучше проводить в игровой форме, а занятия не должны быть длинными. Но в тоже время обратите внимание на то, что в 6 лет ребенок должен уметь держать внимание на протяжении 20 минут.

В 6 лет ребенок должен уметь называть числа в прямом и обратном порядке, решать несложные задачи на сложение и вычитание, использовать знаки «больше/меньше» при сравнении чисел, ориентироваться на листе бумаги, определять не только время года и суток, но и по часам. Также ребенок в 6 лет должен обладать элементарными знаниями об окружающей среде: живой и неживой природе, должен уметь обобщать и классифицировать, выделять из потока информации главное.

Часто родители с удивлением и гордостью отмечают, какой их шестилетка становится смышленый: он начинает здраво рассуждать, анализировать окружающий мир и выражать свое к нему отношение. Но в то же время ребенок и в 6 лет продолжает задавать массу вопросов «почему?». На вопросы, как и прежде, следует терпеливо и доходчиво отвечать – пусть интерес к окружающему миру у ребенка не иссякнет.

Важным моментом при подготовке ребенка 6-ти лет к школе является развитие его речи. В этом возрасте ребенок должен уметь называть обобщающими словами предметы, правильно ставить существительное в форму единственного и множественного числа, использовать синонимы и антонимы, предлоги, поддерживать разговор, составлять рассказ из картинок, знать наизусть несколько стихотворений. Ребенок должен правильно произносить все звуки, использовать интонацию в речи, составлять предложения из 5-6 слов, согласовывая их по родам и падежам. Если на этапе подготовки к школе вы заметили, что у ребенка есть проблемы с речью – обратитесь за помощью к логопеду.

Социальное развитие ребенка в 6 лет

В 6 лет ребенок совершает шаг вверх по социальной лестнице развития – становится школьником. Это очень важный процесс, ребенок остро чувствует разницу между собой теперешним и пятилетним: дети в детском саду кажутся ему малышами, а сам он ощущает себя взрослым. Но в то же время это еще и сложный психологический переход: ребенку предстоит адаптация в новом коллективе, знакомство с новыми правилами жизни. Ему предстоит научиться жить по расписанию, готовить уроки, быть более организованным и ответственным.

Ребенок в 6 лет, обычно, очень общителен и непосредственен. Поэтому обязательно расскажите ему об опасностях, которые могут поджидать его в новой «взрослой» жизни, например, как вести себя с незнакомым человеком, как соблюдать правила дорожного движения, как обезопасить себя в быту.

Рост словарного запаса

Большая подвижка произошла в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до 5 тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.

При обучении и школе ребенку необходимо владеть правильной, хорошо развитой речью. Это включает в себя, прежде всего, правильное произношение звуков.

Умение слушать и разговаривать

Умение слушать и разговари-вать - абсолютно необходимое для школьника качество.Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге н магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.

Хорошо иметь полезные привычки

Хорошо, если еще до школы у ребенка удастся выработать привычку опрятности, умение следить за собой. Для этого, приходя из детского садика, с прогу

eto-zhizn.ru

Ребенок 6 лет интересуется

В шестилетнем возрасте дети - еще дети, но уже не безответственные и не такие суетливые, какими они были раньше. В этом возрасте нужно уделить особенное внимание их воспитанию, ведь впереди - школа. Но для начала нужно разобраться, что должен уже уметь ребенок в этом возрасте и каким он вообще должен быть, чтобы в случае чего подкорректировать его знания или особенности .

Дети шести лет уже более внимательные, а их очень стремительно развивается. Шестилетние дети уже могут пересказать рассказ или сказку. Они выполняют ответственные поручения с удовольствием. В шесть лет дети правильно используют грамматические конструкции и отчетливо выговаривают слова. Они еще немного путают реальное и сказочное, наделяя животных человеческими характеристиками, к примеру, у бабочки могут быть ресницы и брови на рисунке, а червячок думает. В шесть лет дети демонстрируют свои таланты с удовольствием, учатся показывать и контролировать их. Они делятся едой и игрушками со своими одногодками, но конфликты на площадке - довольно частые случаи.

Большое продвижение также наблюдается в пополнении запаса слов. Словарный запас вашего ребенка доходит до пяти тысяч, а у некоторых ребят и больше. В основном, большинство этих слов, так или иначе, связано с какими-то бытовыми понятиями. Однако одно дело знать значение какого-то количества слов, а совсем другое - количество тех слов, которые ребенок активно использует в своей разговорной речи. Старайтесь сократить разницу между этими разными категориями. Большое количество слов, которыми оперирует ребенок, дают ему возможность яснее мыслить и точнее выражать свои мысли. Запомните, что, обучаясь в школе, ребенку нужно владеть правильной, хорошо развитой речью. Прежде всего, это включает в себя правильное и четкое произношение звуков.

Говоря о питании, то у детей 6 лет аппетит очень хороший. Они охотно обедают, и даже могут попросить добавки, в то же время, съедают не все до конца. Многие попросят покормить их перед сном.

Не все дети 6 лет спят днем, однако многие пораньше ложатся спать. Детям в этом возрасте нужно спать 10 часов. Они любят поговорить о том, как прошел день, или послушать какую-нибудь сказку перед сном.

Мальчики и девочки

Половые различия у детей трех-четырех лет в общем строении тела еще почти незаметны, однако в шесть-семь лет они уже хорошо видны. Отличия эти наблюдаются и в характерном развитии костной системы и мускулатуры, и в характере всех их движений (для мальчиков характерны стремительность, резкость, для девочек наоборот - плавность и мягкость), и в распределении жировой подкожной клетчатки. Мальчики больше "охотники и кочевники", а девочки наоборот - "хранительницы очага", для которых свойственен "стационарный" стиль жизни; вы сделаете правильно, если будете впредь подчеркивать и развивать эти разные качества. Развивать и использовать. Мальчик всегда принесет или отнесет, что вы попросите, охотнее, нежели дочь. А девочка поможет вам на кухне с большим удовольствием.

Игрушки для шестилеток

Чаще всего, в 6 лет для ребенка покупки ограничиваются игрушками, которыми они будут играть на протяжении нескольких следующих лет. Пазлы состоят из ста частей, а не из 24, а спортивное снаряжение взрослого размера. Детям 6 лет нужны не просто , а занятия немного большей сложности в художественном смысле. К примеру, раскрасить фигурку животного или кружку. Конструкторы должны состоять из большого количества мелких деталей, и обязательно нужно проследить за присутствием инструкции, как собрать танк или самолет. Можно подарить простые электронные гонки, в которые ребенок будет играть и самостоятельно и вместе со своими друзьями. В шесть лет ребенку можно купить самокат или роликовые коньки. Образовательные игрушки будут очень кстати. Они смогут подготовить ребенка к навыкам письма и чтения, в том числе и игрушки электронного типа.

Воспитание ребенка 6 лет

Большинство детей шести лет - большие неряхи, в особенности мальчики. Им следует постоянно напоминать, что им нужно чистить зубы, умываться, складывать свою обувь, одежду и, убирать за собой игрушки. Однако, нужно также быть очень осторожным, выбирая выражения, ведь в таком возрасте дети особо остро воспринимают критику и обвинения в свой адрес, не любят проигрывать. Не нужно требовать от детей в этом возрасте каких-то достижений, в ином случае это может сильно ударить по их самооценке и самолюбию, они ведь и так хотят всегда быть правыми и первыми. Во избежание проигрыша, они могут обмануть, соврать и изменить существующие правила в игре. Дети в шесть лет очень сильно конкурируют. Основная задача родителей научить их терпеть поражение с достоинством. Ложь следует тут же останавливать и наказывать за нее.

Говоря о наказании, многие дети шести лет начинают противоречить своим родителям и вступать с ними в оппозицию. Довольно частым поведением шестилетних детей явля

orange-lab.ru

Как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет?

Вас интересует вопрос: «Как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет?», — давайте рассмотрим его вместе. Этот период обычно наиболее интересен и запоминающийся.

В этом возрасте можно услышать массу интересных рассуждений от маленького «почемучки».

А как насчет оригинальных вопросов? А проявления характера и ответы такого рода: «не хочу» и «не буду»?

В 4-6 лет ребенок начинает проявлять свою индивидуальность. Прислушивайтесь к нему, считайтесь с его мнением,  и вы станете наилучшим другом.

Как развивается ребенок в физическом плане?

Средние показатели роста для четырехлетних детей составляют  100-104 см, притом, что в 3 года ребенок обычно достигает 92-94 см. Рост ребенка в 5 лет должен быть около 110 см, а в 6 – 115 см.

Средняя масса тела детей в четырехлетнем возрасте составляет 15,5-16,5 кг, в пятилетнем — 16,5-18 кг и в шестилетнем — 19-20 кг.

Но помните, что ваш малыш индивидуален во всем: как в разговоре, так и в характере, манерах, поведении, улыбке и физических данных.

Главный принцип жизни дошкольника – непрерывное движение.

У 4-5 летнего ребенка масса энергии: он постоянно бегает, прыгает, влезает на возвышенности, задавая при этом огромное количество вопросов.

С другой стороны, малыш может подолгу рассматривать книжки, раскрашивать картинки, внимательно слушать сказку или лепить из пластилина.

В возрасте 4-5 лет кроха способен научиться самостоятельно ездить на трехколесном велосипеде, умело пользоваться зубной щеткой, карандашами, расческой и другими предметами.

Сон ребенка

Сон – это важная составляющая распорядка дня карапуза. Во время сна он отдыхает и набирается сил для дальнейших достижений.

Зачастую, ребенок в этом возрасте плохо засыпает, если рядом нет родителей (хотя бы одного). Все дело в том, что малыш уже понимает, что сон – это разлука, хотя и недолгая. Поговорите с ребенком на эту тему. Договоритесь, например, что не будете закрывать дверь в его комнату, и он привыкнет засыпать самостоятельно.

С трех лет ребенка нужно укладывать спать около девяти часов вечера. Малыш в этом возрасте обычно спит спокойно. Длительность сна в среднем должна составлять 11-12 часов.

Иногда подвижные дети во сне могут двигаться, смеяться – это связано с длительностью и характером периода бодрствования. Также беспокойный сон ребенка может быть вызван определенным дискомфортом, например, тем, что ему жарко, тесно, неудобно.

Многие детки во сне «скрипят» зубами. Некоторые родители считают, что это признак наличия у малыша глистов. Это не всегда так. Такое явление может передаваться по наследству от одного из родителей. «Скрип» может наблюдаться до 17-20 лет, а потом резко исчезнуть. Также причиной появления этого звука могут стать особенности развития зубов и челюсти ребенка, или же аскаридоз.

Утром дети в возрасте 4-6 лет, как правило, просыпаются легко. Но если вам нужно разбудить ребенка пораньше, делайте это постепенно, не раздражая его.

Начиная с четырех лет, обеденный сон уже не обязателен, но если ребенок очень подвижен или устает после прогулок, предлагайте ему, хотя бы, просто полежать в кроватке, листая книжку.

Достижения ребенка в возрасте 4-5 лет:

1. Малыш уже может сам застегивать пуговицы.2. Активно принимает участие в разговоре, умеет рассказывать сказки.3. Кроха понимает назначение предметов, их размер, цвет, форму, свойства и из чего они сделаны.4. Ребенок ориентируется в пространстве и частично во времени.5. Знает числа в пределах 5.6. Хорошо лазит по гимнастической стенке и лесенке.7. Малыш любит лепить из пластилина или глины, соленого теста.8. Рисует окружающие предметы: деревья, цветы, солнце, дом.9. Попадает мячом в цель.10. Довольно таки ровно режет ножницами.11. Умеет складывать и клеить аппликацию из 5-6 частей.12. Хорошо запоминает слова.13. Постоянно увеличивает свой словарный запас.14. Легко учит небольшие стихи и песенки.15. Умеет складывать несложные конструкции из детского игрушечного материала.

Достижения ребенка в возрасте 5-6 лет:

1. Малыш хорошо ориентируется в пространстве, понимает высказывания «налево – направо», «вверху — внизу».2. Знает названия домашних и диких животных, рыб.3. Знает названия многих профессий.4. Различает, из чего сделаны предметы и может назвать материал.5. Знает цифры, умеет считать до 10.6. Умеет выполнять различные физические упражнения по памяти.7. Четко выражает свои желания и мысли.8. Умеет самостоятельно складывать конструктор, мозаику, пазлы.9. Любит играть в игры.10. Знает буквы.

Дети в таком возрасте любят контактировать с другими детьми. У них уже сформирована потребность быть в коллективе.

Мы с вами рассмотрели вопрос о том, как развивается ребенок в возрасте 4-6 лет, и теперь главная задача родителей всячески ему помогать и поддерживать его.

Не пропустите интересные статьи:

karapysik.ru