Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Робкий и стеснительный ребенок. Стеснительный ребенок 5 лет как ему помочь ответы психолога


Застенчивый ребенок и как ему помочь

Подробности Создано: 18.03.2013 19:10 Опубликовано: 18.03.2013 19:10 Просмотров: 1832

Носкова Светлана Александровна, 

педагог-психолог

 

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные?

Отвечая на этот вопрос,  необходимо помнить, что природа создала каждого человека уникальным.  Любой ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других - как недостаток.

Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Задача родителей - помочь детям раскрыть их таланты.

Застенчивость может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит). Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека.

Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой. Стеснительные, сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери.

На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

- ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто являются причиной его проблем во взрослой жизни.

Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

При воспитании ребенка необходимо придерживаться

следующих правил:

  1. Постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах («у тебя получится, ты ведь такой умный, я в тебя верю»).
  2. Повышать  уровень самооценки: меньше ругать за неудачи, не критиковать при чужих людях, не сравнивать с другими детьми.
  3. Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремиться оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных  Вами.
    1. Предоставить ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
    2. Не стараться все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, одеть носки и т.д.
    3. Расширять круг знакомств, чаще брать ребенка в гости, посещать новые места, приглашать гостей к себе домой.
    4. Помочь найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
    5. Помочь найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощрять его игры со сверстниками.
    6. Заранее обыграть ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями,  к которым он пока не готов.

 

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Разыгрывание ситуаций

Для разыгрывания и обсуждения можно предложить наиболее сложные для ребенка ситуации:

  1. Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми...
  2. Ты пошел в магазин...
  3. Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать...
  4. Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки...

Игра "Торт" (с 4-х лет)

Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник — мука. Другой — сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек», описывая его. Торт очень красив!

Игра "Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Можно играть и в другие игры, главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Уважаемые родители, помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

ocpmcc.edu35.ru

Мой ребёнок стеснительный - Частный психолог Галина Педич

                  Мой ребёнок стеснительный.

Почему одному ребенку легко общаться со сверстниками, смело отстаивая свою точку зрения, а другому это кажется непосильной ношей? Этот вопрос чаще всего задают родители застенчивых детей, многие из которых считают эту черту недостатком. Возможно, прочитав эту статью, некоторые из них изменят свою точку зрения и станут иначе относиться к индивидуальной особенности ребенка.

Родителям, прежде всего, необходимо понять, что каждый ребенок индивид, который от рождения имеет в своем характере, как достоинства, так и недостатки, взаимно компенсирующие друг друга. Застенчивость – это черта характера, а никак не недостаток. Стеснительные дети, как правило, воспитаны и скромны. Они прекрасные слушатели в беседе и хорошие партнеры в игре. Ведь они умеют уважать чужую точку зрения и желания других. Бывает, что они зажимаются и робеют, но во многих ситуациях они уверенны, хотя немного осторожны. Им более комфортно играть с малочисленной группой детей и общаться с одним взрослым. Если робкого ребенка заинтересовать и увлечь, то от его зажатости и стеснения ни останется и следа. Чаще всего его смущает пристальное внимание окружающих.

                  Все-таки, какова же природа стеснительности?

Многие специалисты утверждают, что застенчивость определяется как темпераментом, так и низкой самооценкой ребенка, которой отведена доминирующая роль. Но если темперамент врожденное качество, то самооценку ребенка формирует общество и в первую очередь семья.

По мнению психологов, наиболее весомыми факторами, ставшими причиной в формировании неуверенности в себе являются:

- разлука с матерью, которую ребенок болезненно пережил в раннем возрасте;

- излишняя требовательность и строгость родителей. Проявление ласки и любви с их стороны только как средства поощрения за оправданные надежды;

- завышенные ожидания и требования родителей, которые не сопоставимы с возможностями и способностями ребенка.

                                                 Как быть?

Родителям важно понять, что во многом дальнейшая судьба стеснительного от природы ребенка зависит от них: вырастет ли их робкий ребенок осторожной, но уверенно шагающей по жизни личностью, или станет нелюдимым, стесняющимся неудачником.

Если вы родители стеснительного ребенка, то психологи рекомендуют придерживаться следующих правил в его воспитании:

Никогда не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на его неудачах - чувства застенчивости ни в коем случае нельзя усугублять. Наоборот, подмечайте даже малейшие его достижения, хвалите ребенка, не забывайте говорить ему, что вы гордитесь им. Создавайте комфортные условия, где ребенок в полной мере сможет проявить себя, повысив самооценку. Ведь именно работа по повышению самооценки является важнейшей составляющей в коррекции стеснительности у детей.

Проявляйте терпение. Неуверенному ребенку требуется чуть больше времени, чтобы освоиться и принять незнакомую ситуацию будь, то новая воспитательница, группа сверстников или спортивная площадка для прогулок. Только убедившись в полной безопасности окружения, он сможет чувствовать себя комфортно. При ответе на вопрос на занятии или уроке ребенку также необходим запас времени, чтобы обдумать ответ.

Не совершайте насилие над личностью ребенка, вынуждая быть смелым. Лучше своей любовью и поддержкой позвольте ему чувствовать себя в безопасности. И смелость обязательно придет со временем, возможно, чуть позже, чем у гиперактивных детей.

Не повышайте голос в присутствии ребенка, тем более на ребенка. Крик – удел слабых, а как можно рядом с таким взрослым чувствовать себя в безопасности?

Чтобы стеснительный ребенок быстрее доверился вам, станьте с ним на один уровень, то есть присядьте и посмотрите малышу в глаза. Общение сверху вниз – доминирующее, стеснительные дети это чувствуют.

Предъявляйте к ребенку адекватные требования. Он должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть.

Старайтесь создать такие ситуации, где ребенку будет проще проявить себя, заслужив уважение сверстников. Например, совместные походы с друзьями или домашние праздники. В комфортной домашней атмосфере стеснительному ребенку будет проще изменить мнение приятелей о нем в лучшую сторону.

Если учитель или воспитатель позволяет негативно оценивать деятельность ребенка в присутствии класса или группы, то родителям необходимо поговорить с ним. Во время беседы с педагогом необходимо обсудить особенности ребенка и рекомендовать педагогу индивидуальный подход к робкому малышу. Родителям не нужно бояться того, что, лишая ребенка негативного опыта, они вырастят неприспособленного к суровой реальности человека. Бесспорно, гиперопека вредит, и родителям не стоит «стелить соломку» на каждом шагу малыша. Но и бросать его одного наедине с трудностями, к которым он совсем не готов, не нужно.

Ведь опыт неудач лишает веры в себя и приземляет, а опыт успехов и побед – окрыляет. Так кто же, как не родители помогут своему стеснительному ребенку обрести сильные крылья.

Я, частный психолог( Москва) занимаюсь проблемами, связанными со  стеснительностью.

psiholog-galina.ru

как ему помочь и что делать

Общеизвестно, что не все дети одинаковы. Одни смелые, общительные, другие – робкие, стеснительные, нерешительные. Природа-умница создала нас и наших детей уникальными, с взаимно компенсируемыми недостатками и достоинствами. Идеальных детей, а тем более взрослых, не существует. Да еще как посмотреть: в одних ситуациях одна и та же черта рассматривается как положительная, а в других – как отрицательная. Иногда очень стеснительного ребенка воспринимают как скромного, а то и вежливого.

Еще говорят, что очень стеснительные дети обладают творческими способностями, они наблюдательны, исполнительны, у них сильно развито чувство ответственности. Задача родителей – помочь им реализоваться. И не смотреть с завистью на шалунишек – с теми тоже возникают серьезные проблемы.

Застенчивость, стеснительность, нерешительность, а также тревожность зависят от темперамента ребенка и нередко связываются с низкой самооценкой.

20% детей, показывают исследования, с самого раннего возраста осторожно, нерешительно относятся ко всему новому, отступают, проявляют тревожность, прячутся за маму. Они нерешительны от природы.

Тревожность и застенчивость также может формироваться под воздействием такого фактора как разлука с матерью в раннем возрасте. И строгость родителей ведет к воспитанию тревожности. Ребенок может всю жизнь испытывать также последствия завышенных требований родителей, чрезмерных ожиданий с их стороны.

Как помочь ребенку

Что же делать в такой ситуации? Чтобы предотвратить развитие таких нежелательных качеств у вашего ребенка, постарайтесь следовать таким рекомендациям педагогов и психологов.

1. Не акцентировать внимание на неудачах ребенка, а хвалить его достижения.2. Не сравнивайте его никогда с другими детьми.3. Вселяйте в него уверенность в своих силах.4. Не торопите ребенка, дайте ему освоиться в незнакомом месте, приглядеться, узнать порядки и законы нового окружения, будь то в садике или в новой квартире.5. Не задавайте дважды или трижды вопрос, не переделывайте каждый раз вопрос – каждый вариант для ребенка означает новый стимул, а он не может так быстро переключаться. Вследствие, появляется тревожность, сомнение.5. Не подстегивайте ребенка «быть смелым». Ребенок сам должен почувствовать себя в безопасности, ваши слова «не бойся, тут нет ничего страшного» не дойдут до его сознания. Помочь справится с тревогой и стеснительностью поможет лишь мамина ласка и близость.7. Не кричите на ребенка, тем более в присутствии других детей.8. В общении с тревожным ребенком устанавливайте контакт глаз.9. Не предъявляйте к ребенку чрезмерную требовательность.10. Создавайте для него такие ситуации, в которых он может проявить себя, чтобы он завоевал уважение сверстников.11. Старайтесь давать положительную оценку деятельности стеснительного ребенка, избегая негативных выводов.12. Особенно тщательно родители стеснительных, тревожных детей должны подготовиться к поступлению ребенка в школу: побеседовать с учителем, рассказать ему об особенностях своего ребенка, создать ему все условия для воспитания веры в собственные силы.13. Предоставляйте ребенку свободу, научите его самостоятельно принимать решения, но помогайте ему в трудных ситуациях.

Таким образом, вы поможете своему ребенку опериться и пуститься в свой первый самостоятельный полет в жизни.

forsmallbaby.ru

Почему ребенок стесняется? Советы психолога

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности — заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение — стеснительность / осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность — следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Агрессивность — обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе Марии Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92,250-02-12.

vladmama.ru

Если ваш ребенок стеснительный: причины и как помочь

Взрослые зачастую считают такую черту характера, как стеснительность — недостатком.Но, по мнению специалистов, это абсолютно не так. Стеснительный и скромный ребенок вполне может быть успешным и счастливым, все зависит лишь от того, как родители будут воспринимать эту черту. В каком свете они ее преподнесут своему ребенку.

Какова роль родителей в понимании ребенком стеснительности?

Самое главное для ребенка — это мнение родителей. Он смотрит на родителей и понимает, что плохо, а что хорошо. И стеснительность так же зависит от родителей. Если родители вдолбят в голову то, что эта черта — есть недостаток для него, то ребенок, зачастую, на всю жизнь начнет иметь комплекс по поводу своей стеснительности. Но если родители будут всячески поощрять скромность, то из него в будущем вырастет вполне солидный скромный молодой человек или девушка.

Таким образом, вся стеснительность и скромность закладывается в ребенка родителями, и то, как они себя будут вести, в ответ на эту черту характера ребенка зависит его будущее понимание стеснительности.

Стеснительный ребенок может быть вполне счастливым и радостным, и никогда не станет задумываться о своей неполноценности. Но при обратном восприятии ребенка эта черта может серьезно зациклить его на страхе нового общения, знакомства и прочих радостей. Он не сможет подойти и познакомиться со своими сверстниками, не сможет отстоять свою точку зрения, добиться успехов в учебе и, вообще, в жизни.

С чем связана стеснительность у ребенка?

Основной причиной стеснительности является неуверенность в своих силах, в себе. Это высказывается его низкой самооценке. Чтобы заранее предотвратить такой исход, стоит внимательно присмотреться к поведению своего ребенка. Зачастую, такая черта характера выступает еще с малых лет и видно ее по поведению в игре и общении. Очень важно и то — понять, какие ситуации вызывают у ребенка такое чувство. Важно это в том плане, что ребенку стоит рассказать то, что данная ситуации ни в коем случае не должна его смущать. Вообще, стеснительность — это результат низкой самооценки.

С одной стороны хорошо, что ребенок реально смотрит на свои силы, рассчитывает исход событий. Но с другой стороны это вызывает, опять же, неуверенность в себе. Он может аргументировать свою стеснительность тем, что другие дети смеются над ним, подшучивают по поводу его действий, и здесь так же главное — объяснить, что нужно верить в свои силы и что у него все получится. Главное- не сделать ребенку высокую самооценку, нужно дать ему реальные факты, так сказать, «золотую середину» своей самооценке.

Как помочь ребенку в борьбе со своим комплексом?

Самое важно для родителей — не давить на свое чадо морально. Главное, быть с ним мягкими, не стоит расстраивать ребенка по пустякам. Нужно постараться найти в нем положительные черты и делать на них уклон. Для маленьких детей поможет эстетическое восприятие окружающего его мира. Такому ребенку нужно все время объяснять, что хорошо, а что- плохо. Показывать красоту природы и так далее.

Взрослея, ребенок делает уклон уже на свои успехи, поэтому, чтобы избавиться от стеснительности в подростковом возрасте, нужно найти те сферы деятельности, в которых подросток делает значительные успехи. Если таковых нет, то лучше всего начинать с малого, как говориться, «от простого, к сложному», давать ребенку большую самостоятельность. Например, помочь купить какой-либо продукт в магазине самостоятельно; убраться дома; накрыть на стол при гостях. Начиная с таких малых «заданий» ребенок приучится самостоятельности, а значит, будет уверен в своих силах.

Так же важно и то, что ребенка нужно всячески хвалить за свои успехи, поощрять. Если у него что-то не выходит и не получается, то не нужно зацикливаться на этом особое внимание, лучше всего в таком случае просто подойти к нему и помочь. Здесь главное, выполнить все «неудачи» ребенка вместе с ним, чтобы он тоже был задействован в решении своей проблемы. Лучше всего в таком случае помогут опытные советы от родителей, которые подскажут, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Стеснительные дети почти всегда богаты на таланты

Скромные и стеснительные дети зачастую способны творить. Творить в переносном смысле слова, это может быть как талант в искусстве, так и в работе. Обычно, стеснительные дети всегда обдумывают свои поступки — те которые совершили, или те, которые хотят совершить. Поэтому они всегда взвешивают плюсы и минусы исхода из ситуации, за счет чего у таких детей очень развито воображение. А раз есть фантазия, то ребенку нужно дать полет мыслей, обустроить все в его большом внутреннем мире так, чтобы он смог спокойно в любой момент высказать свои мысли, например, рисунками, пением, танцами и другой творческой деятельностью.

Стеснительность зачастую проявляется как защитная реакция организма

Такая черта характера остро требует выплескиваний эмоций наружу. Родители должны чутко следить за ним в плане того, чтобы он совсем не ушел в себя. Если не получается действовать в предотвращении стеснительности самостоятельно, то следует немедленно обратиться к помощи специалистов — психологов. В этом нет ничего страшного, ребенок расскажет ему свои проблемы, психолог сможет достойно объяснить, что стесняться своих поступков вовсе не стоит. Так же родителям важно понять, что прибегать к критике стеснительного ребенка вовсе не нужно. Такой способ может вовсе усугубить положение ребенка в семье и в жизни.

Стеснительный ребенок постоянно нуждается в положительных отзывах о нем, комплиментах. Но не нужно переусердствовать с ними, важно хвалить свое чадо именно за дело, для него важны только оправданные комплименты, и говорить о том, какой он хороший и умничка просто так совершенно не нужно. Такую похвалу он может воспринять как жалкую помощь своих родителей

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Робкий и стеснительный ребенок | детский психолог

Здравствуйте. У меня следующая ситуация: ребенок (мальчик 7 лет) очень робок со сверстниками, боится отстоять себя, защитится, притом дома абсолютно нормальный. Подскажите, пожалуйста, как придать ему уверенность?

Здравствуйте. Спасибо за ваш вопрос.

Для того чтобы как-то помочь ребенку, надо сначала родителям посмотреть на себя и свои отношения с окружающими людьми. Возможно, взрослые, которые проживают с ребенком тоже робкие, стеснительные, предпочитают отмолчаться или отступить в конфликтной ситуации, сосредоточенные на своем внутреннем мире. Если это так, то поведение ребенка закономерно. Он реализует в обществе единственную знакомую ему модель поведения, которую он перенял от папы или мамы.

Так же у меня есть предположение, что данный ребенок не уверен в себе, у него низкая самооценка. Такие дети могут бояться быть отверженными, не принятыми в компании, поэтому и сторонятся социальных контактов. Здесь рекомендация одна, повышать уверенность ребенка в себе, наращивать объем личных достижений. Больше хвалить и замечать его успехи.

Так же может быть, что ребенок не умеет общаться, не знает как вступить в контакт, как познакомиться с другими ребятами, как попросить что-либо. Если это так, то надо прививать ребенку коммуникативные навыки, учить его общаться. Рассказывать ему, как можно познакомиться с мальчиками и девочками, как и какими словами попроситься в игру, как защитить себя и свою собственность в конфликтной ситуации.  Это могут сделать родители. Так же хорошо бы найти в вашем городе тренинг коммуникативных навыков для детей данного возраста, или какой-нибудь кружок, где детей учат общаться.

Но возможно, застенчивость, скромность, интровертность  — это природные черты характера данного ребенка, его уникальный склад личности. Беспокоит ли эта проблема ребенка, или только вас? Есть ли у ребенка хотя бы один близкий друг? Если есть друг и ребенка не беспокоит его малообщительность, то возможно проблема только в вашем восприятии данной ситуации.

В любом случае, для точного установления проблемы, обратитесь за личной консультацией к профессиональному детскому психологу.

Детский и подростковый психолог, Нина Ливенцова

 

mypsycho.ru

Как помочь ребенку преодолеть стеснительность? - Семь-я - Статьи

Автор: Татьяна Шишова

- Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

- Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

- Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Обеспечивайте ребенка вещами, которые могут выполнить роль посредников между ним и другими детьми. Прежде всего, игрушками и играми, которыми он может с ними поделиться.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Фото: Татьяна Балашова

Стимулы и обязанностиЖенщина в семье и обществе

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

www.pravklin.ru